Аки-дзё
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2007 г. ) |
Айки-дзё ( кандзи : 合気杖 Хирагана : あいきじょう) — это название, данное специально набору боевых искусств, техник практикуемых с помощью дзё (деревянного посоха длиной около четырех футов) в соответствии с принципами айкидо . Техники Дзё были введены в айкидо Морихеем Уэсибой , основателем айкидо. [ 1 ] и далее развит Морихиро Сайто , одним из самых выдающихся учеников Уэсибы.
Развитие айки-дзё
[ редактировать ]Большая часть программы айки-дзё была разработана Морихеем Уэсибой (植芝 盛平 Уэсиба Морихей , 1883–1969) в его додзё в Иваме , Япония , в то же время он разработал тренировку айкидо с мечом (называемую айки-кен ). Хорошо документировано, что Уэсиба изучал несколько различных стилей боевых искусств, включая искусство владения копьем ( содзюцу ) и современное искусство штыка или « Дзюкендо ». Техники айки-дзё, которым обучал Уэсиба, представляли собой квинтэссенцию и модификацию этого обучения с упором на использование дзё как метода совершенствования техник айкидо с пустыми руками. [ 2 ] Некоторые практикующие традиционные японские боевые искусства отмечают, что техники айки-дзё больше похожи на дзюкендо (штыковый бой, который Уэсиба изучал во время русско-японской войны ), чем на классическое японское копье Содзюцу и посох Бодзюцу . [ 3 ]
Обратите внимание, что практика Айки-дзё не является универсальной. Некоторые школы айкидо включают тренировки с оружием, не связанные с айки-дзё, а другие полностью отказываются от тренировок с оружием.
Практика Айки-дзё
[ редактировать ]Практика Айки-дзё может помочь выявить ошибки в технике айкидо с пустыми руками ученика и дает возможность применять принципы айкидо в различных ситуациях. Сайто систематизировал три набора техник: первый из них состоит из двадцати субури (одиночных режущих упражнений), второй - из десяти партнерских форм, а третий - из двух ката (сольных форм). В некоторых додзё также практикуется джию-ваза , вооружённая дзё (техника вольного стиля без заранее определённой формы атаки и ответа).
Субури
[ редактировать ]Субури ( 素振り:すぶり ) , слово, которое буквально переводится как «элементарное раскачивание», используется для обозначения основных сольных движений айки-дзё, разработанных Сайто как квинтэссенция форм и совместной практики.
Существует двадцать субури айки-дзё . Они разделены на подгруппы и названы следующим образом (данный английский является приблизительным переводом): [ 4 ]
- Пять толкающих ( цуки ) движений
1. Прямая тяга ( тёку-цуки )
2. Встречный удар каэси ( цуки - )
3. Тыльный толчок ( обратный толчок , уширо-цуки )
низкий ( цуки встречный удар 4. Удар , гедан -гаэси )
5. Выпад, высокий контрудар цуки ( учи дзёдан -гаэси - )
- Пять ударных ( учи , учи ) движений
6. Шагающий удар передней частью головы ( шагающий удар передней частью головы , сёмэньючикоми )
7. Повторяющийся шагающий ( удар учикоми рендзоку ).
8. Удар в голову, низкий контрудар гедан менъучи ( -гаэси )
9. Удар головой, удар сзади уширо мэньучи ( -цуки )
10. Обратный удар боковой стороной головы, укол сзади - ( гяку ёкомэн усиро-цуки )
- одной рукой ( одной рукой , кататэ ) Три движения
11. Низкий прием одной рукой кататэ ( гедан -гаэси )
12. Удар одной рукой на расстоянии кататэ ( тома -учи )
13. Прием «восьмеркой» ( одной рукой гаэси кататэ хати-но-дзи ).
- «восьмерки» ( 八相 , хассо ). Пять движений
-восьмерка удар Контр . , 14.
15. Прием «восьмерка», укол - ( Хассо гаэси цуки ).
16. Прием «восьмерка», удар сзади - ( хассо гаэси уширо-цуки ).
«восьмерка удар , » сзади . 17. Прием
18. Прием «восьмерка», подсечка сзади - хассо ( гаэси уширо-барай ).
- Два плавных ( флоу , нагаре ) движения
19. Плавный контрудар ( плавный левый контрудар , хидари нагаре-гаэси-учи )
20. Поточный встречный выпад вправо ( Встречный выпад вправо , миги нагаре-гаэси-цуки )
Кумидзё
[ редактировать ]Практика айки-дзё в партнёрских формах называется кумидзё ( 組杖 ) , что означает пересечение/встречу посохов. десять кумидзё В учебной программе Сайто по айки-дзё . Первоначально Уэсиба обучал различным парным упражнениям и техникам с использованием дзё , а Сайто изначально систематизировал их в отдельные серии из семи таких парных упражнений. В 1983 году Сайто собирался провести публичную демонстрацию и разработал еще три кумидзё в то же время .
Кумидзё учит учеников , как поочередно контролировать центральную линию и отходить от нее, чтобы избежать атак, а также, среди прочего, как сливаться с атаками противника. Также преподаются импровизационные вариации кумидзё ( называемые хэнка ), которые обычно приводят к тому, что форма кумидзё заканчивается раньше, когда один человек пользуется преимуществом, чтобы ударить или бросить другого.
Сказать
[ редактировать ]Ката , что означает просто «формы», обычно выполняются в одиночку и используют заранее определенную серию техник, практикуемых против воображаемого противника. В учебной программе айки-дзё есть три основных ката. Первое называется « Сандзюичи-но Дзё », обычно называемое на английском языке « Ката Тридцати одного пункта Дзё », и его преподавал Уэсиба. Второй — « Дзюсан но Дзё »; «Тринадцать пунктов Джо Ката ». Третий — « Року но дзё ». Существуют также хорошо известные партнерские версии этих форм, называемые бункай .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лоури, Д. (1987): Джо: Искусство японского короткого нотоносца (стр. 27). Бербанк, Калифорния: Охара. ( ISBN 978-0-89750-116-3 )
- ^ Кликштейн, Брюс (1987). Живое айкидо: форма, тренировка, суть . Североатлантические книги. ISBN 978-0938190868 .
- ^ Томас А. Грин; Джозеф Р. Свинт (11 июня 2010 г.). Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО. п. 580. ИСБН 978-1-59884-244-9 .
- ^ Багот, Брайан Н. (1992). Айкидо: традиционное искусство и современный спорт . Кровуд Пресс. стр. 111–133.