Jump to content

Ангампора

Ангампора
Техника захвата Ангампоры и Коратота Ангам Мадува
Фокус Удары , Борьба
Страна происхождения Шри-Ланка
Известные практики Десять гигантских воинов
олимпийский вид спорта Нет
Значение Боди-бой

Ангампора — сингальское боевое искусство , сочетающее в себе боевые приемы, самооборону , спорт , упражнения и медитацию. [1] [2] Ключевым компонентом ангампоры является одноименный ангам , который включает в себя рукопашный бой, и иллангам , включающий использование местного оружия, такого как етуну кадува , посохи, ножи и мечи. [3] [4] другой компонент, известный как майя ангам , который использует заклинания и заклинания для боя. Говорят, что существовал и [5] Отличительная особенность Ангампоры заключается в использовании точечных атак, чтобы причинить боль или навсегда парализовать противника. Бойцы обычно используют как ударные , так и захватывающие техники и сражаются до тех пор, пока противник не окажется в захвате , из которого они не могут выйти. Использование оружия является дискреционным. Периметры боевых действий определены заранее, и в некоторых случаях это яма. [5] [6]

Ряд картин, связанных с ангампорой, можно найти в буддийских храмах Шри-Ланки. К ним относятся Эмбекка Девалая , Гадаладения Раджамаха Вихарая, Храм Зуба , Саман Девалая ( Ратнапура ) и Ланкатхилака Раджамаха Вихарая . [7] [8]

Этимология

[ редактировать ]

Название «Ангампора» происходит от сингальского слова «анга» — коренного слова «тело», обозначающего физический бой, и «пора» , что означает борьбу. В широком смысле это означает боевое искусство, в котором используются конечности без использования оружия. [9] (рукопашный бой) [5]

Резьба по дереву в Эмбекка Девалая , изображающая бойцов ангама в одном из главных замков, 14 век нашей эры.

Согласно апокрифическому сингальскому фольклору, история ангампоры насчитывает 3000 лет. [10] [ мертвая ссылка ] инициаторами которого идентифицировано племя якша (одно из четырех «хела» - древних племен, населявших остров). Два древних сценария, названные Варга Пурникава и Панча Ракхавалия, идут еще дальше, называя девять отшельников основателями. [10] Фольклор далее описывает Рана Равану, мифического воина, который, как говорят, жил 5000 лет назад, как самого устрашающего воина-ангама всех времен. [11]

Демонстрация оружия

Средневековый период

[ редактировать ]

Шри-Ланки Практика процветала в средневековый период , когда Бхуванекабаху VI из Котте в успешной кампании по завоеванию Королевства Джафна включал в себя бойцов, преуспевающих в этом искусстве. [12] Потомкам героини по имени Менике или Дисапатиния, которая жила примерно в это время, приписывают выживание этого вида искусства в последующие века: одетая в мужскую одежду, она, как говорят, победила убийцу своего отца в бою внутри глубокой ямы, известной как ура линда (свиная яма) во время исторического боя. [1] [13] Бойцы Ангампоры также сражались вместе с армией Маядунне из Ситаваки в битве при Мюллерияве в 1562 году . [14] Тикири Банда, он же Раджасинха I из Ситаваки , сменивший Маядунне, стал верным спонсором этого искусства. [11]

Существовали две основные школы ангампоры, Маруваллия и Судхалия, которые регулярно сражались друг с другом (в боях, известных как ангам-котагэма ) в присутствии царя. [15] Руководители школ были известны как Маруваллия Мухандирам Ниламе и Судхалае Мухандирам Ниламе соответственно. [7] Хижины, используемые бойцами ангампоры для тренировок, были известны как ангам маду и были построены в соответствии с концепциями Гебим Шастрайи , традиционной философской системы архитектуры. [16]

Современный период

[ редактировать ]

Методы ангама использовались местными жителями в их сопротивлении первым колониальным оккупантам прибрежных районов острова. [17]

С приходом колониального правления над всем островом в 1815 году Ангампора вышла из употребления и, как утверждалось, почти утрачена как часть наследия страны. В Интернете широко распространено утверждение, что британская колониальная администрация под руководством Роберта Браунригга незадолго до того, как к 1818 году взяла под полный контроль весь остров, [18] якобы выпустил бюллетень, запрещающий эту практику в 1817 году, «полагая, что население, обученное рукопашному бою, будет труднее контролировать». [19] Предполагаемые меры против практикующих включали в себя поджоги всех анган-маду (хижин для занятий боевыми искусствами) и простреливание правонарушителям коленей, нанося им увечья. [12] [20]

Вопреки заявлениям XXI века о том, что боевые искусства были запрещены или преследовались, никаких современных отчетов о таком указе не было. Однако в британском отчете о доколониальном правительстве Королевства Канди упоминаются две признанные судом боевые школы, соперничающие друг с другом, называемые Судалия и Маврувалия , каждую из которых возглавляет чемпион. Им помогали десять мастеров оружия, разбросанных по всей стране, которые обучали будущих практиков. Практикующие проводили при дворе гладиаторские бои, что иногда приводило к конфликтам, напряжению и волнениям между приверженцами школ. [21] По этой причине британская администрация упразднила судебные должности чемпионов по боевым искусствам Судалуя и Марувалия как «ненужные» в 1818 году в рамках реструктуризации местного правительства. [22]

Боевое искусство вновь появилось в районе, известном как Белигал Корале, вокруг Кегалле , после окончания британского колониального правления в 1948 году. [1] Джатика Хела Ангам Шилпа Кала Сангамайя, высший руководящий орган современного искусства, был основан в 2001 году. [12] Министерство культуры и искусств Шри-Ланки также приняло меры по поддержке выживания и сохранения ангампоры: [7] было организовано несколько публичных выставок с целью повышения осведомленности общественности и подогрева интереса к ней. [23] Коллекция оружия, использовавшегося в ангампоре, также выставлена ​​в Национальном музее Коломбо . [24]

Ангампора была героем ряда фильмов и телевизионных драм в Шри-Ланке. Один из таких фильмов, «Ангам» , снятый Анджулой Расангой Вирасингхе, исследует истоки искусства посредством традиционных народных историй и научных исследований. [25] [26] В теледрамах Джаянтхи Чандрасири «Дандубаснаманая» и «Акала Сандхья» также фигурировала ангампора. [3] [27] [28] Эти изображения способствовали недавнему возрождению искусства. [3]

Обучение

[ редактировать ]
Посох против меча и щита

Компонент ангама разделен на три основные дисциплины: гатапутту (блоки и захваты), пора харамба (удары и блоки) и мару кала. (атаки на нервные точки). Гатапутту наносятся на противника с помощью рук, ног или головы бойца. Пора Харамба включает примерно восемнадцать форм наступательных ударов и семь защитных блоков. Мару кала — это компонент, который включает в себя атаки по нервным точкам, способные причинить противнику боль, вызвать серьёзную травму или смерть на определенное время. (Это означает, что в зависимости от нанесенного удара и давления может быть решен вопрос о смерти человека, иногда время может варьироваться от нескольких минут до многих месяцев страданий) [29]

Несколько замков: [29]

  • Дьявол имеет привилегию
  • Катира Гатая
  • Пимбуру Гатая
  • Кто имеет привилегию
  • слон пасся
  • Лин Гатая
  • Конда Гатайя

Несколько наступательных ударов: [29]

  • Дик Гути
  • Чоле
  • Токе
  • Лен Пахара
  • Мити Пахара/Мити Гутия
  • Мити Гулия
  • Веси пахара
  • Атул Пахара
  • Пита Пахара
  • Таллу пахара
  • Очень плохо
Демонстрация меча на вершине холма Коратота

Ожидается, что перед началом практики ученик помедитирует и вознесет заслуги мастеру. Ученик зажигает три лампы, входя в ангам мадува. [12] Студенты также обязуются использовать эту технику исключительно в целях самообороны и защиты своей семьи или страны. [3] Практику начинают с основных разминочных упражнений, постепенно переходя к специальным упражнениям. Техника движения ногами является краеугольным камнем этого искусства боя, а упражнение для ног, называемое мулла панина, является первым навыком, которому обучают, за мелкие ошибки которого жестко наказывают. [30] За этим упражнением следуют более продвинутые техники, такие как Гаман Талава.

Техника рукопашного боя, известная как амарая, является шагом на следующий уровень подготовки. [12] Студент учится наблюдать за слабостями противника и с опытом атаковать слабые места. Для боя используется такое оружие, как суруттувалува/велаюдая (предмет, сделанный из четырех длинных гибких кусков металла с острыми краями с обеих сторон), боевой меч, кети кадува (короткий меч) и тростниковые палки, а также палиха (щит). Всего имеется шестьдесят четыре вида оружия, включая тридцать два варианта меча. [31] Некоторые смертельные атаки Ангама более высокого уровня затрагивают нервную систему ; другие, если они выполняются правильно, могут остановить приток крови к жизненно важным органам, что приведет к параличу или даже смерти. [1] Наряду с этими методами студенты изучают аюрведическую практику, известную как бехет паравал , или медицинские уколы, для устранения последствий таких ударов. [5]

Выпускная церемония, известная как Хеланкада Мангалья, является кульминацией жизни бойца ангампоры и проводится в буддийском храме. [3] Паниккирала , или мастер фехтования, — высшая должность в ангампоре, обозначающая главу конкретной школы. [15] [32] Отличительной особенностью является отсутствие использования знаков отличия, таких как пояса, для обозначения степени компетентности: бойцы-мужчины обычно сражаются с обнаженной грудью. Хотя ангампора предназначена для убийства, она требует от практикующего всегда строгой дисциплины. [1] В крайнем случае бои проводятся внутри глубоких нор. [4]

Изображения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Васала, Чинтана (1 сентября 2007 г.). « Ангампора, местное боевое искусство, необходимо возродить» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  2. ^ Перера, Харши (28 мая 2013 г.). «Ангампора должна снова оказаться в центре внимания» . Ежедневные новости . Проверено 13 марта 2016 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Амарасекара, Джанани (17 июня 2007 г.). «Ангампора — боевые искусства Шри-Ланки» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 4 января 2012 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Дераниягала, Паулюс Эдвард Пиерис (1959). Некоторые сингальские боевые, полевые и водные виды спорта и игры . Коломбо : Национальные музеи Цейлона. стр. 3–18.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Кулатунга, Тушара (22 ноября 2009 г.). «Истинно шри-ланкийское искусство» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  6. ^ Перера, Техака (июль 2010 г.). «Ангампора: боевое искусство королей Шри-Ланки» . angampora.org . Исследуйте Шри-Ланку. Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 20 мая 2012 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с «Искусство боя Ангам» . Министерство культуры и искусств Шри-Ланки . Проверено 12 мая 2012 г.
  8. ^ Сильва, Ревата С. (28 мая 2011 г.). « «Не только спорт» - Часть 12: «Яна Крида» меняется по мере продвижения королевства на восток» . Остров . Проверено 19 мая 2012 г.
  9. ^ «БЕЗОРУДЕННЫЙ» . angampora.com . Проверено 7 декабря 2015 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «История традиции Ангампоры» . korathotaangam.com (на сингальском языке). Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Сильва, Ревата С. (6 августа 2011 г.). «Не только спорт. Часть 21: традиционное боевое искусство Шри-Ланки» . Остров . Проверено 11 мая 2012 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Чикера, Гихан де (17 сентября 2004 г.). «Ангампора: боевое искусство, связанное с королями» . Ежедневное зеркало . Коломбо : Livingheritage.org . Проверено 12 мая 2012 г.
  13. ^ Хевависсенти, Амаль (6 марта 2011 г.). «Женщина-фехтовальщик в Шри-Ланке» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 октября 2015 г.
  14. ^ «Несение народу древней формы боевого искусства» . Санди Таймс . 21 августа 2011 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Патиравитана, С. (4 июня 2004 г.). «Наша первая женщина Дисаве» . Остров . Проверено 12 мая 2012 г.
  16. ^ Сенасингхе, Канчана. «Легенда Маха Раваны: Ангампора, традиционное сингальское боевое искусство» . Шри-Ланкийский институт архитекторов . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
  17. ^ «Шриланкийское шоу традиционных боевых искусств в Коломбо» . Страница Коломбо . Шри-Ланка . 26 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  18. ^ GC Mendis, Цейлон под властью британцев (2005), с. 6
  19. ^ «Извлечение древнего, почти утраченного боевого искусства Шри-Ланки» . 7 июля 2021 г.
  20. ^ Лафферти, Джейми. «Путь Гуру» (PDF) . Журнал «Широкий угол» . Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2011 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  21. ^ Джон Дэви : Отчет о внутренних районах Цейлона и его жителях. О путешествиях по этому острову с 1815 по 1820 год . Лондон, 1821. с. 139, 155, 156. ( Оцифрованная копия в Commons )
  22. ^ Реза Акрам: Ангампора: смертоносное древнее наследие Шри-Ланки . Беханс, 19 июня 2018 г.
  23. ^ Гунаратна, Харишчандра (30 июня 2012 г.). « Санчарака Удава»: МСП в сфере туризма получают равные возможности на равных условиях – Нанаяккара» . Остров . Проверено 19 мая 2012 г.
  24. ^ «Оружие, использованное в «Ангампоре» » . Департамент национальных музеев Шри-Ланки . Проверено 12 мая 2012 г.
  25. ^ « Ангам» — документальный фильм режиссёра Анджулы Расанги Вирасингхе . Гете-Институт . Проверено 11 мая 2012 г.
  26. ^ « Ангам» – фильм – знакомство с древним боевым искусством Шри-Ланки «Ангампора » . sinhalaya.com . 3 января 2011 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  27. ^ Фернандо, Сусита Р. (22 апреля 2007 г.). «Возвращение Оживителя» . Санди Таймс . Проверено 11 мая 2012 г.
  28. ^ «Ангампора возродилась» . asianmirror.lk . 28 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с «Бой без оружия (ангампора)» . angampora.org . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  30. ^ «Бандара будет продвигать «Ангампору» » . Ежедневные новости . 24 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г. . Проверено 19 мая 2012 г.
  31. ^ «Вооруженный бой» . angampora.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  32. ^ Коддрингтон, HW (1996). Словарь родных, иностранных и англизированных слов, обычно используемых на Цейлоне в официальной переписке и других документах . Нью-Дели : Азиатские образовательные услуги . п. 44. ИСБН  978-81-206-1202-0 .
  33. ^ Хеттиараччи, Кумудини (12 сентября 2010 г.). «Удар из прошлого» . Санди Таймс . Проверено 27 октября 2015 г.
  34. ^ Кулатунга, Тушара (22 ноября 2009 г.). «Истинно шри-ланкийское искусство» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 года . Проверено 27 октября 2015 г.
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео воссоздание Ангампоры
значок видео воссоздание Ангампоры
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e17238e7bf93b6b465f9ffb9c8ebd37__1713558000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/37/4e17238e7bf93b6b465f9ffb9c8ebd37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Angampora - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)