Ангампора
![]() Техника захвата Ангампоры и Коратота Ангам Мадува | |
Фокус | Удары , Борьба |
---|---|
Страна происхождения | Шри-Ланка |
Известные практики | Десять гигантских воинов |
олимпийский вид спорта | Нет |
Значение | Боди-бой |
Ангампора — сингальское боевое искусство , сочетающее в себе боевые приемы, самооборону , спорт , упражнения и медитацию. [1] [2] Ключевым компонентом ангампоры является одноименный ангам , который включает в себя рукопашный бой, и иллангам , включающий использование местного оружия, такого как етуну кадува , посохи, ножи и мечи. [3] [4] другой компонент, известный как майя ангам , который использует заклинания и заклинания для боя. Говорят, что существовал и [5] Отличительная особенность Ангампоры заключается в использовании точечных атак, чтобы причинить боль или навсегда парализовать противника. Бойцы обычно используют как ударные , так и захватывающие техники и сражаются до тех пор, пока противник не окажется в захвате , из которого они не могут выйти. Использование оружия является дискреционным. Периметры боевых действий определены заранее, и в некоторых случаях это яма. [5] [6]
Ряд картин, связанных с ангампорой, можно найти в буддийских храмах Шри-Ланки. К ним относятся Эмбекка Девалая , Гадаладения Раджамаха Вихарая, Храм Зуба , Саман Девалая ( Ратнапура ) и Ланкатхилака Раджамаха Вихарая . [7] [8]
Этимология
[ редактировать ]Название «Ангампора» происходит от сингальского слова «анга» — коренного слова «тело», обозначающего физический бой, и «пора» , что означает борьбу. В широком смысле это означает боевое искусство, в котором используются конечности без использования оружия. [9] (рукопашный бой) [5]
История
[ редактировать ]Миф
[ редактировать ]
Согласно апокрифическому сингальскому фольклору, история ангампоры насчитывает 3000 лет. [10] [ мертвая ссылка ] инициаторами которого идентифицировано племя якша (одно из четырех «хела» - древних племен, населявших остров). Два древних сценария, названные Варга Пурникава и Панча Ракхавалия, идут еще дальше, называя девять отшельников основателями. [10] Фольклор далее описывает Рана Равану, мифического воина, который, как говорят, жил 5000 лет назад, как самого устрашающего воина-ангама всех времен. [11]
Средневековый период
[ редактировать ]Шри-Ланки Практика процветала в средневековый период , когда Бхуванекабаху VI из Котте в успешной кампании по завоеванию Королевства Джафна включал в себя бойцов, преуспевающих в этом искусстве. [12] Потомкам героини по имени Менике или Дисапатиния, которая жила примерно в это время, приписывают выживание этого вида искусства в последующие века: одетая в мужскую одежду, она, как говорят, победила убийцу своего отца в бою внутри глубокой ямы, известной как ура линда (свиная яма) во время исторического боя. [1] [13] Бойцы Ангампоры также сражались вместе с армией Маядунне из Ситаваки в битве при Мюллерияве в 1562 году . [14] Тикири Банда, он же Раджасинха I из Ситаваки , сменивший Маядунне, стал верным спонсором этого искусства. [11]
Существовали две основные школы ангампоры, Маруваллия и Судхалия, которые регулярно сражались друг с другом (в боях, известных как ангам-котагэма ) в присутствии царя. [15] Руководители школ были известны как Маруваллия Мухандирам Ниламе и Судхалае Мухандирам Ниламе соответственно. [7] Хижины, используемые бойцами ангампоры для тренировок, были известны как ангам маду и были построены в соответствии с концепциями Гебим Шастрайи , традиционной философской системы архитектуры. [16]
Современный период
[ редактировать ]Методы ангама использовались местными жителями в их сопротивлении первым колониальным оккупантам прибрежных районов острова. [17]
С приходом колониального правления над всем островом в 1815 году Ангампора вышла из употребления и, как утверждалось, почти утрачена как часть наследия страны. В Интернете широко распространено утверждение, что британская колониальная администрация под руководством Роберта Браунригга незадолго до того, как к 1818 году взяла под полный контроль весь остров, [18] якобы выпустил бюллетень, запрещающий эту практику в 1817 году, «полагая, что население, обученное рукопашному бою, будет труднее контролировать». [19] Предполагаемые меры против практикующих включали в себя поджоги всех анган-маду (хижин для занятий боевыми искусствами) и простреливание правонарушителям коленей, нанося им увечья. [12] [20]
Вопреки заявлениям XXI века о том, что боевые искусства были запрещены или преследовались, никаких современных отчетов о таком указе не было. Однако в британском отчете о доколониальном правительстве Королевства Канди упоминаются две признанные судом боевые школы, соперничающие друг с другом, называемые Судалия и Маврувалия , каждую из которых возглавляет чемпион. Им помогали десять мастеров оружия, разбросанных по всей стране, которые обучали будущих практиков. Практикующие проводили при дворе гладиаторские бои, что иногда приводило к конфликтам, напряжению и волнениям между приверженцами школ. [21] По этой причине британская администрация упразднила судебные должности чемпионов по боевым искусствам Судалуя и Марувалия как «ненужные» в 1818 году в рамках реструктуризации местного правительства. [22]
Боевое искусство вновь появилось в районе, известном как Белигал Корале, вокруг Кегалле , после окончания британского колониального правления в 1948 году. [1] Джатика Хела Ангам Шилпа Кала Сангамайя, высший руководящий орган современного искусства, был основан в 2001 году. [12] Министерство культуры и искусств Шри-Ланки также приняло меры по поддержке выживания и сохранения ангампоры: [7] было организовано несколько публичных выставок с целью повышения осведомленности общественности и подогрева интереса к ней. [23] Коллекция оружия, использовавшегося в ангампоре, также выставлена в Национальном музее Коломбо . [24]
Ангампора была героем ряда фильмов и телевизионных драм в Шри-Ланке. Один из таких фильмов, «Ангам» , снятый Анджулой Расангой Вирасингхе, исследует истоки искусства посредством традиционных народных историй и научных исследований. [25] [26] В теледрамах Джаянтхи Чандрасири «Дандубаснаманая» и «Акала Сандхья» также фигурировала ангампора. [3] [27] [28] Эти изображения способствовали недавнему возрождению искусства. [3]
Обучение
[ редактировать ]Компонент ангама разделен на три основные дисциплины: гатапутту (блоки и захваты), пора харамба (удары и блоки) и мару кала. (атаки на нервные точки). Гатапутту наносятся на противника с помощью рук, ног или головы бойца. Пора Харамба включает примерно восемнадцать форм наступательных ударов и семь защитных блоков. Мару кала — это компонент, который включает в себя атаки по нервным точкам, способные причинить противнику боль, вызвать серьёзную травму или смерть на определенное время. (Это означает, что в зависимости от нанесенного удара и давления может быть решен вопрос о смерти человека, иногда время может варьироваться от нескольких минут до многих месяцев страданий) [29]
Несколько замков: [29]
- Дьявол имеет привилегию
- Катира Гатая
- Пимбуру Гатая
- Кто имеет привилегию
- слон пасся
- Лин Гатая
- Конда Гатайя
Несколько наступательных ударов: [29]
- Дик Гути
- Чоле
- Токе
- Лен Пахара
- Мити Пахара/Мити Гутия
- Мити Гулия
- Веси пахара
- Атул Пахара
- Пита Пахара
- Таллу пахара
- Очень плохо

Ожидается, что перед началом практики ученик помедитирует и вознесет заслуги мастеру. Ученик зажигает три лампы, входя в ангам мадува. [12] Студенты также обязуются использовать эту технику исключительно в целях самообороны и защиты своей семьи или страны. [3] Практику начинают с основных разминочных упражнений, постепенно переходя к специальным упражнениям. Техника движения ногами является краеугольным камнем этого искусства боя, а упражнение для ног, называемое мулла панина, является первым навыком, которому обучают, за мелкие ошибки которого жестко наказывают. [30] За этим упражнением следуют более продвинутые техники, такие как Гаман Талава.
Техника рукопашного боя, известная как амарая, является шагом на следующий уровень подготовки. [12] Студент учится наблюдать за слабостями противника и с опытом атаковать слабые места. Для боя используется такое оружие, как суруттувалува/велаюдая (предмет, сделанный из четырех длинных гибких кусков металла с острыми краями с обеих сторон), боевой меч, кети кадува (короткий меч) и тростниковые палки, а также палиха (щит). Всего имеется шестьдесят четыре вида оружия, включая тридцать два варианта меча. [31] Некоторые смертельные атаки Ангама более высокого уровня затрагивают нервную систему ; другие, если они выполняются правильно, могут остановить приток крови к жизненно важным органам, что приведет к параличу или даже смерти. [1] Наряду с этими методами студенты изучают аюрведическую практику, известную как бехет паравал , или медицинские уколы, для устранения последствий таких ударов. [5]
Выпускная церемония, известная как Хеланкада Мангалья, является кульминацией жизни бойца ангампоры и проводится в буддийском храме. [3] Паниккирала , или мастер фехтования, — высшая должность в ангампоре, обозначающая главу конкретной школы. [15] [32] Отличительной особенностью является отсутствие использования знаков отличия, таких как пояса, для обозначения степени компетентности: бойцы-мужчины обычно сражаются с обнаженной грудью. Хотя ангампора предназначена для убийства, она требует от практикующего всегда строгой дисциплины. [1] В крайнем случае бои проводятся внутри глубоких нор. [4]
Изображения
[ редактировать ]- Программа для двоих с посохом
- Бой на мечах и щитах
- Летающий удар
- Безоружный бой
- Оружие для тренировок и боевых искусств
- Ангампорский боец с мечом [33]
- Ангампорский боец с мечом и щитом [34]
- Палочный бой
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Васала, Чинтана (1 сентября 2007 г.). « Ангампора, местное боевое искусство, необходимо возродить» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ Перера, Харши (28 мая 2013 г.). «Ангампора должна снова оказаться в центре внимания» . Ежедневные новости . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Амарасекара, Джанани (17 июня 2007 г.). «Ангампора — боевые искусства Шри-Ланки» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 4 января 2012 года . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дераниягала, Паулюс Эдвард Пиерис (1959). Некоторые сингальские боевые, полевые и водные виды спорта и игры . Коломбо : Национальные музеи Цейлона. стр. 3–18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кулатунга, Тушара (22 ноября 2009 г.). «Истинно шри-ланкийское искусство» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ Перера, Техака (июль 2010 г.). «Ангампора: боевое искусство королей Шри-Ланки» . angampora.org . Исследуйте Шри-Ланку. Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 20 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Искусство боя Ангам» . Министерство культуры и искусств Шри-Ланки . Проверено 12 мая 2012 г.
- ^ Сильва, Ревата С. (28 мая 2011 г.). « «Не только спорт» - Часть 12: «Яна Крида» меняется по мере продвижения королевства на восток» . Остров . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ «БЕЗОРУДЕННЫЙ» . angampora.com . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История традиции Ангампоры» . korathotaangam.com (на сингальском языке). Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сильва, Ревата С. (6 августа 2011 г.). «Не только спорт. Часть 21: традиционное боевое искусство Шри-Ланки» . Остров . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чикера, Гихан де (17 сентября 2004 г.). «Ангампора: боевое искусство, связанное с королями» . Ежедневное зеркало . Коломбо : Livingheritage.org . Проверено 12 мая 2012 г.
- ^ Хевависсенти, Амаль (6 марта 2011 г.). «Женщина-фехтовальщик в Шри-Ланке» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ «Несение народу древней формы боевого искусства» . Санди Таймс . 21 августа 2011 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Патиравитана, С. (4 июня 2004 г.). «Наша первая женщина Дисаве» . Остров . Проверено 12 мая 2012 г.
- ^ Сенасингхе, Канчана. «Легенда Маха Раваны: Ангампора, традиционное сингальское боевое искусство» . Шри-Ланкийский институт архитекторов . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «Шриланкийское шоу традиционных боевых искусств в Коломбо» . Страница Коломбо . Шри-Ланка . 26 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ GC Mendis, Цейлон под властью британцев (2005), с. 6
- ^ «Извлечение древнего, почти утраченного боевого искусства Шри-Ланки» . 7 июля 2021 г.
- ^ Лафферти, Джейми. «Путь Гуру» (PDF) . Журнал «Широкий угол» . Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2011 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ Джон Дэви : Отчет о внутренних районах Цейлона и его жителях. О путешествиях по этому острову с 1815 по 1820 год . Лондон, 1821. с. 139, 155, 156. ( Оцифрованная копия в Commons )
- ^ Реза Акрам: Ангампора: смертоносное древнее наследие Шри-Ланки . Беханс, 19 июня 2018 г.
- ^ Гунаратна, Харишчандра (30 июня 2012 г.). « Санчарака Удава»: МСП в сфере туризма получают равные возможности на равных условиях – Нанаяккара» . Остров . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ «Оружие, использованное в «Ангампоре» » . Департамент национальных музеев Шри-Ланки . Проверено 12 мая 2012 г.
- ^ « Ангам» — документальный фильм режиссёра Анджулы Расанги Вирасингхе . Гете-Институт . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ « Ангам» – фильм – знакомство с древним боевым искусством Шри-Ланки «Ангампора » . sinhalaya.com . 3 января 2011 года . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ Фернандо, Сусита Р. (22 апреля 2007 г.). «Возвращение Оживителя» . Санди Таймс . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ «Ангампора возродилась» . asianmirror.lk . 28 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бой без оружия (ангампора)» . angampora.org . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ «Бандара будет продвигать «Ангампору» » . Ежедневные новости . 24 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г. . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ «Вооруженный бой» . angampora.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ Коддрингтон, HW (1996). Словарь родных, иностранных и англизированных слов, обычно используемых на Цейлоне в официальной переписке и других документах . Нью-Дели : Азиатские образовательные услуги . п. 44. ИСБН 978-81-206-1202-0 .
- ^ Хеттиараччи, Кумудини (12 сентября 2010 г.). «Удар из прошлого» . Санди Таймс . Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ Кулатунга, Тушара (22 ноября 2009 г.). «Истинно шри-ланкийское искусство» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 года . Проверено 27 октября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
- Angampora.org - боевое искусство Шри-Ланки
- Ангампора! Шри-Ланкийские боевые искусства