Хуэйен Лалонг
Также известен как |
|
---|---|
Страна происхождения | ![]() |
Создатель | Нонгда Лайрен Пахангба (согласно традиции Мэйтей ) |
олимпийский вид спорта | Нет |

Хуэйен Лаллонг — Мэйтей традиционное боевое искусство . Это одно из индийских боевых искусств , зародившееся в Манипуре . [ 1 ] На Мэйтей языке Хуэйен означает войну, тогда как Лаллонг или Ланлун могут означать сеть, знание или искусство. Хуэйен Ланглон состоит из двух основных подформ: Тханг-Та (вооруженный бой) и Сарит Сарак (рукоружный бой). Основное оружие Хуэйен Лаллонга — Тханг (меч) и Та (копье). Копье можно использовать в неракетном виде вблизи или бросить издалека. Другое оружие включает щит и топор. Рукопашный бой включает в себя удары руками, ногами и борьбу ( Мукна ). за Мьянмой культурного сходства Манипура и географической близости с хуен Из - ланглон тесно связан с бирманскими бандо и баншаем .
Аспект Тханг-Та хуен ланглон можно практиковать тремя способами: ритуалом, демонстрацией и боем. Первый путь связан с тантрическими практиками и носит исключительно ритуальный характер. Второй способ представляет собой зрелищное представление с танцами с мечами и копьями. Эти процедуры можно превратить в настоящие боевые практики. Третий путь – настоящее боевое применение.
Тханг-Та имеет связь с некоторыми военными танцами, часто стирая грань между танцем и боевыми формами , такими как Тханг-хайрол (танец с мечами) и Кусарол (танец с копьем). Многие ритуальные танцы в Манипуре традиционно исполнялись мастерами боевых искусств, например, танец с копьем на похоронах или священный танец Тэнкоу . Движения меча в танце призваны либо символизировать защиту, либо отгонять злых духов. [ 2 ] В результате это часть классического танца Манипури . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Все, что можно почерпнуть о древней истории хуен ланглона, взято из гимнов и легенд. Фольклор связывает создание гуен ланглона и связанных с ним танцев с местными богами-анимистами. Манипур представлял собой долину, защищенную холмами от соседних индуистских, бирманских и китайских королевств. Жители долины были разделены на семь родственных кланов, известных как ек , салаи или пана . Это были Манганг , Луванг , Хуман , Ангом , Мойранг , Хаба-Нганба и Саранг Лейшангтем . [ 6 ] До своего объединения в единую общину мейтей каждый из этих кланов управлял отдельными княжествами, за которые воевал между собой.
Самые ранние письменные упоминания о хуен ланглоне происходят из Пуйи или письменных записей, переданных потомкам предками Мейтеев. [ 7 ] [ циклическая ссылка ] , в которых записана история королевской семьи Манипура архаичным письмом Мэйтей. Чайнарол -Пуя подробно описывает этику дуэлей. Бои проходили по строгим правилам поведения и нарушать их было позорно и грешно. Когда бойцу бросают вызов, день боя назначается, чтобы дать время подготовить оружие. Предоставить противнику первый шанс пустить стрелу или бросить копье считалось особенно смелым. Сама дуэль не обязательно заканчивалась смертью и обычно заканчивалась, как только проливалась первая кровь. Однако ожидалось, что победитель обезглавит проигравшего. Либо перед дуэлью, либо перед обезглавливанием бойцы делились едой и вином, приготовленными их женами. Если об этом было запрошено заранее, тело проигравшего может быть кремировано. Головы брали в качестве трофеев, как это было принято среди охотников за головами северо-восточной Индии. Существовали табу, например, не убивать противника, который убегает, просит или плачет от страха, или любого, кто просит защиты.
До этого момента большинство бойцов были простолюдинами, которые также служили воинами. Лойямба Шиньен (1074–1122 гг. н.э.) ввел вооруженные силы или лалап , а король Пуншиба (1404–1432 гг. н.э.) создал постоянный военный департамент, известный как Шингчеп Мейра Хайджурои , проложив путь королям-завоевателям 15 века. Королева-воин Линтоингамби успешно разбила набеги соплеменников Тангхул, пока король отсутствовал. Ее муж Мейдингу Нинттоу Кхомба воспользовался своими хорошо обученными воинами и расширил территорию королевства. Их сын Мейдингу Сенби Киямба , знаток копья, в конце концов завоевал Шанское королевство Кьянг.
Мейдингу Памхейба (1709–1748 гг. н. э.) считается одним из величайших королей Манипура. Он усовершенствовал систему lallup , сделав обязанностью каждого мужчины старше 16 лет служить государству 10 раз в 40 дней. Таким образом, каждый человек служил государству около 90 дней в году, изучая боевые искусства как часть своего обучения. Таким образом, Манипур не имел настоящей постоянной армии и полагался на защиту отдельных воинов. Развитие армии Памхейбой принесло свои плоды. Его воины сражались с Трипурой и бирманским королевством Ава, расширив власть Мейтея до Качара . Конфликт с бирманцами продолжался на протяжении 18 и 19 веков, кульминацией которого стала Чахи-Тарет Хунтакпа или Семилетнее опустошение. Поскольку мушкеты не были широко доступны, мечи и копья оставались основным оружием как бирманской армии, так и армии мейтей.
С 1891 по 1947 год британские колонисты запрещали боевые искусства, владение оружием, дуэли на смерть и другие жестокие обычаи среди коренного населения Индии. Запрет было несколько сложно обеспечить из-за изоляции региона. Соседний народ нагов особенно практиковал охоту за головами на памяти живущих. Тем не менее, модернизация и принятие христианства уничтожили большую часть местной культуры, особенно после Второй мировой войны. Медитативные практики хуен ланглон были почти утеряны до того, как Индия обрела независимость. Сегодня это самое популярное из Мэйтей . боевых искусств [ 8 ] практикуют мужчины и женщины. Чаще всего это проявляется в демонстрациях в культурных программах. [ 8 ]
В последние годы хуен ланглон пропагандируется по всей Индии как вид спорта и как тактический предмет самообороны. Соревнования проводятся ежегодно на уровне школы, округа, штата и страны. Пропаганда хуен ланглона как вида спорта способствовала его распространению и распространению из Манипура на всю Индию, особенно в Джамму и Кашмир. Манипур и Джамму и Кашмир являются самыми сильными соперниками на национальном уровне. В 2009 году Гурумаюм Гуракишор Шарма , ведущий представитель и преподаватель хуен ланглона, получил высокую награду Падма Шри от правительства Индии за вклад в сохранение и развитие этого искусства. [ 9 ] [ 10 ]
Самая крупная школа обучения - Академия Хуен Ланглон Тханг-Та, которая проводит демонстрации на культурных шоу.
Обучение
[ редактировать ]Как и во всех индийских боевых искусствах , обучение начинается с шагов, а затем основных ударов мечом. Основная стойка меча — это поза льва, при которой тело наклоняется вперед, одна нога вытянута назад, а другая согнута вперед. Ступни находятся примерно на ширине плеч и образуют угол 45 градусов. Эта позиция подчеркивает фидуп или спираль, обеспечивающую пружинящее действие. На более высоких уровнях представители нарезают кусочки арбуза на тело человека, не причиняя при этом никаких травм. В конечном итоге это делается с завязанными глазами.
Техника копья считается более сложной и изучается после владения мечом. Копье подчеркивает пханбу , отверстие тела, имеющее две формы: нонгпхан, имитирующий простор неба, и лейфал, имитирующий простор земли. Вообще говоря, копье требует большей нагрузки на нижнюю часть тела, тогда как меч требует большей нагрузки на верхнюю часть тела. Техникам владения оружием голыми руками ( сарит сарак или шарит шарак ) обучают только тогда, когда ученик приобрел навыки ведения вооруженного боя. Физическая сторона тхан-та со временем дополняется дыхательными упражнениями ( нингша канглон ), традиционной медициной ( лайенг канглон ), медитацией ( хириконба ) и священными танцами ( тенгурон ).
Спарринги проводятся на круглой арене длиной 30 футов. Существует два метода спарринга: пхунаба-ама и пхунаба-анишуба . В пхунаба -ама участники владеют двухфутовым чейби (дубиной) в кожаном чехле в паре с кожаным чунгой (щитом) диаметром один фут. Один матч состоит из двух трехминутных раундов с одной минутой отдыха между ними. На один матч назначаются один центральный судья, шесть бомбардиров, один секундометрист и один или два главных судьи. Другая форма спарринга, пхунаба анишуба , идентична, за исключением того, что разрешены удары ногами и нет щитов. Эти формы спарринга, в которых дубинки или чейби имитируют мечи, называются чейби чайнаба (столкновение шейби).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тханг Та - танец боевых искусств. Архивировано 22 июня 2013 г. в Wayback Machine , India-north-east.com.
- ^ «Тханг Та: Боевое искусство Манипура» .
- ^ Чоудхури, Тапати (13 мая 2016 г.). «Жемчужина путешествия» . Индус .
- ^ https://www.esamskriti.com/essays/pdf/14-dec-manipuri-dance-a-journey.pdf . Архивировано 26 апреля 2022 г. в Wayback Machine. [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Танец Манипури, выдвинутый Бхаратом Натьямом, Одисси, Катхаком» .
- ^ «Находка по родам/ёкам мэтэй/племён мэтэй и хао» . www.thesangaiexpress.com . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ История Манипура
- ^ Jump up to: а б http://themanipurpage.tripod.com/cultural/thangta.html Архивировано 7 ноября 2007 г. на странице Wayback Machine Manipur.
- ^ «Гуру боевых искусств Манипура получает Падмашри» , Assam Tribune , 28 января 2009 г., заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. , получено 24 июля 2009 г. ,
... Гурумаюм Гуракишор Шарма, который хорошо известен своим неоценимым вкладом в область боевых искусств Манипура. Тханта, традиционное боевое искусство, удостоено престижной награды Падмашри...
- ^ «Гуру Г. Гуракишор, мастер боевых искусств Манипури», AndhraNews.net , 24 апреля 2009 г.,
... Гуру Г. Гуракишор Шарма недавно был удостоен желанной награды Падамшри за 2008-2009 годы в знак признания его жизненного вклада в боевое искусство Манипури. Арт, Тханг-Та...
Внешние ссылки
[ редактировать ]
