Нонгда Лайрен Пахангба
Нонгда Лайрен Пахангба | |||||
---|---|---|---|---|---|
«Создатель Манипура» [ 1 ] Нинтоу | |||||
33 год нашей эры | |||||
Коронация | 33 год нашей эры | ||||
Преемник | Пятнистый Хуой | ||||
Рожденный | Неизвестный | ||||
Умер | см. здесь | ||||
Супруга | Штамп Ленивый | ||||
| |||||
Древний Мэйтей | Нонгта Лайлен Пахангпа | ||||
Династия | Нинтхуджа ( Старый Манипури) : ꯅꯤꯡꯊꯧꯆꯥ , латинизировано: ningthoucha ) | ||||
Мать | Чаха Нурон Пирон Ямби [ 2 ] [ 3 ] | ||||
Религия | Санамахизм |
Королевство Манипур | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть истории Манипура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Короли Манипура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данные о монархии Манипура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть серии о |
Люди мейтей |
---|
Нонгда Лайрен Пахангба ( Старый Манипури) : Нонгта лаилен пакхангпа , латинизированное: нонгта лаилен пакхангпа , или Мейтей : ꯅꯣꯡꯗꯥ ꯂꯥꯢꯔꯦꯟ ꯄꯥꯈꯪꯕ , латинизированное: nogdā lāiren pākhangba ), был первым монархом Мэйтей из династии Нинтоуджа , [ 4 ] который взошел на трон Канглы Канглейпака ( , Мейтей от « Манипур ») царства) в 33 году нашей эры [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] после вывода основных полномочий Хабаса . [ а ] [ 8 ] [ 9 ] До правления короля Нонгда Лайрена Пахангбы кланы, или салаи, уже существовали. [ 10 ]
Нонгда Лайрен Пахангба инициировал процесс объединения враждующих этнических групп и групп княжеств , который привел к образованию царства Манипур под политическим господством династии Нинтхуджа в первом веке нашей эры. [ 11 ] [ 12 ] Нонгда Лайрен использовал титул Пахангба . [ 4 ] : 187 и он появляется в литературе и мифологии как человеческое воплощение Бога Пахангба . [ 9 ] : 92
По мнению некоторых ученых, в том числе Суджита Мукерджи , Нонгда Лайрен Пахангба правил 21 год, с 33 по 54 годы нашей эры. Список царей Мейтея был записан в Чейтароле Кумбаба , сохранившемся в нескольких версиях, наиболее достоверная из которых сохранилась в Королевском дворце Манипура. [ 13 ] и в Чада Лайхуэй , где содержится информация об их происхождении и важных событиях их правления. [ 13 ] : 64 [ 14 ] Монеты были выпущены Нонгда Лайрен Пахангба. [ 15 ]
Исторический матч Сагол Канджей (поло) был организован Нонгда Лайреном Пахангба, в котором играли его друзья, на поле для игры в поло Импхал , старейшем поле для игры в поло в мире. [ 16 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]Нонгда Лайрен Пахангба подчинил себе силы Сорарела Ариба Ахума , которые были вождями трёх кланов: Салаи Лейшангтем , Луванг и Кха Нганпа . [ б ] [ 17 ] Порейтон бросил вызов Нонгда Лайрену Пахангбе на трон Канглы, но потерпел поражение. [ 17 ] : 130–131 Другие кланы, в том числе Салай Лейшангтем и Кха Нганпа, потеряли свой суверенитет. Ангомы , хотя и Луванги и были независимыми, делили свою политическую власть с королем. [ 17 ] : 148–149
Семья
[ редактировать ]Королева-супруга Пахангбы Нонгда Лайре, Лейма Лейсана, [ 18 ] была жрицей ( Мэйтей : Может быть [ 19 ] ). По легенде, Лейсана и ее брат Пуаретон произошли из далекого места на востоке. Когда она и ее брат прибыли в царство Нонгда Лайрен Пахангба, их сопровождали люди Пуаре. Она привезла с собой двести сортов фруктов и овощей. [ 20 ]
Закон и порядок
[ редактировать ]Верховный суд ( Мэйтей : ꯀꯨꯆꯨ ) был основан во время правления Нонгда Лайрена Пахангба. Он председательствовал на рассмотрении уголовных и гражданских дел. Король был председателем двора, а его дворяне и министры - его членами. [ 21 ] [ 17 ] : 192–195 Кучу . также рассматривал дела женщин Идея освобождения женщин уже была распространена в ту эпоху. Роль женщин в процессах принятия решений в их семьях была значительной. [ 22 ] [ 23 ]
Суды низшей инстанции ( Мэйтей : ꯆꯩꯔꯥꯞ ) также были созданы. [ 24 ]
Патча Лойшан (женский суд) был основан во время правления Нонгда Лайрен Пахангба. Этот суд рассматривал все преступления, связанные с женщинами, и защищал права и привилегии женщин . Судом председательствовала королева Лаисна. [ 25 ] [ 26 ] [ 17 ] : 194–195
Система лаллупа ( барщины ) была создана во время правления Нонгда Лайрена Пахангба. [ 27 ]
Некоторые ученые утверждают, что под управлением Нонгда Лайрена Пахангбы его столица была разделена на четыре части, или панаса : Ахаллап; Нахаруп; Лайфам; и Хабам. Другие предполагают, что это интерполяция , утверждая, что пана возникла гораздо позже, в эпоху царя Хагембы . [ 17 ] : 192–193
Художественное и культурное развитие
[ редактировать ]ритуальная песня Угри Когда в 33 году нашей эры были коронованы Нонгда Лайрен Пахангба и его королева-супруга Лаишна, пелась . Предполагается, что пение Угри может принести цивилизации либо процветание, либо разрушение. [ 28 ] : 144–145 [ 29 ] Стало традицией читать Угри во время коронации каждого короля Мэйтей. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Эти чтения стихов во время королевской коронации Нонгды Лайрена Пахангбы в 33 году нашей эры были записаны в древнем тексте «Лайсрафам» . [ 28 ] : 144–145 [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] : 311–312
Считается, что Мера Хоу Чонгба был представлен Нонгда Лайрен Пахангба. Это фестиваль, на котором высокопоставленные лица всех этнических групп собрались в Кангла . Ежегодно он отмечается в 10-й день месяца Мэйтей Мера лунного (октябрь – ноябрь). [ 17 ] : 238–239
В эпоху Нонгда Лайрен Пахангба придворный певец по имени Лейнунг Тарук Ашейба инициировал использование пена , традиционного музыкального инструмента. [ 36 ] [ 37 ]
Выросший лук-шалот ( май : Хианг Таннаб , букв. фестиваль «гонок на лодках») отмечается со времен Нонгда Лайрен Пахангба. [ 38 ]
Учреждения медицинской помощи
[ редактировать ]Во время правления Нонгды Лайрен Пахангба его младшая сестра Пантойби [ с ] основал аметпа лоишанг , или кабинет массажистов для диагностики и лечения заболеваний (особенно фурункулов , абсцессов , язв ). Метпи посещал рожениц. Метпи лайби отвечали за лечение болезней королевы и других императорских супруг. Они сопровождали короля, куда бы он ни пошел. [ 39 ]
Смерть или свержение
[ редактировать ]Хотя почти все ученые пришли к единому мнению, что годом коронации короля Нонгда Лайрена Пахангбы является 33 год нашей эры . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] относительно года окончания его правления, которое, возможно, было связано либо с его смертью , либо с отречением от престола , до сих пор остается спорным.
Нонгда Лайрен Пахангба, вероятно, правил 21 год, с 33 по 54 год нашей эры. [ 43 ] Некоторые традиционные источники утверждают, что он правил с 33 по 153 или 154 годы нашей эры. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] По словам Анурадхи Дутты и Ратны Бхуяна, Нонгда Лайрен Пахангба был убит, а его королева Лайсана спасла их сына. [ 49 ]
Обожение
[ редактировать ]В традиционной религии Мэйтей
[ редактировать ]В фольклоре Мэйтей Нонгда Лайрен Пахангба считается обожествленным предком. Некоторые учёные полагают, что люди последующих поколений плели вокруг него мифологические истории. Однако некоторые предполагают, что он был богом, живущим среди людей. [ 35 ] : 16–17
По мнению суеверных людей, Пахангба был полубогом , выглядевшим божественным днем и человеком ночью. Так родилась легенда о божественном происхождении царей Мэйтей. Личность исторического короля Пахангбы была смешана с личностью бога-дракона Пахангбы из древней мифологии и религии Мэйтей. [ 35 ] : 16 [ 50 ]
В индуизме
[ редактировать ]Под влиянием индуизма новые мифологические сказания испортили личность короля Пахангбы. Согласно одной индуистской легенде, Пахангба родился у Энуга Хоубы Чону, жены Бабруваханы . По другой версии, он был сыном Супрабаху, сына Бабруваханы, сына Арджуны , тем самым установив родство с персонажами Махабхараты . [ 51 ]
В 18 веке нашей эры Виджай Панчали (также называемый «Биджой Панчали» ), составленный Шантидасом Госвами , индуистским миссионером, пытался стереть историю и культуру Манипура, утверждая, что земля Манипура на северо-востоке Индии является Манипур из «Махабхараты» и Бабрувахана считаются отцом короля Нонгды Лайрена Пахангбы, идентифицируя его как Явиштху. [ 28 ] [ 35 ]
В современном искусстве и культуре
[ редактировать ]В Кангла Импхала флага Нонгда ежегодно проводится церемония поднятия Лайрен Пахангба , организованная Наханонг Канглей Лайнинг Ликлам (NKLL). Проводятся церемонии, и Салай Тарет Хуйен Лалонг Тханг-Та Луп , выставляя почетный караул , поднимает флаг Нонгда Лайрен Пахангба. Церемония проводится как способ сохранения и популяризации местного искусства и культуры Канглейпака . [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Падма Шри Ученый, лауреат премии Нинтхукхонгджам Кхелчандра упомянул об этом на странице 37 своей статьи «Источники истории Манипура» , цитируя информацию из древних текстов, включая, помимо прочего, « Пакхангба Лайхуэй» и « Пантхойби Кхонгул» .
- ↑ Об этом упоминается в древнем тексте Мэйтей Чэнглейрон .
- ↑ Младшая сестра Нонгды Лайрен Пакхангба одноименна с богиней Мейтей Пантойби .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Минахан, Джеймс Б. (30 августа 2012 г.). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО . п. 242. ИСБН 978-1-59884-660-7 .
Талантливый правитель Нонгда Лайрен Пахангба, основавший королевство, известен как создатель Манипура.
- ^ «Международный журнал дравидийской лингвистики: IJDL» . Международный журнал дравидийской лингвистики : 160. 2011.
- ^ «Джадавпурский журнал сравнительного литературоведения» . Джадавпурский журнал сравнительной литературы : 146. 2005.
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, Ритупарна (29 июля 2022 г.). Северо-Восточная Индия на протяжении веков: трансдисциплинарный взгляд на предысторию, историю и устную историю . Тейлор и Фрэнсис . п. 187. ИСБН 978-1-000-62390-1 .
- ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. п. 4. ISBN 978-81-7099-853-2 .
- ^ Отдел, Публикации. Индия 2021: Справочный ежегодник . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания . п. 83. ИСБН 978-93-5409-120-9 .
- ^ Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж . стр. 231–232. ISBN 978-1-317-27066-9 .
- ^ Сингх, доктор Т Суреш (2 июня 2014 г.). Бесконечная долина Кабау: британцы создали видимый цикл Манипура, Бирмы и Индии . Чернила для перьев. п. 28. ISBN 978-93-84318-00-0 .
Цитируя «Пакхангба Лайхуи», «Пантойби Хонгул» и т. д., ученый Кхельчандра в своей статье «Источники истории Манипура» на странице 37 заявил, что династия Хаба правила в Манипуре до I века нашей эры, до того, как Нонгда-Лайрен Пахангба, первый признанный Король Кангла взошел на престол в 33 году нашей эры.
- ^ Jump up to: а б Тарапот, Панджубам (2003). Кровоточащий Манипур . Публикации Хар-Ананда. п. 92. ИСБН 978-81-241-0902-1 .
- ^ «Международный журнал дравидийской лингвистики: IJDL» . Международный журнал дравидийской лингвистики : 159. 2011.
- ^ Пханджубам , с. 96.
- ^ Хомен Танджам (19 мая 2021 г.). Сувенир к серебряному юбилею Манипура KCDO 2021 . стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван . п. 75. ИСБН 978-81-250-1453-9 .
- ^ Датта, Амареш (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия . п. 605. ИСБН 978-81-260-1803-1 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Сингх, П. Гуниндра (1983). Манипури Нумизматика . Музей Мутуа. п. 2.
- ^ Деви, Квайракпам Ренука (2011). «Представление довайшнавской культуры мейтей: «Чейтарол Кумпапа» из Манипура». Труды Индийского исторического конгресса . 72 : 501–508. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44146744 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харешвар Гошвами (2004). История народа Манипура (пересмотренная ред.). Лондон: Издательство Яол. стр. 84–85. ISBN 978-1-9993057-0-3 .
- ^ Рэй, Асок Кумар; Чакраборти, Сатьябрата (2008). Общество, политика и развитие в Северо-Восточной Индии: очерки памяти доктора Басудеба Датты Рэя . Концептуальное издательство. п. 79. ИСБН 978-81-8069-572-8 .
- ^ Шарма, Х. Сурмангол (2006). «Манипурско-английский словарь для учащихся (значение «Маиби»)» . dsal.uchicago.edu . Проверено 15 сентября 2022 г.
- ^ Мехротра, Дипти Прия (8 июля 2009 г.). Ярко пылающий от Шармилы . Пингвин Великобритания . п. 37. ИСБН 978-81-8475-153-6 .
- ^ Рао, В. Венката (1991). Век правительства и политики в Северо-Восточной Индии, 1874–1980: Манипур . С. Чанд . п. 234.
- ^ Сингх, Мойрангтем Кирти (1998). Новейшие исследования в области восточных индологических исследований: включая мейтейлогию . Публикации Паримала. п. 146.
- ^ Чакраварти, Калян Кумар (1994). Бхаратия Паривара: Манушья Ке Аститва Ке Лие Вайкалпика Соча . Индира Ганди Раштрия Манава Санграхалая . п. 191.
- ^ Ежеквартальный обзор исторических исследований . Институт исторических исследований. Мичиганский университет . 1999. с. 30.
- ^ Рэй, Асок Кумар; Чакраборти, Сатьябрата (2008). Общество, политика и развитие в Северо-Восточной Индии: очерки памяти доктора Басудеба Датты Рэя . Концептуальное издательство. п. 79. ИСБН 978-81-8069-572-8 .
- ^ Банерджи, Паула (10 июня 2008 г.). Женщины в политике мира . Издательство SAGE, Индия. п. 155. ИСБН 978-93-5280-098-8 .
Лаисна, жена Нонгды Лайрена Пахангбы, взошедшего на трон в Кангла в 33 году нашей эры. Она председательствовала в Патче, или женском суде, который рассматривал преступления, связанные с женщинами.
- ^ Бенгалия, прошлое и настоящее: Журнал Исторического общества Калькутты . Общество. 1999. с. 83.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Оксфордская антология сочинений Северо-Восточной Индии . Том. 2, Поэзия и эссе. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . 2011. стр. 148–149. ISBN 978-0-19-806749-8 .
- ^ Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и подборки (ассамский-догри) . Сахитья Академия . стр. 329–331. ISBN 978-81-260-0365-5 .
- ^ Рой, Джотирмой (1973). История Манипура . Книжный дом «Истлайт». п. 177.
- ^ Ахлувалиа, БК (1984). Социальные изменения в Манипуре . Культурное издательство. п. 53.
- ^ Традиционное исполнительское искусство Северо-Восточной Индии . Ассамская академия культурных связей. 1990. стр. 154–155.
- ^ Взгляд на язык, литературу и культуру манипури . Манипури Сахитья Паришад . Подкомитет по языку и литературе манипури. 1970. с. 14.
- ^ Симха, Нитхаухомджама Келачандра (1975). Язык манипури: статус и значение Н. Томби Радж Сингх. п. 51.
Чтение этого стиха по случаю коронации Нонгды Лайрена Пакхангбы в 33 году нашей эры записано в работе «Лайсрафхам».
- ^ Jump up to: а б с д Северо-Восточная Индия – читатель . Рутледж . 1 января 2018. С. 315–316.
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 98. ИСБН 978-0-359-72919-7 .
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 79. ИСБН 978-0-359-72919-7 .
- ^ Растоги, Приянка (13 мая 2019 г.). Ранний восход, ранний закат: рассказы одинокой женщины-путешественницы по Северо-Востоку и Восточной Индии . Издательство Партридж . п. 95. ИСБН 978-1-5437-0523-2 .
- ^ Паличица, Мария; Дак, Джорджета (22 сентября 2011 г.). Академические дни Тимишоары: общественные науки сегодня . Издательство Кембриджских ученых . стр. 116. ISBN 978-1-4438-3401-8 .
- ^ Вергезе, Б.Г. (1996). Возрождение северо-востока Индии: этническая принадлежность, повстанческое движение, управление, развитие . Издательство Конарк. п. 113. ИСБН 978-81-220-0455-7 .
- ^ Непрам, Биналакшми (2002). Разрушенная граница Южной Азии: вооруженный конфликт, распространение наркотиков и стрелкового оружия на северо-востоке Индии . Миттал. п. 74. ИСБН 978-81-7099-863-1 .
- ^ Лаишрам, Дханабир (2007). Северо-восток в бентосной зоне . Издательство Аканша. п. 82.ISBN 978-81-8370-114-3 .
- ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван . п. 75. ИСБН 978-81-250-1453-9 .
- ^ Социальное действие . Индийский социальный институт. 1995. с. 374.
- ^ Басанта, Нингомбам (2008). Модернизация, вызов и ответ: исследование общины чакпа в Манипуре . Издательство Аканша. п. 177. ИСБН 978-81-8370-152-5 .
- ^ Гангте, Приядаршни М. (2008). Обычное право обществ Мэйтей и Мизо Манипура . Издательство «Советник». пп. 91, 121. ISBN 978-81-8370-130-3 .
- ^ Сингх, Н. Томби (1975). Манипур и мейнстрим . Читребирентомбичанд Хорджейруп. п. 50.
- ^ Наяр, В.К. (2005). Пересечение границ конфликта на северо-востоке и в Джамму и Кашмире: от реальной политики к идеальной политике . Публикации Шипра. п. 47. ИСБН 978-81-7541-218-7 .
- ^ Дутта, Анурадха; Бхуян, Ратна (2008). Женщины и мир: главы Северо-Восточной Индии . Издательство Аканша. п. 34. ISBN 978-81-8370-126-6 .
До сих пор помнят подвиги королевских дам, таких как Лайсана, королева Нонгды Лайрен Пахангба, первого правителя Манипура (33 г. н.э.), когда король был убит. Считается, что она спасла принца.
- ^ Бираджит, Сойбам (1 декабря 2014 г.). Миямги Кхолао: Росток сознания . ARECOM (Консорциум перспективных исследований, Манипур). п. 83.
- ^ Ходсон, Т.К. (Томас Каллан) (1908). Мейтейс . Лондон: Д. Натт. п. 5.
- ^ «Поднят флаг Нонгда Лайрен Пахангба: 11 октября 18 г. ~ И-Пао! Заголовки новостей» . электронный pao.net . Проверено 16 сентября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Черный огонь, Пухрамбам. Пахангба (в Манипури). Индия: Цифровая библиотека Индии .
- Сингх, Лайренмаюм Ибунгохал (1969). Чейтарол Кумбаба (в Манипури). Индия: Манипури Сахитья Паришад , Манипур.
- Куллачандра Шарма, Б (2010). Чейтарол Кумбабаги Кумбаролсинг (в Манипури). Цифровая библиотека Индии .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
- Тарапот, Панджубам (2003). Кровоточащий Манипур . Публикации Хар-Ананда. п. 92. ИСБН 978-81-241-0902-1 .