Гариб Ниваз (Манипур)
Дома Гариб Ниваз | |||||
---|---|---|---|---|---|
Мейдингу, Нинтоу и Махараджа Канглейпака ( Королевство Мейтей означает « Манипур ») | |||||
Король Манипура | |||||
Царствование | 1709–13 декабря 1751 г. | ||||
Коронация | 1720 | ||||
Предшественник | Питамбар Чарайронгба [ 1 ] | ||||
Преемник | Гаурисиам | ||||
Рожденный | Дома [ 1 ] 23 декабря 1690 г. | ||||
Умер | 13 декабря 1751 г. (60 лет) | ||||
| |||||
Дом | Династия Нинтхуджа | ||||
Отец | Питамбар Чарайронгба [ 1 ] | ||||
Мать | Нунгтильчайби | ||||
Религия | индуизм |
Королевство Манипур | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть истории Манипура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Короли Манипура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данные о монархии Манипура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть серии о |
Люди мейтей |
---|
Гариб Ниваз (урожденный Памхейба , 1690–1751, Мейтей : /pāmheiba/ , [ 2 ] Санскрит : Гопал Сингх. [ 3 ] ) был правителем Королевства Манипур , [ 4 ] постановление от ок. С 1709 г. до своей смерти в 1751 г. Он представил индуизм как государственную религию своего королевства (1717 г.). [ 1 ] [ 5 ] и изменил название королевства с «Канглейпаак» на санскритский Манипур (1724 г.). Он изменил свое королевское имя со своего имени при рождении Памхейпа на персидское «Гариб Ниваз». [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] Большую часть своего правления он вел войну против ослабевшей бирманской династии Таунгу . [ 8 ]
В первые годы своего правления (1710–1717 гг. н. э.) Гариб Ниваз сосредоточил усилия на консолидации своей империи и участии в военных экспедициях, включая заметную победу в 1714 году, когда его войска, замаскированные под брачный отряд, разгромили бирманские войска в месте слияния Реки Чиндвин и Ру. [ 9 ] По мере усиления конфликтов с расширяющейся бирманской империей Гариб Ниваз добился значительных военных триумфов, таких как разгром бирманских войск в деревнях Шан и успешная защита от нападений бирманцев и трипури в 1723 году.
Военные усилия Гариба Ниваза выходили за рамки обороны: наступательные кампании против Трипуриса в 1727 и 1733 годах и многочисленные вторжения в Бирму с 1724 по 1741 год. Завоевание города Сайганг на Иравади в 1738 году подчеркнуло его военное мастерство. Его наследие, отмеченное рассказами о триумфе над бирманскими войсками, демонстрирует стратегический блеск Гариба Ниваза и непреходящее влияние его военных успехов. Под его правлением империя Манипури достигла небывалых высот, укрепив свое господство в Юго-Восточной Азии и оставив неизгладимый след в истории региона. По мнению историка Гангмумеи , во время правления Гариба Ниваза империя Манипури достигла пика своего могущества и консолидации в современном регионе Юго-Восточной Азии. [ 10 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Памхейба ( Мейтей : Паамхейба , латинизированный: Паамхейба , санскрит : Гопал Сингх , латинизированный : Гопал Сингх , персидский : غریب نواز , латинизированный : Гариб Навааз ) родился 23 декабря 1690 года в Манипуре в семье Питамбара Чарайронгбы и был коронован Мейдингу («королем») 28 августа ( 23-го дня Тавана, 1631 г. ). [ 11 ] У Памхейбы увлекательная и несколько загадочная история, которая переплетается с обществом нагов и королевскими обычаями Манипури. Воспитанный вождем наг среди сообщества нагов, Гариб Ниваз сохранил привязанность к обычаям и одежде нагов даже после его коронации, когда он надел мантию нагов, что вызвало любовь к нему нагов, которые наконец нашли собственного короля. Однако исторические сведения о его происхождении расходятся: британские писатели предполагают, что он был сыном наги, а местные анекдоты намекают на королевское происхождение. Легенды говорят о тайном рождении королевы Нунгшел Чайби, которая, опасаясь королевского обычая, позволяющего выживать только наследникам, рожденным от главной королевы, отправила Гариба Ниваза на воспитание к вождю нагов. Другая версия предполагает, что он был скрыт от пророчества об отцеубийстве, а его истинная личность раскрылась спустя годы. В конце концов Гариб Ниваз вернулся в королевский дворец, где было раскрыто его истинное происхождение, что привело к его признанию наследником престола. После обращения в индуизм Памхейба взяла персидское имя. Гариб Наваз . [ 12 ]
Военные завоевания
[ редактировать ]Его правление длилось 39 лет. В то время царство Манипура простиралось от реки Иравади на востоке до Качара и Трипуры на западе. В некоторые моменты его правления его владения простирались до горных районов Читтагонг . [ нужна ссылка ]
Бирма
[ редактировать ]Конфликт между Королевством Манипур и Королевством Бирма, также известным как Ава, был спровоцирован рядом событий, основанных на семейных связях и политических обидах. После понижения в должности своей сестры, которая была замужем за бирманским королем под именем Ава-Лейма, король Манипура Чарайронгба затаил глубокое негодование. Перед своей кончиной он поручил своему сыну Памхейбе (Гарибаниваз) отомстить за оскорбление их семьи. Напряженность обострилась, когда делегация из Бирмы в сопровождении эмиссаров Самсока прибыла в Манипур в поисках руки принцессы Мейтей. Несмотря на вежливый прием короля Гарибаниваза, присутствие народа Самсок еще больше усилило его гнев, подготовив почву для дальнейших военных действий между двумя королевствами. [ 13 ]
Вместо принцессы короля Бирмы встретила кавалерия во главе с Памхейбой, которая уничтожила бирманскую армию и привела множество военнопленных в Импхал . [ 14 ] Бирманцы послали экспедицию в отместку, но она попала в засаду в болотах возле Хейрока, к юго-западу от Тубала , и, потеряв силы, в спешке отступила. В 1735 году Памхейба вторгся в Мьеду в округе Швебо и унес добычу, скот и тысячу человек. В 1737 году Памхейба снова вторгся в Бирму, убил две трети королевского ополчения, включая командира, который пришел противостоять вторгшимся Манипури, и двинулся в Табаин в округе Швебо, сжигая все, что встречалось. [ 15 ] В 1738 году Манипурис снова отправился и разбил лагерь в Талунбю к западу от Сагаинга , сжег все дома и монастыри вплоть до стен Авы , штурмовал частокол, построенный для защиты пагоды Каунгмудо , перерезав бирманские войска, как скот в загоне, и убив коменданта. министр законодательного собрания ; на старых дверных створках восточных ворот пагоды видна рана, нанесенная мечом Махараджа Памхейбы, когда он прорывался внутрь. [ 16 ]
Трипура
[ редактировать ]В апреле 1723 года король Трипуры Дхарма Маникья отправил командующего Сатраджита Нараяна вторгнуться в Манипур. Вторжение Сатраджита Нараяна сначала увенчалось успехом: он захватил семь постов и разбил армию Манипури во главе с Памоном Ханчпой и Нахарупом Сангленом Ракпой. Король Гариб Ниваз в ответ отправил подкрепление под командованием Аконга Хаопамчи, что в конечном итоге отразило трипури и вытеснило их из Манипура к июню 1723 года. Король Трипуры Дхарма Маникья заключил союз с бирманцами. Два отряда общей численностью 30 000 человек атаковали Манипур с разных направлений. Манипури столкнулись с трудностями, но в конечном итоге одержали победу, выиграв сражения как против бирманцев, так и против трипури в серии сражений. Король Гариб Ниваз начал ответное вторжение в Трипуру под предводительством своего сына Кхамланга Памсапы и Гуру Санта Даса Госая. Первоначально мир был достигнут посредством дипломатии, но позже Гариб Ниваз захватил Трипуру в 1734 году н.э., приняв титул «Тахен Нгампа» или Виктор Трипура. В ходе кампании Памхейбы в Трипуре было схвачено 1100 заключенных, которые были включены в общину Мейтей. [ 17 ]
Шанские Штаты
[ редактировать ]С помощью бирманцев вождь Ссонсупа провозгласил независимость от Манипура. Чтобы сокрушить их вместе с Чантой, Мвангом и Тонгмоном Наммоном, потребовалось 7 лет. [ 18 ] В 1717–1718 годах король Манипура повел свои войска против Самджок Шанов, известных как Панга, которые были потомками правителя Ава языческой династии. Он опустошил Чанту, деревню, снабжавшую продовольствием Самджок, преследовал и убивал ее бегущих жителей. После этого он атаковал Самджок, отрезав ему пути снабжения. Голодные и отчаявшиеся люди Самджок сдались царю Манипура, который согласился накормить их, но взял в плен их вождя и сына. [ 19 ]
Из-за возникновения Бирманского королевства Шанское королевство Понг оказалось в опасности. В марте 1739 года шаны обратились к Манипуру с просьбой помочь им. Послы из Понга вернулись в свою страну примерно через 19 дней. Памхейба отправился в Бирму, чтобы вторгнуться в Сагайн. После битвы при Сагаинге Памхейба сделал королем старшего брата короля Понга. [ 20 ]
Мой
[ редактировать ]По сообщению Нинттурола Ламбубы , король Авы по имени Мангдра направил ко двору короля Памхейбы эмиссара, выразив искреннее желание заключить супружеский союз. Мандра специально просил руки принцессы Сатьямалы и пригласил Памхейбу навестить Аву. Памхейба, учитывая искренность просьбы, согласился и переправился через реку Иравади. Достигнув Авы, он узнал, что Мандра искал дружбы Манипура, чтобы укрепить свои силы против Монсов . В ответ Памхейба переправился через реку Иравади и напал на Монса, где он захватил двух видных вождей Монса, уничтожил восставших Монов Кои, а также подарил несколько отрубленных голов мятежников своему зятю, королю Мангдре. [ 21 ]
Смерть
[ редактировать ]Гариб Ниваз и его старший сын Шам Шай отправились в Бирму, чтобы уладить там некоторые политические дела, его второй сын, Аджит Шай, подозревая, что его отец намеревался посадить Шам Шаи на трон Манипура, тайно организовал по пути убийство их обоих. обратно в Манипур. [ 22 ]
Религиозная политика
[ редактировать ]В начале 18 века индуистские священники из Силхета прибыли в Манипур, чтобы распространять гаудия-вайшнавизм . Их возглавляли Шантидас Адхикари и его соратник Гуру Гопал Дас , которым удалось в 1710 году обратить короля из старой религии мейтей в вайшнавизм . Позже, во время своего правления, Памхейба сделал индуизм официальной религией и обратил почти всех людей мейтей в индуизм. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Семья
[ редактировать ]У Памхейбы было восемь жен и большое количество сыновей и дочерей. Его старший сын, Самджай Хурай-Лакпа , был убит младшим сыном Чицаем , пришедшим к власти после внука Памхейбы Гаурисиама . Затем за царствованием последовал Чинг-Танг Хомба . [ 17 ] [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Сен, Сипра (1 января 1992 г.). Племена и касты Манипура: описание и избранная библиография . Публикации Миттала. стр. 13, 28, 69, 250. ISBN. 978-81-7099-310-0 .
- ^ Антропологическая лингвистика . Кафедра антропологии Университета Индианы . 2005. с. 207.
Гарибниваз Мейтей, имя: Памхейба. Индуистское имя: Гопал Сингх. Имя правления: Маямба («старший брат»).
- ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. п. 44. ИСБН 978-81-7099-853-2 .
- ^ — Субба, Танк Бахадур; Сом, Суджит (2005). Между этнографией и художественной литературой: Верье Элвин и племенной вопрос в Индии . Издательство Оксфордского университета . Ориент Блэкс . п. 233. ИСБН 978-81-250-2812-3 .
У короля Мейтея Памхейбы был специальный отдел для горцев. ...
— Верблюд, Самсон (2022). Устойчивость религии коренных народов: борьба за выживание Тинкао Рагванга Чаприака в Манипуре Тейлор и Фрэнсис . п. 34. ISBN 978-1-000-82888-7 .
— Сингх, А. Прафуллокумар (2009). Выборы и политическая динамика . Публикации Миттала. п. 8. ISBN 978-81-8324-279-0 .Король Мейтей Памхейба (также известный как Гариб Ниваз) поддерживал самые сердечные отношения на холмистой равнине.
- ^ Коулман, Дэниел; Гланвилл, Эрин Гохин; Хасан, Вафаа; Крамер-Хамстра, Агнес (26 апреля 2012 г.). Противодействие перемещениям: творчество и устойчивость коренных народов и беженцев . Университет Альберты . п. 130. ИСБН 978-0-88864-607-1 .
- ^ Таманг, Джиоти Пракаш (2 марта 2020 г.). Этнические ферментированные продукты и напитки Индии: научная история и культура . Спрингер Природа. п. 355. ИСБН 978-981-15-1486-9 .
После появления индуизма около 300 лет назад во время правления короля Памхейбы (последнего известного как король Гариб Ниваз после принятия индуизма в 1717 году нашей эры)...
- ^ Рой, Джотирмой (1973). История Манипура . Мичиганский университет . Книжный дом «Истлайт». п. 35.
Не может быть никаких сомнений в том, что слово Гариб Ниваз, использованное Памхейбой, принадлежит персидскому словарю.
- ↑ Thangal General, Charai Thangal и Pamheiba. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine Manipur Online - 13 мая 2003 г.
- ↑ Имперский момент Манипура: когда король Гариб Наваз распространил индуизм и завоевал Бирму.
- ^ Канмумей Кабуи. История Манипура. п. 238
- ^ Сана, Радж Кумар Соморджит (2010). Хронология монархов Митей (с 1666 г. по 1850 г. н.э.) . Импхал: Вайкхом Ананда Митей. п. 59. ИСБН 978-81-8465-210-9 .
- ^ Джьотирмой Рой, История Манипура. страницы 30-32
- ^ ГАРИБАНИВАЗ (ПАМХЕЙБА): Хозяин Манипура и Верхней Бирмы (к западу от Иравади) (1709-1748)
- ↑ Гариб Ниваз: Войны и религиозная политика в Манипуре XVIII века. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine KanglaOnline.
- ^ Харви 1925: 208.
- ^ Харви 1925: 208–209.
- ^ Jump up to: а б История Манипура. Архивировано 5 июня 2011 года в Wayback Machine - IIT Гувахати.
- ^ История Манипура Гангмумей Кабуи, том 1
- ^ ГАРИБАНИВАЗ (ПАМХЕЙБА): Хозяин Манипура и Верхней Бирмы (к западу от Иравади) (1709-1748)
- ^ Краткая история Манипура, автор: Р.К. Джаладжит Сингх.
- ^ Краткая история Манипура, автор: Р.К. Джаладжит Сингх.
- ^ ( Барпуджари 1992 : 386)
- ^ Шерам, АК (2012). "Манипури" . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Баркер, Клайв; Трусслер, Саймон (13 февраля 1992 г.). New Theater Quarterly 29: Том 8, Часть 1 . Издательство Кембриджского университета . п. 12. ISBN 978-0-521-42940-5 .
... Остается совершенно неосведомленным о местной культуре Манипура до появления вайшнавского движения восемнадцатого века, которое активно пропагандировалось правящими монархами, такими как Гариб Ниваз (1709-48) и Бхагьячандра (1763-98). ... В этом контексте следует признать, что прозелитизм индуизма как государственной религии, особенно в период правления Гариба Ниваза, был откровенно агрессивным. Оно включало в себя такие меры, как уничтожение традиционных лай (богов), сожжение древних рукописей, запрет письма Мэйтей и замена его бенгальским письмом, введение индуистского календаря и системы готр (принуждение к соблюдению индуистских диетических правил). законы) и освящение первых зарегистрированных случаев сати в истории Манипури. ...
- ^ Барал, Кайлаш К. (16 мая 2023 г.). Культурные формы и обычаи в Северо-Восточной Индии . Спрингер Природа. стр. 112, 164, 230. ISBN. 978-981-19-9292-6 .
- ^ Кин, Кэролайн (3 июля 2015 г.). «ГОДОВОЕ ДРЕВО: ПОТОМКИ ГАРИБА НИВАЗА» . Имперский кризис в Британской Индии: Манипурское восстание 1891 года . Издательство Блумсбери . стр. V, VIII, IX. ISBN 978-1-78673-987-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Барпуджари, Гонконг (1992). Барпуджари, Гонконг (ред.). Всеобъемлющая история Ассама . Том. 2. Гувахати: Издательский совет Ассама.
- Банерджи, AC (1946) [1943], Восточная граница Британской Индии, 1784–1826 (второе изд.), Калькутта: А. Мукерджи - через archive.org
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Frank Cass & Co. Ltd – через archive.org.
- Сингх, Кундж Бихари (2004) [1963]. «Манипурский вайшнавизм: социологическая интерпретация» . В Ровене Робинсон (ред.). Социология религии в Индии . Темы индийской социологии, 3. Нью-Дели: Sage Publ. Индия. стр. 125–132. ISBN 0-7619-9781-4 .