Jump to content

Пантойби

Пантойби
Богиня цивилизации, мужества, плодородия, ремесла, любви, победы, войны и мудрости.
Обожествленная принцесса Мэйтей из династии Нинттоуджа [ 1 ]
Королева гор Нонгмайчин
Член Лайрембис и Уманг Лаис
Пантойби верхом на белом коне, как описано в Пантойби Хонггул .
Другие имена
Принадлежность Мифология Мэйтей ( мифология Манипури ) и религия Мэйтей ( санамахизм )
Главный культовый центр Холм Нонгмайчин (псевдоним Холм Селлой Лангмай)
Обитель Холм Нонгмайчин (псевдоним Холм Селлой Лангмай)
Оружие Копье и Меч
Артефакты Кадженглей
Животные белая лошадь или тигр
Символ Кадженглей
Устанавливать белая лошадь или тигр
Тексты
Пол женский
Область Древний Канглейпак (ранний Манипур ) [ 2 ]
Этническая группа Этническая принадлежность мейтей
Фестивали
Родители Проповедь (мать)
Супруги Таранг Хойнуча и Нонгпок Нинттоу
Эквиваленты
Греческий эквивалент Афина , Афродита
Римский эквивалент Минерва , Венера
Этрусский эквивалент Менрва , Туран
Индуистский эквивалент Дурга [ 3 ]
Египетский эквивалент Нейт , Хатор и Исида
Китайский эквивалент Цзютянь Сюаньнюй

Пантоиби ( Мэйтей) : Пантойби , латинизированное: Паантойби , Старый Манипури : ꯄꯥꯟꯊꯣꯢꯄꯤ , латинизированное: Пантоипи ), также известная как Нонгпок Лейма ( Мэйтей означает «Королева Востока»), — богиня, связанная с цивилизацией, мужеством, плодородием, ремеслом, любовью, победой, войной и мудростью в мифологии и религии . Древнего мира Канглейпак (ранний Манипур ). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Она супруга бога Нонгпок Нинттоу . [ 4 ] Она считается одним из божественных воплощений Леймареля Сидаби , а также идентифицируется как форма богини Нонгтханг Лейма . [ 9 ] Ей поклоняются в основном люди мейтей в Манипуре, Ассаме , Трипуре , Бангладеш и Мьянме . [ 10 ] [ 11 ]

Личности Пантойби и других богинь Мэйтей, таких как Эмойну и Фуойби, изображают, а также влияют на смелость, независимость, праведность и социальную честь женщин Мэйтей. [ 12 ]

По мнению Пантойби Хонгула , поклонение богине Пантойби началось в эпоху династии Хаба . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

В 1100 году нашей эры Лоюмба Синьен упоминает служение клана Хейшнам богине Пантойби. В тексте она упоминается как самая почитаемая богиня Митей. [ 16 ]

В 17 веке Пантойби появилась как богиня войны верхом на тигре. Первое упоминание в Чейтароле Кумбаба о строительстве храма Пантоиби относится к 1686 году. Первое упоминание в том же тексте о создании ее статуи относится к 1699 году. [ 13 ]

В 18 веке наблюдался упадок поклонения Пантойби, что отразило рост вайшнавизма в Манипуре. Индуистский король Гариб Нивадж Памхейба (1709-1748) разрушил ее храмы и разбил ее статуи, и, начиная с 18 века, Пантойби рассматривалась как проявление индуистской богини Дурги , ее воплощение или ее проявление. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Личность Пантойби была изменена на личность индуистской богини Дурги . Ей поклонялись пять дней в сентябре – октябре. [ 22 ]

С 1700 года до наступления современной эпохи храмы Пантойби больше не строились. [ 13 ] [ 23 ] С 1960-х годов поклонение Пантойби возросло, начав заменять поклонение Дурге. [ 22 ]

Атрибуты и эпитеты

[ редактировать ]

Пантоиби считается самоуверенным и застенчивым человеком с женской гордостью. [ 24 ] Легенда гласит, что у нее было много воплощений, например, Фуоиби , богини зерна. [ 25 ] Пантоиби считается правящим божеством рождения и смерти. [ 26 ] Она описана в нескольких древних текстах, в том числе в Пантоиби Хонгул и Пантоиби Мингхейлол .

Пантойби Хонггул , древний религиозный текст на языке мейтей, посвященный богине Пантойби. [ 27 ] [ 28 ] говорит:

[...] ты — источник всех живых существ… и рождение, и смерть — дело твоих рук, ты — хранилище всех богатств; вы можете разгадать тайну человеческих душ и сохранить связь между землей и небом; Ты даешь приют душам живых существ, хранишь их, как нанизываются бусы; ты самая высокая из всех богинь и самая щедрая на дарование благословений…

Пантоиби Хонггул [ 29 ]

В разных текстах встречаются разные персонификации Пантойби. [ 30 ] По поэтической песне Анойрол , [ 31 ] Пантойби появляется как Хаби Ленгнао Момби, древняя жрица . [ 32 ] Она также считается воплощением богини Нонгтханг Лейма , другой богини Амаиби . [ 33 ] [ 34 ]

Пантойби — богиня кан , популярной домашней игры Мэйтей. Игроки Кан молятся ей до и во время игры, полагая, что без ее благословения невозможно добиться лучших результатов в игре. [ 35 ] [ 36 ]

Меластома малабатрикум

Пантоиби также является божеством-покровителем гончаров и ткачей. После создания людей Пантоиби понял, что им нужны сосуды для хранения еды и воды. Оглянувшись вокруг, она увидела цветок нура худонглей . Она подражала форме и дизайну цветка, чтобы изготовить горшок, и передала гончарное искусство женщинам Манипура. ее научила гончарному искусству богиня Леймарель Сидаби . Согласно другому рассказу, перед ее исчезновением [ 4 ] [ 37 ] [ 38 ]

Пантойби был вдохновлен пауком, плетущим свою паутину, на изобретение искусства прядения и ткачества . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] В другом легендарном рассказе Пантоиби обучалась искусству ткачества у Лейшамби, богини творения. [ 40 ] [ 41 ]

Хаореима , женщина с холмов, чей любовник был обезглавлен ее мужем, является еще одним воплощением Пантоиби. Она превратилась в измученного духа и богиню трагической любви и разлуки, а также связана со смертью и плодородием. [ 42 ]

Пантойби плохо реагирует на плохое человеческое поведение. Человек, который плюет возле ее святилища, не может повернуть шею и может быть вылечен только с помощью ритуала, проводимого майбой, или жрицей. [ 43 ]

Пантоиби также считается одним из божественных воплощений богини Леймарель Сидаби . [ 44 ] [ 45 ] и как воплощение богини Нонгтханг Лейма . [ 33 ] [ 34 ]

В мифологии и литературе

[ редактировать ]

Древний на языке мейтей текст Лангкол Чингкойпа Пантойби и ее возлюбленным Нонгпоком Нинтоу. описывает романтическую связь между обожествленной принцессой мейтей

Пантоиби — женщина необыкновенной красоты, дочь короля Мэйтей. На ней хотели жениться многие короли и принцы, в том числе король Шапайба из западной части долины Канглейпак. Он пообещал, что, если она выйдет за него замуж, он построит хорошие дороги, красивые мосты, просторный дом и пруды с рыбой, но она не приняла его предложение. Наконец, Пантойби был женат на Таранге Хойнуче, сыне короля Хабы Сокчронгбы и королевы Текнги из династии Хаба. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]

встретила бога Нонгпок Нинтоу Пантойби впервые , когда она гуляла по открытым лугам, купалась и играла в прохладных водах текущей реки. Ее привлекла его красивая внешность и выдающаяся личность. Эти двое влюбились друг в друга с первого взгляда. Нонгпок Нинтоу попросил Пантойби сбежать с ним. [ 47 ] [ 50 ] Пантойби и Нонгпок Нинтоу много раз тайно встречались, и ее родственники стали подозрительными. Ее смертный муж много раз пытался завоевать ее сердце, но потерпел неудачу. Пантойби и Нонгпок Нинтоу наконец сбежали, сбежав из дворца, замаскированные под Тангхулов . [ 13 ] [ 47 ] [ 51 ]

Два божественных любовника в конечном итоге встретились на залитых солнцем склонах холмов Нонгмайчин . Их счастливый союз был отмечен богами танцами и музыкой. Этот праздник породил фестиваль Лай Хараоба . [ 13 ] [ 47 ] [ 52 ]

В другой версии истории Пантойби впервые встретила Нонгпок Нинтоу, когда она помогала своему отцу рубить и поджигать . Они полюбили друг друга с первого взгляда, но Пантойби уже была замужем за другим мужчиной против ее воли. Она покинула дом мужа в поисках своей настоящей любви; Нонгпок Нинтоу также покинул свой дом с той же целью. Двое влюбленных встретились в Кангла , который стал местом их божественного союза и местом коронации царей Мэйтей. [ 53 ]

Пантойби и бог Солнца

[ редактировать ]

Согласно « Нумит Каппа» , мифологическому эпосу, написанному в начале I века нашей эры, на древнем небе сияли два солнца. Один был ранен лучником. Два брата-солнца покинули свои позиции на небе и скрылись на десять долгих дней, оставив мир во тьме. Никто не мог работать. Погибли посевы и погиб скот. Итак, десять царственных богов обратились ко многим божествам, прося каждого умолять богов солнца. Наконец десять богов попросили принцессу Пантойби помочь. Она знала множество загадок и тайн и показывала им магические церемонии, чтобы заманить солнечных богов обратно. Нераненый бог солнца вернулся на свое место, а раненый так и не вернулся. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]

Древние тексты

[ редактировать ]

Пантоиби Нахейрол

[ редактировать ]

Пантойби Нахейрол ( Мейтей) : ꯄꯥꯟꯊꯣꯏꯕꯤ ꯅꯥꯍꯩꯔꯣꯜ , латинизированное: panthoibī nāheirōl ) описывает любовь богини Пантойби к ее возлюбленному Нонгпок Нинтоу . В нем рассказывается о том, как она покинула дом своего бывшего мужа (дом династии Хаба ), обманув его в законах, и осталась в родительском доме, а затем, наконец соединилась со своим последним возлюбленным в горах Лангмай обманув мать, . Прежде чем вернуться в родительский дом, Пантойби и Нонгпок Нинтоу уже были влюблены друг в друга. Итак, каждое действие Пантойби и Нонгпок Нинттоу совершалось в соответствии с их предварительным планом. [ 57 ] Согласно тексту, притворившись больной, Пантойби сказала матери следующее:

О мать, как я попал под чары злого духа? У меня болит все тело, и я все время в оцепенении, как будто взобрался на крутую вершину холма и бросился в глубокое ущелье... Есть ли у тебя знахарь, который сможет меня вылечить?

- Пантойби своей матери в Пантойби Нахейрол. [ 57 ]

Ее мать Намунгби рассказала ей о Вангпулен Хана Чаопа , божестве воды, правящем в южных владениях Канглейпака . Она заверила дочь, что обязательно сможет вылечить ее болезнь. Но, услышав ответ матери, чего Пантойби не хотел, Пантойби притворилась, что ее здоровье хуже, чем раньше. Тогда мать рассказала ей о другом божестве, охранявшем юго-западное направление ( Танчинг ), которое, как она (мать Пантойби) считала, непременно могло вылечить болезнь ее дочери. И при этом, поскольку Пантойби все еще была неудовлетворена, она притворилась, что почти умирает. Затем мать рассказала ей о боге Купалу ( Кубру ), правителе северо-западных царств Канглейпак . Все еще нежеланный и неудовлетворенный, Пантойби притворился, что ему стало хуже. По мнению ее матери, болезнь Пантоиби ухудшилась. [ 57 ]

Наконец, ее мать рассказала ей о Нонгпок Нинтоу следующее:

О дочь, в восточном регионе есть тот, кто завоевал Кьянга Бирмы и чьи владения простираются далеко на север. Его также считают способным врачом для всех, независимо от жизненного положения. Позвольте мне послать за ним.

- Мать Пантойби своей дочери в Пантойби Нахейрол. [ 57 ]

Услышав имя возлюбленного из слов матери, Пантойби настояла на том, чтобы она позвонила ему как можно скорее. По зову Нонгпок Нинтоу немедленно прибыл . Сидя рядом с больной принцессой Пантойби, Нонгпок Нинтоу осматривал ее болезнь. Спустя короткое время Пантойби рассказала матери о своем полном выздоровлении от болезни. Перед своей матерью она похвалила Нонгпок Нинтоу за великие способности врача и спасителя ее жизни на грани смерти. Воспользовавшись ситуацией, Пантойби последовала за своим возлюбленным и, таким образом, наконец объединилась с Нонгпок Нинтоу. [ 58 ]

Фестивали

[ редактировать ]
Статуя Пантойби во время фестиваля Пантойби Иратпа , отмечаемого на базаре Ходжай Натун, Ассам

Пантоиби Иратпа

[ редактировать ]

Пантойби Иратпа ( Panthoibi Eratpa ) — религиозный праздник, посвященный богине Пантойпи. Он отмечается каждый год. [ 11 ]

Пусть Хараоба

[ редактировать ]

нет переводов Доступных . Их легенда занимает важное место в лирической литературе Древнего Манипура. [ 59 ]

В художественных формах

[ редактировать ]

Пантоиби Джагой

[ редактировать ]

Пантоиби Джагой — это дуэтный танец. Сопровождается песней любви. Его поют майби и пена кхонгба ( игрок на пена ). Это ссылка на любовь Пантойби и Нонгпок Нинтоу . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Также изображен процесс плетения . [ 65 ]

Пантойби Шейшак

[ редактировать ]

Panthoibi Sheishak — песня, исполняемая на фестивале Лай Хараоба . Его исполняют игроки «Пеньи» . В нем рассказывается история Пантойби, ищущей своего возлюбленного Нонгпок Нинттоу. [ 66 ]

Это было время захода солнца, когда яркий свет на склонах холмов померк, и поднимающийся над холмами дым постепенно отступил, навстречу поднимающемуся дыму с равнины. Пантойби не знала о местонахождении Нонгпок Нинтоу и в своем беспомощном состоянии умоляла высокие деревья холмов и лиственные равнины помочь ей найти своего возлюбленного. [ 66 ]

Это один из 9 стилей пения (мелодий), исполняемых в Лай Хараоба . [ 67 ]

Тангхул Нураби Лутаба

[ редактировать ]

Тангхул Нураби Лутаба — это инсценировка отношений ) между Тангкулом Пакхангом (воплощением Нонгпока Нинттоу и Тангкулом Нураби (воплощением Пантойби). Два актера-репортера одеваются в костюмы Тангхул Нага, изображающие сельское хозяйство в поле. Фестиваль Канглей Хараоба — одна из четырех форм фестиваля Лай Хараоба . [ 68 ]

  1. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 103. ИСБН  978-81-260-0086-9 .
  2. ^ Сингх, TSP (31 мая 2018 г.). Извинение . Издательство Партридж. п. 7. ISBN  978-1-5437-0188-3 .
  3. ^ «Празднование Пантойби продолжается» . www.telegraphindia.com . Проверено 13 июня 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Джайн, Джьотиндра (1998). Другие мастера: пять современных народных и племенных художников Индии . Музей ремесел и Индийская корпорация по экспорту изделий кустарного промысла и ручных ткацких станков.
  5. ^ Парратт, Сарой Налини (1997). Угодие богов: Мэйтей Лай Хараоба . Издательство Викас. ISBN  978-81-259-0416-8 .
  6. ^ Сессия Ассоциации истории Северо-Восточной Индии (2001 г.). Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . Ассоциация.
  7. ^ Сингх, Р.К. Джаладжит (1992). Краткая история Манипура . РК Джаладжит Сингх.
  8. ^ Социальные движения в современной Индии - Страница 98 - Бидьют Чакрабарти, Шибани Кинкар Чаубе · 1999
  9. ^ «Воплощения богини Нонгтханг Лейма Джеймса Ойнама» . электронный pao.net .
  10. ^ «Манипури в Мьянме 4» . www.e-pao.net . Проверено 5 апреля 2023 г. Хотя некоторые из манипури-катес Нандаусаэ стали буддистами, они все еще практикуют традицию поклонения Нонгпок Нинттоу (мужскому божеству) и Пантойби (женскому божеству).
  11. ^ Jump up to: а б «Празднование Пантойби продолжается» . telegraphindia.com .
  12. ^ Кипген, Тингнейчонг Г. (2010). Роль женщин в Манипуре XX века: историческое исследование . Издательство Гян. ISBN  978-81-7835-803-1 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 29.
  14. ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 119. ИСБН  978-0-359-72919-7 .
  15. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Сахитья Академия. п. 13. ISBN  978-81-260-0086-9 .
  16. ^ Санаджаоба, Наорем (1993). Манипур: Трактат и документы . Публикации Миттала. п. 4. ISBN  978-81-7099-399-5 .
  17. ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 802. ИСБН  978-81-8475-277-9 .
  18. ^ Убхайкар, Раджат (22 октября 2019 г.). Truck de India!: Путеводитель по Индостану для путешествующих автостопом . Саймон и Шустер. ISBN  978-93-86797-65-0 .
  19. ^ Ми, Эрин Б.; Фоли, Хелен П. (16 июня 2011 г.). Антигона на современной мировой арене . Издательство Оксфордского университета. п. 111. ИСБН  978-0-19-161811-6 .
  20. ^ Этническая принадлежность и социальные изменения: Антология эссе - Страница 43 - Канмумей Кабуи · 2002 г.
  21. ^ Земля семи сестер - страница 34 - Дж. П. Сайкиа · Управление информации и связей с общественностью, Ассам, 1976 г.
  22. ^ Jump up to: а б Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж. ISBN  978-1-317-27066-9 .
  23. ^ История и археология: Том поздравлений профессора Х.Д. Санкалии - Бхаскар Чаттерджи · 1989 стр. 190
  24. ^ Семья в Манипуре - страница 52 - Манипурская ассоциация науки и общества и Организационный совет округа Импхал, BJGVJ, MANAR, Манипур, 1994 г.
  25. ^ Пхуришабам, Чаоба; Нингомбам, Шрима; Хариприя, Сойбам (6 июля 2015 г.). Татуированные табу: антология поэзии трех женщин из северо-восточной Индии . Издательство Партридж. п. 43. ИСБН  978-1-4828-4851-9 .
  26. ^ Марш Индии - Том 15, выпуски 1-9 - страницы 30 - 1963 г.
  27. ^ Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . 2003.
  28. ^ Общество и экономика Северо-Восточной Индии . Регентские публикации. 2004. ISBN  9788187498834 .
  29. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 59, 60. ISBN.  978-81-260-0086-9 .
  30. ^ Дзювичю, Липокмар; Баруа, Манджит (13 ноября 2017 г.). Современные практики в Северо-Восточной Индии: история, культура, репрезентация . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-351-27134-9 .
  31. ^ Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия. п. 330. ИСБН  9788126003655 . Проверено 6 апреля 2023 г.
  32. ^ Дак, Джорджета; Паличица, Мария (22 сентября 2011 г.). Академические дни Тимишоары: общественные науки сегодня . Издательство Кембриджских ученых. стр. 116. ISBN  978-1-4438-3401-8 .
  33. ^ Jump up to: а б Манипур, туристический рай - Страница 82 - Э. Ишварджит Сингх · 2005 г.
  34. ^ Jump up to: а б Праздник жизни: индийские народные танцы - Страница 129 - Дживан Пани, Индия. Министерство информации и радиовещания. Отдел публикаций · 2000 год
  35. ^ Кхамба и Тойби: Неизмеримая высота любви - Страница 69 - Н. Томби Сингх · 1976
  36. ^ Саху, Аджая К. (30 марта 2021 г.). Справочник Routledge по азиатской диаспоре и развитию . Рутледж. п. 121. ИСБН  978-1-000-36686-0 .
  37. ^ Панде, Мринала (1996). Деви: Сказки о богине нашего времени . Книги Пингвинов Индия. п. 89. ИСБН  978-0-14-026549-1 .
  38. ^ Гуха, Самапти; Маджумдар, Сатьяджит (28 мая 2021 г.). В поисках бизнес-моделей социального предпринимательства: концепции и примеры . Спрингер Природа. п. 217. ИСБН  978-981-16-0390-7 .
  39. ^ Бхола, Рахна (2004). Народные сказки Манипура . Diamond Pocket Books (P) Ltd. п. 29. ISBN  978-81-89182-40-3 .
  40. ^ Jump up to: а б Деви, Нунглекпам Преми (25 мая 2018 г.). Краткие очерки о женщинах и обществе: женщины манипури на протяжении века . Публикации ФСП в СМИ. п. 67.
  41. ^ Jump up to: а б Бюллетень - Индийский музей - Том 33 - Страница 247 - Индийский музей · 1998 г.
  42. ^ Шехават, Сима; Ре, Эмануэла К. Дель (18 декабря 2017 г.). Женщины и границы: беженцы, мигранты и сообщества . Издательство Блумсбери. п. 227. ИСБН  978-1-83860-987-0 .
  43. ^ Чаудхури, Сукант Кумар (1 января 2006 г.). Культура, экология и устойчивое развитие . Публикации Миттала. п. 143. ИСБН  978-81-8324-132-8 .
  44. ^ Распеваемые рассказы: живая традиция «катха-вачана» - страница 250 - Молли Каушал, Национальный центр искусств Индиры Ганди · 2001 г.
  45. ^ Каушал, Молли; Искусство, Национальный центр Индиры Ганди (2001). Распеваемые повествования: живая традиция «катха-вачана». Леймарель и Пантоиби. Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-81-246-0182-2.
  46. ^ Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 26.
  47. ^ Jump up to: а б с д Ойнам, Бхагат; Садокпам, Дирен А. (11 мая 2018 г.). Северо-Восточная Индия: Читатель . Тейлор и Фрэнсис. п. 236. ИСБН  978-0-429-95320-0 .
  48. ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. п. 280. ИСБН  978-81-250-1453-9 .
  49. ^ Слейс, Маринус Энтони ван дер (1 января 2018 г.). Традиционная космология, том. 5: Солнечные и лунные аномалии . Всесторонние публикации. п. 112. ИСБН  978-1-9994383-0-2 .
  50. ^ Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 28.
  51. ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. п. 280. ИСБН  978-81-250-1453-9 .
  52. ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. п. 280. ИСБН  978-81-250-1453-9 .
  53. ^ Виджайлакшми Брара, Н. (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН  978-0-19-564331-2 – через archive.org.
  54. ^ Журнал Общества искусств . Общество. 1905. с. 551.
  55. ^ Журнал Королевского общества поощрения искусств, производства и торговли . Общество. 1905. с. 551.
  56. ^ Британия), Королевское общество искусств (Великое (1905). Журнал Королевского общества искусств . Г. Белл и сыновья. С. 551.
  57. ^ Jump up to: а б с д Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 60, 61. ISBN.  978-81-260-0086-9 .
  58. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 62. ИСБН  978-81-260-0086-9 .
  59. ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи. Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 120. ИСБН  978-0-359-72919-7 .
  60. ^ Лисам, Хомдан Сингх (2011). Энциклопедия Манипура (3 тома) . Издательство Гян. ISBN  978-81-7835-864-2 .
  61. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 290. ИСБН  978-1-000-29629-7 .
  62. ^ Саданги, ХК (2008). Развивающийся Северо-Восток: путь вперед . Издательство Гян. п. 135. ИСБН  978-81-8205-437-0 .
  63. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 233. ИСБН  978-1-000-29637-2 .
  64. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 234. ИСБН  978-1-000-29637-2 .
  65. ^ Проблемы экономической политики в Манипуре: Очерки в честь профессора М. Иботона Сингха, Том 2 - Страница 465 - Э. Биджойкумар Сингх, Кш Джалджит Сингх · 2009 г.
  66. ^ Jump up to: а б Мэйтей, Маянгламбам Мангансана (6 июня 2021 г.). Звук Пены в Манипуре . Марджинг Маянгламбам. ISBN  978-93-5473-655-1 .
  67. ^ Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Khiangte, Zothanchhingi mp3 youtube com. Устность: поиск смыслов Издательство Партридж. п. 169. ИСБН  978-1-4828-8671-9 .
  68. ^ Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж. ISBN  978-1-317-27066-9 .
  69. ^ Труды. Официальный отчет - стр. 71 - Манипур (Индия). Законодательное собрание · 1978 г.
  70. ^ Бабель, Раджив (15 марта 2021 г.). Справочник небанковских финансовых компаний . Издательство Блумсбери. стр. 8–21. ISBN  978-93-90176-20-5 .
  71. ^ Пачаури, Свасти (2 декабря 2020 г.). Размышления: Ремесла, устойчивое развитие и средства к существованию: сборник моих эссе . Идея Пресс. п. 130. ИСБН  978-1-64899-938-3 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dc672244d3145414d531a90a0b30e1c__1719665520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/1c/4dc672244d3145414d531a90a0b30e1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Panthoibi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)