Пантойби
Пантойби | |
---|---|
Богиня цивилизации, мужества, плодородия, ремесла, любви, победы, войны и мудрости. Обожествленная принцесса Мэйтей из династии Нинттоуджа [ 1 ] Королева гор Нонгмайчин | |
Член Лайрембис и Уманг Лаис | |
![]() Пантойби верхом на белом коне, как описано в Пантойби Хонггул . | |
Другие имена |
|
Принадлежность | Мифология Мэйтей ( мифология Манипури ) и религия Мэйтей ( санамахизм ) |
Главный культовый центр | Холм Нонгмайчин (псевдоним Холм Селлой Лангмай) |
Обитель | Холм Нонгмайчин (псевдоним Холм Селлой Лангмай) |
Оружие | Копье и Меч |
Артефакты | Кадженглей |
Животные | белая лошадь или тигр |
Символ | Кадженглей |
Устанавливать | белая лошадь или тигр |
Тексты | |
Пол | женский |
Область | Древний Канглейпак (ранний Манипур ) [ 2 ] |
Этническая группа | Этническая принадлежность мейтей |
Фестивали | |
Родители | Проповедь (мать) |
Супруги | Таранг Хойнуча и Нонгпок Нинттоу |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афина , Афродита |
Римский эквивалент | Минерва , Венера |
Этрусский эквивалент | Менрва , Туран |
Индуистский эквивалент | Дурга [ 3 ] |
Египетский эквивалент | Нейт , Хатор и Исида |
Китайский эквивалент | Цзютянь Сюаньнюй |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
![]() |
Пантоиби ( Мэйтей) : Пантойби , латинизированное: Паантойби , Старый Манипури : ꯄꯥꯟꯊꯣꯢꯄꯤ , латинизированное: Пантоипи ), также известная как Нонгпок Лейма ( Мэйтей означает «Королева Востока»), — богиня, связанная с цивилизацией, мужеством, плодородием, ремеслом, любовью, победой, войной и мудростью в мифологии и религии . Древнего мира Канглейпак (ранний Манипур ). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Она супруга бога Нонгпок Нинттоу . [ 4 ] Она считается одним из божественных воплощений Леймареля Сидаби , а также идентифицируется как форма богини Нонгтханг Лейма . [ 9 ] Ей поклоняются в основном люди мейтей в Манипуре, Ассаме , Трипуре , Бангладеш и Мьянме . [ 10 ] [ 11 ]
Личности Пантойби и других богинь Мэйтей, таких как Эмойну и Фуойби, изображают, а также влияют на смелость, независимость, праведность и социальную честь женщин Мэйтей. [ 12 ]
История
[ редактировать ]По мнению Пантойби Хонгула , поклонение богине Пантойби началось в эпоху династии Хаба . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
В 1100 году нашей эры Лоюмба Синьен упоминает служение клана Хейшнам богине Пантойби. В тексте она упоминается как самая почитаемая богиня Митей. [ 16 ]
В 17 веке Пантойби появилась как богиня войны верхом на тигре. Первое упоминание в Чейтароле Кумбаба о строительстве храма Пантоиби относится к 1686 году. Первое упоминание в том же тексте о создании ее статуи относится к 1699 году. [ 13 ]
В 18 веке наблюдался упадок поклонения Пантойби, что отразило рост вайшнавизма в Манипуре. Индуистский король Гариб Нивадж Памхейба (1709-1748) разрушил ее храмы и разбил ее статуи, и, начиная с 18 века, Пантойби рассматривалась как проявление индуистской богини Дурги , ее воплощение или ее проявление. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Личность Пантойби была изменена на личность индуистской богини Дурги . Ей поклонялись пять дней в сентябре – октябре. [ 22 ]
С 1700 года до наступления современной эпохи храмы Пантойби больше не строились. [ 13 ] [ 23 ] С 1960-х годов поклонение Пантойби возросло, начав заменять поклонение Дурге. [ 22 ]
Атрибуты и эпитеты
[ редактировать ]Пантоиби считается самоуверенным и застенчивым человеком с женской гордостью. [ 24 ] Легенда гласит, что у нее было много воплощений, например, Фуоиби , богини зерна. [ 25 ] Пантоиби считается правящим божеством рождения и смерти. [ 26 ] Она описана в нескольких древних текстах, в том числе в Пантоиби Хонгул и Пантоиби Мингхейлол .
Пантойби Хонггул , древний религиозный текст на языке мейтей, посвященный богине Пантойби. [ 27 ] [ 28 ] говорит:
[...] ты — источник всех живых существ… и рождение, и смерть — дело твоих рук, ты — хранилище всех богатств; вы можете разгадать тайну человеческих душ и сохранить связь между землей и небом; Ты даешь приют душам живых существ, хранишь их, как нанизываются бусы; ты самая высокая из всех богинь и самая щедрая на дарование благословений…
— Пантоиби Хонггул [ 29 ]
В разных текстах встречаются разные персонификации Пантойби. [ 30 ] По поэтической песне Анойрол , [ 31 ] Пантойби появляется как Хаби Ленгнао Момби, древняя жрица . [ 32 ] Она также считается воплощением богини Нонгтханг Лейма , другой богини Амаиби . [ 33 ] [ 34 ]
Пантойби — богиня кан , популярной домашней игры Мэйтей. Игроки Кан молятся ей до и во время игры, полагая, что без ее благословения невозможно добиться лучших результатов в игре. [ 35 ] [ 36 ]

Пантоиби также является божеством-покровителем гончаров и ткачей. После создания людей Пантоиби понял, что им нужны сосуды для хранения еды и воды. Оглянувшись вокруг, она увидела цветок нура худонглей . Она подражала форме и дизайну цветка, чтобы изготовить горшок, и передала гончарное искусство женщинам Манипура. ее научила гончарному искусству богиня Леймарель Сидаби . Согласно другому рассказу, перед ее исчезновением [ 4 ] [ 37 ] [ 38 ]
Пантойби был вдохновлен пауком, плетущим свою паутину, на изобретение искусства прядения и ткачества . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] В другом легендарном рассказе Пантоиби обучалась искусству ткачества у Лейшамби, богини творения. [ 40 ] [ 41 ]
Хаореима , женщина с холмов, чей любовник был обезглавлен ее мужем, является еще одним воплощением Пантоиби. Она превратилась в измученного духа и богиню трагической любви и разлуки, а также связана со смертью и плодородием. [ 42 ]
Пантойби плохо реагирует на плохое человеческое поведение. Человек, который плюет возле ее святилища, не может повернуть шею и может быть вылечен только с помощью ритуала, проводимого майбой, или жрицей. [ 43 ]
Пантоиби также считается одним из божественных воплощений богини Леймарель Сидаби . [ 44 ] [ 45 ] и как воплощение богини Нонгтханг Лейма . [ 33 ] [ 34 ]
В мифологии и литературе
[ редактировать ]Древний на языке мейтей текст Лангкол Чингкойпа Пантойби и ее возлюбленным Нонгпоком Нинтоу. описывает романтическую связь между обожествленной принцессой мейтей
Пантоиби — женщина необыкновенной красоты, дочь короля Мэйтей. На ней хотели жениться многие короли и принцы, в том числе король Шапайба из западной части долины Канглейпак. Он пообещал, что, если она выйдет за него замуж, он построит хорошие дороги, красивые мосты, просторный дом и пруды с рыбой, но она не приняла его предложение. Наконец, Пантойби был женат на Таранге Хойнуче, сыне короля Хабы Сокчронгбы и королевы Текнги из династии Хаба. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
встретила бога Нонгпок Нинтоу Пантойби впервые , когда она гуляла по открытым лугам, купалась и играла в прохладных водах текущей реки. Ее привлекла его красивая внешность и выдающаяся личность. Эти двое влюбились друг в друга с первого взгляда. Нонгпок Нинтоу попросил Пантойби сбежать с ним. [ 47 ] [ 50 ] Пантойби и Нонгпок Нинтоу много раз тайно встречались, и ее родственники стали подозрительными. Ее смертный муж много раз пытался завоевать ее сердце, но потерпел неудачу. Пантойби и Нонгпок Нинтоу наконец сбежали, сбежав из дворца, замаскированные под Тангхулов . [ 13 ] [ 47 ] [ 51 ]
Два божественных любовника в конечном итоге встретились на залитых солнцем склонах холмов Нонгмайчин . Их счастливый союз был отмечен богами танцами и музыкой. Этот праздник породил фестиваль Лай Хараоба . [ 13 ] [ 47 ] [ 52 ]
В другой версии истории Пантойби впервые встретила Нонгпок Нинтоу, когда она помогала своему отцу рубить и поджигать . Они полюбили друг друга с первого взгляда, но Пантойби уже была замужем за другим мужчиной против ее воли. Она покинула дом мужа в поисках своей настоящей любви; Нонгпок Нинтоу также покинул свой дом с той же целью. Двое влюбленных встретились в Кангла , который стал местом их божественного союза и местом коронации царей Мэйтей. [ 53 ]
Пантойби и бог Солнца
[ редактировать ]Согласно « Нумит Каппа» , мифологическому эпосу, написанному в начале I века нашей эры, на древнем небе сияли два солнца. Один был ранен лучником. Два брата-солнца покинули свои позиции на небе и скрылись на десять долгих дней, оставив мир во тьме. Никто не мог работать. Погибли посевы и погиб скот. Итак, десять царственных богов обратились ко многим божествам, прося каждого умолять богов солнца. Наконец десять богов попросили принцессу Пантойби помочь. Она знала множество загадок и тайн и показывала им магические церемонии, чтобы заманить солнечных богов обратно. Нераненый бог солнца вернулся на свое место, а раненый так и не вернулся. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
Древние тексты
[ редактировать ]Пантоиби Нахейрол
[ редактировать ]Пантойби Нахейрол ( Мейтей) : ꯄꯥꯟꯊꯣꯏꯕꯤ ꯅꯥꯍꯩꯔꯣꯜ , латинизированное: panthoibī nāheirōl ) описывает любовь богини Пантойби к ее возлюбленному Нонгпок Нинтоу . В нем рассказывается о том, как она покинула дом своего бывшего мужа (дом династии Хаба ), обманув его в законах, и осталась в родительском доме, а затем, наконец соединилась со своим последним возлюбленным в горах Лангмай обманув мать, . Прежде чем вернуться в родительский дом, Пантойби и Нонгпок Нинтоу уже были влюблены друг в друга. Итак, каждое действие Пантойби и Нонгпок Нинттоу совершалось в соответствии с их предварительным планом. [ 57 ] Согласно тексту, притворившись больной, Пантойби сказала матери следующее:
О мать, как я попал под чары злого духа? У меня болит все тело, и я все время в оцепенении, как будто взобрался на крутую вершину холма и бросился в глубокое ущелье... Есть ли у тебя знахарь, который сможет меня вылечить?
- Пантойби своей матери в Пантойби Нахейрол. [ 57 ]
Ее мать Намунгби рассказала ей о Вангпулен Хана Чаопа , божестве воды, правящем в южных владениях Канглейпака . Она заверила дочь, что обязательно сможет вылечить ее болезнь. Но, услышав ответ матери, чего Пантойби не хотел, Пантойби притворилась, что ее здоровье хуже, чем раньше. Тогда мать рассказала ей о другом божестве, охранявшем юго-западное направление ( Танчинг ), которое, как она (мать Пантойби) считала, непременно могло вылечить болезнь ее дочери. И при этом, поскольку Пантойби все еще была неудовлетворена, она притворилась, что почти умирает. Затем мать рассказала ей о боге Купалу ( Кубру ), правителе северо-западных царств Канглейпак . Все еще нежеланный и неудовлетворенный, Пантойби притворился, что ему стало хуже. По мнению ее матери, болезнь Пантоиби ухудшилась. [ 57 ]
Наконец, ее мать рассказала ей о Нонгпок Нинтоу следующее:
О дочь, в восточном регионе есть тот, кто завоевал Кьянга Бирмы и чьи владения простираются далеко на север. Его также считают способным врачом для всех, независимо от жизненного положения. Позвольте мне послать за ним.
- Мать Пантойби своей дочери в Пантойби Нахейрол. [ 57 ]
Услышав имя возлюбленного из слов матери, Пантойби настояла на том, чтобы она позвонила ему как можно скорее. По зову Нонгпок Нинтоу немедленно прибыл . Сидя рядом с больной принцессой Пантойби, Нонгпок Нинтоу осматривал ее болезнь. Спустя короткое время Пантойби рассказала матери о своем полном выздоровлении от болезни. Перед своей матерью она похвалила Нонгпок Нинтоу за великие способности врача и спасителя ее жизни на грани смерти. Воспользовавшись ситуацией, Пантойби последовала за своим возлюбленным и, таким образом, наконец объединилась с Нонгпок Нинтоу. [ 58 ]
Фестивали
[ редактировать ]
Пантоиби Иратпа
[ редактировать ]Пантойби Иратпа ( Panthoibi Eratpa ) — религиозный праздник, посвященный богине Пантойпи. Он отмечается каждый год. [ 11 ]
Пусть Хараоба
[ редактировать ]нет переводов Доступных . Их легенда занимает важное место в лирической литературе Древнего Манипура. [ 59 ]
В художественных формах
[ редактировать ]Пантоиби Джагой
[ редактировать ]Пантоиби Джагой — это дуэтный танец. Сопровождается песней любви. Его поют майби и пена кхонгба ( игрок на пена ). Это ссылка на любовь Пантойби и Нонгпок Нинтоу . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Также изображен процесс плетения . [ 65 ]
Пантойби Шейшак
[ редактировать ]Panthoibi Sheishak — песня, исполняемая на фестивале Лай Хараоба . Его исполняют игроки «Пеньи» . В нем рассказывается история Пантойби, ищущей своего возлюбленного Нонгпок Нинттоу. [ 66 ]
Это было время захода солнца, когда яркий свет на склонах холмов померк, и поднимающийся над холмами дым постепенно отступил, навстречу поднимающемуся дыму с равнины. Пантойби не знала о местонахождении Нонгпок Нинтоу и в своем беспомощном состоянии умоляла высокие деревья холмов и лиственные равнины помочь ей найти своего возлюбленного. [ 66 ]
Это один из 9 стилей пения (мелодий), исполняемых в Лай Хараоба . [ 67 ]
Тангхул Нураби Лутаба
[ редактировать ]Тангхул Нураби Лутаба — это инсценировка отношений ) между Тангкулом Пакхангом (воплощением Нонгпока Нинттоу и Тангкулом Нураби (воплощением Пантойби). Два актера-репортера одеваются в костюмы Тангхул Нага, изображающие сельское хозяйство в поле. Фестиваль Канглей Хараоба — одна из четырех форм фестиваля Лай Хараоба . [ 68 ]
Тезки
[ редактировать ]- Panthoibi Emporium — торговый центр в Нью-Дели , Индия . [ 69 ]
- Panthoibi Housing Finance Company Limited — жилищная финансовая компания в Импхале . [ 70 ]
- Panthoibi Manipur Handicrafts Emporium — торговый центр в Дели , Индия . В основном здесь продаются шелковые изделия ручной работы из Манипура. [ 71 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 103. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Сингх, TSP (31 мая 2018 г.). Извинение . Издательство Партридж. п. 7. ISBN 978-1-5437-0188-3 .
- ^ «Празднование Пантойби продолжается» . www.telegraphindia.com . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Джайн, Джьотиндра (1998). Другие мастера: пять современных народных и племенных художников Индии . Музей ремесел и Индийская корпорация по экспорту изделий кустарного промысла и ручных ткацких станков.
- ^ Парратт, Сарой Налини (1997). Угодие богов: Мэйтей Лай Хараоба . Издательство Викас. ISBN 978-81-259-0416-8 .
- ^ Сессия Ассоциации истории Северо-Восточной Индии (2001 г.). Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . Ассоциация.
- ^ Сингх, Р.К. Джаладжит (1992). Краткая история Манипура . РК Джаладжит Сингх.
- ^ Социальные движения в современной Индии - Страница 98 - Бидьют Чакрабарти, Шибани Кинкар Чаубе · 1999
- ^ «Воплощения богини Нонгтханг Лейма Джеймса Ойнама» . электронный pao.net .
- ^ «Манипури в Мьянме 4» . www.e-pao.net . Проверено 5 апреля 2023 г.
Хотя некоторые из манипури-катес Нандаусаэ стали буддистами, они все еще практикуют традицию поклонения Нонгпок Нинттоу (мужскому божеству) и Пантойби (женскому божеству).
- ^ Jump up to: а б «Празднование Пантойби продолжается» . telegraphindia.com .
- ^ Кипген, Тингнейчонг Г. (2010). Роль женщин в Манипуре XX века: историческое исследование . Издательство Гян. ISBN 978-81-7835-803-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 29.
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 119. ИСБН 978-0-359-72919-7 .
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Сахитья Академия. п. 13. ISBN 978-81-260-0086-9 .
- ^ Санаджаоба, Наорем (1993). Манипур: Трактат и документы . Публикации Миттала. п. 4. ISBN 978-81-7099-399-5 .
- ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 802. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ^ Убхайкар, Раджат (22 октября 2019 г.). Truck de India!: Путеводитель по Индостану для путешествующих автостопом . Саймон и Шустер. ISBN 978-93-86797-65-0 .
- ^ Ми, Эрин Б.; Фоли, Хелен П. (16 июня 2011 г.). Антигона на современной мировой арене . Издательство Оксфордского университета. п. 111. ИСБН 978-0-19-161811-6 .
- ^ Этническая принадлежность и социальные изменения: Антология эссе - Страница 43 - Канмумей Кабуи · 2002 г.
- ^ Земля семи сестер - страница 34 - Дж. П. Сайкиа · Управление информации и связей с общественностью, Ассам, 1976 г.
- ^ Jump up to: а б Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж. ISBN 978-1-317-27066-9 .
- ^ История и археология: Том поздравлений профессора Х.Д. Санкалии - Бхаскар Чаттерджи · 1989 стр. 190
- ^ Семья в Манипуре - страница 52 - Манипурская ассоциация науки и общества и Организационный совет округа Импхал, BJGVJ, MANAR, Манипур, 1994 г.
- ^ Пхуришабам, Чаоба; Нингомбам, Шрима; Хариприя, Сойбам (6 июля 2015 г.). Татуированные табу: антология поэзии трех женщин из северо-восточной Индии . Издательство Партридж. п. 43. ИСБН 978-1-4828-4851-9 .
- ^ Марш Индии - Том 15, выпуски 1-9 - страницы 30 - 1963 г.
- ^ Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . 2003.
- ^ Общество и экономика Северо-Восточной Индии . Регентские публикации. 2004. ISBN 9788187498834 .
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 59, 60. ISBN. 978-81-260-0086-9 .
- ^ Дзювичю, Липокмар; Баруа, Манджит (13 ноября 2017 г.). Современные практики в Северо-Восточной Индии: история, культура, репрезентация . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-27134-9 .
- ^ Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия. п. 330. ИСБН 9788126003655 . Проверено 6 апреля 2023 г.
- ^ Дак, Джорджета; Паличица, Мария (22 сентября 2011 г.). Академические дни Тимишоары: общественные науки сегодня . Издательство Кембриджских ученых. стр. 116. ISBN 978-1-4438-3401-8 .
- ^ Jump up to: а б Манипур, туристический рай - Страница 82 - Э. Ишварджит Сингх · 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Праздник жизни: индийские народные танцы - Страница 129 - Дживан Пани, Индия. Министерство информации и радиовещания. Отдел публикаций · 2000 год
- ^ Кхамба и Тойби: Неизмеримая высота любви - Страница 69 - Н. Томби Сингх · 1976
- ^ Саху, Аджая К. (30 марта 2021 г.). Справочник Routledge по азиатской диаспоре и развитию . Рутледж. п. 121. ИСБН 978-1-000-36686-0 .
- ^ Панде, Мринала (1996). Деви: Сказки о богине нашего времени . Книги Пингвинов Индия. п. 89. ИСБН 978-0-14-026549-1 .
- ^ Гуха, Самапти; Маджумдар, Сатьяджит (28 мая 2021 г.). В поисках бизнес-моделей социального предпринимательства: концепции и примеры . Спрингер Природа. п. 217. ИСБН 978-981-16-0390-7 .
- ^ Бхола, Рахна (2004). Народные сказки Манипура . Diamond Pocket Books (P) Ltd. п. 29. ISBN 978-81-89182-40-3 .
- ^ Jump up to: а б Деви, Нунглекпам Преми (25 мая 2018 г.). Краткие очерки о женщинах и обществе: женщины манипури на протяжении века . Публикации ФСП в СМИ. п. 67.
- ^ Jump up to: а б Бюллетень - Индийский музей - Том 33 - Страница 247 - Индийский музей · 1998 г.
- ^ Шехават, Сима; Ре, Эмануэла К. Дель (18 декабря 2017 г.). Женщины и границы: беженцы, мигранты и сообщества . Издательство Блумсбери. п. 227. ИСБН 978-1-83860-987-0 .
- ^ Чаудхури, Сукант Кумар (1 января 2006 г.). Культура, экология и устойчивое развитие . Публикации Миттала. п. 143. ИСБН 978-81-8324-132-8 .
- ^ Распеваемые рассказы: живая традиция «катха-вачана» - страница 250 - Молли Каушал, Национальный центр искусств Индиры Ганди · 2001 г.
- ^ Каушал, Молли; Искусство, Национальный центр Индиры Ганди (2001). Распеваемые повествования: живая традиция «катха-вачана». Леймарель и Пантоиби. Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-81-246-0182-2.
- ^ Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Ойнам, Бхагат; Садокпам, Дирен А. (11 мая 2018 г.). Северо-Восточная Индия: Читатель . Тейлор и Фрэнсис. п. 236. ИСБН 978-0-429-95320-0 .
- ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. п. 280. ИСБН 978-81-250-1453-9 .
- ^ Слейс, Маринус Энтони ван дер (1 января 2018 г.). Традиционная космология, том. 5: Солнечные и лунные аномалии . Всесторонние публикации. п. 112. ИСБН 978-1-9994383-0-2 .
- ^ Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 28.
- ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. п. 280. ИСБН 978-81-250-1453-9 .
- ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. п. 280. ИСБН 978-81-250-1453-9 .
- ^ Виджайлакшми Брара, Н. (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН 978-0-19-564331-2 – через archive.org.
- ^ Журнал Общества искусств . Общество. 1905. с. 551.
- ^ Журнал Королевского общества поощрения искусств, производства и торговли . Общество. 1905. с. 551.
- ^ Британия), Королевское общество искусств (Великое (1905). Журнал Королевского общества искусств . Г. Белл и сыновья. С. 551.
- ^ Jump up to: а б с д Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 60, 61. ISBN. 978-81-260-0086-9 .
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 62. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи. Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 120. ИСБН 978-0-359-72919-7 .
- ^ Лисам, Хомдан Сингх (2011). Энциклопедия Манипура (3 тома) . Издательство Гян. ISBN 978-81-7835-864-2 .
- ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 290. ИСБН 978-1-000-29629-7 .
- ^ Саданги, ХК (2008). Развивающийся Северо-Восток: путь вперед . Издательство Гян. п. 135. ИСБН 978-81-8205-437-0 .
- ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 233. ИСБН 978-1-000-29637-2 .
- ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 234. ИСБН 978-1-000-29637-2 .
- ^ Проблемы экономической политики в Манипуре: Очерки в честь профессора М. Иботона Сингха, Том 2 - Страница 465 - Э. Биджойкумар Сингх, Кш Джалджит Сингх · 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Мэйтей, Маянгламбам Мангансана (6 июня 2021 г.). Звук Пены в Манипуре . Марджинг Маянгламбам. ISBN 978-93-5473-655-1 .
- ^ Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Khiangte, Zothanchhingi mp3 youtube com. Устность: поиск смыслов Издательство Партридж. п. 169. ИСБН 978-1-4828-8671-9 .
- ^ Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж. ISBN 978-1-317-27066-9 .
- ^ Труды. Официальный отчет - стр. 71 - Манипур (Индия). Законодательное собрание · 1978 г.
- ^ Бабель, Раджив (15 марта 2021 г.). Справочник небанковских финансовых компаний . Издательство Блумсбери. стр. 8–21. ISBN 978-93-90176-20-5 .
- ^ Пачаури, Свасти (2 декабря 2020 г.). Размышления: Ремесла, устойчивое развитие и средства к существованию: сборник моих эссе . Идея Пресс. п. 130. ИСБН 978-1-64899-938-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Ариба Манипури Сахитьяги Саклон, автор Набачандра, Полем
- Чинглон Лайхуэй от Манглем Мейтей, Лайренджам
- Эрат Лайсол, Сингх, Хулем Чандрашекхар
- Ханнаши Неиннаши Лейшатпа Пуйя, автор Манглем Мейтей,l
- Лайремджам Манглем Ги Лай Хараоба, автор Манглем Мейтей, Лайренджам
- Сингх, Кулчандра Нгариямбам
- Manipuree Funggawaree, часть 1, Сингх, Кабрабам Нилаканта
- Манипури Фунггавари, часть 2, Сингх, Кабрабам Нилаканта
- Йек Таретки - Я буду рядом с тобой
- Манглем Мейтей - Я буду рядом с тобой, l
Внешние ссылки
[ редактировать ]

