Вангпулен
Вангпулен | |
---|---|
вода, дождь, наводнение, болезнь | |
Член Лейнингхауса и Майкей Нгаакпа Лаис | |
Другие имена | Еда Чаоба |
Принадлежность | Мифология Мэйтей и санамахизм |
Главный культовый центр | Я знаю |
Обитель | подводный мир |
Тексты | Заместитель Хил Тиль Салай Амаилон Пукок |
Пол | Мужской |
Область | Манипур |
Этническая группа | Этническая принадлежность мейтей |
Фестивали | Пусть Хараоба |
Супруга | Шанну |
Потомство | Лок Нинтоу |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Посейдон , Океан |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
Портал мифов |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
Вангпулен ( Мэйтей : ꯋꯥꯡꯄꯨꯂꯦꯟ ) — бог воды, дождя, наводнений, болезней и немощей в мифологии Мэйтей и санамахизме . Он властитель подводного мира. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он Господь рек. [ 4 ] Под опекой юго-восточного направления подразумевается Вангбрен, а других направлений - Купалу (северо-запад), Марджинг (северо-восток) и Тханцзин (юго-запад). [ 4 ] [ 5 ] Он один из Уманг Лай . [ 6 ] [ 7 ]
У него сильная связь с народом анал-нага, поскольку он женился на женщине из деревни Хуллен. [ 8 ] [ 9 ] Среди культовых центров, посвященных ему, центр в Сугну является самым значительным в пантеоне Мэйтей. [ 4 ] [ 10 ]
Описание
[ редактировать ]В Wakoklon Heelel Thilel Salai Amailon Pukok Puya Вангбрена зовут Хана Чаопа Вангпулен. Согласно тексту, Он — один из семи Лайпунгтусов и одно из проявлений Верховного Бога Ипунг Лойнапа Апакпа . [ 11 ]
Мифология
[ редактировать ]Однажды Вангпулен отправился в деревню народа анал, переодевшись человеком. Он влюбился в красивую девушку Шанну. Девушку также привлекла красивая внешность. Роман девушки с незнакомцем возмутил общественность. Деревенские молодые люди вызвали Вангбрена на бой. Проводились соревнования по бегу , метанию камней и стрельбе из лука . Если бы он потерпел неудачу, его бы убили. Но он выиграл все испытания и забрал Шанну в свою божественную обитель. [ 9 ] [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]Всякий раз, когда кто-то тонет, Вангпулену поклоняются в соответствии с традиционными обрядами и ритуалами. Они сделали это, полагая, что в воде больше не будет смертей. Всякий раз, когда наблюдаются необычные потоки паводковых вод, особенно в реках, люди поклоняются Ему, чтобы спасти их от утопления и других несчастий. [ 13 ]
Если труп утонувшего не извлекают, то часть ствола палаша кремируют. Это делается из убеждения, что Вангпулен мог хранить труп в священном месте. [ 14 ]
Вангпулену поклоняются, предлагая фрукты, цветы и кабок . Обряды и ритуалы выполняются майбасами . Это значит предотвратить болезни, немощи или немощи, вызванные богом воды. Примеры включают кожные заболевания, простуду и кашель , диарею и т. д. [ 2 ]
Культы и святыни
[ редактировать ]Священный храм, посвященный Вангпулену, существует и сегодня в деревне Сугну. Ежегодно нехристианские жители деревни Анал приносят подношения своему священнику. Священник взял и предложил предметы Богу в Сугну . [ 10 ]
Внутри Кангла правительство штата Манипур должно отремонтировать и реконструировать святые алтари, посвященные Богу Вангпулену и другим божествам. [ 15 ]
был построен храм, посвященный Богу Вангпулену В 2010 году в Вангое , Манипур, . Строительство здания храма стоит рупий 8 лакхов (что эквивалентно 18 лакхам рупий или 22 000 долларов США в 2023 году). [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деви, Лайренлакпам Бино (2002). Лоис Манипура: Андро, Хуркул, Пхаенг и Секмаи . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-849-5 .
- ^ Jump up to: а б Чаудхури, Сукант Кумар (1 января 2006 г.). Культура, экология и устойчивое развитие . Публикации Миттала. ISBN 978-81-8324-132-8 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Jump up to: а б с Фут-Сиркар, Манджушри (1984). Феминизм в традиционном обществе: женщины долины Манипура . Книги Шакти. п. 116. ИСБН 9780706919677 – через archive.org.
- ^ Дзювичю, Липокмар; Баруа, Манджит (13 ноября 2017 г.). Современные практики в Северо-Восточной Индии: история, культура, репрезентация . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-27134-9 .
- ^ Гош, ГК (2008). Бамбук: чудесная трава . Издательство АПХ. ISBN 978-81-313-0369-6 .
- ^ Поклонение символу дерева в Индии; новый обзор образца народной религии . Калькутта, Индийские публикации. 1965. с. 88 – через archive.org.
- ^ «Легенда Вангбрен-Шангну свидетельствует о вековой связи холмов и долин» . электронный pao.net .
- ^ Jump up to: а б «ЛЕГЕНДА ВАНБРЕН-ШАННУ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ВЕКОВУЮ СВЯЗЬ ХОЛМА-ДОЛИНИ» . www.potashang.in . 6 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Мири, Суджата (2004). Рациональность и племенная мысль . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-912-6 .
- ^ Сингх, Л. Бхагьячандра (1991). Критическое исследование религиозной философии . п. 63.
- ^ Народные сказки Манипура . 2014. стр. 185–187 – через archive.org.
- ^ Ротанг, Т. (2004). Энциклопедия Северо-Восточной Индии Издательство Знание. ISBN 978-81-7835-274-9 .
- ^ Суд, СК; Тхакур, В.; Лаханпал, Теннесси (1 апреля 2005 г.). Священные и магико-религиозные растения Индии . Научные издательства. ISBN 978-93-87741-46-1 .
- ^ Мехротра, Дипти Прия (8 июля 2009 г.). Ярко пылающий от Шармилы . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-153-6 .
- ^ «Открытие храма Ибудхоу Вангбран Хана Чаоба» . электронный pao.net .
- Божества изобилия
- Боги изобилия
- Земные божества
- Боги Земли
- Божества удачи
- Боги удачи
- Стражи направлений (Мэйтей)
- Короли в мифологии Мэйтей
- Магические божества
- Волшебные боги
- Горные божества
- Горные боги
- Божества природы
- Боги природы
- Божества мира
- Боги мира
- Морские и речные божества
- Морские и речные боги
- Божества времени и судьбы
- Боги времени и судьбы
- Водные божества
- Водные боги