Фиби
Фиби | |
---|---|
Богиня сельского хозяйства, урожая, плодородия, зерна, сбора урожая, риса, риса и богатства. | |
Член Лайрембиса | |
Другие имена | Фуоиби, Фуоипи, Фулейма, Фурейма, Фуоипи, Фулейма, Фурейма |
Принадлежность | Эпические циклы воплощений , мифология Мэйтей и санамахизм |
Обители | Фермы и поля |
Артефакты | Круглый черный камень, хранящийся в горшке. |
Символ | Пэдди |
Тексты | Фуоиби Варол |
Пол | Женский |
Область | Древний Канглейпак (ранний Манипур ) |
Этническая группа | Этническая принадлежность мейтей |
Фестивали | Пусть Хараоба |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | Тумлейма , Нгалейма и Эрейма ( Ирейма ) |
Супруга | Фу Нинтоу |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Деметра [ 1 ] |
Римский эквивалент | Церера [ 2 ] [ 3 ] |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
Портал мифов |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
Фуоиби или Фулейма - богиня и женское олицетворение сельского хозяйства, урожая, плодородия, зерна, урожая, риса, риса и богатства в мифологии и религии Мэйтей Древнего Канглейпака (ранний Манипур ). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Она возлюбленная Аконджамбы , героя древних легенд. [ 8 ] Но судьба не позволяет влюбленным объединиться. Так, в легендах перевоплотились Фуойби и Аконджамба. [ 5 ] [ 7 ] Она была послана Тангчингом в королевство Мойран, чтобы сделать человеческий мир процветающим. [ 9 ] Считалось, что легенды о ее любви к Аконджамбе были созданы Тангчингом как часть легенд Мойранг Сайон . [ 10 ]
Фуоиби — дух риса. Итак, она не является членом Уманг Лаис . [ 11 ]
Персонажи Фуоиби и других богинь, в том числе Пантойби и Эмойну , изображают, а также оказывают влияние на смелость, мужество, независимость, праведность и социальную честь женщин Мэйтей. [ 12 ] Народ Мэйтей верит, что блестящий черный камень — это олицетворение богини, который, если хранить его внутри глиняного горшка амбара , принесет удачу и процветание, пока он сияет. [ 13 ] [ 14 ]
Этимология
[ редактировать ]Фуоиби или Фулейма буквально означает «Госпожа риса» в Мейтей (Манипури) . [ 15 ] Фу (Фоу) означает «неочищенный рис », рис . «Оиби» происходит от глагола «ойба» (что означает «становиться») с суффиксом женского рода «и». [ 11 ] [ 16 ]
Описание
[ редактировать ]Фуоиби — богиня, очень непостоянная в любви. Она полюбилась многим смертным. Однако ни с кем из них она не живет постоянно. Она побывала во многих местах и занималась любовью со многими смертными, но позже отказалась от них. Некоторое время она жила со своим любимым возлюбленным, а затем ушла от него. Ее природа символизирует, что богатство не длится долго. В древние времена часто происходили войны и стихийные бедствия. Итак, богиня риса описывается как очень непостоянная в благосклонности к человечеству. [ 4 ] [ 7 ]
Согласно культуре Мэйтей , гнев Фуойби был вызван пренебрежением к рису или рису. Регулярно совершались обряды и ритуалы, посвященные богине. Тем самым предотвращались возможные беды, которые могли постичь крестьян. [ 17 ] [ 18 ]
Мифология
[ редактировать ]Однажды Фуойби (Фуойби) отправилась в путешествие вместе со своими сестрами ( подругами по другой версии), Нгалеймой и Тумлеймой . В Мойранге , когда богиня собиралась пересечь реку, Аконджамба пришла на охоту. Аконджамба и Фуойби влюбились друг в друга с первого взгляда. [ 5 ]
Спустя некоторое время Фуойби посетил дом Аконджамбы. Она замаскировалась под женщину племени ( хаонупи или хаонуби ). Аконджамбы там не было, но мать Аконджамбы не оказала ей хорошего гостеприимства. Мать Аконджамбы собиралась ударить Фуойби (замаскированную под женщину из племени) метлой. Если метла коснется богини, все ее магические силы потеряются. Итак, Фуойби сбежал в курятник (курятник). Она превратилась в курицу. Мать Аконджамбы последовала за ней и пересчитала количество цыплят. [ 19 ] Количество курицы она нашла именно таким, каким оно было, ни больше, ни меньше. Итак, она вернулась к себе домой. Фуойби провел ночь в грязном и вонючем курятнике. На следующий день она вновь приняла свой первоначальный облик прекрасной девушки в светящемся платье. Она позвала мать Аконджамбы, чтобы она вышла. Она сказала ей, что хочет заплатить ей за ночь, проведенную у нее. Она стряхнула со своего тела огромную кучу золотых зерен посреди двора перед домом. Затем Фуойби покинул это место и направился на юго-восток. Мать Аконджамбы осталась удивленной. [ 20 ]
По другой версии, Фуойби ночевал в енахе (левой или правой стороне дома). Место, где остановилась богиня, стало известно как Файенг ( «фай» или «фай» означает «остаться »). [ 5 ]
Позже Аконджамба вернулся домой и нашел перед двором кучу золотого зерна высотой с холм. Когда его спросили, его мать рассказала ему всю историю. Он понял, что это была Фуойби. Он последовал за ней и догнал ее. Он умолял ее вернуться домой и жить вместе. Но она отказалась от его предложения. Она сказала ему, что им не суждено быть вместе, чтобы выполнить свою работу при этом рождении. Сказав это, она с грустью покинула его. [ 21 ]
Двигаясь на юго-восток, Фуойби достигла берега реки. Она не знала, насколько глубока река. В этот момент олень на другом берегу реки появился . Она спросила оленя, мелкая река или нет. Олень солгал, сказав ей, что река не глубока. Фуойби спустился по реке. Она не умела плавать и утонула. [ 22 ]
Там же плавала маленькая рыбка нгамхай. Это помогло тонущей богине добраться до берега следующей реки. Она поблагодарила маленькое существо и подарила ему дар: оно будет сиять, как зеркало, в сверкающей воде. Ей хотелось, чтобы певцы баллад всегда восхваляли рыбу за ее серебристую красоту, когда бы они ни пересказывали ее историю. [ 23 ]
Затем она посмотрела на оленя. Она прокляла оленей и все их виды, что если они попытаются съесть ее творение, Пэдди , то у них выпадут все зубы. Итак, до сих пор олени никогда не едят рис из-за страха, что у них выпадут зубы. [ 24 ]
Поклонение
[ редактировать ]Поину (месяц перехода с ноября по декабрь) — это лунный месяц сбора урожая Мэйтей , и зернохранилище нельзя беспокоить. Последующий месяц Вакчинг (месяц перехода с декабря по январь) — это время, в течение которого поклоняются богине Фуойби. [ 25 ] [ 26 ]
Богине Фуоиби предлагают фрукты и овощи в четырех углах специально подготовленного места. Место разделено на три части. В каждую деленку высевают семена. [ 11 ] Майбас взывают к богине, принося в жертву черную курицу и предлагая рисовое пиво. [ 27 ]
Если урожай прошлого года был хорошим, майба молилась богине, чтобы она подарила им хороший урожай и в этом году. А если урожай прошлого года был неудовлетворительным, майба молилась богине, чтобы она подарила им в этом году удовлетворительный урожай без насекомых. [ 27 ]
Фермеры выбрасывают рис и цветы на банановых листьях на поле сбора урожая. [ 27 ]
После обмолота проводится церемония Фу Куба (вызов риса/риса). [ 28 ] Фукуроль (Phougourol или Phougourol или Phougouron) — это гимн призыву духа риса.
Песня Phoukou (Фугу) поется так:
«Он, Лайремма Фуойби!
Ты, ты, ты
Спасибо, Фиби Пейбиро!
Ты, ты, ты
Чаку Ланкубиро!
Ты, ты, ты
Тангина Чингдум Сабиро!
Ты, ты, ты
Лайремме Фуойби!
Ты, ты, ты»
Чтобы получить обильный урожай, народ Мэйтей поет «Фугу Эшей» . [ 29 ]
Обычно его поют во время сбора урожая. [ 30 ] [ 31 ] Это делается до того, как урожай будет помещен в зернохранилище. [ 28 ] Богине Фуоиби поклоняются вместе с Фу Нинтоу , богом риса. После сбора урожая фермеры молились двум божествам об удвоении урожая предыдущего года. [ 18 ]
Церемония Фу Куба (вызов риса/риса) чаще проводится в случае происшествий с фермерами. Несчастными случаями могут быть кража или сжигание риса/риса, животное, например корова, вторгается на гумно и т. д. Люди верят, что все это происходит из-за отсутствия богини. Итак, они совершают обряды и ритуалы, чтобы побудить богиню остаться на своих местах. [ 28 ]
В таких случаях рыба саренг ( валлаго атту , сом-вертолет) с рисом является самым важным подношением богине Фуоиби. Его следует готовить с зеленью , а не со специями . [ 28 ]
Члены семьи Шаротхайбам (Сорохайбам) в древние времена взывали к богине Фуойби. [ 6 ]
Ассоциация с другими богинями
[ редактировать ]Фуойби часто называют проявлением богини Пантойби . Многие легенды гласят, что Пантойби стал Фуойби после метаморфозы . [ 32 ] Она также считается воплощением Леймарель Сидаби , верховной богини-матери-земли. [ 16 ] [ 33 ]
Иконография
[ редактировать ]Богиня Фулейма часто появляется в древних керамических изделиях. Она обозначается как круглый черный камень, сидящий в горшке. Его кладут на подстилку из рисовых зерен внутри зернохранилища. Его никогда не кладут прямо на землю. Пока богиню почитают, в житнице нет недостатка в зерне. [ 14 ] [ 34 ]
Тексты
[ редактировать ]« Фуойби Варон» — это литературное произведение Мейтей XIII–XIV веков, в котором Фуойби названа непостоянной женщиной. Согласно тексту, у богини любовные связи с несколькими партнерами, и она всегда их оставляет. [ 4 ] [ 7 ] [ 35 ] [ 36 ]
В «Нингтурол Ламбуба» рассказывается, что Фуойби и шесть ее друзей отправились в место под названием Каран Ламбуба . Они измерили все свои трости, чтобы узнать, чья из них самая длинная. Фуоиби оказался самым длинным из всех, на один узел. Итак, один узел был отрезан. Место, где была отрезана палка, называлось Какмайай ( как на языке Манипури означает «разрезать» ). [ 37 ]
В «Лоюмба Шиньен» упоминается, что люди из семьи Шаротхайбам в древние времена взывали к богине рисовых полей. [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Фу-ойби, богиня риса — баллада-опера 2009 года в исполнении ансамбля Лайхуэй . Он основан на истории богини и ее сестер. [ 38 ] [ 39 ]
- Phouoibi Shayon - это мифологический фильм Манипури 2017 года , основанный на истории богини и ее сестер. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Тезки
[ редактировать ]два новых высокоурожайных сорта риса: Фуойби (KD6-2-1) и Пунши В 1979 году Государственный исследовательский центр риса Манипура в Вангбале вывел (KD6-18-7). После того, как эти сорта риса стали доступны, они были посажены в 75 процентах высокоурожайных районов выращивания риса. Фуойби созревает за 135 дней. [ 43 ] [ 44 ] Эти сорта риса чаще поражаются насекомыми, чем местные сорта, такие как Фурель и Мойран Фу . [ 45 ]
Има Кейтель (англ. « Рынок матерей» ), единственный в мире рынок, которым управляют женщины, имеет три крупных строительных комплекса. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Фуоиби Има Кейтель - это комплекс номер 3, ему предшествуют Леймарель Сидаби Има Кейтель (комплекс номер 1) и Имоину Има Кейтель (комплекс номер 2). [ 49 ] Этот 500-летний рынок находится в центре Импхала , главного города штата Манипур . [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рао, Нитья; Рюруп, Луиза (1997). Правильно: владение женщинами природными ресурсами и безопасность средств к существованию. Фонд Фридриха Эберта. п. 175. ISBN 978-81-7440-044-4.
- ^ Рао, Нитья; Рюруп, Луиза (1997). Правильно: владение женщинами природными ресурсами и безопасность средств к существованию. Фонд Фридриха Эберта. п. 175. ISBN 978-81-7440-044-4.
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Индия. п. 8. ISBN 978-0-359-72919-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-0365-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Деви, Лайренлакпам Бино (2002). Лоис Манипура: Андро, Хуркул, Пхаенг и Секмаи . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-849-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Санаджаоба, Наорем (1993). Манипур: Трактат и документы . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-399-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. ISBN 978-1-000-29637-2 .
- ^ Ойнам, Бхагат; Садокпам, Дирен А. (11 мая 2018 г.). Северо-Восточная Индия: Читатель . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-429-95320-0 .
- ^ Сессия Ассоциации истории Северо-Восточной Индии (1999). Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . Ассоциация.
- ^ Лисам, Хомдан Сингх (2011). Энциклопедия Манипура (3 тома) . Издательство Гян. ISBN 978-81-7835-864-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Парратт, Сарой Налини (1980). Религия Манипура Фирма Клм. п. 91.
- ^ Кипген, Тингнейчонг Г. (2010). Роль женщин в Манипуре XX века: историческое исследование . Издательство Гян. ISBN 978-81-7835-803-1 .
- ^ Доктор философии, Патрисия Монаган (1 апреля 2014 г.). Энциклопедия богинь и героинь . Новая Всемирная библиотека. ISBN 978-1-60868-218-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон, Рой В.; Аммаяо, Аврора (2003). Искусство риса: дух и поддержка в Азии . Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. ISBN 978-0-930741-98-3 .
- ^ Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-0365-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Л. Бхагьячандра (1991). Критическое исследование религиозной философии . п. 147.
- ^ Хиангте, Зотанчинги (28 октября 2016 г.). Устность: поиск смыслов Издательство Партридж. ISBN 978-1-4828-8671-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кришна, Нандита (15 мая 2014 г.). Священные растения Индии Пингвин Великобритания. ISBN 978-93-5118-691-5 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. ISBN 978-0-359-72919-7 .
- ^ «Ират Туни из Фуойби» . электронный pao.net .
- ^ Перейти обратно: а б с Парратт, Сарой Налини (1980). Религия Манипура Фирма Клм. п. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д Парратт, Сарой Налини (1980). Религия Манипура Фирма Клм. п. 93.
- ^ Доктор А.С. Чиром Раджкетан Сингх (2016). Устные рассказы Манипура п. 27.
- ^ Сингх, Мойрангтем Кирти (1993). Народная культура Манипура . Публикации Манас. ISBN 978-81-7049-063-0 .
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-0086-9 .
- ^ Пхуришабам, Чаоба; Нингомбам, Шрима; Хариприя, Сойбам (6 июля 2015 г.). Татуированные табу: антология поэзии трех женщин из северо-восточной Индии . Издательство Партридж. ISBN 978-1-4828-4851-9 .
- ^ Каушал, Молли; Искусство, Национальный центр Индиры Ганди (2001). Распевы: живая традиция «катха-вачана» . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-81-246-0182-2 .
- ^ Доктор философии, Патрисия Монаган (1 апреля 2014 г.). Энциклопедия богинь и героинь . Новая Всемирная библиотека. ISBN 978-1-60868-218-8 .
- ^ Н.А. (1959). СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА АНТОЛОГИЯ ТОМ. 3 . САХИТЯ АКАДЕМИЯ, НЬЮ-ДЕЛИ.
- ^ Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. 1997.
- ^ Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ.
- ^ «Ансамбль Лайхуи Манипур - Фу-ойби, богиня риса, выступит в театральной студии Esplanade в Сингапуре» . www.manipur.org .
- ^ «Фу-Ойби, богиня риса в исполнении ансамбля Лайхуэй» . sgmagazine.com .
- ^ «Фуойби Шайон будет показан в Шанкаре: 1 апреля 17 г. ~ E-Pao! Заголовки» . электронный pao.net .
- ^ «Фуоиби Шайон будет показан в Шанкаре - Manipur News» . 31 марта 2017 г.
- ^ Гурумаюм, Махешвар. «Выпуск фильма — Времена Импхал» . www.imphaltimes.com . Архивировано из оригинала 10 ноября 2021 года . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Международные заметки по исследованиям риса, том 7, № 5 . ИРРИ.
- ^ Международные заметки по исследованиям риса, том 8, № 1 . ИРРИ.
- ^ Международные заметки по исследованиям риса, том 7, № 1 . ИРРИ.
- ^ Гупта, Ом (2006). Энциклопедия Индии, Пакистана и Бангладеш . Издательство Гян. ISBN 978-81-8205-389-2 .
- ^ Шивхаре, Вишал (17 августа 2016 г.). Вьяпар Шастра . Издательство Джайко. ISBN 978-81-8495-898-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, доктор Т Суреш (2 июня 2014 г.). Бесконечная долина Кабау: британцы создали видимый цикл Манипура, Бирмы и Индии . Издательство Quills Ink. ISBN 978-93-84318-00-0 .
- ^ «Рынок Импхал, предназначенный исключительно для женщин, вновь откроется через 10 месяцев» . Таймс оф Индия . 16 февраля 2021 г.