Марка Нонгтанг
Марка Нонгтанг | |
---|---|
Богиня чар, обольщения, грома и молний. | |
Член Лайрембиса | |
![]() Иллюстрация богини Нонгтанг Лейма. | |
Другие имена |
|
Принадлежность | Мифология Мэйтей ( мифология Манипури ) и религия Мэйтей ( санамахизм ) |
Обитель | Небеса |
Символы | гром и молния |
Тексты | Лейтак Лейхарол |
Пол | Женский |
Область | Древний Канглейпак ( Древний Манипур ) |
Этническая группа | Этническая принадлежность мейтей |
Фестивали | Пусть Хараоба |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Санамахи и Пахангба |
Супруги | Санамахи и Пахангба [ 1 ] |
Потомство | Лайсанг Кхекваиба (с Санамахи ) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Астрап и Бронте |
Римский эквивалент | Молния |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
![]() |
В мифологии и религии Мэйтей Нонтханг Лейма ( Meitei : ꯅꯣꯡꯊꯥꯡ ꯂꯩꯃ , латинизированная: королева молний ) — богиня соблазнения , грома и молнии . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Она была создана Атингкоком (или Салайленом ) для привлечения Харабы (Пакхангба) . [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] Она овладела громом и молнией в хаосе раннего мира. Она предсказала первый дождь . [ 8 ] Она ограничивает хаос и помогает созиданию. [ 9 ]
Описание
[ редактировать ]Нонгтанг Лейма — доисторический майби . Она первая богиня Майби, сочинившая танцевальную форму. Позже ее танцевальную форму переняли другие богини. [ 10 ]
Мифология
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Санамахи (Асиба) создавал землю. Но его часто беспокоил младший брат Пахангба (Хараба). Не имея возможности выполнять какую-либо работу, Санамахи пожаловались на это своему отцу Салайлену (или Атингкоку, по разным версиям рассказов). Салайлен создал божественное женское существо. Он выпустил ее в великое пространство ( пустоту ) вселенной ( космос ) . В огромной пустоте великого пространства (пустоты) божественное женское существо стало прекрасной и сияющей богиней. Ее назвали «Нонгтанг Лейма», Королева Молний . [ 11 ] [ 12 ] [ 6 ]
В другой версии истории Сидаба приказал Сидаби создать «Нонгтанг Лейму», божественное женское существо, которое выманит разрушителя из космического творения. [ 13 ]
Соблазнение (влечение)
[ редактировать ]Нонгтанг Лейма, Королева Молний , наполнила пустое пространство (пустоту) ярким светом. Увидев ее, Пахангба (Хараба) влюбился в нее. Он забыл о том, чтобы беспокоить своего старшего брата в создании земли. Хараба пришла к ней в огромном пространстве. За это время Санамахи (Асиба) завершил создание Земли . [ 14 ] [ 12 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 15 ]
Семья
[ редактировать ]Когда Ашиба (Санамахи) увидел Нонгтанг Лейму, он захотел на ней жениться. [ 16 ] Таким образом, они объединились. Итак, Нонгтанг Лейма была женой Санамахи (Ашиба) и Пахангбы (Хараба). [ 1 ] Нонгтханг Лейма также Лангмай Чингчалойби Сана известен как . Лайсанг Кекваиба родилась в 1990 году в Лайсанг Кекваиба. [ 17 ]
Две божественные формы
[ редактировать ]Согласно книге Н. Виджайлакшми «Политика, общество и космология на Северо-Востоке Индии», богиня Нонгтханг Лейма (Нонгтанг Лайремби) после завершения сотворения Земли приняла два божественных облика. Одна из форм — Пантойби . Эта форма живет в доме богов. Другая форма — «Апантоиби». Эта форма живет среди живых существ. [ 18 ] [ 19 ]
Основа | Пантоиби | Апантоиби |
---|---|---|
Существование представлений или проявлений во вселенной | Нет | Да |
Существование особых форм | Нет | Да |
Существование форм как живых, так и неодушевленных объектов. | Нет | Да |
Представления во всех достоинствах и красоте | Да | Нет |
Верховный создатель (мать) всех семи салаи (кланов) | Нет | Да |
Музыка
[ редактировать ]
Среди девяти форм музыкальных ритмов ( Сейсаков ) Пены (музыкального инструмента) Нонгтханг Лейма Сейсак является одной из них. [ 20 ] [ 21 ] Все эти ритмы делятся на три движения: медленный ритм, средний ритм и быстрый ритм. Песня Nongthang Leima относится к быстрому ритму. [ 22 ]
Фестиваль
[ редактировать ]Во время фестиваля Лай Хараоба преданные танцуют, чтобы доставить удовольствие различным божествам. Среди них танцоры-мужчины действуют в стиле Хараба (псевдоним Пахангба) , а танцоры-женщины действуют в стиле богини Нонгтханг Лейма. Богиня Нонгтанг Лейма олицетворяет молнию. [ 23 ]
Отождествление с другими божествами
[ редактировать ]Богиню Нонгтанг Лейма часто называют Леймарел Сидаби . Первое считается воплощением второго. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рэй, Асок Кумар; Чакраборти, Сатьябрата (2008). Общество, политика и развитие в Северо-Восточной Индии: очерки памяти доктора Басудеба Датты Рэя . Концептуальное издательство. п. 79. ИСБН 978-81-8069-572-8 .
- ^ Сингх, Л. Бхагьячандра (1991). Критическое исследование религиозной философии . п. 51.
- ^ Мойрангтем Кирти (1993). Народная культура Манипура. Публикации Манас. ISBN 978-81-7049-063-0.
- ^ Jump up to: а б с Фольклор . Индийские публикации. 1991.
- ^ Антрополог: Международный журнал современных и прикладных исследований человека . Камла-Радж Энтерпрайзис. 2003.
- ^ Jump up to: а б с Сессия Ассоциации истории Северо-Восточной Индии (1995). Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . Ассоциация.
- ^ «Воплощения богини Нонгтханг Лейма Джеймса Ойнама» . www.e-pao.net . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Коенраад Эльст (2002). Кто такой индус? Взгляды индуистского возрождения на анимизм, буддизм, сикхизм и другие ответвления индуизма . п. 165.
- ^ Рао, Нитья; Рюруп, Луиза (1997). Правильно: владение женщинами природными ресурсами и безопасность средств к существованию . Фонд Фридриха Эберта. п. 175. ИСБН 978-81-7440-044-4 .
- ^ Паличица, Мария; Дак, Джорджета (22 сентября 2011 г.). Академические дни Тимишоары: общественные науки сегодня . Издательство Кембриджских ученых. стр. 116. ISBN 978-1-4438-3401-8 .
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. п. 11. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Jump up to: а б Брара, Н. Виджайлакшми (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564331-2 .
- ^ Доктор А.С. Чиром Раджкетан Сингх (2016). Устные рассказы Манипура п. 215.
- ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. п. 12. ISBN 978-93-91149-65-9 .
- ^ Нараян, Шована (2005). Индийский классический танец. Публикации Шубхи. п. 85. ISBN 978-81-8290-023-3.
- ^ Э. Ишварджит (2005). Манипур – туристический рай. Издательская корпорация БР. п. 82. ISBN 978-81-7646-506-9.
- ^ Самити, Камарупа Анусандхана (2005). Журнал Исследовательского общества Ассама . Камарупа Анусандхан Самити. п. 145.
- ^ Брара, Н. Виджайлакшми (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Интернет-архив. Дели; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН 978-0-19-564331-2 .
- ^ Пани, Дживан (2000). Праздник жизни: индийские народные танцы. Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 129. ISBN 978-81-230-0790-8.
- ^ Мэйтей, Маянгламбам Мангансана (6 июня 2021 г.). Звук Пены в Манипуре . Марджинг Маянгламбам. п. 34. ISBN 978-93-5473-655-1 .
- ^ Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Khiangte, Zothanchhingi mp3 youtube com. Устность: поиск смыслов Издательство Партридж. п. 169. ИСБН 978-1-4828-8671-9 .
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 81. ИСБН 978-0-359-72919-7 .
- ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 58. ИСБН 978-0-359-72919-7 .
- ^ Каушал, Молли; Искусство, Национальный центр Индиры Ганди (2001). Распеваемые повествования: живая традиция «катха-вачана». Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 250. ISBN 978-81-246-0182-2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
