Контуджам Тамфа Лайремби
Контуджам Тамфа Лайремби | |
---|---|
Царица Небесная | |
Член Лайрембис и Уманг Лаис | |
Другие имена |
|
Принадлежность | Санамахизм |
Главный культовый центр | Контуджам Лайремби и Хубам |
Обитель | Контуджам Лайремби и Хубам |
Артефакты | Каменная надпись Контуджам Лайремби |
Животные | Соловей |
Символ | Соловей [ 1 ] |
Тексты | Контушам Нонгкалол |
Пол | Женский |
Область | Манипур |
Этническая группа | Мэйтей |
Фестивали | Пусть Хараоба |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруга | Я держу это в секрете [ 1 ] |
Потомство | Корипфа |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гера |
Римский эквивалент | Юнона |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
![]() |
Контуджам Тампха Лайремби ( Манипури : Контоусу Тампа ) или Чингпурон Контоусу [ 3 ] ( Старый Манипури : Чингпхулон Контоусу ) — богиня в санамахизме Манипура . , местной религии [ 4 ] Раньше она была смертным существом, принадлежавшим клану Хаорок Конту (клан Контуджам). [ 1 ] [ 5 ]
Мифология
[ редактировать ]Контуджамба и Контуджамби были парой без детей. Они посоветовались с майбасом , но майба не смогла помочь им завести ребенка. Они молились богу неба Салайлену, чтобы тот помог им. Салайлен услышал их молитву и попросил богиню Имоину помочь паре. Имоину вселилась в утробу леди Контуджамби.
Когда Контуджамби была беременна трехмесячным плодом, Салайлен сообщил ей, что ее ребенок в будущем станет Его женой. Позже Контуджамби родила девочку. Пара назвала свою дочь Чингфулон Контоусу (позже известную как Тамфа ).
Когда Чингпулон Контоусу выросла, она была известна своей красотой и мягкостью. Она ходила в лес, на озера и на открытые луга, чтобы развлечься. Однажды, когда Тамфа гуляла со своими друзьями в открытом поле, подул сильный ветер. Тамфа была поднята вихрем к небу. Ее друзьям ничего не оставалось, кроме как наблюдать. Ветер унес ее в рай, обитель Салайлена. Он ждал ее.
Тамфа была недовольна тем, что находилась вдали от своих родителей и друзей. Чтобы угодить ей, Салайлен пообещала ей, что жители ее родных мест обретут бессмертие и будут защищены от всех болезней. Тем не менее, ее родители, семья и друзья оплакивали ее потерю. Салайлен сказал им, что с ним Тамфа в безопасности. Он рассказал им об обещаниях, данных ей. Прошло много лет, и у Салайлена и Тамфы родился сын. Они с Салайленом назвали своего сына Хорифаба .
Родители Тамфы хотели ее увидеть, поэтому планировали с ней встретиться. Мужчины отправились в охотничью экспедицию со своими охотничьими собаками через холмы Танцзин . К сожалению, им не удалось поймать ни одного животного. Усталые охотники отдыхали в тени дерева. Тем временем одна из их любимых охотничьих собак пропала. Собака увидела большого питона, сидящего на солнце. Он залаял на питона. Питон убил его. Позже охотники нашли мертвую собаку и отнесли ее домой. Готовили похороны для собаки. Дым от похорон поднялся к небу.
На небесах Тамфа увидела дым, поднимающийся над ее родным местом. Она знала, что это были похороны. Она беспокоилась о своем народе. Возможно, кто-то умер, хотя Салайлен обещал защитить их от болезней. Она спросила Салайлена о его обещаниях. Салайлен сказал ей, что похороны были только для собаки. Она не поверила ему и захотела увидеть своих родителей. С неохотой Салайлен разрешил ей встречаться с людьми при некоторых условиях. Ей следует уйти только после того, как их сын Хорипаба заснет, и вернуться до того, как он проснется. Также ей не следует употреблять никаких земных продуктов и напитков. Затем он поставил золотую лестницу (или золотую лестницу в другой версии), по которой она могла спуститься. Она приземлилась на холме Танцзин , а затем отправилась в Контуджам, свою родину. Она встретила своих родных и близких. Ее мать предлагала Тамфе вкусные блюда.
Тамфа не приняла предложения матери. Однако мать схватила ее и попыталась заставить есть. Тамфа рассказала матери об условиях, в которых она покидает небеса, чтобы встретиться с ними на земле. Затем ее мать устроила тень из семи слоев подвесного потолка, окруженного семью слоями драпировки. Ее план состоял в том, чтобы заблокировать видение Салайлена сверху. В тени она подавала Тамфе вкусную еду. Бедная Тамфа была вынуждена есть то, что с такой любовью приготовила для нее ее мать. Но Салайлен видел это даже сквозь шторы. Когда Тамфа приступил к еде, Салайлен объявил с небес, что она не может вернуться в его обитель. Он плюнул ей на руку (или на еду, в другой версии), каплю слюны. Золотая лестница (или золотая лестница по другой версии) также была поднята. Бедная Тамфа была заброшена с небес. Салайлен также отказался от своих обещаний о бессмертии и невосприимчивости к болезням.
Позже она жила на окраине Контуджама. С тех пор она стала известна как Контуджам Тамфа Лайремби. [ 2 ] [ 5 ]
В древних текстах
[ редактировать ]В древнем на языке мейтей тексте Контучам Нонгкалол есть рассказ о том, как смертная земная леди Чингпхулон Контоусу (имя при рождении богини Контуджам Тампха) превратилась в бессмертную божественную небесную госпожу после замужества с Салайленом, правителем небес. В тексте, в эпизоде повести, во время которого Контуджам Тамфа спустилась на землю и познакомилась со своими родителями, мать рассказала ей следующее:
О дочь моя, никто из твоих родителей или братьев никогда не умирает. Бдительная собака вашего Лорда Сорарена, которую он держал среди нас, была смертельно укушена змеей. Только мы совершили его последние обряды. Мы уже давно не слышали и не видели тебя, дочь моя. Теперь твои младшие братья и сестры тоже смогут взглянуть на тебя.
Сказав это, ее мать мягко и настойчиво уговаривала ее (Контуджама Тамфу) съесть ужин, приготовленный ими (членами ее семьи). [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кабуи, Канмумей (2004). История нагов Зелиангронга: от Махела до Рани Гайдинлю . Публикации Спектра. ISBN 978-81-87502-76-0 . Архивировано из оригинала 14 июня 2022 г. Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сознание великого » Скрибд Архивировано из оригинала 1 апреля 2022 г. Получено 0 марта 2022 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Бираджит, Сойбам (1 декабря 2014 г.). Миямги Кхолао: Росток сознания . ARECOM (Консорциум перспективных исследований, Манипур). Архивировано из оригинала 10 апреля 2022 г. Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Сингх, Мойрангтем Кирти (1980). Религиозное развитие в Манипуре в XVIII и XIX веках . Кала Академия штата Манипур. Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 г. Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Мифология трех тысячелетий до сих пор находит отклик в Контуджаме Лайремби. Автор: Панджубам Чингкхейнганба» . www.e-pao.net . Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 г. Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 200–201. ISBN 978-81-260-0086-9 .