Хуёл Хаоба и Яйтинг Кону
История Хуёла Хаоба и Яитинга Кону | |
---|---|
Люди говорят | |
Имя | История Хуёла Хаоба и Яитинга Кону |
Также известен как | Мэйтей : Хаоба Кону |
Аарне – Томпсона Группировка | нет |
Мифология | Мифология Мэйтей ( мифология Манипури ) |
Страна | ![]() ![]() |
Область | Мойранг , Манипур |
Дата происхождения | Во время правления короля Иванга Пуриклая Сана Лахвы (185-236 гг.) |
Связанный | Фольклор Мэйтей ( фольклор Манипури ), Литература Мэйтей ( литература Манипури ) |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
![]() |
![]() |
Древняя легенда о Хуёле Хаоба и Яйтинг Кону ( Мэйтэй : Хаоба-Кону ) — один из эпических циклов воплощений мифологии Мэйтэй и фольклора , берущий свое начало в Мойранг . царстве [ а ] Древнего Канглейпака (ранний Манипур ). Речь идет о роковой любви Хуёла Хаоба ( Старый Манипури : Хуёл Хаопа ), [ б ] сирота для прекрасной Яйтинг Кону . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Хуёл Хаоба был сыном покойного Хундурембы ( Старый Манипури : Кунтулемпа ), придворного чиновника Мойранга . Яйтинг Кону была дочерью Лувана Хуинингсумбы ( Старый Манипури : Луван Хуинингсумпа ), влиятельного дворянина Мойранга . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Хуёл Хаоба и Яйтинг Кону были историческими личностями, жившими во время правления Мойланга короля Сана Лахвы (185-236) в королевстве Мойранг , как сказано в тексте под названием Канглей Ламтон Пуйя . Позже эта история была превращена в легендарное повествование с добавлением мифологических элементов, таких как божественное вмешательство Бога Тангчинга , который пожелал Яитинг Кону обратиться за помощью к Хуёлю Хаоба, тем самым заставив этих двоих влюбиться друг в друга. [ 8 ]
Сюжет
[ редактировать ]Детство Хуёля Хаоба
[ редактировать ]Юного сироту Хуёла Хаоба воспитывала старшая сестра. Его покойный отец Кундуремба занимал должность при дворе, следя за королевскими религиозными обрядами и ритуалами, заботясь о редком священном виде бамбука под названием Теса, удаляя лианы вида Тайан (также пишется как «Таял») и отполируйте божественную металлическую маску. После кончины Кхундурембы бог Тангчинг ( Танцзин ) заставил короля, друзей и родственников Кхундурембы не обращать внимания на двух детей, Хуйола Хаобу и его старшую сестру. Следовательно, двое детей живут бедно. [ 9 ] [ 10 ]
Спасаясь от заговора оракула
[ редактировать ]Со временем Хуёл Хаоба вырос красивым парнем. Однако он прятался среди пхумди озера Локтак, чтобы спастись от человеческих жертвоприношений , как того требовало верховное божество Мойранга в соответствии с оракулом . [ 11 ] На самом деле пророчество оракула было варварским жестоким заговором, придуманным дворянином по имени Тангаракпа ( Старый Манипури : Тангкалакпа ), который завидовал покойному Кхундурембе и поэтому хотел устранить маленького сына последнего Хуйола Хаоба. возникшей Тангаракпа воспользовался возможностью , Мойранге , в чтобы тот , и подкупил фальшивого богочеловека заявил, что только приношение человека-сироты может доставить удовольствие Богу Тханчингу ( Танцзин ), чтобы уменьшить страдания людей. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Встреча с леди Яйтинг Кону
[ редактировать ]Во время одного из своих укрытий Хуёл Хаоба встретил леди Яйтинг Кону. Все незамужние дамы Мойранга собирались на озере Локтак на рыбалку в рамках празднования какого-нибудь праздника. В тот день никому не разрешили войти в воды Локтака . леди Яйтинг Кону На проходе деревянный каркас рыболовной сети сломался. Поскольку это могли исправить только мужчины, а мужчин поблизости не было, Кону был расстроен. Тем временем Хуёл Хаоба, скрывавшийся вокруг озера, пришел ей на помощь, чтобы починить каркас сети. Эти двое влюбились друг в друга с первого взгляда. К счастью, со временем король Мойранга узнал о личности Хуёла Хаоба и восстановил его на официальной должности своего покойного отца. Двое влюбленных какое-то время наслаждались своей любовью. Они подчинялись друг другу, хотя и не были женаты друг на друге . [ 15 ] [ 16 ]
Огненный шторм как действие и свадьба как реакция
[ редактировать ]Однажды Хуйнингсумба (отец Яйтинг Кону) по королевскому приказу отправился на охоту в лес. Не найдя добычи, он сжег кусты леса, чтобы прогнать затаившихся животных. Через несколько мгновений лесной пожар превратился в большую огненную бурю и быстро распространился на соседнее королевство Хуманов , сжигая жильё и сарай свирепого воина-Хумана по имени Каоба Хингамба . Когда Каоба Хингамба стал свидетелем этого инцидента, ярость не знала границ. Он захватил Хуйнингсумбу и его людей и потребовал в качестве выкупа дочь пленника. Неохотно, но не имея другого выхода, Хуинингсумба согласился. Таким образом, Яйтинг Кону и Каоба Хингамба поженились. Во время свадьбы Яйтинг Кону уже три месяца был зачат от Хуёла Хаоба. Она была огорчена. [ 17 ] [ 18 ]
Продолжение любовных приключений
[ редактировать ]Брак Яйтинг Кону с Каобой Хингамбой не положил конец ее связи с Хуёлом Хаобой. Хуёл Хаоба часто навещал Яйтинг Кону, выдавая себя за человека с холмов, работающего на Каоба Хингамбу. Свои романтические связи они продолжили даже в доме Каобы Хингамбы. Очень скоро отношения заметил Каоба Хингамба, который выгнал Яитинга Кону из своего дома. Увольнение мужа жены обернулось для последней состоянием. Таким образом, Яйтинг Кону и Хуёл Хаоба объединились и жили долго и счастливо. [ 19 ] [ 20 ]
В современном искусстве и культуре
[ редактировать ]- Яйтинг Тема
- Это (1892–1943) на языке мейтей роман Хиджама Ангангала . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
- Яйтинг Тема (1948–49)
- Драма театра Рупмахал « Яйтинг Кону» (1949), поставленная Мейтрамом Бирой (1916–78), представляла собой адаптацию Хиджама Ангангала . одноименного произведения [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
- Хаоба Кону (1986)
- Это произведение на языке мейтей, написанное Хейснамом Мангольджао. [ 28 ]
- Хаоба Кону (2014)
- Это народная драма , написанная и поставленная Б. Джуголчандрой Шармой, поставленная «Драматическим союзом Манипура» (MDU) и спонсируемая Министерством культуры (Индия) , Нью-Дели . [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мойранг в ранние времена был независимым королевством, но позже стал провинцией единого королевства, названного Королевством Манипур .
- ^ Слово «Хуёл» также пишется как «Хуён», «Хойол» и «Хойон». Слово «Хаоба» также пишется как «Хауба».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симха, Эламбама Динамани ; Академи, Сахитья (1997). Хиджам Ангангал Сингх . Оригинал: Калифорнийский университет . Индия: Сахитья Академи . стр. 32, 33, 34. ISBN 978-81-260-0390-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Сингх, П.; и др. ( Интернет-архив ) (2008). «Конус заказа» . Апунба Саклон (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Индия: Конгбантабам Бидьялакшми Деви; Цифровая библиотека Индии . пп. 28–46.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ойнам, Бхагат; Садокпам, Дирен А. (11 мая 2018 г.). Северо-Восточная Индия: Читатель . Тейлор и Фрэнсис . п. 236. ИСБН 978-0-429-95320-0 .
Помимо нескольких других произведений, посвященных теме любви, можно упомянуть литературу из региона Мойранг в Манипуре. Цивилизация, расположенная на великолепном озере Локтак, отмечена культура рода Мойранг. Теме любви посвящены многочисленные рукописи региона Мойранг. Одна из самых популярных историй рассказывает о семи парах влюбленных, которые считаются воплощениями одних и тех же душ в разных поколениях и возрастах. Семь циклов — это Аконджамба (герой) и Пхуойби (героиня); Хенджунаха (герой) и Лейма Лайруклемби (героиня); Хуёл Хаоба (герой) и Яйтинг Кону (героиня); Каденг Танджаханба (герой) и Тону Лайджинглемби (героиня); Ура Наха...
- ^ Сингх, Н. Томби; и др. (Оригинал: Калифорнийский университет ) (1976). Кхамба и Тойби: неизмеримая высота любви . Индия: Читребирентомбичанд Хорджейруп. стр. 302, 303.
Легенда о бессмертной любви между Хойолом Хаобой и Яитинг Кону, которая, как полагают, произошла несколько поколений назад, была еще свежа для поколения Хамбы. Оно вдохновило юных влюбленных на неизмеримые высоты любви.
- ^ Лисам, Хомдан Сингх (2011). Энциклопедия Манипура (3 тома) . Индия. стр. 588, 678. ISBN. 978-81-7835-864-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бирмангал, М.; и др. ( Интернет-архив ) (1970). Яитингкону (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Бинодини Деви; Цифровая библиотека Индии .
- ^ Бормани, Сарангтем; и др. ( Интернет-архив ) (2003). Мойранг Шайон (на английском языке). Университета Манипура Библиотека Импхал , Индия: Сарангтем Бормани, Чинга Маха Чанам Пухри Мапал; Цифровая библиотека Индии п. 145.
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 65. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 66. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ «События и достижения, часть 1, Мойран и Эбуту Танцзин, часть 10» . электронный pao.net . Проверено 15 октября 2022 г.
САНА ЛАХВА (185-236) Во время правления Саны Лахвы произошла третья романтическая история любви «Хаоба-Кону», описанная в «Канглей Ламтон Пуйя», где ключевую роль в истории божественно направлял лорд Тангчин. В этом эпизоде лорд Эпуту Тангчинг хотел, чтобы Кону позвонила Хуёлу Хаобе из его укрытия на озере Локтак и попросила его починить ее рыболовную сеть (Эен на местном языке). Соответственно, Хуёл Хаоба вышла и починила свою рыболовную сеть. Для Хуёла Хаоба и Кону было божественным событием влюбиться друг в друга, поэтому история Хаоба-Кону, или Сейшаклон, продолжала рассказываться в стихотворной форме в Мойран Канглейроле.
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 65. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Мангольджао Сингх, Хейснам; и др. ( Интернет-архив ) (1986). Хаоба Кону (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Индия: Хейснам Онгби Сороджини Деви, Шега Ламфел, Квайракпам Лейкаи; Цифровая библиотека Индии . стр. 14–24.
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 65. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 66. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Нимаи, РК (10 июля 2019 г.). Ученый NE: Возникновение утраченной цивилизации долины Манипур . NE Brothers Pvt Limited. п. 50.
Хуёл Хаоба, герой эпоса был вынужден вести жизнь беглеца, чтобы спасти племя Хуёл. Хаоба вырос среди пхумди и скрывает свои юные дни в озере Локтак, чтобы держаться подальше от беспощадного короля.
- ^ Мангольджао Сингх, Хейснам; и др. ( Интернет-архив ) (1986). Хаоба Кону (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Индия: Хейснам Онгби Сороджини Деви, Шега Ламфел, Квайракпам Лейкаи; Цифровая библиотека Индии . стр. 24–34.
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 66. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Мангольджао Сингх, Хейснам; и др. ( Интернет-архив ) (1986). Хаоба Кону (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Индия: Хейснам Онгби Сороджини Деви, Шега Ламфел, Квайракпам Лейкаи; Цифровая библиотека Индии . стр. 34–44.
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 66. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Мангольджао Сингх, Хейснам; и др. ( Интернет-архив ) (1986). Хаоба Кону (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Индия: Хейснам Онгби Сороджини Деви, Шега Ламфел, Квайракпам Лейкаи; Цифровая библиотека Индии . стр. 46–60.
- ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . п. 66. ИСБН 978-81-260-0086-9 .
- ^ Мангольджао Сингх, Хейснам; и др. ( Интернет-архив ) (1986). Хаоба Кону (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Индия: Хейснам Онгби Сороджини Деви, Шега Ламфел, Квайракпам Лейкаи; Цифровая библиотека Индии . стр. 60–132.
- ^ Сингх, Хиджам Ангангал (2006). Джахера (Манипури) (на английском языке и манипури). Индия: Сахитья Академи . п. 4. ISBN 978-81-260-1546-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Симха, Эламбама Динамани; Академи, Сахитья (1997). Хиджам Ангангал Сингх . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Сахитья Академи . стр. 32, 33, 34. ISBN 978-81-260-0390-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Датта, Амареш (1988). Энциклопедия индийской литературы: от Девраджа до Джьоти . Индия: Сахитья Академи . п. 1573. ИСБН 978-81-260-1194-0 .
- ^ Сангит Натак . Оригинал: Мичиганский университет . Индия: Академия Сангит Натак . 2004. с. 54.
Наиболее заметными достижениями Рупмахала являются его интерпретации народных легенд Манипури в форме пьес. Первая настоящая народная пьеса, «Яйтинг Кону», мучительная трагедия Х. Ангангала Сингха, была поставлена Рупмахалом где-то в 1948 году.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Индия. п. 276. ИСБН 978-0-359-72919-7 .
Спектакль «Яйтинг Кону» театра Рупмахал (1949), поставленный Мейтрамом Бирой и другими на основе работы Ангахала, украденной звездными наградами.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джордж, К.М. (1992). Современная индийская литература, антология: пьесы и проза . Индия: Сахитья Академи . п. 416. ИСБН 978-81-7201-783-5 .
- ^ Сессия Ассоциации истории Северо-Восточной Индии (2000 г.). Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . Индия: Ассоциация. п. 378.
- ^ Мангольджао Сингх, Хейснам; и др. ( Интернет-архив ) (1986). Хаоба Кону (в Манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал . Индия: Хейснам Онгби Сороджини Деви, Шега Ламфел, Квайракпам Лейкаи; Цифровая библиотека Индии .
- ^ Гурумаюм, Уильям (15 ноября 2014 г.). «Постановка Хаоба Кону - Imphal Times » www.imphaltimes.com . Получено 15 октября.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Литература Манипури в истории 4» . электронный pao.net . Проверено 14 октября 2022 г.
- "Язык" . www.e-pao.net . Проверено 14 октября 2022 г.
- «Крик умирающей реки...99» . www.thesangaiexpress.com . Проверено 15 октября 2022 г.