Ирай Лейма
Ирай Лейма | |
---|---|
Богиня воды и водной жизни | |
Член Лайрембиса | |
Другие имена | Гигантский Лайремби |
Принадлежность | Санамахизм |
Главный культовый центр | Храм Хиянтханг Лайремби |
Обитель | Подводный мир |
Тексты | Пуйас |
Пол | Женский |
Область | Манипур |
Этническая группа | Мэйтей |
Фестивали | Пусть Хараоба |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | |
Супруга | Ирай Нинтоу |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Амфитрита |
Римский эквивалент | Салация |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
Портал мифов |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
Ирай Лейма ( Манипури : ꯏꯔꯥꯢ ꯂꯩꯃ ) — богиня в санамахизме , местной религии Манипура . Она богиня и божественное женское олицетворение воды и водной жизни. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Она супруга Ирай Нинтоу (буквально « царь воды »). Оба считаются божественными духами водоемов. Считается, что она также отвечает за болезни. [ 5 ]
Мифология
[ редактировать ]Ирай Лейма — дочь короля Хэйбока Нинттоу и принцессы Хэйбока Чинга. Ее отец был знатоком колдовства и черной магии. Ирай Лейма известна своей исключительной красотой. Однажды она ловила рыбу на реке Лива. Царь Квакпа (Кокпа) из династии Хуман увидел ее и влюбился в нее. Он сделал ей предложение. Она ответила, что желание родителей будет ее желанием. Итак, король Квакпа посоветовался со своими подданными. Они преподнесли Хэйбоку Нинтоу множество подарков. Король Квакпа планировал жениться на Ирай Лейме, если ее отец согласится, или привести ее силой, если отец откажется. Видя высокомерие Квакпы, Хейбок Нинтоу превратил все дары в камень. При этом последователи Квакпы покинули это место. Квакпа вернулся домой разочарованный.
Однажды король Квакпа опьянел, выпив сок корней растения Тера ( Bombax Malabaricum ). Он хотел встретиться с Ирай Леймой. Итак, он поехал к ней домой на лодке «Хиянг» . Увидев его приближение, она убежала на гору Пахра Чинг. Квакпа погнался за ней. Увидев все это, Хэйбок Нинтоу превратил лодку Хиянг в камень, а весло — в дерево. Разозлившись, Квакпа побежал к Хейбоку Нинтоу, чтобы убить его. Затем Хейбок Нинтоу превратил Кхумана Квакпу в камень. Ирай Лейма видела все это и боялась своего отца. Она оставила отца и убежала. Она миновала Пахра Чинг, пересекла реку Лива и вошла в дом Сарангтема Лувангбы. Она спряталась в амбаре дома. Когда Сарангтем Лувангба и его добрая госпожа Тоидингджам Чану Амурей вышли из дома и отправились в поле, Ирай Лейма вышла из своего укрытия. Тем временем она выполнила все домашние дела. Когда пара вернулась домой, она снова спряталась. Пара удивилась этому, но это происходило каждый день. Итак, однажды мужчина вернулся домой раньше обычного. Он узнал правду. Но когда он подошел к Ирай Лейме, она исчезла под зернохранилищем. Он заглянул под амбар, но ничего не увидел. Он был поражен этим. Итак, он обсудил этот вопрос со всеми членами своего клана. Они искали повсюду, но больше ее не нашли.
Ирай Лейма явилась во сне Сарангтему Лувангбе и рассказала ему, что она вошла в его клан и стала его дочерью. Об этом было доложено королю Сенби Кияамбе из династии Нинтхуджа . Король послал майбаса и майбиса расследовать дело. Эксперты заявили, что загадочная дама была богиней и ей следует поклоняться. Король Кияамба также посоветовал Лувангбе сделать это. С этого года Ирай Лейме поклонялись как богине.
День, когда Лувангба впервые увидел Ираи Лейму, был первым понедельником лунного месяца Мэйтей Ламта (Ламда) . А день, в который пришли майбас и майбис, был первым вторником Ламты (Ламды) . До сих пор, со времен короля Сенби Кияамбы (1467-1508 гг. н.э.), члены семьи Сарангтем ежегодно проводят грандиозный пир ( Чаклен Катпа ) в честь богини. Позже Ирай Лейма стал известен как Хиянгтанг Лайремби. [ 6 ]
Поклонение
[ редактировать ]Когда человек заболевал после купания в роднике, заводи, ручье, люди считали, что водные духи (Ирай Лейма и Ирай Нинтоу человека подхватили ). Чтобы снова выздороветь, люди поклоняются двум божествам. Для этого майба совершают обряды и ритуалы. Подношения включают 2 яйца и 7 бамбуковых сосудов, наполненных рисовой пастой. Люди Таду также очень уважают божеств. Они приносят множество диких жертвоприношений. В жертву могли приносить белую птицу , свинью , собаку или козу . [ 5 ] : 247
Отождествление с другими божествами
[ редактировать ]Ирай Лейма считается одним из божественных проявлений Леймарель Сидаби , верховной богини-матери-земли. [ 2 ] Ее также описывают как форму богини Имоину . [ 3 ]
Ирай Лейма также известен как Хиянгтанг Лайремби. Во время правления короля Гариба Ниваджа (псевдоним Памхейба ) богиня Хиянгтанг Лайремби была обращена в индуистскую богиню Камакхью (форму Дурги ). Третий день Дурга Пуджи отмечается как «Бор Нумит» (буквально «День благ»). [ 6 ] [ 7 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Фу-ойби, богиня риса — баллада-опера 2009 года в исполнении ансамбля Лайхуэй . Он основан на истории богини и ее сестры Фуойби . [ 8 ]
- «Фуойби Шайон» — мифологический фильм Манипури 2017 года , основанный на истории богини и ее сестры Фуойби . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нилаби, Сайрем (2006). Лайинту Лайреммасингги Вари Сингбул . п. 99.
- ^ Jump up to: а б Гасса, Л.С. (1998). Традиционные институты Мегхалаи: пример Долоя и его администрации . Регентские публикации. ISBN 978-81-86030-49-3 .
- ^ Jump up to: а б Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. ISBN 978-0-359-72919-7 .
- ^ Парратт, Сарой Налини (1997). Угодие богов: Мэйтей Лай Хараоба. Издательство Викас. ISBN 978-81-259-0416-8.
- ^ Jump up to: а б ТК Дас (1945). Пурумы 1945 года . п. 247.
- ^ Jump up to: а б Лисам, Хомдан Сингх (2011). Энциклопедия Манипура (3 тома) . Издательство Гян. стр. 674–676. ISBN 978-81-7835-864-2 .
- ^ Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж. ISBN 978-1-317-27066-9 .
- ^ «Ансамбль Лайхуи Манипур - Фу-ойби, богиня риса, выступит в театральной студии Esplanade в Сингапуре» . www.manipur.org .
- ^ «Фуойби Шайон будет показан в Шанкаре: 1 апреля 17 г. ~ E-Pao! Заголовки» . электронный pao.net .