Jump to content

рот (религия)

Мун или мунизм (также называемый бонтингизмом ) — традиционная политеистическая , анимистическая , шаманская и синкретическая религия народа лепча . в VII веке Это произошло до обращения лепча в ламаистский буддизм , и с тех пор лепча практиковали его вместе с буддизмом. С момента прибытия христианских миссионеров в девятнадцатом веке наряду с этой религией соблюдались и традиции Ман. Традиционная религия допускает признание Будды и Иисуса Христа в качестве божеств, в зависимости от домашних верований. [1] [2] [3] [4] [5] [6]

Предыстория [ править ]

Экзоним называемых «Мун» происходит от традиционной веры в духов, мун или мунг . Вместе с бонгтингом (также бангтингом или бонгтингом ) мун составляют центральный элемент религии. Эти термины также используются для описания шаманского священства, которое обслуживает соответствующих духов. [1] [2] [7]

Религия Ман и ее духовенство находятся в упадке. [8] Обращение в другие религии объясняется экономическим давлением, поскольку традиционные практики обходятся рядовому практикующему чрезвычайно дорого. [1] Однако интерес к нему среди Лепчи вновь возрос, поскольку экологическое посягательство становится все более серьезной проблемой. [2] Окружающая среда настолько глубоко переплетена с верованиями Муна, что религиозные лидеры выступили против развития в таких районах, как реки Ратонг Чу и Тиста . [9]

Мифология [ править ]

Традиционная система верований лепча богата устными мифами , легендами , баснями и сказками, которые в совокупности называются лунгтен сунг . [10]

Согласно мифологии Муна, предков лепча создал Итбу Рум, который вылепил их из чистых снегов горы Канченджанга . Таким образом, они имеют общее происхождение с природной средой и делят космос с нечеловеческими духами. [2]

Дух легендарного Теконга Тека доставляет упреки вождю лепча через шаманов мун или бонтинг . [7]

Система убеждений [ править ]

Система верований Муна является анимистической, и природная среда во многом составляет ее основу. Природные духи являются объектом церемониального посвящения и обитают в таких объектах, как деревья, камни и реки. Это также синкретическая религия, которая сосуществовала с буддизмом Махаяны с момента его появления в седьмом веке, причем практикующие исповедовали обе религии одновременно. Традиционные верования, возможно, повлияли на буддийские писания Лепчи. [2] [3] [10] Современная религиозная жизнь в деревне Лепча сосредоточена в гумпе , или буддийском монастыре . [1]

Многие лепчи были обращены в христианство миссионерами шотландскими в 19 веке, однако буддизм и традиционная религия сохранили важную роль в религиозной жизни лепчи. Многие христиане-лепча, утерявшие свой язык лепча, также дистанцировались от этих традиционных аспектов религии лепча. [1] [10]

Религия Мун включает веру в рай, называемую румлян или ром ляанг (от ром «бог» и ляанг «земля/место»). [11]

Божества [ править ]

Религия Ман политеистична и синкретична : она признает несколько божеств, в том числе божеств других религий, а именно буддизма и христианства . [12]

Главная богиня религии лепча — Нозённю. [1] Мать-создательница — женское земное божество Ит Буму (также Итбу-му). [3] [13] Два других женских божества являются главными духами мун . [1]

Традиционные верования лепча включают божеств, управляющих семьей, кланом (или родословной, путшо ), деревней, регионом и более широкими уровнями. Клановые божества могут быть названы в честь горных вершин или рек, в то время как регионы являются домом для божеств, связанных с Канченджангой, таких как Чью-ром-фат . Нынешняя традиционная религия также включает Будду и Иисуса Христа как божеств, в зависимости от домашних верований. [1] [2]

Духи Мун [ править ]

Духи Мун бывают двух основных типов: доброжелательный, или белый маг , таунг-ли мун , и злой или черный маг , называемый мунг-сек мун или мунг . [13] Последние обитают на деревьях, кустах, скалах и реках. [1] Духи далее подразделяются на семь классов: авор мун , пилдон мун , анган мун , тунгли мун , мунджюм мун , мун мук мун и лянг-ит мун . Считается, что духи Муна и колдовство являются неизменными виновниками болезней. [2]

Ритуалы [ править ]

Обряды обычно проводятся для одного или нескольких домохозяйств и состоят из двух частей. Порция с ромом — это подношение дьяволам. Второй, цандонг , предназначен для подношений божеству Канченджанге, ромовому жиру Чью и равнинам. Церемонии обычно направлены на умилостивление этих духов. [1] Ритуалы бонтинг обычно включают молитвы, травы и амулеты, а также могут включать направленное дыхание или сплевывание священником. Ритуальные молитвы иногда имеют форму глоссолалии . [2] [13]

одержимость духом Считается, что может проявляться по-разному: от легкой головной боли до сильного, неконтролируемого безумия. Обычно симптомы являются проявлением духов мунг , питающихся плотью, кровью, внутренними органами или жизненной энергией хозяина. [2] Ритуальные принадлежности включают колокольчик гханта , ожерелья дамару дру и освященную чашу, наполненную ци . [2]

Религия практикует жертвоприношение животных , особенно коз и свиней. [1] [3] [8]

Жрецы Мун традиционно присутствуют на празднованиях рождения, брака и смерти Лепчи. У лепча служители Мун - единственный обязательный аспект похорон простолюдина. Погребальная церемония, называемая дек флэ , сопровождается принесением в жертву козла и курицы через три дня после смерти. Его также совершают в домах людей, которые умирают в другом месте из-за страха возвращения духа. [1] [14] Благоприятные места и дни, особенно в сельской местности, могут потребоваться для ритуалов, направленных на устранение более серьезных недугов или угрожающих недугов. [2]

Фестивали также являются центральным аспектом религии. [10]

Священство [ править ]

Жречество состоит из двух типов шаманов, соответствующих духам, которых они проявляют. Мун входит в транс, который, как полагают, предполагает одержимость духом, проявляющую сверхъестественные сущности в теле. Духи могут быть мужскими и женскими. Бонгтинги это только мужчины, которым приходится учиться и практиковать ритуалы. Говорят, что Бонгтинг появился раньше Муна, поэтому, чтобы проявить уважение, Муну необходимо изучить как путь Бонгтинг, так и путь Муна. Их основные функции — предотвращать несчастья и болезни, проводить изгнание нечистой силы и направлять души в загробную жизнь . Некоторые также выносят решения по делам о кражах . Хотя священство существует, религия считает, что истинное знание — это божественное откровение через медитацию или сны, а не приобретенный талант. [1] [2] [4] [10]

И священство мун , и бонтинг передаются по наследству, хотя и не передаются строго по отцовской линии. Обученные ученики существующих мастеров часто нанимаются на службу во времена кризиса по выбору предков или шаманских богов. [1] [2] может Бонг перейти в статус мун . [10]

Падем — наследственное младшее жречество мужского пола. Падем мун обычно является посвященным на пути к становлению - шаманом и имеет право приносить жертвы. [15]

Традиционное духовенство также играет роль в местной медицинской системе, поскольку они изучают традиционную медицину и ритуалы исцеления. [2]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Гамлет Барех, изд. (2001). Энциклопедия Северо-Восточной Индии: Сикким . Энциклопедия Северо-Восточной Индии. Том. 7. Публикации Миттала. стр. 284–86. ISBN  8170997879 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Торри, Давиде (2010). «10. В тени дьявола. Традиционные образцы лепчинской культуры в новой интерпретации». В Фабрицио Феррари (ред.). Здоровье и религиозные ритуалы в Южной Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 149–156. ISBN  978-1136846298 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Барбара А. Уэст, изд. (2009). Энциклопедия народов Азии и Океании . Факты о Файловой библиотеке всемирной истории. Издательство информационной базы. п. 462. ИСБН  978-1438119137 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тимоти Л. Галл; Дженин Хобби, ред. (2009). Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark: Азия и Океания . Том. 4 (2, переработанное изд.). Гейл. п. 560. ИСБН  978-1414448923 .
  5. ^ Кумар Суреш Сингх; Ранджу Р. Дхамала (1993). Кумар Суреш Сингх (ред.). Сикким . Народ Индии. Том. 39. Антропологическое исследование Индии, Seagull Books. стр. 99–100. ISBN  8170461200 .
  6. ^ Кошик, П.К. (2007). Устойчивая племенная культура в Индии . Компания «Пиннакл Технолоджи». п. 17. ISBN  978-1618202079 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Небески-Войковиц, Рене (1976). Тибетские религиозные танцы: тибетский текст и аннотированный перевод «Чамс Йиг» . Религия и общество. Том. 2. Вальтер де Грюйтер. п. 22. ISBN  902797621X .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дас, Амаль Кумар (1978). Лепча Западной Бенгалии . Издания Индийские. стр. 12, 193–97.
  9. ^ Литтл, Кери (2012). «Святость, окружающая среда и протест: лепчинская сказка». В Дома Т Бхутиа (ред.). Независимый народный трибунал по плотинам, окружающей среде и перемещению населения . Центр социально-правовой информации. стр. 84–93 . ISBN  978-8189479817 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Плезье, Хелен (2007). Языки Большого Гималайского региона. Грамматика лепчи . Языки региона Больших Гималаев. Том. 5. Брилл. стр. 4, 15 (фото). ISBN  978-9004155251 .
  11. ^ Тамсанг, КП (1980). Лепча-английский энциклопедический словарь . Калимпонг: г-жа Майел Климит Тамзанг. п. 746.
  12. ^ Бишт, Рамеш Чандра (январь 2008 г.). Международная энциклопедия Гималаев: Бутанские Гималаи . Том. 2. Публикации Миттал. п. 106. ИСБН  978-8183242653 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Суреш Кант Шарма; Уша Шарма, ред. (2005). Сикким . Открытие Северо-Восточной Индии: география, история, культура, религия, политика, социология, наука, образование и экономика. Том. 10. Публикации Миттала. стр. 325, 326, 329, 332. ISBN.  8183240445 .
  14. ^ Гуэн, Маргарет (2012). Тибетские ритуалы смерти: буддийские погребальные практики . Рутледж Критические исследования в буддизме. Рутледж. п. 253. ИСБН  978-1136959172 .
  15. ^ Джеймс Ф. Фишер, изд. (1978). Гималайская антропология: индо-тибетский интерфейс . Мировая антропология. Вальтер де Грюйтер. п. 172. ИСБН  3110806495 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4415d8b976a96c547b98e81fc912d8c4__1716600660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/c4/4415d8b976a96c547b98e81fc912d8c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mun (religion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)