Коренные народы Сиккима
Коренные жители Сиккима — лепча и лимбус ; [ 1 ] [ 2 ] натурализованное этническое население бхутиа , кирати и индийской горкхи, происходящее из непальских потомков, которые постоянно участвуют в формировании истории современного Сиккима. [ 3 ] Критерий коренного происхождения для включения всех народов холмов Сиккима и Дарджилинга является неправильным, поскольку ясно известно, что лепча являются первым народом, который прослеживает свое происхождение и культуру своего этногенеза в исторической и в некоторой степени политической географии истории Сиккима, что хорошо документировано колониальная история и история поселенцев-иммигрантов. Однако многие племена предшествовали миграции колониальных держав и могут проследить свое миграционное происхождение, а также наследие предков и хорошо сформированную историю цивилизации и культурного локуса, который по своей сути не является коренным для Сиккима.
Исторически Сикким был княжеским государством в восточных Гималаях, протекторатом Индии. Лепчасы были основными жителями и правителями страны до 1641 года. [ 4 ] Лепчи обычно считаются первыми коренными народами Сиккима, в то время как основные этнические общины представляют собой в основном сообщества, которые функционируют как племенные образования или этнолингвистические группы, имеющие свое собственное историческое зарождение, окружающее Сикким, и происходящее за пределами бывшего Гималайского королевства. Помимо населения лепча , этническое население лимбу и бхутия заселило ранний / средневековый Сикким или современный политический или исторический Большой Сикким, а также сохранились ориентиры фортов и деревень, населенных двумя этническими популяциями в восточных и западных регионах современного Сиккима. Присутствие двух популяций до домонархического Сиккима требует дальнейшего изучения.
История
[ редактировать ]Лепча — самая ранняя этническая группа , и лимбу поселившаяся в Сиккиме . Слово Название Сикким произошло от слова «Сухим» на языке лимбу, что означает «новый дворец». Они полагают, что являются автохтонами, в то время как другие считают, что они были заселены в тринадцатом веке и пришли с холмов до прибытия тибетских бутий . [ 5 ] Бхутиа, иммигрировавшие в Сикким, заявляли, что произошли от общего предка, принца или вождя Кхампы по имени Кхе-бум-сар, и были разделены на четырнадцать основных семей. [ 6 ] Лимбусы , которое считает, что или Цонги — это этническое непальское племя кирати, коренное население района к западу от Тиста они являются коренными жителями Лимбувана , часть которого до сих пор сохранилась в Западном Сиккиме. [ 6 ] Отношения между лепча и тибетскими народами начались в тринадцатом веке с подписания кровного братства вождем лепча Теконгом Теком и тибетским принцем Кхе Бумсой в Каби Лунгчок на севере Сиккима. Бхутиа принесли буддизм в регион . Дома, в которых живут люди Бхутия, называются «Хим». [ 6 ]
В 1642 году Бхутия установила монархию во главе с Чогьялом ( тибет .: ཆོས་རྒྱལ་ , Уайли : chos rgyal ; божественный царь ), и открыл отношения с Тибетом. [ 5 ] К моменту основания монархии Бхутия тибетские источники считали тибетцев (Бхутиа), лепча и лимбу «изначальными расами королевства». [ 6 ] Примерно в 1819 году лепчи все еще были самым многочисленным населением, составляя примерно половину всех жителей Сиккима, за ними следовали бхутиа (30%) и лимбусы (20%); источники расходятся во мнениях относительно того, превосходили ли бхутиа численностью лимбу или наоборот, но в любом случае лимбу часто вступали в брак с лепча. [ 6 ] На протяжении девятнадцатого века новые группы тибетцев, известные как Руи-чхунг («маленькие семьи»), мигрировали в Сикким под британским правлением. [ 6 ]
Непальские племена/касты, такие как мангары , раи , таманги , гурунги , кхас и т. д., также заслуживают особого упоминания ввиду этнополитического сценария Сиккима. [ 7 ] [ 8 ] В 18 веке правители Горхали и войска Непала завоевали западную часть Сиккима, и впоследствии здесь поселились различные другие непальские племена. По Титальскому договору 1817 года между Британской Ост-Индской компанией и Сиккимом земли, оккупированные Непалом в более ранний период, были возвращены Сиккиму. Это также привело к тому, что уже осевшие непальцы оказались под властью Сиккима. [ 9 ] Невары , являющиеся бизнес-классом непальских общин , были привезены в Сикким министрами Чогьяла , поскольку они владели технологией чеканки монет и строительства домов типа пагоды , которые были довольно популярны в Сиккиме. Им также было разрешено копать шахты. [ 10 ] [ 11 ] Это сообщество привело к появлению ряда каст рабочих и служащих, таких как брамины или бахуны , саньяси, парикмахеры и касты ремесленников, такие как камис (кузнецы), дамаи (портные) и саркисы (сапожники). [ 12 ] Непальцы также внедрили систему террасного возделывания на холмистой местности Сиккима, что оказало большое влияние на выращивание риса , кукурузы и других товарных культур, таких как кардамон и имбирь, приносящих хороший доход штату. [ 13 ]
Первая перепись населения Сиккима в 1891 году показала, что две трети населения, 25 955 человек из 30 458 человек, теперь составляли непальцы. [ 14 ] Колониальные землевладельцы также поощряли иммиграцию, чтобы поднять арендную плату в густо засаженном деревьями Сиккиме. [ 15 ] [ 16 ] Таким образом, в 18 веке большое количество непальских общин было заселено путем завоеваний и миграции. [ 17 ] Дискриминация между гетерогенными непальцами и другими группами стала острой социальной проблемой. [ 16 ] однако правительство Чогьяла в последние годы своего существования стремилось относиться ко всем подданным одинаково как к гражданам и позволяло демократическим изменениям продвигаться вперед. [ 15 ] Эти демократические и демографические изменения завершились плебисцитом 1974 года, результатом которого стал союз Индии как государства . [ 15 ] С момента присоединения к Индии группы коренных народов выражали беспокойство по поводу потери земли, ресурсов и власти в пользу тех, кто, по их мнению, не является сиккимцами, «намного превосходящими [их] с точки зрения политического сознания, ресурсного положения, образования и манипулятивных качеств». [ 16 ] : 79
Коренные культуры
[ редактировать ]Коренные сиккимцы демонстрируют широкие культурные различия.
Лепча говорят на языке лепча и используют письменность лепча , и эта письменность произошла от тибетской письменности . [ 18 ] Традиционно мужчины лепчи носят гада , привязывают к талии патанг, своего рода оружие, и надевают бамбуковую шапку; женщины носят характерные платья и украшения. [ 19 ] Среди лепча существует традиция нуклеарной семейной структуры и моногамного брака; хотя разводы случаются относительно редко, овдовевшие люди обычно вступают в повторный брак. [ 6 ]
Традиционно лепча исповедуют религию, основанную на шаманах, называемых мун , которые проводят церемонии и фестивали, и бонгтинг , которые являются целителями и часто являются женщинами. [ 20 ] Лепча обратились в буддизм в восемнадцатом веке, хотя их верования в значительной степени синкретичны . [ 20 ]
Бхутиа говорят на сиккимском языке , который также называют дранджонгке , написанным собственно тибетским письмом . Мужчины и женщины носят баху , тогда как только у женщин это сопровождается хонгу (блузкой), вокруг которой они повязывают шерстяную ткань вокруг талии, называемую пангден, если они состоят в браке. [ 19 ] [ 21 ] В особых случаях они носят шарф, называемый хада, который стал обычным явлением в сиккимском обществе и культуре даже среди непальцев Сиккима. [ 19 ] Исторически сложилось так, что бхутиа практиковали полиандрию до девятнадцатого века; в девятнадцатом веке также практиковалось разделение жен между братьями и сестрами мужского пола, однако ни одна традиция не сохранилась сегодня. [ 6 ] : 30 Брачные ритуалы традиционно сложны и праздничны, их совершает глава деревни, а не буддийские ламы; поздние браки и разводы не являются редкостью среди бхутиа. [ 6 ] : 30
Большинство Лепча и Бхутия сегодня исповедуют местные формы буддизма , включающие аспекты религии Бон и анимизма, в отличие от индуистского большинства в Непале. [ 6 ] Последователями буддизма в Сиккиме в основном являются либо Кагьюпа , либо Ньингма , хотя небольшая часть бхутиа утверждает, что придерживается, в частности, Бона. С момента прибытия непальских и западных миссионеров лишь немногие лепчи обратились в христианство . [ 6 ]
Современные проблемы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2011 г. ) |
Резервация Лепча в долине Дзонгу на севере Сиккима. [ 22 ] [ 23 ] находится под угрозой из-за строительства плотины . [ 24 ]
Высший комитет Сиккима Бхутия Лепча (SIBLAC), основанный в 1999 году, представляет собой племенную организацию, которая продвигает социально-политико-экономические права народов Бхутиа и Лепча, как подробно описано в статье 371F Конституции Индии . [ 25 ] [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сообщества» . Район Намчи — Сикким . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Мукерджи, Какали. «Лингвистическое исследование Индии 1999–2003 гг.» (PDF) . censusindia.gov.in 2011 . Лингвистический обзор Индии . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ «Население Сиккима: географический анализ» (PDF) .
- ^ https://www.censusindia.gov.in/2011-documents/lsi/lsi_sikkim/2Sikkim%20pg-i-xvii%20pg-1-23.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Jump up to: а б Гоши, Х.Г. (2004). «Глава 3: История Сиккима: Гималайское королевство». Сикким: прошлое и настоящее . Публикации Миттала. п. 60. ИСБН 81-7099-932-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Чоудхури, Майтрии (2006). Сикким: Географические перспективы . Публикации Миттала. стр. 25–28. ISBN 81-8324-158-1 .
- ^ «Энциклопедия Сиккима, том 1 Шьямал Датт» (PDF) . ANMOL PUBLICATION PVT LTD НЬЮ-ДЕЛИ-110002 (ИНДИЯ)
- ^ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ В СИККИМЕ С 1975 ГОДА» (PDF) . Диссертация представлена в Университет Сиккима для частичного выполнения требований для получения степени магистра философии.
- ^ Гаутам, Кешав (2014). Общество и экономика Сиккима при правителях Намгьяла (1640-1890) . п. 58.
- ^ Гаутам, Кешав (2014). Общество и экономика Сиккима при правителях Намгьяла (1640-1890) . п. 6.
- ^ Шкода, Уве (2014). Навигация по социальной изоляции и инклюзии в современной Индии и за ее пределами: структуры, агенты, практики (Гимн, исследования Южной Азии) . Гимн Пресс. п. 138. ИСБН 978-1783083404 .
- ^ Гаутам, Кешав (2014). Общество и экономика Сиккима при правителях Намгьяла (1640-1890) . п. 59.
- ^ Гаутам, Кешав (2014). Общество и экономика Сиккима при правителях Намгьяла (1640-1890) . п. 7.
- ^ Рисли, HH (1894). Газета Сиккима . Бенгальский Секретариат Пресс. п. 27.
- ^ Jump up to: а б с Менон, Н. Р. Мадхава (2005). Банерджеа, Д. (ред.). Сикким . Том. 18. Союзные издательства. стр. 5–13. ISBN 9788177648355 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Лама, Махендра П. (1994). Сикким: общество, политика, экономика, окружающая среда . Индус Паблишинг. стр. 72–75. ISBN 81-7387-013-6 .
- ^ Гаутам, Кешав (2014). Общество и экономика Сиккима при правителях Намгьяла (1640-1890) . п. 58.
- ^ Дэниелс, Питер Т.; Брайт, Уильям (1996). Мировые системы письменности . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета .
- ^ Jump up to: а б с Биджая Бантава, изд. (7 декабря 2010 г.). «Этнические жители Сиккима: их образ жизни и культура» . Новости Snowline онлайн . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Хелен Плезье (13 ноября 2010 г.). «Религия Лепча» . Информация о лепчинском языке и культуре . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ «Племена Бхутия» . Индийское зеркало онлайн . 14 декабря 2010 года . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ «Царская печать о Лепчинском заповеднике» . Телеграф онлайн . Гангток . 28 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 г.
- ^ Авасти, Индира (1978). Между Сиккимом и Бутаном — Лепчи и Бхутиа Педонга . Дели : Издательская корпорация BR. OCLC 6485607 .
- ^ Хеффа Шюкинг (2010). «Самый уродливый строитель плотин в Индии» . Сикким Таймс онлайн . Мизорам Экспресс. Архивировано из оригинала 17 ноября 2010 года . Проверено 19 февраля 2011 г.
- ^ Высший комитет Сикким Бхутиа Леча. "О нас" . Проверено 16 августа 2015 г.
- ^ Мехра, Аджай К. (2013). Новые тенденции в индийской политике: пятнадцатые всеобщие выборы . Рутледж. ISBN 978-1-136-19854-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барех, Гамлет (2001). «Сообщества Сиккима». Энциклопедия Северо-Восточной Индии: Сикким . Публикации Миттала. ISBN 81-7099-794-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Высший комитет Сикким Бхутиа Лепча
- Пострадавшие граждане Тисты
- Информация о лепчинском языке и культуре