Кхе Бумса
Кхье Бумса ( Уайли : Gyad 'bum bsags ) [ 1 ] упоминается в сиккимских миграционных повествованиях как принц 13-го века из Дома Миньяков в Кхаме в Восточном Тибете . [ 2 ] [ 3 ] Его отец мигрировал в долину Чумби вместе со своей семьей и основал королевство. Кхе Бумса еще больше расширил его, заключив союз с лепча на территории современного Сиккима. Говорят, что правители Чогьяла Сиккима являются потомками Кхье Бумсы.
Рассказы
[ редактировать ]В тибетской версии повествования отец Кхе Бумсы, наследный принц Миньяка , [ а ] Однажды ночью ему было божественное видение, велевшее ему отправиться в Сикким , где его потомкам суждено стать правителями. находится в паломничестве в Центральном Тибете Еще два сообщения появляются, когда принц вместе со своей семьей . Во время паломничества семья посещает регион Сакья, где правитель строит храм, но не может поднять колонны. Кхе Бумса возводит колонны своими силами. Имя Gyad 'bum bsags (понимаемое как «накопление 100 000 чемпионов») дано ему в знак признания этого подвига. Он также принимает невесту из знатной семьи региона. [ 4 ]
Получив несколько сигналов, семья отправляется в долину Чумби . Они строят храм в Пхари ( Wylie : Phagri ) и, возможно, еще один в Кхамбу . После смерти отца Кхе Бумса отправляется дальше на юг и поселяется в Чумби , где строит дом. [ б ] У него конфликт с бутанским борцом, но он побеждает его. [ 4 ]
Прожив три года в Чумби, Кхе Бумса и его жена не могут иметь детей. Затем Бумса отправляется в Сикким через горы Чо Ла, чтобы встретиться со святым человеком лепча , Конгом Теком ( Уайли : Тег конг тег ). В тибетской версии повествования святой человек описывается как Гуруи спрул па , буквально «эманация Гуру ( Ринпоче )». Говорят, что он живет в бамбуковой хижине, сидя на троне в разнообразных шаманских одеждах. По благословению гуру у пары родилось трое сыновей, и гуру предсказал, что в будущем потомки этих детей объединят племена лепча. Через некоторое время Кхе Бумса снова едет в Сикким, чтобы поблагодарить гуру. После встречи заключается союз, воздвигаются девять каменных столбов и скрепляются жертвоприношением животных и другими ритуалами со свидетелем, как гора. Канченджанга. [ 6 ] [ 7 ] Говорят, что местом, где проводился ритуал, был Каби, позже известный как Каби лунгтшок ( Лонг Чок означает длинный камень, воздвигнутый для поклонения ), и этот день до сих пор отмечается как Панг-Лхабсол и означает день единения между Лепчасом и Бхутией. Трое его сыновей поселяются в Сиккиме, а у среднего сына Мипонраба в конечном итоге родился потомок Пунцог Намгьял , который становится первым Чогьялом Сиккима. [ 8 ]
Повествование сиккимских лепча рассказывает ту же историю, но с некоторыми существенными отличиями. называют зо кхе бу Кхье Бумса лепча . По их словам, Кхе Бумса покинул свою родину с «несколько человек» из-за давления, оказанного китайцами и монголами. (Возможно, это около 1566 года.) О долине Чумби не упоминается. Но в повествовании известно, что Кхе Бумса пришел в Конг Тек (пишется ти кунг тек ) за помощью с детьми и вернулся позже, чтобы поблагодарить его. Однако, как говорят, Конг Тек понял, что сыновья Кхе Бумсы вторгнутся в Сикким. Поэтому он заставил Бумсу и его сыновей поклясться перед Канченджангой , что они не сделают этого, посредством кровавого ритуала.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маллард 2011 , с. 38.
- ^ Датта-Рэй, Сунанда К. (1984). Разбить и захватить: аннексия Сиккима . Нью-Дели : Викас. п. 17. ISBN 0-7069-2509-2 . ОСЛК 12106123 .
- ^ Баснет, Лал Бахадур (1974). Сикким: Краткая политическая история . Нью-Дели : Группа С. Чанда . п. 13. ОСЛК 994925 .
- ^ Перейти обратно: а б Маллард 2011 , стр. 39–40.
- ^ Маллард 2011 , с. 40, примечание 25.
- ^ Маллард 2011 , стр. 40–41.
- ^ Штайнманн 2003–2004 , стр. 152–153.
- ^ Маллард 2011 , стр. 41–42.
Библиография
[ редактировать ]- Маллард, Сол (2011), Открытие скрытой земли: формирование государства и построение истории Сиккима , BRILL, ISBN 978-90-04-20895-7
- Зийгер, Хальфдан (1967), Лепчас: культура и религия гималайского народа, часть I , Копенгаген: Национальный музей Дании - через archive.org
- Штайнманн, Бриджит (2003–2004), «Национальные гегемонии, местная принадлежность: историография и этнография буддийского королевства» (PDF) , Европейский бюллетень гималайских исследований , 25/26: 145–167