Список основоположников религиозных традиций
Это исторические личности , которым приписывают основание религий или религиозной философии , или которые систематизировали более старые известные религиозные традиции. В список входят те, кто основал конкретную крупную конфессию в рамках более крупной религии.
Легендарный/полуисторический [ править ]
Традиционный основатель | Религиозная традиция основана | Исторический основатель (и) | Жизнь исторического основателя |
---|---|---|---|
Нет единого основателя (индуизм) Индра (ведический индуизм) | индуизм | Саптариши | в. С 15 века до нашей эры по 10 век до нашей эры. |
Авраам (завет с Богом) Моисей (религиозный закон) | иудаизм | Яхвисты [n 1] | в. 13-е место [1] [2] [3] до 8 века до н.э. [n 2] |
Лаоцзы | даосизм | Чжуан Чжоу | 369 г. до н.э. – 286 г. до н.э. |
Древний (до 500 г. н. . э )
Имя основателя | Религиозная традиция основана | Жизнь основателя |
---|---|---|
Эхнатон | Атенизм | в. 1353 г. до н.э. – 1336 г. до н.э. [4] |
Зороастр | Зороастризм | в. 1000 г. до н.э. [5] |
Паршванатха | Предпоследний (23-й) Тиртханкара в джайнизме. | 877 г. до н.э. – 777 г. до н.э. [6] [7] [8] [9] [10] |
Нума Помпилиус | Римская религия | в. 753 г. до н.э. – 672 г. до н.э. |
Навуходоносор II | построил Этеменанки , установил Мардука божеством-покровителем Вавилона. | в. 634 г. до н.э. – 562 г. до н.э. [ нужна ссылка ] |
Аджита Кесакамбали | чарвака | 6 век до н.э. [11] [12] [13] |
Махавира | Последняя (24-я) тиртханкара в джайнизме. | 599 г. до н.э. – 527 г. до н.э. [14] [15] [16] |
Гаутама Будда | буддизм | 563 г. до н.э. – 483 г. до н.э. [17] [18] |
Конфуций | Конфуцианство | 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э. [19] [20] |
Пифагор | Пифагореизм | эт. 520 г. до н.э. |
Кино | Моизм | 470 г. до н.э. – 390 г. до н.э. |
Макхали Госала | Адживика | 5 век до н.э. [21] |
Эзра | Иудаизм Второго Храма [22] | эт. 459 г. до н.э. [n 3] |
Эпикур | эпикурейство | эт. 307 г. до н.э. |
Зенон из Кития | Стоицизм | 333 г. до н.э. – 264 г. до н.э. |
Фарнаваз I Иберийский | Армазем | 326 г. до н.э. – 234 г. до н.э. |
Валмики | вальмикизм | в. 3 век до н.э. [23] |
Патанджали | раджа-йоги Секта в индуизме | 2 век до н.э. |
Иисус (и Двенадцать Апостолов ) | христианство | в. 4 г. до н.э. – ок. 30/33 г. н.э. |
Павел Апостол | Полина христианство | в. 33 год нашей эры |
Джеймс Справедливый | еврейское христианство | в. 33 год нашей эры |
Накормите его | Пашупата Шиваизм секта индуизма | 1 век нашей эры |
Иуда принц | Раввинистический иудаизм | 2 век нашей эры |
Монтанус | Монтанизм | 2 век нашей эры |
Маркион Синопский | Маркионизм | 110–160 |
Нагарджуна | Мадхьямака | 150–250 |
Плотин | неоплатонизм | 205–270 |
Мне | манихейство | 216–274 |
Арий [n 4] | Арианство [n 5] | 250–336 |
Пелагиус [n 4] | Пелагианство [№ 6] | 354–430 |
Несторий [n 4] | несторианство [n 7] | 386–451 |
Евтихий | Монофизитство [№ 8] | 380–456 |
Средневековья до раннего Нового времени (500–1800 гг. От н.э. )
религиозные движения (после 1800 Новые ) г.
См. также [ править ]
- Захоронения основателей мировых религий
- Список претендентов на Будду
- Список претендентов на мессию
- Список людей, которых считали божествами
- Список религий и духовных традиций
- Списки религиозных лидеров по векам
- Хронология религии
Примечания [ править ]
- ↑ Религия израильтян I железного века была основана на культе предков и поклонении семейным богам, «богам отцов». С появлением монархии в начале железного века II короли провозгласили своего семейного бога ЯХВЕ (Яхве) богом королевства, но за пределами королевского двора религия продолжала быть как политеистической, так и семейно-ориентированной. Таким образом, эту группу основателей называют «яхвистами».
- ^ Израиль появляется в исторических записях в последние десятилетия XIII века до нашей эры, в самом конце позднего бронзового века, когда система ханаанских городов-государств заканчивалась. По словам археолога Уильяма Девера, «большинство из тех, кто называл себя израильтянами… были или были коренными хананеями». Поклонение одному только ЯХВЕ (Яхве) началось самое раннее с Илией в 9 веке до нашей эры, но, скорее всего, с пророком Осией в 8 веке; даже тогда это оставалось заботой небольшой партии, прежде чем получить господство в изгнании и в ранний период после изгнания.
- ^ историчность оспаривается, но многие считают правдоподобной. Госта В. Альстром утверждает, что противоречий библейской традиции недостаточно, чтобы сказать, что Ездра, занимающий центральное положение «отца иудаизма» в еврейской традиции, был более поздним литературным изобретением. ( История Древней Палестины , Fortress Press, стр.888)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Учение традиционного «отца-основателя» «ереси» вполне могло сильно отличаться от содержания ереси в его общепринятом понимании. Ссылки см. в следующих примечаниях.
- ^ Акк. Для Роуэна Уильямса «арианство» было, по сути, полемическим творением Афанасия в попытке показать, что различные альтернативы Никейскому символу веры снова скатились в некоторую форму учения Ария. ( Ариус , СКМ (2001) стр.247)
- ^ Мысль Пелагия была односторонней и неадекватной интерпретацией христианства, но его ученики, Целестий и, в большей степени, Юлиан Экланский, довели его идеи до крайностей. (Келли, JND Early Christian Doctrines A & C. Black (1965) с.361) Сам Пелагий был объявлен ортодоксальным синодом Диосполя в 415 г., после отвержения некоторых мнений Целестия. (Френд, WHC Святые и грешники в DLT ранней церкви (1985), стр.133)
- ^ Несторий особо поддержал отказ от «несторианства», достигнутый в Халкидоне в 451 году (Prestige, GL Fathers and Heretics SPCK (1963), стр. 130).
- ^ Монофизитство представляет собой продвинутый тип александрийского богословия; в своеобразной форме оно возникло в 433 году в результате договора между Иоанном Антиохийским и Кириллом Александрийским . Преувеличенная форма, которой придерживался Евтихий, была осуждена в 451 году на Халкидонском соборе . В своих умеренных формах отклонение от ортодоксальности может быть просто терминологическим. Александрийское богословие подчеркивало как божественную трансцендентность, так и заметный дуализм между материальным и духовным и поэтому имело тенденцию сводить на нет человечность Христа. (Кросс и Ливингстон. Оксфордский словарь христианской церкви (1974), искусство. Монофизитство , Александрийское богословие ).
Ссылки [ править ]
- ^ Альбертц 1994 , с. 61.
- ^ Граббе 2008, стр. 225–6.
- ^ Киллебрю, Энн Э. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев, филистимлян и раннего Израиля, 1300–1100 гг. до н.э. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-097-4 .
- ^ Хорнунг, Эрик (1999). Эхнатон и религия света . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8725-5 .
- ^ Мелтон 2003 , с. 191.
- ^ Циммер 1953 , с. 183.
- ^ Фишер, Мэри Пэт (1997). Живые религии: Энциклопедия мировых религий . Лондон: IBTauris. ISBN 978-1-86064-148-0 . п. 115
- ^ «Паршванатха» . Британская энциклопедия . Том. Британская энциклопедия Интернет. 2007 . Проверено 22 октября 2007 г.
- ^ Боукер, Джон (2000). «Парсва» . Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Оксфордский справочник в Интернете. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192800947 . Проверено 22 октября 2007 г.
- ^ Шарпантье, Ярл (1922). «История джайнов». Кембриджская история Индии . Том. 1. Кембридж. п. 153.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 227–249.
- ^ Джон М. Коллер (1977), Скептицизм в ранней индийской мысли , Философия Востока и Запада, 27 (2): 155-164
- ^ Дейл Рип (1996), Натуралистическая традиция в индийской мысли, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120812932 , страницы 53-58.
- ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 313.
- ^ Циммер 1953 , с. 222.
- ^ «Махавира». Британская краткая энциклопедия. Британская энциклопедия , Inc., 2006. Answers.com, 28 ноября 2009 г. http://www.answers.com/topic/mahavira.
- ^ Казинс 1996 , стр. 57–63.
- ^ Шуман 2003 , стр. 10–13.
- ^ Хьюган, Йонг (2013). Конфуций: Путеводитель для растерянных . А&С Черный. п. 3. ISBN 9781441196538 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2017 г.
- ^ Ригель 2002 .
- ^ Джеймс Лохтефельд, «Адживика», Иллюстрированная энциклопедия индуизма , Том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 978-0823931798 , стр. 22.
- ^ Брюггеманн 2002 , стр. 75, 144.
- ^ «Рамаяна | Краткое содержание, персонажи и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Хендрикс, Скотт; Окея, Ученна, ред. (2018). Величайшие религиозные лидеры мира: как религиозные деятели помогли сформировать мировую историю [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 11. ISBN 978-1440841385 .
- ^ Мелтон 2003 , с. 67.
- ^ Мелтон 2003 , с. 128.
- ^ Мелтон 2003 , с. 69.
- ^ Мелтон 2003 , с. 102.
- ^ Мелтон 2003 , с. 95.
- ^ Мелтон 2003 , с. 73.
- ^ Мелтон 2003 , с. 183.
- ^ Мелтон 2003 , с. 75.
- ^ Мелтон 2003 , с. 724.
- ^ «АХСАИ, ШЕЙХ АХМАД » Энциклопедия Ираника Получено 1 октября 2020 г.
- ^ «Индивидуализм и мистический путь шейха Ахмада аль-Ахсаи» . h-net.org . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «Шейхизм» . Оксфордские библиографии . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «ШАЙХИЗМ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Мелтон 2003 , с. 992.
- ^ Мелтон 2003 , с. 741.
- ^ Мелтон 2003 , с. 621.
- ^ Мелтон 2003 , с. 637.
- ^ Криссайдс 2001 , с. 330.
- ^ Мелтон 2003 , с. 451.
- ^ Смит и Прокопий 2003 , с. 279-280.
- ^ Бейт-Халлахми 1998 , с. 365.
- ^ Мелтон 2003 , с. 1051.
- ^ Бейт-Халлахми 1998 , с. 97.
Библиография [ править ]
- Бейт-Халлахми, Бенджамин (1998). Иллюстрированная энциклопедия активных новых религий, сект и культов (пересмотренная редакция). Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-2586-5 .
- Брюггеманн, Вальтер (2002). Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22231-4 .
- Криссайдс, Джордж Д. (2001). Исторический словарь новых религиозных движений . Scarecrow Press, Inc. ISBN 978-0-8108-4095-9 .
- Казинс, Л.С. (1996), «Датировка исторического Будды: обзорная статья» , Журнал Королевского азиатского общества , 3, 6 (1): 57–63, doi : 10.1017/s1356186300014760 , S2CID 162929573
- Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия (Том 3) . ABC-CLIO, Inc. ISBN 978-1-57607-355-1 .
- Мелтон, Дж. Гордон (2003). Энциклопедия американских религий (Седьмое изд.). The Gale Group, Inc. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: ISBN 978-0-7876-6384-1 .
- Радхакришнан, Сарвепалли; Мур, Чарльз (1957). Справочник по индийской философии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01958-1 .
- Ригель, Дж. (3 июля 2002 г.). «Конфуций» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 27 октября 2018 г.
- Шуман, Ганс Вольфганг (2003), Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120818170
- Смит, Кристиан; Джошуа Прокопи (1999). Латиноамериканская религия в движении . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-92106-0 .
- Сингх, Апиндер (2016), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education , ISBN 978-93-325-6996-6
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952], Кэмпбелл, Джозеф (редактор), Philosophies Of India , Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6