маньчжурский шаманизм
Маньчжурская народная религия или маньчжурская традиционная религия — этническая религия, исповедуемая большинством маньчжуров , основной тунгусской группы в Китае . Его также можно назвать маньчжурским шаманизмом, потому что слово «шаман» происходит от тунгусского шаман , [1] позже применено западными учеными к аналогичным религиозным практикам в других культурах.
Это анимистическая и политеистическая религия, верящая в нескольких богов и духов, возглавляемая универсальным богом неба по имени Абка Эндури (« Бог Неба » или «Бог Небес»), также называемым Абка Хан («Небесный Хан» или «Бог Небес») . Хан Небесный») и Абка Ама («Небесный Отец»), первоначально Абка Хехе («Небесная Женщина», в расширении «Небесная Мать»), которая является источником всей жизни и творения. [2] Божества ( эндури ) оживляют каждый аспект природы, и считается, что поклонение этим богам приносит благосклонность, здоровье и процветание. [3] Многие из божеств изначально были маньчжурскими предками , и люди с одинаковой фамилией порождены одним и тем же богом. [4]
Шаманы — люди необычайных способностей, силы и чувствительности, способные воспринимать и предсказывать пути богов. Они наделены социальной функцией проведения жертвенных церемоний и обращения к божествам с просьбой о вмешательстве или защите. Благодаря своим способностям шаманы являются людьми большого авторитета и престижа. Обычно в каждом маньчжурском роду есть свой шаман. [3]
Маньчжурские народные религиозные обряды были стандартизированы императором Цяньлуном (1736–1796) в « Маньчжурском жертвенном ритуале богам и небу» ( Manjusai weceremetere kooli bithe ), руководстве, опубликованном на маньчжурском языке в 1747 году и на мандаринском языке Цин (китайский: 欽定滿洲祭神).祭天典禮 ) в 1780 году. [4] [5] С завоеванием имперской власти во времена Цин Китая , маньчжуры постепенно приняли мандаринский диалект и ассимилировались с китайской религией , хотя маньчжурская народная религия сохраняется с отчетливым характером в рамках более широкой китайской религии. Сегодня маньчжурский шаманизм насчитывает от 700 000 до 900 000 последователей.
История [ править ]
Ритуалы [ править ]
При изучении маньчжурской религии обычно различают два типа ритуалов: «домашний» и «примитивный», которые могут выполняться в двух культовых условиях: «императорском» и «общем». Домашний ритуал в первую очередь включает в себя жертвоприношения прародителям линий и является наиболее важным, тогда как первобытный ритуал предполагает жертвоприношения зооморфным богам. [6] Ритуальное руководство Цяньлуна было попыткой адаптировать ритуальные традиции всех родов к стилю ритуальной традиции императорского рода. Это было лишь частично эффективно, поскольку обычные культы со временем сохранялись и возрождались. [7]
Родовой ритуал одинаков в простонародном и императорском культах. [8] Он состоит из трех основных моментов: жертвоприношения на рассвете (кит. чаоцзи ), жертвоприношения на закате ( сицзи ) и «светогасящего» жертвоприношения ( бэйдинцзи ), проводимого в полночь. Как обычные, так и имперские ритуалы используют шест богов (китайский: 神杆 shéngan или 神柱 shénzhù , маньчжурский: šomo ) как средство установления связи с Небесами. [8]
Если бытовой ритуал ярок и гармоничен, то примитивный или «дикий» ритуал связан с тьмой и тайной. [9] Речь идет не о божествах неба, земли или предков, а о зооморфных хтонических божествах. Примитивный ритуал, основанный на методах экстаза, долгое время не одобрялся двором (Хун Тайцзи запретил его еще в 1636 году). [9]
Храмы и боги [ править ]
Маньчжурские религиозные культы первоначально имели место в святынях, называемых Тансе (китайский: 堂子 tángzi , «зал»; или 谒庙 yèmiào , «храм для посещения»). [10] ), но по крайней мере к 1673 году все коммунальные тангсе были запрещены, за исключением императорского культового здания. Домохозяйства продолжали свои ритуалы у частных алтарей, называемых weceku . [8]
Общие культы постепенно переняли божеств из китайской религии в дополнение к тунгусским богам. Гуван мафа ( 关帝 Гуанди , Дивус Гуань), чей воинственный характер нравился маньчжурам, стал одним из самых любимых божеств. Другим популярным культом был культ Богини ( 娘娘 Niángniáng ). [8]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Эллиотт (2001) , с. 235.
- ^ Shirokogorov (1929) , p. 204.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эллиотт (2001) , с. 236.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ма и Мэн (2011) , с. 381.
- ^ Эллиотт (2001) , с. 238.
- ^ Эллиотт (2001) , стр. 236–237.
- ^ Эллиотт (2001) , стр. 238–239.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эллиотт (2001) , с. 239.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эллиотт (2001) , с. 240.
- ^ Эллиотт (2001) , стр. 465–66, примечание 13.
Источники [ править ]
- Эллиотт, Марк К. (2001). Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднеимперском Китае . Коллекция «Религиоведение в современном Китае». Том. 1. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804746847 .
- Панг, Татьяна А. (1993). « «Молитва во тьме»: новые тексты малоизвестного маньчжурского шаманского обряда». Шаман: Журнал Международного общества шаманских исследований . 1 (1–2). Будапешт: Восточное издательство Молнар и Келемен. ISSN 1216-7827 .
- Ма, Сиша; Мэн, Хуэйин (2011). Народная религия и шаманизм . Коллекция «Религиоведение в современном Китае». Том. 1. Брилл. ISBN 978-9004174559 .
- Широкогоров, Сергей Михайлович (1929). Общественная организация северных тунгусов . Гирлянда. ISBN 978-0824096205 .