Шаманизм во времена династии Цин
Шаманизм был доминирующей религией чжурчжэней Северо - Восточной Азии и их потомков, маньчжуров . Еще во времена династии Цзинь (1115–1234) чжурчжэни проводили шаманские церемонии в святилищах, называемых тангсе . Существовало два типа шаманов : те, кто входил в транс и позволял духам овладеть собой, и те, кто регулярно приносил жертвы небу, предкам клана или духам-защитникам клана.
Когда Нурхачи (1559–1626), вождь Цзяньчжоу чжурчжэней , который изначально был вассалом династии Мин , [ 1 ] объединив другие племена чжурчжэней под своей властью и основав династию Поздняя Цзинь в начале 17 века, он навязывал защитных духов своего клана Айсин Гиоро другим кланам и часто разрушал их святыни. Еще в 1590-х годах он поставил шаманизм в центр ритуалов своего государства, принося жертвы небу перед началом военных кампаний. Его сын и преемник Хун Тайцзи (1592–1643), который переименовал чжурчжэней в «маньчжуров» и официально провозгласил династию Цин (1644–1912) в 1636 году, в дальнейшем поставил шаманские практики на службу государству, в частности, запретив другим возводить шаманские практики. новые тангсе (святыни) для ритуальных целей. х годах цинский правитель проводил шаманские жертвоприношения в тангсе Мукдена В 1620-х и 1630 - , столицы Цин. В 1644 году, как только династии Цин захватили Пекин , чтобы начать завоевание , собственно Китая они назвали его своей новой столицей и воздвигли там официальную шаманскую святыню. В Пекинском Тангсе и в женских кварталах Запретного города. Цинские императоры и профессиональные шаманы (обычно женщины) проводили шаманские церемонии вплоть до отречения династии в 1912 году.
По крайней мере, до восемнадцатого века шаманизм был в основе духовной жизни маньчжуров и отличал маньчжуров от ханьцев, даже несмотря на то, что маньчжурские знаменосцы, размещенные в гарнизонах в различных городах самого Китая, перенимали многие аспекты ханьского образа жизни. В 1747 году император Цяньлун (годы правления 1735–1796) поручил опубликовать «Шаманский кодекс» для возрождения и регулирования шаманских практик, которые, как он опасался, терялись. Он поручил его распространить среди Баннерменов, чтобы они могли руководствоваться ими в своей практике, но мы очень мало знаем о последствиях этой политики. Монголам и ханьцам было запрещено посещать шаманские церемонии. Частично из-за своего секретного аспекта эти ритуалы привлекли любопытство жителей Пекина и гостей столицы Цин. Даже после того, как «Шаманский кодекс» был переведен на китайский язык и опубликован в 1780-х годах, посторонние мало что понимали в этих практиках.
Во время своих полевых исследований среди тунгусского населения « Маньчжурии » в 1910-х годах русский антрополог С. М. Широкогоров обнаружил достаточно сохранившихся практик, чтобы построить теорию шаманизма, которая сформировала более поздние теоретические дебаты о шаманизме. Однако с конца 1980-х годов эти теории подвергались критике за игнорирование связи между шаманизмом и государством. Историки теперь утверждают, что шаманские практики в Северо-Восточной Азии были тесно связаны с созданием государств, и этот анализ очень хорошо соответствует случаю Цин.
Историческое происхождение до 1644 г.
[ редактировать ]Шаманизм — религия, наиболее типичная для тунгусских народов Северо -Восточной Азии . Само слово «шаман» ( саман на маньчжурском языке ) встречается во всех тунгусо-маньчжурских языках и, по-видимому, имеет тунгусское происхождение. [ 2 ] Самой распространенной религией среди маньчжуров был шаманизм, который они и их предки чжурчжэни практиковали задолго до того, как династия Цин распространилась на собственно Китай . [ 3 ]
Ранний чжурчжэньский шаманизм
[ редактировать ]
Маньчжурское название шаманского храма или алтаря духам — тангсе . [ 4 ] Поскольку его китайский эквивалент «танцзы» ( 堂子 ) означает «зал», может показаться, что «тансе» произошло от китайского языка, но только около 1660 года «тансе» начали переводить как «танцзы» . [ 5 ] До этого на китайский язык это слово переводилось как ёмяо ( 謁廟 ), что означает «посещение храма». [ 5 ] Термин «тангсе», возможно, произошел от переносных «ящиков богов» (также « тангсе »), в которые чжурчжэни помещали фигурки богов, когда они еще были мобильными охотниками. [ 4 ] Как только банды чжурчжэней начали селиться в огороженных частоколами деревнях (их типичный вид поселений), их тангсе стали постоянными обитателями деревни. [ 4 ]
Каждый клан — мукун , деревня или ассоциация деревень, утверждавших, что у них были общие предки, — имел своих священных духов-защитников ( эндури ). [ 6 ] Шаман (часто женщина) отвечал за умиротворение духов и умерших предков, а также за общение с ними в поисках хорошей охоты или урожая, быстрого исцеления, успеха в бою и других подобных услуг. [ 7 ] Точкой контакта между сообществом и духами был «духовный полюс» ( маньчжурский : шомо ; китайский: 神柱 ; пиньинь: шэньчжу ). [ 8 ] Шаманы играли решающую роль в этих ранних чжурчжэньских общинах, поскольку авторитет главы клана часто зависел от согласия шамана. [ 9 ]
Существовало два вида чжурчжэньских шаманских ритуалов, соответствующих двум видам шаманов. [ 10 ] Наиболее распространенным был «домашний ритуал»: ритуальные жертвоприношения Небу и предкам рода, проводимые потомственными шаманами этого рода. [ 11 ] «Примитивный ритуал», напротив, совершался людьми, перенесшими «шаманскую болезнь», что рассматривалось как знак того, что они были избраны духами. [ 12 ] Входя в транс , эти «трансформационные» шаманы позволяли различным духам животных овладевать собой и искали помощи этих духов в таких целях, как исцеление или изгнание нечистой силы. [ 13 ] Эти шаманы устанавливали алтари в своих домах и получали иную подготовку, чем потомственные шаманы. [ 14 ]
Маньчжурские шаманы обычно носили фартук , шапку с перьями, обозначающую их способность летать в мир духов, и пояс со свисающими колокольчиками, а также носили нож, две деревянные палки с прикрепленными к верху колокольчиками и барабан, который они использовали во время церемоний. [ 15 ] Эти атрибуты еще можно было наблюдать у шаманов Маньчжурии и Монголии в начале двадцатого века. [ 16 ]
Шаманизм после прихода Нурхачи
[ редактировать ]Шаманские практики чжурчжэней были преобразованы с приходом к власти основателя Поздней Цзинь Нурхачи (1559–1626). [ 7 ] Начав объединять чжурчжэньские племена, Нурхачи уничтожил тангсе побежденных племен и заменил их божеств-защитников сорокой, тотемическим животным своего собственного клана, Айсин Гиоро . [ 17 ] Племенам, добровольно присоединившимся к Нурхачи, было разрешено сохранить своих богов. [ 4 ] Это поглощение шаманских ритуалов других кланов ритуалами клана Нурхачи положило начало процессу «государственной кодификации религии», который продолжался до восемнадцатого века. [ 18 ]
В ходе другой трансформации, которая «отражала процесс политической централизации» в государстве Нурхачи, традиционная чжурчжэньская вера в несколько небес была заменена одним Небом, называемым «Абка», во главе с универсальным богом неба по имени Абка Эндури («Бог неба» или «Бог неба»). Бог Небес»), также называемый Абка Хан («Небесный Хан» или «Хан Небес») и Абка Ама («Небесный Отец»). [ 19 ] [ 15 ] Это новое шаманское Небо стало объектом государственного культа, подобного культу Неба правителей чжурчжэней в династии Цзинь (1115–1234) и Чингисханом поклонению Тенгри в тринадцатом веке. [ 20 ] Это государственное жертвоприношение стало ранним аналогом поклонения Небу ханьцами. [ 21 ] Еще в 1590-х годах Нурхачи обращался к Небесам как к «арбитру добра и зла». [ 20 ] Он поклонялся Небу в шаманском храме в 1593 году, прежде чем отправиться в кампанию против Йехе, чжурчжэньского племени, принадлежавшего конфедерации Хулунь . [ 20 ] В анналах Цин также сообщается, что, когда Нурхачи объявил о своих семи великих обидах на династию Мин в апреле 1618 года, он провел шаманскую церемонию, во время которой сжег клятву Небесам, написанную на листе желтой бумаги. [ 22 ] Эта церемония была намеренно исключена из более позднего китайского перевода этого события двором Цин. [ 23 ]
Сын Нурхачи Хун Тайцзи (годы правления 1626–1643), который в 1635 году переименовал чжурчжэней в маньчжуров , запретил простолюдинам и чиновникам возводить шаманские святыни для ритуальных целей, сделав тансе «монополией правителя». [ 4 ] Он также запретил шаманам лечить болезни, хотя и без особого успеха. [ 14 ] Староманьчжурские архивы , хроника, документирующая историю Маньчжурии с 1607 по 1636 год, показывают, что государственные ритуалы проводились на территории цинской столицы Мукдена в 1620-х и 1630-х годах. [ 24 ] Незадолго до того, как в начале 1644 года командовать войсками Баннера в Китай , принц Доргон (1612–1650), который тогда был регентом при только что возведенном на трон императоре Шуньчжи (годы правления 1643–1661), возглавил других маньчжурских князей в поклонении Небу в Мукденском тангсе. . [ 20 ]
Шаманов также можно было использовать в личных целях, как, например, когда старший сын Нурхачи Куйен якобы пытался околдовать всю линию Айсин Гиоро с помощью шаманов в 1612 году. [ 25 ]
Государственный шаманизм после 1644 г.
[ редактировать ]Пекинский Тангсе
[ редактировать ]
В 1644 году, всего через несколько месяцев после того, как Цин захватила город Пекин у крестьянских повстанцев во главе с Ли Цзычэном , который довел до самоубийства последнего императора династии Мин, маньчжуры построили новый тангсе в городе по образцу тангсе. бывшей столицы Цин Мукдена. [ 26 ] Это «святилище маньчжурского шаманизма», восьмиугольное здание, форма которого была характерна для клана Айсин Гиоро, располагалось за пределами Имперского города на юго-востоке, но все же внутри Внутреннего города, оккупированного знаменосцами , что делало его удобным для императорских визитов. [ 27 ] Там император делал подношения Небу и различным другим божествам, включая дух коня и маньчжурского прародителя. [ 28 ] Этническим ханьцам и монголам вход в эту ритуальную зону был строго запрещен. [ 29 ]
Главный шаманский ритуал государства Цин проводился на тангсе императором в первый день Нового года . [ 30 ] В эпохи Шуньчжи (1644–1661), Канси (1662–1722) и Юнчжэн (1723–1735) эта церемония была первым действием императора в первый день Нового года, но где-то в эпоху Цяньлуна (1736–1736) . 1796 г.) он опустился на второй ранг после частных жертвоприношений предкам Айсин Гиоро. [ 31 ] Даже несмотря на несколько уменьшенное значение, эти шаманские обряды продолжались до конца династии. [ 31 ]
Тангсе был разрушен в 1900 году иностранными державами после Боксерского восстания в рамках репрессий за двухмесячную осаду международного дипломатического квартала . [ 32 ] В декабре 1901 года во дворце была перестроена новая святыня. [ 4 ] Его прежнее место стало частью расширенной итальянской дипломатической миссии . [ 33 ] Историк Марк Эллиотт отмечает, что в сегодняшнем Пекине старый Тансе располагался бы на Восточном проспекте Чанъань , «прямо напротив «современного» крыла гостиницы «Пекин ». [ 34 ]

Дворец дня
[ редактировать ]Ежедневные шаманские обряды проводились также в женских покоях, во Дворце земного спокойствия (кит.: 坤寧宮 ; пиньинь: Куньнин гун ), здании, расположенном недалеко от северных ворот Запретного города , на центральной оси дворцового комплекса. . [ 35 ] Этот дворец служил резиденцией императрицы при династии Мин, но Цин преобразовал его для ритуального использования, установив «духовный столб» для принесения жертв небесам, изменив стиль окон и установив большие котлы для приготовления жертвенной еды. . [ 36 ]
Все шаманы Кунского дворца были женщинами. [ 37 ] В эпоху Шунжи (1644–1661 гг.) жертвоприношения совершались женами мужчин Айсин Гиоро и супругами императора. [ 38 ] После этого шаманки отбирались из жен «императорских гвардейцев» (кит.: 侍衛 ; пиньинь: shìwèi ), высокопоставленных чиновников, принадлежащих к родам Гиоро, зарегистрированным в «Трех верхних знаменах », принадлежавших непосредственно императору. [ 39 ] Этими шаманками (кит. 薩滿太太 ; пиньинь: sāmώn tàitài ), которым помогали евнухи, управляла «Управление шаманизма» (кит. 神房 ; пиньинь: shénfáng ), бюро, находящееся в ведении императорского двора. Отделение . [ 40 ] На таких церемониях могли присутствовать только члены императорского клана. [ 28 ]
Роль в правлении Цин
[ редактировать ]Император Цин использовал шаманизм для продвижения легитимности династии среди тунгусских народов, таких как эвенки , дауры и орокен, жившие недалеко от северо-восточных границ империи. [ 41 ] Их учили маньчжурскому языку и маньчжурской моде, а также легендам, рассказывающим о том, как основателю династии Цин Нурхачи помогали духи в его многочисленных подвигах. [ 42 ] Императоры Цин использовали разные образы для обращения к различным подданным своей многоэтнической империи. [ 43 ] Цин использовал титул Императора ( Хуанди или Хуванди ) на китайском и маньчжурском языках (наряду с такими титулами, как « Сын Неба» и «Эджен »), а императоров Цин называли « Император Китая » (или «Китайский император») и «Китайский император». «Великий Император» (или «Великий Император Манджушри ») своими тибетскими подданными (например, в Тапатхалиском договоре 1856 года ), [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] как « Богда-хан » или «(маньчжурский) император» своими монгольскими подданными и как «Каган Китая» (или « Китайский хаган ») своими тюркскими мусульманскими подданными (теперь известными как уйгуры ). [ 47 ] Правители Цин, такие как император Цяньлун, изображали себя как буддийского мудрого правителя , покровителя тибетского буддизма. [ 48 ] в надежде умиротворить монголов и тибетцев. [ 49 ] Будучи Сыном Неба, Цин спонсировал императорские экзамены, основанные на китайской классике , и поклонялся ему в Храме Неба . [ 43 ] Таким образом, шаманизм был лишь одним из аспектов «чрезвычайно гибкого взгляда Цин на сообщество и правление». [ 50 ]
Исцеляющие ритуалы
[ редактировать ]Помимо государственных ритуалов, маньчжуры часто прибегали к помощи шаманов для лечения болезней. [ 14 ] В 1649 году брат Доргона Додо , который помог Цин завоевать южный Китай в 1645 году, заболел оспой , очень заразной болезнью , которой маньчжуры особенно боялись . [ 51 ] Он позвал шамана по имени Джингуда к своей постели, но ритуальная терапия шамана не дала результата, и Додо умер в апреле 1649 года в возрасте 35 лет. [ 52 ] После начала вариоляции в 1681 году шаманские жертвоприношения совершались императорским сыновьям, пережившим прививку. [ 53 ] Император Канси (годы правления 1661–1722) попытался вылечить своего шестого сына Иньцзо ( 胤祚 ) с помощью шаманских обрядов в июне 1685 года, но этот сын умер через несколько дней. [ 14 ]
«Шаманский кодекс» 1747 года.
[ редактировать ]В 1740-х годах император Цяньлун беспокоился, что шаманские традиции теряются, особенно среди маньчжурских знаменосцев, живших в гарнизонах по всей империи. [ 54 ] Чтобы бороться с этой тенденцией, в 1741 году он разработал «Шаманский кодекс», основанный на обрядах императорского клана, который объяснял использование шаманских инструментов и значение маньчжурских ритуальных заклинаний, многие из которых передавались служителями, которые были не свободно говорит на маньчжурском языке до такой степени, что становится бессмысленным. [ 55 ] Оно было завершено в 1747 году. [ 56 ] Его полное название на маньчжурском языке было ᡥᡝᠰᡝᡳ
ᡨᠣᡴᡨᠣᠪᡠᡥᠠ
ᠮᠠᠨᠵᡠᠰᠠᡳ
ᠸᡝᠴᡝᡵᡝ
ᠮᡝᡨᡝᡵᡝ
ᡴᠣᠣᠯᡳ
ᠪᡳᡨᡥᡝ Уайли: Ghesei toktopuha Manchusai wecheremetere kaulipitghe, Möllendorff : Hesei toktobuha Manjusai weceremetere kooli bithe , которые ученые переводили по-разному как «Маньчжурские ритуалы по императорскому заказу для принесения жертв божествам и Небесам», «Обряды маньчжурского поклонения Небу и духи» и «Императорский свод ритуалов и жертвоприношений маньчжуров». [ 57 ] Кодекс попытался формализовать маньчжурские шаманские практики. [ 58 ] Историк Памела Кроссли рассматривает это как часть попыток императора Цяньлуна «стандартизировать культурную и духовную жизнь маньчжуров», взяв за образец практику имперского клана. [ 59 ]
Хотя Шаманский кодекс сначала хранился в рукописной форме, французский иезуит Жозеф-Мари Амио провел по нему исследование « Ритуалы маньчжурских татар, определенные и закрепленные императором как главой своей религии» , опубликованное в Амстердаме в 1773 году. [ 60 ] В 1777 году император Цяньлун приказал перевести кодекс на китайский язык для включения в Полную библиотеку Четырех сокровищниц . [ 61 ] Маньчжурская версия была напечатана в 1778 году, тогда как издание на китайском языке под названием Qinding Manzhou jishen jitian dianli ( «Императорские маньчжурские боги и небесная церемония ») было завершено в 1780 или 1782 году. [ 62 ]
Составление этого Кодекса «открыло цинский шаманизм для бюрократического контроля» и изменило обычаи простых маньчжуров. [ 63 ] Кодекс был распространен среди Баннерменов, чтобы они могли руководствоваться ими в своей практике. [ 64 ] Коммерческие издания даже выпускались для продажи широкой публике. [ 61 ] одно из таких изданий, « Маньчжоу Тяошэнь Хуаньюань Дяньли » ( Manchu Tiaoshen Huanyuan Dianli ), датированное 1828 годом. Сохранилось [ 61 ] Несмотря на то, что этот «Шаманский кодекс» не полностью унифицировал шаманскую практику среди Знамен, он «помог систематизировать и изменить то, что было очень изменчивой и разнообразной системой верований». [ 64 ]
Разнообразие практик
[ редактировать ]Имеется мало свидетельств о шаманских практиках простых знаменосцев в гарнизонах. [ 65 ] Мы знаем, что после публикации «Шаманского кодекса» некоторые кланы (например, Шушу) и племена (например, Шибе ) также записывали свои ритуалы и заклинания, показывая, что придворной модели не всегда следовали. [ 66 ] Шаманские жертвоприношения в рядовых семьях были проще, чем в императорском роду. [ 67 ] Благородные маньчжуры в Пекине часто устанавливали столбы духа в своих частных домах, но поскольку маньчжурским семьям было запрещено иметь частные святыни тансе , они делали подношения духу на небольшом алтаре, называемом вецеку , где устанавливали портреты своих предков, а также родословная. [ 68 ]
Поклонение небу в китайской императорской традиции соответствовало шаманским жертвоприношениям, но только император делал подношения китайскому небу, тогда как обычные маньчжуры также могли поклоняться шаманскому небу. [ 69 ] И китайские, и маньчжурские небеса были «всеохватывающим принципом космического порядка и человеческой судьбы», который можно было использовать для придания государству легитимности . [ 70 ]
В своих шаманских церемониях маньчжуры поклонялись ряду богов, в том числе нетунгусским божествам. Гуанди и бодхисаттва (буддийское «просветленное существо») Гуаньинь были двумя из «горстки китайских богов», которые были интегрированы в ритуалы государственного Тансе и дворца Куньнин. [ 71 ] Одним из четырех ритуальных мест в Тансе был большой зал, где Будда , Гуаньинь и Гуанди получали подношения несколько раз в год, в том числе на Новый год. [ 72 ] Обычные маньчжурские семьи редко приносили жертвы буддийским божествам, но почти все они поклонялись Гуанди из-за его связи с войной. [ 73 ]
Шаманизм и маньчжурская идентичность
[ редактировать ]
По крайней мере, в восемнадцатом веке шаманизм служил укреплению маньчжурской этнической идентичности, формируя «духовную основу маньчжурской жизни». [ 74 ] Императоры Цин также использовали шаманизм для формирования маньчжурской идентичности. [ 75 ] В указе от 17 апреля 1727 года, в котором он выступал против миссий иезуитов в Китае , пытавшихся обратить ханьцев и маньчжуров в католическую церковь , император Юнчжэн (годы правления 1722–1735) выделил обращенных маньчжуров для критики. [ 76 ] Для императора « Владыка Небес » ( иезуитское имя Бога на китайском языке) был не кем иным, как Небесами, которым уже поклонялись ханьцы и маньчжуры. [ 77 ] Чтобы убедить маньчжурскую знать, что им следует использовать существующие маньчжурские ритуалы для поклонения Небу, он объяснил: «В империи у нас есть храм для почитания Неба и принесения Ему жертв. У нас, маньчжуров, есть Тяо Цзинь. В первый день каждого года мы воскуриваем благовония. и бумага в честь Неба. У нас, маньчжур, есть свои особые обряды в честь Неба». [ 77 ] В этом указе, который мы знаем благодаря французскому переводу придворного иезуита Антуана Гаубила , Тяо Цзинь ссылается на Тяо Шэнь ( 跳神 , буквально «прыжок духа»), китайское название маньчжурской шаманской церемонии. [ 78 ]
По словам историка Памелы Кайл Кроссли , мастерство шаманизма было среди качеств, которые император Цяньлун (годы правления 1735–1796) пропагандировал как часть «Старого пути» ( fe doro ) маньчжуров, когда он пытался формализовать маньчжурское наследие. в конце своего правления. [ 79 ] Марк Эллиотт возражал, что он никогда не видел, чтобы шаманизм был включен в число «качеств, которые двор ожидал от маньчжуров» ни в каких документах Цин, и что поэтому шаманизм «никогда официально не провозглашался как часть маньчжурского пути» ( Manjusai doro ). [ 80 ] Никола Ди Космо из Института перспективных исследований отмечает, что, как только маньчжурские ритуалы были систематизированы в формальные правила, они стали «простыми подобиями культов предков» и потеряли свое место в центре духовной жизни маньчжурских кланов. [ 81 ] Тем не менее, сохранение шаманских практик при дворе Цин в двадцатом веке позволяет предположить, что маньчжуры не были автоматически « китаизированы » из-за того единственного факта, что они правили Китаем. [ 82 ]
Эллиотт утверждает, что «шаманизм способствовал формированию маньчжурской идентичности… путем создания очень очевидной границы между маньчжурами и ханьцами». [ 77 ] Этнические ханьцы и гости, которым было запрещено наблюдать за ритуалами, совершаемыми в шаманском святилище, считали эти обряды «иными и загадочными» или «тайными и чуждыми». [ 83 ] Посетитель Пекина в эпоху ранней династии Цин заметил, что Танцзы был одной из трех вещей, о которых не спрашивали в столице. [ 84 ] Разница между шаманскими обрядами и ханьскими ритуалами до сих пор «вызывает значительный интерес». [ 77 ] Корейские гости из Чосона , например, часто «задавали вопросы о тайных маньчжурских обрядах в Танцзы». [ 85 ] Писатели, которые хотели удовлетворить любопытство своих читателей по поводу этих экзотических практик, могли только строить догадки или полагаться на Шаманский кодекс конца восемнадцатого века. [ 77 ] Вот почему рассказы ханьцев девятнадцатого века о маньчжурских ритуалах «фрагментарны и часто подвержены ошибкам», а их объяснения ритуального языка «положительно сбивают с толку». [ 77 ]
Научные интерпретации
[ редактировать ]
Во время своих полевых исследований среди тунгусских народов «Маньчжурии» с 1912 по 1918 год русский антрополог С. М. Широкогоров (1887–1939) обнаружил достаточно сохранившихся практик, чтобы разработать влиятельную теорию шаманизма. [ 86 ] Он отметил, что северные тунгусы находились под сильным влиянием маньчжурского языка и культуры: они носили маньчжурскую одежду и прически, читали маньчжурские книги, проводили свадьбы и похороны по маньчжурским обычаям. [ 87 ] Как он также обнаружил, маньчжуры настолько почитали многих буддийских божеств, что он предположил, что шаманизм Северо-Восточной Азии является результатом буддизма. [ 88 ] Этот тезис не получил широкого признания. [ 89 ] Однако его определение шаманизма широко обсуждалось. Вооруженный специальными ритуальными орудиями, шаман входит в транс, чтобы получить контроль над вредными духами, наносящими болезни или несчастья роду или племени. Его роль признана обществом, и есть подробное объяснение того, как он управляет духами. [ 90 ]
Широкогоров утверждал, что настоящий шаманизм существует только среди тунгусов и маньчжуров, но, несмотря на его предупреждения о том, что тунгусский шаманизм можно понять только в отношении всех других элементов тунгусской культуры, и что его открытия, следовательно, не должны служить для разработки общей интерпретации шаманизма. Идеи Широкогорова сформировали теоретические дебаты о шаманизме. [ 91 ] Социальные антропологи Рэймонд Ферт (1901–2002) и Йоан Льюис (род. 1930) — последний был учеником Э.Э. Эванс-Притчарда — на основе работ Широкогорова подчеркнул социальную роль шаманов. [ 92 ] проведенный Льюисом, Влиятельный анализ одержимости духами, также был напрямую вдохновлен Широкогоровым. [ 93 ] Историк религии Мирча Элиаде (1907–1986) позаимствовал у российского этнолога и многих других, чтобы построить свою основополагающую теорию шаманизма, которую он представил в книге «Шаманизм: архаические методы экстаза» (1964, на основе французского оригинала, датированного 1951 годом). [ 94 ] Представление Элиаде о «классическом шаманизме» или «шаманизме в строгом и собственном смысле» основывалось на сибирских моделях . [ 95 ] Но в то время как Широкогоров подчеркивал, что контроль над духами был главной функцией шаманских ритуалов, Элиаде утверждал, что экстатическое и визионерское путешествие духов, вызванное трансом, было самым центральным аспектом шаманизма. [ 96 ]
Взгляды Широкогорова и Элиаде на шаманизм были сосредоточены как на отдельных людях, так и на роли шаманов в небольших группах. Широкогоров, например, считал цинский шаманизм восемнадцатого века слишком формализованным, чтобы быть подлинным. [ 97 ] Историки Северо-Восточной Азии раскритиковали интерпретации Элиаде и Широкогорова, поскольку они игнорируют политическую роль шаманов и отношения шаманизма с государством. [ 98 ] Утверждение Элиаде о том, что шаманизм по своей сути архаичен, индивидуалистичен и социально трансгрессивен, привело его и его последователей к игнорированию исторических контекстов, в которых шаманизм выполнял политические функции или служил потребностям государства, как это было при Цин. [ 99 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Денис К. Твитчетт, Джон К. Фэрбенк, Кембриджская история Китая , Том 9: «Империя Цин до 1800 года», Часть 1, с. 29
- ^ Равски 1998 , с. 231 (все тунгусо-маньчжурские языки); Эллиотт 2001 , с. 235 (общее описание).
- ^ Эллиотт 2001 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Равски 1998 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б Эллиотт 2001 , стр. 465–66, примечание 13.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 236 (« эндури » — священные духи; умершие предки); Кроссли 1997 , с. 32 (« мукун »; духи-покровители).
- ^ Jump up to: а б Эллиотт 2001 , с. 236.
- ^ Кроссли 1990 , с. 34.
- ^ Кроссли 1997 , с. 32.
- ^ Равски 1998 , с. 233 («у чжурчжэней было два вида шаманов»; Elliott 2001 , с. 236 («при обсуждении маньчжурского шаманизма принято говорить о двух типах ритуалов»).
- ^ Эллиотт 2001 , стр. 236 («домашний» ритуал; «литургические жертвоприношения небу и предкам») и 237 (наиболее распространенные); Равски 1998 , с. 233 («потомственные шаманы, специализировавшиеся на проведении обрядов для своего рода»).
- ^ Эллиотт 2001 , с. 237 («первобытный ритуал»); Равски 1998 , с. 233 («шаманская болезнь»).
- ^ Эллиотт 2001 , с. 237 («преобразовательный шаманизм»; одержимость духами животных; конкретные цели); Равски 1998 , с. 233 (также «превращающие шаманы»). Эллиотт и Равски заимствовали термин «трансформационный» у Хамфри, 1994 .
- ^ Jump up to: а б с д Равски 1998 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Равски 1998 , с. 234.
- ^ Равски 1998 , с. 370, примечание 18.
- ^ Равски 1998 , с. 236 (разрушение святынь других племен); Кроссли 1999 , с. 203 (сорока).
- ^ Crossley 1999 , стр. 202 (восемнадцатый век) и 203 («Первые шаги к государственной кодификации религии были сделаны, и при последующих императорах этот процесс ускорился»).
- ^ Shirokogorov (1929) , p. 204.
- ^ Jump up to: а б с д Равски 1998 , с. 235.
- ^ Равски 1998 , с. 10.
- ^ Кроссли 1999 , с. 135.
- ^ Кроссли 1997 , с. 11.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 465, примечание 11.
- ^ Кроссли 1999 , с. 162.
- ^ Равски 1998 , с. 236 («работы по строительству Танцзы ... начались почти сразу после занятия столицы маньчжурскими войсками»); Накин 2000 , с. 383 (это «специальное святилище» для шаманских обрядов было построено «осенью 1644 г.»); Эллиотт 2001 , с. 466, примечание 13 (по образцу «Шэньянского тансэ »). Эллиотт, однако, называет датой постройки 1653 год.
- ^ Накин 2000 , с. 355 (локация «Святилище маньчжурских шаманов»); Эллиотт 2001 , с. 237 («небольшое восьмиугольное здание») и с. 466, примечание 13; Равски 1998 , с. 371, примечание 29 (форма, характерная для Айсин Гиоро).
- ^ Jump up to: а б Эллиотт 2001 , с. 237.
- ^ Накин 2000 , с. 334 («ритуальные территории, закрытые для китайцев»); Эллиотт 2001 , с. 237 («запрещалось присутствие ханьских или монгольских чиновников»).
- ^ Эллиотт 2001 , с. 237 г. (дата церемонии, присутствие императора).
- ^ Jump up to: а б Равски 1998 , с. 269.
- ^ Накин 2000 , с. 684, со ссылкой на Л. К. Арлингтона и Уильяма Льюисона, «В поисках старого Пекина» (Пекин: Ветч, 1935), стр. 118–19.
- ^ Накин 2000 , с. 384.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 466, примечание 13.
- ^ Rawski 1998 , стр. 30 (местоположение дворца Куньнин), 238 (ежедневные ритуалы там) и 460 (перевод гун Куньнин).
- ^ Эллиотт 2001 , с. 465, прим. 10 (окна и котлы); Накин 2000 , с. 304 (переоборудование здания Мин); Кроссли 1997 , с. 32 (столб духа).
- ^ Равски 1998 , с. 129.
- ^ Равски 1998 , с. 238.
- ^ Hucker 1985 , запись 5333, стр. 430 («императорская гвардия»); Равски 1998 , с. 238.
- ^ Hucker 1985 , запись 4827, стр. 395.
- ^ Равски 1998 , с. 242.
- ^ Равски 1998 , стр. 242–43.
- ^ Jump up to: а б Равски 1998 , с. 10.
- ^ Договор между Тибетом и Непалом, 1856 г. (перевод)
- ^ Белл, Чарльз (1992). Тибет прошлое и настоящее . Мотилал Банарсидасс. п. 278. ИСБН 9788120810679 .
- ^ Даннелл, Рут (2004). Новая имперская история Цин: создание Внутреннеазиатской империи в Цин Чэндэ . Тейлор и Фрэнсис. п. 124. ИСБН 9781134362226 .
- ^ «Династия Цин и ее среднеазиатские соседи» . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Фаркуар, Дэвид (1978). «Император как Бодхисаттва в управлении Империей Цин». Гарвардский журнал азиатских исследований . 38 (1): 5–34. дои : 10.2307/2718931 . JSTOR 2718931 .
- ^ Капштейн, Мэтью (2014). Буддизм между Тибетом и Китаем . Мудрость. п. 185. ИСБН 9780861718061 .
- ^ Бергер 2003 , с. 40.
- ^ Wakeman 1985 , стр. 883–84 (Додо заразился оспой и сыграл свою роль в завоевании Цзяннани); Чанг 2002 , с. 196 (оспа как самая страшная болезнь маньчжур).
- ^ Равски 1998 , с. 233 (имя шамана); Клык 1943 , с. 215 (возраст и дата смерти).
- ^ Rawski 1998 , стр. 113 (дата начала вариоляции в императорской семье Цин) и 233 (жертвоприношения сыновьям императора, пережившим ее).
- ^ Кроссли 1990 , стр. 28–29.
- ^ Кроссли 1990 , с. 29.
- ^ Равски 1998 , с. 240; Эллиотт 2001 , с. 238; ди Космо 1999 , с. 355.
- ^ Взято соответственно из Rawski 1998 , стр. 454; Кроссли 1999 , с. 299; и ди Космо 1999 , с. 355.
- ^ Космо 1999 , с. 359.
- ^ Кроссли 1999 , стр. 202–3.
- ^ Космо 1999 , с. 355, примечания 5.
- ^ Jump up to: а б с Равски 1998 , с. 240.
- ^ ди Космо 1999 , с. 355, прим. 5 (маньчжурский текст напечатан в 1778 г., китайский текст завершен в 1782 г.); Равски 1998 , с. 240 (текст на китайском языке завершен в 1780 г.).
- ^ Кроссли 1999 , с. 299 (бюрократическая проверка); Равски 1998 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Равски 1998 , с. 298.
- ^ Кроссли 1990 , с. 240, примечание 17.
- ^ ди Космо 1999 , с. 359 (анализ, с примерами Шушу и Сибе); Эллиотт 2001 , с. 239 («сохранились тексты многих неимперских родовых обрядов»).
- ^ Космо 1999 , с. 360.
- ^ Кроссли 1997 , с. 33 (духовные столбы); Эллиотт 2001 , с. 239 ( недавно ).
- ^ Равски 1998 , стр. 234–5.
- ^ Хамфри 1994 , с. 196.
- ^ Накин 2000 , с. 502.
- ^ Равски 1998 , с. 236.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 239.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 240.
- ^ Равски 1998 , с. 231.
- ^ Эллиотт 2001 , стр. 240–41 (для последующего отчета) и стр. 467, прим. 39 (на дату этого происшествия).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эллиотт 2001 , с. 241.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 241 (буквальное значение тяошэнь ) и с. 467, прим. 39 (источник указа).
- ^ Кроссли 1994 , с. 361.
- ^ Эллиотт 2001 , стр. 240 и 467, примечание 37.
- ^ Космо 1999 , с. 375
- ^ в Космо 1999 , стр. 353–54.
- ^ Накин 2000 , с. 383 («разные и загадочные»); Эллиотт 2001 , с. 241 («Тайное и чужое»).
- ^ Цитируется в Naquin 2000 , с. 383.
- ^ Накин 2000 , с. 475.
- ^ Боеховен 2011 , с. 93 (даты полевых исследований); Кроссли 1997 , с. 33 (сохранившиеся практики, позволяющие проводить полевые исследования).
- ^ Равски 1998 , с. 242.
- ^ Боеховен 2011 , с. 96; Космо 1999 , с. 370, примечания 60.
- ^ Космо 1999 , с. 370, примечания 60.
- ^ Боеховен 2011 , с. 95–97.
- ^ Boekhoven 2011 , стр. 93 («Его авторитет как исследователя шаманизма признан и отмечен большинством более поздних исследователей шаманизма») и 96–98 (предупреждения не рассматривать его выводы как типичные для общего явления, называемого шаманизмом); Кроссли 1999 , с. 19, примечание 35 («Широкогоров настолько прочно поместил маньчжурский шаманизм в центр шаманских исследований, что он остается полюсом, вокруг которого вращаются многие теоретические дискуссии о шаманизме»).
- ^ Боеховен 2011 , стр. 97 и 105–06.
- ^ Боеховен 2011 , с. 106.
- ^ Боеховен 2011 , с. 132.
- ^ Хамфри 1994 , с. 191.
- ^ Боеховен 2011 , с. 98, примечание 25.
- ^ Хамфри 1994 , стр. 212–13.
- ^ Космо 1999 , с. 363; Эллиотт 2001 , стр. 238–89; Хамфри 1994 , стр. 191–12 [ нужна проверка ] и 213; Равски 1998 , с. 231.
- ^ Томас и Хамфри 1994 , стр. 1–3.
Источники
[ редактировать ]- Цитируемые работы
- Бергер, Патрисия (2003), Империя пустоты: буддийское искусство и политическая власть в Цинском Китае , Гонолулу: Гавайский университет Press, ISBN 0-8248-2563-2 .
- Боеховен, Йерун В. (2011), Генеалогия шаманизма: борьба за власть, харизму и власть , Гронинген: Barkhuis, ISBN 978-9-0779-2292-7 .
- Чанг, Цзя-фэн (2002), «Болезнь и ее влияние на политику, дипломатию и вооруженные силы: случай оспы и маньчжур (1613–1795)», Журнал истории медицины и смежных наук , 57 (2 ): 177–97, doi : 10.1093/jhmas/57.2.177 , PMID 11995595 .
- Кроссли, Памела Кайл (1990), Воины-сироты: три маньчжурских поколения и конец мира Цин , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 0-691-05583-1 .
- Кроссли, Памела Кайл (1994), «Маньчжурское образование», Бенджамин А. Элман; Александр Вудсайд (ред.), Образование и общество в позднем императорском Китае, 1600–1900 гг. , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: University of California Press, стр. 340–78, ISBN. 0-520-08234-6 .
- Кроссли, Памела Кайл (1997), Маньчжуры , Оксфорд, Англия: Блэквелл, ISBN 0-631-23591-4 ; ISBN 1-55786-560-4 .
- Кроссли, Памела Кайл (1999), Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: University of California Press, ISBN 0-520-21566-4 .
- ди Космо, Никола (1999), «Маньчжурские шаманские церемонии при дворе Цин» , в Макдермотте, Джозеф П. (редактор), Государство и придворные ритуалы в Китае , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 352–98, ISBN 0-521-62157-7 .
- Эллиотт, Марк К. (2001), Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае , Стэнфорд: Stanford University Press, ISBN 0-8047-3606-5 (ткань); ISBN 0-8047-4684-2 (мягкая обложка).
- Фан, Чао-ин (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 215. . В
- Хакер, Чарльз О. (1985), Словарь официальных названий в императорском Китае , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-1193-3 .
- Хамфри, Кэролайн (1994), «Шаманские практики и государство в Северной Азии: взгляды из центра и периферии», Николас Томас; Кэролайн Хамфри (ред.), Шаманизм, история и государство , Анн-Арбор: University of Michigan Press, стр. 191–228, ISBN. 0-472-10512-4 ; ISBN 0-472-08401-1 .
- Накин, Сьюзен (2000), Пекин: храмы и городская жизнь, 1400–1900 , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 0-520-21991-0 .
- Равски, Эвелин С. (1998), Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин , Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, ISBN 0-520-22837-5 .
- Широкогоров, Сергей Михайлович (1929). Общественная организация северных тунгусов . Гирлянда. ISBN 978-0824096205 .
- Томас, Николас; Хамфри, Кэролайн (1994), «Введение», Николас Томас; Кэролайн Хамфри (ред.), Шаманизм, история и государство , Анн-Арбор: University of Michigan Press, стр. 1–12, ISBN. 0-472-10512-4 ; ISBN 0-472-08401-1 .
- Уэйкман, Фредерик (1985), Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века , Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, ISBN 0-520-04804-0 . В двух томах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ду ЦзяцзиДу Цзяцзи ( 1990) «Цун из дворца Цин и Циндай де гунчжун цзиси он танци цзиси кан саманцзяо» 锛斤拷 [«Взгляды на шаманизм жертвоприношения тансе »]. Маньцзу Яньцзю [Маньчжурские исследования] «Маньчжурские исследования» 1: 45–) . 49.
- Фу Тунцинь (1982) «Циндай де танцзы» « Труды [«Цин тансе »]. В книге Мин-Цин гоцзи сюэсу таолунхуэй лунвэньцзи Международного академического симпозиума Мин и Цин» . Тяньцзинь: Tianjin People's Press, стр. 269–85. .
- Фу Юйгуан Фу Югуан . и Мэн Хуэйин Мэн Хуэйин ( 1991) Маньцзу Саманцзяо Яньцзю Исследование маньчжурского шаманизма [«Исследование маньчжурского шаманизма»] Пекин: Пекин дасюэ чубанше
- Гессен, Клаус (1987). «К истории монгольского шаманизма в исторической перспективе». Антропос . 82 : 403–13. JSTOR 40463470 . – через JSTOR (требуется подписка)
- Цзян Сяншунь Цзян Сяншунь ( 1995). Шэньми де Цингун саман цзыси [« Таинственные шаманские жертвоприношения во дворце Цин»].
- Цзян Сяншунь Цзян Сяншунь » (1995б). «Лунь Цин гун саман» [«О придворных шаманах Цин ]. Журнал Шэньянского дворцового музея «Журнал Шэньянского дворцового музея» 1: 62–66.
- Ким, Лоретта Э. (2012–2013), «Святые для шаманов? Культура, религия и пограничная политика в Амурии с семнадцатого по девятнадцатый века», Central Asiatic Journal , 56 , (требуется подписка) : 169–202, JSTOR 10.13173/ centasiaj.56.2013.0169 .
- Ли Сюэ-чжи [Ли Сюэчжи] Ли ( 1982). «Маньчжоу миньцзу цзыси тяньшень би цзи шэньган де шиляо ю циинь Сюэчжи » Исторические документы и истоки обязательного использования духа-столба в маньчжурских этнических жертвоприношениях духу. Неба»]. Маньцзу Вэньхуа [Маньчжурская культура] «Маньчжурская культура » 2:5–6.
- Лю ГуйтенгЛю XX (1992). « Шаманизм и эволюция музыки маньчжурского шаманского ритуала» Маньсюэ Яньцзю [Маньчжурские исследования ] Исследование 1: 239–53.
- Лю Сяомэн Лю Сяомэн и Дин Ичжуандин XX (1990) Саманцзяо юй Дунбэй миньцзу Шаманизм и народы Северо-Востока [«Шаманизм и народы Северо-Востока»]: Jilin Education Press.
- Митамура Тайсуке ( японский : Митамура Тайсуке ) (1965). «Маншу шаманизуму но сайсин то чокудзи» ( японский : Жертвоприношения духам и текст заклинаний в маньчжурском шаманизме ) zenshi no kenkyū ( японский : Исследование предыстории Цин) . Династия ) ["Исследование ранняя история династии Цин». Киото: Тоёси кэнкюкай ( яп .: Группа исследования истории Востока ) .
- Мо Дунъинь (1958). «Цинчу де саманьцзяо» эпоху династии Цин. в шаманизма ранней
- Ву, Бен (1998). «Ритуальная музыка при дворе и правлении династии Цин (1644–1911)». доктор философии диссертация, Питтсбургский университет.
- Ян Чуннянь Ян Чуннянь (1995) «Маньчжоу гуйцзу ю саман вэньхуа» шаманская культура аристократия и шаманская культура»]. Маньчжурская аристократия и « Маньчжурская [
- Чжао Чжицзун Чжао XX (1995). Нишанская ю цзунцзяо » [« «Ни-шань саман шаманка и религия» ]. Ин Ван Чжунхань ( ред.), Мансюэ Чаосяньсюэ луньцзи «Сборник маньчжурских и корееведческих исследований» , Пекин, Китай Чэнши. Пресс, стр. 174–98.