Инцидент в Цзиньндао
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на китайском языке . (Июнь 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Инцидент в Цзиньндао | |
---|---|
Расположение | Внутренняя Монголия |
Дата | Ноябрь - конец декабря 1891 г. |
Цель | Монголы |
Тип атаки | |
Летальные исходы | 150,000 – 500,000 |
Преступники | Цзиньндао |
Мотив |
Инцидент в Цзинданьдао представлял собой восстание ханьского тайного общества Китая под названием Цзинданьдао ( 金金丹 道 ), которое подняло восстание во Внутренней Монголии в ноябре 1891 года и уничтожило 150 000–500 000 монголов, а затем было подавлено правительственными войсками в конце декабря. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Восстание опустошило монгольские общины на юго-восточной границе и вынудило многих монголов укрыться под северными знаменами . [ 4 ] Позже китайские официальные лица окрестили эту резню инцидентом.
Фон
[ редактировать ]Затронутыми территориями были Джосуту и Джуу Уда лиги Внутренней Монголии во времена маньчжурской династии Цин . Они располагались на южной окраине монгольской земли и столкнулись с огромной иммиграцией ханьцев. В то время как число первых мигрантов было незначительным и они быстро ассимилировались в монгольском обществе, ханьские фермеры из северного Хэбэя позже поселились массово и превосходили численностью коренных монголов. Крупномасштабное земледелие лишило монголов возможности продолжать скотоводство. Монголы стали земледельцами и переняли ханьскую систему землевладения. [ 4 ]
Присутствие большого количества ханьцев во Внутренней Монголии привело к созданию сложной административной системы. Хань перешел под юрисдикцию ханьских префектур и уездов. [ 5 ] которые были созданы как анклавы на монгольских землях. Монгольские знамена номинально сохраняли владение землей и непрерывно боролись за различные права над ханьскими поселенцами. Поскольку династия Цин постепенно утратила способность поддерживать социальный порядок, Хань начала бросать вызов правлению монгольского меньшинства. Ханьские арендаторы задерживали или даже отказывались платить земельный налог и силой препятствовали проведению землеустроительных работ монгольскими властями. [ 4 ] Другой серьезный конфликт между коренным населением и иммигрантами касался доступа к природным ресурсам. Монголы строго запрещали ханьцам рубить лес на монгольских землях главным образом по религиозным соображениям. Нарушители наказывались внесудебной казнью знаменосцами с согласия префектуры и чиновников графства. [ 6 ] Это усилило враждебность ханьцев к монголам. [ 2 ] Кроме того, вновь прибывшие ханьские иммигранты часто подвергались преследованиям со стороны монголов, где «высокомерные банды по 3–5 человек, вооруженные саблями, врывались в дома ханьцев, требовали вина, мяса и денег, нападали на женщин и мужчин, грабили скот до тех пор, пока пустой". [ 7 ]
Мало что известно о Цзиньндао (буквально означающем «Путь Золотого Эликсира»). Также известный как Красный Тюрбан (Улаан Малгайтан), Цзиньндао был тайным обществом и считался ответвлением секты Белого Лотоса , которая ранее в разное время поднимала восстание в Собственном Китае . Другая вовлеченная секта называлась Заили. Это была религиозная секта, популярная в Северном Китае и имевшая подтвержденную связь с сектой Белого Лотоса. [ 8 ]
Восстание
[ редактировать ]Начало восстания произошло в ноябре 1891 года, когда повстанцы напали на правительственное учреждение Ауханского знамени . Они убили джасага (главу) знамени, князя Дагчина, который одновременно был главой Лиги Джуу Уда, и разрушили его родовую могилу. Они быстро двинулись на юг, в знамена Онгниуд (и округ Чифэн внутри них), а затем в левое знамя Харачина . Примерно в то же время другая группа повстанцев захватила уезд Чаоян в составе Тюмедского правого знамени , Лиги Джосуту. Они переместились на соседнее знамя Тюмеда и два знамени Харачина, уничтожая монгольские общины. [ 2 ] Они открыто использовали антимонгольские и антидинастические лозунги, в том числе «Победить Цин и уничтожить Ху (варваров)» ( 平 清清掃 胡 ) и «Убить монголов в отместку» ( 仇仇殺 蒙蒙古 ). [ 4 ]
В ответ Ли Хунчжан , генерал-губернатор китайской провинции Чжили, направил Е Чжичао , главнокомандующего Чжили, для подавления повстанцев. Войска Чжили пересекли Великую стену и двинулись с юга и юго-запада. На восточном фронте в операции по окружению сыграли роль войска, выделенные из Фэнтяня. Модернизированная армия, общавшаяся по телеграфу, отправлявшая солдат по железной дороге и вооруженная современным огнестрельным оружием, в декабре быстро разгромила повстанцев. [ 8 ] Лидер повстанцев Ян Юэчунь был казнен в Тяньцзине.
Местное ханьское население также пострадало от рук объединенных сил цинской армии и мстительных монгольских соплеменников. [ 9 ] Генерал Е встал на сторону повстанцев, сообщив императорскому двору в Пекине, что монгольская знамённая армия убила невинных китайцев. Это утверждение принц Вангдуднамджил , джасах Харачинского правого знамени, оспорил в подробном отчёте. [ 4 ] [ 10 ]
Резня монголов
[ редактировать ]Повстанцы убили десятки тысяч монголов, сожгли множество тибетских буддийских храмов и опустошили монгольские общины. Императорский двор тщетно пытался ослабить этническую напряженность, выплачивая деньги помощи как монголам, так и ханьцам и запрещая дальнейшую месть. Пекин решил заставить китайские префектуры и уездные власти собирать налоги с ханьских арендаторов от имени монгольской знати. Было также решено передать монголо-ханьские конфликты под юрисдикцию китайских властей. Это еще больше ослабило мощь монгольских знамен. [ 4 ]
Этническая напряженность оставалась высокой на протяжении всей первой половины 20 века. Ситуация еще больше ухудшилась из-за ханьских военачальников в республиканскую эпоху. В 1930-х годах монгольские лидеры потребовали от Маньчжоу-Го остановить и повернуть вспять волну ханьской миграции. После падения Маньчжоу-Го в 1945 году монголы почувствовали некоторое облегчение, поскольку вакуум власти был заполнен войсками Монгольской Народной Республики и советскими войсками вместо китайских армий. [ 2 ]
Более ста тысяч монгольских беженцев бежали на север, в пасторальные районы к югу от гор Хинган . Это привело к быстрой аграризации лиг Джирим и Джуу Уда в начале 20 века. [ 4 ]
Резня, устроенная ханьцами, несомненно, усилила монгольский национализм и движения за независимость, автономию и самоопределение. Принц Гунгсаннорбу , сменивший принца Вангдуднамджила из Харачинского правого знамени, всего несколько лет спустя начал модернизировать монгольское образование и военную подготовку. [ 2 ] Хайсан , впоследствии сыгравший важную роль в движении за независимость Монголии , затем работал в Харачинском Правознамени и участвовал в беспорядках. [ 11 ] Последствия резни не ограничивались Внутренней Монголией. В июле 1911 года Богд Гэген Халха (Внешняя Монголия), ставший вскоре главой государства Монголии , упомянул об этом инциденте в своем письме российскому императору с просьбой поддержать независимость Монголии. [ 4 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Монголы рассматривают произошедшее как этнический конфликт между монголами и китайцами. [ 12 ] Учитывая влияние на монгольское общество, Борджигин Буренсайн считал, что этот инцидент ознаменовал начало современной истории Монголии, тогда как, согласно официальной китайской точке зрения, Опиумная война положила начало современной истории Китая. [ 13 ] Другой этнический монгольский историк и этнолог Ян Хайин рассматривал этот инцидент как прелюдию к гораздо более масштабному преследованию монголов со стороны китайцев во время Культурной революции . [ 14 ]
Современные западные источники интересовались только гонениями на христиан в этих областях. С этой точки зрения этот инцидент можно назвать преследованием Рехе ( 熱熱河 敎 案 ). Китайские повстанческие секты сожгли католические церкви и новообращенных китайцев в уезде Цзяньчан в пределах левого знамени Харачина и в префектуре Пинцюань в пределах правого знамени Харачина . Число жертв сильно варьируется от 170 [ 12 ] до 1200. [ 8 ] Борджигин Буренсайн утверждал, что христиане не были главной целью восстания. В прокламациях Цзинданьдао не упоминалась западная религия, но они были полны антимонгольских лозунгов. [ 4 ]
Интерес китаеведов заключается в характеристиках вовлеченных в это тайных обществ, особенно в их отношениях с предшествующими восстаниями Белого Лотоса и последующим восстанием боксеров . [ 8 ] Борджигин Буренсайн указал на китайскую предвзятость в используемых исторических источниках. Синологи исследовали только официальные архивы, содержащие отчеты китайской армии, а также западные отчеты о преследованиях христиан. Отчеты о монгольских знаменах, хранившихся в Лифаньюане, предположительно были утеряны во время Боксерского восстания. [ 15 ]
Официальные издания Китайской Народной Республики оценили эту резню как «крестьянское восстание» против «империализма» и «феодализма». [ 16 ] В качестве «антииностранного, антиимпериалистического восстания» они делают упор на нападения на христиан, в то время как монгольские князья, ламы и маньчжурские чиновники рассматриваются как феодальные правители, которых следует свергнуть. Коммунисты намеренно скрыли аспект этнического конфликта в оценке восстания. В качестве примера такого искажения Борджигин Буренсайн указал на авторитетную « Краткую историю монгольской национальности» ( 蒙古蒙古族 簡簡史 , 1986), в которой лозунги Цзинданьдао «Победить Цин и уничтожить монголов » ( 平 清清掃 胡 ) были изменены на «Победить Цин и уничтожить жителей Запада » ( 平 清清掃 洋 ) и «Убить монголов в отместку» ( 仇仇殺 蒙蒙古 ) до «Убить монгольскую знать в отместку» ( 仇仇殺 蒙蒙古 王王公 ). Монголы в КНР видят в такой оценке оправдание резни монголов. В 1990-е годы монголы из Фусинь-Монгольского автономного округа (бывшее Тюмедское левое знамя) протестовали против газет, прославлявших инцидент в Цзинданьдао. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адам, Эндрю Э. (15 ноября 2018 г.). Томас Кокрейн и Трон Дракона: Противостояние болезням, недоверию и убийственному восстанию в Имперском Китае . ISBN 9780281080373 .
- ^ Jump up to: а б с д и Пол Хайер, Движение Чин-тан-тао - китайское восстание в Монголии (1891 г.) , Алтайка, стр. Откр. 105--112,
- ^ Народная партия Внутренней Монголии
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Борджигин Буренсайн, Сложная структура этнического конфликта на границе: через дебаты вокруг «инцидента Цзинданьдао» в 1891 году , Внутренняя Азия, Том. 6, № 1, стр. 41–60, 2004.
- ^ "Чиновник префектуры и округа"
- ^ Шэнь Минши. Хроники округа Чаоян [M]. Внутренняя Монголия: Типографская фабрика округа Чаоян, 1930 год.
- ^ Шэнь Минши. Хроники округа Чаоян [M]. Внутренняя Монголия: Типография округа Чаоян, 1930 г. (цитируется по Тан Кайцзянь и Чжан Юй. «Монгольско-ханьский национальный конфликт во время восстания Цзинданьдао в Жэхэ в 1891 году». Журнал Северо-Западного университета национальностей: философия и социальные науки, издание 6 ( 2005): 17-22.) «Собравшись вместе, вооружившись мечами и лошадьми, врывались в дома ханьцев, требовали вина, мяса и денег, избивали женщин и мужчин, грабили скот и кончали». Цитируется в статье Юй Сяоцзюань «Иммиграция и влияние Цин в восточной части Внутренней Монголии в 19 веке». Журнал Университета Паньчжихуа: Комплексное издание 29.5 (2012): 71-74.) написал «Нападения и насилие над женщинами и мужчинами». В Интернете не существует оцифрованной версии оригинальной окружной хроники.
- ^ Jump up to: а б с д Ричард Шек, Восстание секты Заили, Дзиндан в Рехе (Джехол), 1891 г. , Современный Китай, Vol. 6, стр. 161–196, 1980. Интернет-издание.
- ^ Тан Кайцзянь и Чжан Юй «Конфликт между монгольскими и ханьскими этническими группами во время восстания Цзиньдан Дао в Джэхоле в 1891 году». Журнал Северо-Западного университета национальностей: философия и социальные науки, издание 6 (2005): 17-22.
- ^ Тан Кайцзянь и Чжан Юй «Конфликт между монгольскими и ханьскими этническими группами во время восстания Цзиньдан Дао в Джэхоле в 1891 году». Журнал Северо-Западного университета национальностей: философия и социальные науки, издание 6 (2005): 17-22.
- ^ Борджигин Буренсайн, Кингэндай Харачин Томедо ни окэру чики риеки сюдан но кейсэй Формирование региональных коммерческих групп в современных районах Харачин и Тумед, Ути нару таша: сюэн минзоку но дзико ниншики но нака но Тюгоку Имманентный незнакомец: «Китай» в идентификации этнического происхождения меньшинства, стр. 117–128, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Тан Кай-цзянь Тан Кай-цзянь и Чжан Юй Чжан Юй, Хань-монгольский национальный конфликт во время восстания Цзинданьдао в Рэхэ в 1891 году (Хань-монгольский национальный конфликт во время восстания Цзинданьдао в Рэхэ в 1891 году), Журнал Северо-Западного университета национальностей, философии и Издание социальных наук (Журнал Северо-Западного университета национальностей (философия и социальные науки)), № 6. 2005 г., стр. 17–22.
- ^ Борджигин Буренсайн Монголия, Харачин Томедо имин то кингендай Монгору шакай Для тех (монгольских иммигрантов из районов Карачин и Тумед в современном монгольском обществе) Кинггендай Учи Монгору Тобу - архитектор XIX века の変容 (Социальные и культурные изменения в Восточной Внутренней Монголии в Современный период), с. 318–345,
- ^ Ян Хайин, Переделка Чжунхуа Миньцзу и переписывание истории Монголии, Jinbun Ronshuū Humanities 61 (1/2), стр. 1–14, 2011. Интернет-издание
- ^ См. Борджигин Буренсайн, словарь «Имин шакай но кейсэй то чиики того», «Кинггендай ни окэру Монгору джин ноко сонраку шакай но кейсэй» Формирование монгольского фермерского деревенского общества с конца 19 по конец 20 веков), стр. 100-1. 157—233,
- ^ Яо Хай-шань Яо Хайшань, Краткий комментарий об антиимпериалистических наклонностях восстания Чаоян в Цзинданьдао, Журнал Ляонинского педагогического университета, Том 29, № 2, стр. 126–128, 2006.