Каочжэн
Каочжэн ( китайский : текстовое исследование ; букв. «поиск доказательств» [1] ), также называемая каоцзюэ сюэ ( 考據學 ; «доказательная наука»), была китайской школой мысли с упором на филологию , которая действовала во времена династии Цин (1644–1912) с ок. С 1600 по 1850 год. Это было наиболее заметно во время правления императоров Цяньлуна и императора Цзяцина ; из-за этого ее часто также называют школой Цянь-Цзя ( 乾嘉學派 ). [2] Их подход соответствует подходу современной текстовой критики , а также был связан с эмпиризмом в отношении научных тем.
История и споры
[ редактировать ]Некоторые из наиболее важных мыслителей первого поколения Цин были сторонниками Мин , по крайней мере, в своих сердцах, в том числе Гу Яньу , Хуан Цзунси и Фан Ичжи . Частично в ответ на предполагаемую слабость и излишество позднего Мин они обратились к Каочжэну, или доказательному обучению, которое делало упор на тщательном изучении текстов и критическом мышлении. [3]
Вместо того, чтобы рассматривать каочжэн как местное явление вокруг Цзяннани и Пекина , было предложено рассматривать его как общую тенденцию в развитии китайской науки в свете вклада Цуй Шу (1740–1816). [4]
К концу Цин и в начале 20-го века такие ученые-реформаторы, как Лян Цичао , Ху Ши и Гу Цзеган, увидели в каочжэне шаг к развитию эмпирического способа обучения и науки в Китае. И наоборот, Карсун Чанг и Сюй Фугуань раскритиковали каочжэн как интеллектуально бесплодный и политически опасный. [5]
В то время как ученый конца 20-го века Юй Ин-ши пытался продемонстрировать преемственность между каочжэн и неоконфуцианством , чтобы обеспечить нереволюционную основу китайской культуры, Бенджамин Эльман утверждал, что каочжэн представлял собой «эмпирическую революцию», порвавшую с позиция неоконфуцианского сочетания телеологических соображений с наукой. [4]
Влияние в Японии
[ редактировать ]Методы каожэн были импортированы в Эдо Японию эпохи как косё или косёгаку . Этот подход сочетал в себе текстуальную критику и эмпиризм в попытке найти древние, оригинальные значения текстов. Самым ранним использованием методов каожэн в Японии Эдо было написанное критическое издание Манъёсю, Кэйчу . Эти методы в конечном итоге были использованы Кокугаку, чтобы доказать, что современная наука зародилась в Японии; они также внесли свой вклад в Кокугаку критику буддизма . [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Квирин (1996) , с. 36, н. 9.
- ^ Яо (2015) , с. 488.
- ^ Мода (1999) , стр. 852–855.
- ^ Jump up to: а б Квирин (1996) , стр. 37–38.
- ^ Квирин (1996) , стр. 36–37.
- ^ Джозефсон (2012) , стр. 109–117.
Библиография
[ редактировать ]- Лян, Ци-чао (1959). Интеллектуальные тенденции в период Цин . Перевод Сюя, Иммануэля К. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. OCLC 445782 .
- Яо, Синьчжун (2015). Энциклопедия конфуцианства . ISBN 978-1-317-79349-6 – через Google Книги.
- Джозефсон, Джейсон (2012). «Наука богов». Изобретение религии в Японии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-41235-1 .
- Кребс, Эдвард С. (1998). «Тюремные очерки Лю». Шифу, Душа китайского анархизма . Роуман и Литтлфилд. стр. 48–50. ISBN 978-0-847-69014-5 – через Google Книги.
- Пионер китайской революции: Чжан Бинлинь и конфуцианство . Перевод Фогеля, издательство Джошуа А. Стэнфордского университета. 1990. стр. 58–60. ISBN 978-0-804-76664-7 – через Google Книги.
- Моут, Фредерик В. (1999), Императорский Китай, 900–1800 , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-44515-5
- Квирин, Майкл (1996). «Ученость, ценность, метод и герменевтика в Каочжэне : некоторые размышления о Цуй Шу (1740–1816) и конфуцианской классике». История и теория . 35 (4): 34. дои : 10.2307/2505443 . JSTOR 2505443 .
- Спенс, Джонатан Д. (1990). В поисках современного Китая . WW Нортон. стр. 103–105. ISBN 978-0-393-30780-1 .
- Тэм, Джина Энн (2020). Диалект и национализм в Китае, 1860–1960 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-77640-0 .