Гу Цзеган
Гу Цзеган | |||
---|---|---|---|
![]() Портрет Гу Цзегана в 1954 году. | |||
Рожденный | |||
Умер | 25 декабря 1980 г. Пекин , Китай | (87 лет) ||
Гражданство | китайский | ||
Альма-матер | Пекинский университет | ||
Известный | Игупай | ||
Научная карьера | |||
Поля | Фольклор , Китаеведение | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Гу Цзеган | ||
Упрощенный китайский | Гу Цзеган | ||
|

Гу Цзеган (8 мая 1893 – 25 декабря 1980) был китайским фольклористом, историком и китаеведом, который был наиболее известен своим семитомным трудом Гуши Бянь ( 《古史辨》 , или Дебаты по древней истории ). Он был соучредителем и ведущей силой « Школы сомневающейся античности» и оказал большое влияние на развитие китайской историографии в XX веке .
Биография
[ редактировать ]Гу Цзеган родился за два года до поражения Империи Цин в Первой китайско-японской войне . В первые годы его жизни в стране царили беспорядки. Во время учебы в старшей школе Гу ненадолго присоединился к революционной группе во время революции 1911 года . Однако вскоре он понял, что у него «нет личных способностей к политике и нет способностей продвигать великие социальные движения». Интерес к истории у него появился во время учебы в Пекинском университете , и он решил использовать новое историческое повествование, чтобы успокоить социальные и политические потрясения в своей стране. [1] Он эвакуировался в Чунцин во время Второй китайско-японской войны и начал изучать этнические меньшинства в Китае, в частности мусульман. [2]
Когда в 1966 году началась Культурная революция , Гу назвали реакционным научным авторитетом. Ему приходилось носить дурацкую кепку и подвергать его сессиям борьбы . Ему приходилось работать на историческом факультете каждый день, пока его не освободили в начале 1970-х годов.
Историография
[ редактировать ]Многие ученые считали Гу своего рода загадкой. Его работу характеризуют как научную и антитрадиционную, но в то же время он демонстрирует гордость за китайскую культуру и веру в то, что китайская идентичность выдержит модернизацию. Немецкий ученый Урсула Рихтер охарактеризовала это несоответствие, назвав Гу «традиционным и в то же время современным ученым, который был верен традиции еще и в том, что он «подчинялся, но сопротивлялся»». [3]
По словам Лоуренса Шнайдера, «самая постоянная тема» в трудах Гу - это «центральная роль интеллектуала в истории Китая и центральное место истории для китайского интеллектуала». [4] Он объяснил неспособность Китая модернизироваться оппортунистическими интеллектуалами, которые объединились с аристократией, а не стремились к истине. Чтобы вернуть Китаю величие, Гу вместе со своим наставником Ху Ши выступал за неполитическую роль китайских интеллектуалов вопреки возникающей тенденции в марксистской истории. [5]
Основываясь на предположении, что современная китайская нация должна переосмыслить свою историю, чтобы выжить, Гу с этой целью использовал текстовую критику , чтобы бросить вызов традиционной китайской историографии . Одним из примеров является миф о Трех Государях и Пяти Императорах , предполагаемом золотом веке в древности Китая, который почти не подвергался сомнению вплоть до начала двадцатого века. Гу поставил под сомнение историчность этого мифа не только для того, чтобы исправить ошибки в понимании, но и для того, чтобы разрушить всю философию истории, вращавшуюся вокруг этого предполагаемого золотого века. [6] Гу развенчал ложное прошлое, говорит Шнайдер, чтобы дать новое определение «идее «китайца» посредством процесса переупорядочения отношений прошлого и настоящего». Тем не менее, он считал, что истинное прошлое Китая дает «источники радикального вдохновения как для разрушения старых традиций, так и для создания и утверждения новых». [7]
Гу также стремился заложить основу для новой национальной истории с помощью своей теории китайского разнообразия, в отличие от преемственности и однородности, основных предположений националистического китаецентризма . Гу с особым удовольствием предположил, что под кожей короля-мудреца Юя из династии Ся текла варварская кровь , в существовании которой он в любом случае сомневался. [8] Гу, замечает Шнайдер, считал, что «если периодически терпящая крах китайская цивилизация возрождалась посредством вливания варварской крови или культуры, то как можно было сказать, что последующий продукт был китайским? Как можно сказать, что это была непрерывная, последовательная традиция?» Таким образом, Гу хотел в корне разрушить «идею о том, что с незапамятных времен существовала трансцендентная неизменная китайская сущность». Для Гу история Китая была не просто историей конфуцианства; содержание китайской идентичности «всегда находилось в состоянии изменения». [9]
Работает
[ редактировать ]- Ку, Цзе-кан (1931). Автобиография китайского историка: предисловие к симпозиуму по истории древнего Китая (Ку ши пянь) . Перевод Артура В. Хаммела с предисловием. Лейден: Брилл; перепечатано: Тайбэй: Чэн-вэнь, 1971.
Отношения с Лу Синем
[ редактировать ]В 1927 году Гу Цзеган пригрозил подать в суд на своего бывшего коллегу Лу Синя , потому что он совершенно справедливо полагал, что над ним высмеивали в рассказе Лу Синя «Укрощение наводнений» ( 理水 ). [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хон, Цзе-Ки (1996). «Этнический и культурный плюрализм: видение нового Китая Гу Цзеганом в его исследованиях древней истории». Современный Китай . 22 (3): 315–339. дои : 10.1177/009770049602200303 . ISSN 0097-7004 . JSTOR 189190 . S2CID 144617026 .
- ^ Джонатан Н. Липман (1 июля 2011 г.). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая . Вашингтонский университет Press. стр. 6–7. ISBN 978-0-295-80055-4 .
- ^ Она (1996), стр. 315-316.
- ^ Шнайдер, Лоуренс А. (1969). «От текстовой критики к социальной критике: историография Ку Цзе-кана». Журнал азиатских исследований . 28 (4). Ассоциация азиатских исследований: 771–788. дои : 10.2307/2942411 . JSTOR 2942411 . S2CID 162230387 .
- ^ Шнайдер (1969), стр. 771-772.
- ^ Шнайдер (1969), с. 772
- ^ Шнайдер (1971) , с. 2.
- ^ Шнайдер (1971) , стр. 223–232, 229.
- ^ Шнайдер (1971) , стр. 14–15.
- ^ Поллард, Дэвид Э. Правдивая история Лу Синя .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дженко, Ли К. (2019). «Может ли китайская нация быть единой? Гу Цзеган, китайские мусульмане и переработка культурализма» (PDF) . Современный Китай . 45 (6): 595–628. дои : 10.1177/0097700419828017 . S2CID 150539141 . Онлайн ( LSE (принятая версия) )
- Рихтер, Урсула (1982). «Некролог: Гу Цзеган (1893–1980)» . Журнал азиатских исследований . 41 (2): 441–442. дои : 10.1017/s0021911800073290 . JSTOR 2055029 .
- —— (1994) «Исторический скептицизм в эпоху новой культуры: Гу Цзеган и «дебаты о древней истории» » (PDF) . Информационный бюллетень исследований современной истории Китая Цзиндай Чжунго Шу Яньцзю Тонгсун 23 : 355–388.
- Шнайдер, Лоуренс А. (1971). Ку Цзе-кан и новая история Китая: национализм и поиск альтернативных традиций . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01804-4 .