Доргон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Доргон | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Принц Руй первого ранга | |||||||||||||
![]() Портрет Доргона-регента в императорских регалиях | |||||||||||||
Принц-регент Империи Цин | |||||||||||||
Царствование | 1643–1650 | ||||||||||||
Соправители | Джиргаланг (1643–1644) | ||||||||||||
Помощник регента | Джиргаланг (1644–1647) Додо (1647–1649) | ||||||||||||
Принц Руй первого ранга | |||||||||||||
Царствование | 1636–1650 | ||||||||||||
Предшественник | Никто | ||||||||||||
Преемник | Чунин | ||||||||||||
Рожденный | Йенден (ныне Синьбинь-Маньчжурский автономный округ , Фушунь , Ляонин, Китай) | 17 ноября 1612 г. ||||||||||||
Умер | 31 декабря 1650 г. Харахотун (современный Чэндэ , Хэбэй, Китай) | (38 лет) ||||||||||||
Супруги | Леди Борджигит Борджигит Батема Леди Тунгия Леди Борджигит Леди Борджигит Леди Борджигит Принцесса Уйсун | ||||||||||||
Проблема | Донго | ||||||||||||
| |||||||||||||
Дом | Айсин-Джоро | ||||||||||||
Отец | Нурхачи | ||||||||||||
Мать | Императрица Сяолеву |
Доргон | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Доргон | ||
Упрощенный китайский | Доргон | ||
| |||
маньчжурского письма Название | |||
маньчжурский сценарий | ᡩᠣᡵᡤᠣᠨ | ||
Название транскрипции | |||
Транскрипция | Доргон |
Доргон ( маньчжурский : ᡩᠣᡵᡤᠣᠨ , Мёллендорф : доргон , букв. ' барсук ' ; [1] 17 ноября 1612 — 31 декабря 1650) — маньчжурский принц и регент ранней династии Цин . Доргон родился в доме Айсин-Горо и был 14-м сыном Нурхачи (основателя династии Поздняя Цзинь , предшественницы Цин). Свою карьеру Доргон начал в военных кампаниях против монголов, корейцев и династии Мин. во время правления Хун Тайцзи (его восьмого брата), который стал преемником их отца.
После смерти Хун Тайцзи в 1643 году он был вовлечен в борьбу за власть против старшего сына Хун Тайцзи, Хуге , за престолонаследие. Оба они в конце концов пришли к компромиссу, отступив и позволив девятому сыну Хун Тайцзи, Фулиню, стать императором; Фулин был возведен на трон как император Шуньчжи . Доргон служил принцем-регентом с 1643 по 1650 год, на протяжении всего периода правления императора Шунжи. В 1645 году ему был присвоен почетный титул «Дядя императора и принц-регент» (皇叔父攝政王); титул был изменен на «Отец императора и принц-регент» (皇父攝政王) в 1649 году.
Под регентством Доргона силы Цин оккупировали Пекин, столицу павшей династии Мин, и постепенно завоевали остальную часть Мин в серии сражений против сторонников Мин и других противостоящих сил вокруг Китая. Доргон также ввел политику принуждения всех ханьских китайцев брить переднюю часть головы и носить волосы очередями , как маньчжуры. Он умер в 1650 году во время охоты и был посмертно удостоен звания императора, хотя при жизни никогда не был императором. Однако через год после смерти Доргона император Шунжи обвинил Доргона в нескольких преступлениях, лишил его титулов и приказал эксгумировать его останки и публично высечь. Доргон был посмертно реабилитирован и восстановлен в своих почетных титулах императором Цяньлуном в 1778 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Доргон родился в маньчжурском клане Айсин-Гиоро и был 14-м сыном Нурхачи , хана династии Поздняя Цзинь (предшественницы династии Цин ). Его матерью была главная супруга Нурхачи, леди Абахай . Аджиге и Додо были его родными братьями, а Хун Тайцзи — одним из его сводных братьев. Доргон был одним из самых влиятельных сыновей Нурхачи, и его роль сыграла важную роль в оккупации Цин Пекина, столицы павшей династии Мин , в 1644 году. Во время правления Хун Тайцзи Доргон участвовал во многих военных кампаниях, включая завоевания Монголия и Корея. Он воевал против чахарских монголов в 1628 и 1635 годах. [2]
Прийти к власти
[ редактировать ]После смерти Хун Тайцзи в 1643 году Доргон оказался вовлеченным в борьбу за власть со старшим сыном Хун Тайцзи, Хуге , за престолонаследие. Конфликт был разрешен компромиссом — оба отступили, и девятый сын Хун Тайцзи, Фулин, взошел на трон как император Шуньчжи . Поскольку императору Шунжи в то время было всего шесть лет, Доргон и его двоюродный брат Джиргаланг соправителями были назначены . В 1645 году Доргону был присвоен титул «дядя императора и принц-регент» (皇叔父攝政王). Позже, в 1649 году, титул был изменен на «Отец императора и принц-регент» (皇父攝政王). Ходили слухи, что Доргон имел романтический роман с матерью императора Шуньчжи, вдовствующей императрицей Сяочжуан , и даже тайно женился на ней, но есть и опровержения. То ли они тайно поженились, [примечание 1] имели тайный роман или держались на расстоянии, остается спорным вопросом в истории Китая. [3]
Регентство Доргона (1643–1650)
[ редактировать ]Квази-император
[ редактировать ]17 февраля 1644 года Джиргаланг, который был способным военачальником, но не проявлял интереса к управлению государственными делами, охотно передал контроль над всеми официальными вопросами Доргону. [4] После того, как 6 мая того же года был раскрыт предполагаемый заговор Хуге с целью подорвать регентство, Хуге был лишен княжеского титула, а его сообщники были казнены. [5] Вскоре Доргон заменил сторонников Хуге (в основном из «Желтых знамен») своими, получив таким образом более тесный контроль еще над двумя знаменами. [6] К началу июня 1644 года он твердо контролировал правительство Цин и его вооруженные силы. [7]
В начале 1644 года, когда Доргон и его советники обдумывали, как напасть на Империю Мин , крестьянские восстания опасно приближались к Пекину. 24 апреля того же года силы повстанцев во главе с Ли Цзычэном прорвали стены столицы Мин. Последний император династии Мин, император Чунчжэнь , повесился на холме за Запретным городом . [8] Услышав эту новость, ханьские китайские советники Доргона Хун Чэнчжоу и Фань Вэньчэн (范文程; 1597–1666) призвали принца воспользоваться этой возможностью, чтобы представить себя мстителями за павшую Империю Мин и потребовать Небесный Мандат для Империи Цин. [9] Последним препятствием между Доргоном и Пекином был У Сангуй , бывший генерал династии Мин, охранявший Шанхайский перевал на восточном конце Великой стены . [10]

У Сангуй оказался между маньчжурами и силами Ли Цзычэна. Он попросил Доргона помочь в изгнании повстанцев и восстановлении Империи Мин. [11] Когда Доргон вместо этого попросил У Санги работать на Империю Цин, у Ву не было другого выбора, кроме как согласиться. [12] С помощью элитных солдат У Санги, которые сражались с повстанческой армией в течение нескольких часов, прежде чем Доргон наконец решил вмешаться со своей кавалерией, армия Цин одержала решающую победу над Ли Цзычэном в битве у Шанхайского перевала 27 мая. [13] Ли Цзычэн и его побежденные войска грабили Пекин в течение нескольких дней, пока 4 июня не покинули столицу со всем богатством, которое могли унести. [14]
Поселение в столице
[ редактировать ]
После шести недель жестокого обращения со стороны повстанческих войск жители Пекина 5 июня отправили группу старейшин и чиновников приветствовать своих освободителей. [15] Они были поражены, когда вместо встречи с У Сангуем и прямым наследником династии Мин они увидели Доргона, маньчжурского коня с бритой передней половиной головы, представившегося принцем -регентом . [16] В разгар этих потрясений Доргон стал принцем-регентом во дворце Уин (武英殿), единственном здании, которое осталось более или менее нетронутым после того, как Ли Цзычэн поджег Запретный город 3 июня. [17] Знаменным войскам было приказано не грабить; их дисциплина сделала переход к правлению Цин «на удивление гладким». [18] Тем не менее, в то же время, заявляя, что он пришел отомстить за Империю Мин, Доргон приказал казнить всех претендентов на трон Мин (включая потомков последнего императора Мин) вместе с их сторонниками. [19]
7 июня, всего через два дня после входа в город, Доргон издал специальные воззвания чиновникам столицы, заверив их, что, если местное население сдастся, чиновникам будет разрешено остаться на своих постах. Кроме того, всем мужчинам приходилось брить переднюю половину головы, а остальные волосы носить косами . [20] Ему пришлось отменить этот приказ через три недели после того, как вокруг Пекина вспыхнуло несколько крестьянских восстаний, поставив под угрозу контроль Цин над столичным регионом. [21]
Доргон приветствовал императора Шуньчжи у ворот Пекина 19 октября 1644 года. [22] 30 октября шестилетний монарх совершил жертвоприношения Небу и Земле на Небесном Алтаре . [23] Южная кадетская ветвь потомков Конфуция , носившая титул уцзин боши , и северная ветвь, потомок Конфуция в 65-м поколении, носивший титул герцога Яньшэна, подтвердили свои титулы императором Шуньчжи 31 октября. [24] Официальный ритуал интронизации императора Шуньчжи состоялся 8 ноября, во время которого молодой император сравнил достижения Доргона с достижениями герцога Чжоу , почитаемого регента династии Чжоу . [2] [25] Во время церемонии официальный титул Доргона был повышен с «Принца-регента» до «Дяди и принца-регента» (叔父攝政王), в котором маньчжурский термин «дядя» ( ecike ) представлял ранг выше, чем у императорского принца. [26] Три дня спустя соправитель Доргона, Джиргаланг , был понижен в должности с «принца-регента» до «помощника дяди принца-регента» (輔政叔王). [27] В июне 1645 года Доргон в конце концов постановил, что во всех официальных документах он должен называться «Императорский дядя принц-регент» (皇叔父攝政王), что оставило его в одном шаге от того, чтобы претендовать на трон для себя. [27]
Доргон отдал маньчжурскую женщину в жены ханьскому китайскому чиновнику Фэн Цюаню. [28] который перешел из Мин в Цин. Маньчжурская прическа в виде косы была охотно принята Фэн Цюанем до того, как она была навязана ханьскому населению, и Фэн выучил маньчжурский язык . [29]
В целях содействия этнической гармонии указ императора Шуньчжи от 1648 года разрешал ханьским гражданским китайским мужчинам жениться на маньчжурских женщинах из Знамен с разрешения Налогового управления, если они были зарегистрированными дочерьми чиновников или простолюдинов, или с разрешения капитана их знаменной роты, если они были незарегистрированными простолюдинами, и только позже, во времена династии Цин, политика, разрешающая смешанные браки, была отменена. [30] [31] Указ был сформулирован Доргоном. [32]

Одним из первых приказов Доргона в новой столице Цин было освободить всю северную часть Пекина и передать ее знаменосцам , в том числе ханьским китайцам-знаменосцам. [32] Желтые знамена заняли почетное место к северу от дворца, за ними следовали белые знамена на востоке, красные знамена на западе и синие знамена на юге. [33] Такое распределение соответствовало порядку, установленному на маньчжурской родине до завоевания и согласно которому «каждому из знамен было присвоено фиксированное географическое положение согласно сторонам света». [34] Несмотря на налоговые льготы и крупномасштабные строительные программы, призванные облегчить переход, в 1648 году многие китайские граждане все еще жили среди вновь прибывшего населения Баннера, и между двумя группами все еще существовала враждебность. [35] Сельскохозяйственные земли за пределами столицы также были разграничены ( цюань 圈) и переданы цинским войскам. [36] Бывшие землевладельцы теперь стали арендаторами, которые должны были платить арендную плату отсутствующим землевладельцам Баннерменам. [36] Этот переход в землепользовании вызвал «несколько десятилетий разрушений и трудностей». [36]
В 1646 году Доргон также приказал экзамены на имперскую государственную службу восстановить для отбора государственных чиновников. С тех пор экзамены проводились каждые три года, как и во времена Империи Мин. На самом первом имперском экзамене, проведенном при правлении Цин в 1646 году, кандидатам, большинство из которых были северными китайцами, задали вопрос, как маньчжуры и ханьские китайцы могут работать вместе для достижения общей цели. [37] На экзамене 1649 года задавался вопрос, «как маньчжуры и ханьские китайцы могут быть объединены, чтобы их сердца были одинаковыми и они работали вместе, не разделяясь». [38] Во время правления императора Шуньчжи среднее количество выпускников столичных экзаменов за сессию было самым высоким в династии Цин («чтобы заручиться большей поддержкой Китая») и продолжалось до 1660 года, когда были установлены более низкие квоты. [39]
Завоевание Мин
[ редактировать ]
Во время правления Доргона, которого историки называют «вдохновителем цинского завоевания» и «главным архитектором великого маньчжурского предприятия», Цин подчинил себе почти весь Китай и вытеснил лоялистское сопротивление « Южного Мина » в далекие юго-западные пределы. Китая. Подавив антицинские восстания в Хэбэе и Шаньдуне летом и осенью 1644 года, Доргон послал армии, чтобы искоренить Ли Цзычэна из важного города Сиань ( провинция Шэньси ), где Ли восстановил свою штаб-квартиру после бегства из Пекина в начале 1644 года. Июнь 1644 г. [41] Под давлением цинских армий Ли был вынужден покинуть Сиань в феврале 1645 года. Он был убит — либо собственной рукой, либо крестьянской группой, которая организовалась для самообороны во время безудержного бандитизма — в сентябре 1645 года. после бегства через несколько провинций. [42]
Из только что захваченного Сианя в начале апреля 1645 года войска Цин развернули кампанию против богатого торгового и сельскохозяйственного региона Цзяннань к югу от нижнего течения реки Янцзы , где в июне 1644 года принц Фу установил режим, лояльный Мин. . [примечание 2] Фракционные раздоры и многочисленные дезертирства помешали Южному Мину оказать эффективное сопротивление. [43] Несколько армий Цин двинулись на юг, взяв ключевой город Сюйчжоу к северу от реки Хуай в начале мая 1645 года и вскоре сошлись в Янчжоу , главном городе на северной линии обороны Южного Мина. [44] Храбро защищаемый Ши Кефой , который отказался сдаться, Янчжоу пал от цинской артиллерии 20 мая после недельной осады. [45] Брат Доргона, Додо , затем приказал уничтожить всё население Янчжоу . [46] Как и предполагалось, эта резня заставила другие города Цзяннань сдаться Империи Цин. [47] Действительно, Нанкин сдался без боя 16 июня после того, как его последние защитники заставили Додо пообещать, что он не причинит вред населению. [48] Силы Цин вскоре захватили императора Мин (который умер в Пекине в следующем году) и захватили главные города Цзяннани, включая Сучжоу и Ханчжоу ; к началу июля 1645 года граница между Империей Цин и режимом Южного Мин была отодвинута на юг до реки Цяньтан . [49]

21 июля 1645 года, после того как Цзяннань был поверхностно умиротворен, Доргон издал крайне неподходящий указ, предписывающий всем ханьским китайцам брить переднюю половину головы и носить остальную часть волос косами, идентичными маньчжурским. [50] Наказанием за несоблюдение была смерть. [51] Эта политика символического подчинения помогла маньчжурам отличить друга от врага. [52] Однако для ханьских чиновников и литераторов новая прическа была постыдной и унизительной (поскольку она нарушала общепринятую конфуцианскую директиву о сохранении своего тела в неприкосновенности), тогда как для простых людей стрижка волос была равнозначна потере мужественности . [53] [примечание 3] Поскольку это объединило китайцев всех социальных слоев в сопротивлении правлению Цин, команда стрижки волос сильно препятствовала завоеванию Цин. [54] Непокорное население Цзядина и Сунцзяна было уничтожено бывшим генералом династии Мин Ли Чэндуном (李成東; ум. 1649) соответственно 24 августа и 22 сентября. [55] Цзянъинь также сопротивлялся примерно 10 000 цинских солдат в течение 83 дней. Когда 9 октября 1645 года городские стены были наконец прорваны, армия Цин во главе с предыдущим перебежчиком из династии Мин Лю Лянцзо (劉良佐; ум. 1667) уничтожила все население, убив от 74 000 до 100 000 человек. [56] Эти массовые убийства положили конец вооруженному сопротивлению Империи Цин в Нижней Янцзы. [57] Несколько преданных лоялистов стали отшельниками, надеясь, что из-за отсутствия военного успеха их уход из мира будет, по крайней мере, символизировать их продолжающееся неповиновение правлению Цин. [57]
После падения Нанкина еще два члена императорского дома Мин создали новые режимы Южного Мин: один сосредоточился в прибрежной провинции Фуцзянь вокруг «императора Луну» Чжу Юйцзяня, принца Тан в девятом поколении , — потомка императора Хунву , Основатель династии Мин – и один в Чжэцзяне вокруг «регента» Чжу Ихая , принца Лу. [58] Но две группы лоялистов не смогли сотрудничать, что сделало их шансы на успех еще ниже, чем они были раньше. [59] В июле 1646 года новая южная кампания под руководством Боло привела в замешательство двор принца Лу в Чжэцзяне и приступила к атаке на режим Луну в Фуцзянь. [60] Чжу Юйцзянь был пойман и казнен без суда и следствия в Тинчжоу (западная Фуцзянь) 6 октября. [61] Его приемный сын Чжэн Чэнгун на остров Тайвань . бежал со своим флотом [61] Наконец, в ноябре оставшиеся центры сопротивления Мин в провинции Цзянси перешли к Цин. [62]

В конце 1646 года в южной провинции Гуанчжоу еще два монарха Южного Мина , правившие под эпохальными именами Шаоу появились и Юнли . [62] За исключением официальных мантий, двору Шаоу пришлось покупать их у местных театральных трупп. [62] Два режима Мин воевали друг с другом до 20 января 1647 года, когда небольшой отряд Цин во главе с Ли Чэндуном захватил Гуанчжоу, убил императора Шаоу и отправил двор Юнли бежать в Наньнин в Гуанси. [63] Однако в мае 1648 года Ли поднял мятеж против Империи Цин, и одновременное восстание другого бывшего генерала Мин в Цзянси помогло императору Юнли вернуть себе большую часть южного Китая. [64] Возрождение лоялистов Ли провалилось. Новым армиям Цин удалось отвоевать центральные провинции Хугуан (современные Хубэй и Хунань ), Цзянси и Гуандун в 1649 и 1650 годах. [65] Императору Юнли снова пришлось бежать. [65] Наконец, 24 ноября 1650 года силы Цин во главе с Шан Кэси захватили Гуанчжоу и уничтожили население города, убив до 70 000 человек. [66] Хотя голландский путешественник Йохан Ньюхоф, ставший свидетелем произошедшего события, утверждал, что было убито всего 8000 человек. [67] [68]
Тем временем в октябре 1646 года цинские армии под предводительством Хуге достигли Сычуани, где их миссией было уничтожить режим главаря бандитов Чжан Сяньчжуна . [69] Чжан был убит в битве с войсками Цин возле Сичуна в центре Сычуани 1 февраля 1647 года. [70] Также в конце 1646 года, но дальше на север, силы, собранные мусульманским лидером, известным в китайских источниках как Милайин (米喇印), восстали против правления Цин в Ганьчжоу ( Ганьсу ). Вскоре к нему присоединился еще один мусульманин по имени Дин Годун (丁國棟). [71] Заявив, что они хотят восстановить Мин, они оккупировали ряд городов Ганьсу, включая столицу провинции Ланьчжоу . [71] Готовность этих повстанцев сотрудничать с китайцами-немусульманами предполагает, что ими двигала не только религия. [71] И Милайин, и Дин Годун были схвачены и убиты Мэн Цяофаном (孟喬芳; 1595–1654) в 1648 году, а к 1650 году мусульманские повстанцы были подавлены в ходе кампаний, которые привели к тяжелым потерям. [72] ·
Смерть
[ редактировать ]Доргон умер 31 декабря 1650 года во время охоты в Харахотуне. [ нужна ссылка ] (современный Чэндэ , Хэбэй), получив травмы, несмотря на присутствие императорских врачей. Ему посмертно был присвоен титул «Император И» (義皇帝) и храмовое имя «Чэнцзун» (成宗), хотя он никогда не был императором при жизни, что является уникальным явлением во всей истории феодального Китая, когда только прямые предки и умершим наследникам императора более высокой степени (например, собственным старшим братьям, старшим братьям отца или двоюродным братьям, рожденным от таких дядей) посмертно был присвоен титул императора. Император Шунжи даже трижды поклонился перед гробом Доргона во время похорон.
Однако подозрение, что Доргон на самом деле был убит своими политическими врагами, находясь вдали от тяжелой защиты, предоставленной ему внутри Запретного города, никогда не исчезало. Доргон имел 25-летний опыт верховой езды и сумел пережить на лошадях многочисленные сражения с корейцами, монголами, ханьскими китайскими повстанцами, а также регулярными ханьскими китайскими армиями. Официальная история Цин утверждает, что он повредил ногу во время езды на лошади и что травмы были настолько серьезными, что он не смог пережить обратный путь в Запретный город, несмотря на присутствие императорских врачей, в лучшем случае сомнительно. В сухую зиму северного Китая земля не была влажной. В противном случае лошади легко могли бы споткнуться. Еще одним поводом для подозрений является то, что труп Доргона был эксгумирован, избит и сожжен во время чистки, приказанной императором Шунжи, - вероятный метод, замаскированный под высшее наказание за его предполагаемый заговор с целью захвата трона, чтобы удалить все доказательства того, что Доргон был убит.
Его смерть также произошла, когда императору Шуньчжи было около 13 лет, что является подходящим возрастом для снятия с него регентства. То есть, если бы Доргон умер раньше, Шунжи все равно потребовался бы регент, который бы руководил империей от его имени.
Стили Доргон, принц Руи | |
---|---|
![]() | |
Справочный стиль | Его Императорское Высочество |
Разговорный стиль | Ваше Императорское Высочество |
Альтернативный стиль | Принц Руи / Принц-регент |
Посмертное понижение в должности и восстановление
[ редактировать ]В 1651 году политические враги Доргона во главе с его бывшим соправителем Джиргалангом представили императору Шунжи длинный мемориал, в котором перечислялся ряд преступлений, совершенных Доргоном, в том числе: владение желтыми одеждами, которые предназначались исключительно для использования только императором. ; заговор с целью отобрать трон у императора Шуньчжи, называя себя «отцом императора»; убить Хуге и забрать жену Хуге себе. Трудно доказать устные обвинения, выдвинутые в то время, когда император Цяньлун приказал очистить все записи в 1778 году, когда он также приказал реабилитировать Доргона. Последнее обвинение, которое Доргон выдвинул жене Хуге, было по большей части надуманным, поскольку маньчжурская традиция, датируемая XII веком, позволяла родственнику-мужчине жениться на жене умершего почти как благотворительный акт, чтобы спасти ее и ее детей от голодной смерти в минус 20, беспощадные зимы северо-восточной оконечности Китая, ныне известной как Маньчжурия.
Джиргаланг был союзником Хуге в ожесточенной борьбе 1643 года против Доргона, который объединился со своими биологическими братьями за престолонаследие. Джиргаланг был изгнан Доргоном из совместного регентства в 1646 году. На этот раз Джиргалангу удалось убедить императора Шунжи, что даже потомки Доргона могут стать угрозой трону. В результате Шунжи посмертно лишил Доргона титулов и даже приказал эксгумировать труп Доргона и публично выпороть. В императорском указе от февраля 1651 года, пытаясь оправдать окончательное наказание умершего человека, а также ключевого члена императорского клана, Шунжи приказал, чтобы не только имя Доргона было удалено из свитков императорского родового храма. Его биологическая мать, императрица Сяолеву, подверглась такому же обращению. Это был политический акт, направленный на лишение легитимности престолонаследия любого будущего наследника, происходящего от императрицы Сяолеву.
Также было приказано казнить всех наследников Доргона, но намеренно не зафиксировано в официальной истории Цин. У Доргона было два биологических брата: Аджиге, восьмой сын Нурхачи, и Додо, 15-й. Поскольку Додо умер от оспы за несколько месяцев до смерти Доргона в декабре 1650 года, а Аджиге после того, как он был арестован войсками Джиргаланга и помещен в тюрьму, чистка 1651 года должна была навсегда устранить вероятность того, что будущий принц произойдет из Императрица Сяолеву повторит два конкурса Доргона за престолонаследие, произошедшие в 1626 году, после смерти Нурхаци, и в 1643 году, после смерти Хунтайцзи.
Однако Доргон был посмертно реабилитирован во время правления императора Цяньлуна . В 1778 году император Цяньлун даровал Доргону посмертное имя Чжун (忠; «верный»), поэтому полный посмертный титул Доргона стал «Принц Жуйчжун первого ранга» (和碩睿忠親王). Слово «верный» было выбрано намеренно. Это убедительно свидетельствовало о том, что все обвинения, выдвинутые Джиргалангом в 1651 году, были сфабрикованы. Император Цяньлун, намеренно или случайно, противоречил записям императорского родового храма, оставленного Шуньчжи, когда он приказал включить в официальную историю Цин слова «Наследники Доргона были истреблены» (后嗣废绝), чтобы указать, почему Дорбо, потомок Додо в пятом поколении, был назначен унаследовать железный княжеский титул Доргон. Выражение «Наследники Доргона были истреблены» (后嗣废绝) не несет того же значения, что и «У Доргона никогда не было сына». Тем не менее, по прошествии 128 лет император Цяньлун больше не мог найти наследников Доргона. Император Цяньлун также приказал, чтобы реабилитация Доргона сопровождалась уничтожением всех записей, связанных с устранением наследников Доргона. Это была бесславная глава не только истории Цин, но и истории императорского рода Айсин-Гиоро.
Мифы о прямых потомках Доргона
[ редактировать ]Во время чистки Доргона в марте 1651 года Шунжи также приказал записать записи храма предков, чтобы указать, что ни одна женщина никогда не зачала сына для Доргона (не то чтобы все его сыновья умерли из-за детской смертности или по каким-либо другим причинам), чтобы скрыть этот политический заговор против Доргона и двух его биологических братьев, которые с 1644 года завоевали более половины Китая для молодой империи Цин. В истребление наследников Доргона не входила его дочь, чей год рождения 1650, в том же году, когда Доргон умер, его разрешили оставить в записях. Доргон женился как минимум на 10 женах и наложницах за 25 и более лет. Записи в императорском родовом храме свидетельствуют о том, что ни одна из его 10 жен и наложниц не смогла зачать для Доргона сына в течение 25 лет, тогда как в конце этого 25-летнего периода, в том же году, родилась только дочь. когда он умер. Эти записи не предполагают, что Доргон был бесплоден.
В разгар чистки 1651 года сыну Доргона удалось спастись от казни. Он бежал из Пекина при активной помощи ключевого члена «Белого Знамени» под командованием Доргона, когда тот был жив. Этот наследник Доргона пробежал весь путь до современного Чжуншаня, провинция Гуандун, южной оконечности Китая, выходящей на Южно-Китайское море, где больше не было возможности максимально увеличить расстояние между его укрытием и Запретным городом. Он изменил свою фамилию с Айсин-Гиоро на Юань袁 (или Юэнь на кантонском диалекте). Как китайский иероглиф Юань袁 (Юэнь) по существу напоминает слово «Гон袞», как в «Доргон多尔袞» в письменной форме. После успешного избежания казни камуфляж, позволяющий вновь стать ханьским китайцем, считался идеальным, поскольку Юань 袁 (Юэнь) также был фамилией Юань Чунхуань 袁崇煥, ханьского китайского генерала, который смертельно ранил Нурхачи в битве при Нинъюань в 1626 году. что делает маловероятным, что преследующие силы из Запретного города заподозрят, что он и/или его потомки были членами клана Доргон. Он назвал большой участок земли, на котором он наконец поселился, Хайчжоу (海洲), сочетание Хайси (海西), племенного родного места императрицы Сяолеву, его бабушки; и Цзяньчжоу建洲, родина племени Нурхаци, его деда. Деревня, где с 1651 года выросли его потомки, была названа «Откровение Дракона顯龍», что указывает на его надежду, что однажды кто-то из его рода сможет вернуть себе трон, чего так и не произошло в оставшиеся годы правления династии Цин. .
Наследие Доргона
[ редактировать ]После того, как Доргон 6 июня 1644 года повел верные ему маньчжурские и ханьские китайские войска в Пекин, он немедленно приказал восстановить порядок, а также наказать за вымогательство и коррупционную деятельность, проводимую любым членом императорского клана и другими должностными лицами. Позже он заявил, что все чиновники Мин будут повторно трудоустроены и восстановлена система государственной службы для поиска талантов по всей стране.
Доргона обычно считают хорошим и преданным политиком, но его также обвиняют в «шести плохих политиках (六大弊政)». [73] Это была политика, направленная на укрепление господства цинских завоевателей, но которая вызвала значительные волнения и кровопролитие в Китае и включала:
- Принудительное бритье головы (剃发) и принятие маньчжурской одежды (易服): китайских мужчин заставляли брить переднюю половину головы и завязывать волосы косами по маньчжурской моде под страхом смерти. Массовые убийства произошли в городах южного Китая, жители которых сопротивлялись введению закона.
- Огораживание земли (圈地) и реквизиция домов (占房): чтобы обеспечить экономическую базу для баннерменов, им было разрешено огораживать «пустоши без владельцев» для их использования; Однако этим законом злоупотребляли, чтобы захватить с помощью военной силы сельскохозяйственные угодья и поместья, которые уже были заселены.
- Законы о принудительном рабстве (投充) и запрете бегства (逃人): после огораживания обширных сельскохозяйственных поместий рабочая сила была предоставлена за счет разрешения баннерменам захватывать простолюдинов и порабощать их. Это, в свою очередь, потребовало принятия указов о решении проблемы беглецов, включая суммарные казни людей, укрывавших сбежавших рабов, и повешение за повторных побегов.
Внешний вид
[ редактировать ]По рассказам японских путешественников, Доргон был мужчиной 34-35 лет со слегка смуглой кожей и острыми глазами. Он был красивым, высоким и стройным, с блестящей красивой бородой .
Семья
[ редактировать ]Основной супруг
- Супруга из Хорчин Борджигит. клана
- Первая главная супруга клана Хорчин Борджигит (塡福 клан Цзинь Борджигит; ум. в январе 1650 г.), личное имя Батема (батма), посмертно удостоенная звания Императрицы Цзинсяойи (京小义 Королева).
- Вторая главная супруга Тунгия . клана
- Третья главная супруга Жаэрманг Борджигит. клана
- Четвертая главная супруга Хорчин Борджигит. клана
- Пятая главная супруга Хорчин Борджигит. клана
- Принцесса Уйсун из клана И из Чонджу (婷巑 принцесса клана Цюаньчжоу Ли; 1635–1662), личное имя Эсук (爱淑)
Вторичный супруг
- Вторичная супруга из клана И из Чонджу.
- Первая дочь (р. 1638), личное имя Донго (東莪).
Родословная
[ редактировать ]Джоканга (1526–1583) | |||||||||||||||
Такси (1543–1583) | |||||||||||||||
Императрица Йи | |||||||||||||||
Нурхачи (1559–1626) | |||||||||||||||
Агу | |||||||||||||||
Императрица Сюань (ум. 1569) | |||||||||||||||
Доргон (1612–1650) | |||||||||||||||
Буган | |||||||||||||||
Мантай (ум. 1596) | |||||||||||||||
Императрица Сяолеву (1590–1626) | |||||||||||||||
В популярной культуре
[ редактировать ]- Сыграл Ю Чон Гын в KBS1 сериале 1981 года «Дэмён» .
- Сыграл Пак Ки Уна в фильме 2011 года «Война стрел» .
- Хотя он не появляется в tvN сериале 2024 года «Пленение короля» , на протяжении всего сериала он широко упоминается как принц Жуй .
- Сыграл Цюй Чусяо в китайском сериале 2017 года « Правля миром».
- Сыграл Гэн Ле в китайском сериале «Легенда о Сяо Чжуане» .
См. также
[ редактировать ]- Принц Руи (Руи)
- Королевские и дворянские звания династии Цин # Члены мужского пола.
- Звания императорских супругов в Китае # Цин
- Цинское завоевание Мин
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По маньчжурскому обычаю овдовевшая женщина может выйти замуж за своего зятя. Однако по ханьским китайским обычаям такой брак был табу.
- ^ Брат Доргона Додо получил командование возглавить эту «южную экспедицию» ( нань чжэн 南征) 1 апреля ( Wakeman 1985 , стр. 521). В тот же день он выехал из Сианя ( Струве 1988. С. 657). Принц был коронован как император Хунгуан 19 июня 1644 года ( Wakeman 1985 , стр. 346; Струве 1988 , стр. 644).
- ^ В « Классике сыновней почтительности » Конфуций цитируется как «тело и волосы человека, являющиеся подарком родителей, не должны быть повреждены: это начало сыновней почтительности» (身體髮膚,受之父母,不敢).毀傷, 孝之始也). До династии Цин взрослые китайцы-ханьцы обычно не стриглись, а собирали их в пучок.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эллиотт 2001 , с. 242 .
- ^ Jump up to: а б Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 860. ИСБН 978-0-520-04804-1 .
- ↑ Тайная история династии Цин: вышла ли вдовствующая императрица Сяочжуан замуж за Доргона или нет (изображение). Архивировано 1 марта 2014 года в Wayback Machine.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 299.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 300, примечание 231.
- ^ Деннерлайн 2002 , с. 79.
- ^ Рот Ли 2002 , с. 71.
- ^ Моте 1999 , с. 809.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 304; Деннерлайн 2002 , с. 81.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 290.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 304.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 308.
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 311–312.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 313; Моте 1999 , с. 817.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 313.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 314 (все ожидали У Санги и наследника) и 315 (реакция на встречу с Доргоном).
- ^ Уэйкман 1985 , с. 315.
- ^ Накин 2000 , с. 289.
- ^ Моте 1999 , с. 818.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 416; Моте 1999 , с. 828.
- ^ Wakeman 1985 , стр. 420–422 (в котором объясняются эти вопросы и утверждается, что приказ был отменен указом от 25 июня). Гун宫 2010 , с. 84 указывает дату 28 июня.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 857.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 858.
- ^ Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 858. ИСБН 978-0-520-04804-1 .
- ^ Wakeman 1985 , стр. 858, 860 («По словам спичрайтера императора, которым, вероятно, был Фань Вэньчэн, Доргон даже «превзошел» ( го ) почитаемого герцога Чжоу, потому что «Дядя принц также вел Великую армию через Шанхайский перевал, чтобы разгромил двести тысяч солдат-бандитов, а затем приступил к взятию Яньцзина, усмиряя Центральную Ся. Он пригласил нас приехать в столицу и принял его как большого гостя».).
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 860–861, & стр. 861, примечание 31.
- ^ Jump up to: а б Уэйкман 1985 , с. 861.
- ^ Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 872–. ISBN 978-0-520-04804-1 .
- ^ Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 868–. ISBN 978-0-520-04804-1 .
- ^ Ван 2004, стр. 215–216 и 219–221.
- ^ Уолтхолл 2008, стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 478–. ISBN 978-0-520-04804-1 .
- ^ См. карты в Naquin 2000 , стр. 356 и Эллиотт 2001 , с. 103.
- ^ Окснэм 1975 , с. 170.
- ^ Накин 2000 , стр. 289–291.
- ^ Jump up to: а б с Накин 2000 , с. 291.
- ^ Элман 2002 , с. 389.
- ^ Цитируется в Elman 2002 , стр. 389–390.
- ^ Ман-Чонг 2004 , с. 7, таблица 1.1 (количество выпускников за сессию при каждом правлении Цин); Уэйкман 1985 , с. 954 (причина высоких квот); Элман 2001 , с. 169 (снижение квоты в 1660 г.).
- ^ Зарроу 2004a , пасс.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 483 (Ли восстановил штаб-квартиру в Сиане) и 501 (восстания в Хэбэе и Шаньдуне, новые кампании против Ли).
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 501–507.
- ↑ Примеры фракционной борьбы, ослабившей двор Хунгуана, см. в Wakeman 1985 , стр. 523–543. Некоторые дезертирства объяснены в Wakeman 1985 , стр. 543–545.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 522 (взятие Сюйчжоу; Струве 1988 , с. 657; сближение с Янчжоу).
- ^ Струве 1988 , с. 657.
- ^ Финнейн 1993 , стр. 131.
- ^ Струве 1988 , с. 657 г. (цель резни заключалась в терроризировании Цзяннани); Zarrow 2004a в Янчжоу в конце Цин , passim (использование резни ).
- ^ Струве 1988 , с. 660.
- ^ Струве 1988 , с. 660 г. (захват Сучжоу и Ханчжоу к началу июля 1645 г.; новая граница); Уэйкман 1985 , с. 580 г. (захват императора около 17 июня, а затем смерть в Пекине).
- ^ Уэйкман 1985 , с. 647; Струве 1988 , с. 662; Деннерлайн 2002 , с. 87 (в котором этот указ назван «самым несвоевременным опубликованием в карьере [Доргона])».
- ^ Кун 1990 , с. 12.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 647 («С точки зрения маньчжуров, приказ стричь волосы или терять голову не только объединял правителей и подданных в единое физическое сходство; он также служил им идеальным испытанием на лояльность»).
- ^ Wakeman 1985 , стр. 648–649 (чиновники и литераторы) и 650 (простые люди).
- ^ Струве 1988 , стр. 662–663 («сломал импульс цинского завоевания»); Уэйкман 1975 , с. 56 («приказ о стрижке волос больше, чем любой другой акт, породил сопротивление Цзяннань [Цзяньянь] 1645 года»); Уэйкман 1985 , с. 650 г. («Попытка правителей сделать Маньчжурию и Хань одним единым «телом» первоначально имела эффект объединения коренных жителей высшего и низшего сословий в центральном и южном Китае против незваных гостей»).
- ^ Уэйкман 1975 , с. 78.
- ^ Уэйкман 1975 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Уэйкман 1985 , с. 674.
- ^ Струве 1988 , стр. 665 (о принце Танском) и 666 (о принце Лу).
- ^ Струве 1988 , стр. 667–669 (за отказ сотрудничать), 669–674 (за глубокие финансовые и тактические проблемы, с которыми столкнулись оба режима).
- ^ Струве 1988 , с. 675.
- ^ Jump up to: а б Струве 1988 , с. 676.
- ^ Jump up to: а б с Уэйкман 1985 , с. 737.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 738.
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 765–766.
- ^ Jump up to: а б Уэйкман 1985 , с. 767.
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 767–768.
- ^ «Общая хроника Гуандуна», «Городская хроника Гуандуна»
- ^ «Катастрофа Гэнъина» - резня в Гуанчжоу в 1650 году», Dayang.com, 13 июля 2010 г.
- ^ С 2009 г. , с. 17.
- ^ Дай 2009 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с Россаби 1979 , с. 191.
- ^ Ларсен и Нумата 1943 , с. 572 (Мэн Цяофан, смерть лидеров повстанцев); Россаби 1979 , с. 192.
- ^ Ян Чуннянь, «Таинственные дела двенадцати императоров династии Цин»
Источники
[ редактировать ]- Дай, Инцун (2009), Сычуаньская граница и Тибет: имперская стратегия в эпоху раннего Цин , Сиэтл и Лондон: University of Washington Press, ISBN 978-0-295-98952-5 .
- Деннерлайн, Джерри (2002), «Царство Шун-чжи», в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Vol. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 73–119, ISBN. 0-521-24334-3
- Эллиотт, Марк К. (2001), Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-4 684-2 .
- Элман, Бенджамин А. (2001), Культурная история гражданских экзаменов в позднем императорском Китае , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 0-520-21509-5 .
- Элман, Бенджамин А. (2002), «Социальные роли литераторов в период от раннего до середины Цин», в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Vol. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 360–427, ISBN. 0-521-24334-3 .
- Фан, Чао-ин (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 632. . В
- Финнейн, Антония (1993), «Янчжоу: центральное место в Империи Цин», в Кук Джонсон, Линда (редактор), Города Цзяннань в позднем имперском Китае , Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press, стр. 117–50 .
- Дворец Гун, Баоли Баоли (2010), Шуньчжи Шидиан Шуньчжи Шидиан [ События правления Шуньчжи ] (на китайском языке (Китай)), Пекин: Zijincheng chubanshe Forbidden City Press ["Запретный город Press"], ISBN 978-7-5134-0018-3 .
- Хо, Пинг-ти (1962), Лестница успеха в императорском Китае: аспекты социальной мобильности, 1368–1911 , Нью-Йорк, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN 0-231-05161-1 .
- Кун, Филип А. (1990), Похитители душ: страх перед китайским колдовством 1768 года , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-82152-1 .
- Ларсен, ЕС; Нумата, Томоо (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 572.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) . В - Ман-Чонг, Иона Д. (2004), Класс 1761 года: экзамены, государство и элиты в Китае восемнадцатого века , Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press, ISBN 0-8047-4146-8 .
- Моут, Фредерик В. (1999), Императорский Китай, 900–1800 гг ., Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- Накин, Сьюзен (2000), Пекин: храмы и городская жизнь, 1400–1900 , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 0-520-21991-0 .
- Окснэм, Роберт Б. (1975), Правление верхом: маньчжурская политика в Регентстве Обой, 1661–1669 , Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, ISBN 0-226-64244-5 .
- Равски, Эвелин С. (1998), Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин , Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, ISBN 0-520-22837-5 .
- Россаби, Моррис (1979), «Мусульманские и центральноазиатские восстания», в Спенсе, Джонатан Д.; Уиллс, Джон Э. младший (ред.), От Мин к Цин: завоевание, регион и преемственность в Китае семнадцатого века , Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, стр. 167–99, ISBN 0-300-02672-2 .
- Рот Ли, Гертрауда (2002), «Государственное строительство до 1644 года», в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Vol. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 9–72, ISBN. 0-521-24334-3 .
- Струве, Линн (1988), «Южный Мин», Фредерик В. Моут; Денис Твитчетт; Джон Кинг Фэрбенк (ред.), Кембриджская история Китая, Том 7, Династия Мин, 1368–1644 гг ., Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 641–725, ISBN 0-521-24332-7
- Уэйкман, Фредерик (1985), Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века , Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, ISBN 0-520-04804-0 . В двух томах.
- Уэйкман, Фредерик (1975), «Местничество и лоялизм во время цинского завоевания Цзяннани: трагедия Чан-инь», у Фредерика Уэйкмана-младшего; Кэролин Грант (ред.), Конфликт и контроль в позднем имперском Китае , Беркли, Калифорния: Центр китайских исследований, Калифорнийский университет, Беркли, стр. 43–85, ISBN. 0-520-02597-0 .
- Уэйкман, Фредерик (1984), «Романтики, стоики и мученики в Китае семнадцатого века», Journal of Asian Studies , 43 (4): 631–65, doi : 10.2307/2057148 , JSTOR 2057148 , S2CID 163314256 .
- Уиллс, Джон Э. (1984), Посольства и иллюзии: голландские и португальские посланники в Канси, 1666–1687 , Кембридж (Массачусетс) и Лондон: издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-24776-0 .
- Ву, Сайлас Х.Л. (1979), Переход к власти: Кан-си и его наследник, 1661–1722 , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-65625-3 .
- Зарроу, Питер (2004a), «Историческая травма: антиманьчжуризм и воспоминания о зверствах в позднем Китае Цин», History and Memory , 16 (2): 67–107, doi : 10.1353/ham.2004.0013 , S2CID 161270740 .
- Миллуорд, Джеймс А.; и др., ред. (2004b), «Надпись Цяньлуна об основании Храма счастья и долголетия на горе Сумеру (Сюмифушоу мяо)», « Новая имперская история Цин: создание империи Внутренней Азии в Цин Чэндэ» , перевод Зарроу, Питера, Лондона и Нью-Йорк: RoutledgeCurzon, стр. 185–87, ISBN. 0-415-32006-2 .
- Чжоу, Ручан [周汝昌] (2009), Между благородным и скромным: Цао Сюэцинь и мечта о Красной палате , под редакцией Рональда Р. Грея и Марка С. Феррары, перевод Лянмей Бао и Кёнсук Пак , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Питер Лэнг, ISBN 978-1-4331-0407-7 .