История растафари
Движение Растафари возникло из наследия работорговли в Атлантике , в ходе которой более десяти миллионов африканцев были порабощены и вывезены в Америку между 16 и 19 веками. Там их продали европейским плантаторам и заставили работать на плантациях. [1] Около трети этих перевезенных африканцев были переселены в Карибский бассейн, при этом менее 700 000 человек поселились на Ямайке. [1] В 1834 году рабство на Ямайке было отменено после того, как британское правительство приняло Закон об отмене рабства 1833 года . [2] Тем не менее расовые предрассудки по-прежнему преобладали в ямайском обществе. [3] Подавляющее большинство членов законодательного совета Ямайки на протяжении всего XIX века составляли белые. [4] а к лицам африканского происхождения относились как к гражданам второго сорта . [5]
Христианское возрождение оказало ключевое влияние на растафари. [6] Многие афро-ямайцы присоединились к христианским церквям во время Великого Возрождения 1860–1861 годов . [7] Они принесли с собой множество унаследованных африканских верований и ритуалов, которые синкретизировали с христианством. различными способами [4] Некоторые из появившихся новых религий, такие как Кумина, оставались в значительной степени основанными на традиционной африканской религии, в то время как другие, такие как Возрождение Сиона , были более христианскими. [8] Большинство этих групп практиковали духовное исцеление и включали в свои структуры игру на барабанах и пение, консультирование и одержимость духами. [9] Все большее число пятидесятнических миссионеров из Соединенных Штатов прибыло на Ямайку в начале 20 века, и эта миграция достигла апогея в 1920-х годах. [10] Они предоставили возможность афроямайцам, которые продолжали жить с социальной памятью о порабощении и которым было отказано в каком-либо существенном участии в политических институтах Ямайки, выразить свои надежды, страхи и чаяния. [9]
Эфиопизм, «Назад в Африку» и Маркус Гарви
[ редактировать ]
По словам Эдмондса, растафари возникли в результате «слияния нескольких религиозных, культурных и интеллектуальных течений». [11] в то время как его коллега-ученый Вигмур Фрэнсис описал, что его самопонимание во многом обязано «интеллектуальным и концептуальным основам», датируемым 19 и началом 20 веков. [12] И эфиопизм , и этос «Назад в Африку» , традиции, уходящие корнями в 18 век, составили «фундаментальные составляющие растафарианской идеологии». [13]
В XIX веке все чаще звучали призывы к переселению африканской диаспоры, расположенной в Западной Европе и Америке, в Африку. [13] В том столетии многие члены африканской диаспоры переехали в колонии, основанные в Сьерра-Леоне и Либерии. [13] Обосновавшийся в Либерии чернокожий христианский проповедник Эдвард Уилмот Блайден начал пропагандировать африканскую гордость и сохранение африканских традиций, обычаев и институтов. [14] Блайден стремился продвигать форму христианства, подходящую для африканского контекста. [15] и считал, что чернокожие люди должны получить собственные исторические знания о себе. [16] Идея возвращения африканской диаспоры в Африку позже получила импульс благодаря созданию в 1948 году Государства Израиль как национального государства, куда еврейская диаспора . могла вернуться [17]
По всей Африке также распространилось эфиопство — движение, которое предоставило особый статус восточноафриканской нации Эфиопии, поскольку оно упоминалось в различных библейских отрывках. [18] Для приверженцев эфиопизма «Эфиопия» рассматривалась как синоним Африки в целом. [19] По всему континенту, особенно в Южной Африке, были созданы христианские церкви, называвшие себя «эфиопскими»; эти группы были в авангарде растущего африканского националистического движения, стремившегося к освобождению от европейского колониального правления. [20]
Значительное влияние на растафари оказал активист ямайского происхождения Маркус Гарви , который провел большую часть своей взрослой жизни в США и Великобритании. Гарви поддерживал идею глобального расового сепаратизма и отвергал идею о том, что чернокожие люди африканского происхождения, живущие в Америке, должны проводить кампанию за свои гражданские права; мигрировать вместо этого он считал, что им следует массово обратно в Африку. [21] Его идеям противостояли многие чернокожие в Америке, и он испытал враждебность со стороны афроамериканских борцов за гражданские права, таких как Уэб Дюбуа . [22] Он также столкнулся с противодействием со стороны правительства Либерии, которое не хотело, чтобы на его берега прибывали миллионы неквалифицированных мигрантов. [23] Как массовое движение, гарвеизм пришел в упадок во время Великой депрессии 1930-х годов. [22]
Позже распространился слух, что в 1916 году Гарви призвал своих сторонников «посмотреть в Африку» для коронации черного короля; эта цитата так и не была проверена. [24] написанная Гарви пьеса « Коронация африканского короля в Кингстоне была показана Однако в августе 1930 года в парке Эдельвейс » . Его сюжет вращался вокруг коронации вымышленного принца Судана Каджо, хотя позднее в том же году он предвосхищал коронацию Хайле Селассие. [25] Гарви стал критиковать Хайле Селассие за то, что он покинул Эфиопию во время итальянской оккупации . [26] описывая короля как «великого труса», правящего «страной, где чернокожих мужчин сковывают цепями и порют». [27] Растафари не поддерживает все взгляды, которых придерживался Гарви, но, тем не менее, разделяет многие из тех же точек зрения. [23] Раста очень уважает Гарви. [28] многие считали его пророком. [29] По словам Сумахоро, растафари «возникли из социально-политического брожения, начатого Маркусом Гарви». [30] в то время как для Кэшмора Гарви был «самым важным» предшественником Растафари. [31] Гарви знал о Раста, но его взгляд на них, по словам ученого Барри Шеванна, «граничил с презрением». [32] По мнению Шеванна, Гарви счел бы веру Раста в божественность Хайле Селассие богохульством . [33]
Хайле Селассие и ранние Раста: 1930–1949 гг.
[ редактировать ]Хайле Селассие был коронован императором Эфиопии в 1930 году, став первым суверенным монархом, коронованным в Африке к югу от Сахары с 1891 года, и первым христианским монархом с 1889 года. Ряд христианских священнослужителей Ямайки утверждали, что коронация Селассие была доказательством того, что он был черным мессией, которого они Вера была предсказана в Книге Откровения (5:2–5; 19:16), Книге Даниила (7:3) и Книге Псалмов (68:31). [34] В последующие годы несколько уличных проповедников, в первую очередь Леонард Хауэлл , Арчибальд Данкли , Роберт Хиндс и Джозеф Хибберт , начали пропагандировать доктрину о том, что Хайле Селассие был вернувшимся Иисусом. [35] Впервые они сделали это в Кингстоне, и вскоре это послание распространилось по всей Ямайке 1930-х годов. [36] особенно среди бедных сообществ, которые особенно сильно пострадали от Великой депрессии . [37] Кларк заявил, что «по сути это было начало» движения Растафари. [38]

Хауэлла называют одной из «ведущих фигур» раннего движения Растафари. [39] Он проповедовал, что ямайцы должны быть верными Хайле Селассие, а не Георгу V , королю Великобритании и Ирландии . Британские власти острова арестовали его и обвинили в подстрекательстве к мятежу в 1934 году, в результате чего он был приговорен к двум годам тюремного заключения. [40] После освобождения Хауэлл основал Эфиопское общество спасения , а в 1939 году основал общину раста, известную как Пиннакл, в приходе Святой Екатерины . Привлекая от 500 до 2000 человек, его община стала в значительной степени самодостаточной. [41] Полиция опасалась, что Хауэлл готовил своих последователей к вооруженному восстанию, и была возмущена тем, что она производила каннабис на продажу. Они несколько раз совершали набеги на общину, и Хауэлл был заключен в тюрьму еще на два года. [42] После освобождения он вернулся в Пиннакл, но полиция продолжила свои рейды и закрыла общину в 1954 году; Сам Хауэлл был помещен в психиатрическую больницу. [43]
В 1936 году Италия вторглась и оккупировала Эфиопию , и Хайле Селассие отправился в изгнание. Вторжение вызвало международное осуждение и привело к растущей симпатии к делу Эфиопии. [44] В 1937 году Селассие создал Всемирную федерацию Эфиопии , которая позже в том же десятилетии открыла филиал на Ямайке. [45] В 1941 году британцы изгнали итальянцев из Эфиопии, и Селассие вернулся, чтобы вернуть себе трон. Многие Раста интерпретировали это как исполнение пророчества, сделанного в Книге Откровения (19:11–19). [44]
Растущая известность: 1950–1969 гг.
[ редактировать ]Основная привлекательность Растафари была среди низших классов ямайского общества. [44] В течение первых тридцати лет своего существования Растафари находился в конфликтных отношениях с властями Ямайки. [46] Раста Ямайки выражали презрение ко многим аспектам общества острова, рассматривая правительство, полицию, бюрократию, профессиональные классы и существующие церкви как инструменты Вавилона. [47] Отношения между практикующими и полицией были натянутыми, Растаса часто арестовывали за хранение марихуаны. [48] В 1950-е годы движение быстро росло на самой Ямайке, а также распространилось на другие острова Карибского бассейна, США и Великобританию. [44]
В 1940-х и 1950-х годах возникла более воинственная разновидность растафари. [49] Авангардом в этом был Дом молодежи «Черная вера» , группа, члены которой в основном базировались в Западном Кингстоне . [50] Реакция против Раста усилилась после того, как исповедующий эту религию предположительно убил женщину в 1957 году. [47] состоялся первый Всемирный съезд растафарианцев . В марте 1958 года в Бэк-о-Уолле , Кингстон, [51] После этого события боевик Растас безуспешно пытался захватить город во имя Хайле Селассие. [52] Позже в том же году они повторили попытку в Спэниш-Тауне . [47] Растущая воинственность некоторых Раста привела к растущей тревоге по поводу религии на Ямайке. [47] По словам Кэшмора, Раста стали «народными дьяволами» в ямайском обществе. [53] В 1959 году самопровозглашенный пророк и основатель Африканской реформистской церкви Клавдий Генри продал тысячи билетов афро-ямайцам, в том числе многим растам, для проезда на корабле, который, как он утверждал, должен был доставить их в Африку. Корабль так и не прибыл, и Генри было предъявлено обвинение в мошенничестве. В 1960 году он был приговорен к шести годам тюремного заключения за заговор с целью свержения правительства. [54] Сын Генри был обвинен в членстве в военизированной ячейке и казнен, что подтвердило опасения общественности по поводу насилия Раста. [55] Одним из самых ярких столкновений между Растасом и правоохранительными органами стал инцидент в Коралловых садах в 1963 году, когда первоначальная стычка между полицией и Растас привела к гибели нескольких человек и к более крупной облаве на практикующих. [56] Подавив движение Раста, в 1964 году правительство острова ввело более жесткие законы, касающиеся употребления каннабиса. [57]
По приглашению правительства Ямайки Хайле Селассие впервые посетил остров 21 апреля 1966 года, когда тысячи Раста собрались в толпе, ожидая встречи с ним в аэропорту. [58] Это событие стало высшей точкой их ученичества для многих членов религии. [59] В течение 1960-х годов сообщество раста на Ямайке претерпело процесс рутинизации . [60] В конце 1960-х годов появилась первая официальная растафарианская газета « растафарианского движения Ассоциации Rasta Voice» . [61] В это десятилетие растафари также развивалось все более сложным образом. [59] как это произошло, когда некоторые Раста начали переосмысливать идею о том, что спасение требует физического возвращения в Африку, вместо этого интерпретируя спасение как процесс ментальной деколонизации, охватывающий африканские подходы к жизни. [59]
В то время как раньше его членство состояло преимущественно из более бедных слоев общества, в 1960-х годах Растафари начало привлекать поддержку со стороны более привилегированных групп, таких как студенты и профессиональные музыканты. [62] Первой группой, подчеркивающей этот подход, были Двенадцать колен Израиля, члены которых стали известны как «Раста из верхней части города». [63] Среди тех, кого в это десятилетие привлекало растафари, были интеллектуалы из среднего класса, такие как Леахсим Семадж , который призывал религиозное сообщество уделять больше внимания научной социальной теории как методу достижения перемен. [64] Хотя некоторые ямайские Раста критиковали его, [65] многие попали под влияние гайанского чернокожего академика-националиста Уолтера Родни , который читал лекции в их общине в 1968 году, прежде чем опубликовать свои мысли в брошюре « Заземление» . [66] Как и Родни, многие ямайские раста находились под влиянием американского движения «Власть черных» . [67] После того, как «Власть черных» пришла в упадок после смерти таких выдающихся представителей, как Малкольм Икс , Майкл Икс и Джордж Джексон , Растафари заполнило вакуум, который он оставил для многих чернокожих молодых людей. [68]
Международное распространение и упадок: 1970 – настоящее время
[ редактировать ]В середине 1970-х годов международная популярность регги резко возросла. [69] Самым успешным исполнителем регги был Боб Марли , который, по словам Кэшмора, «больше, чем любой другой человек, был ответственен за представление растафарианских тем, концепций и требований действительно универсальной аудитории». [70] Популярность регги привела к росту числа «псевдо-растафарианцев», людей, которые слушали регги и носили одежду раста, но не разделяли его систему убеждений. [71] Многие Раста были возмущены этим, полагая, что это коммерциализирует их религию. [72]

Благодаря регги музыканты Раста становились все более важными в политической жизни Ямайки в 1970-е годы. [73] Чтобы укрепить свою популярность среди электората, премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли использовал образы Раста, а также добивался поддержки со стороны Марли и других музыкантов регги. [74] Мэнли охарактеризовал Растаса как «красивого и замечательного народа». [75] и нес трость, «исправительный жезл», который, как он утверждал, был подарком Хайле Селассие. [76] Следуя примеру Мэнли, политические партии Ямайки все чаще использовали в своих кампаниях язык раста, символы и отсылки к регги. [77] в то время как символы Раста становились все более распространенными в ямайском обществе. [78] Это помогло придать растафари большей легитимности. [79] образы регги и раста все чаще представляются как основная часть культурного наследия Ямайки для растущей туристической индустрии. [80] В 1980-х годах раста Барбара Македа Блейк Ханна стала сенатором парламента Ямайки. [81]
Энтузиазм по поводу растафари, вероятно, был ослаблен смертью Хайле Селассие в 1975 году и Марли в 1981 году. [82] В 1980-е годы число Раста на Ямайке сократилось. [83] при этом пятидесятники и другие харизматические христианские группы оказались более успешными в привлечении молодых новобранцев. [84] Несколько публично известных Раста обратились в христианство. [84] и двое из тех, кто это сделал, — Джуди Моватт и Томми Коуэн — утверждали, что Марли обратился из растафари в христианство в форме Эфиопской православной церкви в свои последние дни. [85] Значение посланий растафари в регги также снизилось с ростом популярности дэнсхолла , ямайского музыкального жанра, который обычно выдвигал на первый план лирические темы гипер-мужественности, насилия и сексуальной активности, а не религиозного символизма. [86]
В середине 1990-х годов произошло возрождение регги, ориентированного на растафари, связанное с такими музыкантами, как Энтони Би , Буджу Бэнтон , Лучано , Сиззла и Каплтон . [86] С 1990-х годов на Ямайке также наблюдался рост организованной политической активности внутри сообщества раста, что проявлялось, например, в кампаниях за легализацию каннабиса и создании таких политических партий, как Движение Ямайского альянса и Объединенная политическая партия Имперской всемирной эфиопской федерации . из которых получили более чем минимальную электоральную поддержку. [87] В 1995 году на Ямайке была создана Организация централизации растафари как попытка организовать сообщество растафари. [88]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шеванн 1994 , с. 2.
- ^ Кларк 1986 , с. 24; Шеванн 1994 , с. 3.
- ^ Шеванн 1994 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 25.
- ^ Кларк 1986 , с. 24.
- ^ Шеванн 1994 , с. 120.
- ^ Кларк 1986 , с. 25; Барретт 1997 , с. 21.
- ^ Кларк 1986 , с. 25; Барретт 1997 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 26.
- ^ Кларк 1986 , с. 26; Барретт 1997 , с. 25.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 7.
- ^ Фрэнсис 2013 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1986 , стр. 27–28.
- ^ Кларк 1986 , стр. 29–34; Барретт 1997 , стр. 75–76; Фрэнсис 2013 , стр. 54–56.
- ^ Кларк 1986 , стр. 32–33.
- ^ Фрэнсис 2013 , с. 66.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 18.
- ^ Кларк 1986 , с. 34; Чаване 2014 , с. 221.
- ^ Кларк 1986 , с. 34.
- ^ Кларк 1986 , стр. 34–35.
- ^ Кларк 1986 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 44.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 22; Сумахоро 2007 , стр. 101-1. 38–39.
- ^ Грант 2008 , с. 426.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 22; Грант 2008 , стр. 440–441.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 22.
- ^ Барнетт 2005 , стр. 77.
- ^ Кларк 1986 , с. 35; Эдмондс 2012 , с. 7; Семай 2013 , с. 99; Чаване 2014 , с. 221.
- ^ Сумахоро 2007 , с. 39.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 3.
- ^ Шеванн 1994 , с. 109.
- ^ Шеванн 1994 , с. 110.
- ^ Кларк 1986 , с. 46; Льюис 1993 , стр. 1–2; Лоаденталь 2013 , с. 10.
- ^ Льюис 1993 , с. 2; Барретт 1997 , с. 81; Эдмондс 2012 , с. 9.
- ^ Кларк 1986 , с. 46; Льюис 1993 , с. 2.
- ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 187.
- ^ Кларк 1986 , с. 46.
- ^ Барретт 1997 , с. 82.
- ^ Кларк 1986 , с. 46; Барретт 1997 , с. 85–86; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 188; Эдмондс 2012 , с. 11,
- ^ Кэшмор 1983 , с. 25; Кларк 1986 , с. 46; Барретт 1997 , с. 86; Эдмондс 2012 , стр. 13–14.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 26; Барретт 1997 , с. 87; Эдмондс 2012 , стр. 14–15.
- ^ Барретт 1997 , с. 87; Эдмондс 2012 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1986 , с. 47.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 27; Кларк 1986 , с. 47; Барретт 1997 , с. 89; Боначчи 2013 , стр. 74, 78.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1986 , с. 50.
- ^ Кларк 1986 , с. 49; Барретт 1997 , с. 93.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 15.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 16.
- ^ Кларк 1986 , с. 50; Барретт 1997 , с. 92.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 28; Кларк 1986 , с. 50; Барретт 1997 , с. 93.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 28.
- ^ Кэшмор 1983 , стр. 28–29; Кларк 1986 , с. 50; Барретт 1997 , стр. 95–98; Эдмондс 2012 , с. 19.
- ^ Cashmore 1983 , стр. 29–30; Барретт 1997 , стр. 98–99; Эдмондс 2012 , стр. 19–20.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 22.
- ^ Кинг 2002 , с. 79.
- ^ Кларк 1986 , с. 51; Барретт 1997 , стр. 158–160; Кинг 2002 , стр. 82–83; Эдмондс 2012 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1986 , с. 51.
- ^ Барретт 1997 , с. 146.
- ^ Кинг 2002 , с. 52.
- ^ Кларк 1986 , с. 51; Эдмондс 2012 , с. 25.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 25.
- ^ Кинг 2002 , с. 103.
- ^ Кинг 2002 , с. 81.
- ^ Кларк 1986 , стр. 52; Бедассе 2013 , стр. 297–298; Эдмондс 2012 , стр. 26.
- ^ Кларк 1986 , с. 54; Эдмондс 2012 , стр. 25–26.
- ^ Кларк 1986 , с. 55.
- ^ Кинг 2002 , с. 96.
- ^ Кэшмор 1983 , с. 108.
- ^ Кинг 2002 , стр. 100, 102.
- ^ Кинг 2002 , с. 102.
- ^ Кларк 1986 , с. 53.
- ^ Кларк 1986 , с. 52; Льюис 1993 , с. 12; Льюис 1994 , стр. 290–291; Кинг 2002 , стр. 105, 108–111.
- ^ Барретт 1997 , с. ix.
- ^ Барретт 1997 , с. 220; Кинг 1998 , с. 41; Кинг 2002 , стр. 91–92; Эдмондс 2012 , с. 27.
- ^ Льюис 1994 , с. 12; Льюис 1994 , с. 291; Эдмондс 2012 , с. 27.
- ^ Кинг 2002 , с. 106.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 27.
- ^ Кинг 2002 , стр. 121–122.
- ^ Семена 2013 , с. 98.
- ^ Эдмондс 2012 , с. 28.
- ^ Кинг 2002 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Эдмондс 2012 , с. 29.
- ^ Эдмондс 2012 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Эдмондс 2012 , с. 30.
- ^ Эдмондс 2012 , стр. 30–31.
- ^ Барнетт 2002 , стр. 56.
Общие источники
[ редактировать ]- Барнетт, Майкл (2002). «Диалектизм растафари: эпистемологический индивидуализм и конективизм растафари». Карибский ежеквартальный журнал . 48 (4): 54–61. дои : 10.1080/00086495.2002.11672160 . JSTOR 40654296 . S2CID 170567290 .
- Барнетт, Майкл (2005). «Многоликий Раста: доктринальное разнообразие в движении Растафари». Карибский ежеквартальный журнал . 51 (2): 67–78. дои : 10.1080/00086495.2005.11672267 . JSTOR 40654506 . S2CID 162166216 .
- Барретт, Леонард Э. (1997) [1988]. Растафарианцы . Бостон: Beacon Press. ISBN 9780807010396 .
- Бедасс, Моник (2013). « Для создания Королевства Джа» Джошуа Мхулули, репатриация растафарианцев и сеть черных радикалов в Танзании». Журнал африканских религий . 1 (3): 293–323. дои : 10.5325/jafreli.1.3.0293 . JSTOR 10.5325/jafreli.1.3.0293 . S2CID 147035196 .
- Боначчи, Джулия (2013). «Всемирная эфиопская федерация: панафриканская организация растафари на Ямайке». Карибский ежеквартальный журнал . 59 (2): 73–95. дои : 10.1080/00086495.2013.11672484 . S2CID 152718056 .
- Кэшмор, Э. Эллис (1983). Растаман: Растафарианское движение в Англии (второе изд.). Лондон: Контрапункт. ISBN 978-0-04-301164-5 .
- Чаване, Мидас Х. (2014). «Растафарианское движение в Южной Африке: религия или образ жизни?». Журнал по изучению религии . 27 (2): 214–237.
- Шеванн, Барри (1994). Растафари: корни и идеология . Серия «Утопизм и коммунитаризм». Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета . ISBN 978-0815602965 .
- Кларк, Питер Б. (1986). Черный рай: Растафарианское движение . Серия «Новые религиозные движения». Веллингборо: Водолей Пресс. ISBN 978-0-85030-428-2 .
- Эдмондс, Эннис Б. (2012). Растафари: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199584529 .
- Фернандес Элмс, Маргарет; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Водоу и Сантерии к Обиа и спиритизму (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN 978-0-8147-6228-8 .
- Фрэнсис, Вигмур (2013). «К предыстории растафари». Caribbean Quarterly: Журнал карибской культуры . 59 (2): 51–72. дои : 10.1080/00086495.2013.11672483 . S2CID 142117564 .
- Грант, Колин (2008). Негр в шляпе: Взлет и падение Маркуса Гарви . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 978-0-09-950145-9 .
- Кинг, Стивен А. (1998). «Международное регги, демократический социализм и секуляризация растафарианского движения, 1972–1980» . Популярная музыка и общество . 22 (3): 39–60. дои : 10.1080/03007769808591713 .
- Кинг, Стивен А. (2002). Регги, растафари и риторика социального контроля . Джексон: Университетское издательство Миссисипи . ISBN 978-1604730036 .
- Льюис, Уильям Ф. (1993). Повстанцы души: Растафари . Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 978-0881337396 .
- Льюис, Уильям Ф. (1994). «Социальная драма растафари». Диалектическая антропология . 19 (2): 283–294. дои : 10.1007/BF01301458 . JSTOR 29790562 . S2CID 145020960 .
- Лоуденталь, Майкл (2013). «Люди Джа: культурная гибридность белых растафарианцев» . Глокализм: журнал культуры, политики и инноваций . 1 (2013, 1): 1–21. дои : 10.12893/gjcpi.2013.1.1 .
- Семай, Леахким (2013). «От мира и любви к «Фья булочке»: растафари сбились с пути?». Caribbean Quarterly: Журнал карибской культуры . 59 (2): 96–108. дои : 10.1080/00086495.2013.11672485 . S2CID 152429175 .
- Сумахоро, Мабула (2007). «Христианство под судом: нация ислама и растафари, 1930–1950». В Теодоре Луи Тросте (ред.). Африканская диаспора и изучение религии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 35–48. ISBN 978-1403977861 .