Jump to content

История растафари

Движение Растафари возникло из наследия работорговли в Атлантике , в ходе которой более десяти миллионов африканцев были порабощены и вывезены в Америку между 16 и 19 веками. Там их продали европейским плантаторам и заставили работать на плантациях. [1] Около трети этих перевезенных африканцев были переселены в Карибский бассейн, при этом менее 700 000 человек поселились на Ямайке. [1] В 1834 году рабство на Ямайке было отменено после того, как британское правительство приняло Закон об отмене рабства 1833 года . [2] Тем не менее расовые предрассудки по-прежнему преобладали в ямайском обществе. [3] Подавляющее большинство членов законодательного совета Ямайки на протяжении всего XIX века составляли белые. [4] а к лицам африканского происхождения относились как к гражданам второго сорта . [5]

Христианское возрождение оказало ключевое влияние на растафари. [6] Многие афро-ямайцы присоединились к христианским церквям во время Великого Возрождения 1860–1861 годов . [7] Они принесли с собой множество унаследованных африканских верований и ритуалов, которые синкретизировали с христианством. различными способами [4] Некоторые из появившихся новых религий, такие как Кумина, оставались в значительной степени основанными на традиционной африканской религии, в то время как другие, такие как Возрождение Сиона , были более христианскими. [8] Большинство этих групп практиковали духовное исцеление и включали в свои структуры игру на барабанах и пение, консультирование и одержимость духами. [9] Все большее число пятидесятнических миссионеров из Соединенных Штатов прибыло на Ямайку в начале 20 века, и эта миграция достигла апогея в 1920-х годах. [10] Они предоставили возможность афроямайцам, которые продолжали жить с социальной памятью о порабощении и которым было отказано в каком-либо существенном участии в политических институтах Ямайки, выразить свои надежды, страхи и чаяния. [9]

Эфиопизм, «Назад в Африку» и Маркус Гарви

[ редактировать ]
Маркус Гарви, выдающийся черный националистический теоретик, оказавший сильное влияние на растафари и многими растаманами считающийся пророком.

По словам Эдмондса, растафари возникли в результате «слияния нескольких религиозных, культурных и интеллектуальных течений». [11] в то время как его коллега-ученый Вигмур Фрэнсис описал, что его самопонимание во многом обязано «интеллектуальным и концептуальным основам», датируемым 19 и началом 20 веков. [12] И эфиопизм , и этос «Назад в Африку» , традиции, уходящие корнями в 18 век, составили «фундаментальные составляющие растафарианской идеологии». [13]

В XIX веке все чаще звучали призывы к переселению африканской диаспоры, расположенной в Западной Европе и Америке, в Африку. [13] В том столетии многие члены африканской диаспоры переехали в колонии, основанные в Сьерра-Леоне и Либерии. [13] Обосновавшийся в Либерии чернокожий христианский проповедник Эдвард Уилмот Блайден начал пропагандировать африканскую гордость и сохранение африканских традиций, обычаев и институтов. [14] Блайден стремился продвигать форму христианства, подходящую для африканского контекста. [15] и считал, что чернокожие люди должны получить собственные исторические знания о себе. [16] Идея возвращения африканской диаспоры в Африку позже получила импульс благодаря созданию в 1948 году Государства Израиль как национального государства, куда еврейская диаспора . могла вернуться [17]

По всей Африке также распространилось эфиопство — движение, которое предоставило особый статус восточноафриканской нации Эфиопии, поскольку оно упоминалось в различных библейских отрывках. [18] Для приверженцев эфиопизма «Эфиопия» рассматривалась как синоним Африки в целом. [19] По всему континенту, особенно в Южной Африке, были созданы христианские церкви, называвшие себя «эфиопскими»; эти группы были в авангарде растущего африканского националистического движения, стремившегося к освобождению от европейского колониального правления. [20]

Значительное влияние на растафари оказал активист ямайского происхождения Маркус Гарви , который провел большую часть своей взрослой жизни в США и Великобритании. Гарви поддерживал идею глобального расового сепаратизма и отвергал идею о том, что чернокожие люди африканского происхождения, живущие в Америке, должны проводить кампанию за свои гражданские права; мигрировать вместо этого он считал, что им следует массово обратно в Африку. [21] Его идеям противостояли многие чернокожие в Америке, и он испытал враждебность со стороны афроамериканских борцов за гражданские права, таких как Уэб Дюбуа . [22] Он также столкнулся с противодействием со стороны правительства Либерии, которое не хотело, чтобы на его берега прибывали миллионы неквалифицированных мигрантов. [23] Как массовое движение, гарвеизм пришел в упадок во время Великой депрессии 1930-х годов. [22]

Позже распространился слух, что в 1916 году Гарви призвал своих сторонников «посмотреть в Африку» для коронации черного короля; эта цитата так и не была проверена. [24] написанная Гарви пьеса « Коронация африканского короля в Кингстоне была показана Однако в августе 1930 года в парке Эдельвейс » . Его сюжет вращался вокруг коронации вымышленного принца Судана Каджо, хотя позднее в том же году он предвосхищал коронацию Хайле Селассие. [25] Гарви стал критиковать Хайле Селассие за то, что он покинул Эфиопию во время итальянской оккупации . [26] описывая короля как «великого труса», правящего «страной, где чернокожих мужчин сковывают цепями и порют». [27] Растафари не поддерживает все взгляды, которых придерживался Гарви, но, тем не менее, разделяет многие из тех же точек зрения. [23] Раста очень уважает Гарви. [28] многие считали его пророком. [29] По словам Сумахоро, растафари «возникли из социально-политического брожения, начатого Маркусом Гарви». [30] в то время как для Кэшмора Гарви был «самым важным» предшественником Растафари. [31] Гарви знал о Раста, но его взгляд на них, по словам ученого Барри Шеванна, «граничил с презрением». [32] По мнению Шеванна, Гарви счел бы веру Раста в божественность Хайле Селассие богохульством . [33]

Хайле Селассие и ранние Раста: 1930–1949 гг.

[ редактировать ]

Хайле Селассие был коронован императором Эфиопии в 1930 году, став первым суверенным монархом, коронованным в Африке к югу от Сахары с 1891 года, и первым христианским монархом с 1889 года. Ряд христианских священнослужителей Ямайки утверждали, что коронация Селассие была доказательством того, что он был черным мессией, которого они Вера была предсказана в Книге Откровения (5:2–5; 19:16), Книге Даниила (7:3) и Книге Псалмов (68:31). [34] В последующие годы несколько уличных проповедников, в первую очередь Леонард Хауэлл , Арчибальд Данкли , Роберт Хиндс и Джозеф Хибберт , начали пропагандировать доктрину о том, что Хайле Селассие был вернувшимся Иисусом. [35] Впервые они сделали это в Кингстоне, и вскоре это послание распространилось по всей Ямайке 1930-х годов. [36] особенно среди бедных сообществ, которые особенно сильно пострадали от Великой депрессии . [37] Кларк заявил, что «по сути это было начало» движения Растафари. [38]

Император Хайле Селассие в 1942 году, через год после того, как он вновь взял под свой контроль Эфиопию.

Хауэлла называют одной из «ведущих фигур» раннего движения Растафари. [39] Он проповедовал, что ямайцы должны быть верными Хайле Селассие, а не Георгу V , королю Великобритании и Ирландии . Британские власти острова арестовали его и обвинили в подстрекательстве к мятежу в 1934 году, в результате чего он был приговорен к двум годам тюремного заключения. [40] После освобождения Хауэлл основал Эфиопское общество спасения , а в 1939 году основал общину раста, известную как Пиннакл, в приходе Святой Екатерины . Привлекая от 500 до 2000 человек, его община стала в значительной степени самодостаточной. [41] Полиция опасалась, что Хауэлл готовил своих последователей к вооруженному восстанию, и была возмущена тем, что она производила каннабис на продажу. Они несколько раз совершали набеги на общину, и Хауэлл был заключен в тюрьму еще на два года. [42] После освобождения он вернулся в Пиннакл, но полиция продолжила свои рейды и закрыла общину в 1954 году; Сам Хауэлл был помещен в психиатрическую больницу. [43]

В 1936 году Италия вторглась и оккупировала Эфиопию , и Хайле Селассие отправился в изгнание. Вторжение вызвало международное осуждение и привело к растущей симпатии к делу Эфиопии. [44] В 1937 году Селассие создал Всемирную федерацию Эфиопии , которая позже в том же десятилетии открыла филиал на Ямайке. [45] В 1941 году британцы изгнали итальянцев из Эфиопии, и Селассие вернулся, чтобы вернуть себе трон. Многие Раста интерпретировали это как исполнение пророчества, сделанного в Книге Откровения (19:11–19). [44]

Растущая известность: 1950–1969 гг.

[ редактировать ]

Основная привлекательность Растафари была среди низших классов ямайского общества. [44] В течение первых тридцати лет своего существования Растафари находился в конфликтных отношениях с властями Ямайки. [46] Раста Ямайки выражали презрение ко многим аспектам общества острова, рассматривая правительство, полицию, бюрократию, профессиональные классы и существующие церкви как инструменты Вавилона. [47] Отношения между практикующими и полицией были натянутыми, Растаса часто арестовывали за хранение марихуаны. [48] В 1950-е годы движение быстро росло на самой Ямайке, а также распространилось на другие острова Карибского бассейна, США и Великобританию. [44]

В 1940-х и 1950-х годах возникла более воинственная разновидность растафари. [49] Авангардом в этом был Дом молодежи «Черная вера» , группа, члены которой в основном базировались в Западном Кингстоне . [50] Реакция против Раста усилилась после того, как исповедующий эту религию предположительно убил женщину в 1957 году. [47] состоялся первый Всемирный съезд растафарианцев . В марте 1958 года в Бэк-о-Уолле , Кингстон, [51] После этого события боевик Растас безуспешно пытался захватить город во имя Хайле Селассие. [52] Позже в том же году они повторили попытку в Спэниш-Тауне . [47] Растущая воинственность некоторых Раста привела к растущей тревоге по поводу религии на Ямайке. [47] По словам Кэшмора, Раста стали «народными дьяволами» в ямайском обществе. [53] В 1959 году самопровозглашенный пророк и основатель Африканской реформистской церкви Клавдий Генри продал тысячи билетов афро-ямайцам, в том числе многим растам, для проезда на корабле, который, как он утверждал, должен был доставить их в Африку. Корабль так и не прибыл, и Генри было предъявлено обвинение в мошенничестве. В 1960 году он был приговорен к шести годам тюремного заключения за заговор с целью свержения правительства. [54] Сын Генри был обвинен в членстве в военизированной ячейке и казнен, что подтвердило опасения общественности по поводу насилия Раста. [55] Одним из самых ярких столкновений между Растасом и правоохранительными органами стал инцидент в Коралловых садах в 1963 году, когда первоначальная стычка между полицией и Растас привела к гибели нескольких человек и к более крупной облаве на практикующих. [56] Подавив движение Раста, в 1964 году правительство острова ввело более жесткие законы, касающиеся употребления каннабиса. [57]

По приглашению правительства Ямайки Хайле Селассие впервые посетил остров 21 апреля 1966 года, когда тысячи Раста собрались в толпе, ожидая встречи с ним в аэропорту. [58] Это событие стало высшей точкой их ученичества для многих членов религии. [59] В течение 1960-х годов сообщество раста на Ямайке претерпело процесс рутинизации . [60] В конце 1960-х годов появилась первая официальная растафарианская газета « растафарианского движения Ассоциации Rasta Voice» . [61] В это десятилетие растафари также развивалось все более сложным образом. [59] как это произошло, когда некоторые Раста начали переосмысливать идею о том, что спасение требует физического возвращения в Африку, вместо этого интерпретируя спасение как процесс ментальной деколонизации, охватывающий африканские подходы к жизни. [59]

В то время как раньше его членство состояло преимущественно из более бедных слоев общества, в 1960-х годах Растафари начало привлекать поддержку со стороны более привилегированных групп, таких как студенты и профессиональные музыканты. [62] Первой группой, подчеркивающей этот подход, были Двенадцать колен Израиля, члены которых стали известны как «Раста из верхней части города». [63] Среди тех, кого в это десятилетие привлекало растафари, были интеллектуалы из среднего класса, такие как Леахсим Семадж , который призывал религиозное сообщество уделять больше внимания научной социальной теории как методу достижения перемен. [64] Хотя некоторые ямайские Раста критиковали его, [65] многие попали под влияние гайанского чернокожего академика-националиста Уолтера Родни , который читал лекции в их общине в 1968 году, прежде чем опубликовать свои мысли в брошюре « Заземление» . [66] Как и Родни, многие ямайские раста находились под влиянием американского движения «Власть черных» . [67] После того, как «Власть черных» пришла в упадок после смерти таких выдающихся представителей, как Малкольм Икс , Майкл Икс и Джордж Джексон , Растафари заполнило вакуум, который он оставил для многих чернокожих молодых людей. [68]

Международное распространение и упадок: 1970 – настоящее время

[ редактировать ]

В середине 1970-х годов международная популярность регги резко возросла. [69] Самым успешным исполнителем регги был Боб Марли , который, по словам Кэшмора, «больше, чем любой другой человек, был ответственен за представление растафарианских тем, концепций и требований действительно универсальной аудитории». [70] Популярность регги привела к росту числа «псевдо-растафарианцев», людей, которые слушали регги и носили одежду раста, но не разделяли его систему убеждений. [71] Многие Раста были возмущены этим, полагая, что это коммерциализирует их религию. [72]

Регги-музыкант Боб Марли много сделал для повышения осведомленности международного сообщества о движении Растафари в 1970-х годах.

Благодаря регги музыканты Раста становились все более важными в политической жизни Ямайки в 1970-е годы. [73] Чтобы укрепить свою популярность среди электората, премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли использовал образы Раста, а также добивался поддержки со стороны Марли и других музыкантов регги. [74] Мэнли охарактеризовал Растаса как «красивого и замечательного народа». [75] и нес трость, «исправительный жезл», который, как он утверждал, был подарком Хайле Селассие. [76] Следуя примеру Мэнли, политические партии Ямайки все чаще использовали в своих кампаниях язык раста, символы и отсылки к регги. [77] в то время как символы Раста становились все более распространенными в ямайском обществе. [78] Это помогло придать растафари большей легитимности. [79] образы регги и раста все чаще представляются как основная часть культурного наследия Ямайки для растущей туристической индустрии. [80] В 1980-х годах раста Барбара Македа Блейк Ханна стала сенатором парламента Ямайки. [81]

Энтузиазм по поводу растафари, вероятно, был ослаблен смертью Хайле Селассие в 1975 году и Марли в 1981 году. [82] В 1980-е годы число Раста на Ямайке сократилось. [83] при этом пятидесятники и другие харизматические христианские группы оказались более успешными в привлечении молодых новобранцев. [84] Несколько публично известных Раста обратились в христианство. [84] и двое из тех, кто это сделал, — Джуди Моватт и Томми Коуэн — утверждали, что Марли обратился из растафари в христианство в форме Эфиопской православной церкви в свои последние дни. [85] Значение посланий растафари в регги также снизилось с ростом популярности дэнсхолла , ямайского музыкального жанра, который обычно выдвигал на первый план лирические темы гипер-мужественности, насилия и сексуальной активности, а не религиозного символизма. [86]

В середине 1990-х годов произошло возрождение регги, ориентированного на растафари, связанное с такими музыкантами, как Энтони Би , Буджу Бэнтон , Лучано , Сиззла и Каплтон . [86] С 1990-х годов на Ямайке также наблюдался рост организованной политической активности внутри сообщества раста, что проявлялось, например, в кампаниях за легализацию каннабиса и создании таких политических партий, как Движение Ямайского альянса и Объединенная политическая партия Имперской всемирной эфиопской федерации . из которых получили более чем минимальную электоральную поддержку. [87] В 1995 году на Ямайке была создана Организация централизации растафари как попытка организовать сообщество растафари. [88]

  1. ^ Jump up to: а б Шеванн 1994 , с. 2.
  2. ^ Кларк 1986 , с. 24; Шеванн 1994 , с. 3.
  3. ^ Шеванн 1994 , с. 3.
  4. ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 25.
  5. ^ Кларк 1986 , с. 24.
  6. ^ Шеванн 1994 , с. 120.
  7. ^ Кларк 1986 , с. 25; Барретт 1997 , с. 21.
  8. ^ Кларк 1986 , с. 25; Барретт 1997 , с. 22.
  9. ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 26.
  10. ^ Кларк 1986 , с. 26; Барретт 1997 , с. 25.
  11. ^ Эдмондс 2012 , с. 7.
  12. ^ Фрэнсис 2013 , с. 52.
  13. ^ Jump up to: а б с Кларк 1986 , стр. 27–28.
  14. ^ Кларк 1986 , стр. 29–34; Барретт 1997 , стр. 75–76; Фрэнсис 2013 , стр. 54–56.
  15. ^ Кларк 1986 , стр. 32–33.
  16. ^ Фрэнсис 2013 , с. 66.
  17. ^ Эдмондс 2012 , с. 18.
  18. ^ Кларк 1986 , с. 34; Чаване 2014 , с. 221.
  19. ^ Кларк 1986 , с. 34.
  20. ^ Кларк 1986 , стр. 34–35.
  21. ^ Кларк 1986 , стр. 41–42.
  22. ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 43.
  23. ^ Jump up to: а б Кларк 1986 , с. 44.
  24. ^ Кэшмор 1983 , с. 22; Сумахоро 2007 , стр. 101-1. 38–39.
  25. ^ Грант 2008 , с. 426.
  26. ^ Кэшмор 1983 , с. 22; Грант 2008 , стр. 440–441.
  27. ^ Кэшмор 1983 , с. 22.
  28. ^ Барнетт 2005 , стр. 77.
  29. ^ Кларк 1986 , с. 35; Эдмондс 2012 , с. 7; Семай 2013 , с. 99; Чаване 2014 , с. 221.
  30. ^ Сумахоро 2007 , с. 39.
  31. ^ Кэшмор 1983 , с. 3.
  32. ^ Шеванн 1994 , с. 109.
  33. ^ Шеванн 1994 , с. 110.
  34. ^ Кларк 1986 , с. 46; Льюис 1993 , стр. 1–2; Лоаденталь 2013 , с. 10.
  35. ^ Льюис 1993 , с. 2; Барретт 1997 , с. 81; Эдмондс 2012 , с. 9.
  36. ^ Кларк 1986 , с. 46; Льюис 1993 , с. 2.
  37. ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 187.
  38. ^ Кларк 1986 , с. 46.
  39. ^ Барретт 1997 , с. 82.
  40. ^ Кларк 1986 , с. 46; Барретт 1997 , с. 85–86; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 188; Эдмондс 2012 , с. 11,
  41. ^ Кэшмор 1983 , с. 25; Кларк 1986 , с. 46; Барретт 1997 , с. 86; Эдмондс 2012 , стр. 13–14.
  42. ^ Кэшмор 1983 , с. 26; Барретт 1997 , с. 87; Эдмондс 2012 , стр. 14–15.
  43. ^ Барретт 1997 , с. 87; Эдмондс 2012 , с. 15.
  44. ^ Jump up to: а б с д Кларк 1986 , с. 47.
  45. ^ Кэшмор 1983 , с. 27; Кларк 1986 , с. 47; Барретт 1997 , с. 89; Боначчи 2013 , стр. 74, 78.
  46. ^ Эдмондс 2012 , с. 10.
  47. ^ Jump up to: а б с д Кларк 1986 , с. 50.
  48. ^ Кларк 1986 , с. 49; Барретт 1997 , с. 93.
  49. ^ Эдмондс 2012 , с. 15.
  50. ^ Эдмондс 2012 , с. 16.
  51. ^ Кларк 1986 , с. 50; Барретт 1997 , с. 92.
  52. ^ Кэшмор 1983 , с. 28; Кларк 1986 , с. 50; Барретт 1997 , с. 93.
  53. ^ Кэшмор 1983 , с. 28.
  54. ^ Кэшмор 1983 , стр. 28–29; Кларк 1986 , с. 50; Барретт 1997 , стр. 95–98; Эдмондс 2012 , с. 19.
  55. ^ Cashmore 1983 , стр. 29–30; Барретт 1997 , стр. 98–99; Эдмондс 2012 , стр. 19–20.
  56. ^ Эдмондс 2012 , с. 22.
  57. ^ Кинг 2002 , с. 79.
  58. ^ Кларк 1986 , с. 51; Барретт 1997 , стр. 158–160; Кинг 2002 , стр. 82–83; Эдмондс 2012 , с. 24.
  59. ^ Jump up to: а б с Кларк 1986 , с. 51.
  60. ^ Барретт 1997 , с. 146.
  61. ^ Кинг 2002 , с. 52.
  62. ^ Кларк 1986 , с. 51; Эдмондс 2012 , с. 25.
  63. ^ Эдмондс 2012 , с. 25.
  64. ^ Кинг 2002 , с. 103.
  65. ^ Кинг 2002 , с. 81.
  66. ^ Кларк 1986 , стр. 52; Бедассе 2013 , стр. 297–298; Эдмондс 2012 , стр. 26.
  67. ^ Кларк 1986 , с. 54; Эдмондс 2012 , стр. 25–26.
  68. ^ Кларк 1986 , с. 55.
  69. ^ Кинг 2002 , с. 96.
  70. ^ Кэшмор 1983 , с. 108.
  71. ^ Кинг 2002 , стр. 100, 102.
  72. ^ Кинг 2002 , с. 102.
  73. ^ Кларк 1986 , с. 53.
  74. ^ Кларк 1986 , с. 52; Льюис 1993 , с. 12; Льюис 1994 , стр. 290–291; Кинг 2002 , стр. 105, 108–111.
  75. ^ Барретт 1997 , с. ix.
  76. ^ Барретт 1997 , с. 220; Кинг 1998 , с. 41; Кинг 2002 , стр. 91–92; Эдмондс 2012 , с. 27.
  77. ^ Льюис 1994 , с. 12; Льюис 1994 , с. 291; Эдмондс 2012 , с. 27.
  78. ^ Кинг 2002 , с. 106.
  79. ^ Эдмондс 2012 , с. 27.
  80. ^ Кинг 2002 , стр. 121–122.
  81. ^ Семена 2013 , с. 98.
  82. ^ Эдмондс 2012 , с. 28.
  83. ^ Кинг 2002 , с. 120.
  84. ^ Jump up to: а б Эдмондс 2012 , с. 29.
  85. ^ Эдмондс 2012 , стр. 29–30.
  86. ^ Jump up to: а б Эдмондс 2012 , с. 30.
  87. ^ Эдмондс 2012 , стр. 30–31.
  88. ^ Барнетт 2002 , стр. 56.

Общие источники

[ редактировать ]
  • Барнетт, Майкл (2002). «Диалектизм растафари: эпистемологический индивидуализм и конективизм растафари». Карибский ежеквартальный журнал . 48 (4): 54–61. дои : 10.1080/00086495.2002.11672160 . JSTOR   40654296 . S2CID   170567290 .
  • Барнетт, Майкл (2005). «Многоликий Раста: доктринальное разнообразие в движении Растафари». Карибский ежеквартальный журнал . 51 (2): 67–78. дои : 10.1080/00086495.2005.11672267 . JSTOR   40654506 . S2CID   162166216 .
  • Барретт, Леонард Э. (1997) [1988]. Растафарианцы . Бостон: Beacon Press. ISBN  9780807010396 .
  • Бедасс, Моник (2013). « Для создания Королевства Джа» Джошуа Мхулули, репатриация растафарианцев и сеть черных радикалов в Танзании». Журнал африканских религий . 1 (3): 293–323. дои : 10.5325/jafreli.1.3.0293 . JSTOR   10.5325/jafreli.1.3.0293 . S2CID   147035196 .
  • Боначчи, Джулия (2013). «Всемирная эфиопская федерация: панафриканская организация растафари на Ямайке». Карибский ежеквартальный журнал . 59 (2): 73–95. дои : 10.1080/00086495.2013.11672484 . S2CID   152718056 .
  • Кэшмор, Э. Эллис (1983). Растаман: Растафарианское движение в Англии (второе изд.). Лондон: Контрапункт. ISBN  978-0-04-301164-5 .
  • Чаване, Мидас Х. (2014). «Растафарианское движение в Южной Африке: религия или образ жизни?». Журнал по изучению религии . 27 (2): 214–237.
  • Шеванн, Барри (1994). Растафари: корни и идеология . Серия «Утопизм и коммунитаризм». Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета . ISBN  978-0815602965 .
  • Кларк, Питер Б. (1986). Черный рай: Растафарианское движение . Серия «Новые религиозные движения». Веллингборо: Водолей Пресс. ISBN  978-0-85030-428-2 .
  • Эдмондс, Эннис Б. (2012). Растафари: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0199584529 .
  • Фернандес Элмс, Маргарет; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Водоу и Сантерии к Обиа и спиритизму (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN  978-0-8147-6228-8 .
  • Фрэнсис, Вигмур (2013). «К предыстории растафари». Caribbean Quarterly: Журнал карибской культуры . 59 (2): 51–72. дои : 10.1080/00086495.2013.11672483 . S2CID   142117564 .
  • Грант, Колин (2008). Негр в шляпе: Взлет и падение Маркуса Гарви . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN  978-0-09-950145-9 .
  • Кинг, Стивен А. (1998). «Международное регги, демократический социализм и секуляризация растафарианского движения, 1972–1980» . Популярная музыка и общество . 22 (3): 39–60. дои : 10.1080/03007769808591713 .
  • Кинг, Стивен А. (2002). Регги, растафари и риторика социального контроля . Джексон: Университетское издательство Миссисипи . ISBN  978-1604730036 .
  • Льюис, Уильям Ф. (1993). Повстанцы души: Растафари . Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press. ISBN  978-0881337396 .
  • Льюис, Уильям Ф. (1994). «Социальная драма растафари». Диалектическая антропология . 19 (2): 283–294. дои : 10.1007/BF01301458 . JSTOR   29790562 . S2CID   145020960 .
  • Лоуденталь, Майкл (2013). «Люди Джа: культурная гибридность белых растафарианцев» . Глокализм: журнал культуры, политики и инноваций . 1 (2013, 1): 1–21. дои : 10.12893/gjcpi.2013.1.1 .
  • Семай, Леахким (2013). «От мира и любви к «Фья булочке»: растафари сбились с пути?». Caribbean Quarterly: Журнал карибской культуры . 59 (2): 96–108. дои : 10.1080/00086495.2013.11672485 . S2CID   152429175 .
  • Сумахоро, Мабула (2007). «Христианство под судом: нация ислама и растафари, 1930–1950». В Теодоре Луи Тросте (ред.). Африканская диаспора и изучение религии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 35–48. ISBN  978-1403977861 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 392fa6777968084720d5627740db75c7__1708569480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/c7/392fa6777968084720d5627740db75c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Rastafari - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)