Эдвард Уилмот Блайден
Эдвард Уилмот Блайден | |
---|---|
![]() Блайден ок. 1887 г. | |
Рожденный | |
Умер | 7 февраля 1912 г. | ( 79 лет
Национальность | либерийский |
Род занятий | Педагог, писатель, дипломат, политик |
Известный | «Отец панафриканизма» Посол Либерии и политик |
Супруг | Сара Йейтс |
Партнер | Анна Эрскин |
Дети | Пэйтон Блайден |
Эдвард Уилмот Блайден (3 августа 1832 - 7 февраля 1912) был американо-либерийцем . [1] педагог, писатель, дипломат и политик, действовавший в основном в Западной Африке . Он родился в Датской Вест-Индии и присоединился к волне чернокожих иммигрантов из Америки , мигрировавших в Либерию . Блайден в течение пяти лет работал учителем в британской западноафриканской колонии Сьерра-Леоне в начале двадцатого века. [2] Его основные работы были посвящены панафриканизму , который позже стал влиятельным во всей Западной Африке, привлекая внимание и в таких странах, как Соединенные Штаты . Его идеи впоследствии оказали влияние на таких людей, как Маркус Гарви , Джордж Падмор и Кваме Нкрума . [3]
В юности Блайден был признан за свои таланты и целеустремленность; его обучал и наставлял Джон П. Нокс, американский протестантский священник в Санкт-Томасе , который поощрял его продолжить образование в Соединенных Штатах. В 1850 году Блайдену было отказано в приеме в три северные духовные семинарии из-за его расовой принадлежности. [4] Нокс посоветовал ему поехать в Либерию, колонию, созданную Американским колонизационным обществом для людей свободных цветных . Блайден эмигрировал в 1850 году и сделал там свою карьеру и жизнь. Он женился на представительнице известной семьи и вскоре начал работать журналистом. Идеи Блайдена остаются влиятельными и по сей день. [5]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Блайден родился 3 августа 1832 года в Сент-Томасе , Датская Вест-Индия (ныне известная как Американские Виргинские острова ), в семье свободных чернокожих родителей, заявлявших о своем происхождении от народа игбо , проживающего на территории современной Нигерии . [6] [7] Семья жила в англоязычном еврейском районе. [8] Между 1842 и 1845 годами семья жила в Порто-Белло, Венесуэла , где Блайден открыл для себя способности к языкам и стал свободно говорить по-испански . [9]
По словам историка Холлиса Р. Линча, в 1845 году Блайден встретил преподобного Джона П. Нокса, белого американца, который стал пастором протестантской голландской реформатской церкви Св. Фомы. [9] Блайден и его семья жили недалеко от церкви, и Нокс был впечатлен прилежным и умным мальчиком. Нокс стал его наставником, поощряя значительные способности Блайдена к ораторскому искусству и литературе. Главным образом из-за тесного общения с Ноксом молодой Блайден решил стать министром, чему способствовали его родители. [9]
В мае 1850 года Блайден в сопровождении жены преподобного Нокса отправился в Соединенные Штаты, чтобы поступить в Рутгерский теологический колледж, альма-матер Нокса . Ему было отказано в приеме из-за его расы. Попытки зачислить его в два других духовных колледжа также не увенчались успехом. Нокс призвал Блайдена поехать в Либерию , колонию, основанную в 1830-х годах Американским колонизационным обществом (ACS) в Западной Африке, где, по его мнению, Блайден сможет использовать свои таланты. [10] Позже в 1850 году Блайден отплыл в Либерию. Год спустя Блайден поступил в Александровскую среднюю школу в Монровии, где в свободное время изучал теологию, классику, географию, математику и иврит. При необходимости Блайден также исполнял обязанности директора школы, а в 1858 году он стал официальным директором Александровской средней школы. [11] В том же году Блайден был рукоположен в сан пресвитерианского священника. [11]
Начиная с 1860 года Блайден переписывался с Уильямом Юартом Гладстоном , который позже стал важным лидером либералов и премьер-министром Соединенного Королевства. Гладстон предложил Блайдену возможность учиться в Англии в 1861 году, но Блайден отказался из-за своих обязательств в Либерии. [12]
Брак, семья и наследие
[ редактировать ]
Блайден женился на Саре Йейтс, американо-либерийке из известной семьи Йейтс. [13] Она была дочерью Хилари Йейтс и его жены. Ее дядя по отцовской линии, Беверли Пейдж Йейтс , занимал пост вице-президента Либерии с 1856 по 1860 год при президенте Стивене Аллене Бенсоне . У Блайдена и Сары было трое детей.
Позже, прожив несколько лет во Фритауне , Сьерра-Леоне , Блайден имел долгосрочные отношения с Анной Эрскин, либерийкой из Клей-Эшленда , которая переехала во Фритаун в 1877 году. [14] Она была внучкой Джеймса Сприггса-Пейна , дважды избранного президентом Либерии . У Блайдена и Эрскина было пятеро детей. В 21 веке многие потомки Блайдена, живущие в Сьерра-Леоне, идентифицируют себя как часть креольского населения. Среди этих потомков - Сильвия Блайден , издатель Awareness Times .
Блайден умер 7 февраля 1912 года во Фритауне, Сьерра-Леоне, где он был похоронен на кладбище Ипподром . В честь него панафриканист XX века Джордж Падмор назвал свою дочь Блайден. [15]
Карьера
[ редактировать ]Вскоре после иммиграции в Либерию в 1850 году Блайден начал заниматься журналистикой. [16] Он начинал как корреспондент « Liberia Herald» (единственной газеты в Либерии в то время) и был назначен редактором с 1855 по 1856 год, в течение которого он также написал свою первую брошюру «Голос кровоточащей Африки». [17] Он также провел время в британских колониях в Западной Африке, особенно в Нигерии и Сьерра-Леоне , пишу для первых газет в обеих колониях. В Сьерра-Леоне он был основателем и редактором негритянской газеты в начале 1870-х годов. [17] Он поддерживал связи с Американским колонизационным обществом и публиковался в их африканском репозитории и колониальном журнале .
В 1861 году Блайден стал профессором греческого и латыни в Либерийском колледже . Он был выбран президентом колледжа и проработал в 1880–1884 годах, в период его расширения.
В качестве дипломата Блайден был послом Либерии в Великобритании и Франции . Он также побывал в Соединенных Штатах, где рассказал представителям крупных черных церквей о своей работе в Африке. Блайден считал, что чернокожие американцы могут положить конец страданиям от расовой дискриминации , вернувшись в Африку и помогая ее развитию. Его критиковали афроамериканцы, которые хотели получить полные гражданские права в своей родной стране, Соединенных Штатах, и не идентифицировали себя с Африкой. [18]
Предлагая искупительную роль афроамериканцев в Африке через то, что он называл эфиопством , Блайден сравнил их страдания в диаспоре со страданиями евреев ; проект XIX века он поддерживал сионистский по возвращению евреев в Палестину. [19] В своей книге «Израиль с точки зрения чернокожих американцев » Роберт Г. Вейсборд и Ричард Казарян пишут, что в своей брошюре «Еврейский вопрос» (опубликованной в 1898 году, через год после Первого сионистского конгресса) Блайден описывает, что во время путешествия по Ближнему Востоку в 1866 году он хотел поехать в «первоначальный дом евреев – увидеть Иерусалим и гору Сион, радость всей земли». Находясь в Иерусалиме, он посетил Стену Плача. Блайден выступал за еврейское заселение Палестины и упрекал евреев за то, что они не воспользовались возможностью жить на своей древней родине. Блайден был знаком с Теодором Герцлем и его книгой «Еврейское государство» и хвалил ее за выражение идей, которые «дали такой импульс реальной работе евреев, что окажет огромное влияние на их будущую историю». [20]
Позже Блайден увлекся исламом это более «африканская» религия, чем христианство и пришел к выводу, что для афроамериканцев и американо-либерийцев .
Участвуя в развитии страны, Блайден был назначен государственным секретарем Либерии (1862–64). Позже он был назначен министром внутренних дел (1880–82). [21] Блайден участвовал в президентских выборах 1885 года от Республиканской партии , но проиграл действующей президенту Хилари Р.В. Джонсон .
С 1901 по 1906 год Блайден руководил образованием сьерра-леонских мусульман в учреждении Сьерра-Леоне, где он жил во Фритауне . Именно тогда у него были отношения с Анной Эрскин; у них было пятеро детей. [22] В этот период он увлекся исламом, рекомендуя его афроамериканцам как основную религию, наиболее соответствующую их историческим корням в Африке. [19]
Сочинения
[ редактировать ]
Некоторые считают Блайдена как писателя «отцом панафриканизма » и одним из первых людей, сформулировавших понятие «африканская личность» и уникальность «африканской расы». [3] Его идеи повлияли на многих деятелей двадцатого века, включая Маркуса Гарви , Джорджа Падмора и Кваме Нкруму . [3] Его главная работа « Христианство, ислам и негритянская раса » (1887 г.) продвигала идею о том, что исповедание ислама приносит африканцам больше объединения и удовлетворения, чем христианство . Блайден считал, что исповедание христианства деморализует африканцев, хотя он продолжал оставаться христианином. Он считал, что ислам более подлинно африканский, поскольку он был принесен в районы к югу от Сахары людьми из Северной Африки.
Его книга быстро стала спорной. Сначала многие люди не поверили, что это написал африканец; его продвижение ислама было оспорено. В более поздних изданиях Блайден включил свою фотографию на фронтиспис. [23]
В его книгу входило следующее:
«Давайте покончим с чувством расы. Давайте покончим с нашей африканской индивидуальностью и потеряемся, если возможно, в другой расе». Это столь же мудро и философски, как сказать: давайте покончим с гравитацией, с жарой и холодом, с солнечным светом и дождем. Конечно, раса, в которую будут поглощены эти люди, является доминирующей расой, перед которой, в угодливом самоотречении и постыдном самоподавлении, они лежат в ниц в восхищении.
Из-за своей веры в эфиопизм и в то, что афроамериканцы могут вернуться в Африку и помочь в восстановлении континента, Блайден рассматривал сионизм как модель, на которую можно равняться, и поддерживал создание еврейского государства в Израиле , восхваляя Теодора Герцля как создателя. «того чудесного движения под названием сионизм ». Герцль умер в 1908 году, примерно за 44 года до арабо-израильской войны 1948 года . [24] [3]
Работает
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Зов провидения потомкам Африки в Америке», беседа, произнесенная перед цветными общинами в городах Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Гаррисберг летом 1862 года, в « Подношениях Либерии: обращения, проповеди и т. д.» , Новый Йорк: Джон А. Грей, 1862.
- Христианство, ислам и негритянская раса , Лондон, WB Whittingham & Co., 1887; 2-е издание 1888 г.; Издательство Эдинбургского университета, 3-е издание, 1967 г.; переиздание издания 1888 года, Балтимор, Мэриленд: Black Classic Press , 1994 (издание в Googlebooks).
- Африканская жизнь и обычаи , Лондон: CM Phillips, 1908; перепечатка Балтимор, Мэриленд: Black Classic Press, 1994.
- Западная Африка до Европы: и другие обращения, произнесенные в Англии в 1901 и 1903 годах , Лондон: CM Phillips, 1905.
Эссе и выступления
[ редактировать ]- «Африка для африканцев», African Repository and Colonial Journal , Вашингтон, округ Колумбия: январь 1872 г.
- «Зов провидения потомкам Африки в Америке», беседа, произнесенная перед цветными общинами в городах Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Гаррисберг летом 1862 года, в « Подношениях Либерии: обращения, проповеди и т. д.». , Нью-Йорк: Джон А. Грей, 1862.
- «Элементы постоянного влияния» , Речь, произнесенная в 15-й пресвитерианской церкви Св. Вашингтона, округ Колумбия, воскресенье, 16 февраля 1890 года, Вашингтон, округ Колумбия: Р. Л. Пендлтон (опубликовано по запросу), 1890 (размещено в Виртуальном музее Эдварда В. Блайден).
- «Либерия как средство, а не цель», Речь о независимости Либерии: 26 июля 1867 г.; Африканский репозиторий и колониальный журнал , Вашингтон, округ Колумбия: ноябрь 1867 г.
- «Негр в древней истории, Либерия: прошлое, настоящее и будущее», Methodist Quarterly Review , Вашингтон, округ Колумбия: M'Gill & Witherow Printer.
- «Происхождение и цель африканской колонизации», речь, произнесенная на 66-й годовщине Американского колонизационного общества , Вашингтон, округ Колумбия, 14 января 1883 г., Вашингтон, 1883 г.
- Э. У. Блайден, Массачусетс, Отчет об экспедиции Фалаба 1872 года , адресованный Его Превосходительству губернатору Дж. Поупу Хеннесси, CMG, опубликовано авторитетным органом Фритауна, Сьерра-Леоне. Напечатано в правительственной канцелярии, 1872 г.
- «Либерия к столетнему юбилею Америки», Methodist Quarterly Review , июль 1877 г.
- «Америка в Африке», Christian Advocate I, 28 июля 1898 г., II, 4 августа 1898 г.
- «Негр в Соединенных Штатах», AME Church Review , январь 1900 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер, Марк; да Силва, Орта (2018). «Глава первая: Нет свидетелей? Поселение евреев вдоль западного побережья Африки». Родина и диаспора: перспективы еврейской культуры в Средиземноморье и за его пределами . Издательство Кембриджских ученых. стр. 2–16 . ISBN 978-1-5275-0783-8 . Первоначально опубликовано издательством Cambridge Scholars Publishing (2018).
- ^ Линч, Холлис. «ЭДВАРД УИЛМОТ БЛАЙДЕН: ПАННЕГРИТСКИЙ ПАТРИОТ ИЗ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА» . Новый мировой журнал . 1В (1) . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мартин, Г. (23 декабря 2012 г.). Африканская политическая мысль . Спрингер. ISBN 9781137062055 .
- ^ Блайден, Рут (27 октября 2007 г.). «Блайден, Эдвард Уилмот (1832–1912)» . Blackpast.org . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Коньерс, Джеймс (2009). «Эдвард Уилмот Блайден и африканская личность: беседа об африканской культурной идентичности» . Расовая структура и радикальная политика в африканской диаспоре . Рутледж. стр. 143–160. дои : 10.4324/9781315127972-8 . ISBN 978-1-315-12797-2 . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ «Эдвард Уилмот Блайден» . Интернет-энциклопедия Microsoft Encarta . Архивировано из оригинала 31 октября 2009 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Эдвард Уилмот Блайден: отец панафриканизма (3 августа 1832 г. - 7 февраля 1912 г.)» . Awareness Times (Сьерра-Леоне). 2 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2005 г. Проверено 24 августа 2008 г.
- ^ Биллингсли, Эндрю (декабрь 1970 г.). «Эдвард Блайден: апостол черноты» . Черный ученый . 2 (4): 2–12. дои : 10.1080/00064246.1970.11431019 . ISSN 0006-4246 .
- ^ Перейти обратно: а б с Холлис Р. Линч, Эдвард Уилмот Блайден: паннегритянский патриот, 1832–1912 гг ., Нью-Йорк: Oxford University Press, 1967, стр. 4.
- ^ Линч, Эдвард Уилмот Блайден , 1967.
- ^ Перейти обратно: а б Р., Линч, Холлис (1970). Эдвард Уилмот Блайден: Паннегритянский патриот, 1832–1912 гг . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-536546-7 . OCLC 609831842 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Линч, Избранные письма Эдварда Уилмота Блайдена , 1978.
- ^ «Эдвард Уилмот Блайден о Либерии» . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Хиггс, Кэтрин; Мосс, Барбара А.; Фергюсон, Эрлин Рэй (2002). Шаг вперед: чернокожие женщины в Африке и Америке . Издательство Университета Огайо. ISBN 9780821414552 .
- ^ Хукер, Джеймс Ральф, Черный революционер: путь Джорджа Падмора от коммунизма к панафриканизму , Лондон: Pall Mall Press, 1967; Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1967, стр. 4–5.
- ^ «1847–1871 | История Либерии: хронология | Статьи и очерки | Карты Либерии, 1830–1870 годы | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Р., Линч, Холлис (1970). Эдвард Уилмот Блайден: Паннегритянский патриот, 1832–1912 гг . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-536546-7 . OCLC 609831842 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сообщение Руноко Рашиди, «Африка для африканцев» , Глобальное африканское сообщество - персональный веб-сайт, 1998. Проверено 3 января 2011.
- ^ Перейти обратно: а б Черный Сион: религиозные встречи афроамериканцев с иудаизмом , под редакцией Ивонн Широ, Натаниэля Дойча; Издательство Оксфордского университета, 1999, электронная книга Google, стр. 15.
- ^ Вейсборд, Роберт Г. (1985). Израиль глазами чернокожих американцев . Казарян, Ричард. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-24016-7 . ОСЛК 10914831 .
- ^ Беньямин, Нойбергер (1988). Ранний африканский национализм, иудаизм и сионизм: Эдвард Уилмот Блайден . Центр африканских исследований Кейптаунского университета. OCLC 86065931 .
- ^ «Эдвард Уилмот Блайден: Голос из кровоточащей Африки» . Страница Кентаке . 3 августа 2015 г. Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Блайден, Элуэмуно-Чукуэмека Р., «Эдвард Уилмот Блайден и африканизм в Америке» , Виртуальный музей жизни и творчества Эдварда Уилмота Блайдена (1832–1912) , 1995, Колумбийский университет. Проверено 3 января 2011 г.
- ^ Борнштейн, Джордж, «Цвета Сиона: черный, еврейский и ирландский национализмы на рубеже веков» , Modernism/modernity 12.3 (2005), Johns Hopkins University Press, стр. 369–84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Эдварда Уилмота Блайдена в Открытой библиотеке
- Африканский репозиторий и колониальный журнал , Интернет-архив, выпуски в Интернете
- 1832 рождения
- 1912 смертей
- Либерийские писатели XIX века
- Либерийские писатели XX века
- Американо-либерийский народ
- Американо-либерийцы происхождения игбо
- Преподаватели классики
- Англоязычные писатели
- Министры иностранных дел Либерии
- Министры внутренних дел Либерии
- Либерийские христиане
- Либерийские панафриканисты
- Либерийские христианские сионисты
- Люди из Сент-Томаса, Виргинские острова США
- Президенты Университета Либерии
- Министры внутренних дел (Либерия)
- Сьерра-Леоне креолы
- Сьерра-Леонские ученые
- Христиане Сьерра-Леоне
- Сьерра-Леонские панафриканисты
- Академический состав Университета Либерии
- Люди из Датской Вест-Индии