Jump to content

Эдвард Уилмот Блайден

Эдвард Уилмот Блайден
Блайден ок. 1887 г.
Рожденный ( 1832-08-03 ) 3 августа 1832 г.
Умер 7 февраля 1912 г. ) ( 1912-02-07 ) ( 79 лет
Национальность либерийский
Род занятий Педагог, писатель, дипломат, политик
Известный «Отец панафриканизма»
Посол Либерии и политик
Супруг Сара Йейтс
Партнер Анна Эрскин
Дети Пэйтон Блайден

Эдвард Уилмот Блайден (3 августа 1832 - 7 февраля 1912) был американо-либерийцем . [1] педагог, писатель, дипломат и политик, действовавший в основном в Западной Африке . Он родился в Датской Вест-Индии и присоединился к волне чернокожих иммигрантов из Америки , мигрировавших в Либерию . Блайден в течение пяти лет работал учителем в британской западноафриканской колонии Сьерра-Леоне в начале двадцатого века. [2] Его основные работы были посвящены панафриканизму , который позже стал влиятельным во всей Западной Африке, привлекая внимание и в таких странах, как Соединенные Штаты . Его идеи впоследствии оказали влияние на таких людей, как Маркус Гарви , Джордж Падмор и Кваме Нкрума . [3]

В юности Блайден был признан за свои таланты и целеустремленность; его обучал и наставлял Джон П. Нокс, американский протестантский священник в Санкт-Томасе , который поощрял его продолжить образование в Соединенных Штатах. В 1850 году Блайдену было отказано в приеме в три северные духовные семинарии из-за его расовой принадлежности. [4] Нокс посоветовал ему поехать в Либерию, колонию, созданную Американским колонизационным обществом для людей свободных цветных . Блайден эмигрировал в 1850 году и сделал там свою карьеру и жизнь. Он женился на представительнице известной семьи и вскоре начал работать журналистом. Идеи Блайдена остаются влиятельными и по сей день. [5]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Блайден родился 3 августа 1832 года в Сент-Томасе , Датская Вест-Индия (ныне известная как Американские Виргинские острова ), в семье свободных чернокожих родителей, заявлявших о своем происхождении от народа игбо , проживающего на территории современной Нигерии . [6] [7] Семья жила в англоязычном еврейском районе. [8] Между 1842 и 1845 годами семья жила в Порто-Белло, Венесуэла , где Блайден открыл для себя способности к языкам и стал свободно говорить по-испански . [9]

По словам историка Холлиса Р. Линча, в 1845 году Блайден встретил преподобного Джона П. Нокса, белого американца, который стал пастором протестантской голландской реформатской церкви Св. Фомы. [9] Блайден и его семья жили недалеко от церкви, и Нокс был впечатлен прилежным и умным мальчиком. Нокс стал его наставником, поощряя значительные способности Блайдена к ораторскому искусству и литературе. Главным образом из-за тесного общения с Ноксом молодой Блайден решил стать министром, чему способствовали его родители. [9]

В мае 1850 года Блайден в сопровождении жены преподобного Нокса отправился в Соединенные Штаты, чтобы поступить в Рутгерский теологический колледж, альма-матер Нокса . Ему было отказано в приеме из-за его расы. Попытки зачислить его в два других духовных колледжа также не увенчались успехом. Нокс призвал Блайдена поехать в Либерию , колонию, основанную в 1830-х годах Американским колонизационным обществом (ACS) в Западной Африке, где, по его мнению, Блайден сможет использовать свои таланты. [10] Позже в 1850 году Блайден отплыл в Либерию. Год спустя Блайден поступил в Александровскую среднюю школу в Монровии, где в свободное время изучал теологию, классику, географию, математику и иврит. При необходимости Блайден также исполнял обязанности директора школы, а в 1858 году он стал официальным директором Александровской средней школы. [11] В том же году Блайден был рукоположен в сан пресвитерианского священника. [11]

Начиная с 1860 года Блайден переписывался с Уильямом Юартом Гладстоном , который позже стал важным лидером либералов и премьер-министром Соединенного Королевства. Гладстон предложил Блайдену возможность учиться в Англии в 1861 году, но Блайден отказался из-за своих обязательств в Либерии. [12]

Брак, семья и наследие

[ редактировать ]
Блайден в Лондоне ок. 1860-е годы

Блайден женился на Саре Йейтс, американо-либерийке из известной семьи Йейтс. [13] Она была дочерью Хилари Йейтс и его жены. Ее дядя по отцовской линии, Беверли Пейдж Йейтс , занимал пост вице-президента Либерии с 1856 по 1860 год при президенте Стивене Аллене Бенсоне . У Блайдена и Сары было трое детей.

Позже, прожив несколько лет во Фритауне , Сьерра-Леоне , Блайден имел долгосрочные отношения с Анной Эрскин, либерийкой из Клей-Эшленда , которая переехала во Фритаун в 1877 году. [14] Она была внучкой Джеймса Сприггса-Пейна , дважды избранного президентом Либерии . У Блайдена и Эрскина было пятеро детей. В 21 веке многие потомки Блайдена, живущие в Сьерра-Леоне, идентифицируют себя как часть креольского населения. Среди этих потомков - Сильвия Блайден , издатель Awareness Times .

Блайден умер 7 февраля 1912 года во Фритауне, Сьерра-Леоне, где он был похоронен на кладбище Ипподром . В честь него панафриканист XX века Джордж Падмор назвал свою дочь Блайден. [15]

Вскоре после иммиграции в Либерию в 1850 году Блайден начал заниматься журналистикой. [16] Он начинал как корреспондент « Liberia Herald» (единственной газеты в Либерии в то время) и был назначен редактором с 1855 по 1856 год, в течение которого он также написал свою первую брошюру «Голос кровоточащей Африки». [17] Он также провел время в британских колониях в Западной Африке, особенно в Нигерии и Сьерра-Леоне , пишу для первых газет в обеих колониях. В Сьерра-Леоне он был основателем и редактором негритянской газеты в начале 1870-х годов. [17] Он поддерживал связи с Американским колонизационным обществом и публиковался в их африканском репозитории и колониальном журнале .

В 1861 году Блайден стал профессором греческого и латыни в Либерийском колледже . Он был выбран президентом колледжа и проработал в 1880–1884 годах, в период его расширения.

В качестве дипломата Блайден был послом Либерии в Великобритании и Франции . Он также побывал в Соединенных Штатах, где рассказал представителям крупных черных церквей о своей работе в Африке. Блайден считал, что чернокожие американцы могут положить конец страданиям от расовой дискриминации , вернувшись в Африку и помогая ее развитию. Его критиковали афроамериканцы, которые хотели получить полные гражданские права в своей родной стране, Соединенных Штатах, и не идентифицировали себя с Африкой. [18]

Предлагая искупительную роль афроамериканцев в Африке через то, что он называл эфиопством , Блайден сравнил их страдания в диаспоре со страданиями евреев ; проект XIX века он поддерживал сионистский по возвращению евреев в Палестину. [19] В своей книге «Израиль с точки зрения чернокожих американцев » Роберт Г. Вейсборд и Ричард Казарян пишут, что в своей брошюре «Еврейский вопрос» (опубликованной в 1898 году, через год после Первого сионистского конгресса) Блайден описывает, что во время путешествия по Ближнему Востоку в 1866 году он хотел поехать в «первоначальный дом евреев – увидеть Иерусалим и гору Сион, радость всей земли». Находясь в Иерусалиме, он посетил Стену Плача. Блайден выступал за еврейское заселение Палестины и упрекал евреев за то, что они не воспользовались возможностью жить на своей древней родине. Блайден был знаком с Теодором Герцлем и его книгой «Еврейское государство» и хвалил ее за выражение идей, которые «дали такой импульс реальной работе евреев, что окажет огромное влияние на их будущую историю». [20]

Позже Блайден увлекся исламом это более «африканская» религия, чем христианство и пришел к выводу, что для афроамериканцев и американо-либерийцев .

Участвуя в развитии страны, Блайден был назначен государственным секретарем Либерии (1862–64). Позже он был назначен министром внутренних дел (1880–82). [21] Блайден участвовал в президентских выборах 1885 года от Республиканской партии , но проиграл действующей президенту Хилари Р.В. Джонсон .

С 1901 по 1906 год Блайден руководил образованием сьерра-леонских мусульман в учреждении Сьерра-Леоне, где он жил во Фритауне . Именно тогда у него были отношения с Анной Эрскин; у них было пятеро детей. [22] В этот период он увлекся исламом, рекомендуя его афроамериканцам как основную религию, наиболее соответствующую их историческим корням в Африке. [19]

Сочинения

[ редактировать ]
Блайден ок. 1900 – ок. 1904 год

Некоторые считают Блайдена как писателя «отцом панафриканизма » и одним из первых людей, сформулировавших понятие «африканская личность» и уникальность «африканской расы». [3] Его идеи повлияли на многих деятелей двадцатого века, включая Маркуса Гарви , Джорджа Падмора и Кваме Нкруму . [3] Его главная работа « Христианство, ислам и негритянская раса » (1887 г.) продвигала идею о том, что исповедание ислама приносит африканцам больше объединения и удовлетворения, чем христианство . Блайден считал, что исповедание христианства деморализует африканцев, хотя он продолжал оставаться христианином. Он считал, что ислам более подлинно африканский, поскольку он был принесен в районы к югу от Сахары людьми из Северной Африки.

Его книга быстро стала спорной. Сначала многие люди не поверили, что это написал африканец; его продвижение ислама было оспорено. В более поздних изданиях Блайден включил свою фотографию на фронтиспис. [23]

В его книгу входило следующее:

«Давайте покончим с чувством расы. Давайте покончим с нашей африканской индивидуальностью и потеряемся, если возможно, в другой расе». Это столь же мудро и философски, как сказать: давайте покончим с гравитацией, с жарой и холодом, с солнечным светом и дождем. Конечно, раса, в которую будут поглощены эти люди, является доминирующей расой, перед которой, в угодливом самоотречении и постыдном самоподавлении, они лежат в ниц в восхищении.

Из-за своей веры в эфиопизм и в то, что афроамериканцы могут вернуться в Африку и помочь в восстановлении континента, Блайден рассматривал сионизм как модель, на которую можно равняться, и поддерживал создание еврейского государства в Израиле , восхваляя Теодора Герцля как создателя. «того чудесного движения под названием сионизм ». Герцль умер в 1908 году, примерно за 44 года до арабо-израильской войны 1948 года . [24] [3]

Работает

[ редактировать ]

Эссе и выступления

[ редактировать ]
  • «Африка для африканцев», African Repository and Colonial Journal , Вашингтон, округ Колумбия: январь 1872 г.
  • «Зов провидения потомкам Африки в Америке», беседа, произнесенная перед цветными общинами в городах Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Гаррисберг летом 1862 года, в « Подношениях Либерии: обращения, проповеди и т. д.». , Нью-Йорк: Джон А. Грей, 1862.
  • «Элементы постоянного влияния» , Речь, произнесенная в 15-й пресвитерианской церкви Св. Вашингтона, округ Колумбия, воскресенье, 16 февраля 1890 года, Вашингтон, округ Колумбия: Р. Л. Пендлтон (опубликовано по запросу), 1890 (размещено в Виртуальном музее Эдварда В. Блайден).
  • «Либерия как средство, а не цель», Речь о независимости Либерии: 26 июля 1867 г.; Африканский репозиторий и колониальный журнал , Вашингтон, округ Колумбия: ноябрь 1867 г.
  • «Негр в древней истории, Либерия: прошлое, настоящее и будущее», Methodist Quarterly Review , Вашингтон, округ Колумбия: M'Gill & Witherow Printer.
  • «Происхождение и цель африканской колонизации», речь, произнесенная на 66-й годовщине Американского колонизационного общества , Вашингтон, округ Колумбия, 14 января 1883 г., Вашингтон, 1883 г.
  • Э. У. Блайден, Массачусетс, Отчет об экспедиции Фалаба 1872 года , адресованный Его Превосходительству губернатору Дж. Поупу Хеннесси, CMG, опубликовано авторитетным органом Фритауна, Сьерра-Леоне. Напечатано в правительственной канцелярии, 1872 г.
  • «Либерия к столетнему юбилею Америки», Methodist Quarterly Review , июль 1877 г.
  • «Америка в Африке», Christian Advocate I, 28 июля 1898 г., II, 4 августа 1898 г.
  • «Негр в Соединенных Штатах», AME Church Review , январь 1900 г.

См. также

[ редактировать ]

Панафриканизм

  1. ^ Питер, Марк; да Силва, Орта (2018). «Глава первая: Нет свидетелей? Поселение евреев вдоль западного побережья Африки». Родина и диаспора: перспективы еврейской культуры в Средиземноморье и за его пределами . Издательство Кембриджских ученых. стр. 2–16 . ISBN  978-1-5275-0783-8 . Первоначально опубликовано издательством Cambridge Scholars Publishing (2018).
  2. ^ Линч, Холлис. «ЭДВАРД УИЛМОТ БЛАЙДЕН: ПАННЕГРИТСКИЙ ПАТРИОТ ИЗ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА» . Новый мировой журнал . (1) . Проверено 12 июля 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Мартин, Г. (23 декабря 2012 г.). Африканская политическая мысль . Спрингер. ISBN  9781137062055 .
  4. ^ Блайден, Рут (27 октября 2007 г.). «Блайден, Эдвард Уилмот (1832–1912)» . Blackpast.org . Проверено 28 июня 2024 г.
  5. ^ Коньерс, Джеймс (2009). «Эдвард Уилмот Блайден и африканская личность: беседа об африканской культурной идентичности» . Расовая структура и радикальная политика в африканской диаспоре . Рутледж. стр. 143–160. дои : 10.4324/9781315127972-8 . ISBN  978-1-315-12797-2 . Проверено 12 июля 2023 г.
  6. ^ «Эдвард Уилмот Блайден» . Интернет-энциклопедия Microsoft Encarta . Архивировано из оригинала 31 октября 2009 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
  7. ^ «Эдвард Уилмот Блайден: отец панафриканизма (3 августа 1832 г. - 7 февраля 1912 г.)» . Awareness Times (Сьерра-Леоне). 2 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2005 г. Проверено 24 августа 2008 г.
  8. ^ Биллингсли, Эндрю (декабрь 1970 г.). «Эдвард Блайден: апостол черноты» . Черный ученый . 2 (4): 2–12. дои : 10.1080/00064246.1970.11431019 . ISSN   0006-4246 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Холлис Р. Линч, Эдвард Уилмот Блайден: паннегритянский патриот, 1832–1912 гг ., Нью-Йорк: Oxford University Press, 1967, стр. 4.
  10. ^ Линч, Эдвард Уилмот Блайден , 1967.
  11. ^ Перейти обратно: а б Р., Линч, Холлис (1970). Эдвард Уилмот Блайден: Паннегритянский патриот, 1832–1912 гг . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0-19-536546-7 . OCLC   609831842 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Линч, Избранные письма Эдварда Уилмота Блайдена , 1978.
  13. ^ «Эдвард Уилмот Блайден о Либерии» . Проверено 12 июля 2023 г.
  14. ^ Хиггс, Кэтрин; Мосс, Барбара А.; Фергюсон, Эрлин Рэй (2002). Шаг вперед: чернокожие женщины в Африке и Америке . Издательство Университета Огайо. ISBN  9780821414552 .
  15. ^ Хукер, Джеймс Ральф, Черный революционер: путь Джорджа Падмора от коммунизма к панафриканизму , Лондон: Pall Mall Press, 1967; Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1967, стр. 4–5.
  16. ^ «1847–1871 | История Либерии: хронология | Статьи и очерки | Карты Либерии, 1830–1870 годы | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США . Проверено 12 июля 2023 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Р., Линч, Холлис (1970). Эдвард Уилмот Блайден: Паннегритянский патриот, 1832–1912 гг . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0-19-536546-7 . OCLC   609831842 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Сообщение Руноко Рашиди, «Африка для африканцев» , Глобальное африканское сообщество - персональный веб-сайт, 1998. Проверено 3 января 2011.
  19. ^ Перейти обратно: а б Черный Сион: религиозные встречи афроамериканцев с иудаизмом , под редакцией Ивонн Широ, Натаниэля Дойча; Издательство Оксфордского университета, 1999, электронная книга Google, стр. 15.
  20. ^ Вейсборд, Роберт Г. (1985). Израиль глазами чернокожих американцев . Казарян, Ричард. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  0-313-24016-7 . ОСЛК   10914831 .
  21. ^ Беньямин, Нойбергер (1988). Ранний африканский национализм, иудаизм и сионизм: Эдвард Уилмот Блайден . Центр африканских исследований Кейптаунского университета. OCLC   86065931 .
  22. ^ «Эдвард Уилмот Блайден: Голос из кровоточащей Африки» . Страница Кентаке . 3 августа 2015 г. Проверено 26 января 2019 г.
  23. ^ Блайден, Элуэмуно-Чукуэмека Р., «Эдвард Уилмот Блайден и африканизм в Америке» , Виртуальный музей жизни и творчества Эдварда Уилмота Блайдена (1832–1912) , 1995, Колумбийский университет. Проверено 3 января 2011 г.
  24. ^ Борнштейн, Джордж, «Цвета Сиона: черный, еврейский и ирландский национализмы на рубеже веков» , Modernism/modernity 12.3 (2005), Johns Hopkins University Press, стр. 369–84.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c04212814e5c4c0543526c9f4a33a3f3__1722733560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/f3/c04212814e5c4c0543526c9f4a33a3f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edward Wilmot Blyden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)