Jump to content

Год Африки

Будущие замбийцы бросают вызов Консервативной партии политику Иэну Маклеоду в Северной Родезии .

1960 год называют Годом Африки из-за ряда событий, произошедших в течение года (в основном обретения независимости семнадцатью африканскими странами), которые подчеркнули растущие панафриканские настроения на континенте. Этот год стал кульминацией движения за независимость Африки и последующим превращением Африки в крупную силу в Организации Объединенных Наций. Эти быстрые политические события привели к спекуляциям и надеждам на будущее Африки в целом; однако в то же время континент начал сталкиваться с реалиями постколониального насилия. В этом году также началось вооруженное противостояние южноафриканскому правительству апартеида , имеющее политические последствия в Африке и во всем мире. В течение года все колонии Французской Западной Африки и Французской Экваториальной Африки стали независимыми.

Источник

[ редактировать ]
Неделя баррикад : январь 1960 года, Алжир.

О.Х. Моррис из британского Министерства колоний предсказал в начале января, что «1960 год станет годом Африки». [1] Фраза «год Африки» также использовалась Ральфом Банчем 16 февраля 1960 года. Банч ожидал, что многие государства достигнут независимости в этом году из-за «почти взрывной скорости, с которой народы Африки во всех секторах выходят из колониализма». ." [2] Концепция «Года Африки» привлекла внимание международных средств массовой информации. [3]

На мифологию года также повлияла речь «Ветер перемен» , произнесенная 3 февраля 1960 года Гарольдом Макмилланом . Выступая в Кейптауне , Макмиллан признал, что имперским державам будет трудно продолжать контролировать свои колонии. [4] Эта речь представляла собой признание британской политической элиты того, что Британская империя распалась и ее невозможно сохранить. Это вызвало реакцию со стороны лоялистского крыла Консервативной партии ; см. Консервативный клуб понедельника . Африканцы также отреагировали. По словам министра иностранных дел Гвинеи Кабы Сори: [5]

«Ветер перемен», о котором недавно упомянул премьер-министр Макмиллан, грозит вскоре превратиться в ураган... Оружие и штыки больше не могут победить перед лицом сильной совести населения Африки, которое полно решимости положить конец конец колониализму.

Независимость

[ редактировать ]

В течение 1960 года число независимых стран выросло с девяти (с населением 95 миллионов) до двадцати шести (с населением 180 миллионов), получив независимость от Бельгии , Франции, Италии и Великобритании. [6]

Из Франции

[ редактировать ]

В ответ на нарастающий конфликт в Алжире — особенно кризис в мае 1958 года — Франция создала новую конституцию в 1958 году. Эта конституция сделала колониальные государства частью « Французского сообщества » ( La Communauté ), которое реструктурировало Французскую империю как своего рода федерацию. [7] К соглашению присоединились все государства-члены, за исключением Гвинеи, которая получила независимость в 1958 году, отказавшись присоединиться к Сообществу . Его решение привело к тому, что Франция прекратила всякую поддержку, но создала прецедент для других французских колоний. [8] В декабре 1959 года вернувшийся французский лидер Шарль де Голль согласился, что государства-члены могут получить независимость, если захотят. [9] Все это произошло, причем гораздо быстрее, чем ожидала Франция. [10]

Эти страны остались в сфере влияния Франции, особенно в экономическом плане. [11] Франция также выступила посредником в политических соглашениях с Федерацией Мали и Мадагаскаром, отказавшись от мандата, согласно которому выход из Французского сообщества приведет к прекращению политических связей (как это произошло с Гвинеей). [12] Таким образом, французские компании приняли это соглашение, потому что они сохраняли хорошие возможности для получения прибыли от новых независимых стран, которые также продолжали использовать колониальные франки (КФА) . [13]

Новые конституции, созданные этими странами, используют некоторые идеи Конституции Франции, включая ценности демократии и универсальных прав, а также парламентскую систему с сильной исполнительной властью. ООН Они также иногда используют формулировки из Всеобщей декларации прав человека . Все они ставят панафриканизм выше национализма . [14]

Из Италии и Великобритании

[ редактировать ]

Две страны добились независимости от Британской империи в 1960 году: Сомали посредством объединения Британского Сомалиленда и подопечной территории Сомали и Нигерия .

26 июня (также в день независимости Мадагаскара) Британский Сомалиленд стал независимым государством Сомалиленд . Пять дней спустя он объединился с итальянской подопечной территорией Сомали и 1 июля создал Сомалийскую Республику. [15]

Нигерия имела самое большое население и лучшую экономику на континенте. Он стал независимым 1 октября. [16]

Также в 1960 году Доминион Гана проголосовал за то, чтобы стать республикой , тем самым положив конец правлению королевы Елизаветы II в 1957–1960 годах в качестве королевы Ганы . Всемирно известный панафриканист Кваме Нкрума , бывший премьер-министр, был одновременно избран президентом 27 апреля 1960 года. [17]

Из Бельгии

[ редактировать ]
Лумумба в Брюсселе, январь 1960 года.

Конголезцы активно агитировали за независимость, и в начале 1960 года Патрис Лумумба был заключен в тюрьму за подстрекательство к беспорядкам в 1959 году. Признавая, что Конго собирается стать независимой, Бельгия освободила Лумумбу и разрешила ему присутствовать на конференции в Брюсселе с 18 до 27 января. На конференции 30 июня было объявлено Днем независимости Республики Конго . Лумумба получил большое большинство голосов на майских выборах и 30 июня стал премьер-министром страны. [18] Дух этого события вдохновил знаменитого конголезского музыканта Ле Гран Калле на написание песни « Indépendance Cha Cha », ставшей панафриканским хитом.

Страна вскоре погрузилась в хаос, а 14 сентября Лумумба был свергнут. Впоследствии он был подвергнут пыткам и казнен. [19] Последующий период нестабильности иногда называют кризисом в Конго .

События в Конго побудили лондонскую газету Daily Express , которая последовательно поддерживала колониализм, осудить «Год Африки» и призвать 1961 год стать «годом реализма». [20]

«Убийство в Шарпевиле», Годфри Рубенс - резня в Шарпевиле привлекла внимание всего мира к апартеиду.

Резня в Шарпевиле в Южной Африке произошла 21 марта 1960 года, вызвав массовое подпольное сопротивление, а также международные демонстрации солидарности. [21] Это событие иногда называют началом всемирной борьбы против апартеида . [22] Южноафриканские активисты и ученые описывают это как поворотный момент в сопротивлении, знаменующий конец ненасилия и либерализма. [23] Некоторые говорят, что самое большое влияние оказало то, что белые южноафриканцы осознали жестокость, с которой подавляются политические чернокожие. [24]

5 октября в Южной Африке прошел референдум , отменивший монархию, что привело к выходу Южной Африки из Содружества Наций в следующем году из-за ее расовой политики.

Объединенные Нации

[ редактировать ]

В октябре президент Ганы Кваме Нкрума выступил с обращением к Организации Объединенных Наций, в котором обсудил роль Африки в мире и будущую роль мира в Африке. [25] Нкрума заявил о новой власти Африки, полагая, что она не желает мести европейским странам, колонизировавшим континент, но, тем не менее, будет настаивать на свободе:

Одним из кардинальных фактов нашего времени является огромное влияние пробуждения Африки на современный мир. Текущая волна африканского национализма сметает все на своем пути и бросает вызов колониальным державам, требуя справедливого возмещения за годы несправедливости и преступлений, совершенных против нашего континента.
Но Африка не ищет мести. Затаить злобу против самой ее природы. Более двух миллионов наших людей взывают одним голосом огромной силы. И что они говорят? Мы не просим смерти для наших угнетателей; мы не желаем зла нашим рабовладельцам; мы выдвигаем справедливое и позитивное требование; наш голос гремит над океанами и горами, над холмами и долинами, в пустынных местах и ​​на огромных пространствах обитания человечества, и он взывает к свободе Африки. Африка хочет своей свободы. Африка должна быть свободной. Это простой призыв, но это также сигнал, предупреждающий тех, кто склонен его игнорировать. [26]

Нкрума призвал положить конец превосходству белых , особенно в Южной Африке. [27] Во введении к печатному тексту речи WEB Du Bois пишет: «...не может быть сомнения, что Кваме Нкрума является Голосом Африки. То есть, что более точно, чем любой другой живой человек, он выражает мысли и идеалы. темного континента и что этот континент выходит на передний план в мировых делах». [28]

14 декабря 1960 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам . В этом заявлении подтверждается, что «все народы имеют право на самоопределение» и что правление внешних держав представляет собой нарушение прав человека. Заявление было принято без голосов против. Соединенные Штаты и семь других колониальных держав воздержались; Зельма Джордж , афроамериканка из делегации США, встала, чтобы выразить свою поддержку Декларации. [29]

[ редактировать ]

Вторая Всеафриканская конференция народов , проходившая с 25 по 31 января, призвала к полной независимости Африки и созданию африканского банка. [30] [31]

На летних Олимпийских играх 1960 года в Риме эфиопский бегун Абебе Бикила выиграл марафон и стал первым чернокожим африканцем, получившим олимпийскую золотую медаль. Его достижение усилило африканскую гордость и глобальное внимание к континенту. [32] [33]

Последствия и наследие

[ редактировать ]
Митинг в защиту независимости в Северной Родезии (позже Замбии), март 1960 г.

Год Африки изменил символический статус африканцев во всем мире, заставив мир признать существование африканских стран как силу, с которой нужно считаться на международной арене. [34] Это ознаменовало начало новой, более афроцентрической эры в африканских исследованиях , ознаменованной основанием Cahiers d'Etudes africaines и Журнала африканской истории . [34] [35]

Год Африки стал серьезным стимулом для афроамериканцев, которые сами участвуют в Движении за гражданские права в Соединенных Штатах. [36] Балтиморский афроамериканец , уверенный, что сидячие забастовки победят сегрегацию на юге Соединенных Штатов, написал в редакционной статье: «Ветры перемен», проносящиеся над Африкой, дуют и в глухих районах Соединенных Штатов». [37] Профессор Джеймс Х. Мериуэзер, оглядываясь назад на Год Африки, пишет: «События 1960 года укрепили связи между афроамериканцами и всемирной борьбой против превосходства белой расы, при этом делая это на основе, в большей степени ориентированной на Африку». [38] Говоря конкретнее, противники сегрегации на юге Соединенных Штатов, возможно, начали искать вдохновения в Южной Африке – и наоборот. [39]

Фраза «Год Африки» снова использовалась в 2005 году, главным образом в связи с вниманием Запада к континенту, окружающему 31-й саммит «Большой восьмерки» . [40] [41]

В 2010 году несколько африканских стран отпраздновали 50-летие независимости в рамках полувекового юбилея «Года Африки». [4] [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уильям Генри Чемберлин, «Год Африки», 5 января 1960 г., доступ через ProQuest .
  2. ^ Пол Хоффманн, «Банч говорит, что 60-е годы - год Африки», New York Times , 16 февраля 1960 г., стр. 15; доступ через ProQuest .
  3. Дэниел Шварц, « 1960: Год Африки », CBC, 8 июня 2010 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мануэль Манрике Хиль, « 1960–2010: 50 лет независимости Африки », Об Африке , 4 января 2010 г.
  5. ^ «Выдержки из заявлений делегатов ООН о расовой политике Южной Африки», New York Times , 1 апреля 1960 г., цитируется Райаном Ирвином, « Гордиев узел », диссертация в штате Огайо, 2010 г.
  6. ^ Фодераро, Независимая Африка (1976), стр. 53.
  7. ^ Фредерик Купер, « Возможность и ограничения: независимость Африки в исторической перспективе », Журнал африканской истории 49 (2), дои : 10.1017/S0021853708003915
  8. ^ Де Лузиньян, Франкоязычная Африка со времен независимости (1969), стр. 24. «Разрыв с Францией был абсолютным; согласно наспех разработанному плану, французские государственные служащие должны были покинуть страну в течение двух месяцев. Гвинея больше не получит помощи от французской администрации и не получит кредитов на оборудование. В одночасье Гвинея оказалась без гроша в кармане. ... Смелый голос Гвинеи «против» стал жгучим укором совести для всех франкоязычных стран».
  9. ^ Де Лузиньян, Франкоязычная Африка со времен независимости (1969), стр. 25. «Еще 10 декабря 1959 года, на шестой сессии Исполнительного совета Сообщества, де Голль согласился, что международный суверенитет должен быть предоставлен любому государству, которое запросит его, и что новые соглашения о сотрудничестве могут быть заключены путем переговоров. между африканскими государствами и Францией началась гонка за независимость».
  10. ^ Де Лузиньян, Франкоязычная Африка с момента обретения независимости (1969), стр. 28
  11. ^ Де Лузиньян, Франкоязычная Африка со времен независимости (1969), стр. 35. «Франция смогла изменить свой политический, экономический и военный статус в Черной Африке, и при этом сохранить бывшие колонии в сфере своего влияния… Если бы Франция хорошо разыграла свои карты, Африка по-прежнему оставалась бы рынком, на котором она сохранил весьма привилегированное положение — готовый рынок для французских промышленных товаров и сам экспортировал широкий спектр сырья (особенно арахис, пальмовое масло, тропическую древесину, железо, марганец, бокситы, алюминий и уран).
  12. ^ Де Лузиньян, Франкоязычная Африка с момента обретения независимости (1969), стр. 29–30.
  13. ^ Де Лузиньян, Франкоязычная Африка с момента обретения независимости (1969), стр. 35–36.
  14. ^ Де Лузиньян, Франкоязычная Африка с момента обретения независимости (1969), стр. 75–77.
  15. ^ Фодераро, Независимая Африка (1976), стр. 57.
  16. ^ Фодераро, Независимая Африка (1976), стр. 59.
  17. ^ Фрэнсис Беннион , Конституционный закон Ганы ; Лондон: Баттервортс, 1962.
  18. ^ Осей Боатенг, « Лумумба: «Мы покажем миру, на что способен чернокожий мужчина, когда ему разрешено работать свободно» , New African , февраль 2010 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абайоми Азикиве, « 50-летие «Года Африки» 1960 », Pan-African News Wire , 21 апреля 2010 г.
  20. ^ Генри С. Хейворд, «Бельгия дает горький урок», Christian Science Monitor , 28 декабря 1960 г., стр. 1.; доступ через ProQuest .
  21. Имран Гарда, « Шарпевиль: Наследие резни », Аль-Джазира , 22 марта 2010 г.
  22. Дэвид Смит, « Шарпевиль, 50 лет спустя: «На каком-то этапе весь ад вырвется на свободу », The Guardian , 19 марта 2010 г.
  23. ^ Лодж, Шарпевиль (2011), стр. 167–168.
  24. ^ Лодж, Шарпевиль (2011), стр.168. «[...] более мелиорационистские взгляды сформировали параллельный курс либеральной науки как внутри, так и за пределами Южной Африки; для ее избирателей «эпохальное» значение Шарпевиля заключалось в том, чтобы сделать «реальность» черной урбанизации и индустриализации очевидной для белого Юга. Африканцы».
  25. ^ Райан М. Ирвин, « Представление нации, государства и порядка в середине двадцатого века », Kronos 37 (1), 2011.
  26. Кваме Нкрума, речь перед Организацией Объединенных Наций, отрывок из книги «Демократия сейчас» .
  27. ^ Райан Ирвин, Гордиев узел: апартеид и разрушение либерального мирового порядка, 1960–1970 , диссертация, представленная в Университете штата Огайо, 2010.
  28. ^ " Нкрума в Организации Объединенных Наций "
  29. ^ Хаузер, Никто не может остановить дождь (1989), с. 61.
  30. ^ Ричард Готт, Джон Мейджор и Джеффри Уорнер (редакторы), Документы по международным делам, 1960 г .. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1964; стр. 349 и след.
  31. И. Ю. Алимов, « Всеафриканские народные конференции », Большая советская энциклопедия , 1979.
  32. Тим Джуда, « След славы », The Guardian , 26 июля 2008 г.
  33. ^ Бахру Зевде, "[www.crasc-dz.org/IMG/ARB%20Pdf/entete%20The%20year...Africa%20by%20Bahru%20Zewde.pdf 'Год Африки']", Africa Review of Books 6(2), сентябрь 2010 г.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Лонсдейл, « Африканские исследования, Европа и Африка », Africa Spectrum 40 (3), 2005.
  35. ^ Йоханнес дю Брюн, «Забытый фактор» шестнадцать лет спустя: некоторые тенденции в исторических трудах о доколониальной Южной Африке», Kleio 16 (1), 1984; дои : 10.1080/0023208848538004.1 .
  36. ^ Сара Э. Райт, «Нижний Ист-Сайд: возрождение мировоззрения», African American Review 27 (4), зима 1993 г.; доступ через JStor . «Мы также были едины с бурлящими гетто Севера, наши уши были настроены на послание Малкольма. И это был год Африки. Мы бросаемся на работу солидарности с великими освободительными движениями Конго, борющимися за предотвращение убийств. Лумумбы, связали руки и сердца с борьбой за свободу Южной Африки, поддержали вооруженную борьбу Анголы и Мозамбика против португальского правления, были в авангарде привнесения сознания Африки нашему народу».
  37. ^ «Ветры перемен дуют», Балтиморский афроамериканец , 26 марта 1960 г.
  38. ^ Мериуэзер, Мы с гордостью можем быть африканцами (2002), с. 182.
  39. ^ Мериуэзер, Мы с гордостью можем быть африканцами (2002), с. 194.
  40. ^ Уильям Браун, «Обсуждение года Африки», Обзор африканской политической экономии 34 (111), доступ через JStor .
  41. ^ Розалинда МакЛимонт, «Год Африки; шумиха без шика - это просто шумиха», Network Journal 12 (8), июль / август 2005 г.; доступ через ProQuest . «Самые богатые страны мира называют 2005 год «Годом Африки». Они обращают свое внимание, коллективно и индивидуально, на то, чтобы что-то сделать с континентом, который, по их словам, погряз в нищете, ВИЧ/СПИДе, войне и плохом управлении. Руководители государства, бизнес-лидеры, рок-звезды, филантропы – кажется, у каждого есть план по Африке».

Библиография

[ редактировать ]

Де Лузиньян Г. Франкоязычная Африка со времен независимости . Нью-Йорк: Прегер, 1969.Фодераро С. Независимая Африка . Торонто: Макмиллан, 1976. ISBN   0-7705-1415-4 .

Хаузер ГМ: « Никто не может остановить дождь: краткий обзор освободительной борьбы Африки» . Нью-Йорк: Пилигрим Пресс, 1989. ISBN   0-8298-0795-0 .

Ложа Т. Шарпевиль: резня апартеида и ее последствия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. ISBN   9780192801852 .

Мериуэзер Дж. Х. Мы с гордостью можем быть африканцами: чернокожие американцы и Африка, 1935–1961 . Университет Северной Каролины Press, 2002. ISBN   9780807849972 .

Филлис Т. Свобода Африки: как Африка отреагировала на независимость. Издательство Кембриджского университета, 2018.

Смит А.В.М., Джеппесен К. Великобритания, Франция и деколонизация Африки: будущее несовершенно. УКЛ Пресс, 2017.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 742ec55b4716d260108185feb2efe0ab__1714411560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/ab/742ec55b4716d260108185feb2efe0ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Year of Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)