Сяньтяньдао
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Сяньтяньдао : ( китайский : 先天道 ; пиньинь : Xiāntiān Dào ; букв. Путь прежних небес», или «Путь первобытных»; вьетнамский « Tiên Thiên Đạo , японский : Sentendō ), также просто Тиандао ( 天道 ; Tiāndào ; ' Путь Небес»; вьетнамский: Thiên Đạo , японский: Tendō ) — одно из наиболее продуктивных течений китайских народных религиозных сект, таких как секта Белого Лотоса , характеризующееся представлением принципа божественности как женского и заботой о спасении (моральном). завершение) человечества.
Сяньтяньдао был основан в Цзянси 17-го века в династии Цин как ответвление учения почтенных чиновников о посте ( 老官齋教 ; Lǎoguān zhāijiào ), ветви Дачэна ( 大乘 «Великая колесница») или Юаньдунь ( 圆顿 ) Внезапная тишина») восточное распространение луоизма . [1] [2] Это также было связано с более ранним Угунгдао ( 五公道 «Путь Пяти Лордов»), династии Юань ответвлением традиции Белого Лотоса . [3] [4]
Религии Сяньтяньдао считались неортодоксальными и подавлялись на протяжении всей истории Китая ; они по-прежнему в основном запрещены в материковом Китае , однако они процветают на Тайване , где по крайней мере 7% населения придерживаются какой-либо секты, произошедшей от Сяньтяньдао.
Движение Сяньтяньдао не ограничивается только китайскоязычными странами: в Японии действует по крайней мере одна секта, Тэндо ( 天道 , «Небесный путь» или «Небесный путь») . [5] Во Вьетнаме доктрины «Тьен Тхиен Дао» в конечном итоге повлияли на возникновение сект Минь Дао с 17 века.
Сектами, которые считаются или считались частью потока Сяньтяньдао, являются: [2]
- Гуигендао ( 归根道 «Путь возвращения к истокам»)
- Гуйидао ( 皈依道 , «Путь возвращения к Единому»), наиболее известный под своим корпоративным названием Школа Пути Возвращения к Единому или просто Школа Пути ( 道院 Dàoyuàn )
- Шэндао ( 圣道 «Святой путь»), наиболее известный под своим общим именем Туншаньше ( 同善社 «Сообщество добра»)
- Цзюгундао
- Учение Тианди ( 天帝教 «Небесное Божество»)
- Яотидао ( 瑤池道 «Путь озера Джаспер»)
- Игуандао ( 一国道 «Полный путь»)
- Исинь Тяньдао Лунхуа Хуэй ( 一心天道龙华会 «Церковь Цветка Дракона Небесного Пути, привязанного к сердцу»)
- Юаньминдао ( 圆明道 «Путь Яркого круга»)
История [ править ]
Секта восходит к династии Юань (1271–1368). Его ассоциировали с традицией Белого Лотоса , мятежной сектой того времени, особенно антисектантскими политическими центрами и религиозными антагонистами.
Выделение субтрадиции Сяньтяньдао из общей области китайских народных сект обычно приписывают так называемому девятому патриарху Хуан Дэхуэю (1684–1750). Секты Игуандао узаконивают себя , и Туншаньше прослеживая свою патриархальную линию от Хуан Дэхуэя до мифических патриархов ранней китайской истории.
Патриархальные линии этих двух сект во многом идентичны вплоть до тринадцатого патриарха Ян Шоуи (1796–1828), после которого эти линии разделились и в конечном итоге привели к развитию Игуандао и Туншаньше как отдельных сект. Остальные группы придерживаются иной модели линейной патриархальной преемственности. [6]
Общие темы [ править ]
Доктрина Сяньтяньдао утверждает, что источником Вселенной является Ушэн Лаому ( 無生老母 ; Wúshēng Lǎomǔ ; «Нерожденная Древняя Мать»), создательница всех живых существ. Эти дети сбились с пути и попали в земной мир, где забыли свое божественное происхождение. Колесо реинкарнации запустилось, и возвращение на Небеса стало невозможным.
По этой причине Мать послала ряд просветленных существ, чтобы вернуть Своих детей на Небеса. Будда Дипанкара ( 燃燈佛 ; Rándēng Fó ) был первым спасением. Гаутама Будда впоследствии стал вторым просветленным. Оставшихся существ спасёт Будда будущего Майтрейя .
Все отдельные секты Сяньтяньдао считают себя исполняющими намерения Матери, обращая людей и направляя их на путь совершенствования и реформ, который в конечном итоге приведет их обратно на Небеса. Совершенствование, налагаемое на членов, делится на «внутреннюю» и «внешнюю» работу ( нэйгун , вайгун ), то есть медитацию и добрые дела, направленные на накопление заслуг и очищение ума.
Поскольку основное внимание уделяется изначальному божеству, превосходящему всех других богов, секты Сяньтяньдао утверждают, что представляют Путь ( Дао ), который превосходит, предшествует и, таким образом, преодолевает все существующие религии. Следовательно, в некоторых группах заметен синкретизм признаков. Большинство групп Сяньтяньдао в значительной степени полагаются на автоматическое письмо как средство общения с Матерью и божествами более низкого ранга.
и Теологические различия практические
Наряду с письменными произведениями патриархов-основателей, духовное письмо представляет собой отдельный корпус Священных Писаний для каждой отдельной секты, который развивает общие темы в разных направлениях и служит для отличия отдельной группы от родственных сект. Вариаций на центральную тему много: например, разные секты используют разные имена для верховного божества: Игуандао и Туншаньше называют ее «Почтенной Матерью Безграничного Полюса» ( Уцзи Лаому ), а Яочидао — «Матерью Яшмового озера». ( Яочиму ).
Даоюань ) отклоняется от общего материнского образца, описывая верховное божество как мужчину, называя его «Святейшим Почтенным Патриархом Изначального Неба» ( Чжишэн Сяньтянь Лаоцзу . Несмотря на эти и многие другие различия в литургии, организации и доктрине, в конечном итоге каждая секта Сяньтяньдао представляет собой вариацию центральной темы. Другие движения значительно отошли: движения учения Тяньди сместили акцент на Тянь .
См. также [ править ]
- Китайская народная религия
- Китайские спасительные религии
- Фудзи (письмо на планшетке)
- Неортодоксальные учения (китайское право)
- Си Ван Му
- Тяньдихуэй
- Белый Лотос
Ссылки [ править ]
- ^ В (2011) , с. 173-175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Палмер (2011) , с. 4.
- ^ Топли, 2011. с. 211
- ^ Тер Харр, 1999. стр. 16-59.
- ^ «Тендо» . Тендо.нет . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Официальный сайт Тианди - Обсуждение ранней истории религии Тианди. [ постоянная мертвая ссылка ]
Источники [ править ]
- Ма, Сиша; Хуэйин Мэн (2011). Народная религия и шаманизм . Брилл. ISBN 978-9004174559 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Палмер, Дэвид (2011). «Искупительные общества в культурном и историческом контексте» . Журнал китайского театра, ритуалов и фольклора / Минсу Цюй (173): 1–12.
- Би Джей тер Харр. Учение о Белом Лотосе в истории религии Китая . Гавайский университет Press, 1999. ISBN 0824822188
- Дэвид А. Палмер. Изменения в дискурсе о сектах в современном Китае , Archives de Sciences Sociale des Religions , 2008. Интернет.
- Марджори Топли. Кантонское общество в Гонконге и Сингапуре: гендер, религия, медицина и деньги . Издательство Гонконгского университета, 2011. ISBN 9888028146
- Винсент Гуссер, Дэвид А. Палмер. Религиозный вопрос в современном Китае . Издательство Чикагского университета, 2011. ISBN 022600533X