Королева-мать Запада
Королева-мать Запада | |||
---|---|---|---|
Обитель | Гора Куньлунь , или Черепаховая гора | ||
Супруга | Дунвангун | ||
Китайское имя | |||
китайский | Королева-мать Запада | ||
| |||
Золотая Мать Нефритового пруда | |||
Традиционный китайский | Золотая Мать Яоти | ||
Упрощенный китайский | Золотая Мать Яоти | ||
| |||
Золотая Мать – Первая Правительница | |||
китайский | Золотая Мать Юаньцзюнь | ||
| |||
Леди Королева-Мать | |||
китайский | Королева-мать | ||
|
Королева -мать Запада , известная под различными местными именами , является богиней-матерью в китайской религии и мифологии , которой позже также поклонялись в соседних азиатских странах. Она засвидетельствована с древних времен. Уже из одного ее имени раскрываются некоторые из ее наиболее важных характеристик: она королевская, женская и связана с Западом. [ 1 ]
Первые исторические сведения о ней можно проследить до династии Шан надписей на костях оракула , в которых записаны жертвоприношения «Западной Матери». [ 2 ] Хотя эти надписи показывают, что она предшествовала организованному даосизму , чаще всего ее ассоциируют с даосизмом. Растущая популярность Королевы-матери Запада, а также верования в то, что она была дарительницей процветания, долголетия и вечного блаженства, произошла во времена династии Хань , во 2 веке до нашей эры, когда северная и западная части Китая смогли стать более известными благодаря открытию Шелкового пути . [ 3 ] [ 4 ]
Имена
[ редактировать ]мать Запада — это калька Сиванму Сованмо в китайских источниках , Сейобо в Японии , Королева - в Корее и Тай Вонг Му во Вьетнаме . У нее множество титулов, один из которых - Яоти Дзинму ( 瑤池金母 ), «Золотая Мать Нефритового пруда (瑤池)». [ 5 ] (также переводится как «Бирюзовый пруд» [ 6 ] [ 7 ] ). В современных источниках она также известна как леди-королева-мать.
В китайских религиях спасения она считается тем же существом, что и их главное божество, Ушэн Лаому ( китайский : 無生老母 ; букв. «нерожденная старая мать»), также известная как Уджиму ( 無極母 ; букв. « бесконечная мать »). ). [ 8 ] Титул Уджиму означает абсолютный принцип реальности или творческое начало всех вещей. [ 9 ]
Писатели Тан называли ее «Золотой Матерью-Первоправительницей», «Золотой Матерью Черепаховой горы», «Оной из Девяти Нумин и Великого Чуда» и «Совершенным Чудом Западного Цветения и Абсолютно Достойным Пещеристой Тьмы». . Простолюдины и поэты той эпохи называли ее просто «Королевой-матерью», «Божественной матерью» или просто «Нянькой» ( Ама ).
Иконография и изображения
[ редактировать ]Королева-мать Запада чаще всего изображается сидящей в своем дворце на мифологической горе Куньлунь , которая обычно находится в западном Китае современная гора Куньлунь ( в честь этой горы названа ). Ее дворец считается совершенным и полноценным раем, где он использовался как место встречи божеств и космическая колонна, где было возможно общение между божествами и людьми. [ 10 ] В своем дворце ее окружала женская свита выдающихся богинь и духовных служителей. Один из ее символов — Большая Медведица . [ 11 ] [ 12 ]
Хотя это и не совсем точно, существует множество убеждений, что в ее саду был особый сад персиков-долгожителей, которые созревали раз в три тысячи лет. [ 10 ] другие полагают, что ее двор на горе Куньлунь находился неподалеку от сада Персиков бессмертия . Независимо от того, где находились персики, королева-мать Запада широко известна тем, что подавала персики своим гостям, что затем делало их бессмертными. Обычно она носит характерный головной убор с подвешенными к нему персиками бессмертия.
Распустив зонтики, мы доходим до конца хронограмм;
Оседлав туман, я бреду к Высокому Вихревому Пику.
Госпожа Высшего Изначального спускается через нефритовые внутренние двери;
Королева-мать открывает свой Дворец Синих Самоцветов.
Небесные люди — какая толпа!
Высокая встреча в Голубом зале аудиенций.
Выстроенные в ряд служители исполняют «Песни облаков»;
Осознанные интонации заполняют Великое Пустое Пространство.
Каждую тысячу лет созревает ее пурпурная яблоня;
Каждые четыре кальпы ее божественная дыня дает обильный урожай.
Эта музыка отличается от той, что была на пиру в пустыне:
Такой веселый и, конечно, бесконечный.- У Юнь ( Полное собрание стихотворений Тан, 1967 , строка 4942)
-
Си Ванму в Шанхайцзине
-
династии Хань из Сычуани Каменный рельеф
-
Каменный рельеф времен династии Хань (Сивангму сидит между тигром и драконом)
-
Сиванму на небесном дворе, из фресок храма Юнлэ , династия Юань.
-
Китайская картина, изображающая Сиванму верхом на собаке фу
-
Сиванму на фарфоре, династия Цин
-
Сэйобо в живописи, японский
-
Тай Выонг Мау на драпировке, вьетнамский , ок. 1800 г.
История
[ редактировать ]Первые упоминания о Королеве-Матери относятся к надписям на гадательных костях времен династии Шан (1766–1122 гг. до н.э.).
Одна надпись гласит:
Изготовление крэка на IX день (9-й день), как мы угадали. Если мы сделаем подношение восточной матери и западной матери, мы получим одобрение.
Западная Мать относится к архаическому божеству, проживающему на западе. Точная природа божеств-матерей в династии Шан неясна, но люди династии Шан считали их могущественными силами, заслуживающими ритуалов.
Первоначально, судя по самым ранним известным ее изображениям в таких отчетах, как « гор и морей» времен династии Чжоу , она была свирепой богиней смерти с зубами тигра Классика , которая правит дикими зверями и посылает небесные наказания, такие как эпидемии. . Она также упоминалась как власть, правящая над другими божествами, такими как Цзютянь Сюаньнюй , богиня войны и секса.
Другие истории утверждают, что она горная богиня или божественная тигрица. [ 13 ] Также широко распространено мнение, что она благословила Восьми Бессмертных их сверхъестественными способностями. [ 14 ]
После интеграции в даосский пантеон она постепенно начала ассоциироваться с другими аспектами, такими как бессмертие , [ 15 ] а также бог звезд, направлений, прибыли, солнца и луны. [ 16 ]
Поклонение Королеве-Матери сегодня организовано на Тайване как Яочидао .
Литературные отчеты
[ редактировать ]Часть серии о |
даосизм |
---|
Чжуанцзы
[ редактировать ]Одно из самых ранних письменных упоминаний о Королеве-Матери содержится в трудах даосского писателя Чжуанцзы ( ок. 4 века до н.э. ):
Королева-мать Запада получила его [Дао]... ...и заняла свое место в Шао Куане. Никто не знает ее начала; никто не знает ее конца. [ 17 ]
Чжуанцзы описывает Королеву-Мать как одно из высших божеств, что означает, что она обрела бессмертие и небесные силы. Чжуанцзы также утверждает, что Сиванму расположена на духовном западном горном хребте, предполагая, что она связана не только с небесами, но и с западом.
Легендарные встречи
[ редактировать ]В текст Ту Куан-тина он включает повествовательные отчеты о встречах королевы-матери с легендарными китайскими героями. В одном из таких рассказов рассказывается о встрече королевы-матери и Лао-цзы (господа Лао):
«В 25-й год правления царя Чао из династии Чжоу (1028 г. до н. э.)…»
«...Господин Лао и реализованный человек Инь Си отправились в путешествие...»
«...от их имени Королева-Мать Запада разъяснила Священное Писание Постоянной Чистоты и Спокойствия». [ 18 ]
В этом рассказе королева-мать играет роль настоятельницы Лао-цзы, и ей приписывают окончательное авторство Дао Дэ Цзин . Эта дихотомия Королевы-Матери как высшей является характеристикой даосизма Шанцин , секты даосизма, поклоняющейся богине, мастером которой был Ту Куан-тин. В поэзии Тан также есть описание встречи королевы-матери и Лао-цзы. [ 19 ] Однако в этом рассказе, основанном на традиционной даосской мысли, королева-мать играет более низкую роль по сравнению с Лао-цзы, называя его «Первородным Господом» (титул его высшего проявления) и отдавая дань уважения мудрецу.
Мифологические рассказы династии Тан
[ редактировать ]Во времена династии Тан (18 июня 618 г. – 4 июня 907 г.) по всему Китаю процветала поэзия (этот период широко известен как «золотой век китайской поэзии»). Именно в этот период королева-мать стала чрезвычайно популярной фигурой в поэзии. Ее мифология была записана в стихотворениях « Полного собрания стихотворений Тан» , сборника сохранившихся стихотворений (из примерно 50 000, написанных за этот период). [ нужна ссылка ] из династии Тан.
После падения династии Тан ( ок. 910 – ок. 920 ) даосский мастер Шан-цзин и придворный летописец по имени Ду Гуантин написал агиографическую биографию царицы-матери как часть своего текста «Юнг чэн чи сянь лу». («Записи собравшихся трансцендентов города-крепости»). Этот отчет представляет собой наиболее полный источник информации о восприятии Сиванму обществом Тан.
Женщины Тан
[ редактировать ]Поскольку она была высшей богиней даосской религии и повелительницей трансцендентных женщин, считалось, что Королева-мать имела особые отношения со всеми женщинами. В начальном разделе агиографии Ту Куан-тина он перечисляет наиболее важные функции царицы-матери:
На небе, под небом, в трёх мирах и в десяти направлениях
все женщины, которые поднимаются к трансцендентности и достигают пути, являются ее иждивенцами.— [ 20 ]
Говорят, что Королева-мать Запада заботится обо всех женщинах-даосистках во вселенной, как усовершенствованных, так и стремящихся. Танские писатели часто упоминают ее в стихах о даосских женщинах. В соответствии с видением Шан Цин, выраженным Ту, она выступает в роли судьи-учителя, регистратора и Хранительницы верующих женщин. Ее формы отражают определения Ту.
Королева-мать пользовалась особым уважением среди китайских женщин, которые не представляли собой социальную норму покорной женщины. Для этих женщин Королева-мать Запада рассматривалась как «могущественное, независимое божество, олицетворяющее высший инь, контролирующий бессмертие и загробную жизнь». [ 21 ]
Описание в сектантских писаниях
[ редактировать ]Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Ушэн Лаому по-разному описан в писаниях некоторых китайских народных религиозных сект . [ 22 ] Например, отрывок из Драгоценного Писания Цветка Дракона ( ок. 1654 г. ), относящегося к секте Цветка Дракона, гласит: [ 23 ]
После появления Древних Пробужденных были установлены небо и земля; после вознесения Вечной Пречистой Матери было установлено Бывшее Небо. Вечная Почтенная Мать зачинает от себя и порождает инь и ян . Инь – дочь, Ян – сын. Их зовут Фуси и Нюва соответственно.
Из другого раздела « Цветка Дракона» : «Требуется, чтобы все члены мужского и женского пола собирались без различий и дискриминации». [ 22 ] Равенство мужчин и женщин является характерным элементом китайской сектантской традиции, поскольку и мужчины, и женщины в равной степени являются детьми Вечной Матери, и оба они одинаковы в «Бывших Небесах», первоначальном состоянии рождения от богини. . [ 22 ]
Цель каждого последователя Ушен Лаому – вернуться к ней. Например, отрывок из «Драгоценного свитка, объясняющего великую колесницу » гласит: [ 24 ]
Проповедав чудесное послание с просветленным умом и проявленной природой, они в полном удовольствии возвращаются домой. ... Все дети искуплены и воссоединены... и они возобновят долгую жизнь. Они видят Мать, сидящую на Лотосном Троне , окруженную золотым светом. Их принимают и ведут на прежнее место.
В сектантской традиции, например, как объяснено в «Драгоценном покаянии Кровавого озера» хунъянизма ( 弘阳敎 ), состояние страдания присуще человеку в мире и необходимо для самого творения. Материальный мир уподобляется «Кровавому озеру», грязным и грязным водам, которые обязательно вытекают из женских тел при рождении ребенка. [ 25 ]
Китайские правители
[ редактировать ]Избегайте
[ редактировать ]В «Бамбуковых анналах» записано, что на 9-м году правления легендарного короля-мудреца императора Шуня «посланцы из западного Ван-му (королевы-матери) пришли, чтобы воздать ему должное». Далее отмечается, что «пришедший ко двору из Западного Ван-му должен был преподнести белокаменные перстни и драгоценные наперстки лучников». Непосредственным преемником Шуня был Юй Великий , который был премьер-министром Шуня и уже присутствовал при дворе в это время.
Ю Великий
[ редактировать ], В «Сюньцзы» классике государственного управления III века до нашей эры, написанном Сюнь Куаном , написано, что «Юй учился у королевы-матери Запада». Этот отрывок относится к Юю Великому , легендарному основателю династии Ся , и утверждает, что Королева-мать Запада была учителем Юя. Считается, что она дарует Ю и легитимность, и право на управление, и необходимые для управления техники. [ 17 ] Тот факт, что она учила Ю, дает ей огромную власть, поскольку в китайском мышлении верят, что учитель автоматически превосходит ученика по старшинству и мудрости.
Король Му из династии Чжоу
[ редактировать ]Вероятно, одна из самых известных историй о контакте между богиней и смертным правителем связана с королем Чжоу Му и королевой-матерью Запада. Существует несколько версий этой истории, но все они сходятся во мнении, что король Му, один из величайших правителей Чжоу, отправился в путешествие со своими восемью конями в дальние западные регионы своей империи. Когда он получает восемь зарядных устройств и получает круг своего царства, это доказывает, что у него есть Мандат Небес. В своем путешествии он встречает Королеву-Мать Запада на мифической горе Куньлунь. Затем у них завязывается роман, и король Му, надеясь обрести бессмертие, дарит королеве-матери важные национальные сокровища. В конце концов он должен вернуться в человеческий мир и не получить бессмертия. Отношения между Королевой-матерью Запада и королем Му сравнивают с отношениями даосского мастера и ученика. [ 26 ] Она передает ему тайные учения по его просьбе, а он, ученик, не получает от этого пользы и умирает, как любой другой смертный.
Первый император династии Цинь
[ редактировать ]Первый император династии Цинь, Цинь Шихуан , объединил враждующие государства Китая посредством блестящей военной стратегии и дипломатии, чтобы контролировать величайшую территорию, когда-либо существовавшую в Китае. Также под его руководством рабочие соединили ранее существовавшие участки стены, чтобы создать Великую Китайскую стену. Даже после этих достижений он известен в истории как неудачник и как король, и как искатель бессмертия. У Цинь была возможность встретиться с Королевой-матерью Запада и добиться от нее величия, но вместо этого он упустил ее. [ 27 ] и умер, не имея Мандата Небес или династии. Его история о том, как он не ухватился за шанс встретиться с Королевой-матерью, служит предупреждением для более поздних мужчин, поскольку, несмотря на огромные и дорогостоящие усилия по достижению бессмертия, он умер и больше не говорит. Поэт IX века Чжуан Наньцзе писал:
Однажды его цветущее дыхание ушло, и он больше никогда не заговорит;
Его белые кости погребены глубоко, вечерние горы становятся голубыми. [ 28 ]
Император У династии Хань
[ редактировать ]Согласно легенде, император У из династии Хань и королева-мать Запада встретились в разгар правления Ву, когда она посетила его в ночь Двойной Семерки , ночь встреч между смертными мужчинами и божественными женщинами. [ 17 ] Когда Королева-мать Запада посещает императора Ву, она устраивает с ним банкет, дает ему особые учения, а затем уходит. Император Ву, как и король Му до него, не следует ее учениям и не может применить их на практике, и поэтому он неизбежно умирает. Вся история их встречи описана в большом труде Ли Ци «Песни королевы-матери»:
Прославленный Воинственный постился и соблюдал воздержание в своей Базилике Получения Цветения;
Когда он встал прямо, сложив руки, тут же пришла Королева-мать, чтобы дать ему аудиенцию.
Радужные штандарты сверкают сверхъестественно: ее колесницы, запряженные цилинями,
С пернатыми зонтиками и веерами в виде фазанов.
Держа в пальцах переплетенные груши, она послала их императору на обед;
С их помощью можно продлить жизнь и управлять космосом.
На макушке она носила девятизвездную корону;
Она возглавила стаю нефритовых парней, а затем села лицом на юг.
«Хотите услышать мои важные слова? Сейчас я вам их передам».
После этого император возжег благовония и потребовал такого обсуждения.
«Если ты сможешь очистить свою земную душу и избавиться от трех трупов,
После этого вы непременно получите аудиенцию у меня во дворце Прославленного Небесного».
Повернув голову назад, она сказала служанке Дун Шуанчэн:
«Духовой ветер закончился, вы можете выступать на губной гармошке Cloud Harmony».
Красные полярные облака и белое солнце, строго следуя за ними, не двигались;
Их приветствовали семь драконов и пять фениксов в пестром беспорядке.
Как прискорбно! Он был слишком амбициозен и высокомерен; божества не были удовлетворены,
Но вздыхал и сокрушался о копытах своих коней и следах колесниц.
В его крытых переходах с приближением вечера стало трудно различить песенные колокольчики;
В глубоком дворце цветы персика и сливы стали снежными.
Теперь я просто смотрю на свою голубую нефритовую пятисвечную лампу;
Его свернувшийся кольцами дракон изрыгает огонь, когда свет вот-вот погаснет. [ 29 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Озеро Хэйхай в горах Куньлунь ассоциировалось с Нефритовым прудом Королевы-Матери Запада, и на его берегу был возведен храм в ее честь.
- « Си Ван-му », названный в честь богини, — персонаж книги Орсона Скотта Карда « Ксеноцид и Дети разума» .
- Сивангму — персонаж книги Кэрри Вон » «Большие проблемы Китти .
- Сиванму появляется в нескольких играх Shin Megami Tensei . Ее последнее появление было в Shin Megami Tensei IV .
- Сиванму — название города на планете Тянь-Шань, основанное на восточных религиях в книге Восстание Эндимиона» « Дэна Симмонса , входящей в серию Hyperion Cantos . Планета гористая и поэтому, вероятно, названа в честь Тянь-Шаня .
- Сиванму появляется как один из героев Emperor: Rise of the Middle Kingdom : в игре она ускоряет строительство памятников и может ловить животных на карте.
- Четвертая часть книги Эми Тан « Клуб радости и удачи » называется «Королева-мать западного неба». В прологе бабушка обращается к своей маленькой внучке, насмешливо намекая, что ребенок — реинкарнация Королевы-матери Запада, пришедшей поделиться секретом вечного счастья.
- Фонтан Даррена Аронофски содержит символы, похожие на символы Сиванму.
- В гонконгской драме 2004 года « Мое свидание с вампиром III» Яочи Шэнму является одним из антагонистов клана Пангу .
- В шестом томе «Хроник расхитителей могил» «Кладбище королевы» относится к Кладбищу Сиванму.
- В мобильной игре Dislyte 2022 года Джин Юяо — легендарный эспер, обладающий способностями Королевы-матери.
- В «Лиге выдающихся джентльменов: Черное досье» Орландо был ее близким знакомым, позже она была узурпирована реинкарнацией Аиши .
См. также
[ редактировать ]- Дунвангун «Король-отец Востока» - ее коллега-мужчина.
- Биксия
- Доуму
- Хаут
- Хусянь
- Цзютянь Сюаньнюй , богиня войны, секса и долголетия, а также ученица Сиванму.
- Гора Куньлунь (мифология)
- Цинняо
- Сунгмо
- Сиань или Бессмертный
- Яотидао
- Юмджао Лейма , королева-мать-богиня
Внешние ресурсы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернард и Мун 2000 , с. 197.
- ^ Кэхилл 1993 , с. 12-13.
- ^ Майр 2006 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Прегадио 2013 , с. 94.
- ^ Теобальд 2010 .
- ^ Кэхилл 1984 .
- ^ Литтл 2000 .
- ^ Прегадио 2013 , стр. 94, 150, 172.
- ^ Фейхтванг 2016 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Дин 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ма и Мэн 2011 , стр. 11.
- ^ Зейверт 2003 , с. 387.
- ^ Карраско, Дэвид ; Военный разум, Мортен; Хоули, Джон Стрэттон; Рейнольдс, Фрэнк ; Джарардо, Норман; Нойснер, Джейкоб ; Пеликан, Ярослав ; Кампо, Хуан; Пеннер, Ганс (1999). Венди Донигер (ред.). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер . п. 1066. ИСБН 978-0-87779-044-0 .
- ^ Старк, Родни (2007). Открытие Бога: истоки великих религий и эволюция веры (1-е изд.). Нью-Йорк: HarperOne . п. 409. ИСБН 978-0-06-117389-9 .
- ^ Мори 1990 , стр. 1–26.
- ^ Шнеевинд, Сара (2020). «5.1: Королева-мать Запада» . Либретексты . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бернард и Мун 2000 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ту 850 , строка 24159.
- ^ Полное собрание стихотворений Тан 1967 , строка 1708.
- ^ Ту 850 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Кэхилл 1986 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ма и Мэн 2011 , стр. 316.
- ^ Ма и Мэн 2011 , стр. 316–319.
- ^ Ма и Мэн 2011 , стр. 321.
- ^ Ма и Мэн 2011 , стр. 318.
- ^ Бернард и Мун 2000 , с. 206.
- ^ Бернард и Мун 2000 , с. 207.
- ^ Полное собрание стихотворений Тан 1967 , строка 2836.
- ^ Полное собрание стихотворений Тан 1967 , строка 750.
Библиография
[ редактировать ]- Бернар, Элизабет; Мун, Беверли (2000). Богини, которые правят . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Кэхилл, Сюзанна Э. (1984), «Рядом с Бирюзовым прудом: Храм королевы-матери Запада в средневековой китайской поэзии и религиозной практике», Журнал китайских религий , том. 12, стр. 19–32 .
- Кэхилл, Сюзанна Э. (1986). Исполнители и женщины-даосские адепты: Си Ван Му как божество-покровитель женщин в средневековом Китае . Журнал Американского восточного общества. стр. 106, 155–168.
- Кэхилл, Сюзанна Э. (1993). Трансцендентность и божественная страсть: королева-мать Запада в средневековом Китае . Издательство Стэнфордского университета.
- Дьен, Дора Шу-Фан (2003). Императрица У Цзэтянь в художественной литературе и истории: женское неповиновение в конфуцианском Китае . Хауппож, Нью-Йорк: Nova Science Publishers, Inc.
- Фейхтванг, Стефан (2016), «Китайские религии», в Вудхеде, Линда; Каванами, Хироко; Партридж, Кристофер Х. (ред.), Религии в современном мире: традиции и трансформации (3-е изд.), Лондон: Routledge, стр. 143–172, ISBN 978-1-317-43960-8
- Гуссерт, Винсент; Палмер, Дэвид (2011). Религиозный вопрос в современном Китае . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-30416-8 .
- Ирвин, Ли (1990). «Божественность и спасение: Великие богини Китая» (PDF) . Азиатское фольклористика . 49 (1): 53–68. дои : 10.2307/1177949 . JSTOR 1177949 .
- Кнауэр, Эльфрида Р. (2006). «Королева-мать Запада: исследование влияния западных прототипов на иконографию даосского божества». В Майре, Виктор Х. (ред.). Контакты и обмен в древнем мире . Гонолулу: Гавайский университет Press. стр. 62–115.
- Линдгрен, Линда Анетт (2010). Шаманизм и китайские богини ~ Си Ванму и Нугуа ~ (PDF) (Диссертация). Университет Осло .
- Литтл, Стивен (2000), «Подношения долгой жизни у Бирюзового пруда» , Даосизм и искусство Китая , Чикаго: Чикагский институт искусств, стр. 156–7 , ISBN 978-0-520-22785-9
- Сиша, Хуэйин (2011) , Ма . 978-90-04-17455-9 .
- Майр, Виктор Х (2006). Контакты и обмен в древнем мире . Гонолулу, Гавайи: Гавайский университет Press.
- Мори, Масако (1990). «В поисках архетипического образа Си Ван Му: мифологическое исследование Богини-Матери в Древнем Китае» . Ориент . 26 : 1–26. дои : 10.5356/orient1960.26.1 . ISSN 1884-1392 .
- Прегадио, Фабрицио (2013). Энциклопедия даосизма . Рутледж. ISBN 978-1-135-79634-1 . Два тома: 1) АЛ; 2) ЛЗ.
- Полное собрание стихотворений Тан . Тайбэй. 1967.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зайверт, Хуберт Майкл (2003). Народные религиозные движения и неортодоксальные секты в истории Китая . Брилл. ISBN 90-04-13146-9 .
- Теобальд, Ульрих (2010). «Сивангму西王母, Королева-мать Запада» . Знание Китая .
- Ту Куан-тин (850–933). Чин-му Юань-чунь [ Изначальная Правительница, Мать Металла ]. Юн-чэн Цзи-сянь Лу.
- Зинк, Лаура. «Отчет о китайских богинях Си Ван Му и Ма-цзу» . Университет Святого Томаса. Архивировано из оригинала 23 августа 2008 года . Проверено 24 октября 2008 г.