Лотосовый трон
Трон лотоса , иногда называемый платформой лотоса , представляет собой стилизованный цветок лотоса, используемый в качестве сиденья или основания для фигуры в искусстве, связанной с индийскими религиями . Это обычный пьедестал для божественных фигур в буддийском и индуистском искусстве , его часто можно увидеть в джайнском искусстве . [ 1 ] Зародившись в индийском искусстве , он последовал за индийскими религиями в Восточную Азию , в частности, .

Точная форма варьируется, но она призвана изображать раскрывающийся цветок Nelumbo nucifera , индийского лотоса . В традиционных биографиях цветы лотоса выросли на первых семи шагах Будды младенец Падмасамбхава , а в некоторых буддийских легендах из цветка лотоса появился . Индийский лотос — водное растение, похожее на кувшинку , хотя на самом деле не имеющее близкого родственника. У него большая, круглая и плоская семенная головка в центре цветка с первоначально небольшими отверстиями над каждым из относительно небольшого количества семян. Среди других необычных характеристик Nelumbo nucifera обладает особыми свойствами отталкивания воды, известными как эффект лотоса или ультрагидрофобность . Помимо других символических значений, он возвышается над водной средой, в которой живет, и не загрязняется ею, что является образцом для буддистов. [ 2 ] Согласно Палийскому канону , сам Будда начал эту часто повторяемую метафору в Ангуттара-никае , говоря, что цветок лотоса поднимается из мутной воды незапятнанным, как он поднимается из этого мира, свободным от омрачений, которым учит сутра . [ 3 ]
На санскрите трон называется либо падмасаной ( санскрит : पद्मासन , [pɐdmaːsɐnɐ] , асана — название сидячей позы), что также является названием позы Лотоса в медитации и йоге , или падмапитха , [ 4 ] падма означает лотос, а питха — основание или постамент. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Самая ранняя из Вед , Ригведа , описывает других богов, наблюдающих за рождением Агни , бога огня, восседающего на цветах лотоса; также рождение Васиштхи . [ 6 ] В индуистском мифе главное божество Брахма возникло из лотоса, растущего из пупка Вишну . [ 7 ]

В искусстве эта форма впервые рассматривается как основа для редких ранних изображений Лакшми II века до нашей эры; многие или большинство из них могут иметь буддийский контекст. [ 8 ] Однако впервые это становится обычным явлением для фигур сидящего Будды в греко-буддийском искусстве Гандхары примерно в конце 2-го или 3-го века нашей эры. [ 9 ] Возможно, он достиг Декана еще в конце II века. [ 10 ] В какой-то момент, вероятно, около 200 г., а перед своей смертью примерно в 250 г., буддийский мыслитель Нагарджуна призывал неизвестного буддийского монарха, весьма вероятно, жившего в Декане,:
...Пожалуйста, постройте из всех драгоценных веществ
Изображения Будды с прекрасными пропорциями
Хорошо спроектировано и сидит на лотосах... [ 11 ]
– предполагая, что эта иконография к тому времени была актуальна. Из языка неясно, имелись в виду скульптуры или картины, или и то, и другое. [ 12 ]
В раннем буддийском искусстве оно могло быть предназначено специально для изображения второго из Двойных чудес в легенде о жизни Будды. В некоторых рассказах об этом говорится, что во время состязания с колдунами Будда размножал себя в другие тела, которые сидели или стояли на цветах лотоса. [ 13 ] Его стали использовать для обозначения других буддийских фигур и других индуистских божеств, кроме Лакшми .
Форма
[ редактировать ]Трон в искусстве оказался довольно далеким от реального завода. В исторической скульптуре очень часто имеется четкая разделительная линия примерно посередине; этот тип называется пьедесталом или троном «двойного лотоса» ( вишвападма ). [ 14 ] Чаще всего формы лепестков поднимаются и опускаются от разделительной линии, но иногда верхняя часть трона представляет собой выступающую семенную головку с плоской вершиной в качестве основы для фигуры, возможно, с кругами вместо отверстий, удерживающих семена, как у созревающего лотоса. головы. [ 15 ]
Лотос Бингди — это особый сорт с двумя цветками, расположенными спина к спине на каждом стебле, но неясно, повлияло ли это на форму в искусстве. В восточноазиатских картинах, а также в современных индуистских картинах лотосовый трон часто изображается более реалистично по форме (а не по размеру).
-
Золотая динарская монета Чандрагупты II , царствовавшего ок. 375–ок. 415 г. н. э.
-
Сдержанный трон в виде двойного лотоса, типичный для бронзовых изделий Чола , если они вообще есть. Шива Натараджа , 10 век.
-
Гуаньинь , Япония, XII век.
-
Помимо трех фигур, у подвесной ножки этой тибетской Махакалы XII века есть собственный трон.
-
Кришна , похититель масла, слоновая кость, Индия, 16 век.
-
Одиночный лотосовый трон под Гаджа-Лакшми , с боковыми стеблями и бутонами, Одиша , 18 век.
-
Раджа Рави Варма , богиня Лакшми , 1896 г.
Представление всего завода
[ редактировать ]
Подавляющее большинство лотосовых тронов просто изображают изолированный цветок или группу цветов под разными фигурами. Но на некоторых изображениях изображено больше растения. Знаменитый рельеф Гаджа-Лакшми в пещере 16 в Эллоре изображает пруд с листьями лотоса и распускающимися цветами в виде вертикальной панели под троном. [ 17 ]

В других композициях стебли, бутоны и цветы поднимаются вверх рядом с главной фигурой. [ 18 ] Они могут заканчиваться цветком, который держит главная фигура. [ 19 ] особенно, если это Авалокитешвара или Вишну V или VI века (оба также имеют эпитет Падмапани, «держатель лотоса»), [ 20 ] или на другом лотосовом троне за рукой, если она вытянута в мудре . Альтернативно, стебли могут подниматься вверх, чтобы поддерживать лотосовые троны под второстепенными, меньшими фигурами, как на ранней терракотовой мемориальной доске, показанной выше, где стебли поднимаются сбоку, чтобы поддерживать слонов, украшающих Гаджа-Лакшми. Это видно на терракотовой мемориальной доске I века до нашей эры, показанной выше. [ 21 ] На изображенном здесь каменном рельефе Санчи царицы изображена похожая композиция с изображением Майи, матери Будды . Над или под водой стебли могут поддерживаться небольшими фигурками наг . [ 22 ]
Растение лотоса на лотосовых тронах часто представляют растущим из космического океана , а на нескольких изображениях растение представлено ниже уровня воды, стебель которого также представляет мировую ось . [ 23 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Pal, 39
- ^ Pal, 39–42; Coomaraswamy, 21; Krishan & Tadikonda, 65; Rodrigues
- ^ Пал, 39–40; Кумарасвами, 21 год; тексты: AN 10.81, «Бахуна суттам»; АН 4.36, «Дона суттам».
- ^ Янсен, 18 лет.
- ^ Pal, 45
- ^ Кумарасвами, 18–19; Пал, 40 лет
- ^ Pal, 40
- ^ Кумарасвами, 22 года; Кришан и Тадиконда, 78 лет, примечание 89
- ^ Мур и Кляйн, 149; Кришан и Тадиконда, 65 лет
- ^ Pal, 41; Walser, 80–87
- ^ Вальзер, 80, 86–87 на дату.
- ^ Вальзер, 81–83.
- ^ Кришан и Тадиконда, 67 лет.
- ^ Лернер и Коссак, Nos. 68, 84, 88, 89, 92, 94, 97, 101 (для вишвападмы ), 110, 111, 113 и т. д.
- ^ Лернер и Коссак, вып. 133, 139, 140; Ханда, Омаканда, Земля Гадди в Чамбе: ее история, искусство и культура: новый взгляд на ранние деревянные храмы , 78–79, 2005, Indus Publishing, ISBN 8173871744 , 9788173871740, книги Google
- ^ Pal, 40
- ^ Мичелл, 362
- ^ Лернер и Коссак, Nos. 116, 117, 119
- ^ Pal, 39
- ^ Pal, 41
- ^ Pal, 40
- ^ Кумарасвами, 53 года.
- ^ Кумарасвами, 20, 53–55.
Ссылки
[ редактировать ]
- Кумарасвами, Ананда , Элементы буддийской иконографии , издательство Гарвардского университета, 1935, онлайн-текст
- Янсен, Ева Руди, Книга индуистских образов: Боги и их символы , 1993, Binkey Kok Publications, ISBN 9074597076 , 9789074597074, книги Google
- Кришан, Ювраджмм, Тадиконда, Калпана К., Образ Будды: его происхождение и развитие , 1996, Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 8121505658 , 9788121505659, книги Google
- Лернер, Мартин и Коссак, Стивен, Трансцендентный лотос: искусство Индии и Юго-Восточной Азии из коллекции Сэмюэля Эйленберга , 1991, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), ISBN 0870996134 , 9780870996139, книги Google
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1990, Penguin Books, ISBN 0140081445
- Мур, Альберт К., Кляйн, Шарлотта, Иконография религий: введение , 1977, Крис Робертсон, ISBN 0800604881 , 9780800604882, книги Google
- Пал, Пратападитья, Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. , Том 1 индийской скульптуры: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес , 1986, Музей искусств округа Лос-Анджелес/Калифорнийский университет Press, ISBN 0520059913 , 9780520059917, книги Google
- Родригес, Х. «Символ священного лотоса» , Махавидья , 2016 г.
- Уолсер, Джозеф, Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура , 2005, издательство Колумбийского университета, ISBN 0231506236 , 9780231506236, книги Google