Jump to content

Народная религия Северо-Восточного Китая

Храм Гуанди в Чаояне , Ляонин . Воинственный характер Гуанди делает его привлекательным не только для ханьских китайцев, но и для маньчжур. [1]

Народная религия Северо-Восточного Китая [примечание 1] является разновидностью китайской народной религии северо -восточного Китая , характеризующейся характерными культами, возникшими в Хэбэе и Шаньдуне , пересаженными и адаптированными ханьскими китайскими поселенцами Ляонина , Цзилиня и Хэйлунцзяна (трех провинций, составляющих Северо-Восточный Китай ) со времен династии Цин . [2] Для него характерна терминология, божества и практики, которые отличаются от таковых в народной религии центрального и южного Китая. Многие из этих моделей происходят от взаимодействия ханьской религии с маньчжурским шаманизмом . [3]

Выдающееся место отводится поклонению зооморфным божествам , имеющим « тотемическое » значение. [4] [3] В этом регионе термины шэнь («бог») и сянь («бессмертное существо») являются синонимами. Фигурки ритуалистов или шаманов [примечание 2] выполняют различные ритуальные функции для групп верующих и местных общин, в том числе чумусянь ( 出馬仙 «верховая езда за бессмертными»), [5] танцы, целительство , экзорцизм , гадание и общение с предками . [6]

История [ править ]

Придорожный храм в Маньчжурии. (1888)

Формирование народной религии и шаманизма северо-восточного Китая можно проследить до династии Цин (1644-1911), когда большое количество ханьских китайцев поселилось на северо-востоке Китая, смешавшись с маньчжурами . [7] Как в период Цин, так и в более поздней Китайской Республике (1912-1949) и последующей Народной Республике поклонение зооморфным божествам и практика чумаксиана имели плохие отношения с правительствами. [8] которые считали это «феодальным суеверием» (феодальное суеверие fēngjiàn míxìn ). [9] и запрещен различными указами. [10]

Популярное поклонение животным богам начало возрождаться в 1980-х годах, и вскоре и чумаксианская практика. возродилась [11] В 2010-е годы предпринимались попытки защитить чумахиан в рамках политики «нематериального культурного наследия». [12]

Японская наука синтоизма сходство и

Синтоистский храм в Чжанцзякоу , Хэбэй , Китай , в 1950-е годы, когда он уже был заброшен. Храм был основан японцами во время Второй мировой войны и включал в себя поклонение монгольскому Чингисхану.

Изучение народной религии северо-восточного Китая во многом обязано научным исследованиям, которые японцы вели по этому вопросу в период Маньчжоу-Го (1932–1945), которые они основали после оккупации Маньчжурии . [13] В отличие от оккупированной Японией Кореи и оккупированного Тайваня , Маньчжурия была задумана как автономная нация, не для ассимиляции с Японией , а, скорее, для создания модели по образцу социальной и религиозной структуры последней, сохраняющей независимую идентичность. [14]

Омати Токудзо (1909–1970), ученик Янагита Кунио (основателя академической этнографии в Японии), в годы войны проводил полевые исследования местной религии в Маньчжурии. [15] Позже он возглавил Общество изучения маньчжурских обычаев, проведя впечатляющее исследование местной религии в Маньчжурии и Северном Китае. [16] Омати определил сельскую деревню, в каждой из которой есть святилище Тудишен , как фундаментальную единицу местной религии северо-восточного Китая и религиозного характера китайской расы хань . [17] Он также изучает местное китайское поклонение богине, а также большое сходство и интеграцию ханьцев и маньчжур. [18] Омати, похоже, не поддерживал учреждение синтоистских святилищ в маньчжурских деревнях, которые в Корее и Тайване предназначались для духовной трансформации местных жителей в японских граждан путем их интеграции в синтоистские сообщества. [19]

Другой ученый, Токунага Такеши, стремился продемонстрировать духовное единство Японии, Маньчжурии и Китая, подчеркивая сходство древних религиозных структур трех народов: [20]

Древние японские святыни имеют форму каннаби (известную как стиль горы Фудзи ). Их много и в Маньчжурии... [Артефакты] возникли из той же аграрной культуры и философии, что и японский синтоизм ( каннагара-но мити )... Современные [китайские] храмы матрон также имеют эти элементы. Следовательно, поскольку храмы были построены позже, считается, что поклонение матроне было привито к этому более раннему образцу веры. [21]

Другие ученые изучали сходство местного и японского шаманизма. [20] Маньчжоу -го в целом пропагандировали духовное возрождение, ориентированное на расовую принадлежность, что является этнической религией для каждой из рас, населяющих Маньчжурию. [22] Например, согласно предположениям Огасавары Сёдзо [ ja ] о том, что монголам «нужна (нужна) новая религия, особенно новый бог», они пропагандировали поклонение Чингисхану , которое продолжается и сегодня в северном Китае. Синтоистский храм Калгана (ныне Чжанцзякоу , Хэбэй ) включал в себя поклонение Чингисхану и был открыт для местных монголов. [23]

Характеристики [ править ]

«Котел мириадов процветания» ( 万福鼎 Wànfú Dong ), с именем «Бога процветания» или «Бога удачи» ( 福星 Fúxīng ), начертанным десять тысяч раз, в Цзиньчжоу , Даляне , Ляонине.

Божества [ править ]

Помимо обычных китайских божеств, таких как Гуанди ( 关帝 « Господь Гуань », Бог-маршал верности и справедливости), [24] жители северного Китая и Маньчжурии также имеют характерных зооморфных божеств . [25] и поклонение группам богинь популярно . Боги посвящены в иерархии, образец, унаследованный от китайской конфуцианской системы преемственности. [25] Лисие божества занимают очень важное положение, [26] с очевидными параллелями в японском культе Инари Оками . [27] Обычно во главе пантеона ставят «Великого повелителя трёх лисиц» ( 胡三太爷 Хусан Тайе ) и «Великую госпожу трёх лисиц» ( 胡三太奶 Хусан Тайнуи ). [28]

Пять Великих Бессмертных ( 五大仙 Wǔdàxiān ) — божества, воспроизводящие космологические структуры обычного китайского богословия . Культ обычно включает в себя: 1) Хусянь ( 狐仙;胡仙 «Бессмертный лис») или Хушен ( 狐神 «Лисий бог»), самое важное божество на северо-востоке Китая; [29] 2) Хуансянь ( 黃仙 буквально «Желтый Бессмертный»), Бог-ласка, занимающий положение Желтого Божества китайского богословия; 3) Шесянь ( 蛇仙 буквально «Змея Бессмертный»), также называемый Лисянь ( 柳仙 «Бессмертный Лю») или Мунсян ( 蟒仙 «Питон (или Удав) Бессмертный»), который может представлять Бога-Дракона , Фуси и Нюва ; 4) Байсянь ( 白仙 «Белый Бессмертный») — Бог-Еж; и 5) Хэйсянь ( 黑仙 «Черный Бессмертный»), который может быть Уясянь ( 乌鸦仙 «Бессмертный Ворон») или Хуэсян ( 灰仙 «Бессмертная Крыса»).

Хотя Бог-Лиса и Бог-Ласка всегда остаются двумя выдающимися членами культа зооморфных божеств, другие позиции различаются в некоторых регионах, включая Богов-Тигра, Волка, Зайца и Богов-Черепах. [30] В других местах поклоняются богам Леопарда, Крота, Жабы и Кролика. [3] В некоторых округах Хэбэя их количество сокращено до четырех ( 四大仙 Sìdàxiān ), включая Лису, Ласку, Ежа и Змеиных Богов. [30]

Распространенные китайские божества связаны с культом зооморфных богов. Например, Хуан Дасянь ( 黄大仙 «Великий Желтый Бессмертный») популярен на севере и северо-востоке Китая, он полностью отличается от Вонг Тай Сина и не имеет никакого отношения к даосизму , как в юго-восточном Китае. [31] божество скорее идентифицируется как Бог Ласки.

Местная терминология определяет богов-животных как средний путь между богами шанфан шэньсянь ( 上房神仙 «вечные боги») большого космоса , важными в даосизме, которым только поклоняются и которые не овладевают шаманами; и иньсянь ( 陰仙 «боги подземного мира»), умершие существа, ставшие богами посредством самосовершенствования ( предки и прародители ). [32] В северо-восточном даосизме, помимо богов-лисиц, пантеон возглавляет богиня «Черная Мать» ( 黑媽媽 Hēi māmā ).

Шаманизм [ править ]

Северо-восточные шаманы считают себя «учениками» ( dìzϐ 弟子 ) богов, а не просто каналами связи между богами и человеческим миром. [6] Другое имя, используемое для обозначения этих мастеров ритуалов, - сянгтоу ( 香頭 «головки благовоний»). [33] Их практику обычно называют чумаксиан ( 出马仙 ), что означает «боги, которые действуют» или, более буквально, «скакующиеся за бессмертными», определение, которое подразумевает, что боги и их ученики действуют как единое целое, и в своих действиях они действуют как единое целое. , форму и содержание они выражают вместе. [9]

Есть два типа одержимости, которые северо-восточные шаманы испытывают с точки зрения сознания: цюаньмэн ( 全蒙 «полное бессознательное состояние», при котором ученик не осознает, что происходит и что говорит бог) и банмэн ( 半蒙 » полубессознательное состояние). ", в котором ученик осознает, что происходит во время одержимости). [34]

Они также практикуют общение с предками посредством экстатического опыта, называемого гуйин ( 过阴 «переход в подземный мир»). [35] Это часть практик как чумахианских , так и связанных с ними общинных обрядов более широкой китайской местной религии. [35]

Северо-Восточного Шаманизм Китая имеет сходство с южно-китайским медиумизмом ( цзитонг ), японскими синтоистскими практиками и различными другими шаманизмами в регионе ( тунгусский и маньчжурский шаманизм , монгольский шаманизм , корейский шаманизм , более широкий сибирский шаманизм ). [36] Исторически это результат встречи ханьской китайской и маньчжурской культур, особенно ханьского культа лисы. [37] [38] и маньчжурский «дикий ритуал» ( wuwate , китайский: yějì 野祭 ). [39]

Шаманы Северо-Восточного Китая - преимущественно женщины, как и шаманы шаманизма Северо-Восточной Азии, тогда как медиумы Южного Китая - почти исключительно мужчины. [36] Более того, в то время как северо-восточные шаманы обычно независимы от формальных религиозных институтов, южные специалисты-медиумы часто сотрудничают с даосскими священниками . [36] Еще одно отличие состоит в том, что, хотя южно-китайские медиумы могут приобрести свою роль посредством обучения и ими обладают в основном даосские и строго китайские Божества , северо-восточные шаманы «избираются» или «посвящены» самими богами (через мо , «болезнь»). [40] как и в других шаманских традициях, их богами являются тотемы животных. [41] Когда выбирается будущая ученица, она испытывает мо («болезнь»). [40]

Места поклонения и шаманские залы [ править ]

На северо-востоке Китая терминология религиозных мест и групп может следовать общей китайской модели , где мяо ( ) определяет любое «священное место», посвященное богу. Однако существует другая терминология, и храмы можно называть сяньтан ( 仙堂 «зал бессмертных»). [6] или Танцзы ( 堂子 ), последнее имя, унаследованное от храмов болонгзи ( китайский: jiājì 家祭 , «ритуал предков») маньчжурского шаманизма. [42] Шаманы также держат в своих домах «непосредственные залы» для поклонения ( lìtáng 立堂 ). [43]

Народные религиозные секты [ править ]

Цветной символ теории Шанрендао.

Поскольку китайский буддизм и профессиональный даосизм никогда не были хорошо развиты на северо-востоке Китая, религиозная жизнь региона находилась под сильным влиянием сетей народных спасательных сект и конфуцианских церквей , характеризующихся конгрегационалистской структурой и библейским ядром. [44] Во время японской оккупации их не изучали, но подчеркивали их роль морального катализатора для расы Хань. [45]

Игуандао . ( 一貫道 «Последовательный путь») имел сильное присутствие в этом районе [45] но особенно были Гуйидао ( 皈依道 «Путь возвращения к Единому») и Шанрендао ( 善人道 «Путь добродетельного человека», социальная организация которых была известна как Универсальная Церковь Пути и ее Добродетели). миллионы последователей только в Маньчжурии. [46] Шанрендао остается широко распространенным даже после маоистского периода и Культурной революции , а штаб-квартира Церкви Пути и ее Добродетели была восстановлена ​​в Пекине в 2010-х годах. В последние десятилетия на северо-востоке Китая также наблюдался подъем Фалуньгун , который был основан в 1990-х годах в Цзилине .

В период Маньчжоу -Го многие японские новые религии или независимые синтоистские секты занимались прозелитизмом в Маньчжурии, основав сотни общин. Большинство миссий принадлежало учению Омото , учению Тэнри и учению Конко синтоизма. [47] Учение Омото является почти японским эквивалентом учения Гуйидао, поскольку обе религии имеют общие корни и историю.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Общее описание на китайском языке : Северо-восточная народная религия Дунбэй минцзян цзунгцзяо или Северо-восточная народная религия Дунбэй минцзян синьйонг .
  2. ^ Шаманов называют по-разному:
    • Просто dìzϐ 弟子 , «ученики (богов)»; [4]
    • Даксиан эр 大仙兒 , «дети великих богов»;
    • Тиао дашен 跳大神 , «танцоры великих богов». [3]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Эллиотт (2001) , с. 239.
  2. ^ Дэн (2014) , с. 19.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лю (2007) .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэн (2014) , с. 1.
  5. ^ Дэн (2014) , с. 17.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэн (2014) , с. 2.
  7. ^ Дэн (2014) , с. 45.
  8. ^ Дэн (2014) , стр. 45–46.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэн (2014) , с. 3.
  10. ^ Дэн (2014) , стр. 46–49.
  11. ^ Дэн (2014) , стр. 50–51.
  12. ^ Дэн (2014) , с. 52.
  13. ^ Дюбуа (2006) , с. 53.
  14. ^ Дюбуа (2006) , стр. 56–57.
  15. ^ Дюбуа (2006) , с. 59.
  16. ^ Дюбуа (2006) , с. 61.
  17. ^ Дюбуа (2006) , стр. 62–63.
  18. ^ Дюбуа (2006) , стр. 63–64.
  19. ^ Дюбуа (2006) , с. 64.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюбуа (2006) , с. 65.
  21. ^ Окумура, Ёсинобу (1940), Маншу нянян ко [ Исследование храмов Няннян в Маньчжурии ], Синкё (Чанчунь), стр. 242–245. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  22. ^ Дюбуа (2006) , с. 68.
  23. ^ Дюбуа (2006) , с. 69.
  24. ^ Канг (2006) , с. 49.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэн (2014) , с. 22.
  26. ^ Дэн (2014) , с. 21.
  27. ^ Канг (2006) , стр. 199–200.
  28. ^ Дэн (2014) , с. 75.
  29. ^ Канг (2006) , стр. 45–50.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Канг (2006) , с. 48.
  31. ^ Ван (2013) .
  32. ^ Дэн (2014) , с. 29.
  33. ^ Это (2011) .
  34. ^ Дэн (2014) , с. 32.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэн (2014) , с. 8.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэн (2014) , с. 13.
  37. ^ Канг (2006) .
  38. ^ Хантингтон (2013) .
  39. ^ Дэн (2014) , стр. 13–18.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэн (2014) , с. 23.
  41. ^ Дэн (2014) , с. 14.
  42. ^ Дэн (2014) , с. 20.
  43. ^ Дэн (2014) , с. 27.
  44. ^ Дюбуа (2006) , с. 70.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюбуа (2006) , с. 72.
  46. ^ Собственный (2008) . § 23: «...только в Маньчжоу-Го даодэхуэй восемь миллионов (четверть всего населения) в 1936-1937 годах».
  47. ^ Сталкер, Нэнси К. (2008). Мотив пророка: Дегути Онисабуро, Оомото и возникновение новых религий в императорской Японии . Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0824832261 . п. 164.

Источники [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 813665baaf42e2ba5973f6ddc7173419__1691876400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/19/813665baaf42e2ba5973f6ddc7173419.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Northeast China folk religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)