Удасянь
Пять великих бессмертных | |||
---|---|---|---|
![]() Космологическая диаграмма Пяти Великих Бессмертных | |||
Упрощенный китайский | пять великих бессмертных | ||
|
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Удасянь . (五大仙 «Пять великих бессмертных»), также известный как Удацзя (五家) и Удамен (五门), что означает «Пять великих гениев» [ нужна ссылка ] ", [ примечание 1 ] — группа из пяти зооморфных божеств религии северо-восточного Китая . [ 2 ] и важен для местных шаманских практик. [ 3 ] Они представляют собой локализованную адаптацию « Пяти форм высшего божества» (五方上帝 Wǔfāng Shàngdì ) общепринятого китайского богословия .
Имена и значения
[ редактировать ]В некоторых местах Хэбэя в культ входят четыре вместо пяти зооморфных богов, в том числе Лиса, Ласка, Еж и Змеиные боги (四大仙 Сидаксиан , 四大门 Сидамен ). Хотя Бог-Лиса и Бог-Ласка всегда остаются двумя выдающимися членами культа, другие позиции различаются в некоторых регионах, включая Богов-Тигра, Волка, Зайца и Богов-Черепах. [ 4 ]
Ли Цинчэнь (?-1897), учёный из Тяньцзиня , так объяснял образы Пяти Великих Бессмертных: [ 4 ]
- [...] Пять Бессмертных [...]: 狐 Ху — лиса, 黄 Хуан — ласка, 白 Бай — ёж, 柳 Ли — змея и 灰 Хуи — крыса. Я сказал, что эти пять можно отличить по пяти цветам. [...] Белый и желтый — оригинальные цвета ежа и ласки, Хуи — черный, а Ли — зеленый. [...] В «Оде песен» говорится: «Нет ничего краснее лисы».
Как боги богатства, Пять Бессмертных также известны под прозвищем «Маленькие боги богатства » (小财神 Xiώocáishén ). [ 5 ] Пять Бессмертных имеют как мужскую, так и женскую форму и обычно представляют собой пары.
Хусянь — Бессмертный Лис
[ редактировать ]Хусянь («Бессмертный лис» «Бессмертный лис»), также называемый Хушен (Бог-лис = Бог Ху «Бог-лис») или Хуван (Король-лис = Король Ху «Правитель-лис») [ 6 ] возможно, самый важный из Пяти Бессмертных на северо-востоке Китая. [ 7 ] Нагао Рюдзо, японский китаевед , заметил, что Боги-Лисы «пользуются такой популярностью, что им поклоняются почти все семьи в северном Китае и Маньчжурии ». Анри Доре задокументировал поклонение Богу-Лисе в северных частях Цзянсу и Аньхой . В некоторых частях Хэбэя каждому новорожденному присваивается свой собственный бэнсэн (本神 бог-покровитель), проявление Хусянь, обычно женщина для мальчика и мужчина для девочки. После того, как эти мальчики и девочки поженятся, их покровители будут изображены сидящими вместе. [ 4 ] В своем обзоре популярных святилищ и храмов в Маньчжурии Такизава Сюнрё обнаружил, что количество посвященных богам-лисам ошеломляет. [ 8 ]
Божество может быть представлено как мужчиной, так и женщиной, но чаще всего его идентифицируют как женщину Хусянь Нианнян (狐仙娘娘 «Бессмертная леди Лиса»), чья животная форма — девятихвостая лиса . Она является китайским эквивалентом японского синтоистского культа Инари Оками , одновременно бога (богини) лисиц и коллективного представления лисьих спрайтов . [ 9 ]
Лисиное божество также представлено в виде пары богов, мужского и женского пола, называемых Великим Повелителем Трех Лисиц (胡三太爷 Húsān Tàiyé ) и Великой Госпожой Трех Лисиц (胡三太奶 Húsān Tàinώi ). [ 10 ] Как богиня, Бессмертная Лиса связана с Сиванмо (西王母 «Королева-мать Запада»), великой богиней-хранительницей горы Куньлунь ( axis mundi ). [ 11 ] [ 12 ]
Хуансянь — Бессмертная ласка
[ редактировать ]Хуансянь (黃仙 буквально «Желтый Бессмертный») — Бог ласки, идентифицирован как воплощение панкитайского Желтого Божества (黄帝 Huángdì ) и Хуан Дасянь (黄大仙 «Великий Желтый Бессмертный»). [ 13 ] Другое имя, указывающее на коллективное олицетворение ласки, — «Великий Повелитель Двух Желтых» (黄二太爷 Huángèr Tàiyé ). [ 10 ]
Шесянь — Бессмертная Змея
[ редактировать ]Змеиного Бога называют либо Шэсян (蛇仙 буквально «Змея Бессмертный»), Лисянь (柳仙 «Бессмертный Лю»), либо Чансян (常仙 «Бессмертная Змея»). [ 14 ] ). Альтернативно он - Мунсян (蟒仙 «Питон (или Удав) Бессмертный»). , считающаяся воплощением Бога-Дракона Змея , традиционно олицетворяет зарождение и деятельность ( ян ). Таким образом, он также связан с Фуси и Нюва , соответственно змеиным покровителем неба (天皇 Tiānhuáng ) и покровительницей земли (地皇 Dehuáng ), которые представляют две силы, которые участвуют в рождении вещей.
Байсянь — Бессмертный ежик
[ редактировать ]Байсянь (白仙 «Белый Бессмертный») — Бог-еж. Ему в первую очередь поклоняются как медицинскому божеству, помогающему предотвращать и лечить болезни. Одна из его женских форм - Байло Тайтай (白老太太 «Белая старушка»).
Хэйсянь — Бессмертный ворон
[ редактировать ]Хэйсянь . (黑仙 «Черный Бессмертный») — это функция, которую выполняют различные зооморфные божества Самый распространенный из них - Уяссянь (乌鸦仙 «Бессмертная ворона»), а другой популярный - Хуйсянь (灰仙 «Бессмертная крыса»), хотя считается, что последний является неверным толкованием первого. Эту позицию также может занять Лангшен (狼神 «Волчий Бог»).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Этимологически латинское слово гений имеет то же происхождение, что и природа, от gēns («племя», «народ») от индоевропейского корня *gen-, «производить». [ 1 ] Буквально китайское понятие 家 jia означает «семья» в смысле категории существ, созданных одним и тем же богом, а 门 men означает то же самое , «ворота», в этом контексте метафорически .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Харпер, Дуглас (2001). «Гений» . Интернет-этимологический словарь . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ Канг (2006) , с. 47.
- ^ Дэн (2014) .
- ^ Jump up to: а б с Канг (2006) , с. 48.
- ^ Канг (2006) , с. 83.
- ^ Канг (2006) , с. 50.
- ^ Канг (2006) , стр. 45–50.
- ^ Канг (2006) , с. 49.
- ^ Канг (2006) , стр. 199–200.
- ^ Jump up to: а б Дэн (2014) , с. 22.
- ^ Канг (2006) , стр. 22–23.
- ^ Страссберг, Ричард Э. (2002). Китайский бестиарий: странные существа с тропинок через горы и моря . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520218442 . стр. 88-89 и 184.
- ^ Ван Сюэ. Антропологическое исследование хуансянских верований в сельских районах Северо-Восточного Китая, 2013.
- ^ Дэн (2014) , с. 1.
Источники
[ редактировать ]- Дэн, Клэр Цюцзюй (2014). Боги, принимающие меры: шаманизм духов животных в Ляонине, Китай (магистр восточноазиатских исследований). Университет Макгилла, факультет восточноазиатских исследований.
- Кан, Сяофэй (2006). Культ Лисы: власть, пол и народная религия в позднем имперском и современном Китае . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0231508220 .