Jump to content

Лисий дух

(Перенаправлено с Хули Цзин )
Лисий дух
Китайское имя
китайский лисица
Буквальный смысл дух лисы
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinhúlijīng
IPA[xǔ li tɕíŋ]
Yue: Cantonese
Jyutpingwu⁴lei⁴zing¹
Southern Min
Hokkien POJhô͘-lî-chiaⁿ
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит хрустальная лиса
Китайские иероглифы лисица
Японское имя
Кандзи демон лиса
Хирагана Йоко
Транскрипции
Romanizationyōko

Хули цзин ( по-китайски : дух лисы ) — это китайские мифологические существа, обычно способные менять форму , которые могут быть как доброжелательными, так и злобными духами. В китайской мифологии и фольклоре дух лисы принимает различные формы с разными значениями, силами, характеристиками и формами, в том числе. Хусянь ( китайский : Бессмертный Лис ; букв. «Бессмертный Лис»), Хушен ( Бог Лис ; «Бог Лисы»), Хушэн ( Святой Лис ; «Святой Лис»), Хуван ( Король Лис ; «Король Лис»), Хуяо ( Лисий король) «лисий демон»), хузу ( « цзювэйху лисий клан») и ( « » девятихвостая лиса ). [ 1 ] [ нужна страница ]

Духи лисиц и девятихвостые лисы часто появляются в китайском фольклоре, литературе и мифологии. В зависимости от истории присутствие духа лисы может быть хорошим или плохим предзнаменованием. [ 2 ] Мотив девятихвостой лисицы из китайской культуры со временем был передан и введен в японскую, корейскую и вьетнамскую культуры. [ 3 ]

Описания

[ редактировать ]
Изображение духа лисы из гробницы Янджу, провинция Ганьсу. На более старых изображениях духов-лисиц восемь других хвостов изображены как ответвления от основного хвоста, а не как отдельные хвосты.

Девятихвостая лисица встречается в « Шаньхацзин» ( «Книге гор и морей »), составленной от периода Воюющих царств до периода Западной Хань (примерно с четвертого по первый век до нашей эры). [ 4 ] В работе говорится:

Страна Цинцю находится на севере. Ее жители едят зерно, одежду, шелк и шелк, а у лисиц четыре ноги и девять хвостов.
Земля Голубых Холмов лежит на севере, где жители потребляют Пять Зернов , носят шелк и поклоняются лисам, у которых четыре ноги и девять хвостов.

В главе 14 « Шаньхайцзин » Го Пу , ученый династии Восточная Цзинь , заметил, что «девятихвостая лиса была благоприятным предзнаменованием, появлявшимся в мирное время». [ 4 ] Однако в главе 1 описан другой аспект девятихвостой лисы:

В трехстах ли дальше на восток находится гора Цинцю , на южном склоне которой можно найти много нефрита, а на севере — зеленую киноварь. Здесь есть зверь, формой напоминающий лису с девятью хвостами. Он издает звук ребенка и является людоедом. Тот, кто его съест, будет защищен от яда насекомых ( гу ). [ 4 ]

В одном древнем мифе Юй Великий встретил белую девятихвостую лису, что он истолковал как благоприятный знак того, что он женится на Нуцзяо. [ 4 ] В иконографии Хань девятихвостая лиса иногда изображается на горе Куньлунь вместе с Си Ванму в ее роли богини бессмертия. [ 4 ] первого века Согласно Байхутуну ( «Дебаты в Зале Белого Тигра »), девять хвостов лисы символизируют обильное потомство. [ 4 ]

Во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 9 г. н. э.; 25–220 г. н. э.) в китайской культуре произошло развитие представлений о межвидовой трансформации. [ 5 ] Идея о том, что нечеловеческие существа с возрастом могут принимать человеческий облик, представлена ​​в таких работах, как « Луньхэн ( » Ван Чуна 27–91). [ 5 ] По мере развития этих традиций сформировалась способность лисы к трансформации. [ 5 ]

Описывая превращение и другие особенности лисы, Го Пу (276–324) сделал следующий комментарий:

Когда лисе исполнится пятьдесят лет, она сможет превратиться в женщину; когда ему исполняется сто лет, он становится красивой женщиной, или духовным медиумом, или взрослым мужчиной, вступающим в половую связь с женщинами. Такие существа способны знать вещи на расстоянии более тысячи миль; они могут отравить людей колдовством или овладеть ими и сбить их с толку, так что они теряют память и знания; а когда лисице исполнится тысяча лет, она вознесется на небо и станет небесной лисой. [ 6 ]

В «Дуйсупиане» (Duìsúpiān) Баопузи написано :

И лисицам, и волкам может быть восемьсот лет, а когда им исполняется пятьсот лет, они становятся просветленными и способны принимать человеческий облик. Продолжительность жизни лисиц и шакалов составляет восемьсот лет. Когда им исполнится пятьсот лет, они смогут принимать человеческий облик.

В истории династии Тан лисы могли стать людьми, если носили череп и поклонялись Большой Медведице . Они пробовали несколько черепов, пока не нашли тот, который подходил и не падал. [ 7 ]

Изображение духа лисы времен династии Цин.

Юян Зазу установил связь между девятихвостыми лисами и божеством:

Среди искусств Пути существует особое учение о небесной лисе. [Учение] говорит, что небесная лисица имеет девять хвостов и золотой окрас. Он служит во Дворце Солнца и Луны и имеет свой собственный фу (талисман) и ритуал цзяо. Оно может превзойти инь и ян. [ 8 ]

Духи-лисы, встречающиеся в сказках и легендах, обычно являются женщинами и выглядят как молодые красивые женщины. Одним из самых печально известных духов-лисиц в китайской мифологии был Даджи , который изображен в династии Мин Шэньмо романе «Фэншэнь Яньи» . Прекрасная дочь генерала, она была насильно выдана замуж за жестокого тирана, короля Шаня Чжоу . Дух девятихвостой лисы, служивший Нюва , которого оскорбил король Чжоу, вошел в ее тело и овладел ею, изгнав истинную душу Даджи. Дух, как Даджи, и ее новый муж жестоко строили интриги и изобрели множество способов пыток, например, принуждение праведных чиновников обнимать раскаленные металлические столбы. [ 9 ] Из-за такой жестокости многие люди, в том числе бывшие генералы короля Чжоу, восстали и воевали против династии Шан . Наконец, король Чжоу Вэнь , один из вассалов Шана, основал новую династию, названную в честь его страны. Дух лисы в теле Даджи позже был изгнан Цзян Цзыей , первым премьер-министром династии Чжоу , а ее дух осужден самой Нюва за чрезмерную жестокость.

Традиции

[ редактировать ]

Популярное поклонение лисам во времена династии Тан упоминается в тексте, озаглавленном «Ху Шэнь» («Лисиные боги»):

С самого начала династии Тан многие простолюдины поклонялись духам лисиц. Они приносят подношения в своих спальнях, прося их благосклонности. Лисы делятся с людьми едой и питьем. Они не служат одному хозяину. В то время существовала фигура речи: «Там, где нет демона-лисы, не может быть основана ни одна деревня». [ 10 ]

Во времена династии Сун культы духов-лисиц, например посвященные Даджи , были объявлены вне закона, но их подавление не увенчалось успехом. [ 11 ] Например, в 1111 году был издан императорский указ об уничтожении многих святилищ духов в пределах Кайфэна , в том числе и Даджи. [ 12 ]

Накануне вторжения чжурчжэней на трон императора Хуэйцзуна Сун взошел лис . В результате Хуэйцзун приказал разрушить все лисьи храмы в Кайфэне. На следующий день город был захвачен, и через пять месяцев династия пала. [ 7 ]

В позднем императорском Китае, во времена династий Мин и Цин, нарушения домашней обстановки можно было объяснить проказами духов-лисиц, которые могли швырять или разрывать предметы, подобно полтергейсту. [ 13 ] «Призраки» лисиц часто считались обычным явлением и по сути безобидными, причем один автор семнадцатого века отмечал, что «из каждых десяти домов в столице в шести или семи есть демоны-лисы, но они не причиняют вреда, и люди привыкли к ним». их". [ 14 ]

Обычно духи лисиц считались опасными, но некоторые истории из книги династии Цин «Ляочжай Чжии» о Пу Сунлин представляют собой любовные истории между лисой, появляющейся в образе красивой девушки, и молодым человеком-мужчиной. В фантастическом романе « Три Суй подавляют восстание демонов » хули цзин учит молодую девушку магии, позволяя ей вызывать армии с помощью своих заклинаний. [ 15 ]

Вера в духов лисиц также является фактором, объясняющим случаи нападений коро , синдрома, связанного с культурой, обнаруженного, в частности, на юге Китая и в Малайзии. [ 16 ]

О духе лисы упоминается в китайском чань -буддизме, когда Линьцзи Исюань сравнивает его с голосами, говорящими о Дхарме , заявляя, что «незрелые молодые монахи, не понимая этого, верят в этих духов-лисиц…» [ 17 ]

Считалось, что духи лисиц способны маскироваться под женщин. [ 18 ] Под этим видом они соблазняли молодых людей, которые были учеными или просто умными, впитать «жизненную сущность через свое семя». [ 18 ] Это позволило им фактически превратиться в людей, затем в хусянь , а затем, через 1000 лет, в девятихвостого бога- лиса, способного перемещаться по высшим царствам тянь . [ 18 ]

Несколько хули цзин также появляются в романе У Чэнъэня конца XVI века «Путешествие на Запад»:

  • Пара брат-сестра появляется в сюжетной арке, охватывающей братьев-демонов, Золотой Рог и Серебряный Рог , представленных как почтенная мать и дядя по материнской линии брата-демона соответственно.
  • В сюжетной арке, посвященной Принцессе Железный Веер , выясняется, что муж принцессы Железный Веер, Король Демонов-Быков , бросил ее ради Принцессы Нефритовой Лицевой, демоницы Хули Цзин , которая таким образом переманила Короля Демонов-Быка от Принцессы Железный Веер. ее огромного приданого .
  • В сюжетной арке, посвященной паломникам, проходящим через Королевство Бицю, Дух Белого Оленя и его приемная дочь, Белолицый Дух Лисицы (также демоница Хули Цзин ), преследуют ничего не подозревающего короля, который женился на Белолицом Духе Лисички , когда она выдавала себя за смертную молодую женщину, а Дух Белого Оленя - за ее смертного отца; Белолицый дух лисицы позже убит Чжу Бацзе .
[ редактировать ]

Аниме/Манга

[ редактировать ]
  • Шанхайский бессмертный , автор: А.Я. Чао (2023)
  • Священная книга оборотня Виктора Пелевина (2004)
  • The Good Kid and the Fox Spirit , песня Кикуо (2023)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Канг (2006) .
  2. ^ Канг (2006) , стр. 15–21
  3. ^ Валлен, Мартин (2006). Фокс . Лондон: Книги реакции . стр. 69–70 . ISBN  978-1-86189-297-3 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Страссберг (2002) , стр. 88–89 и 184.
  5. ^ Jump up to: а б с Хантингтон (2003) , с. 9
  6. ^ Канг (2006) , с. 17
  7. ^ Jump up to: а б Канг (2006) [ необходимы страницы ]
  8. ^ Канг (2006) , с. 23
  9. ^ «Лисий дух Даджи изобретает пытку Паоло» . Китайские пытки/помощь китайцам . Архивировано из оригинала 17 ноября 2006 г. Проверено 26 декабря 2006 г.
  10. ^ Хантингтон (2003) , с. 14
  11. ^ Канг (2006) , стр. 37–39
  12. ^ Линь, Фу-ши (08 декабря 2014 г.). « «Старые обычаи и новая мода»: исследование особенностей шаманизма в Китае Сун». Современная китайская религия I. Лейден: Брилл. стр. 262–263. ISBN  978-90-04-27164-7 .
  13. ^ Хантингтон (2003) , с. [ нужна страница ] .
  14. ^ Хантингтон (2003) , с. 92.
  15. ^ Лу, Сюнь (1959). Краткая история китайской художественной литературы . Перевод Сянь-и Янга; Глэдис Янг. Пресса на иностранных языках. п. 176. ИСБН  978-7-119-05750-7 .
  16. ^ Ченг, ST (1996). «Критический обзор китайского Коро ». Культура, медицина и психиатрия . 20 (1): 67–82. дои : 10.1007/BF00118751 . ПМИД   8740959 . S2CID   34630225 .
  17. ^ Записи Линьцзи Гонолулу. 2008. с. 218. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Jump up to: а б с Карлсон, Кэти; Фланагин, Майкл Н.; Мартин, Кэтлин; Мартин, Мэри Э.; Мендельсон, Джон; Роджерс, Присцилла Янг; Роннберг, Ами; Салман, Шерри; Уэсли, Дебора А. (2010). Арм, Карен; Уэда, Како; Тулин, Энн; Лангерак, Эллисон; Кили, Тимоти Гас; Вольф, Мэри (ред.). Книга символов: размышления об архетипических образах . Кёльн: Ташен . п. 280. ИСБН  978-3-8365-1448-4 .

Литература

[ редактировать ]
  • Чан, Лео Так-хун (1998). Беседа о лисах и призраках: Цзи Юнь и рассказы литераторов восемнадцатого века . Гонконг: Китайский университет Гонконга. ISBN  978-962-201-749-8 .
  • Хантингтон, Рания (2003). Чужой вид: Лисы и поздний имперский китайский нарратив . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-01094-9 .
  • Кан, Сяофэй (2006). Культ лисы: власть, гендер и народная религия в позднем имперском и современном Китае . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-13338-8 .
  • Страссберг, Ричард Э. (2002). Китайский бестиарий: странные существа с тропинок через горы и моря . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-21844-4 .
  • Тинг, Най-тунг. «Сравнительное исследование трех типов народных сказок китайских и североамериканских индейцев». Азиатские фольклорные исследования 44, вып. 1 (1985): 42–43. По состоянию на 1 июля 2020 г. doi:10.2307/1177982.
  • Анатоль, Алекс. «Дао Небесных Лисиц - Путь к бессмертию» Тома I, II, III) (2015)
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1925af60c61a5683a2266291d9eee14e__1722782280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/4e/1925af60c61a5683a2266291d9eee14e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fox spirit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)