Пять зерен

Пять злаков или злаков ( традиционный китайский : 五穀 ; упрощенный китайский : 五谷 ; пиньинь : Wϔ Gϔ ) представляют собой группу (или набор группировок) пяти сельскохозяйственных культур , которые были важны в древнем Китае . Иногда сами посевы считались священными; в других случаях их выращивание рассматривалось как священное благо из мифологического или сверхъестественного источника. В более общем смысле, вугу может использоваться в китайском языке как синекдоха, относящаяся ко всем зерновым или основным культурам, конечная продукция которых имеет гранулированный характер. Идентичность пяти зерен со временем менялась: разные авторы определяли разные зерна или даже категории зерен.
Святость
[ редактировать ]Чувство святости или священности пяти зерен проистекает из их традиционного приписывания святым правителям, которым приписывают создание китайской цивилизации. Они рассматривались не просто как пять культур, выбранных из множества вариантов, но и как источник, обеспечивающий развитие аграрного общества и самой цивилизации . «Растрата пяти зерен» рассматривалась как грех, достойный мучений в Дию , китайском аду. [ нужна ссылка ]
Поскольку положение императора рассматривалось как олицетворение этого общества, поведение человека по отношению к «Пяти зернам» могло иметь политическое значение: в знак протеста против свержения династии Шан Чжоу . Бойи и Шуци демонстративно отказывались есть «Пять зерен» . Такой отказ от зерновых по политическим причинам получил сложное развитие в концепции бигу , эзотерической даосской практики достижения бессмертия путем отказа от определенных продуктов. [ нужна ссылка ]
Легендарные аккаунты
[ редактировать ]К моменту появления письменных источников развитие сельского хозяйства в Китае сильно мифологизировалось. Существовали различные традиции относительно того, кто из первых китайских лидеров представил «Пять зерен»:
Шэннун
[ редактировать ]
Шэннун (神農) ( букв. «Божественный земледелец») был героем китайской культуры, которому приписывают развитие сельского хозяйства. Его часто путали с Янди («Пылающим императором»), а также иногда описывали как Угу Сяньди или «Божественного императора пяти зерен». Сыма Цяня относит его примерно к 2737–2699 гг. До н.э. Хронология [ нужна ссылка ]
В районе Шэннунцзя («Лестница Шэннуна») в провинции Хубэй устное эпическое стихотворение под названием « Хэйаньчжуань» («История хаоса») описывает Шэннуна, находящего семена пяти зерен:
Шэннун взобрался на гору Янтоу ,
Он внимательно посмотрел, он внимательно осмотрел,
Затем он нашел семя проса.
Он оставил его вместе с китайским финиковым деревом ,
И он пошел открывать пустырь.
Он посеял семя восемь раз,
Затем оно принесло плоды.
И с тех пор люди смогли есть просо.
Он искал семена риса на горе Далянь ,
Семя пряталось в траве.
Он оставил его с ивой ,
И он пошел распахивать рисовое поле .
Он посадил семя семь раз,
Затем оно принесло плоды.
И с тех пор люди смогли есть рис.
Он искал семя фасоли адзуки ,
И оставил его у сливового дерева .
Он посадил его один раз.
Фасоль адзуки было так легко посадить
и смог расти на бесплодных полях.
Соевые бобы были произведены на горе Вэйши .
Поэтому Шэннуну было трудно получить семена.
Он оставил одно семя на персиковом дереве ,
Он посадил его пять раз,
Потом оно принесло плоды,
А позже тофу стали производить к югу от реки Хуай .
Ячмень и пшеницу выращивали на горе Чжуши .
Шэннун был рад, что получил от них два семени.
Он оставил им персиковое дерево,
И посадил их двенадцать раз,
Позже люди смогли есть мучную пищу.
Он искал кунжутное семя на горе Учжи ,
Он оставил семя с ежевикой .
Он посадил его один раз.
Позже люди научились жарить блюда на кунжутном масле.
Шэннун посадил пять зерен, и все они выжили.
Потому что им помогли шесть видов деревьев. [ 1 ]
Хуанди
[ редактировать ]
Хуанди ( букв. «Желтый император»), помещенный Сыма Цяном в 2699–2588 гг. До н.э. , также упоминается в древних текстах как первый учитель совершенствования своих подданных. [ 2 ]
Ходжи
[ редактировать ]Ходзи ( букв. «Лорд Миллет») иногда приписывают первоначальное предоставление человечеству проса с небес. [ нужна ссылка ] и иногда приписывают его образцовое выращивание. [ 3 ] Лорд Милле — титул, пожалованный этому деятелю королем Таном , основателем династии Шан , и, возможно, занимал одну из первых должностей в китайском правительстве. [ 3 ] Позднее ему поклонялись как одному из богов-покровителей обильных урожаев, как и Лай Чо . [ 4 ]
Археология
[ редактировать ]В северном Китае культура Наньчжуантоу в среднем течении Хуанхэ вокруг Хэбэя ( ок. 8500–7700 гг. до н.э.) имела шлифовальные инструменты . Культура Синлунва в восточной Внутренней Монголии ( ок. 6200–5400 гг. до н.э.) ела просо , возможно, из-за сельского хозяйства . Культура Дадиван в верховьях Желтой реки ( ок. 5800–5400 до н.э.) также ела просо. В культуре Яншао ( ок. 5000–3000 гг. до н. э.) народы Желтой реки широко выращивали просо, а также некоторые ячмень , рис и овощи; ткали коноплю и шелк , что указывает на некоторую форму шелководства ; но, возможно, были ограничены мигрирующими методами подсечно-огневого земледелия. Культура Луншань ( ок. 3000–2000 до н.э.) демонстрирует более развитое шелководство и определенные города. [ нужна ссылка ]
На юге Китая культура Пэнтушань на реке Янцзы ( ок. 7500–6100 гг. до н. э.) оставила в некоторых местах орудия выращивания риса, но не на типовом участке . Культура Хэмуду вокруг залива Ханчжоу к югу от Янцзы ( ок. 5000–4500 до н. э.) определенно выращивала рис. Различные народы (например, союз сотен вьетнамских племен ), добившиеся успеха в этих областях, были позже завоеваны и культурно ассимилированы династиями северного Китая в течение исторического периода. [ нужна ссылка ]
Списки
[ редактировать ]Существуют различные версии того, что под этим списком подразумеваются пять культур (или даже широкие категории культур).
«Пять зерен» традиционно восходят к «Шэннун Бен Цао Цзин» , который считается записью устной традиции, впервые произнесенной самим Шэннуном. В « Классике обрядов», составленной Конфуцием в VI и V веках до нашей эры, перечислены соевые бобы (菽), пшеница (麥), просо/веник (黍), просо (稷) и рис (稻). Другая версия [ нужны разъяснения ] заменяет рис коноплей (麻). « Хэйаньчжуане » В цитируемом выше просо, рис, фасоль адзуки , соевые бобы, ячмень и пшеница перечислены вместе, а кунжут — «пять» зерен. [ нужна ссылка ]
вместо пять перечисляются (Измерение легких и тяжелых вещей, Лянчу Цинчжун И) буддийского этого категорий В «Ритуале измерения и обращения с легкими и тяжелыми вещами» мастера эпохи Тан Даосюаня : «домашнее» зерно ( 房谷 ), «сыпучее» зерно ( 三谷 ), "horn" grain ( « «роговое» зерно , «бородовое» зерно ) , тележное» зерно и . [ нужны разъяснения ] [ 5 ] Хуэйлинь ( Huilin ) В книге « Произношение и значение всех Священных Писаний» ( «Все Писания Звук и Значение» , Yiqiejing YiNY (Huilin) ) цитирует ) Ян Чэнтяня ( 杨成天 ) » ( символов «Сборку Zitong , описывающую схожие категории: суйгу, сангу. , цзяогу, цигу и шугу. [ нужны разъяснения ] [ 5 ]
В одном современном китайском словаре упоминаются и другие кандидаты, включая кунжут , ячмень , овес и горох .
Современный ритуал и кулинарное использование
[ редактировать ]Ассорти из пяти зерен по-прежнему используются в ритуальных контекстах, как, например, в обычае Южного Мина создавать даосскую печь для приготовления Чуй Чжао Фаня , еды для Кухонного Бога , в которой пять сухих семян помещаются в отверстие в дымоходе. печь. [ 6 ] Случайные верующие могут просто использовать любые пять бобов (например, разных цветов) вместо какого-либо конкретного набора зерен. [ нужна ссылка ]
В китайской кухне не известен ни один рецепт с использованием всех пяти зерен, поэтому не существует зернового эквивалента порошка с пятью специями или «риса с восемью сокровищами» (八寶飯, бабаофан ). Тем не менее, во многих, а возможно, и в большинстве китайских кулинарий зерновые так или иначе используются: рис , отвар , лапша , блинчики с начинкой , хлеб , тофу , вонтоны и другие пельмени в качестве блюд; паста из сладких бобов в качестве начинки; клейкий рис в качестве обертки, например, в цзунци ; рисовое и соевое молоко и напитки; соевые соусы и кунжутные масла ; и стартеры брожения для использования в пиве , рисовых винах и местных ликерах, таких как байцзю . [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]Некоторыми характеристиками концепции угу являются детализированность и разнообразие, что могут показать изображения ниже:
-
проса веничная Головка
-
Зерна пшеницы
-
проса лисохвоста Голова
-
Рисовые зерна
-
Зерна сорго
См. также
[ редактировать ]- Сельское хозяйство в Китае
- Сельское хозяйство в китайской мифологии
- Ликер Байцзю , разновидности которого включают Five Grains Liquid ( Wuliangye , Wuliangye)
- Бигу (избегание зерновых) — традиционная даосская диетическая практика.
- Китайская кухня
- Сад пяти зерен в ботаническом саду Маньо, Нара , Япония.
- История сельского хозяйства # Древний Китай
- История китайской кухни
- Храм Касама Инари, посвященный Уканомитама-но ками , духу, владеющему пятью зернами и продуктами питания.
- Корейская кухня (раздел Зерна), в мифах которой божества приносили семена пяти зерен.
- Огокбап , пятизерновой рис в корейской кухне.
- Фа Трелген Чангчуп Семпа , история тибетского культурного героя, включающая 5 зерен.
- Ци Мин Яо Шу , древнекитайский сельскохозяйственный текст
- Шеджи , концепция почвы и зерна в Восточной Азии
- Сун Инсин (раздел, посвященный сельскому хозяйству), энциклопедист , 1587–1666 гг. н.э., который предлагает список вогу позднего периода.
- Улиангье , пример дистилляции зерна
- Инь Хун , персонаж романа « Фэншэнь Яньи» , описанный как принц Чжоу, позже обожествленный как Звезда пяти зерен (五谷星)
- Сиань (даосизм) (раздел о Чжуанцзы), где некоторые шенрен (神人 «божественный человек») не едят ( Wǔgǔ )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ян Лихуэй и др. Справочник китайской мифологии , с. 197 . Oxford University Press, 2008. По состоянию на 11 августа 2013 г.
- ^ Дай И, Гун Шудуо [2002] (2003) Всеобщая история Китая, Шан и Западная пресса Чжоу. ISBN 962-8792-80-6 . стр. 33. (на китайском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Китайская культура . « Хоу Цзи. Архивировано 27 августа 2011 г. в Wayback Machine ».
- ^ Робертс. Китайская мифология от А до Я , с. 70. 2009.
- ^ Перейти обратно: а б Чэнь Хуайюй. Буддийская классификация животных и растений в раннем Танском Китае . 2005.
- ^ Javewu.multiply.com. « 80. Архивировано 20 апреля 2012 г. в Wayback Machine ».
Ссылки
[ редактировать ]- Алан Дэвидсон, Том Джейн, Оксфордский спутник еды, с. 305, статья о «пяти зернах Китая».
- Ян, Лихуэй и др. (2005). Справочник китайской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533263-6