Фа Трелген Чангчуп Семпа
Фа Трелген Чангчуп Семпа — мифическая обезьяна-предок тибетского народа. Вместе с королем Гесаром и Авалокитешварой , воплощением которых он является, он является одной из самых важных фигур в тибетской культуре. [ 1 ] Фа означает «отец», Трелген — «старая обезьяна», а Чангчуп Семпа относится к бодхисаттве ( Чангчуб означает «просветление», а Семпа означает «намерение»).
Рождение первых тибетцев
[ редактировать ]Очень популярный тибетский миф о сотворении мира гласит, что вначале мир был покрыт водой, которая постепенно испарялась, оставляя место для жизни животных. На затопленную землю Тибета пришла обезьяна, которая удалилась туда, чтобы погрузиться в медитацию и вести аскетическую и целомудренную жизнь. Он поселился на горе Гонгори . демоница по имени Ма Драг Синмо Однажды, когда он сидел в медитации, к нему пришла . Традиция гласит, что она была проявлением бодхисаттвы Тары ( Джецун Долма по-тибетски), символом сострадания и защитницей торговцев и путешественников. Она пригрозила, что, если он откажется спать с ней, она посетит демона и зачнет множество маленьких монстров, которые уничтожат все живое. Мудрая обезьяна уступила и попросила у Авалокитешвары разрешения жениться на ней. Авалокитешвара благословил обезьяну и демоницу, и через несколько месяцев от их союза родилось шесть маленьких обезьян. Обезьяна позволила своим шестерым детям вырасти в лесу, но через три года обнаружила, что их стало пятьсот. Плодов леса было уже недостаточно, чтобы прокормить их, и пятьсот обезьян умоляли отца помочь им найти еду. Не зная, что делать, он снова пошел просить помощи у бога сострадания. Затем Авалокитешвара взошел на гору Меру, или Сумеру (предположительно соответствует сегодняшней горе Кайлас ), священное место для буддистов, индуистов, джайнов и бонпо . Одни говорят, что на вершине горы он собрал горсть ячменя, другие — что он извлек из собственного тела пять злаков, чтобы предложить отцу-обезьяне. Тогда отец-обезьяна научился сельскому хозяйству и после хорошего урожая смог, наконец, прокормить всех своих детей. Питаясь злаками, обезьяны постепенно теряли волосы и хвосты. Они также начали использовать орудия из кости и камня, затем шили одежду и строили дома, образуя цивилизацию, от которой произошел тибетский народ.
Другая версия
[ редактировать ]В другом сообщении говорится, что, увидев мир, населенный демонами, Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, сжалился над Землей, воплотился в образе обезьяны и соединился с людоедкой из скалы. От этого союза родились шесть обезьян, которые представляют шесть основных кланов тибетского народа. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миф засвидетельствован в книге Mani bka' 'bum , посвященной [ нужны разъяснения ] Король Сонгцен Гампо .
- ^ Хар, Рабгонг Дорджи (1991). «Краткое обсуждение истории Тибета до Ньятри Ценпо». Перевод Ричарда Гарда и Сангье Тандара. Тибетский журнал. Том. XVI № 3. Осень 1991 г., стр. 52-62. (Эта статья впервые появилась в тибетском ежеквартальном журнале «Бод-джонгс жиб-джуг» (№ 1, 1986 г.).)
Библиография
[ редактировать ]СЕГАРРА Андре, От обезьяны к знаку или фигуре Трикстера через двух главных героев «Рамаяны» и «Сию джи: Ханумана и Сунь Укуна» , литературная диссертация под руководством Валери Дешульер, Университет Блеза Паскаля, Клермон-Ферран, 2007.