Культура Хемуду
![]() | |||
Географический диапазон | Восточный Китай | ||
---|---|---|---|
Период | Неолитический Китай | ||
Даты | в. 5500 – ок. 3300 г. до н.э. | ||
Китайское имя | |||
китайский | Культура Хемуду | ||
|


Культура Хемуду (5500–3300 гг. До н.э.) [1] ) — неолитическая культура, процветавшая к югу от залива Ханчжоу в провинции Цзяннань на территории современного Юяо , провинция Чжэцзян , Китай . Культуру можно разделить на раннюю и позднюю фазы, до и после 4000 г. до н.э. соответственно. [2] Место в Хэмуду, в 22 км к северо-западу от Нинбо , было обнаружено в 1973 году. Места Хэмуду были также обнаружены в Тяньлуошань в городе Юяо, [3] и на островах Чжоушань . Говорят, что хемуду физически отличался от жителей поселений на севере Хуанхэ. [4] Некоторые авторы предполагают, что культура Хемуду была источником доавстронезийских культур . [5] [6] [7] [8]
Материальная культура
[ редактировать ]Некоторые ученые утверждают, что культура Хемуду сосуществовала с культурой Маджиабанг как две отдельные и разные культуры, между которыми происходили культурные передачи. [ нужна ссылка ] Другие ученые объединяют Хемуду с субтрадициями Маджиабанг . [2] Два крупных наводнения привели к тому, что близлежащая река Яоцзян изменила свое русло и затопила почву солью , вынудив жителей Хемуду покинуть свои поселения. Люди Хемуду жили в длинных домах на сваях . На стоянках Хемуду также были распространены общинные длинные дома, очень похожие на те, что встречаются на современном Борнео. [9]
Культура Хемуду была одной из первых культур, выращивавших рис . Недавние раскопки на месте периода Хэмуду в Тяньлуошань продемонстрировали, что рис претерпевал эволюционные изменения, которые можно назвать одомашниванием . [10] Большинство артефактов, обнаруженных в Хемуду, состоят из костей животных, примером которых являются мотыги, сделанные из плечевых костей, которые использовались для выращивания риса.
Культура также производила лаковое дерево. Чаша из красного лакового дерева в Чжэцзянском музее датируется 4000-5000 годами до нашей эры. Считается, что это самый ранний подобный объект в мире. [11]
Останки различных растений, в том числе водяного кальтропа , Nelumbo nucifera , желудей , дыни , дикого киви , ежевики , персика , фоксового ореха или эвриалы горгоны и бутылочной тыквы , были найдены в Хэмуду и Тяньлуошане. [12] Люди Хемуду, вероятно, одомашнили свиней , но практиковали обширную охоту на оленей и некоторых диких водяных буйволов . Рыбалка также велась в больших масштабах, особое внимание уделялось карасям . [13] О практике рыболовства и охоты свидетельствуют остатки костяных гарпунов , луков и наконечников стрел. Музыкальные инструменты, такие как костяные свистки и деревянные барабаны, также были найдены в Хемуду. Дизайн артефактов жителей Хемуду во многом похож на дизайн артефактов островной Юго-Восточной Азии. [14]
Культура произвела толстую пористую керамику . Эта характерная керамика обычно была черной и изготавливалась из древесного угля. На керамике обычно рисовали растительные и геометрические узоры; керамику иногда также маркировали шнуром. Культура также производила резные нефритовые украшения, резные изделия из слоновой кости и небольшие глиняные фигурки.
Общественно-политическая организация
[ редактировать ]
Ранний период Хемуду считается фазой материнского клана. Считается, что происхождение было матрилинейным, а социальный статус детей и женщин был сравнительно высоким. В более поздние периоды они постепенно перешли в патрилинейные кланы. В этот период социальный статус мужчин повысился, и происхождение перешло по мужской линии.
Религия
[ редактировать ]Жители Хемуду поклонялись как духу солнца , так и духу плодородия . Они также совершали шаманские ритуалы с солнцем и верили в тотемы птиц . Считается, что вера в загробную жизнь и призраков также была широко распространена. Людей хоронили головами на восток или северо-восток, и у большинства не было погребальных предметов. Младенцев хоронили в захоронениях в виде урн-гробов, а детей и взрослых хоронили на уровне земли. Определенного общинного могильника они в большинстве своем не имели, но были обнаружены родовые общинные могильники более позднего периода. Две группы в разных частях этого могильника считаются двумя смешанными кланами. На этом коммунальном могильнике было заметно больше погребального инвентаря. [15]
Среда
[ редактировать ]Ископаемые амебоиды и пыльца позволяют предположить, что культура Хемуду возникла и развилась в середине климатического оптимума голоцена . уровня моря Исследование высокого на равнине Ниншао в период от 7000 до 5000 лет назад показывает, что в это время, возможно, стабилизировалось понижение уровня моря, за которым следовали частые наводнения с 5000 до 3900 лет назад. Климат был от тропического до субтропического с высокими температурами и большим количеством осадков в течение года. [16]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лю и Чен (2012) , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Ван (2001) , с. 209.
- ^ Чжан, Цзяньпин; Лу, Хоуюань; Сунь, Гопин; Флад, Роуэн; Ву, Найцин; Хуан, Сюцзя; Он, Кейанг; Ван, Юнлэй (2016). «Фитолиты обнаруживают самый ранний тонкий тростниковый текстиль в Китае на стоянке Тяньлуошань» . Научные отчеты . 6 : 18664. Бибкод : 2016NatSR...618664Z . дои : 10.1038/srep18664 . ПМЦ 4725870 . ПМИД 26766794 .
- ^ Гуденаф, Уорд (1996). Доисторическое поселение Тихого океана, Том 86, Часть 5 . п. 53.
- ^ «Музей епископа Бернис Пауахи» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 г.
- ^ Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии . стр. 102–103.
- ^ Лю, Ли (2012). Археология Китая: от позднего палеолита до раннего бронзового века . п. 204 . ISBN 9780521643108 .
- ^ Беллвуд, Питер (1997). «Предыстория Индо-Малазийского архипелага». Предыстория Индо-Малайзийского архипелага: исправленное издание . Гонолулу: Гавайский университет Press. стр. 205–211. ISBN 0824818830 . JSTOR j.ctt24hf81 .
- ^ Мейзел, Чарльз Кейт (1999). Ранние цивилизации Старого Света: формирующие истории Египта, Леванта, Месопотамии, Индии и Китая . Психология Пресс. п. 288. ИСБН 978-0-4151-0975-8 .
- ^ Фуллер, Дориан Кью, Лин Цинь, Юнфэй Чжэн, Чжицзюнь Чжао, Сюгао Чен, Лео Аой Хосоя и Го-пин Сунь (2009) «Процесс одомашнивания и уровень одомашнивания риса: основания колосков из Нижней Янцзы». Наука 323 : 1607–1610 . дои : 10.1126/science.1166605
- ^ Чаша из красного лакового дерева: Происхождение лаковых изделий (2009)
- ^ Фуллер и Цинь (2010) .
- ^ Накадзима Т, Накадзима М, Мизуно Т, Сунь ГП, Хэ С.П. и Ямадзаки Т (2010) «На остатках глоточных зубов карася и обыкновенного карпа из неолитической стоянки Тяньлуошань, провинция Чжэцзян, Китай, с замечаниями о взаимосвязи между пресноводными рыболовство и выращивание риса в эпоху неолита». Международный журнал остеоархеологии дои : 10.1002/oa.1206 .
- ^ Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии . стр. 102–103.
- ^ Ван (2001) , с. 211.
- ^ Андерхилл, Энн (2013). Спутник китайской археологии . п. 561.
- Фуллер, DQ; Цинь, Лин (2010), «Упадок дубов, рост артистизма и выращивание риса: экологический и социальный контекст возникновения сельского хозяйства в регионе Нижней Янцзы», Экологическая археология , 15 (2): 139–159, doi : 10.1179 /146141010X12640787648531 , S2CID 140149877 .
- Лю, Ли; Чен, Синцань (2012), Археология Китая: от позднего палеолита до раннего бронзового века , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-64310-8 .
- Ван, Хайминг (2001), «Маджиабанг», в Перегрине, Питер Н.; Эмбер, Мартин (ред.), Энциклопедия предыстории, Том 3: Восточная Азия и Океания , Springer, стр. 206–221, ISBN 978-0-306-46257-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллан, Сара (редактор), Формирование китайской цивилизации: археологическая перспектива , ISBN 0-300-09382-9
- Чанг, Кван-чжи . Археология Древнего Китая , ISBN 0-300-03784-8
- Фуллер, Д.К. и Харви, Э., Цинь, Л. (2007). Предполагаемое приручение? Свидетельства выращивания и одомашнивания дикого риса в пятом тысячелетии до нашей эры в регионе Нижнего Янцзы. Античность 81 (312), 316-331.
- Чжу С., Чжэн К.Г., Ма СМ, Ян XX, Гао XZ, Ван Х.М., Шао Дж.Х. На возвышении на уровне моря в голоцене вдоль дельты Янцзы и равнины Ниншао, Восточный Китай. БЮЛЛЕТЕНЬ КИТАЙСКОЙ НАУКИ 48 (24): 2672-2683, ДЕКАБРЬ 2003 г.
29 ° 57'51 ″ с.ш. 121 ° 20'40 ″ в.д. / 29,9642 ° с.ш. 121,3444 ° в.д.