Шацзинская культура
Карта культуры Шацзин ( ). Город Сюту (англ. ![]() ![]() ![]() | |
Географический диапазон | Ганьсу |
---|---|
Даты | 800/700–100 до н.э. [ 1 ] |
Тип сайта | Деревня Шацзин Шацзин ( уезд Миньцинь ) 39 ° 05'43 "N 100 ° 16'00" E / 39,095264 ° N 100,266670 ° E [ 2 ] |
Основные сайты | Люхудун ( уезд Миньцинь ) Хамадун ( уезд Юнчан ) [ 3 ] |
Предшественник | Культура Мачанг (2200-2000 гг. до н. э.) [ 1 ] Культура Сичэнъи (2000-1600 гг. до н.э.) [ 1 ] |
С последующим | Сюнну (царь Сюту , 150–121 гг. до н. э.) Династия Западная Хань (121 г. до н.э.) |
Культура Шацзин (Ch: Shajing Culture, 800/700–100 до н.э.), [ 1 ] [ 7 ] — древняя культура железного века в районе Ганьсу , к северо-западу от Центральных равнин Китая. Деревня Шацзин находится примерно в 250 км к северо-западу от Увэй , а деревня Юшугоу, еще один важный объект Шацзин, — примерно в 140 км к юго-востоку от нее. Культура Шацзин тесно связана с культурой Синьцзяна , ордосской культурой Внутренней Монголии и верхнесяцзядяньской культурой Ляонина сакской . [ 8 ] Это была культура, по существу основанная на скотоводческом кочевничестве. [ 8 ] По состоянию на 2017 год раскопано семь памятников и почти столько же укрепленных поселений построено со стенами из уплотненного лёсса. [ 9 ]
Характеристики
[ редактировать ]Экологический контекст культуры Шацзин представлял собой общую засушливость после теплых и влажных климатических условий от позднего ледникового периода до среднего голоцена, от которых культуры Маджиаяо и культуры Цицзя извлекли выгоду . Обычно такие засушливые условия приводят к материальному и культурному упадку, но культура Шацзин смогла процветать в нижнем течении реки Шиянг, когда озеро Чжуе отступало, и сюнну смогли основать город Сюту вдоль реки Хуншуй, что привело к расцвет кочевой культуры в условиях засухи. [ 10 ] Археологические находки позволяют предположить, что люди культуры Шацзин занимались скотоводством , а также экстенсивным сельскохозяйственным производством. [ 11 ]
Бронзовые предметы этой культуры выполнены в зверином стиле северных степей с мотивами орла, оленя или собаки. Были найдены остатки колесниц, а также железные лопаты. [ 12 ] Археологические находки железных ножей и лопат позволяют предположить, что культура Шацзин могла сыграть важную роль в передаче технологии обработки железа в Китай. [ 13 ]
В целом, скифоподобные артефакты составляют ядро этой культуры, но этническая принадлежность народа шацзин остается неопределенной: это могли быть юэчжи , прототибетские цян или жуны , или даже иранские усуни , или композиция этих этнических и культурных представителей. элементы. [ 9 ] Культура Шацзин вполне могла принадлежать юэчжи, хотя сейчас иногда считается, что зона между Тянь-Шанем и Дуньхуаном является лучшим кандидатом. [ 11 ] [ 14 ]
В культуре Шацзин существовали поселения, обнесенные стенами, вероятно, в оборонительных целях, внутри которых устанавливались переносные юрты. [ 11 ] Поселение-крепость Саньцзяочэн (Треугольный город) 38 ° 59' с.ш., 103 ° 19' в.д. / 38,99 ° с.ш., 103,32 ° в.д. ) в Цзиньчане принадлежит к культуре Шацзин, что подтверждается типами керамики, и был построен около 800 г. до н.э. (в период 855–797 гг. до н.э.), что делает его старейшим известным поселением, окруженным стеной, в коридоре Хэси . [ 11 ] Возможно, это была одна из основ распространения кочевой культуры в Китай в 600–400 годах до нашей эры. [ 11 ] Это место все еще было заселено в период 384–116 годов до нашей эры, до китайского завоевания Хо Цюбином . [ 11 ]
-
Укрепления Санцзяочэн (вид сверху), построенные около 800 г. до н.э., культура Шацзин. [ 11 ]
-
Остатки стены Саньцзяочэн, построенные около 800 г. до н.э., культура Шацзин. [ 11 ]
Артефакты
[ редактировать ]Бронзовые предметы культуры Шацзин выполнены в зверином стиле северных степей с мотивами орла, оленя или собаки. Были найдены остатки колесниц, а также железные лопаты. [ 12 ]
-
Бронзовый орнамент в виде оленя культуры Шацзин
-
Бронзовый гребень культуры Шацзин
-
Бронзовый орнамент культуры Шацзин
-
Золотое кольцо Shajing Culture с инкрустацией бирюзой
-
Бронзовые декоративные тарелки культуры Шацзин
-
Керамика культуры Шацзин
-
Керамика культуры Шацзин
-
Бронзовые украшения в виде головы орла культуры Шацзин
Заключительный период
[ редактировать ]В последние столетия культура Шацзин граничила на юге с первой Великой стеной, построенной королем Цинь Чжао в 271 году до нашей эры, и с культурой Сиронг Мацзяюань, которая была включена в нее. [ 21 ] [ 22 ]
Культура Шацзин была захвачена сюнну около 150 г. до н.э., когда они расширились на запад после победы над Дунху . Сюнгу назначили короля по имени Сюту (休屠) на юге и другого по имени Хунье (浑邪) на севере. С другой стороны, сам Сюту, возможно, не был хунну и, возможно, уже правил, когда хунну вторглись, поскольку сообщается, что его территория была оккупирована хунну, когда они были вытеснены на запад династией Хань . [ 23 ]
Сюту был известен тем, что поклонялся золотой статуе, как сообщается в Шиджи , в котором упоминаются «золотые (или позолоченные) люди, которых король Сюту использовал для поклонения Небесам». [ 24 ] [ 25 ] По мнению Кристофа Баумера и других, «вполне возможно, что этот «Золотой человек» был статуей Будды». [ 26 ] [ 27 ]
Территория культуры Шацзин и коридор Хэси были завоеваны генералом Хо Цюбином из династии Хань в 121 г. до н.э. в рамках ханьско-хуннуской войны . Хунну потерпели поражение, а ханьцы захватили золотую статую короля Сюту, перенеся ее в храм Ганьцюань возле императорского дворца Хань Уди . [ 24 ] [ 25 ] Китайские власти включили новые территории в префектуры и округа, такие как префектура Увэй. Многочисленные люди были переведены с Центральных равнин , чтобы заново заселить коридор Хэси. [ 28 ] [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ян, Иши; Чжан, Шаньцзя; Олдноу, Крис; Цю, Мэнган; Чен, Тинтин; Ли, Хайминг; Цуй, Ифу; Рен, Леле; Чен, Гуоке; Ван, Хуэй; Донг, Гуанхуэй (2019). «Уточненная хронология доисторических культур и ее значение для переоценки отношений между человеком и окружающей средой в коридоре Хэси, на северо-западе Китая» . Наука Китай Науки о Земле . 62 (10): 1578. Бибкод : 2019ScChD..62.1578Y . дои : 10.1007/s11430-018-9375-4 . ISSN 1674-7313 . S2CID 199511546 .
- ^ Космо, Никола Ди (1999). Северный фронтир в доимперском Китае (Кембриджская история Древнего Китая) . Издательство Кембриджского университета. п. 937.
- ^ Виго, Лаура (2004). Культурное распространение и идентичность: материальная культура в Северо-Западном Китае - II и I тысячелетия до нашей эры (PDF) . Школа востоковедения и Африки (Диссертация). п. 156.
- ^ 36°53′40″N 103°32′56″E / 36.894368°N 103.548912°E Виго, Лаура (2004). Культурное распространение и идентичность: материальная культура в Северо-Западном Китае - II и I тысячелетия до нашей эры (PDF) . Школа востоковедения и Африки (Диссертация). п. 209.
- ^ Треугольный город Санцзяочэн 38°59′N 103°19′E / 38.99°N 103.32°E in Линдафф, Кэтрин М.; Сунь, Ян; Цао, Вэй; Лю, Юаньцин (23 ноября 2017 г.). Древний Китай и его евразийские соседи: артефакты, идентичность и смерть на границе, 3000–700 гг . до н.э. п. 205. дои : 10.1017/9781108290555 . ISBN 9781108290555 .
- ^ Jump up to: а б с д
Лиангучэн Лиангучэн 38 ° 56' с.ш., 103 ° 14' в.д. / 38,93 ° с.ш., 103,24 ° в.д.
Треугольный город Санцзяочэн 38 ° 59' с.ш., 103 ° 19' в.д. / 38,99 ° с.ш., 103,32 ° в.д.
Янчаодун Люхудунь 38 ° 32' с.ш., 102 ° 56' в.д. / 38,54 ° с.ш., 102,93 ° в.д.
Цзиньчансанцзяочэн Город-треугольник Цзиньчан 38 ° 37' с.ш., 102 ° 17' в.д. / 38,62 ° с.ш., 102,29 ° в.д.
в Ли, Юй; Чжоу, Сюэру; Ли, Хайе; Сюэ, Дуань, Цзюньцзе (1 мая 2023 г.) . Китайский научный бюллетень 10.1360 : - /TB . S2CID 257736583 2022-0965 - ^ Jump up to: а б с Ли, Синь; Вэй, Вэньюй; Ма, Минмин; Лу, Минься; Ду, Линьяо; Ян, Иши; Чен, Гуоке; Рен, Леле (2023). «Трансформация стратегий использования животных от позднего неолита до династии Хань в коридоре Хэси, северо-западный Китай: зооархеологические и стабильные изотопные данные» . Границы в науках о Земле . 10 . Бибкод : 2023FrEaS..1064803L . дои : 10.3389/feart.2022.1064803 . ISSN 2296-6463 .
- ^ Jump up to: а б Космо, Никола Ди (1999). Северный фронтир в доимперском Китае (Кембриджская история Древнего Китая) . Издательство Кембриджского университета. стр. 951–952.
Сакская культура в Синьцзяне, шацзинская культура в Ганьсу, ордосский комплекс во Внутренней Монголии и верхнесяцзядийская культура Ляонина — все они указывают на переход от смешанных агропастбищных к преимущественно или исключительно скотоводческим кочевым культурам. Начиная с седьмого века, предметы, связанные с улучшением управления лошадьми и верховой ездой, такие как удила, псалии, конские маски и украшения-колокольчики, становились все более распространенными и изощренными.
- ^ Jump up to: а б Комиссаров, С.А. (2017). «Культура Шацзин (Ганьсу, Китай): основные памятники и проблемы хронологии» . Паэс.ру.
Культура Шацзин раннего железного века. Стоянки этой культуры обнаружены в центральной части провинции Ганьсу (Китай). Раскопано семь крупных могильников и почти столько же укреплённых поселений (со стенами из уплотнённого лёсса). На ранних стоянках была обнаружена расписная керамика, связанная с местной традицией неолита-раннего бронзового века, но ядро этой культуры составляют артефакты скифского типа. Это позволяет уточнить хронологические рамки культуры как 900-400 гг. до н.э., но, вероятно, с более поздними конкретными датами. Выдвигались различные предположения относительно этнического происхождения «народа шацзин», который может иметь некоторые связи с тохароязычными юэчжи, прототибетскими цянами и жунами или даже с иранскими усунями. Культура Шацзин могла возникнуть в результате взаимодействия всех этих (или близких) этнических и культурных компонентов.
- ^ Ли, Ю; Чжан, Жансен; Чжоу, Сюэру; Гао, Минджун; Ли, Хайе; Сюэ, Ясинь; Дуань, Цзюньцзе (1 мая 2023 г.). «Палеоэкологические изменения и деятельность человека в бассейне реки Шиянг со времен позднего ледниковья». Китайский научный бюллетень : 3884. doi : 10.1360/TB-2022-0965 . S2CID 257736583 .
Длительный период теплых и влажных климатических условий от позднего ледниковья до среднего голоцена способствовал развитию и распространению культур Маджиаяо и Цицзя. Этот стабильный и пригодный для сельского хозяйства климат способствовал увеличению производства продуктов питания, что способствовало быстрому росту населения. Однако продолжающаяся засушливость, начавшаяся в позднем голоцене, привела к спаду сельскохозяйственного производства и недостаточному снабжению продовольствием и водой, что затруднило рост населения и культурное развитие. Напротив, культура Шацзин процветала в нижнем течении реки Шиянг с отступлением озера Чжуе, Империя сюнну основала город Сюту вдоль реки Хуншуй, который подвергся вырубке из-за засушливой среды, и на этом фоне возникла кочевая культура. засухи в бассейне реки Шиянг. Эти результаты позволяют предположить, что влияние засушливой среды на развитие древних цивилизаций не всегда было негативным и что люди реагировали на изменения окружающей среды, меняя методы производства, способствуя тем самым дальнейшему социальному развитию.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лю, Фэнвэнь; Ли, Хайминг; Цуй, Ифу; Ян, Иши; Ли, Гарри Ф.; Дин, Дэтянь; Хоу, Юнгуан; Донг, Гуанхуэй (август 2019 г.). «Хронология и использование растений из самого раннего поселения, обнесенного стеной, в коридоре Хэси, Северо-Западный Китай» . Радиоуглерод . 61 (4): 971–989. Бибкод : 2019Radcb..61..971L . дои : 10.1017/RDC.2019.57 . ISSN 0033-8222 .
Заметным исключением является поселение, окруженное стеной Саньцзяо, в Цзиньчане, датируемое 1110–430 гг. До н.э. Саньцзяо обычно считается «самым ранним поселением, окруженным стеной» в коридоре Хэси (Справочник Пу и Пан, Пу и Пан, 1990; Ссылка Ли, Ли, 1997). (...) Саньцзяо классифицируется как часть культуры Шацзин позднего бронзового века (1000–400 до н. э.) на основании обнаруженной там уникальной керамики (Справочник Пу и Пана, Пу и Пан, 1990). (...) Поселение в Саньцзяо в основном состояло из переносных юрт (Пу и Пан, Справочник Пу и Пан, 1990). Эти переносные юрты вместе со стенами из насыпной земли в Санцзяо могут еще раз свидетельствовать о доминировании агро-пастбищного хозяйства в то время (Pu and Pang Reference Pu and Pang, 1990). Наши даты AMS основаны на древесном угле, а предыдущие даты LSC подтверждают гипотезу о том, что поселение было построено в период Шацзин (1000–400 гг. до н.э.), о чем свидетельствует наше фазовое моделирование, предполагающее, что стены Саньцзяо были построены в период 855–797 гг. до н.э., средний возраст 828 ± 92 кал. до н.э. (...) В течение 600–400 гг. до н.э. кочевая культура распространилась на северо-запад Китая, включая Цинхай, Ганьсу и Нинся (Watson Reference Watson1971; Di Cosmo Reference Di Cosmo2010). Некоторые исследования утверждают, что культура Шацзин берет свое начало в Роужжи , типичный кочевой народ (Pu and Pang Reference Pu and Pang1990). (...) Присутствие и повсеместное распространение ячменя и проса указывает на то, что культура Шацзин в Саньцзяо занималась не только агро-скотоводством, но и сельскохозяйственным производством. (...) Согласно датам AMS 14C, Саньцзяо является первым поселением, окруженным стеной, в коридоре Хэси. (...) В 384–116 гг. до н. э. он все еще был заселен.
- ^ Jump up to: а б Космо, Никола Ди (1999). Северный фронтир в доимперском Китае (Кембриджская история Древнего Китая) . Издательство Кембриджского университета. п. 937.
Бронзовые изделия включают в себя преимущественно орнаменты в зверином стиле (орел, олень, собака), а также наконечник оси колесницы. Производство железа ограничивается инструментами, такими как предметы в форме лопаты, наконечника копья и дрели.
- ^ Мэй, Цзянцзюнь (2003). «Культурное взаимодействие между Китаем и Центральной Азией в эпоху бронзы» (PDF) . Proceedings of the British Academy : 28.
Передача технологии производства железа на восток, по-видимому, шла по маршруту из южного Синьцзяна в восточный Синьцзян, а затем в коридор Хэси. Эта точка зрения, по-видимому, подтверждается находками железных ножей культуры Янбулаке в восточном Синьцзяне, а также железных ножей и лопат культуры Шацзин (ок. 900–600 гг. до н.э.), которые распространены в средней части коридора Хэси. (Ли 1994: 501–5; Чжао 1996: 293–4).
- ^ Лан-Хай Вэй, Райан; Ли, Хуэй; Сюй, Вэнькан (26–28 июня 2013 г.). «Отдельное происхождение тохаров и юэчжи: результаты последних достижений археологии и генетики» . Конференция: Международная конференция по тохарским рукописям и культуре Шелкового пути: Венский университет, Вена : 284.
В бронзовом веке культура Сиба (四坝) и культура Шацзин (沙井) предположительно представляют собой археологические останки народа юэчжи (Го). и Чен 1989, Ян 1986). На самом деле, во времена династии Западная Хань первоначальным названием современной горы Цилиан в провинции Ганьсу было гора Наньшань (что по-китайски означает «Южная гора», 南山). Однако многие историки утверждают, что «гора Цилиан» в исторических записях династии Западная Хань сегодня называется горой Восточного Тяньшаня (Лин 1998). Это также подтверждается подробными записями в «Шиджи» и «Хань Шу» (Ван 2004).
- ^ «Возрождение доисторического Шелкового пути» . Институт археологии КАСС.
- ^ "ШАЦЗИН • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . old.bigenc.ru .
- ^ Коутсворт, Джон; Коул, Хуан; Ханаган, Майкл П.; Пердью, Питер С.; Тилли, Чарльз; Тилли, Луиза (16 марта 2015 г.). Глобальные связи: Том 1, До 1500 года: Политика, обмен и социальная жизнь в мировой истории . Издательство Кембриджского университета. п. 138. ИСБН 978-1-316-29777-3 .
- ^ Атлас всемирной истории . Издательство Оксфордского университета. 2002. с. 51. ИСБН 978-0-19-521921-0 .
- ^ Фов, Жерун (2021). Европейский справочник по изучению Центральной Азии . Совет директоров – Книги по запросу. п. 403. ИСБН 978-3-8382-1518-1 .
- ^ Хартли, Чарльз В.; Язичиоглу, Г. Бике; Смит, Адам Т. (19 ноября 2012 г.). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета. п. 245, рис 12.3. ISBN 978-1-139-78938-7 .
- ^ Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7:56 . дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
- ^ Ву, Сяолун (2013). «Культурная гибридность и социальный статус: элитные гробницы на северной границе Китая в третьем веке до нашей эры» . Античность . 87 (335): 121–136. дои : 10.1017/S0003598X00048663 . ISSN 0003-598X . S2CID 155615456 .
- ↑ В «Ханьшу инь и» (汉书音义) говорится: «Место, где хунны поклонялись Небу, первоначально находилось у подножия горы Ганьцюань ( Ganquan xiaganquanxia), в районе Юньян (云阳). После того, как Цинь (清) взяли свои земли, они двинулись на запад, к королю Сюту, у которого была антропоморфная золотая статуя для поклонения Небу». Есть золотые люди и слоны, которых можно принести в жертву небу. Это также жертвы небу.)
- ^ Jump up to: а б Дубс, Гомер Х. (1937). «Золотой человек» бывших времен Хань» . Тунг Пао . 33 (1): 4–6. ISSN 0082-5433 . JSTOR 4527117 .
- ^ Jump up to: а б «Исторические хроники» «Жизнеописания хунну»: «Весной следующего года ханьцы послали гусарского генерала Цюй Бина выслать десять тысяч лошадей из Лунси, перешли гору Яньчжи на расстояние более тысячи миль, напали на Сюнну и захватил более 18 000 пленников Хушоу (всадников). Король резни принесет себя в жертву Золотому Человеку».
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 16. ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ^ Барбьери-Лоу, Энтони Дж.; Йейтс, Робин Д.С. (2 ноября 2015 г.). Закон, государство и общество в раннем имперском Китае (2 тома): исследование с критическим изданием и переводом юридических текстов из гробницы Чжанцзяшань №. 247 . БРИЛЛ. п. 1006, примечание 90. ISBN 978-90-04-30053-8 .
Золотой Человек (возможно, изображение Будды)
- ^ Се, Яовэн; Би, Цян; Хэ, Чаншэн (2 ноября 2017 г.). «Человеческое расселение и изменения в распределении речных систем в бассейне Минцинь за последние 2000 лет на Северо-Западном Китае» . Здоровье и устойчивость экосистемы . 3 (11). дои : 10.1080/20964129.2017.1401011 . ISSN 2096-4129 . S2CID 133989567 .
- ↑ В начале Западной династии Хань (121–128 до н. э.) император Ханьу начал три битвы против народа хуннов и одержал решающую победу. С тех пор бассейн Минцинь был включен в состав территории династии центральных равнин. Большое количество людей в Центральном Китае было переселено в коридор Хэси, и была создана система префектур и округов. Династия Хань основала префектуру Увэй в SRB, в которую входило 10 уездов. Два из них, Увэй и Сюаньвэй, находились в бассейне Минцинь. Позже население двух округов достигло около 20 000 человек, а во времена династии Восточная Хань (25–220 гг. н. э.) в Сюаньвэе проживало 10 000 жителей (Liang Citation, 1997).