Культура Маджиабанг
![]() | |||
Альтернативные названия | Культура Ма-чиа-панг | ||
---|---|---|---|
Географический диапазон | Чжэцзян , Китай | ||
Период | Неолитический Китай | ||
Даты | 5000–3350 до н.э. | ||
Основные сайты | Сайт Вэйдун | ||
С последующим | Культура Лянчжу | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Культура Маджиабанг | ||
Упрощенный китайский | Культура Маджиабанг | ||
|
Культура Маджиабанг , ранее также называвшаяся Ма-чиа-панг , [ 1 ] была неолитической культурой, населявшей дельту реки Янцзы , в основном вокруг озера Тай к западу от современного Шанхая. [ а ] и к северу от залива Ханчжоу . Культура распространилась по югу Цзянсу и Чжэцзяну к северу от залива Ханчжоу примерно с 5000 г. до н.э. по 3300 г. до н.э. [ 2 ] сосуществующая с культурой Хемуду в Чжэцзяне к югу от залива. [ 3 ] Более поздняя часть этого периода теперь считается отдельной культурной фазой, называемой культурой Сонгзе . [ 4 ] На смену культурам Маджиабанг и Сонгзе на своем ареале пришла культура Лянчжу .
Основываясь на своих археологических находках, археологи выдвинули теорию, что культура Маджиабанг является источником ранней рыболовной, охотничьей и собирательской экономики в Китае и что система сельского хозяйства с преобладанием риса была разработана людьми, жившими в этот период. [ 5 ]
Жители Маджиабанг выращивали рис. В Цаоксиешань и Тюодун, местах культуры Маджиабанг, археологи раскопали рисовые поля , что указывает на центральную роль риса в экономике. [ 6 ] [ 7 ] Кроме того, остатки фауны , раскопанные на археологических раскопках Маджиабанг, указывают на то, что люди одомашнили свиней. Однако были обнаружены останки пятнистого оленя и косули , свидетельствующие о том, что люди не полностью зависели от сельскохозяйственного производства. [ 8 ] Археологические раскопки также свидетельствуют о том, что люди Маджиабанг производили нефритовые украшения.
В нижних слоях раскопок Сонгзе в современном районе Шанхая Цинпу археологи обнаружили лежачий скелет одного из первых жителей этого района — мужчины 25–30 лет с почти целым черепом, датируемым эпохой Мацзябанга. [ 9 ]
Родственные культуры
[ редактировать ]Первоначально археологи считали стоянки Мацзябан и стоянки на севере Цзянсу частью одной и той же культуры, назвав ее культурой Цинлянган . Позже археологи поняли, что стоянки на севере Цзянсу принадлежали культуре Давэнкоу , и переименовали памятники на юге Цзянсу в культуру Маджиабанг. Некоторые ученые утверждают, что культура Хемуду сосуществовала с культурой Маджиабанг как две отдельные и разные культуры с культурной передачей между ними. [ нужна ссылка ] Другие ученые объединяют Хемуду с субтрадициями Маджиабанг . [ 10 ]
Среда
[ редактировать ]В климате того периода ежегодно выпадало больше осадков, чем в настоящее время, и средняя температура была выше. Годовое количество осадков составляло от 7000 до 6500 л.н. от 1500 до 2000 мм при средней температуре от 15 до 18 °C. После этого средняя температура снизилась примерно на 6000 л.с. и снова немного повысилась примерно на 5500 л.н. Начиная с 5300 г. до н.э., температура постепенно становилась ниже, параллельно с изменениями климата в Северной Европе и Северной Азии в Новейшую Эпоху . [ 11 ]
Похожие сайты
[ редактировать ]
Место Вэйдунь, одно из самых важных археологических открытий культуры Маджиабанг, было обнаружено в деревне Вэйдунь города Чанчжоу, провинция Цзянсу, в сентябре 1985 года. На этом месте археологическая группа музея Чанчжоу обнаружила несколько артефактов и около 38 захоронений. и факультет антропологии Чжэцзянского университета. [ 12 ] Кроме того, залежи на этом участке составляют почти 2 метра и могут быть разделены на шесть слоев: вспаханный слой сверху, желто-коричневая почва, желто-зеленая почва, серо-коричневая почва, серо-черная почва и желто-коричневая стерильная почва. почва на дне. [ 13 ] Среди этих захоронений 33 относятся к периоду культуры Маджиабанг и обнаружены под слоем желто-бурой, серо-бурой и серо-черной почвы. Лишь в 7 погребениях содержались могильные предметы; Одной из них была гробница М127, обнаруженная под слоем желто-бурой почвы. Внутри этой гробницы археологи не обнаружили следов гроба или могильной ямы, вместо этого они обнаружили только мужской скелет, лежащий на спине, под углом 20 градусов и лицом на восток, с несколькими могильными предметами, в том числе каменными теслами. , веретена и керамические бо-чаши . [ 14 ]
Материальная культура
[ редактировать ]Артефакты
[ редактировать ]В культуре Маджиабанг люди уже начали изготавливать некоторые артефакты из различных материалов, особенно из нефрита и керамики. Они создавали эти объекты для разных целей. Эти неолитические артефакты обычно представляют собой сочетание верований и экономических потребностей, их также можно рассматривать как отражение социального статуса и идентичности владельца в период неолита. [ 15 ]
Выход
[ редактировать ]
Жители Маджиабанг изготавливали нефрит для украшения. На стоянке Вэйсунь в отложениях культуры Маджиабанг было найдено несколько предметов из нефрита, в том числе серьги хуэ, подвески хуан, небольшая трубка и другие украшения. [ 16 ] Например, полукольцевое нефритовое кольцо и полукольцевые нефритовые диски, изготовленные из местных материалов. [ 17 ]
Керамика
[ редактировать ]
В культуре Маджиабанг вся керамика раннего периода и большая часть позднего периода изготавливалась вручную. По сравнению с ранним периодом, в поздний период больше типов и стилей керамики. [ 18 ] Люди изготавливали глиняные изделия для использования. Например, керамика, горшки, кувшины, миски и т. д. Они были важны в их повседневной жизни, например, приготовление пищи, питье и ритуалы. [ 19 ] В ранний период люди использовали грязь с берега, сложенные в кучу дрова и ровную землю для изготовления керамики, а в поздний период они начали накрывать керамику красным покрытием. [ 20 ] Кроме того, эти керамические предметы также могли использоваться в качестве погребальных предметов, о чем свидетельствуют археологические находки в этих гробницах.
На стоянке Вэйдунь археологи обнаружили огромное количество керамических предметов, в том числе котлы фу, горшки гуань, треножники-дин, тарелки с доу-ножкой, чаши-бо и чаши-ручки, большинство из них представляло собой посуду из мелкой глины, а некоторые были закалены ракушкой или песком. [ 21 ]
Фу-котел
[ редактировать ]Фу-казан имеет три типа: тип А, тип Б и тип С. Тип А имеет широкий ободок, расширяющийся воротник и суженное горлышко, более подробно его можно разделить на два подтипа: Аа без украшения по краю и Аб. с цветочной каймой по краю, а тип B имеет особенность суженного воротника и изогнутого корпуса. [ 22 ]
Гуань-пот
[ редактировать ]При этом Гуан-пот имеет пять типов, и большинство из них представляли собой фрагменты. Тип А имеет черты круглого плеча и суженной шейки. В деталях его можно разделить на три подтипа: тип Аа с плоским и прямым краем, тип Аб с вогнутым краем, тип Ас с зубцом и слегка вогнутым краем. Тип B имеет особенности стройного тела, покатые плечи и небольшой плоский низ. Его также можно разделить на два подтипа: тип Ba с крошечным и изогнутым краем, тип Bb с круглым краем и расклешенным воротником. Тип C имеет узкий обод и короткий корпус. Тип Д имеет черты ручек в виде бычьего носа, также его можно разделить на два подтипа: тип Да с ручками по ободку, тип Дб с ручками под ободком. Тип E имеет особенности круглой ножки и меньшего размера, его также можно разделить на два подтипа: тип Ea с круглым дном и тип Eb с угловатым профилем. [ 23 ]
Дин
[ редактировать ]Дин имеет два типа. Тип А имеет черты тела, напоминающего котел, а тип Б — тела, напоминающего горшок. Более подробно ножки дина можно разделить на три типа: конические по форме, широкие плоские и длинные. [ 24 ]
Тарелка с двойной ножкой
[ редактировать ]В отличие от других, пластина с двойным стержнем состоит из двух частей: стержневой части и пластинчатой части, каждая часть имеет разные особенности. Что касается стебельной части, то он бывает двух типов: тип A имеет тонкую форму, а тип B имеет массивную форму. [ 25 ] Что касается пластинчатой части, ее можно разделить на три типа. Тип А имеет черты неглубокой платформы, его можно разделить на 2 подтипа: тип Аа с зауженным воротником, тип Аб с расклешенным воротником. Тип B имеет характеристики глубокой пластины, его также можно разделить на два подтипа: тип Ba с суженным воротником и тип Bb с расширяющимся воротником. [ 26 ]
Бо-чаша
[ редактировать ]Бо-боул можно разделить на два типа. Тип А имеет широкую расклешенную верхнюю часть тела, а тип Б — суженную верхнюю часть тела. [ 27 ]
Ручка-тазик
[ редактировать ]Наконец, раковина-ручка также бывает двух типов. Тип А имеет черты круглого живота, а тип Б — угловатого профиля. [ 28 ]
Инструменты
[ редактировать ]Судя по археологическим открытиям, жители Маджиабанг использовали разные материалы для изготовления инструментов. Эти материалы включают камень, дерево и кость, рога и зубы, причем дерево является основным. [ 29 ]
Камень
[ редактировать ]На стоянке Вэйдун археологи нашли несколько каменных предметов, в основном тесла и топоры, большинство из которых были отполированы. [ 30 ] По особенностям тесла различают в основном двух типов. Тип А имеет широкую плоскую форму, а тип Б – полосчатую форму. [ 31 ] Топоры также имели два типа. Тип А имеет форму плоской трапеции, а тип Б – форму язычка. [ 32 ]
Древесина
[ редактировать ]
Дерево – еще один важный материал. На территории Вэйдуна было обнаружено несколько крупных деревянных предметов. В основном есть два типа: черепные и весла. Череп изготовлен из толстого бревна, его длина составляет 120 см, а весло имеет черты плоской и полуэллиптической формы с ручкой, а его длина короче черепа, которая колеблется от 70 до 90 см. [ 33 ]
Кость, рог и зубы
[ редактировать ]
На стоянке Вейдун также было обнаружено несколько предметов, сделанных из костей, рогов и зубов, в том числе сделанные из кости градусы и ножи, инструмент в форме обуви из рога, наконечники стрел, шила, иглы, копья и трубки. [ 34 ]
Погребальная культура
[ редактировать ]
Погребальную культуру можно рассматривать как важную часть этой культуры, она представляет верования людей и способность производить артефакты в эпоху неолита. В период Маджиабанг люди верили в загробную жизнь, что души людей смогут вернуться туда, где они жили после смерти. Это могло объяснить, что могилы этого периода обычно находили недалеко от поселения. На основании находок из этих могил эксперты предположили, что люди, жившие в период 6500 лет до н. э., не имели определенного места для захоронения, их обычно хоронили вблизи своих поселений в положении лежа на боку, с согнутыми конечностями и головой на восток. , [ 35 ] например, находка мужского скелета, лежащего под углом 20 градусов и лицом на восток, на могиле М127. [ 36 ] на сайте Weidun. Спустя пятьсот лет их погребальная культура изменилась: их хоронили в отдельных могильных ямах на слитном могильнике с положением лицом вниз в вытянутом положении, головой на север, ногами на юг. [ 37 ]
Выращивание риса
[ редактировать ]
Выращивание риса можно рассматривать как наиболее важный аспект культуры Маджиабанг. Как предполагают специалисты, выращивание риса в дельте реки Янцзы началось в ранний период Маджиабанг. [ 38 ] Он быстро расширялся, хотя люди больше полагались на охоту, рыбалку и собирательство. [ 39 ] Это было доказано посредством анализа находок с древних рисовых полей Лоцзяцзяо (существовавших в период с 5300 по 4900 кал. до н. э.). [ 40 ] был одним из первых. На этом месте археологи раскопали сотни обуглившихся рисовых шелух и рисовых зерен, половина из которых считалась культивируемыми видами японской японской культуры, а другая половина принадлежала диким видам. [ 41 ] На других стоянках, принадлежавших к более позднему периоду (в период с 5000 по 4300 г. до н.э. и с 4300 по 3500 г. до н.э.), [ 42 ] были обнаружены новые остатки риса. По сравнению с предыдущими периодами увеличилась доля выращивания риса, а сбор продуктов дикорастущих растений сократился. [ 43 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя современные карты часто используются для иллюстрации ареала культуры Мацзябан, Пудун и центр Шанхая все еще были частью Восточно-Китайского моря во время существования культуры, а береговая линия по-прежнему располагалась в Синьчжуане в районе Минхан .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Маджиабанг». В Энциклопедическом археологическом словаре , 808–808. Чам: Springer International Publishing, 2021.
- ^ Ван (2001) , с. 207.
- ^ Лонг, Тенгвен; Тейлор, Дэвид (ноябрь 2015 г.). «Пересмотренная хронология археологии нижнего течения Янцзы, Китай, основанная на байесовском статистическом моделировании» . Журнал археологической науки . 63 : 116. дои : 10.1016/j.jas.2015.08.019 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Ван (2001) , с. 206.
- ^ Ван, Вэй-Мин; Дин, Джин-Лонг; Шу, Цзюнь-Ву; Чен, Вэй (ноябрь 2010 г.). «Изучение раннего выращивания риса в Китае» . Четвертичный интернационал . 227 (1): 23. doi : 10.1016/j.quaint.2010.06.007 . ISSN 1040-6182 .
- ^ Фудзивара, Х, изд. (1996). Поиск истоков выращивания риса: древнее выращивание риса на рисовых полях на стоянке Цао Се Шань в Китае (на японском и китайском языках). Миядзаки: Общество научных исследований культурных ценностей.
- ^ Фуллер, Дориан Кью; Цинь, Лин (2009). «Управление водными ресурсами и труд в происхождении и распространении азиатского риса». Мировая археология . 41 (1): 88–111. дои : 10.1080/00438240802668321 . S2CID 85087946 .
- ^ Цудэ, Хироши (2001). «Переосмысление фермеров Яёи: новые перспективы сельскохозяйственного развития в Восточной Азии» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 21 (5): 53–59.
- ^ «Шанхайцы 6000 лет назад - культура Маджиабанг» . Музей Цинпу . Шанхай. Архивировано из оригинала 4 января 2017 года . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ Ван (2001) , с. 209.
- ^ Мин, Ван Хай (2001), «Маджиабанг» , Энциклопедия предыстории , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 206–221, ISBN 978-1-4684-7130-4 , получено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 89. 01 января 2002 г. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 89. 01 января 2002 г. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 89. 01 января 2002 г. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ Фанг, Сянмин (10 ноября 2020 г.), «Неолитическая революция на юге, около 7/6000–2000 до н.э.: культуры Маджиабанг, Хемуду, Даси и Сонгзе» , Оксфордский справочник по раннему Китаю , Oxford University Press, стр. . 52–72 , получено 25 мая 2022 г.
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 91. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ Мин, Ван Хай (2001), «Маджиабанг» , Энциклопедия предыстории , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 208, ISBN 978-1-4684-7130-4 , получено 21 мая 2022 г.
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 95. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ Мин, Ван Хай (2001), «Маджиабанг» , Энциклопедия предыстории , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 208, ISBN 978-1-4684-7130-4 , получено 21 мая 2022 г.
- ^ Мин, Ван Хай (2001), «Маджиабанг» , Энциклопедия предыстории , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 207, ISBN 978-1-4684-7130-4 , получено 21 мая 2022 г.
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 91. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 91–93. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 93. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 93. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 93. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 93. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 93–95. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 93. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 95. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 91. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 91. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 91. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 95. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 95. 01.01.2002. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ Мин, Ван Хай (2001), «Маджиабанг» , Энциклопедия предыстории , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 208, ISBN 978-1-4684-7130-4 , получено 12 мая 2022 г.
- ^ «Площадка Вэйдунь в Чанчжоу, Цзянсу, 1985 год» . Китайская археология . 2 (1): 89. 01 января 2002 г. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.89 . ISSN 2160-5068 .
- ^ Мин, Ван Хай (2001), «Маджиабанг» , Энциклопедия предыстории , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 208, ISBN 978-1-4684-7130-4 , получено 12 мая 2022 г.
- ^ Ван, Вэй-Мин; Дин, Джин-Лонг; Шу, Цзюнь-Ву; Чен, Вэй (ноябрь 2010 г.). «Изучение раннего выращивания риса в Китае» . Четвертичный интернационал . 227 (1): 26. doi : 10.1016/j.quaint.2010.06.007 . ISSN 1040-6182 .
- ^ Чен, Тин; Райвс, Дэвид Б.; Ван, Чжанхуа; Льюис, Джонатан П.; Ю, Сюэнин (июнь 2018 г.). «Геоморфологические и гидрологические изменения в среднем и позднем голоцене в районе южного Тайху равнины дельты Янцзы, Китай» . Палеогеография, Палеоклиматология, Палеоэкология . 498 : 127. doi : 10.1016/j.palaeo.2018.03.012 . ISSN 0031-0182 .
- ^ Чжуан, Ицзе, «Рисовые поля, управление водными ресурсами и развитие сельского хозяйства в районе доисторического озера Тайху и равнине Ниншао» , «Водные общества и технологии из прошлого и настоящего» , UCL Press, стр. 95 , получено 12 мая 2022 г.
- ^ Чжуан, Ицзе, «Рисовые поля, управление водными ресурсами и развитие сельского хозяйства в районе доисторического озера Тайху и на равнине Ниншао» , «Водные общества и технологии из прошлого и настоящего» , UCL Press, стр. 96 , получено 12 мая 2022 г.
- ^ Чжуан, Ицзе, «Рисовые поля, управление водными ресурсами и развитие сельского хозяйства в районе доисторического озера Тайху и на равнине Ниншао» , «Водные общества и технологии из прошлого и настоящего» , UCL Press, стр. 96 , получено 12 мая 2022 г.
- ^ Чжуан, Ицзе, «Рисовые поля, управление водными ресурсами и развитие сельского хозяйства в районе доисторического озера Тайху и на равнине Ниншао» , «Водные общества и технологии из прошлого и настоящего» , UCL Press, стр. 96 , получено 12 мая 2022 г.
- Ван, Хайминг (2001), «Маджиабанг», в Перегрине, Питер Н.; Эмбер, Мартин (ред.), Энциклопедия предыстории , том. 3: Восточная Азия и Океания, Springer, стр. 206–221, ISBN 978-0-306-46257-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чанг, Кван-чжи . Археология Древнего Китая , ISBN 0-300-03784-8
30 ° 44'09 "N 120 ° 42'54" E / 30,73583 ° N 120,71500 ° E