Jump to content

Саньсиндуй

Координаты : 30 ° 59'35 "N 104 ° 12'00" E  /  30,993 ° N 104,200 ° E  / 30,993; 104.200

30 ° 59'35 "N 104 ° 12'00" E  /  30,993 ° N 104,200 ° E  / 30,993; 104.200

Культура Саньсиндуй
Саньсиндуй расположен в континентальной Азии.
Саньсиндуй
Саньсиндуй
Географический диапазон Чэндуская равнина
Период Китай бронзового века
Даты в. 1700 – ок. 1150 г. до н.э. [1]
Тип сайта Саньсиндуй
Основные сайты Гуанхань , Дэян
Предшественник Баодунская культура
С последующим Цзиньша
Ба и Шу
Китайское имя
китайский Культура Саньсиндуй
Бронзовые головы Саньсиндуй с масками из золотой фольги

Саньсиндуй ( китайский : 三星堆 ; пиньинь : Sānxīngduī ; букв. Трех звезд « Курган ») — археологический памятник и основная культура бронзового века в современном Гуанхане , Сычуань , Китай. В основном обнаружен в 1986 г. [2] после предварительного открытия в 1927 году, [3] археологи раскопали артефакты , которые радиоуглеродным методом датированы двенадцатым-одиннадцатым веками до нашей эры. [4] Этот археологический памятник является типичным местом культуры Саньсиндуй, которая произвела эти артефакты. Археологи отождествили это место с древним королевством Шу . Артефакты выставлены в музее Саньсиндуй, расположенном недалеко от города Гуанхань. [4]

Саньсиндуй включен в ЮНЕСКО список предварительных объектов всемирного наследия вместе с местом Цзиньша и гробницами в форме лодок . [5]

Большая бронзовая голова с выпученными глазами, которую некоторые считают изображением Канцуна , полулегендарного первого короля Шу. [6]

Многие китайские археологи идентифицировали культуру Саньсиндуй как часть древнего королевства Шу , связывая артефакты, найденные на этом месте, с его ранними и легендарными королями. Ссылки на царство Шу, которые можно достоверно датировать столь ранним периодом в китайских исторических записях, скудны. Королевство упоминается в Шиджи и Шуцзин как союзник Чжоу, победившего Шан. Сведения о легендарных королях Шу также можно найти в местных летописях. [7]

Согласно Хроникам Хуаяна , составленным во времена династии Цзинь (266–420) , царство Шу было основано Цаньцуном ( ). [8] Цаньцун был описан как человек с выпученными глазами - особенность, которая встречается на многих масках и фигурах Саньсиндуя. Поэтому было высказано предположение, что большие маски с выпученными глазами являются изображением Канконга, хотя существуют и другие интерпретации. [9] [10] Были также найдены и другие предметы в форме глаз, которые могут указывать на поклонение глазам. Среди других правителей, упомянутых в Хрониках Хуаяна, - Богуань ( ), Юфу ( ) и Дую ( 杜宇 ). Многие из объектов имеют форму рыб и птиц, и предполагается, что они являются тотемами Богуана и Юфу (имя Юфу означает рыбный баклан ), а клан Юфу, скорее всего, связан с кланом Юфу. Саньсиндуй. [11]

Золотая маска Саньсиндуй, раскопанная в 2021 году.
Золотая маска в музее Цзиньша , которая по форме и стилю очень похожа на маски Саньсиндуй.

Позже аналогичные открытия были сделаны и в Цзиньше , расположенном в 40 км и имеющем тесную связь с культурой Саньсиндуй. Считается, что это перенесенная столица Королевства Шу. [12] Также было высказано предположение, что городище Цзиньша может быть центром и столицей клана Дую. [13]

Археологический памятник

[ редактировать ]
Территория Саньсиндуй разделена на жертвенную зону, дворец, мастерские и жилой район.

Археологический объект Саньсиндуй расположен примерно в 4 км к северо-востоку от поселка Наньсин, Гуанхань , Дэян , Сычуань провинция . Археологические раскопки на этом месте показали свидетельства существования города-крепости, основанного ок. 1600 г. до н.э. Город трапециевидной формы имеет восточную стену высотой 2 000 м, южную стену 2 000 м, западную стену 1 600 м, ограждающую 3,6 км2. 2 , [14] по масштабу похож на центральную часть города Чжэнчжоу Шан .

Планировка 8 ям с артефактами

Город был построен на берегу реки Язи ( китайский : 涧河 ; пиньинь : Цзянь Хэ ) и окружил часть ее притока, реки Маму, внутри городских стен. Городские стены имели высоту 40 м у основания и 20 м наверху, высоту от 8 до 10 м. Внутренние стены были меньшего размера.

Стены были окружены каналами шириной 25–20 м и глубиной 2–3 м. Эти каналы использовались для орошения, внутреннего судоходства, обороны и борьбы с наводнениями. Город был разделен на жилые, промышленные и религиозные районы, организованные вокруг доминирующей центральной оси. Именно вдоль этой оси на четырех террасах обнаружена большая часть ямных захоронений. Постройки представляли собой прямоугольные залы из самана с деревянным каркасом. Самым большим был конференц-зал около 200 м. 2 (2200 кв. футов).

Открытие

[ редактировать ]

Свидетельства древней культуры в этом регионе были впервые обнаружены в 1927 году. [3] когда зажиточный фермер раскопал большой запас нефритовых реликвий, копая арык, многие из которых с годами попали в руки частных коллекционеров. В 1931 году на открытие обратило внимание Вивиан Донниторн , англиканский миссионер, работавший в Евангельской церкви Гуанхана . Он осознал важность открытия и связался с местным судьей, а также с Дэниелом Шитс Даем , профессором геологии в Западно-Китайском союзном университете (WCUU). Затем все трое посетили это место, сфотографировали и измерили его. Через магистрата были приобретены и отправлены в музей ЗКУУ несколько предметов. Затем, в 1934 году, Дэвид Крокетт Грэм , новый директор музея WCUU, организовал первые археологические раскопки на этом месте. [3] [15]

В 1986 году местные рабочие случайно обнаружили жертвенные ямы, содержащие тысячи золотых, бронзовых, нефритовых и керамических артефактов, которые были разбиты (возможно, ритуально изуродованы), сожжены и тщательно закопаны. Вторая жертвенная яма, содержащая около 800 предметов, была обнаружена чуть менее месяца спустя, 14 августа 1986 года, всего в 20–30 метрах от первой. [16]

Бронзовые предметы, найденные во второй жертвенной яме, включали скульптуры людей, скульптуры с лицами животных, колокольчики, декоративные животные, такие как драконы, змеи, птенцы и птицы, а также топоры. Столы, маски и пояса были одними из найденных предметов, сделанных из золота, а предметы, сделанные из нефрита, включали топоры, таблички, кольца, ножи и трубки. Также было большое количество слоновой кости и раковин моллюсков. Исследователи были поражены, обнаружив художественный стиль, совершенно неизвестный в истории китайского искусства .

Бронзовая голова (высота 27 см) тринадцатого или двенадцатого века до нашей эры, раскопанная в яме 1 в Саньсиндуе. [17]
Вертикальная бронзовая фигура, изображающая религиозного деятеля.
алтарь Жертвенный . с несколькими четвероногими животными у основания, поддерживающими несколько бронзовых фигур, очень напоминающих большие лицевые маски, каждая из которых держит в вытянутых руках какое-то церемониальное подношение [18]

Все открытия Саньсиндуя вызвали научный интерес, но бронза взволновала мир. Таск Розен из Британского музея считал их более выдающимися, чем Терракотовая армия в Сиане. [ нужна ссылка ] . Первые выставки бронзы Саньсиндуй прошли в Пекине (1987, 1990 гг.) и Олимпийском музее в Лозанне (1993 г.).

Тем не менее, несмотря на интерес к раскопанным находкам, это место пострадало от наводнения и загрязнения . По этой причине это место было включено в список Всемирного фонда памятников 1996 года . [19] предложила финансирование Для сохранения этого места компания American Express на строительство защитной дамбы. Также в 1997 году музей Саньсиндуй [20] открылся недалеко от исходного сайта. [ нужна ссылка ]

Археолог работает в яме

В марте 2021 года более 500 культурных реликвий, в том числе 3000-летняя золотая маска, были обнаружены в Саньсиндуе на территории площадью 4,6 квадратных миль за пределами столицы провинции Чэнду. [21] [22] По оценкам, маска на 84% состоит из золота и весит 280 граммов (0,6 фунта). По данным Управления национального культурного наследия , предметы были обнаружены в шести недавно обнаруженных «жертвенных ямах». [22] В яме также были обнаружены дополнительные маски, нефритовые инструменты и реликвии из слоновой кости. [23] Шесть ям были обнаружены на территории Саньсиндуй в период с 2020 по 2022 год во время новых раскопок. Артефакты, найденные в ходе этих раскопок, включают фрагменты золотой маски, следы шелка, бронзовую посуду с изображением животных, резьбу по слоновой кости и многое другое. Раунд раскопок планируется завершить в октябре 2022 года. [24] [25] [26] [27]

Культура

[ редактировать ]
Массивное бронзовое священное дерево (высота 396 см) из Саньсиндуя.

Считается, что хронология культуры памятника Саньсиндуй разделена на несколько этапов. Культура Саньсиндуй, соответствующая периодам II III этого места, была загадочной цивилизацией на юге Китая. [28] Эта культура возникла одновременно с династией Шан , однако в этой культуре был разработан другой метод изготовления бронзы, чем в Шан. Первая фаза, которая соответствует периоду I , принадлежит Баодуну , а заключительная фаза (период IV ) на смену культуре пришли государство Ба и королевство Шу . Предположения относительно конца культуры Саньсиндуй включают в себя то, что это могло быть результатом стихийных бедствий (были обнаружены свидетельства сильного наводнения и землетрясения) или вторжения другой культуры. [28] [29]

Культура управлялась сильной центральной теократией , имеющей торговые связи с бронзой из Инь и слоновой костью из Юго-Восточной Азии . [30]

Металлургия

[ редактировать ]

Эта древняя культура имела хорошо развитую индустрию бронзового литья, которая позволяла изготавливать множество впечатляющих изделий, таких как старейшая в мире стоящая человеческая статуя в натуральную величину (высота 260 см, вес 180 кг). [ нужна ссылка ] и бронзовое дерево с птицами, цветами и украшениями (396 см), которое некоторые определили как изображение дерева фусанг из китайской мифологии. [ нужна ссылка ] Рассветное красное дерево также можно найти относительно недалеко на восточной окраине бассейна Сычуань . [ соответствующий? - обсуждать ]

Большой нефритовый клинок чжан , длина 54 см (21 дюйм), музей Саньсиндуй.

Самыми яркими находками стали десятки больших бронзовых масок и голов (по крайней мере шесть голов с изначально прикрепленными масками из золотой фольги), изображавших угловатые человеческие черты лица, увеличенные миндалевидные глаза, некоторые с выдающимися зрачками, и большие верхние уши. На многих бронзовых лицах Саньсиндуя были следы мазков краски: черные на непропорционально больших глазах и бровях, киноварь на губах, ноздрях и ушных отверстиях. [31] По мнению французского китаеведа Коринн Дебен-Франкфор , эти цвета свидетельствуют о ритуальных практиках, которые сильно отличались от таковых во времена династии Шан . [32] Вермиллион интерпретируется как «не цвет, а что-то ритуально предложенное голове на вкус, запах и слух (или что-то, что дает ей возможность дышать, слышать и говорить)». Судя по дизайну этих голов, археологи полагают, что они были закреплены на деревянных опорах или тотемах и, возможно, были одеты в одежду. [33] Лю Ян заключает, что «ритуал с масками играл жизненно важную роль в общественной жизни древних жителей Саньсиндуй», и он характеризует эти бронзовые ритуальные маски как нечто, что, возможно, носил ши ( ; «труп»), «персонаж, имитатор; церемониальный представитель умершего родственника». [34]

Ши обычно представлял собой близкого молодого родственника, носившего костюм (возможно , включая маску), воспроизводивший черты умершего человека. Ши был имитатором, то есть человеком , служившим напоминанием о предке, которому приносилось жертвоприношение. Во время такой церемонии имитатор был не просто актером драмы. Хотя точное значение могло быть другим, все группы бронзовых фигур в масках Саньсиндуй имеют характер имитаторов. Вполне вероятно, что маски использовались для того, чтобы выдавать себя за определенных сверхъестественных существ и отождествлять себя с ними, чтобы принести пользу обществу. [33]

Другой ученый [35] сравнивает эти «бронзовые головы и маски с выпученными глазами, большими ушами и масками» с «идолами-глазами» (фигурами с большими глазами и открытыми ртами, предназначенными для того, чтобы вызывать галлюцинации) в Джулиана Джейнса ; двухпалатного менталитета гипотезе и [36] предполагает: «[i] возможно, что южно-китайские персонажи носили эти гипнотические бронзовые маски, рекурсивно изображающие дух умершего предка с маской, которая представляет собой лицо, замаскированное маской».

Другие бронзовые артефакты включают птиц с орлиными клювами, тигров, большую змею, зооморфные маски, колокольчики и то, что выглядит как бронзовое колесо со спицами, но, скорее всего, является украшением древнего щита. Помимо бронзы, находки в Саньсиндуе включали нефритовые артефакты, соответствующие более ранним неолитическим культурам Китая, такие как конг и чжан .

Космология

[ редактировать ]

Еще во времена неолита жители Восточной Азии отождествляли четыре квадранта неба с животными: Лазурный дракон Востока , Алая птица Юга , Белый тигр Запада и Черная черепаха Севера . Каждый из этих четырех символов (китайское созвездие) ассоциировался с созвездием, которое было видно в соответствующее время года: дракон весной, птица летом и т. д.

Поскольку эти четыре животных — птицы, драконы, змеи и тигры — преобладают в находках в Саньсиндуе, [ нужна ссылка ] бронза может представлять вселенную. [ нужна ссылка ] Неясно, являлись ли они частью ритуальных мероприятий, предназначенных для общения с духами Вселенной (или духами предков). Поскольку письменных записей не сохранилось, трудно определить предполагаемое использование найденных предметов. Некоторые считают, что продолжающееся распространение изображений этих животных, особенно в поздний ханьский период, было попыткой человека «вписаться» в их понимание своего мира, в свою космологию . (Нефриты, найденные в Саньсиндуе, также, по-видимому, коррелируют с шестью известными типами ритуальных нефритов древнего Китая, причем каждый из них также может быть связан с точкой компаса (север, юг, восток, запад), а также небом и землей.) [ оригинальное исследование? ]

Изображения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Флад, Роуэн; Чен, Почан (2013). Древний Центральный Китай: центры и периферии вдоль реки Янцзы . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 89–90. ISBN  978-0-521-72766-2 .
  2. ^ Объяснена тайна исчезновения древней китайской цивилизации
  3. ^ Jump up to: а б с Сюй, Джей (2011). «Литические артефакты из Юэлянваня: исследовательские заметки о раннем открытии на стоянке Саньсиндуйу». У Джерома Зильбергельда; Дора С.И. Чинг; Джудит Г. Смит; Альфреда Мерк (ред.). Мосты в небеса: Очерки восточноазиатского искусства в честь профессора Вэнь К. Фонга, Том I. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15298-1 .
  4. ^ Jump up to: а б Сейдж, Стивен Ф. (1992). Древний Сычуань и объединение Китая . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 16. ISBN  0791410374 .
  5. ^ «Археологические памятники древнего государства Шу: стоянка в Цзиньша и совмещенные гробницы с гробами в форме лодок в городе Чэнду, провинция Сычуань; стоянка Саньсиндуй в городе Гуанхань, провинция Сычуань, 29C.BC-5C.BC» . ЮНЕСКО . Проверено 23 февраля 2018 г.
  6. ^ Фалько Ховард, Анджела (2006). Китайская скульптура . Нью-Хейвен [ua]: Издательство Йельского университета [ua] ISBN  0300100655 .
  7. Шиджи Исходный текст: Король У сказал: «Эй! У меня есть Гочжунцзюнь, Ситу, Сыма, Сиконг, Ялу, Шиши, капитан тысяч, капитан сотен, Цзиюн, Шу, Цян, Куай, Вэй, Ю и Пэн, люди Пу. зовите их Эрго, Бьерган, поднимите копья и поклянитесь им».
  8. Хроники Хуаяна Оригинальный текст: Чжоу потерял дисциплину, и Шу впервые стал королем. Есть куст тутового шелкопряда, принц Шу, у которого глаза прямые, и он теперь король.
  9. ^ Музей Саньсиндуй (2006). Сайт Саньсиндуй: Мистическая маска древнего королевства Шу Китайская межконтинентальная пресса, стр. 18–20. .  9787508508528 .
  10. ^ Ян, С.; Сюй, X. (2022). «Бронзовые маски загадочного Саньсиндуя: старейшая запись о болезни Грейвса?» . Джей Эндокринол Инвест . 45 (5): 1115–1116. дои : 10.1007/s40618-021-01643-z . ПМИД   34291428 . S2CID   236149553 .
  11. ^ Музей Саньсиндуй (2006), стр. 7–8.
  12. ^ Юэ Пан (2001 ) Инке , . Дэн ; Марта  7-5085-1098-4 .
  13. ^ Сайт Саньсиндуй . перевод Чжао Баохуа. Китайская межконтинентальная пресса. 2006. с. 15. ISBN  978-7508508528 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ Инке, 2001 г.
  15. ^ Грэм, Дэвид К. (1934). «Предварительный отчет о раскопках Ханьчжоу» . Журнал Общества исследования границ Западного Китая . 6 : 114–131.
  16. ^ «Домашний музей Саньсиндуй» www.sxd.cn Проверено 10 июня 2021 г.
  17. ^ Измерения и дата по Сюю (2001: 85).
  18. ^ Хайэм, Чарльз Ф.В. (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 297 . ISBN  1438109962 .
  19. ^ Всемирный фонд памятников - археологический памятник Сан Син Дуй
  20. ^ «Музей Саньсиндуй» . Архивировано из оригинала 27 августа 2006 г. Проверено 8 сентября 2006 г.
  21. ^ «Археологи обнаружили 3000-летнюю золотую маску на юго-западе Китая» . CNN . 22 марта 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б Голландия, Оскар; Ван, Серенити. «Археологи обнаружили 3000-летнюю золотую маску на юго-западе Китая» . CNN . Проверено 27 марта 2021 г.
  23. ^ "По всему Китаю: обнаружение золотой маски, найденной в руинах Саньсиндуй - Синьхуа | English.news.cn" . www.xinhuanet.com . Проверено 20 сентября 2021 г.
  24. Солли, Мейлан, Клад из 13 000 артефактов, проливающий свет на загадочную китайскую цивилизацию , журнал Smithsonian Magazine, 14 июня 2022 г., с изображениями и ссылками
  25. ^ «Почему археологи так взволнованы руинами Саньсиндуй в Китае» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 15 июня 2022 г. Проверено 16 июня 2022 г.
  26. ^ «Недавно найденные китайские артефакты освещают таинственное древнее королевство» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 16 июня 2022 г.
  27. ^ Кэтлин Магграмо. «Жертвенный алтарь среди 13 000 реликвий, раскопанных на археологическом объекте Саньсиндуй в Китае» . CNN . Проверено 16 июня 2022 г.
  28. ^ Jump up to: а б Музей Саньсиндуй (2006)
  29. ^ Гоуз, Тиа (24 декабря 2014 г.). «Разгадана тайна исчезновения древней китайской цивилизации» . Живая наука . Проверено 29 ноября 2021 г.
  30. ^ Чжуань Ти. «Цзинша, руины Саньсиндуй открывают врата в прошлое» . Китайская газета . Проверено 2 октября 2013 г.
  31. ^ Сюй (2001:66)
  32. ^ Дебейн-Франкфурт (1999:67)
  33. ^ Jump up to: а б Лю (2000:37)
  34. ^ (сравните документ 1995:82)
  35. ^ Карр (2007:401)
  36. ^ Карр (2007:403)
  • Бэгли, Роберт, изд. 2001. Древний Сычуань: Сокровища затерянной цивилизации . Принстон, Нью-Джерси: Художественный музей Сиэтла и издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-08851-9
  • Карр, Майкл. 2007. « Церемония Ши «Труп/Персонатор» в раннем Китае», в книге Марселя Куджистена, изд., « Размышления о заре сознания: пересмотр двухпалатной теории разума Джулиана Джейнса» , Общество Джулиана Джейнса, 343–416.
  • Дебен-Франкфор, Корин (1999) [1998]. Поиски Древнего Китая . Серия « Новые горизонты ». Перевод Бана, Пола Г. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-30095-4 .
  • Лю Ян и Эдмунд Капон , ред. 2000. Тайные маски: древние китайские бронзы из Саньсиндуя . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса. ISBN   0-7347-6316-6
  • Пейпер, Джордан Д. 1995. Духи пьяны: сравнительный подход к китайской религии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
  • Сюй, Джей. 2001. «Бронза в Саньсиндуе», в изд. Роберта Бэгли, « Древний Сычуань: сокровища затерянной цивилизации» , Художественный музей Сиэтла и издательство Princeton University Press, 59–152.
  • Юэ Пан (2001 ) Инке , . Дэн ; Марта  7-5085-1098-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 021c4d046383a45612163a4e3897da07__1721467860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/07/021c4d046383a45612163a4e3897da07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sanxingdui - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)