Саньсиндуй
30 ° 59'35 "N 104 ° 12'00" E / 30,993 ° N 104,200 ° E
Географический диапазон | Чэндуская равнина | ||
---|---|---|---|
Период | Китай бронзового века | ||
Даты | в. 1700 – ок. 1150 г. до н.э. [1] | ||
Тип сайта | Саньсиндуй | ||
Основные сайты | Гуанхань , Дэян | ||
Предшественник | Баодунская культура | ||
С последующим | Цзиньша Ба и Шу | ||
Китайское имя | |||
китайский | Культура Саньсиндуй | ||
|

Саньсиндуй ( китайский : 三星堆 ; пиньинь : Sānxīngduī ; букв. Трех звезд « Курган ») — археологический памятник и основная культура бронзового века в современном Гуанхане , Сычуань , Китай. В основном обнаружен в 1986 г. [2] после предварительного открытия в 1927 году, [3] археологи раскопали артефакты , которые радиоуглеродным методом датированы двенадцатым-одиннадцатым веками до нашей эры. [4] Этот археологический памятник является типичным местом культуры Саньсиндуй, которая произвела эти артефакты. Археологи отождествили это место с древним королевством Шу . Артефакты выставлены в музее Саньсиндуй, расположенном недалеко от города Гуанхань. [4]
Саньсиндуй включен в ЮНЕСКО список предварительных объектов всемирного наследия вместе с местом Цзиньша и гробницами в форме лодок . [5]
Фон
[ редактировать ]
Многие китайские археологи идентифицировали культуру Саньсиндуй как часть древнего королевства Шу , связывая артефакты, найденные на этом месте, с его ранними и легендарными королями. Ссылки на царство Шу, которые можно достоверно датировать столь ранним периодом в китайских исторических записях, скудны. Королевство упоминается в Шиджи и Шуцзин как союзник Чжоу, победившего Шан. Сведения о легендарных королях Шу также можно найти в местных летописях. [7]
Согласно Хроникам Хуаяна , составленным во времена династии Цзинь (266–420) , царство Шу было основано Цаньцуном ( 蠶 叢 ). [8] Цаньцун был описан как человек с выпученными глазами - особенность, которая встречается на многих масках и фигурах Саньсиндуя. Поэтому было высказано предположение, что большие маски с выпученными глазами являются изображением Канконга, хотя существуют и другие интерпретации. [9] [10] Были также найдены и другие предметы в форме глаз, которые могут указывать на поклонение глазам. Среди других правителей, упомянутых в Хрониках Хуаяна, - Богуань ( 柏 灌 ), Юфу ( 魚 鳧 ) и Дую ( 杜杜宇 ). Многие из объектов имеют форму рыб и птиц, и предполагается, что они являются тотемами Богуана и Юфу (имя Юфу означает рыбный баклан ), а клан Юфу, скорее всего, связан с кланом Юфу. Саньсиндуй. [11]


Позже аналогичные открытия были сделаны и в Цзиньше , расположенном в 40 км и имеющем тесную связь с культурой Саньсиндуй. Считается, что это перенесенная столица Королевства Шу. [12] Также было высказано предположение, что городище Цзиньша может быть центром и столицей клана Дую. [13]
Археологический памятник
[ редактировать ]
Археологический объект Саньсиндуй расположен примерно в 4 км к северо-востоку от поселка Наньсин, Гуанхань , Дэян , Сычуань провинция . Археологические раскопки на этом месте показали свидетельства существования города-крепости, основанного ок. 1600 г. до н.э. Город трапециевидной формы имеет восточную стену высотой 2 000 м, южную стену 2 000 м, западную стену 1 600 м, ограждающую 3,6 км2. 2 , [14] по масштабу похож на центральную часть города Чжэнчжоу Шан .

Город был построен на берегу реки Язи ( китайский : 涧河 ; пиньинь : Цзянь Хэ ) и окружил часть ее притока, реки Маму, внутри городских стен. Городские стены имели высоту 40 м у основания и 20 м наверху, высоту от 8 до 10 м. Внутренние стены были меньшего размера.
Стены были окружены каналами шириной 25–20 м и глубиной 2–3 м. Эти каналы использовались для орошения, внутреннего судоходства, обороны и борьбы с наводнениями. Город был разделен на жилые, промышленные и религиозные районы, организованные вокруг доминирующей центральной оси. Именно вдоль этой оси на четырех террасах обнаружена большая часть ямных захоронений. Постройки представляли собой прямоугольные залы из самана с деревянным каркасом. Самым большим был конференц-зал около 200 м. 2 (2200 кв. футов).
Открытие
[ редактировать ]Свидетельства древней культуры в этом регионе были впервые обнаружены в 1927 году. [3] когда зажиточный фермер раскопал большой запас нефритовых реликвий, копая арык, многие из которых с годами попали в руки частных коллекционеров. В 1931 году на открытие обратило внимание Вивиан Донниторн , англиканский миссионер, работавший в Евангельской церкви Гуанхана . Он осознал важность открытия и связался с местным судьей, а также с Дэниелом Шитс Даем , профессором геологии в Западно-Китайском союзном университете (WCUU). Затем все трое посетили это место, сфотографировали и измерили его. Через магистрата были приобретены и отправлены в музей ЗКУУ несколько предметов. Затем, в 1934 году, Дэвид Крокетт Грэм , новый директор музея WCUU, организовал первые археологические раскопки на этом месте. [3] [15]
В 1986 году местные рабочие случайно обнаружили жертвенные ямы, содержащие тысячи золотых, бронзовых, нефритовых и керамических артефактов, которые были разбиты (возможно, ритуально изуродованы), сожжены и тщательно закопаны. Вторая жертвенная яма, содержащая около 800 предметов, была обнаружена чуть менее месяца спустя, 14 августа 1986 года, всего в 20–30 метрах от первой. [16]
Бронзовые предметы, найденные во второй жертвенной яме, включали скульптуры людей, скульптуры с лицами животных, колокольчики, декоративные животные, такие как драконы, змеи, птенцы и птицы, а также топоры. Столы, маски и пояса были одними из найденных предметов, сделанных из золота, а предметы, сделанные из нефрита, включали топоры, таблички, кольца, ножи и трубки. Также было большое количество слоновой кости и раковин моллюсков. Исследователи были поражены, обнаружив художественный стиль, совершенно неизвестный в истории китайского искусства .
Все открытия Саньсиндуя вызвали научный интерес, но бронза взволновала мир. Таск Розен из Британского музея считал их более выдающимися, чем Терракотовая армия в Сиане. [ нужна ссылка ] . Первые выставки бронзы Саньсиндуй прошли в Пекине (1987, 1990 гг.) и Олимпийском музее в Лозанне (1993 г.).
Тем не менее, несмотря на интерес к раскопанным находкам, это место пострадало от наводнения и загрязнения . По этой причине это место было включено в список Всемирного фонда памятников 1996 года . [19] предложила финансирование Для сохранения этого места компания American Express на строительство защитной дамбы. Также в 1997 году музей Саньсиндуй [20] открылся недалеко от исходного сайта. [ нужна ссылка ]

В марте 2021 года более 500 культурных реликвий, в том числе 3000-летняя золотая маска, были обнаружены в Саньсиндуе на территории площадью 4,6 квадратных миль за пределами столицы провинции Чэнду. [21] [22] По оценкам, маска на 84% состоит из золота и весит 280 граммов (0,6 фунта). По данным Управления национального культурного наследия , предметы были обнаружены в шести недавно обнаруженных «жертвенных ямах». [22] В яме также были обнаружены дополнительные маски, нефритовые инструменты и реликвии из слоновой кости. [23] Шесть ям были обнаружены на территории Саньсиндуй в период с 2020 по 2022 год во время новых раскопок. Артефакты, найденные в ходе этих раскопок, включают фрагменты золотой маски, следы шелка, бронзовую посуду с изображением животных, резьбу по слоновой кости и многое другое. Раунд раскопок планируется завершить в октябре 2022 года. [24] [25] [26] [27]
Культура
[ редактировать ]
Считается, что хронология культуры памятника Саньсиндуй разделена на несколько этапов. Культура Саньсиндуй, соответствующая периодам II – III этого места, была загадочной цивилизацией на юге Китая. [28] Эта культура возникла одновременно с династией Шан , однако в этой культуре был разработан другой метод изготовления бронзы, чем в Шан. Первая фаза, которая соответствует периоду I , принадлежит Баодуну , а заключительная фаза (период IV ) на смену культуре пришли государство Ба и королевство Шу . Предположения относительно конца культуры Саньсиндуй включают в себя то, что это могло быть результатом стихийных бедствий (были обнаружены свидетельства сильного наводнения и землетрясения) или вторжения другой культуры. [28] [29]
Культура управлялась сильной центральной теократией , имеющей торговые связи с бронзой из Инь и слоновой костью из Юго-Восточной Азии . [30]
Металлургия
[ редактировать ]Эта древняя культура имела хорошо развитую индустрию бронзового литья, которая позволяла изготавливать множество впечатляющих изделий, таких как старейшая в мире стоящая человеческая статуя в натуральную величину (высота 260 см, вес 180 кг). [ нужна ссылка ] и бронзовое дерево с птицами, цветами и украшениями (396 см), которое некоторые определили как изображение дерева фусанг из китайской мифологии. [ нужна ссылка ] Рассветное красное дерево также можно найти относительно недалеко на восточной окраине бассейна Сычуань . [ соответствующий? - обсуждать ]

Самыми яркими находками стали десятки больших бронзовых масок и голов (по крайней мере шесть голов с изначально прикрепленными масками из золотой фольги), изображавших угловатые человеческие черты лица, увеличенные миндалевидные глаза, некоторые с выдающимися зрачками, и большие верхние уши. На многих бронзовых лицах Саньсиндуя были следы мазков краски: черные на непропорционально больших глазах и бровях, киноварь на губах, ноздрях и ушных отверстиях. [31] По мнению французского китаеведа Коринн Дебен-Франкфор , эти цвета свидетельствуют о ритуальных практиках, которые сильно отличались от таковых во времена династии Шан . [32] Вермиллион интерпретируется как «не цвет, а что-то ритуально предложенное голове на вкус, запах и слух (или что-то, что дает ей возможность дышать, слышать и говорить)». Судя по дизайну этих голов, археологи полагают, что они были закреплены на деревянных опорах или тотемах и, возможно, были одеты в одежду. [33] Лю Ян заключает, что «ритуал с масками играл жизненно важную роль в общественной жизни древних жителей Саньсиндуй», и он характеризует эти бронзовые ритуальные маски как нечто, что, возможно, носил ши ( 尸 ; «труп»), «персонаж, имитатор; церемониальный представитель умершего родственника». [34]
Ши обычно представлял собой близкого молодого родственника, носившего костюм (возможно , включая маску), воспроизводивший черты умершего человека. Ши был имитатором, то есть человеком , служившим напоминанием о предке, которому приносилось жертвоприношение. Во время такой церемонии имитатор был не просто актером драмы. Хотя точное значение могло быть другим, все группы бронзовых фигур в масках Саньсиндуй имеют характер имитаторов. Вполне вероятно, что маски использовались для того, чтобы выдавать себя за определенных сверхъестественных существ и отождествлять себя с ними, чтобы принести пользу обществу. [33]
Другой ученый [35] сравнивает эти «бронзовые головы и маски с выпученными глазами, большими ушами и масками» с «идолами-глазами» (фигурами с большими глазами и открытыми ртами, предназначенными для того, чтобы вызывать галлюцинации) в Джулиана Джейнса ; двухпалатного менталитета гипотезе и [36] предполагает: «[i] возможно, что южно-китайские персонажи носили эти гипнотические бронзовые маски, рекурсивно изображающие дух умершего предка с маской, которая представляет собой лицо, замаскированное маской».
Другие бронзовые артефакты включают птиц с орлиными клювами, тигров, большую змею, зооморфные маски, колокольчики и то, что выглядит как бронзовое колесо со спицами, но, скорее всего, является украшением древнего щита. Помимо бронзы, находки в Саньсиндуе включали нефритовые артефакты, соответствующие более ранним неолитическим культурам Китая, такие как конг и чжан .
Космология
[ редактировать ]Еще во времена неолита жители Восточной Азии отождествляли четыре квадранта неба с животными: Лазурный дракон Востока , Алая птица Юга , Белый тигр Запада и Черная черепаха Севера . Каждый из этих четырех символов (китайское созвездие) ассоциировался с созвездием, которое было видно в соответствующее время года: дракон весной, птица летом и т. д.
Поскольку эти четыре животных — птицы, драконы, змеи и тигры — преобладают в находках в Саньсиндуе, [ нужна ссылка ] бронза может представлять вселенную. [ нужна ссылка ] Неясно, являлись ли они частью ритуальных мероприятий, предназначенных для общения с духами Вселенной (или духами предков). Поскольку письменных записей не сохранилось, трудно определить предполагаемое использование найденных предметов. Некоторые считают, что продолжающееся распространение изображений этих животных, особенно в поздний ханьский период, было попыткой человека «вписаться» в их понимание своего мира, в свою космологию . (Нефриты, найденные в Саньсиндуе, также, по-видимому, коррелируют с шестью известными типами ритуальных нефритов древнего Китая, причем каждый из них также может быть связан с точкой компаса (север, юг, восток, запад), а также небом и землей.) [ оригинальное исследование? ]
Изображения
[ редактировать ]- Золотой скипетр
- Саньсиндуй Бронзовые головы
- Саньсиндуй Бронзовые маски
- Бронзовые маски животных
- Бронзовая птица
- Бронзовая голова птицы Саньсиндуй
- Нефритовый Чжан клинок
- Ручка в виде птичьей головы
- Бронзовая фигура Саньсиндуй, раскопанная в 2021 году.
- Керамическая свинья, раскопанная в 2020 году
- Бронзовая фигура в офицерской фуражке с высоким головным убором, раскопки в 2021 году.
- Зал защиты и реставрации культурных реликвий Саньсиндуй открылся в декабре 2021 года, где туристы могут вблизи наблюдать за реставрационными работами.
- Гигантская бронзовая маска
- Бронзовый мифический зверь раскопан в 2021 году
- Бронзовое оружие из Саньсиндуя.
См. также
[ редактировать ]- Одежда в древнем Шу
- Эрлиганская культура
- Культура Эрлитоу
- История Китая
- История металлургии в Китае
- Цзиньша
- Список памятников бронзового века в Китае
- Список неолитических культур Китая
- Гробницы с гробами в форме лодок
- Учэн культура
Примечания
[ редактировать ]- ^ Флад, Роуэн; Чен, Почан (2013). Древний Центральный Китай: центры и периферии вдоль реки Янцзы . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 89–90. ISBN 978-0-521-72766-2 .
- ^ Объяснена тайна исчезновения древней китайской цивилизации
- ^ Jump up to: а б с Сюй, Джей (2011). «Литические артефакты из Юэлянваня: исследовательские заметки о раннем открытии на стоянке Саньсиндуйу». У Джерома Зильбергельда; Дора С.И. Чинг; Джудит Г. Смит; Альфреда Мерк (ред.). Мосты в небеса: Очерки восточноазиатского искусства в честь профессора Вэнь К. Фонга, Том I. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15298-1 .
- ^ Jump up to: а б Сейдж, Стивен Ф. (1992). Древний Сычуань и объединение Китая . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 16. ISBN 0791410374 .
- ^ «Археологические памятники древнего государства Шу: стоянка в Цзиньша и совмещенные гробницы с гробами в форме лодок в городе Чэнду, провинция Сычуань; стоянка Саньсиндуй в городе Гуанхань, провинция Сычуань, 29C.BC-5C.BC» . ЮНЕСКО . Проверено 23 февраля 2018 г.
- ^ Фалько Ховард, Анджела (2006). Китайская скульптура . Нью-Хейвен [ua]: Издательство Йельского университета [ua] ISBN 0300100655 .
- ↑ Шиджи Исходный текст: Король У сказал: «Эй! У меня есть Гочжунцзюнь, Ситу, Сыма, Сиконг, Ялу, Шиши, капитан тысяч, капитан сотен, Цзиюн, Шу, Цян, Куай, Вэй, Ю и Пэн, люди Пу. зовите их Эрго, Бьерган, поднимите копья и поклянитесь им».
- ↑ Хроники Хуаяна Оригинальный текст: Чжоу потерял дисциплину, и Шу впервые стал королем. Есть куст тутового шелкопряда, принц Шу, у которого глаза прямые, и он теперь король.
- ^ Музей Саньсиндуй (2006). Сайт Саньсиндуй: Мистическая маска древнего королевства Шу Китайская межконтинентальная пресса, стр. 18–20. . 9787508508528 .
- ^ Ян, С.; Сюй, X. (2022). «Бронзовые маски загадочного Саньсиндуя: старейшая запись о болезни Грейвса?» . Джей Эндокринол Инвест . 45 (5): 1115–1116. дои : 10.1007/s40618-021-01643-z . ПМИД 34291428 . S2CID 236149553 .
- ^ Музей Саньсиндуй (2006), стр. 7–8.
- ^ Юэ Пан (2001 ) Инке , . Дэн ; Марта 7-5085-1098-4 .
- ^ Сайт Саньсиндуй . перевод Чжао Баохуа. Китайская межконтинентальная пресса. 2006. с. 15. ISBN 978-7508508528 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Инке, 2001 г.
- ^ Грэм, Дэвид К. (1934). «Предварительный отчет о раскопках Ханьчжоу» . Журнал Общества исследования границ Западного Китая . 6 : 114–131.
- ^ «Домашний музей Саньсиндуй» www.sxd.cn Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ Измерения и дата по Сюю (2001: 85).
- ^ Хайэм, Чарльз Ф.В. (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 297 . ISBN 1438109962 .
- ^ Всемирный фонд памятников - археологический памятник Сан Син Дуй
- ^ «Музей Саньсиндуй» . Архивировано из оригинала 27 августа 2006 г. Проверено 8 сентября 2006 г.
- ^ «Археологи обнаружили 3000-летнюю золотую маску на юго-западе Китая» . CNN . 22 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Голландия, Оскар; Ван, Серенити. «Археологи обнаружили 3000-летнюю золотую маску на юго-западе Китая» . CNN . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ "По всему Китаю: обнаружение золотой маски, найденной в руинах Саньсиндуй - Синьхуа | English.news.cn" . www.xinhuanet.com . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ↑ Солли, Мейлан, Клад из 13 000 артефактов, проливающий свет на загадочную китайскую цивилизацию , журнал Smithsonian Magazine, 14 июня 2022 г., с изображениями и ссылками
- ^ «Почему археологи так взволнованы руинами Саньсиндуй в Китае» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 15 июня 2022 г. Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Недавно найденные китайские артефакты освещают таинственное древнее королевство» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Кэтлин Магграмо. «Жертвенный алтарь среди 13 000 реликвий, раскопанных на археологическом объекте Саньсиндуй в Китае» . CNN . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Музей Саньсиндуй (2006)
- ^ Гоуз, Тиа (24 декабря 2014 г.). «Разгадана тайна исчезновения древней китайской цивилизации» . Живая наука . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Чжуань Ти. «Цзинша, руины Саньсиндуй открывают врата в прошлое» . Китайская газета . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ Сюй (2001:66)
- ^ Дебейн-Франкфурт (1999:67)
- ^ Jump up to: а б Лю (2000:37)
- ^ (сравните документ 1995:82)
- ^ Карр (2007:401)
- ^ Карр (2007:403)
Ссылки
[ редактировать ]- Бэгли, Роберт, изд. 2001. Древний Сычуань: Сокровища затерянной цивилизации . Принстон, Нью-Джерси: Художественный музей Сиэтла и издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08851-9
- Карр, Майкл. 2007. « Церемония Ши «Труп/Персонатор» в раннем Китае», в книге Марселя Куджистена, изд., « Размышления о заре сознания: пересмотр двухпалатной теории разума Джулиана Джейнса» , Общество Джулиана Джейнса, 343–416.
- Дебен-Франкфор, Корин (1999) [1998]. Поиски Древнего Китая . Серия « Новые горизонты ». Перевод Бана, Пола Г. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-30095-4 .
- Лю Ян и Эдмунд Капон , ред. 2000. Тайные маски: древние китайские бронзы из Саньсиндуя . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса. ISBN 0-7347-6316-6
- Пейпер, Джордан Д. 1995. Духи пьяны: сравнительный подход к китайской религии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Сюй, Джей. 2001. «Бронза в Саньсиндуе», в изд. Роберта Бэгли, « Древний Сычуань: сокровища затерянной цивилизации» , Художественный музей Сиэтла и издательство Princeton University Press, 59–152.
- Юэ Пан (2001 ) Инке , . Дэн ; Марта 7-5085-1098-4 .
- Музей Саньсиндуй; У Вэйси; Сайт Саньсиндуй: мистическая маска о древнем Королевстве Шу . Издательский дом связи Учжоу , стр. 134 . 7-5085-0852-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Подробнее о находках в Саньсиндуе. Архивировано 15 февраля 2013 г. в Wayback Machine , Национальная галерея искусств.
- Сокровища затерянной цивилизации: древнее китайское искусство из Сычуани , Художественный музей Сиэтла
- Лэнг-Пич, Дженни (20 мая 2004 г.). «Реликвии маски Саньсиндуй фиксируют следы бронзового века» . Шанхайская звезда . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года.
- Бронзовый век в Китае
- Археологические культуры Китая
- Национальные археологические парки Китая
- Основные национальные исторические и культурные достопримечательности Сычуани
- Бывшие населенные пункты Китая
- Заведения 2-го тысячелетия до нашей эры в Китае
- Населенные пункты, основанные во 2 тысячелетии до н.э.
- Предварительный список всемирного наследия для Китая
- Шу (штат)