Культура Верхнего Сяцзядянь
Даты | 1000–600 гг. до н.э. |
---|---|
Предшественник | Нижняя культура Сяцзядянь |
С последующим | Культура Цзингоузи Люди Дунху (600-150 гг. до н. э.) [ 1 ] |
Культура Верхнего Сяцзядянь ( упрощенный китайский : верхняя культура Сяцзядянь ; традиционный китайский : верхняя культура Сяцзядянь ; пиньинь : Сяцзя диан шангценг вэньхуа ) (ок. 1000-600 до н. э.) [ 5 ] ) — археологическая культура бронзового века на северо-востоке Китая, произошедшая от евразийской степной бронзовой традиции. [ 6 ] Это связано с Дунху («Восточными варварами») китайской истории.
Характеристики
[ редактировать ]Культура Верхнего Сяцзядяня возникла из местных из Древней Северо-Восточной Азии , которые перешли к скотоводческому образу жизни. племен охотников-собирателей и первых земледельцев, происходящих [ 7 ]
Эта культура встречается главным образом в юго-восточной Внутренней Монголии и западном Ляонине , Китай . Ареал Верхнего Сяцзядянь был немного шире, чем ареал Нижнего Сяцзядянь, достигая районов к северу от реки Ксиламулун . По сравнению с культурой Нижнего Сяцзядянь, уровень населения был ниже, менее плотным и более распространенным. Культура по-прежнему во многом опиралась на сельское хозяйство, но также перешла к более пасторальному, кочевому образу жизни. Социальная структура изменилась: от ацефального или племенного общества к обществу, более ориентированному на вождество . Типовой памятник представлен верхним слоем Сяцзядянь , Чифэн , Внутренняя Монголия.
Культура Верхнего Сяцзядя считается самой ранней культурой «скифского стиля» ( сакского стиля ) в Северном Китае, начиная с 9 века до нашей эры. [ 8 ] Развитие звериных стилей могло быть результатом контактов с кочевниками Монголии ( культура оленьих камней ) в 9—8 вв. до н.э. [ 8 ] Он имеет большое сходство с другими скифоидными культурами на западе, такими как культура Маоцингоу , культура Ордос , культура Шацзин в Ганьсу и, конечно же, сакская культура Синьцзяна . [ 9 ]
Культура Верхнего Сяцзядянь производила керамические артефакты худшего качества по сравнению с культурой Нижнего Сяцзядянь, хотя это компенсировалось их превосходящими артефактами из бронзы, кости и камня. Культура хорошо известна своими бронзовыми предметами: бронзовыми кинжалами, топорами, долотами, наконечниками стрел, ножами и шлемами. Бронзы Верхнего Сяцзядя были украшены животными и природными мотивами, что предполагает возможное сакское ( скифское ) родство и указывает на продолжающиеся культурные контакты и обмен в евразийских степях. [ 10 ]
Бронзовые сосуды местного производства были намного меньше, чем сопоставимые бронзовые сосуды из государств Чжоу . В более поздние периоды кинжалы-топоры на стоянках Верхнего Сяцзядяня были обнаружены и бронзовые сосуды в стиле Чжоу. В одном случае в могиле Верхнего Сяцзядянь в Сяохэйсигоу (小黑石沟) были обнаружены бронзовые сосуды, принадлежавшие правящей семье государства Сюй , о чем свидетельствуют надписи на одном из сосудов. [ 11 ]
Культура Верхнего Сяцзядянь демонстрирует радикальные изменения в образе жизни по сравнению с культурой Нижнего Сяцзядянь. Культура Верхнего Сяцзядянь уделяла меньше внимания постоянным постройкам, предпочитая повторно занимать постройки Нижнего Сяцзядянь или повторно использовать камни Нижнего Сяцзядянь для строительства построек Верхнего Сяцзядянь. Лошадь стала важной частью культуры, о чем свидетельствуют останки лошадей и конские принадлежности, найденные на стоянках Верхнего Сяцзядяня. [ 12 ] Культура также отошла от централизованной социальной организации, поскольку на стоянках Верхнего Сяцзядяня не было обнаружено никаких свидетельств крупных общественных работ. От свиней до зависимости от овец и коз как основного источника одомашненного белка, культура строила более экстравагантные могилы для своей элиты, чем Нижний Сяцзядянь, с более многочисленными и тщательно продуманными погребальными предложениями. Погребения Верхнего Сяцзядяня обычно были отмечены пирамидами из камней и курганами .
Генетика
[ редактировать ]Генетический анализ останков культуры Верхнего Сяцзядянь (UXC) в основном имеет древнее северо-восточноазиатское происхождение и аналогичен «фермерам реки Западный Ляо» (WLR_BA). [ 13 ] Было обнаружено, что фермеры бронзового века на западе реки Ляо демонстрируют генетическую преемственность с современными корейцами . [ 14 ] Однако один человек из UXC имел более высокую генетическую близость к более ранним «амурским охотникам-собирателям», более поздним сяньбеям , а также современным тунгусоязычным народам , что позволяет предположить, что он был недавним мигрантом с дальнего Севера. [ 13 ] Большинство останков Верхнего Сяцзюадяня принадлежало субкладам отцовской гаплогруппы N-M231 , C-M217 и O-M175 . [ 15 ]
Генетический профиль жителей Верхнего Сяцзядяня отличался от популяций Нижнего Сяцзядянь , которые демонстрировали высокую генетическую близость к фермерам Хуанхэ, связанным с китайскими народами . Геном Верхнего Сяцзядя может указывать на миграции из степей Северной Евразии и Приамурья в период бронзового века. [ 16 ]
-
Мотив четырех лошадей в зверином стиле (Эфес бронзового кинжала, начало VIII века до н.э.). [ 17 ]
-
Бронзовый олень, культура Верхнего Сяцзядянь. [ 19 ]
-
Бронзовые ножны с двумя мечами, культура Верхнего Сяцзядянь. [ 20 ]
-
Бронзовый шлем, поздний период культуры Верхнего Сяцзядянь. [ 22 ]
-
Бронзовый меч, Верхний Сяцзядянь. [ 23 ]
-
Удилище и украшения для конской упряжи. Культура Верхнего Сяцзядянь
-
Похороны на кладбище Чжоуцзяди (с маской из мидий и без нее), предка клана Дунху , культуры Верхнего Сяцзядянь (1000-600 гг. до н.э.). [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дреннан, Роберт Д. (2014). «Расселение и социальная динамика в регионах Верхний Далин и Чифэн северо-восточного Китая» . Азиатская археология . 2 : 50–76.
- ^ Псаррас, София-Карин (январь 1999 г.). «Верхний Сяцзядянь». Монумента Серика . 47 (1): 90, рис. 19. doi : 10.1080/02549948.1999.11731324 .
- ^ «Сертификат» .
- ^ Роусон, Джессика (2020). «Колесница и захоронения лежа: переоценка отношений позднего Шанского Китая с его северными соседями» . Журнал мировой предыстории . 33 (2): 138–168. дои : 10.1007/s10963-020-09142-4 . S2CID 254751158 .
- ^ Шелах, стр. 143.
- ^ Барнс, стр. 153.
- ^ Цуй, Иньцю; Ли, Хунцзе; Нин, Чао; Чжан, Е; Чен, Лу; Чжао, Синь; Хагельберг, Эрика; Чжоу, Хуэй (30 сентября 2013 г.). «Анализ Y-хромосомы доисторических человеческих популяций в долине реки Западный Ляо, Северо-Восточный Китай» . Эволюционная биология BMC . 13 (1): 216. Бибкод : 2013BMCEE..13..216C . дои : 10.1186/1471-2148-13-216 . ISSN 1471-2148 . ПМЦ 3850526 . ПМИД 24079706 .
Образ жизни сместился от охоты и раннего земледелия в культурах Хуншань и Сяохэянь к развитому земледелию в культуре Нижнего Сяцзядянь и, в конечном итоге, к скотоводческому кочевничеству в культуре Верхнего Сяцзядянь.
- ^ Перейти обратно: а б Шульга, ИП (2020). «КУЛЬТУРЫ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА В КИТАЕ КАК ЧАСТЬ СКИФСКОГО МИРА» . МАИАСП . 12 : 119.
Анализ материалов позволяет проследить процесс формирования и трансформации скифских культур в Северном Китае. Самая ранняя - это культура «верхнего слоя Сяцзядянь». Его представительные памятники датируются IX — первой половиной VII вв. до н.э. В то время население на его территории находилось в тесном контакте с царством Ян и соседними культурами. По-видимому, в результате контактов с монгольскими кочевниками в IX—VIII вв. до н.э. в искусстве культуры получили распространение уже сложившиеся самобытные образы звериного стиля. К середине VII в. до н.э. часть населения культуры «верхнего слоя Сяцзядянь» и кочевые монголоидные племена из Монголии переместились на 150—250 км на запад, к северной границе Китайского царства Янь, где смешались и расселились.
- ^ Космо, Никола Ди (1999). Северный фронтир в доимперском Китае (Кембриджская история Древнего Китая) . Издательство Кембриджского университета. стр. 951–952.
Сакская культура в Синьцзяне, шацзинская культура в Ганьсу, ордосский комплекс во Внутренней Монголии и верхнесяцзядийская культура Ляонина — все они указывают на переход от смешанных агропастбищных к преимущественно или исключительно скотоводческим кочевым культурам. Начиная с седьмого века, предметы, связанные с улучшением управления лошадьми и верховой ездой, такие как удила, псалии, конские маски и украшения-колокольчики, становились все более распространенными и изощренными.
- ^ Барнс, стр. 153.
- ^ Шелах, стр. 214-216.
- ^ Шелах, стр. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Нин, Чао; Ли, Тяньцзяо; Ван, Кэ; Чжан, Фань; Ли, Тао; Ву, Сиян; Гао, Шичжу; Чжан, Цюаньчао; Чжан, Хай; Хадсон, Марк Дж.; Донг, Гуанхуэй; Ву, Сихао; Фанг, Янмин; Лю, Чен; Фэн, Чуньянь (1 июня 2020 г.). «Древние геномы из северного Китая предполагают связь между изменениями в образе жизни и миграцией людей» . Природные коммуникации . 11 (1): 2700. Бибкод : 2020NatCo..11.2700N . дои : 10.1038/s41467-020-16557-2 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 7264253 . ПМИД 32483115 .
Интересно, что особи WLR бронзового века, связанные с культурой Верхнего Сяцзядянь («WLR_BA»), снова демонстрируют генетические изменения, но в направлении, противоположном по сравнению со средним и поздним неолитом, причем один человек («WLR_BA_o») неотличим от древние особи AR (дополнительные рисунки 9 и 10). По сравнению с AR_EN, он имеет большую близость к более поздним особям AR («AR_Xianbei_IA») и многочисленным современным тунгусскоязычным популяциям (дополнительный рисунок 20).
- ^ Солнце, The; Тао, И; Ван, Руй; Чжу, Конгян; Хай, Сянцзюнь; Ван, Чуан-Чао (2 января 2023 г.). «Генетическая структура и примесь маньчжуров и корейцев на северо-востоке Китая» . Анналы биологии человека 50 (1): 161–171. дои : 10.1080/03014460.2023.2182912 . ISSN 0301-4460 . ПМИД 36809229 .
- ^ Цуй, Иньцю; Ли, Хунцзе; Нин, Чао; Чжан, Е; Чен, Лу; Чжао, Синь; Хагельберг, Эрика; Чжоу, Хуэй (30 сентября 2013 г.). «Анализ Y-хромосомы доисторических человеческих популяций в долине реки Западный Ляо, Северо-Восточный Китай» . Эволюционная биология BMC . 13 : 216. Бибкод : 2013BMCEE..13..216C . дои : 10.1186/1471-2148-13-216 . ISSN 1471-2148 . ПМЦ 3850526 . ПМИД 24079706 .
- ^ Цуй, Иньцю; Ли, Хунцзе; Нин, Чао; Чжан, Е; Чен, Лу; Чжао, Синь; Хагельберг, Эрика; Чжоу, Хуэй (30 сентября 2013 г.). «Анализ Y-хромосомы доисторических человеческих популяций в долине реки Западный Ляо, Северо-Восточный Китай» . Эволюционная биология BMC . 13 : 216. Бибкод : 2013BMCEE..13..216C . дои : 10.1186/1471-2148-13-216 . ISSN 1471-2148 . ПМЦ 3850526 . ПМИД 24079706 .
Культура Верхнего Сяцзядянь (UXC) позднего бронзового века пришла на смену LXC, но полностью отличалась от LXC. Жители УКС в основном занимались животноводством и изготавливали бронзовые предметы, украшенные животными и другими природными мотивами в стиле евразийских степей. Лица UXC на участке Дашакян имели более высокое разнообразие гаплогрупп Y-хромосомы с более низкой частотой линии LXC. Только один человек нес N1 (×N1a, N1c), преобладающую гаплогруппу до периода UXC. (...) Присутствие N1c в UXC может указывать на иммиграцию из степей Северной Евразии в этот период.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бронзовый век: культура Верхнего Сяцзядянь» . govt.chinadaily.com.cn .
- ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Сингапур: Спрингер. п. 249 Рис. 4.12 №8. дои : 10.1007/978-981-32-9155-3 . ISBN 978-981-32-9154-6 . S2CID 213467487 .
- ^ Псаррас, София-Карин (январь 1999 г.). «Верхний Сяцзядянь». Монумента Серика . 47 (1): 90, рисунок 20. doi : 10.1080/02549948.1999.11731324 .
- ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Сингапур: Спрингер. п. 249 Рис. 4.12 №26. дои : 10.1007/978-981-32-9155-3 . ISBN 978-981-32-9154-6 . S2CID 213467487 .
- ^ Псаррас, София-Карин (январь 1999 г.). «Верхний Сяцзядянь». Монумента Серика . 47 (1): 86, рисунок 4. doi : 10.1080/02549948.1999.11731324 .
- ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Сингапур: Спрингер. п. 249 Рис. 4.12 №25. дои : 10.1007/978-981-32-9155-3 . ISBN 978-981-32-9154-6 . S2CID 213467487 .
- ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Сингапур: Спрингер. п. 249 Рис. 4.12 №6. дои : 10.1007/978-981-32-9155-3 . ISBN 978-981-32-9154-6 . S2CID 213467487 .
- ^ Бан, Лин (2022). « Укрой мою душу своим телом» - погребальный обычай, навеянный шаманизмом: случай закрытия мертвого лица правыми ребрами местной овцы во Внутренней Монголии, Китай» (PDF) .
Наиболее типичной ранней формой металлической маски была комбинация мешковины, медных застежек и мидий, найденная на кладбище Чжоуцзяди в Аохан Баннере, Внутренняя Монголия, принадлежащей к высшей культуре Сяцзядянь (Ян и Гу, 1984). (...) Кроме того, и Чжоуцзяди M45, и Ихеура M2 можно идентифицировать как остатки клана Дунху, причем Чжоуцзяди M45 считается предком клана Дунху...
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Библиография
[ редактировать ]- Шелах, Гидеон (1999). Стратегии лидерства, экономическая деятельность и межрегиональное взаимодействие: социальная сложность в Северо-Восточном Китае . Спрингер. ISBN 9780306460906 .
- Барнс, Джина Ли (1993). Подъем цивилизации в Восточной Азии: археология Китая, Кореи и Японии . Темза и Гудзон. ISBN 0500279748 .