Культура Шивы
![]() Карта территории культуры Сива с основными достопримечательностями ( ![]() ![]() ![]() | |||
Географический диапазон | верховья Желтой реки | ||
---|---|---|---|
Период | Бронзовый век | ||
Даты | в. 1300 – ок. 600 г. до н.э. | ||
Предшественник | Культура Маджиаяо Культура Цицзя | ||
С последующим | Ордосская культура Шацзинская культура династия Хань | ||
Китайское имя | |||
Упрощенный китайский | Культура Сивы | ||
|
Культура Сива ( китайский : Культура Сива ; пиньинь : Сива вэньхуа , ок. 1350-650 гг. до н.э.) [1] была культурой бронзового века на юго-востоке провинции Ганьсу , Китай. Он был обнаружен шведским геологом Йоханом Гуннаром Андерссоном в 1924 году на горе Сива ( 寺洼山 ) в округе Линтао , отсюда и его название. [2] Он процветал примерно в 14-11 веках до нашей эры. [3] его предположительно относят к культурам народов Северного Ди , Цян и Сюньюй . [4] [5]
Археологическая культура разделена на две фазы: ранняя фаза, связанная с памятниками Линтао, Чжуони, Линтань и Хэшуй; и заключительная фаза позднего периода Шан и прото-Чжоу, связанная с памятниками Цзючжан, Сюйцзяньань и Ланьцяо. [6] Культура Сива известна производством керамики с седловидными устьями. [6]
Контекст
[ редактировать ]
Культура Сива последовала за распадом культуры Цицзя . [8] Это открыло период взаимодействия и конфликта между Сивой и народами Центральных равнин . [8]
Культура Сива часто ассоциировалась с племенами, фигурирующими в китайских исторических источниках, такими как Жун ( Сиронг , Шанжун , Цюаньжун ...) или Цян . [1] Эти племена, чьи пленники иногда приносились в жертву в ритуалах династии Шан , в конечном итоге свергли династию Западная Чжоу в 771 году до нашей эры. [1] Народ Сива производил относительно много керамики, что отражает довольно разнообразный рацион. [1]
Соседняя синьдийская культура была примерно современницей культуры Сива и находилась под ее влиянием. Некоторые ученые считают, что культура Сива произошла от культуры Цицзя . [9] Есть также те, кто считает, что эта культура была остатком Сюньюя, связанного с народом Сяньюнь . Однако против этой теории возникают вопросы, поскольку поселения Сива небольшие и имеют низкий уровень существования. [10] По мнению Фэн Ли, они не могли бы поддерживать такое развитое общество, как Сяньюнь. [10] Дискуссия остается открытой. [11]
За культурой Сива последовало появление евразийских степных культур, особенно сакских культур, таких как культура Ордоса , которые снова различными способами взаимодействовали с Центральными равнинами . [8]
География
[ редактировать ]Культура Сива делится на два типа – Сива и Ангуо. Первый распространен по реке Тао (Таохэ), а второй — по реке Вэй . Тип Сива является несколько более ранним, чем династия Западная Чжоу , тогда как тип Аньго более или менее современен ей. [12]
Одной из основных характеристик культуры Сива является керамика с седловидными отверстиями ( керамический горшок в форме лошадиного рта ). [13] Он также отличается своими бронзовыми предметами.
С 2006 года памятник Сива ( 寺洼遗址 ) включен в список археологических памятников Китайской Народной Республики.
- Подборка сосудов в стиле Маан с кладбища Чжанци. Культура Сива
- Культура Сива. Следы износа сосудов Чжаньци ли.
- Культура Сива. Сосуды Маан.
- Карта Китая бронзового века; ареал культуры Сива похож на культуру Цицзя (№ 3).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Таше, Карин; Яффе, Ицхак; Крейг, Оливер Э.; Люкен, Александр; Чжоу, Цзин; Ван, Хуэй; Цзян, Шэнпэн; Стэндалл, Эдвард; Флад, Роуэн К. (29 апреля 2021 г.). «Что едят «варвары»? Интеграция анализа износа и остатков керамики в изучение продуктов питания и общества на окраинах Китая бронзового века» . ПЛОС ОДИН . 16 (4): e0250819. Бибкод : 2021PLoSO..1650819T . дои : 10.1371/journal.pone.0250819 . ISSN 1932-6203 . ПМК 8084173 . ПМИД 33914818 .
Археологическая культура Сива (ок. 3350 и 2650 кал. лет назад) часто ассоциировалась с племенами, упоминаемыми в текстовых источниках как Цян и Жун: ценными пленниками, которых обычно приносили в жертву Шан и мародерствующие орды, свергнувшие династию Западная Чжоу. В ранних китайских писаниях еда играет ключевую роль в подчеркивании «китайско-варварской» дихотомии, которая, как полагают, укоренилась более 3000 лет назад, при этом Цян и Жун описывались как кочевые скотоводы, которые потребляли больше мяса, чем зерна, и мало знали о правильном питании. этикет. (...) община Сива в Чжанци. Анализ использования и износа показывает, что члены общины Чжаньци были искусными создателями керамического оборудования, котла для приготовления пищи маан, который позволял им готовить большое количество блюд с ограниченным количеством топлива. Эти результаты подтверждают недавние изотопные исследования в Чжаньци, а также подчеркивают центральную роль мяса в диете периода Сива.
- ^ Эти сайты также называются сайтом Мяопинъягоу ижи Мяопинъягоу.
- ^ «Участок Балинцяо Сива стал национальным ключевым объектом защиты культурных реликвий - China Gansu Net» Архивировано из оригинала 16 марта 2012 г. Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Ху, Цяньин Ху Цяньин, «Лунь Сива вэньхуа» О культуре Сива, Вэньу Цзикан Коллекция культурных реликвий 2 (1980), 123-4 из 118–24. Цитируется в Ли, Фэн (2006), «Пейзаж и власть в раннем Китае» , Издательство Кембриджского университета, стр. 187.
- ↑ « Gānsù Rìbào, Gansu Daily . китайском на ( Вход в руины Сива округа Линьтао, 2007 г. По состоянию на 17 декабря 2013 г. языке)
- ^ Перейти обратно: а б Линдафф, Кэтрин М.; Сунь, Ян; Цао, Вэй; Лю, Юаньцин (2018). Древний Китай и его евразийские соседи: артефакты, идентичность и смерть на границе, 3000–700 гг . до н.э. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 168. ИСБН 978-1-108-41861-4 .
- ^ «Бронзовое царство в гробницах Западного Чжоу в Байкаопо, Линтай» Институт археологии ( www.kaogu.net.cn Китайская академия общественных наук)
проводит исследование этнического образа северных кочевых народов . Алтайская языковая семья. Возможно, это образ племени Сяньюнь, которое когда-то представляло серьезную военную угрозу северной границе династии Чжоу. Их называли «народом-призраком» (Гуйфан), потому что они внешне отличались от китайцев. Проведено исследование этнического образа северных кочевых народов алтайской языковой семьи. Возможно, племя 烃狋, представлявшее когда-то серьезную военную угрозу северной границе династии Чжоу, называлось «Призрачным клыком», потому что его внешний вид отличался от китайского.
- ^ Перейти обратно: а б с Донг, Цзяцзя; Ван, Шан; Чен, Гуоке; Вэй, Вэньюй; Ду, Линьяо; Сюй, Юнсян; Ма, Минмин; Донг, Гуанхуэй (2022 г.). «Стабильные изотопные данные о рационе человека и животных от позднего неолита до династии Мин в среднем и нижнем течении долины реки Хулу, северо-запад Китая» . Границы экологии и эволюции . 10 . дои : 10.3389/fevo.2022.905371 . ISSN 2296-701X .
Археологическая культура в этой области стала более сложной после распада культуры Цицзя. Первоначально столкновение-интеграция произошла между коренной культурой Сива и культурами Центральных равнин, затем последовали евразийские степные культуры и культуры коренных народов, которые позже снова сблизились и обменялись друг с другом (Li et al., 1993; Wang, 2012).
- ^ Энн П. Андерхилл, изд., Спутник китайской археологии . Уайли Блэквелл «Соратники по антропологии». Джон Уайли и сыновья, 2013 г. ISBN 1118325788
- ^ Перейти обратно: а б Фэн, Ли (2006). Пейзаж и власть в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу, 1045–771 гг . до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 187. ИСБН 978-1-139-45688-3 .
- ^ Шелах, Гидеон (2008). «Обзор ландшафта и власти в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу 1045–771 гг. До н.э.» . Журнал азиатских исследований . 67 (1): 281–284. дои : 10.1017/S0021911808000259 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 20203333 . S2CID 162972022 .
Ли утверждает, что Сяньюнь нельзя отождествлять с археологическими остатками культуры Сива, поскольку все памятники, связанные с этой археологической культурой, малы и просты, тогда как деятельность Сяньюнь предполагает гораздо более сложное общество (с. 187). Хотя это наблюдение имеет смысл, оно, возможно, больше связано с проблематичным определением археологической «культуры», а не с обществом Сяньюнь. Перемещение сяньюнь дальше на север и отождествление их с расплывчато определенной традицией «Северной зоны» (стр. 188), конечно, не продвинет наше понимание общества сяньюнь.
- ^ Ан Жимин (1996), БРОНЗОВЫЙ ВЕК В ВОСТОЧНЫХ ЧАСТЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. (PDF) ЮНЕСКО.org
- ^ «Искусство Дальнего Востока Азии» . Архивировано из оригинала 30 июля 2012 г. Проверено 11 января 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Никола Ди Космо (1999), Северная граница в доимперском Китае // Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н. э. , под редакцией М. Лоу и Э. Л. Шонесси. ISBN 0-521-47030-7