Jump to content

Цинь Ши Хуан

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Цинь Шихуана )

Цинь Ши Хуан
Цинь Шихуан
Посмертное изображение Цинь Шихуанди, 19 век. [1] [а]
Император династии Цинь
Царствование 221 г. до н.э. - 12 июля 210 г. до н.э. [б]
Преемник Цинь Эр Ши
Король Цинь
Царствование 6 июля 247 г. до н.э. [с] – 221 г. до н.э.
Предшественник Король Чжуансян
Преемник Должность упразднена
Сам как император
Рожденный Ин Чжэн ( 嬴正 ) или
Чжао Чжэн
Февраль 259 г. до н. э. [д]
Ханьдань , штат Чжао
Умер 12 июля 210 г. до н.э. (49 лет)
Шацю, династия Цинь
Похороны
Проблема
Имена
Царственное имя
Ши Хуанди ( Первый император )
Дом Инь
Династия Цинь
Отец Король Чжуансян
Мать Вдовствующая королева Чжао

Цинь Шихуан ( китайский : 青世皇 , произношение ; 259 февраля [и] — 12 июля 210 до н. э.) — основатель династии Цинь и первый император Китая . [9] Вместо того, чтобы сохранять титул « короля » ( wáng ), который носили предыдущие правители Шан и Чжоу , он принял выдуманный титул «императора» ( huángdì 皇帝 ), который будет постоянно использоваться монархами Китая в течение следующих двух тысячелетий. .

Родившийся в Ханьдане, столице Чжао , как Ин Чжэн ( 嬴政 ) или Чжао Чжэн ( 趙政 ), его родителями были король Цинь Чжуансян и госпожа Чжао . Богатый купец Люй Бувэй помог ему стать преемником своего отца на посту короля Цинь , после чего он стал королем Цинь Чжэном . К 221 году до нашей эры он завоевал все другие воюющие государства , объединил весь Китай и взошел на трон как первый император Китая. Во время его правления его генералы значительно расширили размеры китайского государства: кампании к югу от Чу навсегда добавили юэские земли Хунань и Гуандун к Синосфере , а кампании во Внутренней Азии отвоевали Петлю Ордоса у кочевых хунну , хотя хунну позже сплотился под властью Моду Чаньюя .

Цинь Ши Хуан также работал со своим министром Ли Си над проведением крупных экономических и политических реформ, направленных на стандартизацию разнообразных практик ранних китайских государств . Традиционно считается, что он запретил и сжег множество книг и казнил ученых . Его проекты общественных работ включали объединение различных государственных стен в единую Великую Китайскую стену и огромную новую национальную систему дорог, а также мавзолей в натуральную величину размером с город, охраняемый Терракотовой армией . Он правил до своей смерти в 210 г. до н. э., во время своего пятого путешествия по восточному Китаю . [10]

Цинь Шихуанди часто изображали как тирана и строгого законника — характеристики, которые частично проистекают из резких оценок, сделанных во времена династии Хань , пришедшей на смену Цинь. С середины 20-го века ученые начали подвергать сомнению эту оценку, что вызвало серьезные дискуссии о фактической природе его политики и реформ. По словам китаеведа Майкла Лоу , «мало кто станет оспаривать мнение о том, что достижения его правления оказали первостепенное влияние на всю последующую историю Китая, ознаменовав начало эпохи, завершившейся в 1911 году ». [11]

Имена

Цинь Ши Хуан
«Цинь Ши Хуан» печатным шрифтом (вверху) и обычным шрифтом (внизу).
китайский Цинь Шихуан
Буквальный смысл «Первый император Цинь »
Ши Хуан Ди
китайский Первый Император
Буквальный смысл «Первый император»

В современных китайских источниках личное имя Цинь Шихуана часто называют Ин Чжэн, причем Инь ( ) используется в качестве фамилии, а Чжэн ( ) — в качестве имени. могло использоваться имя клана Чжао ( ), места, где он родился и вырос Однако в древнем Китае соглашение об именах было иным, и в качестве фамилии . В отличие от современных китайских имен , дворяне древнего Китая имели две отдельные фамилии: родовое имя ( ) включало более крупную группу, происходящую от выдающегося предка , который, как обычно говорят, жил во времена Трех Государей и Пяти Императоров китайской легенды . а название клана ( или недавний титул ветви ) включало меньшую группу, которая показывала текущее феодальное владение . Древняя практика заключалась в том, чтобы перечислять мужские имена отдельно: Сыма Цяня в «Основных летописях первого императора Цинь» он представлен как «имевший имя Чжэн и фамилию Чжао ». [12] [ф] - или объединить фамилию клана с личным именем: рассказ Сымы о Чу описывает шестнадцатый год правления короля Каоли как «время, когда Чжао Чжэн был возведен на трон как король Цинь». [14] Однако, поскольку современные китайские фамилии (несмотря на то, что они обычно происходят от названий кланов) используют тот же символ, что и старые имена предков , в современных китайских источниках гораздо чаще можно увидеть личное имя императора, написанное как Ин Чжэн. [г] используя родовое имя семьи Ин .

Правители Цинь называли себя королями со времен короля Хуэйвэня в 325 году до нашей эры. После своего вознесения Чжэн стал известен как король Цинь. [12] [13] или король Чжэн Цинь. [15] [16] Этот титул сделал его номинально равным правителям Шаня и Чжоу , последний из царей которых был свергнут королем Цинь Чжаосяном в 256 г. до н.э.

После капитуляции Ци в 221 г. до н. э. король Чжэн воссоединил все земли бывшего королевства Чжоу . Однако вместо того, чтобы сохранить свой статус короля, [17] он создал для себя новый титул Хуанди ( император ). Этот новый титул объединил в себе два титула — Владык ( хуан мифических 三皇 , Сан Хуан ) и ди легендарных Трех Пяти императоров ( 五帝 , У Ди ) китайской доисторической эпохи . [18] Этот титул был призван присвоить часть престижа Желтого Императора . [19] чей культ был популярен в поздний период Воюющих царств и который считался основателем китайского народа. Король Чжэн выбрал новое царственное имя Первого Императора ( Шу Хуанди , ранее транскрибируемое как Ши Хуанди) [20] при том понимании, что его преемники будут последовательно называться «Вторым императором», «Третьим императором» и так далее из поколения в поколение. (На самом деле, эта схема просуществовала лишь до тех пор, пока его непосредственный наследник, Второй Император .) [21] Новое название носило религиозный подтекст. По этой причине китаеведы , начиная с Питера Будберга [ нужна ссылка ] или Эдвард Шафер [22] — иногда переводят это слово как «теарх», а Первого Императора — как Первого Теарха. [23]

Первый Император намеревался, чтобы его царство оставалось нетронутым на протяжении веков, но после его свержения и замены Хань после его смерти стало обычным добавлять к своему титулу префикс Цинь. Таким образом:

Еще во времена Сыма Цяня получившееся четырехзначное письмо Цинь Ши Хуанди было принято сокращать до 秦始皇 , [28] по-разному переводится как Цинь Шихуан или Цинь Шихуан.

После его возведения на пост императора личное имя Чжэн и, возможно, его омофон [я] стало табу . [Дж] первого лица Первый Император также присвоил себе китайское местоимение ( OC * lrəm ' , [30] мод . zhèn ) для своего исключительного использования и в 212 г. до н.э. начал называть себя Бессмертным ( 真人 , OC * Tin-niŋ , [30] мод . Женрен , букв. «Настоящий мужчина»). [17] Другие должны были обращаться к нему «Ваше Величество» ( 陛下 , мод . Bìxià , букв. «Под дворцом »). [31] Шаги») лично и «Ваше Высочество» ( ) письменно. [17]

Рождение и отцовство

Согласно «Запискам великого историка» , написанным Сыма Цяном во времена династии Хань, первым императором был старший сын циньского принца Ижэня, который позже стал королем Цинь Чжуансян . Принц Ижэнь в то время проживал при дворе Чжао , выступая заложником, чтобы гарантировать перемирие между государствами Цинь и Чжао. [24] [32] [33] Принц Ижэнь влюбился с первого взгляда в наложницу , Люй Бувея богатого торговца из государства Вэй . Лю согласилась, чтобы она стала женой Ижэня, которая затем стала известна как Леди Чжао после состояния Чжао. Ему дали имя Чжао Чжэн, имя Чжэн ( ) произошло от месяца его рождения Чжэнъюэ , первого месяца китайского лунного календаря ; [33] Имя клана Чжао . произошло от линии его отца и не было связано ни с именем его матери, ни с местом его рождения [ нужна ссылка ] ( Сун Чжун говорит, что его день рождения, что примечательно, пришелся на первый день Чжэнъюэ. [34] ) Махинации Люй Бувэя позже помогли Ижэню стать королем Цинь Чжуансян. [35] в 250 г. до н.э.

Однако в «Записях великого историка» также утверждалось, что первый император был не настоящим сыном принца Ижэня, а сыном Люй Бувея . [36] Согласно этому рассказу, когда Люй Бувэй представил танцовщицу принцу, она была наложницей Люй Бувэя и уже забеременела от него, а ребенок родился после необычно длительного периода беременности. [36] Согласно переводам «Анналов Люй Бувэя» , Чжао Цзи родила будущего императора в городе Ханьдань в 259 г. до н.э., в первый месяц 48-го года правления Циньского царя Чжаосяна . [37]

Идея о том, что император был незаконнорожденным ребенком , широко распространенная на протяжении всей китайской истории, способствовала общему негативному мнению о Первом императоре. [24] Однако ряд современных ученых подвергли сомнению эту версию его рождения. Китаевед Дерк Бодде писал: «Есть веские основания полагать, что предложение, описывающее эту необычную беременность, представляет собой вставку, добавленную к Ши-чи неизвестным лицом с целью оклеветать Первого Императора и указать на его политическую, а также натальную незаконность». [38] » Люй Бувея Джон Ноблок и Джеффри Ригель в своем переводе « Весенних и осенних летописей называют эту историю «заведомо ложной, призванной как оклеветать Люя, так и оклеветать Первого Императора». [39] Утверждение Люй Бувэя — торговца — как биологического отца Первого Императора должно было быть особенно пренебрежительным, поскольку позднее конфуцианское общество считало купцов самым низким из всех социальных классов . [40]

Царствуйте как король Цинь

Регентство

Портрет Цинь Шихуанди, первого императора династии Цинь, из альбома портретов китайских императоров XVIII века.

В 246 г. до н.э., когда король Чжуансян умер после короткого трехлетнего правления, на престоле ему наследовал его 13-летний сын. [41] В то время Чжао Чжэн был еще молод, поэтому Люй Бувэй исполнял обязанности премьер-министра-регента государства Цинь, которое все еще вело войну против шести других государств . [24] Девять лет спустя, в 235 году до нашей эры, Чжао Чжэн принял полную власть после того, как Люй Бувэй был изгнан за участие в скандале с вдовствующей королевой Чжао . [42] [43]

Чжао Чэнцзяо , господин Чанъань ( 长安君 ), [44] был законным сводным братом Чжао Чжэна от того же отца, но от другой матери. После того, как Чжао Чжэн унаследовал трон, Чэнцзяо восстал в Тунлю и сдался государству Чжао. Оставшиеся вассалы и семьи Чэнцзяо были казнены Чжао Чжэном. [45]

Попытка государственного переворота Лао Ая

Когда король Чжэн подрос, Люй Бувэй стал бояться, что мальчик-король обнаружит его связь со своей матерью, госпожой Чжао . Он решил дистанцироваться и поискать замену вдовствующей королеве. Он нашел человека по имени Лао Ай . [46] Согласно «Записям великого историка» , Лао Ай был замаскирован под евнуха , выщипывая себе бороду. Позже Лао Ай и королева Чжао Цзи так хорошо поладили, что у них тайно родилось двое сыновей. [46] Лао Ай был удостоен титула маркиза Лао И и был осыпан богатством. Лао Ай планировал заменить короля Чжэна одним из своих сыновей, но во время званого обеда было слышно, как он хвастался тем, что был отчимом молодого короля. [46] В 238 г. до н. э., когда король путешествовал в бывшую столицу Юн ( королевы-матери ), Лао Ай захватил печать и мобилизовал армию для попытки государственного переворота . [46] Уведомив о восстании, король Чжэн приказал Люй Бувею позволить лорду Чанпину и лорду Чанвэню атаковать Лао Ай. Хотя королевская армия уничтожила сотни повстанцев в столице, Лао Ай успешно бежал с поля боя. [47]

За голову Лао Ая была назначена цена в 1 миллион медных монет, если его схватят живым, или в полмиллиона, если он мертвый. [46] Сторонники Лао Ая были схвачены и обезглавлены ; затем Лао Ай был связан и растерзан на пять частей конными экипажами , а вся его семья была казнена третьей степени. [46] Два спрятанных сына также были убиты, а мать Чжао Цзи была помещена под домашний арест до самой смерти много лет спустя. Люй Бувэй выпил чашу отравленного вина и покончил жизнь самоубийством в 235 году до нашей эры. [24] [46] Затем Ин Чжэн принял на себя полную власть как король государства Цинь. Сменив Люй Бувея, стал Ли Сы новым канцлером .

Первая попытка убийства

Цзин Кэ покушение на Цинь Ши Хуана; Цзин Кэ (слева) держит один из врачей Цинь Ши Хуана (слева, на заднем плане). Кинжал, использованный при покушении, застрял в колонне. Цинь Шихуан (справа) держит императорский нефритовый диск. Один из его солдат (крайний справа) бросается спасать своего императора. Натирание камнями; III век, Восточная Хань

Король Чжэн и его войска продолжили завоевание соседних государств. Государство Янь не могло сравниться с государствами Цинь: маленькое и слабое, оно уже часто подвергалось преследованиям со стороны солдат Цинь. [10] Наследный принц Дань Янь задумал покушение на короля Чжэна, наняв Цзин Кэ и Цинь Уяна в 227 г. до н.э. для этой миссии [35] [10]

Убийцы получили доступ к королю Чжэну, притворившись дипломатическим подарком доброй воли: картой Дукана и отрубленной головой Фань Уцзи . [10] Цинь Уян шагнул вперед первым, чтобы показать футляр с картой, но его одолел страх. Затем Цзин Кэ продвинулся вперед с обоими дарами, объяснив, что его партнер дрожал, потому что «[он] никогда не видел Сына Неба ». Когда кинжал откатился от карты, король вскочил на ноги и попытался вытащить меч — никому из его придворных не разрешалось носить оружие в его присутствии. Цзин Кэ нанес удар королю, но промахнулся, а король Чжэн порезал Цзин Кэ бедро. В отчаянии Цзин Кэ метнул кинжал, но снова промахнулся. Он сдался после короткой драки, в которой получил дополнительные ранения. Пять лет спустя государство Ян было полностью завоевано.

Второе покушение

Гао Цзяньли был близким другом Цзин Кэ и хотел отомстить за его смерть. [48] Как известного лютниста , его призвали играть для короля Чжэна. Кто-то во дворце узнал его и догадался о его планах. [49] Не желая убивать столь искусного музыканта, император приказал выколоть ему глаза, а затем приступил к выступлению. Король похвалил игру Гао Цзяньли и даже подпустил его поближе. Лютня была утяжелена куском свинца, и Гао Цзяньли замахнулся ею на короля, но промахнулся. Второе покушение провалилось; Вскоре после этого Гао Цзяньли был казнен.

Объединение Китая

Объединение Цинь семи воюющих государств .

В 230 году до нашей эры король Чжэн начал последние кампании периода Воюющих царств , намереваясь завоевать оставшиеся шесть крупнейших китайских государств и поставить Китай под единый контроль Цинь.

Государство Хань , самое слабое из Воюющих государств, пало первым в 230 г. до н.э. В 229 г. до н.э. армии Цинь вторглись в Чжао , который был сильно ослаблен стихийными бедствиями, и захватили столицу Ханьдань в 228 г. до н.э. Принц Цзя Чжао сумел бежать с остатками армии Чжао и основал недолговечное государство Дай , провозгласив себя королём.

., опасаясь вторжения Цинь, наследный принц Дань Янь В 227 г. до н. э приказал совершить неудавшееся покушение на короля Чжэна. Это послужило поводом для войны столицу Цзи (современный Пекин для Чжэна вторгнуться в Янь в 226 г. до н. э., захватив в том же году ). Остатки армии Янь вместе с королём Янь Си смогли отступить на Ляодунский полуостров .

После того как Цинь осадил и затопил их столицу Далянь , государство Вэй сдалось в 225 г. до н.э. Примерно в это же время в качестве меры предосторожности Цинь захватил десять городов у Чу , самого большого и могущественного из других Воюющих государств. В 224 г. до н.э. Цинь начал полномасштабное вторжение в Чу, захватив столицу Шоучунь в 223 г. до н.э. . э. армии Цинь уничтожили последние остатки Янь в Ляодуне и остове Чжаоского государства Дай В 222 г. до н . В 221 году до нашей эры армии Цинь вторглись в государство Ци и без особого сопротивления захватили короля Ци Цзяня , положив конец периоду Воюющих царств .

К 221 г. до н. э. все китайские земли были объединены под властью Цинь. Чтобы возвыситься над феодальными королями Чжоу , король Чжэн провозгласил себя Первым императором, или Ши Хуан-ди (始皇帝), создав титул хуанди , который будет использоваться в качестве титула китайского государя в течение следующих двух тысячелетий. Цинь Ши Хуан также приказал Хэшиби превратить в семейную печать королевства , которая будет служить физическим символом Небесного мандата и будет передаваться от императора к императору до ее утраты в 10 веке нашей эры.

В 215 году до нашей эры, пытаясь расширить территорию Цинь, Цинь Шихуан приказал провести военные кампании против кочевников-хунну на Севере. Армии Цинь под предводительством генерала Мэн Тяня успешно разгромили сюнну из региона Ордос , заложив древние основы для строительства Великой Китайской стены . На Юге Цинь Шихуан также приказал провести несколько военных кампаний против племен Юэ , которые присоединили к себе различные регионы современной провинции Гуандун и Вьетнама . [50]

Царствуйте как император Цинь

Административные реформы

Карта династии Цинь и ее административного деления

Пытаясь избежать повторения политического хаоса периода Воюющих царств , Цинь Ши Хуан и его премьер-министр Ли Си работали над полной отменой феодальной системы свободных союзов и федераций. [51] [50] Они организовали империю в административные единицы и подразделения: сначала 36 (позже 40) командорств (郡, Jùn ), затем уезды (縣, Xiàn ), поселки (鄉, Xiāng ) и единицы из ста семей (里, Li , примерно соответствующие современные районы и общины ). [52] Люди, назначенные в эти отряды, больше не будут идентифицироваться по их родному региону или бывшему феодальному государству, например, «человек Чу» (楚人, Chu rén ). [52] [к] Назначения должны были основываться на заслугах, а не на наследственных правах. [52]

Экономические реформы

Цинь Шихуан и Ли Си объединили Китай экономически, стандартизировав китайские меры и весы . Оси вагонов были предписаны стандартной длины для облегчения автомобильных перевозок. [51] Император также развил разветвленную сеть дорог и каналов для торговли и сообщения. [51] Валюты ) разных государств были стандартизированы по монете Баньлян (半兩, Баньлин . [52] Возможно, самое главное то, что китайская письменность была единой. При Ли Си письмо печати государства Цинь стало официальным стандартом, а само письмо Цинь было упрощено за счет удаления вариантов форм. Это покончило со всеми региональными письменностями и сформировало универсальный письменный язык для всего Китая, несмотря на разнообразие разговорных диалектов. [52]

Монументальная скульптура

По китайским данным, [53] после объединения страны в 221 г. до н.э. Цинь Шухуан конфисковал все бронзовое оружие завоеванных стран и отлил его в двенадцать монументальных статуй, Двенадцать металлических колоссов , которые он использовал для украшения своего дворца. [54] Говорят, что каждая статуя имела высоту 5 чжан [11,5 метров] и вес около 1000 данов [около 70 тонн]. [55] Сыма Цянь считал это одним из величайших достижений Императора наравне с «унификацией закона, весов и размеров, стандартизацией ширины оси карет и стандартизацией системы письма». [53] [56] В течение 600 лет статуи подвергались комментариям и перемещались из дворца в дворец, пока они не были окончательно разрушены в 4 веке нашей эры, но никаких иллюстраций не осталось. [57] [58]

Философия

Хотя предыдущая эпоха Воюющих царств была эпохой постоянных войн, она также считалась золотым веком свободной мысли. [59] Цинь Шихуан устранил Сотню школ мысли , в которую входили конфуцианство и другие философии. [59] [60] Поскольку все другие философии были запрещены, законничество стало обязательной идеологией династии Цинь. [52]

Начиная с 213 г. до н. э., по наущению Ли Си и во избежание сравнения ученых его правления с прошлым, Цинь Ши Хуан приказал сжечь большинство существующих книг , за исключением книг по астрологии, сельскому хозяйству, медицине, гаданию и История государства Цинь . [61] Это также послужит дальнейшему реформированию системы письменности за счет удаления примеров устаревших письменностей. [62] обладание « Книгой песен» или « Книгой истории» Особенно сурово наказывалось . Согласно более поздним запискам великого историка , в следующем году Цинь Шихуан приказал заживо похоронить около 460 ученых за хранение запрещенных книг. [24] [61] Старший сын императора Фусу раскритиковал его за этот поступок. [63] В собственной библиотеке императора сохранились копии запрещенных книг, но большинство из них было уничтожено, когда Сян Юй сжег дворцы Сяньяна в 206 г. до н.э. [64]

Недавние исследования показывают, что «заживо хоронящие конфуцианских ученых» — это легенда о конфуцианских мучениках. Более вероятно, что император приказал казнить (坑 kēng ) группу алхимиков, обманувших его. Во времена последующей династии Хань учёные-конфуцианцы, верно служившие Цинь, использовали этот инцидент, чтобы дистанцироваться от несостоявшегося режима. Кун Аньго (孔安國 ок. 165 – ок. 74 до н.э. ), потомок Конфуция, описал алхимиков (方士 fangshì ) как конфуцианцев (儒 ru ) и переплел легенду о мучениках со своей историей об обнаружении утерянных конфуцианских книг за разрушенным храмом. стена в доме его предков. [65]

Цинь Шихуан также следовал теории пяти элементов : огня , воды , земли , дерева и металла . ( 五德終始說 ) Считалось, что королевский дом предыдущей династии Чжоу правил силой огня, связанного с красным цветом. Новой династией Цинь должен управлять следующий элемент в списке — вода, элемент рождения Чжао Чжэна. Вода была представлена ​​черным цветом, и черный стал предпочтительным цветом для одежды, флагов и вымпелов Цинь. [24] Другие ассоциации включают север как кардинальное направление , зимнее время года и число шесть. [66] Бирки и официальные шляпы имели длину 15 сантиметров (5,9 дюйма), ширину карет два метра (6,6 фута), один шаг ( ; ) составлял 1,4 метра (4,6 фута). [24]

Третье покушение

Скульптура Цинь Шихуанди во время его имперского турне.

В 230 г. до н.э. государство Цинь разгромило государство Хань . В 218 году до нашей эры бывший ханьский аристократ по имени Чжан Лян поклялся отомстить Цинь Шихуанди. Он продал свои ценности и нанял силача - убийцу, который построил конус из тяжелого металла весом 120 цзинь (примерно 160 фунтов или 97 кг). [46] Двое мужчин спрятались среди кустов вдоль маршрута императора через гору во время третьего имперского турне Цинь Ши Хуанди . [67] По сигналу мускулистый убийца швырнул конус в первый экипаж и разбил его. Однако император ехал в двух одинаковых каретах, чтобы сбить с толку нападавших, и фактически находился во второй карете. Таким образом, попытка провалилась, [68] хотя оба мужчины смогли избежать последующей охоты. [46]

Общественные работы

Бронзовые драконы-близнецы династии Цинь, найденные возле мавзолея Первого императора Цинь .

Великая стена

За предыдущие четыре столетия были построены многочисленные государственные стены, многие из которых закрывали бреши между речной обороной и непроходимыми скалами. [69] [70] Чтобы установить централизованное управление и предотвратить возрождение феодалов, император приказал разрушить стены между бывшими государствами, которые теперь были внутренними стенами, разделяющими империю.

Однако, чтобы защититься от северных племен хунну кочевых , которые отбивали неоднократные кампании против них, он приказал построить новые стены, чтобы соединить укрепления вдоль северной границы империи. Сотни тысяч рабочих были мобилизованы, и неизвестное число погибших, чтобы построить этого предшественника нынешней Великой Китайской стены . [71] [72] [73] Транспортировка строительных материалов была затруднена, поэтому строители всегда старались использовать местные материалы: скалы по горным хребтам, утрамбованную землю по равнинам. «Строить и двигаться дальше» было руководящим принципом, подразумевающим, что Стена не является постоянной границей. [74] Не сохранилось никаких записей с указанием длины и направления стен Цинь, которые за столетия в значительной степени разрушились.

Канал Линцюй

В 214 г. до н. э. император начал проект строительства крупного канала, обеспечивающего водный транспорт между северным и южным Китаем, первоначально для военных поставок. [75] Канал длиной 34 километра соединяет две основные водные артерии Китая: реку Сян , впадающую в Янцзы , и Ли Цзян, впадающую в Жемчужную реку . [75] Канал способствовал расширению Цинь на юго-запад. [75] Он считается одним из трех величайших достижений древней китайской инженерной мысли, наряду с Великой стеной и ирригационной системой Сычуань Дуцзянъянь . [75]

Эликсир жизни

Дворец Эпан (阿房宫) Цинь Шихуанди в Сиане , разрушенный в 206 г. до н.э.

Состарившись, Цинь Шихуан отчаянно искал легендарный эликсир жизни , который якобы даровал бессмертие. В своих одержимых поисках он стал жертвой множества поддельных эликсиров. [76] посетил остров Чжифу . В ходе своих поисков он трижды [77]

В одном случае он отправил Сюй Фу , жителя острова Чжифу, с кораблями, на борту которых находились сотни молодых мужчин и женщин, на поиски мистической горы Пэнлай . [68] Они искали Аньци Шэна , тысячелетнего волшебника, который якобы пригласил Цинь Шихуана во время случайной встречи во время его путешествий. [78] Экспедиция так и не вернулась, возможно, из-за опасений последствий неудачи. Легенды утверждают, что они достигли Японии и колонизировали ее. [76]

Также возможно, что сожжение книг Императора, исключающее алхимические работы, можно было рассматривать как попытку сосредоточить умы лучших ученых на поисках Императора. [79] Некоторые из похороненных заживо были алхимиками, и это могло быть средством проверки их способностей противостоять смерти. [80]

Император построил систему туннелей и переходов к каждому из своих более чем 200 дворцов. [ нужна ссылка ] потому что путешествие невидимым предположительно защитило бы его от злых духов.

Последние годы

Смерть

Императорские туры по Цинь Шихуанди

, упал большой метеор Говорят, что в 211 г. до н.э. в Дунцжуне , в нижнем течении Желтой реки , и кто-то написал крамольные слова: «Первый император умрет, и его земля будет разделена» ( 始皇死而地分 ). [81] Император послал императорского секретаря расследовать это пророчество . Никто не сознался в содеянном, поэтому всех живущих поблизости казнили, а камень превратили в пыль. [33]

Во время своего пятого путешествия по Восточному Китаю император серьёзно заболел в Пинъюаньцзине ( , Шаньдун ) и умер в июле или августе г. Пинъюань уезд 210 столица Сяньян , [82] [83] в возрасте 49 лет. [84]

Причина смерти Цинь Шихуана остается неизвестной, хотя он был утомлен многолетним правлением. [85] Одна из гипотез гласит, что он был отравлен эликсиром, содержащим ртуть , который ему дали придворные алхимики и врачи в поисках бессмертия. [86] [84]

Преемственность

Став свидетелем смерти Императора, имперский канцлер Ли Си опасался, что эта новость может спровоцировать всеобщее восстание во время двухмесячного путешествия имперского окружения по возвращению в столицу Сяньян. [10] Ли Си решил скрыть смерть императора: единственными членами окружения, которым было сообщено, были младший сын Ин Хухай , евнух Чжао Гао и пять или шесть любимых евнухов. [10] Ли Си приказал везти тележки с тухлой рыбой перед и позади повозки Императора, чтобы скрыть неприятный запах его тела, разлагающегося в летней жаре. [10] Притворяясь, что он жив, за тенью повозки, они ежедневно меняли ему одежду, приносили еду и делали вид, что передают ему и от него послания. [10]

После того, как они достигли Сяньяна, было объявлено о смерти Императора. [10] Цинь Ши Хуан не любил говорить о своей смерти и никогда не писал завещания . [87] Хотя его старший сын Фусу был первым в очереди на то, чтобы стать его преемником на посту императора, Ли Си и главный евнух Чжао Гао сговорились убить Фусу, который был в союзе с их врагом, генералом Мэн Тянем . [87] Брат Мэн Тяня, старший министр, однажды наказал Чжао Гао. [88] Ли Си и Чжао Гао подделали письмо Цинь Шихуана, приказывающее Фусу и генералу Мэн покончить жизнь самоубийством. [87] План сработал, и младший сын Ху Хай начал свое недолгое правление в качестве Второго Императора, позже известного как Цинь Эр Ши или «Цин второго поколения». [10]

Семья

К ближайшим родственникам Цинь Ши Хуана относятся:

У Цинь Шихуана было около 50 детей (около 30 сыновей и 15 дочерей), но имена большинства из них неизвестны. У него было множество наложниц , но, похоже, так и не назвал имя императрицы. [92]

Династия Цинь
См.: генеалогическое древо
Короли Цинь
Чжэн Чжэн 259–210 до н.э.
Царь Цинь 247–221 до н.э.

Цинь Шихуан Цинь Шихуан
221–210 до н.э.
1 18 или 25 (оспаривается)
FusuФусу
д. 210 г. до н.э.
Хухай Ху Хай229–207 до н.э.
Цинь Эр Ши Цинь II
210–207 до н.э.
Цзыин子英ум. 206 г. до н. э.
Цинь Сан Ши Цинь Сан Ши
207 г. до н.э.


Наследие

Мавзолей и Терракотовая армия

План мавзолея Цинь Шихуанди. Центральную гробницу еще предстоит раскопать. Обратите внимание, что раскопанный участок Терракотовой армии находится по внешнему периметру главного комплекса. [93]
Реалистичные терракотовые статуи солдат Терракотовой армии , обнаруженные недалеко от современного Сианя , которые предназначались для охраны мавзолея Первого императора Цинь.

Китайский историк Сыма Цянь , писавший спустя столетие после смерти Первого императора, писал, что для строительства мавзолея императора потребовалось 700 000 человек . Британский историк Джон Мэн отмечает, что эта цифра превышает население любого города мира в то время, и подсчитал, что фундамент могли построить 16 000 человек за два года. [94] Сыма Цянь никогда не упоминал терракотовую армию , но упомянул, что император Цинь построил монументальные бронзовые статуи для своего дворца. [95] Терракотовые статуи были обнаружены группой фермеров, роющих колодцы, 29 марта 1974 года. [96] Солдаты были созданы с помощью серии глиняных форм, а затем дополнительно индивидуализированы рукой художников. Хан Пурпур также использовался на некоторых воинах. [97] Существует около 6000 Терракотовых Воинов, и их целью было защитить Императора в загробной жизни от злых духов. [98] Также среди армии имеются колесницы и 40 000 настоящего бронзового оружия. [99]

Одним из первых проектов, которые молодой король осуществил при жизни, было строительство собственной гробницы. В 215 г. до н. э. Цинь Ши Хуан приказал генералу Мэн Тяню начать его строительство с помощью 300 000 человек. [24] Другие источники предполагают, что он приказал 720 000 неоплачиваемых рабочих построить свою гробницу в соответствии с его требованиями. [41] Опять же, учитывая наблюдения Джона Мэна относительно численности населения того времени (см. абзац выше), эти исторические оценки являются спорными. Главная гробница (расположена по адресу

 WikiMiniAtlas
34 ° 22'53 "N 109 ° 15'13" E  /  34,38139 ° N 109,25361 ° E  / 34,38139; 109.25361 ), в котором находится император, до сих пор не открыт, и данные свидетельствуют о том, что он остался относительно нетронутым. [100] Сыма Цяня Описание гробницы включает в себя копии дворцов и живописных башен, «редкую утварь и чудесные предметы», 100 рек, образованных ртутью , изображения « небесных тел » и арбалеты , приспособленные для стрельбы в любого, кто попытается проникнуть внутрь. [101] Гробница была построена у подножия горы Ли , в 30 километрах от Сианя . Современные археологи обнаружили гробницу и ввели в нее зонды. Зонды выявили аномально высокие количества ртути, примерно в 100 раз превышающие естественный уровень, что позволяет предположить, что некоторые части легенды заслуживают доверия. [86] Секреты сохранялись, поскольку большинство рабочих, строивших гробницу, были убиты. [86] [102]

Репутация и оценка

Посмертное изображение Цинь Шихуанди, написанное во времена поздней династии Цин.

Традиционная китайская историография почти всегда изображала Императора как жестокого тирана, испытывающего навязчивый страх перед убийством. Идеологическая антипатия к легалистскому государству Цинь возникла еще в 266 г. до н.э., когда конфуцианский философ Сюньцзы осудил его. [ нужна ссылка ] Позже конфуцианские историки осудили императора, утверждая, что он сжег классиков и заживо закопал конфуцианских ученых . [103] В конце концов они составили список десяти преступлений Цинь, чтобы подчеркнуть его тиранические действия. [104]

Знаменитый ханьский поэт и государственный деятель Цзя И завершил свое эссе «Ошибки Цинь» (過秦論, Guò Qín Lùn ) тем, что впоследствии стало стандартным конфуцианским суждением о причинах краха Цинь. Эссе Цзя И, признанное шедевром риторики и рассуждения, было скопировано в две великие истории Хань и оказало далеко идущее влияние на китайскую политическую мысль как классическая иллюстрация конфуцианской теории. [105] Он объяснил распад Цинь его внутренними неудачами. [106] Цзя И написал следующее:

Цинь, из крошечной базы, стал великой державой, управляя землей и получая почести со всех сторон в течение ста с лишним лет. Однако после того, как они объединили земли и закрепились в перевале, один простой деревенский житель, тем не менее, мог бросить вызов этой империи... Почему? Потому что правителю не хватало человечности и правоты; потому что сохранение власти фундаментально отличается от захвата власти. [107]

В более современное время начали появляться оценки Императора, отличающиеся от оценок традиционной китайской историографии. Переоценка была вызвана слабостью Китая во второй половине 19 - начале 20 века . В то время некоторые начали рассматривать конфуцианские традиции как препятствие для вхождения Китая в современный мир, открывающее путь к изменению взглядов.

В то время, когда иностранные государства вторглись на территорию Китая, ведущий Гоминьдана историк Сяо Ишань подчеркнул роль Цинь Шихуанди в отражении северных варваров, особенно в строительстве Великой стены.

Другой историк, Ма Фейбай ( 馬非百 ), опубликовал в 1941 году полную ревизионистскую биографию Первого императора под названием Цинь Шу Хуанди Чжуань ( 秦始皇帝傳 ), назвав его «одним из величайших героев китайской истории». Ма сравнил его с современным лидером Чан Кайши и увидел много параллелей в карьере и политике этих двух мужчин, которыми он восхищался. Чанга Северную экспедицию в конце 1920-х годов, которая непосредственно предшествовала созданию нового националистического правительства в Нанкине, сравнивали с объединением, осуществленным Цинь Шихуанди.

С приходом Коммунистической революции и установлением нового, революционного режима в 1949 году появилась еще одна переоценка Первого Императора как марксистская критика. Эта новая интерпретация Цинь Шихуана в целом представляла собой комбинацию традиционных и современных взглядов, но по сути была критической. Примером этого является « Полная история Китая» , составленная в сентябре 1955 года как официальный обзор китайской истории. В работе описывались основные шаги Первого императора по унификации и стандартизации как соответствующие интересам правящей группы и купеческого класса , а не нации или народа, а последующее падение его династии - как проявление классовой борьбы . Многолетние дебаты о падении династии Цинь также объяснялись в марксистских терминах: крестьянские восстания представляли собой восстание против угнетения - восстание, которое подорвало династию, но которое было обречено на провал из-за компромисса с « элементами класса помещиков ».

Статуя императора Цинь Шихуанди в Ханьдане

радикально иной официальный взгляд на Цинь Шихуанди, соответствующий маоистской Однако с 1972 года по всему Китаю получил распространение мысли. Биография Хун Шиди Цинь Шихуан инициировала переоценку. Произведение было опубликовано государственной прессой как массово-популярное историческое произведение, и за два года было продано 1,85 миллиона экземпляров. В новую эпоху Цинь Шихуан воспринимался как дальновидный правитель, который уничтожил силы разделения и основал первое единое централизованное государство в истории Китая, отвергнув прошлое. Личные качества, такие как его стремление к бессмертию, столь подчеркиваемое в традиционной историографии, почти не упоминались. В новых оценках одобрительно описывалось, как в свое время (эпоха великих политических и социальных перемен) он без угрызений совести относился к использованию насильственных методов для подавления контрреволюционеров , таких как «промышленный и торговый рабовладелец» канцлер Люй Бувэй. Однако его критиковали за то, что он не был так скрупулезен, как следовало бы, и в результате после смерти скрывал диверсантов под руководством главного евнуха. Чжао Гао смог захватить власть и использовать ее для восстановления старых феодальных порядков.

Чтобы завершить эту переоценку, Ло Сайдинг предложил новую интерпретацию стремительного краха династии Цинь в статье, озаглавленной «О классовой борьбе в период между Цинь и Хань» в номере журнала Red Flag за 1974 год , заменив старое объяснение. Новая теория утверждала, что причина падения Цинь заключалась в недостаточной основательности проводимой Цинь Шихуаном « диктатуры над реакционерами, вплоть до того, что позволяла им проникать в органы политической власти и узурпировать важные посты».

Мао Цзэдуном сравнивали с преследованием Первого императора. Преследование интеллектуалов [108] Узнав, что его сравнивают как таковое, Мао, как сообщается, похвастался:

Он похоронил заживо 460 ученых; мы похоронили заживо сорок шесть тысяч ученых... Вы [интеллектуалы] поносите нас за то, что мы Цинь Шихуанди. Вы неправы. Мы превзошли Цинь Шихуанди во сто крат. Когда вы ругаете нас за подражание его деспотизму, мы с радостью соглашаемся! Ваша ошибка была в том, что вы не сказали этого достаточно. [109]

Примечания

  1. Это посмертное изображение XIX века взято из корейской книги, которая сейчас хранится в Британской библиотеке . [1] Он основан на портрете Цинь Шихуана из Саньцай Тухуэй . [2]
  2. ^ В томе 90 «Трактата об астрологии эпохи Кайюань» (8 век) указано, что он умер в день ичжоу 6-го месяца 38-го года его правления (начиная с момента его пребывания на посту короля Цинь), что соответствует 11 июля. 210 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю (始皇以六月乙丑死于沙丘...). В шестом томе « Записок великого историка» (I век до н.э.) указано, что он умер в день бинъин 7-го месяца своего 38-го года. Хотя в этом месяце нет дня бинъин , в предыдущем месяце есть день бинъин , что соответствует 12 июля 210 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю (七月丙寅,始皇崩于沙丘平台。). Старые методы расчета дайте 18 июля. [3] В нескольких современных источниках указывается 10 сентября. [4] [5] день Бингинь 8-го месяца по пролептическому юлианскому календарю . Современные авторы обычно не используют конкретные даты. [6] [7]
  3. томе 05 В «Записок великого историка» указано, что король Чжуансян умер в день бинву 5-го месяца 4-го года его правления. По календарю Чжуаньсюй эта дата соответствует 6 июля 247 года до н.э. по пролептическому юлианскому календарю . ([四年]...。五月丙午,庄襄王卒...)
  4. томе 06 В «Записок великого историка» указано, что Ин Чжэн родился в чжэнъюэ 48-го года правления короля Чжао (Сян) Цинь. Согласно календарю Чжуаньсюй , этот месяц соответствует периоду с 27 января по 24 февраля 259 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю. (以秦昭王四十八年正月生于邯郸。)
  5. томе 06 В «Записок великого историка» указано, что Ин Чжэн родился в чжэнъюэ 48-го года правления короля Чжао (Сян) Цинь. Согласно календарю Чжуаньсюй , этот месяц соответствует периоду с 27 января по 24 февраля 259 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю. (以秦昭王四十八年正月生于邯郸。)
  6. ^ На упрощенном китайском языке Цзишэн по имени Чжэн по фамилии Чжао . [13] Различие между двумя типами фамилий было в значительной степени утрачено задолго до времен Сыма Цяня, как видно из его грамматической конструкции, в которой использовался в качестве глагола - «быть по фамилии» - с дополнением , другим видом фамилии.
  7. См., например, толкование имени Чжао Чжэн Нинхаузером (п. 579). [14]
  8. ^ Хотя конкретное название было новым, также обратите внимание на использование 皇天上帝 («Августовское небо Шанди »), объединения Чжоу и Шан богов , которое герцог Чжоу использовал в своих обращениях к покоренным народам Шан. [25]
  9. ^ То, что оба были запрещены, было общим пониманием историков, но Бек цитирует многочисленные источники той эпохи, используя последний персонаж в поддержку аргумента о том, что это не было запрещено до правления Второго Императора . [29]
  10. его отца Имя 子楚 также стало табу, в результате чего упоминания о Чу были заменены его первоначальным именем «Цзин» ( ). [29]
  11. В источнике также упоминается, что цянь-шоу было новым названием народа Цинь. Возможно, это латинизация Уэйдом-Джайлсом (秦受, Qín shòu ) «подданных империи Цинь».

Ссылки

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клементс 2006 , Между стр. 76–77.
  2. ^ Портал 2007 , с. 29.
  3. ^ Мул, Артур К. (1957). Правители Китая, 221 г. до н. э. — 1949 г. н. э . Лондон: Рутледж . п. 3. ОКЛК   223359908 .
  4. ^ Фаркуар, Майкл (2006). Плохие дни в истории: радостно-мрачная хроника несчастий, хаоса и страданий на каждый день года . 寂天文化. п. 16. ISBN  9789861840239 .
  5. ^ Фаркуар, Майкл (21 апреля 2015 г.). Плохие дни в истории: радостно-мрачная хроника несчастий, хаоса и страданий на каждый день года . Национальные географические книги. п. 324. ИСБН  978-1-4262-1280-2 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоу 2000 , с. 823.
  7. ^ Барбьери-Лоу и Йейтс 2015 , с. XIX .
  8. ^ Палудан 1998 , стр. 16.
  9. ^ Мюллер 2021 , «Введение».
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сыма Цянь 2007 , стр. 15–20, 82, 99.
  11. ^ Loewe 2000 , с. 654.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сыма Цянь 1994 , с. 127.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цянь Сыма §6: Основные летописи первого . , Записи великого историка « императора Цинь». Размещено на сайте Guoxue.com , 2003 г. По состоянию на 25 декабря 2013 г. (на китайском языке).
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сыма Цянь 1994 , с. 439.
  15. ^ Сыма Цянь 1994 , с. 123.
  16. ^ Сыма Цянь Записи великого , историка « §5 : Основные летописи Цинь». Размещено на Guoxue.com , 2003. По состоянию на 25 декабря 2013 г. (на китайском языке).
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уилкинсон, Эндимион. История Китая: Руководство , стр. 108 и далее. Архивировано 25 декабря 2019 года в Wayback Machine . Издательство Гарвардского университета ( Кембридж ), 2000. ISBN   0-674-00247-4 . По состоянию на 26 декабря 2013 г.
  18. ^ Ло Чжэвэнь и др. Великая стена , с. 23. МакГроу-Хилл, 1981. ISBN   0-07-070745-6 .
  19. ^ Фаулер, Джинин Д. Введение в философию и религию даосизма: пути к бессмертию , с. 132. Сассекс Академик Пресс, 2005. ISBN   1-84519-086-6 .
  20. ^ Цянь [ Сыма [Китайский Wikisource ] ] Записи великого историка , 13 июня Архивировано 2022 года в Wayback Machine [«§5: Основные летописи Цинь»]. Размещено в Wikisource , 2012. По состоянию на 27 декабря 2013 г. (на китайском языке).
  21. ^ Харди, Грант и др. Создание империи Хань и императорского Китая , с. 10. Издательская группа Гринвуд, 2005. ISBN   0-313-32588-X .
  22. ^ Майор, Джон. Небо и Земля в ранней ханьской мысли: главы третья, четвертая и пятая « Хуайнаньцзы», с. 18. Архивировано 21 декабря 2019 года в Wayback Machine . SUNY Press (Нью-Йорк), 1993. По состоянию на 26 декабря 2013 г.
  23. ^ Керн, Мартин. «Надписи на стеле Цинь Ши-хуана: текст и ритуал в ранних китайских имперских представлениях». Американское восточное общество, 2000.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вуд, Фрэнсис. (2008). Первый император Китая и его терракотовые воины , стр. 2–33. Издательство Макмиллан, 2008. ISBN   0-312-38112-3 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крил, Херли Г. Истоки государственного управления в Китае , стр. 495 и далее. Издательство Чикагского университета (Чикаго), 1970. Соч. цит. Чанг, Рут. « Понимание Ди и Тянь: Божество и Небеса от Шан до династий Тан. Архивировано 28 июня 2017 года в Wayback Machine », стр. 13–14. Китайско-платонические документы , № 108. Сентябрь 2000 г. По состоянию на 27 декабря 2013 г.
  26. ^ Льюис, Марк . Ранние китайские империи: Цинь и Хань , с. 52. Архивировано 5 мая 2016 года в Wayback Machine . Белкнап Пресс ( Кембридж ), 2009. ISBN   978-0-674-02477-9 . По состоянию на 27 декабря 2013 г.
  27. ^ Чанг, «Понимание Ди и Тянь», 4–9.
  28. ^ Цянь [ Сыма , ] Записи великого историка Архивировано Wayback 15 июня 2022 года в Machine [«§6: Основные летописи первого императора Цинь»]. Размещено в Wikisource [китайский Wikisource], 2012. По состоянию на 27 декабря 2013 г. (на китайском языке)
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бек, Би Джей Мансвелт. « Табуированный персонаж Первого императора и трехдневное правление короля Сяовэня: два спорных вопроса, поднятых в хрониках Цинь, обнаруженных в Шуйхуди в 1975 году. Архивировано 2 июня 2016 года в Wayback Machine ». Тунг Пао, 2-я серия, Том. 73, № 1/3 (1987), с. 69.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бакстер, Уильям и др. Старая китайская реконструкция Бакстера-Сагарта. Архивировано 25 апреля 2012 года в Wayback Machine . 2011. По состоянию на 26 декабря 2013 г.
  31. ^ 《漢典》 . « Архивировано 27 декабря 2013 года в Wayback Machine ». 2013. По состоянию на 27 декабря 2013 г. (на китайском языке).
  32. ^ Hk.chicultural.net. « HKКитайская культура. Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine ». 破趙逼燕. Проверено 18 января 2009 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сыма Цянь 1993 , стр. 35 и 59.
  34. ^ Исторические записи: Заметки о трех мастерах (на китайском языке). Шуо Сюэхань, 20 августа 2015 г., стр. 149. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 г. Проверено 7 февраля 2021 г.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рен Чанхун и др. Взлет и падение династии Цинь . Asiapac Books PTE Ltd., 2000. ISBN   981-229-172-5 .
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хуанг, Рэй. Китай: Издание истории макросов : 2, исправленное. (1987). Издательство ME Sharpe. ISBN   1-56324-730-5 , 978-1-56324-730-9 . п. 32.
  37. ^ Лю, Бувэй. Перевод Ноблока, Джона. Ригель, Джеффри. Анналы Люй Бувэя : Люй Ши Чунь Цю: полный перевод и исследование . (2000). Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-3354-6 , 978-0-8047-3354-0 .
  38. ^ Бодде 1986 , стр. 42–43, 95.
  39. ^ Анналы Люй Бувея . Ноблок, Джон и Ригель, Джеффри Транс. Издательство Стэнфордского университета. 2001. ISBN  978-0-8047-3354-0 . {{cite book}}: CS1 maint: прочее ( ссылка ) с. 9
  40. ^ Бодде 1986 , стр. 43.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Донн, Лин. Донн, Дон. Древний Китай . (2003). Служба школы социальных исследований. Социальные исследования. ISBN   1-56004-163-3 , 978-1-56004-163-4 . п. 49.
  42. ^ «Император Цинь Шихуан, первый император Китая Ши Хуанди династии Цинь» . www.travelchinaguide.com . Архивировано из оригинала 29 января 2017 года . Проверено 2 февраля 2017 г.
  43. ^ Панселла, Пегги (1 августа 2003 г.). Цинь Ши Хуанди: первый император Китая . Библиотека Хайнемана-Рейнтри. ISBN  978-1-4034-3704-4 . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 21 октября 2020 г.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Исторические записи Сыма Цяня · Том 043 · Семья Чжао»: На шестом году правления короля Чжао Даосяна ему был пожалован титул лорда Чанъаня с титулом Рао.
  45. ^ Записи Великого ордена историков - Цинь Шихуан: На ​​восьмом году жизни младший брат короля Чанъань Цзюнь, генерал Чэн Юй, напал на Чжао и восстал. Он остался в лагере, убил всех военных чиновников и переместил своих. людей в Линтао. Генерал погиб на стене, а его солдаты Тунлю и Пучао восстали и убили его тело. Если в реке водится большая рыба, легкая машина и тяжелая лошадь будут съедены. «Исторические записи Цинь Шихуана».
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мах, Аделина Йен. (2003). Тысяча золотых: взросление с помощью китайских пословиц . Опубликовано ХарперКоллинз. ISBN   0-06-000641-2 , 978-0-06-000641-9 . стр. 32–34.
  47. ^ Записи великого историка, Том 6: Анналы Цинь Ши Хуана [1] Архивировано 14 апреля 2013 года в архиве . Сегодня 9-й год правления Цинь Ши Хуана приказал премьер-министрам Чанпин Цзюнь и Чанвэнь Цзюнь атаковать. Ай. Во время битвы в Сяньяне сотни людей были обезглавлены, и всем им был присвоен дворянский титул. Всем евнухам, участвовавшим в битве, также был присвоен первый уровень дворянства. Ай дождался поражения и бежал.
  48. ^ Элизабет, Джин. Уорд, лауреат. (2008). Песни и баллады Ли Хэ Чанга . ISBN   1-4357-1867-4 , 978-1-4357-1867-8 . п. 51
  49. ^ Ву, Хунг. Храм У Лян: идеология раннего китайского изобразительного искусства . Издательство Стэнфордского университета, 1989. ISBN   0-8047-1529-7 , 978-0-8047-1529-4 . п. 326.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хау, Стивен Г. (2007). Пекин – краткая история . Рутледж. ISBN   978-0-415-39906-7 . стр. 22–23.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вик, Грегори. Паннелл, Клифтон В. (2007). География Китая: глобализация и динамика политических, экономических и социальных изменений . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN   0-7425-5402-3 , 978-0-7425-5402-3 . стр. 57–58.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чанг, Чун-шу (2007), Расцвет Китайской империи , том. 1: Нация, государство и империализм в раннем Чинаке ок. 1600 г. до н.э. – 8 г. н.э., Издательство Мичиганского университета, стр. 43–44, ISBN.  978-0-472-11533-4
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шиджи историка Сыма Цяня (ок. 145–86 до н.э.), после Лю Аня в Хуайнаньцзы около 139 г. до н.э.: Собрал войска со всего мира, собрал их в Сяньяне, продал их как Чжунци Цзиньжэнь Двенадцать, взвесил каждого из них. с тысячами камней и разместил их во дворце. Один метод измеряет камень и фут. Карета находится на одном пути. Книга находится на одном и том же тексте.
    «Он собрал оружие Всеподнебесной в Сяньяне , отлил его в двенадцать бронзовых фигур типа колокольчиков, каждая весом 1000 данов [около 70 тонн] и выставил их во дворце. Он унифицировал закон , веса и размеры, стандартизировали ширину оси карет и стандартизировали систему письма».
    Цитируется Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X .
  54. ^ Лэй, Хайцзун (23 апреля 2020 г.). Китайская культура и китайская армия . Издательство Кембриджского университета. стр. 13–14. ISBN  978-1-108-47918-9 .
  55. ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X .
  56. ^ Ховард, Анджела Фалько; Хун, Ву; Сун, Ли; Хун, Ян (1 января 2006 г.). Китайская скульптура . Издательство Йельского университета. п. 50. ISBN  978-0-300-10065-5 .
  57. ^ Барнс, Джина Л. (31 октября 2015 г.). Археология Восточной Азии: подъем цивилизации в Китае, Корее и Японии . Книги Оксбоу. п. 287. ИСБН  978-1-78570-073-6 .
  58. ^ Эльснер, Ясь (22 октября 2020 г.). Статуэтки: фигура и чувство масштаба . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-886109-6 .
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гольдман, Мерл. (1981). Интеллектуалы Китая: советы и несогласие . Издательство Гарвардского университета. ISBN   0-674-11970-3 , 978-0-674-11970-3 . п. 85.
  60. ^ Чаурасия, Радхи Шьям. (2004). История современного Китая . Атлантические издатели и дистрибьюторы. ISBN   81-269-0315-5 , 978-81-269-0315-3 . п. 317.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ли-Сян Лиза Розенли. Эймс, Роджер Т. (2006). Конфуцианство и женщины: философская интерпретация . СУНИ Пресс. ISBN   0-7914-6749-X , 978-0-7914-6749-7 . п. 25.
  62. ^ Клементс 2006 , с. 131.
  63. ^ Твитчетт, Денис. Фэрбенк, Джон Кинг. Лоу, Майкл. Кембриджская история Китая: империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Издание: 3. Издательство Кембриджского университета, 1986. ISBN   0-521-24327-0 , 978-0-521-24327-8 . п. 71.
  64. ^ Сыма Цянь 2007 , стр. 74–75, 119, 148–49.
  65. ^ Нейнингер, Ульрих, конфуцианских мучеников Заживо погребая ученых: о происхождении легенды, нации и мифологии восточноазиатских цивилизациях. Новые попытки понимания традиций ), том. 2, 1983, ред. Вольфрам Эберхард и др., стр. 121–36. ISBN   3-88676-041-3 . http://www.ulrichneininger.de/?p=461 Архивировано 14 апреля 2021 г. в Wayback Machine.
  66. ^ Муровчик, Роберт Э. (1994). Китай: древняя культура, современная земля . Университет Оклахомы Пресс, 1994. ISBN   0-8061-2683-3 , 978-0-8061-2683-8 . п. 105.
  67. ^ Санфт, Чарльз (2014). «Очерк прогресса / 218 г. до н. э.: Третий прогресс» . Коммуникация и сотрудничество в раннем имперском Китае: пропаганда династии Цинь . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 79–84. ISBN  978-1438450377 .
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уинтл, Джастин Уинтл. (2002). Китай . Издательство Rough Guides. ISBN   1-85828-764-2 , 978-1-85828-764-5 . стр. 61, 71.
  69. ^ Клементс 2006 , стр. 102–103.
  70. ^ Хуанг, Рэй. (1997). Китай: макроистория . Издание: 2, переработанное, иллюстрированное. Издательство ME Sharpe. ISBN   1-56324-731-3 , 978-1-56324-731-6 . п. 44
  71. ^ Славичек, Луиза Чипли; Митчелл, Джордж Дж.; Матрей, Джеймс И. (2005). Великая Китайская стена . Издание информационной базы . п. 35 . ISBN  978-0-7910-8019-1 .
  72. ^ Эванс, Тэмми (2006). Великая Китайская стена: Пекин и Северный Китай. Брэдт Путеводитель. Брэдт Путеводители. п. 3. ISBN   978-1-84162-158-6
  73. ^ «Защита и стоимость Великой стены». Архивировано 17 июня 2013 года в Wayback Machine . Окно Пола и Бернис Нолл в мир. п. 3. Проверено 26 июля 2011 г.
  74. ^ Бербанк, Джейн; Купер, Фредерик (2010). Империи в мировой истории: власть и политика различий. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 45.
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэйхью, Брэдли. Миллер, Корина. Английский, Алекс. Юго-Западный Китай: оживленный Юньнань и его экзотические соседи . Одинокая планета. ISBN   1-86450-370-X , 978-1-86450-370-8 . п. 222.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Онг, Сью Чей. Маршалл Кавендиш. (2006). Китай вкратце: 5000 лет истории и культуры . ISBN   981-261-067-7 , 978-981-261-067-6 . п. 17.
  77. ^ Айкман, Дэвид. (2006). Ци. Издательская группа. ISBN   0-8054-3293-0 , 978-0-8054-3293-0 . п. 91.
  78. ^ Фабрицио Прегадио. Энциклопедия даосизма . Лондон: Рутледж, 2008: 199.
  79. ^ «Цинь Шихуан: Безжалостный император, сжигавший книги» . Новости Би-би-си . 12 октября 2012 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
  80. ^ Клементс 2006 , стр. 131, 134.
  81. ^ Лян, Юаньшэн. (2007). Легитимация новых порядков: примеры из мировой истории . Издательство Китайского университета. ISBN   962-996-239-X , 978-962-996-239-5 . п. 5.
  82. ^ Сыма Цянь 2007 , с. 82. «На седьмом месяце бинъинь Первый император скончался в Пинтае в Шацю».
  83. ^ . Xinhuanet.com Информационный бюллетень китайской археологии: Остатки платформы песчаной дюны, на которой умер Цинь Ши Хуан, все еще существуют. Архивировано 18 марта 2009 г. в Wayback Machine Xinhuanet. Проверено 28 января 2009 г.
  84. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сеть, Обучение (11 мая 2022 г.). «Остаться в живых: как бессмертная медуза обманывает смерть» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 24 ноября 2022 г.
  85. ^ Барме, Джереми Р. (2009). «Плоская Земля Китая: история и 8 августа 2008 г.» . Китайский ежеквартальный журнал . 197 : 64–86. дои : 10.1017/S0305741009000046 . hdl : 1885/52104 . ISSN   0305-7410 . S2CID   154584809 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 24 июня 2020 г.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райт, Дэвид Кертис (2001). История Китая . Издательская группа Гринвуд. п. 49 . ISBN  978-0-313-30940-3 .
  87. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тунг, Дуглас С. Танг, Кеннет. (2003). Более 36 стратагем: систематическая классификация, основанная на основных формах поведения . Траффорд Паблишинг. ISBN   1-4120-0674-0 , 978-1-4120-0674-3 .
  88. ^ Сыма Цянь 2007 , с. 54.
  89. ^ Клементс 2006 , с. 172.
  90. ^ «Исторические записи/Том 006 – Wikisource, бесплатная библиотека» . zh.wikisource.org года Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 31 июля 2022 .
  91. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Исторические записи: Бенджи императора Гаозу», написанные Сыма Чжэнем в «Суойинь»: «В «Шаньвэнь» говорится, что отшельник Юнь Чжао Гао был представителем второго поколения, которое убило семнадцать братьев и установило нынешнего короля, поэтому второе поколение – это восемнадцатый сын».
  92. ^ Чжан Вэньли: «Критическая биография первого императора Цинь», Shaanxi People's Education Press, 1996, стр. 325-326.
  93. ^ УИЛЬЯМС, Арканзас (12 октября 2016 г.). «Открытия могут переписать историю терракотовых воинов Китая» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года.
  94. ^ Чувак, Джон. Терракотовая армия , Bantam Press, 2007 г., стр. 125. ISBN   978-0-593-05929-6 .
  95. ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. doi : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X . Получите Мир Солдаты собрались в Сяньяне и продали их как двенадцать золотых людей Чжунци. Они взвесили тысячи камней и разместили их во дворце. Один метод взвесил камень, и колесницы шли по одному и тому же пути. с теми же словами «Он собрал оружие Поднебесной в Сяньяне , отлил его в двенадцать бронзовых фигур типа подставок для колоколов, каждая весом в 1000 ши, и выставил их во дворце. Он объединил их. систему стандартизировали и размеры , стандартизировали ширину оси экипажей и вес » письма закон , .
  96. ^ Хуанг, Рэй. (1997). Китай: макроистория . Издание: 2, переработанное, иллюстрированное. Издательство ME Sharpe. ISBN   1-56324-731-3 , 978-1-56324-731-6 . п. 37
  97. ^ Тиме, К. 2001. (перевод М. Уилла) Слои краски и пигменты на Терракотовой армии: сравнение с другими культурами древности . В: В. Юнци, З. Тинхао, М. Петцет, Э. Эммерлинг и К. Блансдорф (ред.) Полихромия античных скульптур и терракотовая армия первого китайского императора: исследования материалов, методов живописи и консервации . Памятники и достопримечательности III . Париж: ИКОМОС, 52–57.
  98. ^ «Темная история рекордной Терракотовой армии» . Книги рекордов Гиннесса . 11 марта 2022 г. Проверено 24 ноября 2022 г.
  99. ^ Портал 2007 , с. [ нужна страница ] .
  100. ^ Портал 2007 , с. 207.
  101. ^ Чувак, Джон. Терракотовая армия , Bantam Press, 2007 г., стр. 170. ISBN   978-0-593-05929-6 .
  102. ^ Леффман, Дэвид. Льюис, Саймон. Атья, Джереми. Мейер, Майк. Лант, Сьюзи. (2003). Китай . Издание: 3, иллюстрированное. Издательство Rough Guides. ISBN   1-84353-019-8 , 978-1-84353-019-0 . п. 290.
  103. ^ Найнингер, Ульрих (1983), «Заживо хоронить ученых: о происхождении легенды о конфуцианских мучениках», «Нация и мифология», в Эберхарде, Вольфраме (редактор), « Восточноазиатские цивилизации. Новые попытки понимания традиций», т. 2 , стр. 121–136. в Интернете Архивировано от 10 марта 2022 г. в Wayback Machine.
  104. ^ Эренлунд Соренсен, «Как первый император объединил умы современных историков: неадекватная критика источников в современных исторических трудах о китайском бронзовом веке». Монумента Серика , том. 58, 2010, стр. 1–30. онлайн. Архивировано 9 января 2021 года в Wayback Machine.
  105. ^ Лоу, Майкл. Твитчетт, Денис. (1986). Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-24327-0 .
  106. ^ Джулия Ловелл, (2006). Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э. Гроув Пресс. ISBN   0-8021-1814-3 , 978-0-8021-1814-1 . п. 65.
  107. ^ Источники китайской традиции: Том 1, С древнейших времен до 1600 года . Составлено Винг-цит Чаном и Джозефом Адлером. Издательство Колумбийского университета. 2000. с. 230. ИСБН  978-0-231-51798-0 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  108. ^ «Цинь Шихуан: Безжалостный император, сжигавший книги» . Новости Би-би-си . 12 октября 2012 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
  109. ^ Мао Цзэдун Шестьян Ван Суй! (1969), с. 195. Упоминается в книге «Управление Китаем» (2-е изд.) Кеннета Либерталя (2004).
  110. ^ Southerncrossreview.org. « Southerncrossreview.org. Архивировано 19 марта 2009 г. в Wayback Machine ». «Стена и книги». Проверено 2 февраля 2009 г.
  111. ^ NYTimes.com. « NYtimes.com. Архивировано 22 августа 2011 года в Wayback Machine ». Рецензия на фильм. Проверено 2 февраля 2009 г.
  112. ^ « IMDb-162866. Архивировано 31 июля 2018 года в Wayback Machine ». Император и убийца. Проверено 2 февраля 2009 г.
  113. ^ «Битва за Золотую пальмовую ветвь» . Новости Би-би-си . 17 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 8 ноября 2016 г.
  114. ^ « Герой» – Чжан Имоу (2002)» . Фильм Суфий . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
  115. Sina.com. « Sina.com.cn. Архивировано 16 января 2008 года в Wayback Machine ». Проверено 2 февраля 2009 года.
  116. ^ ТВБ. « TVB. Архивировано 7 февраля 2009 г. в Wayback Machine ». Шаг в прошлое ТВБ. Проверено 2 февраля 2009 г.
  117. ^ Видеонаблюдение. « Видеонаблюдение ». Назовите 30-серийный сериал. Проверено 2 февраля 2009 г.
  118. ^ «Событие в честь 4-й годовщины Fate/Grand Order «Fate/Grand Order Fes 2019 ~Chaldea Park~» [Отчет о событии, том 1]» . Новости режима Токио Отаку . 29 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 8 октября 2019 г. Проверено 30 сентября 2019 г.
  119. ^ «DLC Rulers of China для Civilization 6 получила дату выхода в Steam и Epic» . PCGamesN . 12 января 2023 г. Проверено 4 июня 2024 г.
  120. ^ «Документальный шторм» . Архивировано из оригинала 10 августа 2010 года.
  121. ^ Historychannel.com. « Historychannel.com. Архивировано 18 июня 2008 г. на archive.today ». Первый император Китая. Проверено 2 февраля 2009 г.
  122. ^ «Запись 16-го тома манги Рагнарёк, впервые выпущенного в Мангамо» . IMDB . Проверено 10 марта 2023 г.

Библиография

Рано

Современный

Книги
Статьи

Дальнейшее чтение

Первый император Цинь
Родился: 260 г. до н.э.   Умер: 210 г. до н.э.
Царственные титулы
Предшественник Король Цинь
246–221 до н.э.
с Люй Бувеем (246–235 до н. э.)
Воссоздан
Следующий титул принадлежит
Цинь Сан Ши
Новое название Император Китая
Цинь
221–210 до н.э.
Преемник
Вакантный
Последний раз титул принадлежал
Король Нан Чжоу
как король Китая
Монархи Китая
как император Китая

Цинь
221–210 до н.э.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea93bf2d5212f1e68135526e8bda23b6__1721146440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/b6/ea93bf2d5212f1e68135526e8bda23b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qin Shi Huang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)