Цинь Ши Хуан
Цинь Ши Хуан Цинь Шихуан | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Император династии Цинь | |||||||||
Царствование | 221 г. до н.э. - 12 июля 210 г. до н.э. [б] | ||||||||
Преемник | Цинь Эр Ши | ||||||||
Король Цинь | |||||||||
Царствование | 6 июля 247 г. до н.э. [с] – 221 г. до н.э. | ||||||||
Предшественник | Король Чжуансян | ||||||||
Преемник | Должность упразднена Сам как император | ||||||||
Рожденный | Ин Чжэн ( 嬴正 ) или Чжао Чжэн Февраль 259 г. до н. э. [д] Ханьдань , штат Чжао | ||||||||
Умер | 12 июля 210 г. до н.э. (49 лет) Шацю, династия Цинь | ||||||||
Похороны | |||||||||
Проблема | |||||||||
| |||||||||
Дом | Инь | ||||||||
Династия | Цинь | ||||||||
Отец | Король Чжуансян | ||||||||
Мать | Вдовствующая королева Чжао |
Цинь Шихуан ( китайский : 秦青世皇 , ; 259 февраля [и] — 12 июля 210 до н. э.) — основатель династии Цинь и первый император Китая . [9] Вместо того, чтобы сохранять титул « короля » ( wáng 王 ), который носили предыдущие правители Шан и Чжоу , он принял выдуманный титул «императора» ( huángdì 皇帝 ), который будет постоянно использоваться монархами Китая в течение следующих двух тысячелетий. .
Родившийся в Ханьдане, столице Чжао , как Ин Чжэн ( 嬴政 ) или Чжао Чжэн ( 趙政 ), его родителями были король Цинь Чжуансян и госпожа Чжао . Богатый купец Люй Бувэй помог ему стать преемником своего отца на посту короля Цинь , после чего он стал королем Цинь Чжэном . К 221 году до нашей эры он завоевал все другие воюющие государства , объединил весь Китай и взошел на трон как первый император Китая. Во время его правления его генералы значительно расширили размеры китайского государства: кампании к югу от Чу навсегда добавили юэские земли Хунань и Гуандун к Синосфере , а кампании во Внутренней Азии отвоевали Петлю Ордоса у кочевых хунну , хотя хунну позже сплотился под властью Моду Чаньюя .
Цинь Ши Хуан также работал со своим министром Ли Си над проведением крупных экономических и политических реформ, направленных на стандартизацию разнообразных практик ранних китайских государств . Традиционно считается, что он запретил и сжег множество книг и казнил ученых . Его проекты общественных работ включали объединение различных государственных стен в единую Великую Китайскую стену и огромную новую национальную систему дорог, а также мавзолей в натуральную величину размером с город, охраняемый Терракотовой армией . Он правил до своей смерти в 210 г. до н. э., во время своего пятого путешествия по восточному Китаю . [10]
Цинь Шихуанди часто изображали как тирана и строгого законника — характеристики, которые частично проистекают из резких оценок, сделанных во времена династии Хань , пришедшей на смену Цинь. С середины 20-го века ученые начали подвергать сомнению эту оценку, что вызвало серьезные дискуссии о фактической природе его политики и реформ. По словам китаеведа Майкла Лоу , «мало кто станет оспаривать мнение о том, что достижения его правления оказали первостепенное влияние на всю последующую историю Китая, ознаменовав начало эпохи, завершившейся в 1911 году ». [11]
Имена
Цинь Ши Хуан | |||
---|---|---|---|
китайский | Цинь Шихуан | ||
Буквальный смысл | «Первый император Цинь » | ||
| |||
Ши Хуан Ди | |||
китайский | Первый Император | ||
Буквальный смысл | «Первый император» | ||
|
В современных китайских источниках личное имя Цинь Шихуана часто называют Ин Чжэн, причем Инь ( 嬴 ) используется в качестве фамилии, а Чжэн ( 政 ) — в качестве имени. могло использоваться имя клана Чжао ( 趙 ), места, где он родился и вырос Однако в древнем Китае соглашение об именах было иным, и в качестве фамилии . В отличие от современных китайских имен , дворяне древнего Китая имели две отдельные фамилии: родовое имя ( 姓 ) включало более крупную группу, происходящую от выдающегося предка , который, как обычно говорят, жил во времена Трех Государей и Пяти Императоров китайской легенды . а название клана ( 氏 или недавний титул ветви ) включало меньшую группу, которая показывала текущее феодальное владение . Древняя практика заключалась в том, чтобы перечислять мужские имена отдельно: Сыма Цяня в «Основных летописях первого императора Цинь» он представлен как «имевший имя Чжэн и фамилию Чжао ». [12] [ф] - или объединить фамилию клана с личным именем: рассказ Сымы о Чу описывает шестнадцатый год правления короля Каоли как «время, когда Чжао Чжэн был возведен на трон как король Цинь». [14] Однако, поскольку современные китайские фамилии (несмотря на то, что они обычно происходят от названий кланов) используют тот же символ, что и старые имена предков , в современных китайских источниках гораздо чаще можно увидеть личное имя императора, написанное как Ин Чжэн. [г] используя родовое имя семьи Ин .
Правители Цинь называли себя королями со времен короля Хуэйвэня в 325 году до нашей эры. После своего вознесения Чжэн стал известен как король Цинь. [12] [13] или король Чжэн Цинь. [15] [16] Этот титул сделал его номинально равным правителям Шаня и Чжоу , последний из царей которых был свергнут королем Цинь Чжаосяном в 256 г. до н.э.
После капитуляции Ци в 221 г. до н. э. король Чжэн воссоединил все земли бывшего королевства Чжоу . Однако вместо того, чтобы сохранить свой статус короля, [17] он создал для себя новый титул Хуанди ( император ). Этот новый титул объединил в себе два титула — Владык ( хуан мифических 三皇 , Сан Хуан ) и ди легендарных Трех Пяти императоров ( 五帝 , У Ди ) китайской доисторической эпохи . [18] Этот титул был призван присвоить часть престижа Желтого Императора . [19] чей культ был популярен в поздний период Воюющих царств и который считался основателем китайского народа. Король Чжэн выбрал новое царственное имя Первого Императора ( Шу Хуанди , ранее транскрибируемое как Ши Хуанди) [20] при том понимании, что его преемники будут последовательно называться «Вторым императором», «Третьим императором» и так далее из поколения в поколение. (На самом деле, эта схема просуществовала лишь до тех пор, пока его непосредственный наследник, Второй Император .) [21] Новое название носило религиозный подтекст. По этой причине китаеведы , начиная с Питера Будберга [ нужна ссылка ] или Эдвард Шафер [22] — иногда переводят это слово как «теарх», а Первого Императора — как Первого Теарха. [23]
Первый Император намеревался, чтобы его царство оставалось нетронутым на протяжении веков, но после его свержения и замены Хань после его смерти стало обычным добавлять к своему титулу префикс Цинь. Таким образом:
- 秦 , Цинь или Цинь, «Цинь»
- 始 , Шу или Ши, «первый» [24]
- 皇帝 , Хуанди или Хуан-ди, «император», новый термин. [час] придумано из
- 皇 , Хуан или Хуан, буквально «сияющий» или «великолепный» и ранее чаще всего применявшийся «как эпитет Небес». [26] титул Трех Владык , верховного бога Чжоу . [25]
- 帝 , Ди или Ти, верховный бог Шан , возможно , состоящий из их божественных предков , [27] и использовался Чжоу как титул легендарных Пяти Императоров , особенно Желтого Императора.
Еще во времена Сыма Цяня получившееся четырехзначное письмо Цинь Ши Хуанди было принято сокращать до 秦始皇 , [28] по-разному переводится как Цинь Шихуан или Цинь Шихуан.
После его возведения на пост императора личное имя Чжэн 政 и, возможно, его омофон 正 [я] стало табу . [Дж] первого лица Первый Император также присвоил себе китайское местоимение 朕 ( OC * lrəm ' , [30] мод . zhèn ) для своего исключительного использования и в 212 г. до н.э. начал называть себя Бессмертным ( 真人 , OC * Tin-niŋ , [30] мод . Женрен , букв. «Настоящий мужчина»). [17] Другие должны были обращаться к нему «Ваше Величество» ( 陛下 , мод . Bìxià , букв. «Под дворцом »). [31] Шаги») лично и «Ваше Высочество» ( 上 ) письменно. [17]
Рождение и отцовство
Согласно «Запискам великого историка» , написанным Сыма Цяном во времена династии Хань, первым императором был старший сын циньского принца Ижэня, который позже стал королем Цинь Чжуансян . Принц Ижэнь в то время проживал при дворе Чжао , выступая заложником, чтобы гарантировать перемирие между государствами Цинь и Чжао. [24] [32] [33] Принц Ижэнь влюбился с первого взгляда в наложницу , Люй Бувея богатого торговца из государства Вэй . Лю согласилась, чтобы она стала женой Ижэня, которая затем стала известна как Леди Чжао после состояния Чжао. Ему дали имя Чжао Чжэн, имя Чжэн ( 正 ) произошло от месяца его рождения Чжэнъюэ , первого месяца китайского лунного календаря ; [33] Имя клана Чжао . произошло от линии его отца и не было связано ни с именем его матери, ни с местом его рождения [ нужна ссылка ] ( Сун Чжун говорит, что его день рождения, что примечательно, пришелся на первый день Чжэнъюэ. [34] ) Махинации Люй Бувэя позже помогли Ижэню стать королем Цинь Чжуансян. [35] в 250 г. до н.э.
Однако в «Записях великого историка» также утверждалось, что первый император был не настоящим сыном принца Ижэня, а сыном Люй Бувея . [36] Согласно этому рассказу, когда Люй Бувэй представил танцовщицу принцу, она была наложницей Люй Бувэя и уже забеременела от него, а ребенок родился после необычно длительного периода беременности. [36] Согласно переводам «Анналов Люй Бувэя» , Чжао Цзи родила будущего императора в городе Ханьдань в 259 г. до н.э., в первый месяц 48-го года правления Циньского царя Чжаосяна . [37]
Идея о том, что император был незаконнорожденным ребенком , широко распространенная на протяжении всей китайской истории, способствовала общему негативному мнению о Первом императоре. [24] Однако ряд современных ученых подвергли сомнению эту версию его рождения. Китаевед Дерк Бодде писал: «Есть веские основания полагать, что предложение, описывающее эту необычную беременность, представляет собой вставку, добавленную к Ши-чи неизвестным лицом с целью оклеветать Первого Императора и указать на его политическую, а также натальную незаконность». [38] » Люй Бувея Джон Ноблок и Джеффри Ригель в своем переводе « Весенних и осенних летописей называют эту историю «заведомо ложной, призванной как оклеветать Люя, так и оклеветать Первого Императора». [39] Утверждение Люй Бувэя — торговца — как биологического отца Первого Императора должно было быть особенно пренебрежительным, поскольку позднее конфуцианское общество считало купцов самым низким из всех социальных классов . [40]
Царствуйте как король Цинь
Регентство
В 246 г. до н.э., когда король Чжуансян умер после короткого трехлетнего правления, на престоле ему наследовал его 13-летний сын. [41] В то время Чжао Чжэн был еще молод, поэтому Люй Бувэй исполнял обязанности премьер-министра-регента государства Цинь, которое все еще вело войну против шести других государств . [24] Девять лет спустя, в 235 году до нашей эры, Чжао Чжэн принял полную власть после того, как Люй Бувэй был изгнан за участие в скандале с вдовствующей королевой Чжао . [42] [43]
Чжао Чэнцзяо , господин Чанъань ( 长安君 ), [44] был законным сводным братом Чжао Чжэна от того же отца, но от другой матери. После того, как Чжао Чжэн унаследовал трон, Чэнцзяо восстал в Тунлю и сдался государству Чжао. Оставшиеся вассалы и семьи Чэнцзяо были казнены Чжао Чжэном. [45]
Попытка государственного переворота Лао Ая
Когда король Чжэн подрос, Люй Бувэй стал бояться, что мальчик-король обнаружит его связь со своей матерью, госпожой Чжао . Он решил дистанцироваться и поискать замену вдовствующей королеве. Он нашел человека по имени Лао Ай . [46] Согласно «Записям великого историка» , Лао Ай был замаскирован под евнуха , выщипывая себе бороду. Позже Лао Ай и королева Чжао Цзи так хорошо поладили, что у них тайно родилось двое сыновей. [46] Лао Ай был удостоен титула маркиза Лао И и был осыпан богатством. Лао Ай планировал заменить короля Чжэна одним из своих сыновей, но во время званого обеда было слышно, как он хвастался тем, что был отчимом молодого короля. [46] В 238 г. до н. э., когда король путешествовал в бывшую столицу Юн ( 雍 королевы-матери ), Лао Ай захватил печать и мобилизовал армию для попытки государственного переворота . [46] Уведомив о восстании, король Чжэн приказал Люй Бувею позволить лорду Чанпину и лорду Чанвэню атаковать Лао Ай. Хотя королевская армия уничтожила сотни повстанцев в столице, Лао Ай успешно бежал с поля боя. [47]
За голову Лао Ая была назначена цена в 1 миллион медных монет, если его схватят живым, или в полмиллиона, если он мертвый. [46] Сторонники Лао Ая были схвачены и обезглавлены ; затем Лао Ай был связан и растерзан на пять частей конными экипажами , а вся его семья была казнена третьей степени. [46] Два спрятанных сына также были убиты, а мать Чжао Цзи была помещена под домашний арест до самой смерти много лет спустя. Люй Бувэй выпил чашу отравленного вина и покончил жизнь самоубийством в 235 году до нашей эры. [24] [46] Затем Ин Чжэн принял на себя полную власть как король государства Цинь. Сменив Люй Бувея, стал Ли Сы новым канцлером .
Первая попытка убийства
Король Чжэн и его войска продолжили завоевание соседних государств. Государство Янь не могло сравниться с государствами Цинь: маленькое и слабое, оно уже часто подвергалось преследованиям со стороны солдат Цинь. [10] Наследный принц Дань Янь задумал покушение на короля Чжэна, наняв Цзин Кэ и Цинь Уяна в 227 г. до н.э. для этой миссии [35] [10]
Убийцы получили доступ к королю Чжэну, притворившись дипломатическим подарком доброй воли: картой Дукана и отрубленной головой Фань Уцзи . [10] Цинь Уян шагнул вперед первым, чтобы показать футляр с картой, но его одолел страх. Затем Цзин Кэ продвинулся вперед с обоими дарами, объяснив, что его партнер дрожал, потому что «[он] никогда не видел Сына Неба ». Когда кинжал откатился от карты, король вскочил на ноги и попытался вытащить меч — никому из его придворных не разрешалось носить оружие в его присутствии. Цзин Кэ нанес удар королю, но промахнулся, а король Чжэн порезал Цзин Кэ бедро. В отчаянии Цзин Кэ метнул кинжал, но снова промахнулся. Он сдался после короткой драки, в которой получил дополнительные ранения. Пять лет спустя государство Ян было полностью завоевано.
Второе покушение
Гао Цзяньли был близким другом Цзин Кэ и хотел отомстить за его смерть. [48] Как известного лютниста , его призвали играть для короля Чжэна. Кто-то во дворце узнал его и догадался о его планах. [49] Не желая убивать столь искусного музыканта, император приказал выколоть ему глаза, а затем приступил к выступлению. Король похвалил игру Гао Цзяньли и даже подпустил его поближе. Лютня была утяжелена куском свинца, и Гао Цзяньли замахнулся ею на короля, но промахнулся. Второе покушение провалилось; Вскоре после этого Гао Цзяньли был казнен.
Объединение Китая
В 230 году до нашей эры король Чжэн начал последние кампании периода Воюющих царств , намереваясь завоевать оставшиеся шесть крупнейших китайских государств и поставить Китай под единый контроль Цинь.
Государство Хань , самое слабое из Воюющих государств, пало первым в 230 г. до н.э. В 229 г. до н.э. армии Цинь вторглись в Чжао , который был сильно ослаблен стихийными бедствиями, и захватили столицу Ханьдань в 228 г. до н.э. Принц Цзя Чжао сумел бежать с остатками армии Чжао и основал недолговечное государство Дай , провозгласив себя королём.
., опасаясь вторжения Цинь, наследный принц Дань Янь В 227 г. до н. э приказал совершить неудавшееся покушение на короля Чжэна. Это послужило поводом для войны столицу Цзи (современный Пекин для Чжэна вторгнуться в Янь в 226 г. до н. э., захватив в том же году ). Остатки армии Янь вместе с королём Янь Си смогли отступить на Ляодунский полуостров .
После того как Цинь осадил и затопил их столицу Далянь , государство Вэй сдалось в 225 г. до н.э. Примерно в это же время в качестве меры предосторожности Цинь захватил десять городов у Чу , самого большого и могущественного из других Воюющих государств. В 224 г. до н.э. Цинь начал полномасштабное вторжение в Чу, захватив столицу Шоучунь в 223 г. до н.э. . э. армии Цинь уничтожили последние остатки Янь в Ляодуне и остове Чжаоского государства Дай В 222 г. до н . В 221 году до нашей эры армии Цинь вторглись в государство Ци и без особого сопротивления захватили короля Ци Цзяня , положив конец периоду Воюющих царств .
К 221 г. до н. э. все китайские земли были объединены под властью Цинь. Чтобы возвыситься над феодальными королями Чжоу , король Чжэн провозгласил себя Первым императором, или Ши Хуан-ди (始皇帝), создав титул хуанди , который будет использоваться в качестве титула китайского государя в течение следующих двух тысячелетий. Цинь Ши Хуан также приказал Хэшиби превратить в семейную печать королевства , которая будет служить физическим символом Небесного мандата и будет передаваться от императора к императору до ее утраты в 10 веке нашей эры.
В 215 году до нашей эры, пытаясь расширить территорию Цинь, Цинь Шихуан приказал провести военные кампании против кочевников-хунну на Севере. Армии Цинь под предводительством генерала Мэн Тяня успешно разгромили сюнну из региона Ордос , заложив древние основы для строительства Великой Китайской стены . На Юге Цинь Шихуан также приказал провести несколько военных кампаний против племен Юэ , которые присоединили к себе различные регионы современной провинции Гуандун и Вьетнама . [50]
Царствуйте как император Цинь
Административные реформы
Пытаясь избежать повторения политического хаоса периода Воюющих царств , Цинь Ши Хуан и его премьер-министр Ли Си работали над полной отменой феодальной системы свободных союзов и федераций. [51] [50] Они организовали империю в административные единицы и подразделения: сначала 36 (позже 40) командорств (郡, Jùn ), затем уезды (縣, Xiàn ), поселки (鄉, Xiāng ) и единицы из ста семей (里, Li , примерно соответствующие современные районы и общины ). [52] Люди, назначенные в эти отряды, больше не будут идентифицироваться по их родному региону или бывшему феодальному государству, например, «человек Чу» (楚人, Chu rén ). [52] [к] Назначения должны были основываться на заслугах, а не на наследственных правах. [52]
Экономические реформы
Цинь Шихуан и Ли Си объединили Китай экономически, стандартизировав китайские меры и весы . Оси вагонов были предписаны стандартной длины для облегчения автомобильных перевозок. [51] Император также развил разветвленную сеть дорог и каналов для торговли и сообщения. [51] Валюты ) разных государств были стандартизированы по монете Баньлян (半兩, Баньлин . [52] Возможно, самое главное то, что китайская письменность была единой. При Ли Си письмо печати государства Цинь стало официальным стандартом, а само письмо Цинь было упрощено за счет удаления вариантов форм. Это покончило со всеми региональными письменностями и сформировало универсальный письменный язык для всего Китая, несмотря на разнообразие разговорных диалектов. [52]
Монументальная скульптура
По китайским данным, [53] после объединения страны в 221 г. до н.э. Цинь Шухуан конфисковал все бронзовое оружие завоеванных стран и отлил его в двенадцать монументальных статуй, Двенадцать металлических колоссов , которые он использовал для украшения своего дворца. [54] Говорят, что каждая статуя имела высоту 5 чжан [11,5 метров] и вес около 1000 данов [около 70 тонн]. [55] Сыма Цянь считал это одним из величайших достижений Императора наравне с «унификацией закона, весов и размеров, стандартизацией ширины оси карет и стандартизацией системы письма». [53] [56] В течение 600 лет статуи подвергались комментариям и перемещались из дворца в дворец, пока они не были окончательно разрушены в 4 веке нашей эры, но никаких иллюстраций не осталось. [57] [58]
Философия
Часть серии о |
Китайский законничество |
---|
Хотя предыдущая эпоха Воюющих царств была эпохой постоянных войн, она также считалась золотым веком свободной мысли. [59] Цинь Шихуан устранил Сотню школ мысли , в которую входили конфуцианство и другие философии. [59] [60] Поскольку все другие философии были запрещены, законничество стало обязательной идеологией династии Цинь. [52]
Начиная с 213 г. до н. э., по наущению Ли Си и во избежание сравнения ученых его правления с прошлым, Цинь Ши Хуан приказал сжечь большинство существующих книг , за исключением книг по астрологии, сельскому хозяйству, медицине, гаданию и История государства Цинь . [61] Это также послужит дальнейшему реформированию системы письменности за счет удаления примеров устаревших письменностей. [62] обладание « Книгой песен» или « Книгой истории» Особенно сурово наказывалось . Согласно более поздним запискам великого историка , в следующем году Цинь Шихуан приказал заживо похоронить около 460 ученых за хранение запрещенных книг. [24] [61] Старший сын императора Фусу раскритиковал его за этот поступок. [63] В собственной библиотеке императора сохранились копии запрещенных книг, но большинство из них было уничтожено, когда Сян Юй сжег дворцы Сяньяна в 206 г. до н.э. [64]
Недавние исследования показывают, что «заживо хоронящие конфуцианских ученых» — это легенда о конфуцианских мучениках. Более вероятно, что император приказал казнить (坑 kēng ) группу алхимиков, обманувших его. Во времена последующей династии Хань учёные-конфуцианцы, верно служившие Цинь, использовали этот инцидент, чтобы дистанцироваться от несостоявшегося режима. Кун Аньго (孔安國 ок. 165 – ок. 74 до н.э. ), потомок Конфуция, описал алхимиков (方士 fangshì ) как конфуцианцев (儒 ru ) и переплел легенду о мучениках со своей историей об обнаружении утерянных конфуцианских книг за разрушенным храмом. стена в доме его предков. [65]
Цинь Шихуан также следовал теории пяти элементов : огня , воды , земли , дерева и металла . ( 五德終始說 ) Считалось, что королевский дом предыдущей династии Чжоу правил силой огня, связанного с красным цветом. Новой династией Цинь должен управлять следующий элемент в списке — вода, элемент рождения Чжао Чжэна. Вода была представлена черным цветом, и черный стал предпочтительным цветом для одежды, флагов и вымпелов Цинь. [24] Другие ассоциации включают север как кардинальное направление , зимнее время года и число шесть. [66] Бирки и официальные шляпы имели длину 15 сантиметров (5,9 дюйма), ширину карет два метра (6,6 фута), один шаг ( 步 ; Bù ) составлял 1,4 метра (4,6 фута). [24]
Третье покушение
В 230 г. до н.э. государство Цинь разгромило государство Хань . В 218 году до нашей эры бывший ханьский аристократ по имени Чжан Лян поклялся отомстить Цинь Шихуанди. Он продал свои ценности и нанял силача - убийцу, который построил конус из тяжелого металла весом 120 цзинь (примерно 160 фунтов или 97 кг). [46] Двое мужчин спрятались среди кустов вдоль маршрута императора через гору во время третьего имперского турне Цинь Ши Хуанди . [67] По сигналу мускулистый убийца швырнул конус в первый экипаж и разбил его. Однако император ехал в двух одинаковых каретах, чтобы сбить с толку нападавших, и фактически находился во второй карете. Таким образом, попытка провалилась, [68] хотя оба мужчины смогли избежать последующей охоты. [46]
Общественные работы
Великая стена
За предыдущие четыре столетия были построены многочисленные государственные стены, многие из которых закрывали бреши между речной обороной и непроходимыми скалами. [69] [70] Чтобы установить централизованное управление и предотвратить возрождение феодалов, император приказал разрушить стены между бывшими государствами, которые теперь были внутренними стенами, разделяющими империю.
Однако, чтобы защититься от северных племен хунну кочевых , которые отбивали неоднократные кампании против них, он приказал построить новые стены, чтобы соединить укрепления вдоль северной границы империи. Сотни тысяч рабочих были мобилизованы, и неизвестное число погибших, чтобы построить этого предшественника нынешней Великой Китайской стены . [71] [72] [73] Транспортировка строительных материалов была затруднена, поэтому строители всегда старались использовать местные материалы: скалы по горным хребтам, утрамбованную землю по равнинам. «Строить и двигаться дальше» было руководящим принципом, подразумевающим, что Стена не является постоянной границей. [74] Не сохранилось никаких записей с указанием длины и направления стен Цинь, которые за столетия в значительной степени разрушились.
Канал Линцюй
В 214 г. до н. э. император начал проект строительства крупного канала, обеспечивающего водный транспорт между северным и южным Китаем, первоначально для военных поставок. [75] Канал длиной 34 километра соединяет две основные водные артерии Китая: реку Сян , впадающую в Янцзы , и Ли Цзян, впадающую в Жемчужную реку . [75] Канал способствовал расширению Цинь на юго-запад. [75] Он считается одним из трех величайших достижений древней китайской инженерной мысли, наряду с Великой стеной и ирригационной системой Сычуань Дуцзянъянь . [75]
Эликсир жизни
Состарившись, Цинь Шихуан отчаянно искал легендарный эликсир жизни , который якобы даровал бессмертие. В своих одержимых поисках он стал жертвой множества поддельных эликсиров. [76] посетил остров Чжифу . В ходе своих поисков он трижды [77]
В одном случае он отправил Сюй Фу , жителя острова Чжифу, с кораблями, на борту которых находились сотни молодых мужчин и женщин, на поиски мистической горы Пэнлай . [68] Они искали Аньци Шэна , тысячелетнего волшебника, который якобы пригласил Цинь Шихуана во время случайной встречи во время его путешествий. [78] Экспедиция так и не вернулась, возможно, из-за опасений последствий неудачи. Легенды утверждают, что они достигли Японии и колонизировали ее. [76]
Также возможно, что сожжение книг Императора, исключающее алхимические работы, можно было рассматривать как попытку сосредоточить умы лучших ученых на поисках Императора. [79] Некоторые из похороненных заживо были алхимиками, и это могло быть средством проверки их способностей противостоять смерти. [80]
Император построил систему туннелей и переходов к каждому из своих более чем 200 дворцов. [ нужна ссылка ] потому что путешествие невидимым предположительно защитило бы его от злых духов.
Последние годы
Смерть
, упал большой метеор Говорят, что в 211 г. до н.э. в Дунцжуне , в нижнем течении Желтой реки , и кто-то написал крамольные слова: «Первый император умрет, и его земля будет разделена» ( 始皇死而地分 ). [81] Император послал императорского секретаря расследовать это пророчество . Никто не сознался в содеянном, поэтому всех живущих поблизости казнили, а камень превратили в пыль. [33]
Во время своего пятого путешествия по Восточному Китаю император серьёзно заболел в Пинъюаньцзине ( , Шаньдун ) и умер в июле или августе г. Пинъюань уезд 210 столица Сяньян , [82] [83] в возрасте 49 лет. [84]
Причина смерти Цинь Шихуана остается неизвестной, хотя он был утомлен многолетним правлением. [85] Одна из гипотез гласит, что он был отравлен эликсиром, содержащим ртуть , который ему дали придворные алхимики и врачи в поисках бессмертия. [86] [84]
Преемственность
Став свидетелем смерти Императора, имперский канцлер Ли Си опасался, что эта новость может спровоцировать всеобщее восстание во время двухмесячного путешествия имперского окружения по возвращению в столицу Сяньян. [10] Ли Си решил скрыть смерть императора: единственными членами окружения, которым было сообщено, были младший сын Ин Хухай , евнух Чжао Гао и пять или шесть любимых евнухов. [10] Ли Си приказал везти тележки с тухлой рыбой перед и позади повозки Императора, чтобы скрыть неприятный запах его тела, разлагающегося в летней жаре. [10] Притворяясь, что он жив, за тенью повозки, они ежедневно меняли ему одежду, приносили еду и делали вид, что передают ему и от него послания. [10]
После того, как они достигли Сяньяна, было объявлено о смерти Императора. [10] Цинь Ши Хуан не любил говорить о своей смерти и никогда не писал завещания . [87] Хотя его старший сын Фусу был первым в очереди на то, чтобы стать его преемником на посту императора, Ли Си и главный евнух Чжао Гао сговорились убить Фусу, который был в союзе с их врагом, генералом Мэн Тянем . [87] Брат Мэн Тяня, старший министр, однажды наказал Чжао Гао. [88] Ли Си и Чжао Гао подделали письмо Цинь Шихуана, приказывающее Фусу и генералу Мэн покончить жизнь самоубийством. [87] План сработал, и младший сын Ху Хай начал свое недолгое правление в качестве Второго Императора, позже известного как Цинь Эр Ши или «Цин второго поколения». [10]
Семья
К ближайшим родственникам Цинь Ши Хуана относятся:
- Родители [89]
- Полуродные братья и сестры:
- Чэнцзяо , законный сводный брат по отцовской линии от другой матери. [90] Лорд Чанъаня [44]
- Два внебрачных сводных брата по материнской линии, рожденные от вдовствующей королевы Чжао и Лао Ай .
- Дети:
- Фусу , наследный принц (первый сын) [91]
- Гао
- Цзянлю
- Хухай , позже Цинь Эр Ши (18-й сын) [91]
У Цинь Шихуана было около 50 детей (около 30 сыновей и 15 дочерей), но имена большинства из них неизвестны. У него было множество наложниц , но, похоже, так и не назвал имя императрицы. [92]
Династия Цинь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Наследие
Мавзолей и Терракотовая армия
Китайский историк Сыма Цянь , писавший спустя столетие после смерти Первого императора, писал, что для строительства мавзолея императора потребовалось 700 000 человек . Британский историк Джон Мэн отмечает, что эта цифра превышает население любого города мира в то время, и подсчитал, что фундамент могли построить 16 000 человек за два года. [94] Сыма Цянь никогда не упоминал терракотовую армию , но упомянул, что император Цинь построил монументальные бронзовые статуи для своего дворца. [95] Терракотовые статуи были обнаружены группой фермеров, роющих колодцы, 29 марта 1974 года. [96] Солдаты были созданы с помощью серии глиняных форм, а затем дополнительно индивидуализированы рукой художников. Хан Пурпур также использовался на некоторых воинах. [97] Существует около 6000 Терракотовых Воинов, и их целью было защитить Императора в загробной жизни от злых духов. [98] Также среди армии имеются колесницы и 40 000 настоящего бронзового оружия. [99]
Одним из первых проектов, которые молодой король осуществил при жизни, было строительство собственной гробницы. В 215 г. до н. э. Цинь Ши Хуан приказал генералу Мэн Тяню начать его строительство с помощью 300 000 человек. [24] Другие источники предполагают, что он приказал 720 000 неоплачиваемых рабочих построить свою гробницу в соответствии с его требованиями. [41] Опять же, учитывая наблюдения Джона Мэна относительно численности населения того времени (см. абзац выше), эти исторические оценки являются спорными. Главная гробница (расположена по адресу
34 ° 22'53 "N 109 ° 15'13" E / 34,38139 ° N 109,25361 ° E ), в котором находится император, до сих пор не открыт, и данные свидетельствуют о том, что он остался относительно нетронутым. [100] Сыма Цяня Описание гробницы включает в себя копии дворцов и живописных башен, «редкую утварь и чудесные предметы», 100 рек, образованных ртутью , изображения « небесных тел » и арбалеты , приспособленные для стрельбы в любого, кто попытается проникнуть внутрь. [101] Гробница была построена у подножия горы Ли , в 30 километрах от Сианя . Современные археологи обнаружили гробницу и ввели в нее зонды. Зонды выявили аномально высокие количества ртути, примерно в 100 раз превышающие естественный уровень, что позволяет предположить, что некоторые части легенды заслуживают доверия. [86] Секреты сохранялись, поскольку большинство рабочих, строивших гробницу, были убиты. [86] [102]Репутация и оценка
Традиционная китайская историография почти всегда изображала Императора как жестокого тирана, испытывающего навязчивый страх перед убийством. Идеологическая антипатия к легалистскому государству Цинь возникла еще в 266 г. до н.э., когда конфуцианский философ Сюньцзы осудил его. [ нужна ссылка ] Позже конфуцианские историки осудили императора, утверждая, что он сжег классиков и заживо закопал конфуцианских ученых . [103] В конце концов они составили список десяти преступлений Цинь, чтобы подчеркнуть его тиранические действия. [104]
Знаменитый ханьский поэт и государственный деятель Цзя И завершил свое эссе «Ошибки Цинь» (過秦論, Guò Qín Lùn ) тем, что впоследствии стало стандартным конфуцианским суждением о причинах краха Цинь. Эссе Цзя И, признанное шедевром риторики и рассуждения, было скопировано в две великие истории Хань и оказало далеко идущее влияние на китайскую политическую мысль как классическая иллюстрация конфуцианской теории. [105] Он объяснил распад Цинь его внутренними неудачами. [106] Цзя И написал следующее:
Цинь, из крошечной базы, стал великой державой, управляя землей и получая почести со всех сторон в течение ста с лишним лет. Однако после того, как они объединили земли и закрепились в перевале, один простой деревенский житель, тем не менее, мог бросить вызов этой империи... Почему? Потому что правителю не хватало человечности и правоты; потому что сохранение власти фундаментально отличается от захвата власти. [107]
В более современное время начали появляться оценки Императора, отличающиеся от оценок традиционной китайской историографии. Переоценка была вызвана слабостью Китая во второй половине 19 - начале 20 века . В то время некоторые начали рассматривать конфуцианские традиции как препятствие для вхождения Китая в современный мир, открывающее путь к изменению взглядов.
В то время, когда иностранные государства вторглись на территорию Китая, ведущий Гоминьдана историк Сяо Ишань подчеркнул роль Цинь Шихуанди в отражении северных варваров, особенно в строительстве Великой стены.
Другой историк, Ма Фейбай ( 馬非百 ), опубликовал в 1941 году полную ревизионистскую биографию Первого императора под названием Цинь Шу Хуанди Чжуань ( 秦始皇帝傳 ), назвав его «одним из величайших героев китайской истории». Ма сравнил его с современным лидером Чан Кайши и увидел много параллелей в карьере и политике этих двух мужчин, которыми он восхищался. Чанга Северную экспедицию в конце 1920-х годов, которая непосредственно предшествовала созданию нового националистического правительства в Нанкине, сравнивали с объединением, осуществленным Цинь Шихуанди.
С приходом Коммунистической революции и установлением нового, революционного режима в 1949 году появилась еще одна переоценка Первого Императора как марксистская критика. Эта новая интерпретация Цинь Шихуана в целом представляла собой комбинацию традиционных и современных взглядов, но по сути была критической. Примером этого является « Полная история Китая» , составленная в сентябре 1955 года как официальный обзор китайской истории. В работе описывались основные шаги Первого императора по унификации и стандартизации как соответствующие интересам правящей группы и купеческого класса , а не нации или народа, а последующее падение его династии - как проявление классовой борьбы . Многолетние дебаты о падении династии Цинь также объяснялись в марксистских терминах: крестьянские восстания представляли собой восстание против угнетения - восстание, которое подорвало династию, но которое было обречено на провал из-за компромисса с « элементами класса помещиков ».
радикально иной официальный взгляд на Цинь Шихуанди, соответствующий маоистской Однако с 1972 года по всему Китаю получил распространение мысли. Биография Хун Шиди Цинь Шихуан инициировала переоценку. Произведение было опубликовано государственной прессой как массово-популярное историческое произведение, и за два года было продано 1,85 миллиона экземпляров. В новую эпоху Цинь Шихуан воспринимался как дальновидный правитель, который уничтожил силы разделения и основал первое единое централизованное государство в истории Китая, отвергнув прошлое. Личные качества, такие как его стремление к бессмертию, столь подчеркиваемое в традиционной историографии, почти не упоминались. В новых оценках одобрительно описывалось, как в свое время (эпоха великих политических и социальных перемен) он без угрызений совести относился к использованию насильственных методов для подавления контрреволюционеров , таких как «промышленный и торговый рабовладелец» канцлер Люй Бувэй. Однако его критиковали за то, что он не был так скрупулезен, как следовало бы, и в результате после смерти скрывал диверсантов под руководством главного евнуха. Чжао Гао смог захватить власть и использовать ее для восстановления старых феодальных порядков.
Чтобы завершить эту переоценку, Ло Сайдинг предложил новую интерпретацию стремительного краха династии Цинь в статье, озаглавленной «О классовой борьбе в период между Цинь и Хань» в номере журнала Red Flag за 1974 год , заменив старое объяснение. Новая теория утверждала, что причина падения Цинь заключалась в недостаточной основательности проводимой Цинь Шихуаном « диктатуры над реакционерами, вплоть до того, что позволяла им проникать в органы политической власти и узурпировать важные посты».
Мао Цзэдуном сравнивали с преследованием Первого императора. Преследование интеллектуалов [108] Узнав, что его сравнивают как таковое, Мао, как сообщается, похвастался:
Он похоронил заживо 460 ученых; мы похоронили заживо сорок шесть тысяч ученых... Вы [интеллектуалы] поносите нас за то, что мы Цинь Шихуанди. Вы неправы. Мы превзошли Цинь Шихуанди во сто крат. Когда вы ругаете нас за подражание его деспотизму, мы с радостью соглашаемся! Ваша ошибка была в том, что вы не сказали этого достаточно. [109]
Изображения в популярных СМИ
- «Стена и книги» (« La muralla y los libros »), знаменитое эссе о Цинь Шихуане, опубликованное аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом (1899–1986) в сборнике 1952 года «Другие инквизиции » ( Otras Inquisiciones ). [110]
- Тень императора (1996) — фильм посвящен отношениям Цинь Ши Хуана с музыкантом Гао Цзяньли , другом убийцы Цзин Кэ . [111]
- Император и убийца (1999) - фильм охватывает большую часть карьеры Ин Чжэна, вспоминая его ранний опыт в качестве заложника и предвещая его господство над Китаем. [112] [113]
- Герой (2002) – в фильме снимается Джет Ли , безымянный убийца, планирующий покушение на короля Цинь ( Чэнь Даомин ). Фильм представляет собой вымышленное переосмысление покушения Цзин Кэ на Цинь Ши Хуана. [114]
- Возвышение Великой стены (1986) - 63-серийный гонконгский телесериал, в котором рассказывается о событиях от рождения императора до его смерти. [115] Тони Лю сыграл Цинь Ши Хуана.
- Шаг в прошлое (2001) — гонконгский спектакль TVB по научно-фантастическому роману И. Хуан [116]
- Цинь Ши Хуан (2002) - полухудожественный телесериал материкового Китая с Чжан Фэнъи . [117]
- Королевство (2006) — японская манга, в которой представлен художественный рассказ об объединении Китая Ин Чжэном с Ли Синем и всеми людьми, которые способствовали завоеванию шести Воюющих государств .
- Fate/Grand Order (2015), бесплатная ролевая мобильная онлайн-игра из франшизы Fate , разработанная Delightworks и изданная Aniplex, показывает Цинь Ши Хуана в роли слуги класса Правитель. [118]
- Civilization VI (2016), пошаговая стратегическая 4X, видеоигра разработанная Firaxis Games и изданная 2K, представляет Цинь Ши Хуана в качестве игрового лидера. [119]
- Первый император: Человек, который создал Китай (2006) - специальный драматический документальный фильм о Цинь Шихуанди. Джеймс Пакс сыграл императора. Его показали на канале Channel 4 в Великобритании в 2006 году. [120]
- Первый император Китая (2008) — специальный трёхчасовой документальный фильм канала History Channel . Сюй Пэнкай сыграл Цинь Ши Хуана. [121]
- Мумия: Гробница Императора Драконов (2008) — третья часть «Мумия» трилогии . Случилось так, что после того, как генерал Мин Го был убит за то, что прикоснулся к Цзы Юаню, она наложила проклятие на Императора и его армию.
- Цинь Ши Хуан изображен в седьмом томе манги «Записи Рагнарока» , сражающимся с Аидом . В манге он изображен высоким стройным молодым человеком с тканью, закрывающей глаза. Также показано, что он носит традиционную китайскую одежду. [122]
Примечания
- ↑ Это посмертное изображение XIX века взято из корейской книги, которая сейчас хранится в Британской библиотеке . [1] Он основан на портрете Цинь Шихуана из Саньцай Тухуэй . [2]
- ^ В томе 90 «Трактата об астрологии эпохи Кайюань» (8 век) указано, что он умер в день ичжоу 6-го месяца 38-го года его правления (начиная с момента его пребывания на посту короля Цинь), что соответствует 11 июля. 210 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю (始皇以六月乙丑死于沙丘...). В шестом томе « Записок великого историка» (I век до н.э.) указано, что он умер в день бинъин 7-го месяца своего 38-го года. Хотя в этом месяце нет дня бинъин , в предыдущем месяце есть день бинъин , что соответствует 12 июля 210 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю (七月丙寅,始皇崩于沙丘平台。). Старые методы расчета дайте 18 июля. [3] В нескольких современных источниках указывается 10 сентября. [4] [5] день Бингинь 8-го месяца по пролептическому юлианскому календарю . Современные авторы обычно не используют конкретные даты. [6] [7]
- ↑ томе 05 В «Записок великого историка» указано, что король Чжуансян умер в день бинву 5-го месяца 4-го года его правления. По календарю Чжуаньсюй эта дата соответствует 6 июля 247 года до н.э. по пролептическому юлианскому календарю . ([四年]...。五月丙午,庄襄王卒...)
- ↑ томе 06 В «Записок великого историка» указано, что Ин Чжэн родился в чжэнъюэ 48-го года правления короля Чжао (Сян) Цинь. Согласно календарю Чжуаньсюй , этот месяц соответствует периоду с 27 января по 24 февраля 259 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю. (以秦昭王四十八年正月生于邯郸。)
- ↑ томе 06 В «Записок великого историка» указано, что Ин Чжэн родился в чжэнъюэ 48-го года правления короля Чжао (Сян) Цинь. Согласно календарю Чжуаньсюй , этот месяц соответствует периоду с 27 января по 24 февраля 259 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю. (以秦昭王四十八年正月生于邯郸。)
- ^ На упрощенном китайском языке Цзишэн по имени Чжэн по фамилии Чжао . [13] Различие между двумя типами фамилий было в значительной степени утрачено задолго до времен Сыма Цяня, как видно из его грамматической конструкции, в которой 姓 использовался в качестве глагола - «быть по фамилии» - с дополнением 氏 , другим видом фамилии.
- ↑ См., например, толкование имени Чжао Чжэн Нинхаузером (п. 579). [14]
- ^ Хотя конкретное название было новым, также обратите внимание на использование 皇天上帝 («Августовское небо Шанди »), объединения Чжоу и Шан богов , которое герцог Чжоу использовал в своих обращениях к покоренным народам Шан. [25]
- ^ То, что оба были запрещены, было общим пониманием историков, но Бек цитирует многочисленные источники той эпохи, используя последний персонаж в поддержку аргумента о том, что это не было запрещено до правления Второго Императора . [29]
- ↑ его отца Имя 子楚 также стало табу, в результате чего упоминания о Чу были заменены его первоначальным именем «Цзин» ( 荆 ). [29]
- ↑ В источнике также упоминается, что цянь-шоу было новым названием народа Цинь. Возможно, это латинизация Уэйдом-Джайлсом (秦受, Qín shòu ) «подданных империи Цинь».
Ссылки
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клементс 2006 , Между стр. 76–77.
- ^ Портал 2007 , с. 29.
- ^ Мул, Артур К. (1957). Правители Китая, 221 г. до н. э. — 1949 г. н. э . Лондон: Рутледж . п. 3. ОКЛК 223359908 .
- ^ Фаркуар, Майкл (2006). Плохие дни в истории: радостно-мрачная хроника несчастий, хаоса и страданий на каждый день года . 寂天文化. п. 16. ISBN 9789861840239 .
- ^ Фаркуар, Майкл (21 апреля 2015 г.). Плохие дни в истории: радостно-мрачная хроника несчастий, хаоса и страданий на каждый день года . Национальные географические книги. п. 324. ИСБН 978-1-4262-1280-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоу 2000 , с. 823.
- ^ Барбьери-Лоу и Йейтс 2015 , с. XIX .
- ^ Палудан 1998 , стр. 16.
- ^ Мюллер 2021 , «Введение».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сыма Цянь 2007 , стр. 15–20, 82, 99.
- ^ Loewe 2000 , с. 654.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сыма Цянь 1994 , с. 127.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цянь Сыма §6: Основные летописи первого . , Записи великого историка « императора Цинь». Размещено на сайте Guoxue.com , 2003 г. По состоянию на 25 декабря 2013 г. (на китайском языке).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сыма Цянь 1994 , с. 439.
- ^ Сыма Цянь 1994 , с. 123.
- ^ Сыма Цянь Записи великого , историка « §5 : Основные летописи Цинь». Размещено на Guoxue.com , 2003. По состоянию на 25 декабря 2013 г. (на китайском языке).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уилкинсон, Эндимион. История Китая: Руководство , стр. 108 и далее. Архивировано 25 декабря 2019 года в Wayback Machine . Издательство Гарвардского университета ( Кембридж ), 2000. ISBN 0-674-00247-4 . По состоянию на 26 декабря 2013 г.
- ^ Ло Чжэвэнь и др. Великая стена , с. 23. МакГроу-Хилл, 1981. ISBN 0-07-070745-6 .
- ^ Фаулер, Джинин Д. Введение в философию и религию даосизма: пути к бессмертию , с. 132. Сассекс Академик Пресс, 2005. ISBN 1-84519-086-6 .
- ^ Цянь [ Сыма [Китайский Wikisource ] ] Записи великого историка , 13 июня Архивировано 2022 года в Wayback Machine [«§5: Основные летописи Цинь»]. Размещено в Wikisource , 2012. По состоянию на 27 декабря 2013 г. (на китайском языке).
- ^ Харди, Грант и др. Создание империи Хань и императорского Китая , с. 10. Издательская группа Гринвуд, 2005. ISBN 0-313-32588-X .
- ^ Майор, Джон. Небо и Земля в ранней ханьской мысли: главы третья, четвертая и пятая « Хуайнаньцзы», с. 18. Архивировано 21 декабря 2019 года в Wayback Machine . SUNY Press (Нью-Йорк), 1993. По состоянию на 26 декабря 2013 г.
- ^ Керн, Мартин. «Надписи на стеле Цинь Ши-хуана: текст и ритуал в ранних китайских имперских представлениях». Американское восточное общество, 2000.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вуд, Фрэнсис. (2008). Первый император Китая и его терракотовые воины , стр. 2–33. Издательство Макмиллан, 2008. ISBN 0-312-38112-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крил, Херли Г. Истоки государственного управления в Китае , стр. 495 и далее. Издательство Чикагского университета (Чикаго), 1970. Соч. цит. Чанг, Рут. « Понимание Ди и Тянь: Божество и Небеса от Шан до династий Тан. Архивировано 28 июня 2017 года в Wayback Machine », стр. 13–14. Китайско-платонические документы , № 108. Сентябрь 2000 г. По состоянию на 27 декабря 2013 г.
- ^ Льюис, Марк . Ранние китайские империи: Цинь и Хань , с. 52. Архивировано 5 мая 2016 года в Wayback Machine . Белкнап Пресс ( Кембридж ), 2009. ISBN 978-0-674-02477-9 . По состоянию на 27 декабря 2013 г.
- ^ Чанг, «Понимание Ди и Тянь», 4–9.
- ^ Цянь [ Сыма , ] Записи великого историка Архивировано Wayback 15 июня 2022 года в Machine [«§6: Основные летописи первого императора Цинь»]. Размещено в Wikisource [китайский Wikisource], 2012. По состоянию на 27 декабря 2013 г. (на китайском языке)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бек, Би Джей Мансвелт. « Табуированный персонаж Первого императора и трехдневное правление короля Сяовэня: два спорных вопроса, поднятых в хрониках Цинь, обнаруженных в Шуйхуди в 1975 году. Архивировано 2 июня 2016 года в Wayback Machine ». Тунг Пао, 2-я серия, Том. 73, № 1/3 (1987), с. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бакстер, Уильям и др. Старая китайская реконструкция Бакстера-Сагарта. Архивировано 25 апреля 2012 года в Wayback Machine . 2011. По состоянию на 26 декабря 2013 г.
- ^ 《漢典》 . « 陛 Архивировано 27 декабря 2013 года в Wayback Machine ». 2013. По состоянию на 27 декабря 2013 г. (на китайском языке).
- ^ Hk.chicultural.net. « HKКитайская культура. Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine ». 破趙逼燕. Проверено 18 января 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сыма Цянь 1993 , стр. 35 и 59.
- ^ Исторические записи: Заметки о трех мастерах (на китайском языке). Шуо Сюэхань, 20 августа 2015 г., стр. 149. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 г. Проверено 7 февраля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рен Чанхун и др. Взлет и падение династии Цинь . Asiapac Books PTE Ltd., 2000. ISBN 981-229-172-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хуанг, Рэй. Китай: Издание истории макросов : 2, исправленное. (1987). Издательство ME Sharpe. ISBN 1-56324-730-5 , 978-1-56324-730-9 . п. 32.
- ^ Лю, Бувэй. Перевод Ноблока, Джона. Ригель, Джеффри. Анналы Люй Бувэя : Люй Ши Чунь Цю: полный перевод и исследование . (2000). Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3354-6 , 978-0-8047-3354-0 .
- ^ Бодде 1986 , стр. 42–43, 95.
- ^ Анналы Люй Бувея . Ноблок, Джон и Ригель, Джеффри Транс. Издательство Стэнфордского университета. 2001. ISBN 978-0-8047-3354-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: прочее ( ссылка ) с. 9 - ^ Бодде 1986 , стр. 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Донн, Лин. Донн, Дон. Древний Китай . (2003). Служба школы социальных исследований. Социальные исследования. ISBN 1-56004-163-3 , 978-1-56004-163-4 . п. 49.
- ^ «Император Цинь Шихуан, первый император Китая Ши Хуанди династии Цинь» . www.travelchinaguide.com . Архивировано из оригинала 29 января 2017 года . Проверено 2 февраля 2017 г.
- ^ Панселла, Пегги (1 августа 2003 г.). Цинь Ши Хуанди: первый император Китая . Библиотека Хайнемана-Рейнтри. ISBN 978-1-4034-3704-4 . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 21 октября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Исторические записи Сыма Цяня · Том 043 · Семья Чжао»: На шестом году правления короля Чжао Даосяна ему был пожалован титул лорда Чанъаня с титулом Рао.
- ^ Записи Великого ордена историков - Цинь Шихуан: На восьмом году жизни младший брат короля Чанъань Цзюнь, генерал Чэн Юй, напал на Чжао и восстал. Он остался в лагере, убил всех военных чиновников и переместил своих. людей в Линтао. Генерал погиб на стене, а его солдаты Тунлю и Пучао восстали и убили его тело. Если в реке водится большая рыба, легкая машина и тяжелая лошадь будут съедены. «Исторические записи Цинь Шихуана».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мах, Аделина Йен. (2003). Тысяча золотых: взросление с помощью китайских пословиц . Опубликовано ХарперКоллинз. ISBN 0-06-000641-2 , 978-0-06-000641-9 . стр. 32–34.
- ^ Записи великого историка, Том 6: Анналы Цинь Ши Хуана [1] Архивировано 14 апреля 2013 года в архиве . Сегодня 9-й год правления Цинь Ши Хуана приказал премьер-министрам Чанпин Цзюнь и Чанвэнь Цзюнь атаковать. Ай. Во время битвы в Сяньяне сотни людей были обезглавлены, и всем им был присвоен дворянский титул. Всем евнухам, участвовавшим в битве, также был присвоен первый уровень дворянства. Ай дождался поражения и бежал.
- ^ Элизабет, Джин. Уорд, лауреат. (2008). Песни и баллады Ли Хэ Чанга . ISBN 1-4357-1867-4 , 978-1-4357-1867-8 . п. 51
- ^ Ву, Хунг. Храм У Лян: идеология раннего китайского изобразительного искусства . Издательство Стэнфордского университета, 1989. ISBN 0-8047-1529-7 , 978-0-8047-1529-4 . п. 326.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хау, Стивен Г. (2007). Пекин – краткая история . Рутледж. ISBN 978-0-415-39906-7 . стр. 22–23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вик, Грегори. Паннелл, Клифтон В. (2007). География Китая: глобализация и динамика политических, экономических и социальных изменений . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 0-7425-5402-3 , 978-0-7425-5402-3 . стр. 57–58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чанг, Чун-шу (2007), Расцвет Китайской империи , том. 1: Нация, государство и империализм в раннем Чинаке ок. 1600 г. до н.э. – 8 г. н.э., Издательство Мичиганского университета, стр. 43–44, ISBN. 978-0-472-11533-4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шиджи историка Сыма Цяня (ок. 145–86 до н.э.), после Лю Аня в Хуайнаньцзы около 139 г. до н.э.: Собрал войска со всего мира, собрал их в Сяньяне, продал их как Чжунци Цзиньжэнь Двенадцать, взвесил каждого из них. с тысячами камней и разместил их во дворце. Один метод измеряет камень и фут. Карета находится на одном пути. Книга находится на одном и том же тексте.
«Он собрал оружие Всеподнебесной в Сяньяне , отлил его в двенадцать бронзовых фигур типа колокольчиков, каждая весом 1000 данов [около 70 тонн] и выставил их во дворце. Он унифицировал закон , веса и размеры, стандартизировали ширину оси карет и стандартизировали систему письма».
Цитируется Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X . - ^ Лэй, Хайцзун (23 апреля 2020 г.). Китайская культура и китайская армия . Издательство Кембриджского университета. стр. 13–14. ISBN 978-1-108-47918-9 .
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
- ^ Ховард, Анджела Фалько; Хун, Ву; Сун, Ли; Хун, Ян (1 января 2006 г.). Китайская скульптура . Издательство Йельского университета. п. 50. ISBN 978-0-300-10065-5 .
- ^ Барнс, Джина Л. (31 октября 2015 г.). Археология Восточной Азии: подъем цивилизации в Китае, Корее и Японии . Книги Оксбоу. п. 287. ИСБН 978-1-78570-073-6 .
- ^ Эльснер, Ясь (22 октября 2020 г.). Статуэтки: фигура и чувство масштаба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-886109-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гольдман, Мерл. (1981). Интеллектуалы Китая: советы и несогласие . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-11970-3 , 978-0-674-11970-3 . п. 85.
- ^ Чаурасия, Радхи Шьям. (2004). История современного Китая . Атлантические издатели и дистрибьюторы. ISBN 81-269-0315-5 , 978-81-269-0315-3 . п. 317.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ли-Сян Лиза Розенли. Эймс, Роджер Т. (2006). Конфуцианство и женщины: философская интерпретация . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-6749-X , 978-0-7914-6749-7 . п. 25.
- ^ Клементс 2006 , с. 131.
- ^ Твитчетт, Денис. Фэрбенк, Джон Кинг. Лоу, Майкл. Кембриджская история Китая: империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Издание: 3. Издательство Кембриджского университета, 1986. ISBN 0-521-24327-0 , 978-0-521-24327-8 . п. 71.
- ^ Сыма Цянь 2007 , стр. 74–75, 119, 148–49.
- ^ Нейнингер, Ульрих, конфуцианских мучеников Заживо погребая ученых: о происхождении легенды, нации и мифологии (в восточноазиатских цивилизациях. Новые попытки понимания традиций ), том. 2, 1983, ред. Вольфрам Эберхард и др., стр. 121–36. ISBN 3-88676-041-3 . http://www.ulrichneininger.de/?p=461 Архивировано 14 апреля 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Муровчик, Роберт Э. (1994). Китай: древняя культура, современная земля . Университет Оклахомы Пресс, 1994. ISBN 0-8061-2683-3 , 978-0-8061-2683-8 . п. 105.
- ^ Санфт, Чарльз (2014). «Очерк прогресса / 218 г. до н. э.: Третий прогресс» . Коммуникация и сотрудничество в раннем имперском Китае: пропаганда династии Цинь . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 79–84. ISBN 978-1438450377 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уинтл, Джастин Уинтл. (2002). Китай . Издательство Rough Guides. ISBN 1-85828-764-2 , 978-1-85828-764-5 . стр. 61, 71.
- ^ Клементс 2006 , стр. 102–103.
- ^ Хуанг, Рэй. (1997). Китай: макроистория . Издание: 2, переработанное, иллюстрированное. Издательство ME Sharpe. ISBN 1-56324-731-3 , 978-1-56324-731-6 . п. 44
- ^ Славичек, Луиза Чипли; Митчелл, Джордж Дж.; Матрей, Джеймс И. (2005). Великая Китайская стена . Издание информационной базы . п. 35 . ISBN 978-0-7910-8019-1 .
- ^ Эванс, Тэмми (2006). Великая Китайская стена: Пекин и Северный Китай. Брэдт Путеводитель. Брэдт Путеводители. п. 3. ISBN 978-1-84162-158-6
- ^ «Защита и стоимость Великой стены». Архивировано 17 июня 2013 года в Wayback Machine . Окно Пола и Бернис Нолл в мир. п. 3. Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Бербанк, Джейн; Купер, Фредерик (2010). Империи в мировой истории: власть и политика различий. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэйхью, Брэдли. Миллер, Корина. Английский, Алекс. Юго-Западный Китай: оживленный Юньнань и его экзотические соседи . Одинокая планета. ISBN 1-86450-370-X , 978-1-86450-370-8 . п. 222.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Онг, Сью Чей. Маршалл Кавендиш. (2006). Китай вкратце: 5000 лет истории и культуры . ISBN 981-261-067-7 , 978-981-261-067-6 . п. 17.
- ^ Айкман, Дэвид. (2006). Ци. Издательская группа. ISBN 0-8054-3293-0 , 978-0-8054-3293-0 . п. 91.
- ^ Фабрицио Прегадио. Энциклопедия даосизма . Лондон: Рутледж, 2008: 199.
- ^ «Цинь Шихуан: Безжалостный император, сжигавший книги» . Новости Би-би-си . 12 октября 2012 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Клементс 2006 , стр. 131, 134.
- ^ Лян, Юаньшэн. (2007). Легитимация новых порядков: примеры из мировой истории . Издательство Китайского университета. ISBN 962-996-239-X , 978-962-996-239-5 . п. 5.
- ^ Сыма Цянь 2007 , с. 82. «На седьмом месяце бинъинь Первый император скончался в Пинтае в Шацю».
- ^ . Xinhuanet.com Информационный бюллетень китайской археологии: Остатки платформы песчаной дюны, на которой умер Цинь Ши Хуан, все еще существуют. Архивировано 18 марта 2009 г. в Wayback Machine Xinhuanet. Проверено 28 января 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сеть, Обучение (11 мая 2022 г.). «Остаться в живых: как бессмертная медуза обманывает смерть» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Барме, Джереми Р. (2009). «Плоская Земля Китая: история и 8 августа 2008 г.» . Китайский ежеквартальный журнал . 197 : 64–86. дои : 10.1017/S0305741009000046 . hdl : 1885/52104 . ISSN 0305-7410 . S2CID 154584809 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 24 июня 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райт, Дэвид Кертис (2001). История Китая . Издательская группа Гринвуд. п. 49 . ISBN 978-0-313-30940-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тунг, Дуглас С. Танг, Кеннет. (2003). Более 36 стратагем: систематическая классификация, основанная на основных формах поведения . Траффорд Паблишинг. ISBN 1-4120-0674-0 , 978-1-4120-0674-3 .
- ^ Сыма Цянь 2007 , с. 54.
- ^ Клементс 2006 , с. 172.
- ^ «Исторические записи/Том 006 – Wikisource, бесплатная библиотека» . zh.wikisource.org года Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 31 июля 2022 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Исторические записи: Бенджи императора Гаозу», написанные Сыма Чжэнем в «Суойинь»: «В «Шаньвэнь» говорится, что отшельник Юнь Чжао Гао был представителем второго поколения, которое убило семнадцать братьев и установило нынешнего короля, поэтому второе поколение – это восемнадцатый сын».
- ^ Чжан Вэньли: «Критическая биография первого императора Цинь», Shaanxi People's Education Press, 1996, стр. 325-326.
- ^ УИЛЬЯМС, Арканзас (12 октября 2016 г.). «Открытия могут переписать историю терракотовых воинов Китая» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года.
- ^ Чувак, Джон. Терракотовая армия , Bantam Press, 2007 г., стр. 125. ISBN 978-0-593-05929-6 .
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. doi : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
Получите Мир Солдаты собрались в Сяньяне и продали их как двенадцать золотых людей Чжунци. Они взвесили тысячи камней и разместили их во дворце. Один метод взвесил камень, и колесницы шли по одному и тому же пути. с теми же словами «Он собрал оружие Поднебесной в Сяньяне , отлил его в двенадцать бронзовых фигур типа подставок для колоколов, каждая весом в 1000 ши, и выставил их во дворце. Он объединил их. систему стандартизировали и размеры , стандартизировали ширину оси экипажей и вес » письма закон , .
- ^ Хуанг, Рэй. (1997). Китай: макроистория . Издание: 2, переработанное, иллюстрированное. Издательство ME Sharpe. ISBN 1-56324-731-3 , 978-1-56324-731-6 . п. 37
- ^ Тиме, К. 2001. (перевод М. Уилла) Слои краски и пигменты на Терракотовой армии: сравнение с другими культурами древности . В: В. Юнци, З. Тинхао, М. Петцет, Э. Эммерлинг и К. Блансдорф (ред.) Полихромия античных скульптур и терракотовая армия первого китайского императора: исследования материалов, методов живописи и консервации . Памятники и достопримечательности III . Париж: ИКОМОС, 52–57.
- ^ «Темная история рекордной Терракотовой армии» . Книги рекордов Гиннесса . 11 марта 2022 г. Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Портал 2007 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Портал 2007 , с. 207.
- ^ Чувак, Джон. Терракотовая армия , Bantam Press, 2007 г., стр. 170. ISBN 978-0-593-05929-6 .
- ^ Леффман, Дэвид. Льюис, Саймон. Атья, Джереми. Мейер, Майк. Лант, Сьюзи. (2003). Китай . Издание: 3, иллюстрированное. Издательство Rough Guides. ISBN 1-84353-019-8 , 978-1-84353-019-0 . п. 290.
- ^ Найнингер, Ульрих (1983), «Заживо хоронить ученых: о происхождении легенды о конфуцианских мучениках», «Нация и мифология», в Эберхарде, Вольфраме (редактор), « Восточноазиатские цивилизации. Новые попытки понимания традиций», т. 2 , стр. 121–136. в Интернете Архивировано от 10 марта 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Эренлунд Соренсен, «Как первый император объединил умы современных историков: неадекватная критика источников в современных исторических трудах о китайском бронзовом веке». Монумента Серика , том. 58, 2010, стр. 1–30. онлайн. Архивировано 9 января 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Лоу, Майкл. Твитчетт, Денис. (1986). Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24327-0 .
- ^ Джулия Ловелл, (2006). Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э. Гроув Пресс. ISBN 0-8021-1814-3 , 978-0-8021-1814-1 . п. 65.
- ^ Источники китайской традиции: Том 1, С древнейших времен до 1600 года . Составлено Винг-цит Чаном и Джозефом Адлером. Издательство Колумбийского университета. 2000. с. 230. ИСБН 978-0-231-51798-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Цинь Шихуан: Безжалостный император, сжигавший книги» . Новости Би-би-си . 12 октября 2012 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Мао Цзэдун Шестьян Ван Суй! (1969), с. 195. Упоминается в книге «Управление Китаем» (2-е изд.) Кеннета Либерталя (2004).
- ^ Southerncrossreview.org. « Southerncrossreview.org. Архивировано 19 марта 2009 г. в Wayback Machine ». «Стена и книги». Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ NYTimes.com. « NYtimes.com. Архивировано 22 августа 2011 года в Wayback Machine ». Рецензия на фильм. Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ « IMDb-162866. Архивировано 31 июля 2018 года в Wayback Machine ». Император и убийца. Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ «Битва за Золотую пальмовую ветвь» . Новости Би-би-си . 17 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 8 ноября 2016 г.
- ^ « Герой» – Чжан Имоу (2002)» . Фильм Суфий . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ↑ Sina.com. « Sina.com.cn. Архивировано 16 января 2008 года в Wayback Machine ». Проверено 2 февраля 2009 года.
- ^ ТВБ. « TVB. Архивировано 7 февраля 2009 г. в Wayback Machine ». Шаг в прошлое ТВБ. Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ Видеонаблюдение. « Видеонаблюдение ». Назовите 30-серийный сериал. Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ «Событие в честь 4-й годовщины Fate/Grand Order «Fate/Grand Order Fes 2019 ~Chaldea Park~» [Отчет о событии, том 1]» . Новости режима Токио Отаку . 29 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 8 октября 2019 г. Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «DLC Rulers of China для Civilization 6 получила дату выхода в Steam и Epic» . PCGamesN . 12 января 2023 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Документальный шторм» . Архивировано из оригинала 10 августа 2010 года.
- ^ Historychannel.com. « Historychannel.com. Архивировано 18 июня 2008 г. на archive.today ». Первый император Китая. Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ «Запись 16-го тома манги Рагнарёк, впервые выпущенного в Мангамо» . IMDB . Проверено 10 марта 2023 г.
Библиография
Рано
- Сыма Цянь ( ок. 91 г. до н.э.). Записи великого историка
- Сыма Цянь (2007). Записи великого историка: династия Цинь . Перевод Рэймонда Доусона. Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-19-922634-4 .
- Сыма Цянь (2006). Уильям, Нинхаузер (ред.). Записи Великого Писца, т. 1: Наследственные дома доханьского Китая . Издательство Университета Индианы . ISBN 9780253340252 .
- Сыма Цянь (1994). Уильям, Нинхаузер (ред.). Записи Великого Писца I: Основные летописи доханьского Китая . Издательство Университета Индианы . ISBN 9780253340214 .
- Сыма Цянь (1993). Записи великого историка: династия Цинь . Перевод Бертона Уотсона (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0231081696 .
Современный
- Книги
- Барбьери-Лоу, Энтони Дж.; Йейтс, Робин Д.С. (2015). Закон, государство и общество в раннем имперском Китае . Синица Лейденсия. Том. 1. Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-30053-8 .
- Бодде, Дерк (1986). «Государство и империя Цинь». Ин Твитчетт, Деннис ; Лоу, Майкл (ред.). Кембриджская история Китая, Том 1: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Клементс, Джонатан (2006). Первый император Китая . Челтнем : Издательство Sutton Publishing . ISBN 978-0-7509-3960-7 .
- Коттерелл, Артур (1981). Первый император Китая: величайшая археологическая находка нашего времени . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN 978-0-03-059889-0 .
- Гиссо, RWL; Пагани, Кэтрин; Миллер, Дэвид (1989). Первый император Китая . Нью-Йорк: Birch Lane Press. ISBN 978-1-55972-016-8 .
- Льюис, Марк Эдвард (2007). Ранние китайские империи: Цинь и Хань . Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-02477-9 .
- Лоу, Майкл (2000). Биографический словарь периодов Цинь, Хань и Синь (221 г. до н. э. — 24 г. н. э.) . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-10364-1 .
- Лоу, Майкл (2004). Люди, управлявшие ханьским Китаем: компаньон к биографическому словарю периодов Цинь, бывшего Хань и Синь . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-13845-2 .
- Палудан, Энн (1998). Хроника китайских императоров: история правления правителей императорского Китая . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05090-3 .
- Портал, Джейн (2007). Первый император Терракотовой армии Китая . Лондон: Издательство Британского музея . ISBN 978-1-932543-26-1 .
- Верворн, Аат Эмиль (1990). «Хронология династий и периодов правления» . Люди скал и пещер: развитие китайской отшельнической традиции до конца династии Хань . Гонконг: Издательство Китайского университета . стр. 311–316. ISBN 978-962-201-415-2 .
- Уилкинсон, Эндимион (2018). История Китая: Новое руководство (5-е изд.). Кембридж: Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN 978-0-9988883-0-9 .
- Статьи
- Далл, Джек Л. (июль 1983 г.). «Антициньские повстанцы: здесь нет крестьянских лидеров». Современный Китай . 9 (3): 285–318. дои : 10.1177/009770048300900302 . JSTOR 188992 . S2CID 143585546 .
- Мюллер, Клавдий Корнелиус (29 мая 2021 г.). «Цинь Ши Хуан | Биография, достижения, семья, Объединенный Китай, гробница и факты» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc.
- Санфт, Чарльз (2008). «Прогресс и реклама в раннем Китае: Цинь Шихуан, ритуалы и общие знания». Журнал ритуальных исследований . 22 (1): 21–37. JSTOR 44368779 .
- Соренсен, Эренлунд (2010). «Как первый император объединил умы современных историков: неадекватная критика источников в современных исторических трудах о китайском бронзовом веке». Монумента Серика . 58 : 1–30. дои : 10.1179/пн.2010.58.1.001 . JSTOR 41417876 . S2CID 152767331 .
Дальнейшее чтение
- Бодде, Дерк (1967) [1938]. Первый объединитель Китая: исследование династии Цинь в жизни Ли Сы (280?–208 до н.э.) . Гонконг: Издательство Гонконгского университета . OCLC 605941031 .
- Леви, Жан (1987). Китайский император . Перевод Брея, Барбары . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт .
- Ю-нин, Ли, изд. (1975). Первый император Китая . Уайт-Плейнс: Международная пресса по искусству и наукам. ISBN 978-0-87332-067-2 .
Внешние ссылки
- Цинь Ши Хуан в Chinaknowledge
- СМИ, связанные с Цинь Шихуаном, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Цинь Шихуаном, в Wikiquote