Jump to content

Отравление китайским алхимическим эликсиром

В китайской алхимии отравление эликсирами относится к токсическому воздействию эликсиров бессмертия , содержащих металлы и минералы, такие как ртуть и мышьяк . В официальных «Двадцати четырех историях» записано множество китайских императоров , дворян и чиновников , которые умерли от приема эликсиров для продления своей жизни. Первым императором, умершим от отравления эликсиром, вероятно, был Цинь Ши Хуан (ум. 210 г. до н.э.), а последним был император Юнчжэн (ум. 1735 г. н.э.). Несмотря на общеизвестный факт, что зелья бессмертия могут быть смертельными , фанши и даосские алхимики продолжали практику изготовления эликсиров на протяжении двух тысячелетий.

Китайская гравюра на дереве с изображением алхимической печи для очистки Вайдан , 1856 г. Вайкэ тушуо 外科圖説 (Иллюстрированное руководство по внешней медицине)

Терминология

[ редактировать ]

Этимология إكسير английского эликсира происходит от средневекового латинского эликсира , от арабского « ( аль-`иксир ), вероятно, от древнегреческого ξήριον ( xḗrion высыхающий порошок для ран»). Эликсир возник в средневековой европейской алхимии, означая «Препарат, с помощью которого пытались превратить металлы в золото» ( эликсирный камень или философский камень ) или «Предполагаемое лекарство или сущность, обладающая свойством бесконечно продлевать жизнь» ( эликсир жизни). ). это слово было В переносном смысле расширено и стало означать «Суверенное лекарство от болезней. Поэтому оно было принято в качестве названия шарлатанских лекарств» (например, «Эликсир Даффи» ) и «Квинтэссенция или душа вещи; ее ядро ​​или тайный принцип». В современном использовании эликсир — это фармацевтический термин, обозначающий «подслащенный ароматический раствор спирта и воды, служащий средством для лекарств». [1] За пределами китайского культурного контекста отравление английским эликсиром обычно означает случайное заражение, как, например, массовое отравление сульфаниламидом эликсира в 1937 году в Соединенных Штатах.

Дан 丹 «киноварь; киноварь; эликсир; алхимия» — ключевое слово для китайских эликсиров бессмертия. Красная минералка киноварь ( данша 丹砂 букв. «Киноварный песок») в древности использовалась для производства пигмента киновари ( чжухун 朱紅) и элемента ртути ( шуйин 水銀 «водяное серебро» или гун 汞). [2]

Согласно Этимологическому словарю древнекитайского языка ABC , этимология современного стандартного китайского дана от древнекитайского *tān (< * tlan ?)丹 «красный; киноварь; киноварь», gān 矸 в dāngan 丹矸 от * tân-kân (< * tlan-klan ?) «киноварь; киноварная руда», а zhān от * tan 旃 «красный флаг» происходят от прото-кам-суй * h-lan «красный» или прото-сино-тибетского * tja-n или * тя-н «красный». * t- инициал и * t- или * k- Дублеты указывают на то, что этот предмет заимствовали древние китайцы. [3]

Сценарий Oracle для 丹 «киноварь»

Хотя слово дань 丹 «киноварь; красный» часто встречается в письме оракула поздней династии Шан (ок. 1600–1046 до н. э.), а также в письме на бронзовых изделиях и письме на печатях из династии Чжоу (1045–256 до н. э.), палеографы расходятся во мнениях относительно графического изображения. происхождение логографа и его древних вариантов 𠁿 и 𠕑. Ранние сценарии сочетают в себе точку 丶 или штрих ⼀ (изображающий кусок киновари) в середине окружающей рамки, которая, как говорят, представляет:

  • jǐng 井 «колодец» представляет собой шахту, из которой добывают киноварь» ( Шуовэнь Цзецзы )
  • «тигель даосских алхимиков» ( Леон Вигер )
  • «Содержимое квадратного сосуда» ( Бернхард Карлгрен )
  • «помещают в поднос или палитру для использования в качестве красного пигмента» (Ван Хунъюань王宏源)
  • «минеральный порошок на натянутой фильтровальной ткани» (Нидэм и Лу).

Многие названия китайских эликсиров представляют собой , например соединения дана , jīndān 金丹 (с «золотом»), что означает «золотой эликсир; эликсир бессмертия; питьевое золото » и xiāndān 仙丹 (с « даосским бессмертным ») «эликсир бессмертия; панацея», и shéndān 神丹 (с «духом; богом») «божественный эликсир». Бусу чжи яо 不死之藥 «лекарство бессмертия» было еще одним ранним названием эликсира бессмертия. Китайские алхимики liàndān 煉丹 (с «выплавкой; очищать») «приготовляли таблетки бессмертия», используя dāndong 丹鼎 (с « сосудом для приготовления пищи на треноге; котел »), «печь для приготовления таблеток бессмертия». Кроме того, древние китайцы считали, что другие вещества обеспечивают долголетие и бессмертие, в частности, линчжи 靈芝 « гриб ганодермы ».

Преобразование от основанного на химии вайдан 外丹 «внешний эликсир/алхимия» к основанному на физиологии нэйдан 內丹 «внутренний эликсир/алхимия» придало новые аналогичные значения старым терминам. Человеческое тело метафорически становится дин «котлом», в котором адепт выковывает Три Сокровища (сущность, жизненную силу и дух) в джиндань золотом эликсире внутри даньтянь 丹田 (с «полем») «нижней части живота». .

В раннем Китае алхимики и фармацевты были одним и тем же человеком. Традиционная китайская медицина также использовала менее концентрированные препараты киновари и ртути, а дан означает «таблетка; лекарство» в целом, например, даньфан 丹方 семантически изменилось с «рецепта на эликсир бессмертия» на «медицинский рецепт». Дэн был лексикализован в медицинские термины, такие как даньджи 丹劑 «приготовление таблеток» и даньяо 丹藥 «таблетки лекарства».

Китайские названия эликсиров бессмертия имеют параллели в других культурах и языках, например, индоиранская сома или хаома , санскритская амрита и греческая амброзия .

В китайской истории алхимическая практика приготовления эликсиров бессмертия из металлических и минеральных веществ началась примерно в 4 веке до нашей эры, в период позднего периода Воюющих государств , достигла пика в 9 веке нашей эры при династии Тан , когда умерли пять императоров, и, несмотря на общеизвестные сведения, Из опасностей отравление эликсиром продолжалось до династии Цин XVIII века .

Период Воюющих царств

[ редактировать ]

Самое раннее упоминание об алхимии в Китае встречается в связи с фанши («мастерами методов»), специалистами в области космологических и эзотерических искусств, нанятыми правителями IV века до нашей эры. [4]

жившие в III веке до нашей эры, Чжанго Цэ и Хань Фейцзы, записали историю о короле Чу Цинсяне (годы правления 298–263 до н.э.), которому подарили буси чжи яо 不死之藥 «лекарство бессмертия». Когда камергер нес эликсир во дворец, стражник спросил, съедобен ли он, и когда он ответил утвердительно, стражник схватил и съел его. Король был разгневан и приговорил стражу к смерти. Друг стражника пытался убедить короля, говоря: «В конце концов стражник спросил камергера, можно ли его съесть, прежде чем он его съест. Следовательно, вина лежит на камергере, а не на нем. Кроме того, то, что представил гость, было эликсир жизни, но если вы теперь казните своего слугу после его употребления, это будет эликсир смерти (и гость будет лжецом). Теперь вместо того, чтобы убить невиновного офицера, чтобы продемонстрировать ложное утверждение гостя, это будет эликсир жизни. было бы лучше отпустить охрану». Эта логика убедила короля оставить стражу в живых. [5]

Династия Цинь

[ редактировать ]

Цинь Шихуан , основатель династии Цинь (221–206 гг. до н.э.), боялся смерти и провел последнюю часть своей жизни в поисках эликсира жизни . Это привело к более поздним обвинениям в том, что он умер от отравления эликсиром. [6] Первый император также послал Сюй Фу отправиться с экспедиционным флотом в Тихий океан в поисках легендарной горы Пэнлай , где росло буси чжи шу 不死之樹 «дерево бессмертия», но они так и не вернулись.

династия Хань

[ редактировать ]

Интерес к эликсирам бессмертия возрос во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Император Ву (156–87 гг. до н. э.) нанимал множество алхимиков- фанши , которые утверждали, что могут производить легендарное вещество. В «Книге Хань» говорится, что около 133 г. до н. э. фанши Ли Шаоцзюнь сказал императору У: «Принеси жертву печи [ zao 竈], и ты сможешь вызывать «вещи» [то есть духов]. Вызови духов, и ты сможешь еды и питья. Тогда вы увеличите свою продолжительность жизни. сможете сделать сосуды для превратите порошок киновари в желтое золото. Из этого желтого золота вы [Пэнлай], что посреди моря, Тогда ты сможешь совершить жертвоприношения Фэн [封] и Шань [禅] и избежать смерти». [7]

Вэй Бояна ок. . 142 «Кантун ци» , считающаяся старейшей полной алхимической книгой, сохранившейся в любой культуре, повлияла на развитие эликсирной алхимии. В нем ртуть и свинец были указаны в качестве основных ингредиентов эликсиров, что ограничивало последующие потенциальные эксперименты и приводило к многочисленным случаям отравлений. Вполне возможно, что «многие из самых блестящих и творческих алхимиков пали жертвой собственных экспериментов, приняв опасные эликсиры». [8] Известна история Вэй Бояна о тестировании эликсиров на животных. Вэй отправился в горы, чтобы приготовить эликсир бессмертия, в сопровождении трех учеников, двое из которых были настроены скептически. Когда алхимия была завершена, он сказал: «Хотя золотой эликсир теперь готов, мы должны сначала проверить его, скормив его белой собаке. Если собака сможет летать после его приема, то он съедобен для человека; если собака умрет, тогда это не." Собака упала и умерла, но Вэй и его ученик Ю приняли лекарство и сразу умерли, после чего два осторожных ученика сбежали. Позже Вэй и Ю ожили, обрадовались своей вере, приняли еще эликсира и стали бессмертными. [9]

Прием эликсира впервые упоминается в c. 81 г. до н.э. Беседы о соли и железе . [10]

Шесть династий

[ редактировать ]

В бурный период Шести династий (220–589) эксперименты с наркотиками на себе стали обычным явлением, и многие люди пробовали принимать ядовитые эликсиры бессмертия, а также психоактивный препарат « Порошок для холодной еды» . В это время даосские алхимики начали фиксировать часто фатальные побочные эффекты эликсиров. В необычном случае непроизвольного отравления эликсиром императрица Цзя Наньфэн (257–300) была вынуждена покончить жизнь самоубийством, выпив «цзиньсяоцзю» 金屑酒 «вино с осколками золота». [11]

Даосский ученый Гэ Хун ок. 320 Баопузи перечисляет 56 химических препаратов и эликсиров, 8 из которых были ядовитыми, причем наиболее частым симптомом были видения от отравления ртутью. [12]

Люди, экспериментировавшие с алхимией Шести династий, часто имели разное понимание и намерения. Одну алхимическую формулу можно интерпретировать как «суицидальную, терапевтическую или символическую и созерцательную», а ее реализация может быть «уникальным, решающим событием или повторяющейся ритуальной фантасмагорией». [13]

Император Цзинь Ай (годы правления 361–365) умер в возрасте двадцати пяти лет из-за своего желания избежать старости. В «Книге Цзинь» говорится, что император практиковал бигу «избегание зерна» и употреблял алхимические эликсиры, но был отравлен в результате передозировки и «больше не знал, что происходит вокруг него». [14] В ироническом смысле император выполнил свое желание, поскольку эликсир «фактически не позволил ему повзрослеть». [15]

Император Даоу (годы правления 371–409), основатель династии Северная Вэй , осторожно интересовался алхимией и использовал осужденных преступников для клинических испытаний эликсиров бессмертия (например, Митридат VI Понтийский, годы правления 120–63 до н.э.). В «Книге Вэй» записано, что в 400 году он учредил должность Королевского алхимика, построил императорскую лабораторию для приготовления лекарств и эликсиров и зарезервировал Западные горы для поставок дров (используемых в алхимических печах). «Более того, он приказал преступникам, приговоренным к смертной казни, испытать (продукты) против их воли. Многие из них умерли, и (эксперименты не дали) решающего результата». [16]

Многие тексты периода Шести династий специально предупреждали о токсичности эликсиров. Например, школы Шанцин даосский фармаколог Тао Хунцзин в книге «499 Чжэньгао » (真誥, «Декларации совершенных») описывает прием эликсира из белого порошка.

Когда вы возьмете его полную лопаточку, вы почувствуете сильную боль в сердце, как будто вас туда ударили ножом. Через три дня вам захочется пить, а когда вы выпьете полное ху [около 50 литров], у вас перехватит дыхание. Когда это произойдет, это будет означать, что вы мертвы. Когда твое тело будет выложено, оно внезапно исчезнет, ​​и останется только твоя одежда. Таким образом, вы станете бессмертным, освобожденным средь бела дня посредством своего пояса. Если человек знает название снадобья (или, может быть, тайные названия его ингредиентов), он не почувствует боли в сердце, но, выпив полную ху, все равно умрет. Когда он умрет, он поймет, что оставил свой труп под собой на земле. В свое время придут нефритовые юноши и девушки с лазурной каретой, чтобы увезти его. Если кто-то желает задержаться в мире, ему следует строго контролировать употребление алкоголя в течение тех трех дней, когда он чувствует боль в сердце. Эту формулу можно использовать всей семьей. [17]

В этом контексте Стрикманн говорит, что потенциальный даосский алхимик должен был быть сильно мотивирован верой и твердой уверенностью в своей посмертной судьбе, по сути, «он совершит самоубийство священными средствами». Ученик Тао Хунцзина Чжоу Цзилян (周子良) (497–516) неоднократно видел видения божеств Маошань, которые говорили, что его судьба — стать бессмертным, и велели ему совершить ритуальное самоубийство с помощью ядовитого эликсира, состоящего из грибов и киновари. [18] В 517 году Тао отредактировал « Чжоуши минтун цзи» 周氏冥通記 («Записи общения г-на Чжоу с невидимым»), подробно описывая видения своих учеников.

император династии Лян Основатель У (годы правления 502–549) с осторожностью относился к приему эликсиров бессмертия. Он и Тао Хунцзин были старыми друзьями, и в «Истории южных династий» говорится, что император попросил его изучить алхимию эликсиров. После того как Тао освоил тайное искусство изготовления эликсиров, его забеспокоила нехватка материалов. «Итак, император снабдил его золотом, киноварью, медным купоросом, реальгаром и так далее. Когда процесс был завершен, эликсиры имели вид инея и снега и действительно облегчали тело. Император принял эликсир и обнаружил это эффективно». [19] Тао провел свои последние годы, работая над различными эликсирами, и подарил три императору, который отказался от эликсиров бессмертия от Дэн Юя 鄧郁 (который утверждал, что прожил 30 лет без еды, потребляя только кусочки слюды в речной воде).

Император Вэньсюань (годы правления 550–559) из династии Северная Ци был одним из первых скептиков в отношении эликсиров бессмертия. Он приказал алхимикам приготовить Цзюхуань Цзиньдан 九還金丹 (Девятикратный циклически трансформируемый эликсир), который хранил в нефритовой шкатулке, и объяснил: «Я все еще слишком люблю мирские удовольствия, чтобы немедленно полететь на небеса… Я собираюсь выпить эликсир только тогда, когда умру». [20]

Династия Тан

[ редактировать ]

По крайней мере пять императоров династии Тан (618–907) были выведены из строя и убиты эликсирами бессмертия. Тан 9-го века В императорском порядке преемственности две пары императоров отец-сын умерли от эликсиров: сначала Сяньцзун (годы правления 805–820) и Музонг (годы правления 820–824), затем Уцзун (годы правления 840–846) и Сюаньцзун. (годы правления 847–859). В исторических повторениях недавно взошедший на трон император, по понятным причинам, казнил даосских алхимиков, чьи эликсиры убили его отца, а затем впоследствии настолько поверил в других шарлатанов, что употребил их ядовитые эликсиры. [15]

Император Сяньцзун (годы правления 805–820) косвенно погиб из-за отравления эликсиром. В «Сюй Тунчжи» (Приложение к «Историческим сборникам») говорится: «Введенный в заблуждение высказываниями алхимиков, [Сяньцзун] проглотил золотые эликсиры, и его поведение стало совершенно ненормальным. Его легко обижали те чиновники, с которыми он ежедневно встречался, и, следовательно, тюрьмы. осталось мало свободного места». [21] В ответ чиновник написал памятник трону 819 года , в котором говорилось:

Однако в последние годы (столицу) наводнило множество фармацевтов и алхимиков... рекомендуя друг друга направо и налево со все более дикими и экстравагантными требованиями. А если бы действительно существовали бессмертные и учёные, обладающие Дао, не скрыли бы они свои имена и не спрятались бы в горных ущельях, вдали от человеческого познания? ... Лекарства древних мудрецов предназначались для лечения телесных болезней и не предназначались для постоянного приема, как еда. Тем более эти металлические и минеральные вещества, полные жгучего яда! ... В старину, как говорит Ли Цзи , когда принц принимал лекарство, его министр первым пробовал его, а когда родитель болел, его сын делал то же самое. Министры и сыновья находятся в таком же положении. Я смиренно молюсь, чтобы все те люди, у которых есть эликсиры, изготовленные из преобразованных металлов и минералов, а также те, кто рекомендует их, были вынуждены сначала употреблять (их собственные эликсиры) в течение одного года. Такое исследование отличит истину от лжи и автоматически прояснит дело путем эксперимента. [22]

После того, как император отклонил эту апелляцию, дворцовые евнухи Ван Шоучэн и Чэнь Хунчжи (陳弘志) убили его в 820 году.

Когда на престол взошел сын и преемник Сяньцзуна император Музонг (годы правления 820–824), он казнил алхимиков, отравивших его отца, но позже начал сам принимать эликсиры бессмертия. Чиновник написал Музонгу мемориал 823 года, в котором предупреждал:

Лекарства предназначены для лечения болезней, и их нельзя принимать в пищу. ... Даже когда человек болен, лекарства следует применять с большой осторожностью; тем более, когда человек не болен. Если это верно для простых людей, то тем более это верно для императора! Ваш императорский предшественник поверил чепухе алхимиков и поэтому заболел; это ваше величество уже слишком хорошо знает. Как Ваше Величество могло повторить ту же ошибку? [23]

Император оценил эти доводы, но вскоре заболел и умер от отравления. Дворцовые евнухи предположительно использовали ядовитые эликсиры, чтобы убить молодого преемника Музонга, императора Цзинцзуна (годы правления 824–827). [24]

Следующим танским императором, умершим от отравления эликсиром, был Уцзун (годы правления 840–846). Согласно Старой книге Тан , «Император [Уцзун] благоволил алхимикам, принимал некоторые из их эликсиров, развивал искусство долголетия и лично принимал (даосские) талисманы. Лекарства сделали его очень раздражительным, он потерял всякий нормальный самоконтроль в радость или гнев; наконец, когда его болезнь ухудшилась, он не мог говорить по десять дней». Канцлер Ли Дэю и другие просили аудиенции у императора, но он отказался и впоследствии умер в 846 году. [25]

Преемник Уцзуна, император Сюаньцзун (годы правления 846–859), к удивлению, также умер от отравления эликсиром. Сюаньцзун стал покровителем некоторых даосов, которые изобретали эликсиры бессмертия растительного происхождения, возможно, потому, что его отец Вузун умер от отравления металлическими и минеральными эликсирами. [26] В Новой книге Тан записано, что император получил винную настойку плюща (常春藤, Hedera helix ), которая, как утверждал даосский адепт Цзян Лу 姜攎, делала седые волосы черными и обеспечивала долголетие. Однако, когда император услышал, что многие люди умерли насильственной смертью, выпив настойку плюща, он прекратил ее прием. Цзян был публично опозорен, и император удовлетворил его просьбу поискать в горах подходящее растение, но больше он так и не появился. [27] Согласно « Дунгуань цзоцзи» 890 года («Записи мемориалов из Восточной библиотеки»), «медицинский чиновник Ли [Сюаньбо] подарил императору [Сюаньцзуну] киноварь, нагретую и подавленную огнем, чтобы добиться от него благосклонности. Таким образом, вся язвенная болезнь императора была приписана его преступлению». [28]

Помимо императоров, многие танские литераторы алхимией интересовались . Оба Ли Бай [29] и Бай Цзюйи [30] писал стихи о Кантунской ци и алхимических эликсирах. Другие поэты, в том числе Мэн Хаожань , Лю Юйси и Лю Цзунъюань , также упоминали о приготовлении эликсира в своих произведениях. [31]

Влиятельный танский врач и алхимик Сунь Сымяо ок. 640 алхимический Тайцин чжэньжэнь дадан 太清真人大丹 («Основы великой чистоты эликсиров. Руководства для пероральной передачи») рекомендует 14 формул эликсиров, которые он нашел успешными, большинство из которых кажутся ядовитыми и содержат в качестве ингредиентов ртуть и свинец, если не мышьяк. [32] Сан медицинский c. 659 Цяньцзинь Ифан 千金要方 (Дополнение к «Тысяче золотых средств») категорически утверждает, что ртуть, реальгар, аурипигмент, сера, золото, серебро и купорос ядовиты, но назначал их в гораздо больших количествах для эликсиров, чем для лекарств. В отличие от употребления растворимого мышьяка (как в грунтовых водах ), при употреблении в пищу порошкообразного мышьяка «может быть достигнута поразительная степень толерантности», и Сунь Сымяо мог подумать, что, когда люди достигнут уровня, «приближающегося к уровню бессмертных, их тела будут больше не быть восприимчивым к яду». [33]

Танские алхимики хорошо знали об отравлении эликсирами. c. VIII–IX веков Чжэньюань мяодао яолюэ 真元妙道要略 (Краткий обзор основ таинственного Дао истинного происхождения) перечисляет 35 распространенных ошибок при приготовлении эликсиров: случаи, когда люди умирали от употребления эликсиров, приготовленных из киновари, ртути, свинца и серебро; случаи, когда люди страдали от фурункулов на голове и язв на спине в результате употребления киновари, приготовленной путем обжига ртути и серы, а также случаи, когда люди серьезно заболевали, выпивая расплавленный «жидкий свинец». [34] c. 850 Сюаньцзе лу 玄解錄 («Запись о таинственных противоядиях»), известная как старейшая в мире печатная книга на научную тему, рекомендует мощную травяную композицию, которая служит как эликсиром, так и противоядием при обычном отравлении эликсирами. [35] Процедура приготовления Шоусянь уцзы ван 守仙五子丸 (таблетки из пяти трав, сохраняющих бессмертие) заключается в том, чтобы взять по 5 унций индийского крыжовника , дикой малины , повилики , ягод с пятью ароматами и широколистного подорожника и растереть их в муку. Смешайте его с соком шиповника и соком ложной ромашки и высушите. Нагрейте миндаль и хорошее вино в серебряном сосуде, добавьте наперстянку , тофу и «оленьий клей». Смешайте это с пятью травами и высушите в маленькие таблетки. Обычная дозировка составляет 30 таблеток в день, запивая вином, но при приеме лекарства следует избегать употребления свинины, чеснока, горчицы и репы. [35]

В период Тан китайские алхимики разделились на две школы взглядов на отравление эликсирами. Первые вообще игнорировали опасность яда и считали неприятные симптомы после приема эликсира признаком его эффективности. c. VI века Тайцин шиби цзи 太清石壁記 (Записи Камни Камня) описал побочные эффекты и рекомендовал методы принесения облегчения.

Если после приема эликсира у вас чешется лицо и тело, как будто по ним ползают насекомые, если у вас отекают руки и ноги, если вы не переносите запах еды и поднимаете ее после того, как съели ее, если вы чувствуете, что вас будет тошнить большую часть времени, если вы почувствуете слабость в четырех конечностях, если вам придется часто ходить в уборную или если у вас сильно болят голова или желудок — не тревожьтесь и не беспокойтесь. Все эти эффекты — всего лишь доказательства того, что эликсир, который вы принимаете, успешно рассеивает ваши скрытые расстройства. [36]

Многие из этих симптомов характерны для отравления металлами: образование мурашек , отеки и слабость конечностей, приводящие позднее к инфицированным фурункулам и язвам, тошнота, рвота, боли в желудке и животе, диарея и головные боли. [37] Для облегчения побочных эффектов, когда эликсир подействует, Тайцин шиби цзи рекомендует принимать горячие и холодные ванны и пить смесь зеленого лука, соевого соуса и вина. осиное гнездо, молочай , печать Соломона и эфедру и принять одну дозу. Если это не приносит облегчения, то следует соединить и сварить в лекарство [38]

Вторая школа алхимиков признавала ядовитость некоторых металлических и минеральных компонентов эликсиров и пыталась либо нейтрализовать их, либо заменить менее опасными растительными веществами. [39] VIII века Например, в «Чжан чжэньжэнь цзиньши линша лунь» 張真人金石靈沙論 («Беседы адепта Чжана о металлах, минералах и киновари») подчеркивалась ядовитая природа золота, серебра, свинца, ртути и мышьяка и описывались свидетельства много случаев преждевременной смерти, вызванных употреблением киновари. Однако Чжан считал, что яды можно сделать безвредными, если правильно выбрать и объединить вспомогательные и дополнительные ингредиенты; например, золото всегда следует использовать вместе с ртутью, а серебро можно использовать только в сочетании с золотом, карбонатом меди и реальгаром для приготовления золотого эликсира джиндан . [40] Многие танские писатели-алхимики вернулись к моде использовать малоизвестные синонимы ингредиентов, возможно, из-за тревожного количества отравлений эликсирами и желания отговорить алхимиков-любителей от экспериментов на себе. [41] К концу династии Юань (1271–1368) более осторожные алхимики обычно меняли ингредиенты эликсиров с минералов и металлов на растения и животных. [42]

Поздний Тан или ранний Сун Хуанди цзюдин шэньдан цзинцзюэ 黄帝九鼎神丹經訣 (Объяснение к Руководству Желтого Императора по магическому эликсиру девяти сосудов) говорит: «Все древние мастера (буквально мудрецы) достигли долголетия и сохранили свою жизнь ( букв. кости) при употреблении эликсиров, но более поздние ученики (букв. учёные) в результате их приема умирали и разрушались». В трактате объясняются секретные древние методы обезвреживания ингредиентов эликсира путем обработки их вином, приготовленным из целомудрия листьев и корней , или селитрой и уксусом. Другой способ якобы удаления яда из ртути заключался в том, чтобы поместить ее в трехлетнее вино, добавить нашатырный спирт и кипятить в течение 100 дней. [43]

Пять династий

[ редактировать ]

Два правителя умерли от отравления эликсиром в период Пяти династий (907–979) в результате политических беспорядков после свержения династии Тан. Чжу Вэнь или император Тайцзу (годы правления 907–912), основатель династии Поздняя Лян , стал серьёзно выведен из строя в результате отравления эликсиром и стал жертвой заговора с целью убийства. Ли Бянь или император Лиецзу (годы правления 937–943), основатель королевства Южный Тан , принимал эликсиры бессмертия, которые делали его раздражительным и смертельно больным. [44]

Даосский адепт Чэнь Туан (ум. 989) посоветовал двум императорам не беспокоиться об эликсирах, а направить свои мысли на улучшение государственного управления: Чай Жун или император Шицзун из Поздней Чжоу в 956 году, а затем император Тайцзу из Сун в 976 году. [45]

Династия Сун

[ редактировать ]

После своего расцвета при династии Тан даосская алхимия продолжала процветать в период династии Сун (960–1279). Однако, поскольку от отравления эликсиром умерли шесть танских императоров и многие придворные чиновники, алхимики Сун проявляли большую осторожность не только в составе самих эликсиров, но и в попытках найти фармацевтические методы противодействия токсическому воздействию. Количество ингредиентов, используемых в формулах эликсиров, было уменьшено, и возникла тенденция вернуться к древней и сложной терминологии Кантунци , возможно, для того, чтобы скрыть процессы от опрометчивых и невежественных операторов. Психофизиологическая нейдан- алхимия становилась все более популярной, чем лабораторная вайдан -алхимия. [46]

Во времена династии Сун практика употребления металлических эликсиров не ограничивалась императорским двором и распространялась на всех, кто был достаточно богат, чтобы платить. Автор и чиновник Е Мэндэ (1077–1148) описал, как двое его друзей умерли от эликсиров бессмертия за одно десятилетие. Сначала Линь Яньчжэнь, который хвастался своим здоровьем и мускульной силой, в течение трех лет принимал эликсир. «После этого в его груди появились язвы, сначала возле волос размером с рисовое зерно, затем через пару дней его шея опухла. так что подбородок и грудь казались непрерывными». Линь умер после десяти месяцев страданий, и врачи обнаружили, что в его гное и крови накопился порошок киновари. Во-вторых, всякий раз, когда Се Рэнбо «слышал о ком-то, у кого есть немного киновари, подожженной огнем, он шел за ней, не заботясь о расстоянии, и его единственным страхом было то, что ему не хватит киновари». У него также появились язвы на груди. Хотя его друзья заметили изменения в его внешности и поведении, Се не осознавал, что он был отравлен, «пока внезапно это не обрушилось на него, как буря ветра и дождя, и он умер за одну ночь». [47]

Ученый и государственный деятель Шэнь Куо в своей книге «1088 эссе о бассейне снов» предположил, что соединения ртути могут быть ценны с медицинской точки зрения и нуждаются в дальнейшем изучении, что предвещает использование соединений металлов в современной медицине, таких как ртуть в сальварсане при сифилисе или сурьма при висцеральном лейшманиозе . Шен говорит, что его двоюродный брат однажды превратил киноварь в эликсир, но один из его учеников по ошибке съел остаток, впал в бред и умер на следующий день.

Киноварь — чрезвычайно хорошее лекарство, и ее может принимать даже новорожденный ребенок, но если ее подвергнуть воздействию тепла, она может убить (взрослого) человека. Если мы рассмотрим изменение и превращение противоположностей друг в друга, то, поскольку (киноварь) может быть превращена в смертельный яд, почему бы ей также не превратиться во что-то чрезвычайно полезное? Поскольку он может превратиться во что-то убивающее, есть веские основания полагать, что он может иметь образец-принцип [ li ] спасения жизни; просто мы еще не научились искусству (делать это). Таким образом, мы не можем отрицать возможность существования методов превращения людей в пернатых бессмертных, но нам следует быть очень осторожными в том, что мы делаем. [48]

Су Ши (1037–1101), учёный и фармаколог династии Сун, был знаком с утверждениями алхимиков о продлении жизни, но написал в письме: «Недавно я получил киноварь (эликсир), которая показывает самый замечательный цвет, но я не могу набраться смелости, чтобы попробовать это». [49]

Судебно -медицинский эксперт Сун Ци был знаком с последствиями отравления металлами, и его c. 1235 Собраний случаев несправедливости Исправленное руководство для коронеров дает тест на отравление ртутью: погрузите кусок золота в кишечник или ткани и посмотрите, не образуется ли поверхностная амальгама . Он также описывает колики, судороги и выделения крови при отравлении мышьяком и дает несколько противоядий, включая рвотные средства.

Династия Мин

[ редактировать ]
Китайская гравюра на дереве, изображающая практику нэйдан «Помещение чудесного эликсира в треножник дин », 1615 г. Синмин гуйчжи (Указатели на духовную природу и телесную жизнь)

Власти династии Мин (1368–1644) категорически не одобряли эликсиры бессмертия, но император Цзяцзин (годы правления 1521–1567) предположительно умер от их употребления. Император интересовался искусством бессмертия и очень доверял даосским врачам, магам и алхимикам. Некто по имени Ван Цзинь 王金, назначенный лечащим врачом в Императорской медицинской академии, убедил императора, что еда и питье из сосудов, сделанных из алхимического золота и серебра, принесут бессмертие, но это привело лишь к его смерти. . Ван бежал, но был пойман и сослан на границу в 1570 году. [50]

Ли Шичжэня 1578 года В классическом «Компендиуме Материи Медика» обсуждается историческая традиция производства золотых и киноварных эликсиров и делается вывод: «(алхимики) никогда не поймут, что человеческое тело, которое процветает на воде и злаках, неспособно выдержать такие тяжелые вещества, такие как золото и другие минералы, в желудке и кишечнике на какое-то время, как слепо в погоне за долголетием вместо этого потерять жизнь!». [51] В другом разделе Ли критикует алхимиков и фармакологов за увековечивание веры в ртутные эликсиры.

Я не могу назвать количество людей, которые начиная с периода Шести династий (3-6 века) настолько жаждали жизни, что забрали (ртуть), но все, что произошло, это то, что они навсегда ухудшили свое здоровье или погибли. Мне нет нужды упоминать алхимиков, но я не могу вынести, когда эти ложные утверждения содержатся в фармакопеях. Однако, хотя ртуть нельзя принимать внутрь, нельзя игнорировать ее использование в качестве лекарства. [52]

Династия Цин

[ редактировать ]

Император из династии Цин Юнчжэн (годы правления 1722–1735) был последним китайским правителем, который, как известно, умер от отравления эликсиром. Он был суеверным человеком, на которого влияли знамения и предзнаменования, и твердо верил в даосские методы долголетия. Считается, что прием эликсиров бессмертия стал причиной его внезапной смерти в 1735 году. [53]

Исторические интерпретации

[ редактировать ]

Китайская традиция использования токсичных тяжелых металлов в эликсирах бессмертия имеет исторические параллели в аюрведической медицине . Раса шастра — это практика добавления металлов и минералов в лекарственные травы, расаяна — алхимическая традиция, в которой ртуть и киноварь использовались для продления жизни, расешвара — традиция, пропагандирующая использование ртути для того, чтобы сделать тело бессмертным, а самскара — это процесс, согласно которому для детоксикации тяжелых металлов и токсичных трав.

Историки китайской науки Джозеф Нидэм и Хо Пэн-Йок написали плодотворную статью о ядовитых алхимических эликсирах. [54] Основываясь на ранних китайских описаниях отравления эликсирами, они убедительно продемонстрировали тесное соответствие известным медицинским симптомам отравления ртутью , отравлением свинцом и отравлением мышьяком . Сравните исторические описания императора Цзинь Ая (ум. 365), который «больше не знал, что происходит вокруг него», и императора Тан Уцзуна (ум. 846), который был «очень раздражителен, терял всякий нормальный самообладание в радости или гневе». ... он не мог говорить в течение десяти дней подряд» с характерными психологическими последствиями отравления ртутью: прогрессированием от «ненормальной раздражительности до идиотических, меланхолических или маниакальных состояний». [55] Нидэм и его коллеги далее обсуждали отравление эликсиром в серии «Наука и цивилизация в Китае» . [56]

Хотя отравление китайским эликсиром может заставить некоторых отвергнуть китайскую алхимию как еще один пример человеческой глупости в истории, Хо Пэн-Йок и Ф. Питер Лисовски отмечают ее положительный аспект в китайской медицине. Осторожность, проявленная к отравлению эликсирами, позже привела к тому, что китайская алхимия «незаметно перешла» в ятрохимию , приготовление лекарств химическими методами, «другими словами, химиотерапию ». [42]

Недавнее исследование показало, что китайские императоры жили сравнительно недолго: средний возраст на момент смерти императоров составлял 41,3 года, что было значительно ниже, чем у буддийских монахов (66,9 лет) и традиционных китайских врачей (75,1 года). Причинами имперской смерти были естественные болезни (66,4%), убийства (28,2%), отравление наркотиками (3,3%) и самоубийство (2,1%). Убийство привело к значительно более низкому возрасту смерти (средний возраст 31,1), чем болезнь (45,6), самоубийство (38,8) или отравление наркотиками (43,1, с упоминанием Цинь Шихуана, принимавшего ртутные таблетки бессмертия). Образ жизни, по-видимому, был определяющим фактором: 93,2% исследованных императоров злоупотребляли алкоголем, сексуальной активностью или тем и другим. [57] Исследование не касается китайской веры в то, что сульфиды мышьяка, реальгар и аурипигмент, часто используемые в эликсирах бессмертия, обладают свойствами афродизиака. [58]

Гипотетические объяснения

[ редактировать ]

Важный вопрос остается без ответа. Если коварная опасность отравления алхимическими эликсирами была общеизвестна, почему люди продолжали употреблять их на протяжении веков? Джозеф Нидэм и его сотрудники предложили три гипотетических объяснения, а Мишель Стрикманн предложил другое.

Первоначальное волнение

[ редактировать ]

Первое объяснение Нидэма и Лу заключается в том, что многие алхимические минеральные препараты были способны вызывать «первоначальное возбуждение» или временное чувство благополучия, обычно связанное с потерей веса и повышением либидо . Эти предварительные тонизирующие эффекты могли действовать как своего рода «приманка», заманивающая принимающего эликсир еще глубже в состояние опьянения веществами , вплоть до смерти. [59] В китайских медицинских текстах зафиксировано, что реальгар (дисульфид мышьяка) и аурипигмент (трисульфид мышьяка) являются афродизиаками и стимулируют фертильность, а эликсир киновари и серы увеличивает продолжительность жизни, предотвращает голод и «облегчает тело» (а именно, циншэн 輕身, который является распространенным описание эффектов эликсира). [58]

Вино, как говорилось выше, предписывалось пить как при приеме таблеток эликсира, так и для облегчения неприятных побочных эффектов отравления эликсиром. Нидхэм и Лу далее предполагают возможность того, что эликсирная алхимия включала галлюциногенные вещества , предварительно идентифицируя буси чжи яо 不死之藥 «наркотик бессмертия» как мухомор , а буси чжи шу 不死之樹 «дерево бессмертия» как березу . [60] Эликсир, который ученик Тао Хунцзина Чжоу Цзилян принял для самоубийства, «вероятно, содержал галлюциногенные и токсичные грибы». [61] В наши дни реальгаровое вино традиционно употребляют в рамках Фестиваля лодок-драконов . [ нужна ссылка ]

Неподкупность

[ редактировать ]
Нефритовый погребальный костюм короля Наньюэ ) Чжао Мо (ум. 122 г. до н.э.
Сохранившееся тело Синь Чжуя (ум. 163 г. до н.э.)

Очевидная неподкупность трупа принимающего эликсир - это второе объяснение Нидхэма и Лу стойкой веры в эликсиры бессмертия. Они предполагают, что в некоторых случаях тело не разлагалось, потому что умерший умер от отравления ртутью или мышьяком, который, как известно в судебно-медицинской экспертизе, часто предохраняет труп от разложения. [ нужна ссылка ] Для верующего в даосские лекарства бессмертия, даже если принимавший эликсир безошибочно умер, если труп был сравнительно неразложившимся, это можно было интерпретировать как доказательство того, что адепт стал хсианским бессмертным , а также как доказательство эффективности алхимического эликсира. [62]

Окончательная нетленность была древней китайской верой, связанной с нефритом, золотом и киноварью. Баопузи телу говорит: «Когда золото и нефрит вставлены в девять отверстий, трупы не разлагаются. Когда соль и рассол впитываются в плоть и костный мозг, сушеное мясо не портится. Поэтому, когда люди глотают вещества, которые могут принести пользу их и удлиняют свои дни, почему должно быть странно, что (некоторые из них) даруют вечную жизнь?» Считалось, что отмена разложения демонстрирует силу эликсиров, «тленных облекающихся в нетленность». [63] Китайские погребальные костюмы из нефрита — более известный пример использования минерала для сохранения трупов.

Существует вероятность того, что Сунь Сымяо (вверху) умер от приема ртутных эликсиров. [34] Согласно агиографии Суня в « Сюсянь чжуань» X века續仙傳 («Дальнейшие биографии бессмертных»), после его смерти в 682 году не было никаких видимых признаков гниения: «По прошествии более месяца в его внешности не произошло никаких изменений. , и когда труп подняли, чтобы положить в гроб, он был легким, как (свертка) пустой одежды». [64]

Истории о нетленности пользователей эликсира не были только мифом, и недавние археологические данные показали, что древние китайцы знали, как «добиться почти вечного сохранения». [ нужна ссылка ] При раскопках гробницы в Мавандуе в 1972 году было обнаружено чрезвычайно хорошо сохранившееся тело Синь Чжуй или госпожи Дай, которое напоминало тело «человека, умершего всего неделю или две назад». [65] Последующее вскрытие ее трупа выявило «аномально высокий уровень» ртути и свинца во внутренних органах. [66]

Временная смерть

[ редактировать ]

Третьим оправданием Нидхэма и Лу приема ядовитых эликсиров является «временная смерть», вызванная наркотиками, возможно, транс или кома. В классической легенде (вверху) о Вэй Бояне, выпившем эликсир бессмертия, он, кажется, умирает, впоследствии оживает и принимает еще эликсир, чтобы достичь бессмертия.

Баопузи , который может вернуть труп к жизни: «Если вы хотите воскресить тело, которое описывает разноцветный эликсир девятикратного сияния на основе пяти минералов не было мертвым в течение трех дней, ополосните труп раствором одной лопаточки синий эликсир, открой ему рот и вставь еще одну полную лопатку, он немедленно оживет». [67]

Тандаосский текст предписывает принимать эликсир в дозах, равных половине просяного зерна, но добавляет: «Если человек искренне решителен и осмелится принять всю лопаточку сразу, он временно умрет [ zànsϐ 暫死] на полдня или около того, а затем вернуться к жизни, как человек, просыпающийся ото сна. Однако это крайне опасно». [68]

Ритуальное самоубийство

[ редактировать ]

Мишель Стрикманн, исследователь даосизма и буддизма, проанализировал хорошо задокументированную алхимию школы Шанцин в откровениях Маошань и в жизни Дао Хунцзина и пришел к выводу, что ученым необходимо пересмотреть западный стереотип о «случайном отравлении эликсиром», который предположительно относилось к «заблудшим алхимикам и их ничего не подозревающим имперским покровителям». Поскольку даосская литература Шести династий и периода Тан тщательно, «даже с восторгом» описывала смертельно токсичные свойства многих эликсиров, Стрикманн предположил, что некоторые из зарегистрированных алхимических смертей были преднамеренными ритуальными самоубийствами . [69] Два рецензента не согласились с выводами Стрикмана. Первый задается вопросом, почему он защищает логику алхимического самоубийства, а не просто принимает идею случайного отравления эликсиром, и говорит, что Тао Хунцзин никогда не экспериментировал с алхимией достаточно серьезно, чтобы самому совершить самоубийство, - но не упоминает главный пример Стрикмана: ученика Тао Чжоу Цзилян, который Сообщается, что божества Шанцина приказали приготовить ядовитый эликсир и покончить жизнь самоубийством, чтобы достичь бессмертия. [70] Во второй главе глава Стрикмана описывается как «одна из самых полных и полезных» в томе и утверждается, что он доказывает, что «почти нелепо предполагать, что даос (простолюдин или император) мог умереть от случайного отравления эликсиром». [71]

См. также

[ редактировать ]
  • Нидэм, Джозеф; Хо, Пин-Юй (1970) [1959]. «Отравление эликсиром в средневековом Китае». Янус . 48 : 221–251. Перепечатано в журнале «Клерки и мастера в Китае и на Западе: лекции и выступления по истории науки и техники» , Cambridge University Press , стр. 316–339.
  • Нидэм, Джозеф ; Лу, Гвей-джен (1974). Наука и цивилизация в Китае . Том 5: Химия и химическая технология. Часть 2, Спагирические открытия и изобретения: Магии золота и бессмертия . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1086/ahr/82.4.1041 . ISBN  0-521-08571-3 .
  • Нидэм, Джозеф ; и др. (1976). Наука и цивилизация в Китае . Том. 5: Химия и химическая технология. Часть 3, Спагирические открытия и изобретения: исторический обзор, от эликсиров киновари до синтетического инсулина . Издательство Кембриджского университета . ISBN  9780521210287 .
  • Прегадио, Фабрицио (2000). «Эликсиры и алхимия». В Ливии Кон (ред.). Справочник по даосизму . Э. Дж. Брилл . стр. 165–195.
  • Стрикманн, Мишель (1979). «Об алхимии Дао Хун-цзин». В Холмсе Уэлче; Анна Зайдель (ред.). Грани даосизма: очерки китайской религии . Издательство Йельского университета. стр. 123–192.

Сноски

  1. ^ Оксфордский словарь английского языка , 2-е изд., 2009 г.
  2. ^ Обед Саймон Джонсон, Исследование китайской алхимии, страница Шанхай, Commercial, 1928. RPT. Нью-Йорк: Арно П., 1974.
  3. ^ Шюсслер, Аксель (2007). ABC Этимологический словарь древнекитайского языка . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета . п. 204 . ISBN  9780824829759 .
  4. ^ Врачи, прорицатели и маги Древнего Китая: Биографии Фран-ши . Перевод ДеВоскина, издательство Кеннета Дж. Колумбийского университета . 1983. с. 19.
  5. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 316.
  6. ^ Райт, Дэвид Кертис (2001), История Китая, Издательская группа Greenwood. п. 49.
  7. ^ Тр. Уэйли, Артур (1930), «Заметки о китайской алхимии («Дополнение к книге Джонсона «Исследование китайской алхимии»)», Бюллетень Школы востоковедения , 6.1: 1–24. п. 2.
  8. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 74
  9. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 322.
  10. ^ Прегадио 2000 , с. 166.
  11. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 326.
  12. ^ Нидхэм и др. 1976 , стр. 89–96.
  13. ^ Стрикманн 1979 , с. 192.
  14. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 317.
  15. ^ Перейти обратно: а б Хо Пэн-Йоке (2000), Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае , Курьер. стр.184.
  16. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 321.
  17. ^ Тр. Стрикманн 1979 , стр. 137–8.
  18. ^ Стрикманн, Мишель (1994), «Святые дураки и китайские мастера (юродивые)», Asia Major 7.1: 35–57. п. 40.
  19. ^ Тр. Нидэм и др. 1976 , с. 120.
  20. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 320.
  21. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 317.
  22. ^ Сокращенно, тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 318.
  23. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 319.
  24. ^ Нидхэм и др. 1976 , стр. 151, 182.
  25. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 319.
  26. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 146.
  27. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 147
  28. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 319.
  29. ^ Уэйли, Артур (1950), Поэзия и карьера Ли По , Макмиллан. стр. 55-6.
  30. ^ Хо Пэн Йок, Го Теан Че и Дэвид Паркер (1974), «Стихи По Чу-и о бессмертии», Гарвардский журнал азиатских исследований 34: 163–86.
  31. ^ Прегадио 2000 , с. 171.
  32. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 133.
  33. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 135.
  34. ^ Перейти обратно: а б Нидэм и Хо 1970 , с. 330.
  35. ^ Перейти обратно: а б Нидэм и Хо 1970 , с. 335.
  36. ^ Тр. Нидэм и Лу, 1974 , с. 283.
  37. ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 283.
  38. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 331.
  39. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 182
  40. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 331.
  41. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 138
  42. ^ Перейти обратно: а б Хо Пэн-Йоке [Хо Пин-Юй] и Ф. Питер Лисовски (1997), Краткая история китайской медицины , World Scientific. п. 39.
  43. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 332–3.
  44. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 180
  45. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 194
  46. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 208.
  47. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 320.
  48. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 327.
  49. ^ Тр. Нидэм и Хо 1970 , с. 320.
  50. ^ Нидхэм и др. 1976 , с. 212.
  51. ^ Тр. Нидхэм и Хо 1970 , стр. 325–6.
  52. ^ Тр. Нидхэм и Хо 1970 , стр. 325–6.
  53. ^ Зелин Мадлен (2002), «Правление Юн-чэна», в «Кембриджской истории Китая», том 9, часть первая: Империя Цин до 1800 года , изд. Уиллард Дж. Петерсон, 183–229, Кембридж. п. 229.
  54. ^ Нидхэм и Хо 1970 .
  55. ^ Нидхэм и Хо 1970 , с. 327.
  56. ^ В частности, Needham & Lu 1974 и Needham et al. 1976 год .
  57. ^ Чжао Хай-Лу, Чжу Сюнь и Суй И (2006), «Недолговечные китайские императоры», Журнал Американского гериатрического общества , 54.8: 1295–1296.
  58. ^ Перейти обратно: а б Нидэм и Лу, 1974 , с. 285.
  59. ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 282.
  60. ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 117.
  61. ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 296.
  62. ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 298.
  63. ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 284.
  64. ^ Тр. Нидэм и Лу, 1974 , с. 298.
  65. ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 303–4.
  66. ^ Браун, Миранда (2002), «Сохраняли ли ранние китайцы трупы? Пересмотр элитных представлений о смерти», Журнал восточноазиатской археологии 4.1, 201–223. стр.213.
  67. ^ Алхимия, медицина и религия в Китае 320 года нашей эры: Нэй Пьен Ко Хунга . Перевод Уэра, Джеймса Р. MIT Press . 1966. с. 82. ИСБН  9780262230223 .
  68. ^ Тр. Нидэм и Лу, 1974 , с. 295.
  69. ^ Стрикманн 1979 , с. 191.
  70. ^ Чен, Эллен (1981), «[Обзор] Граней даосизма: Очерки китайской религии Холмса Уэлча и Анны К. Зайдель», Philosophy East and West 31.4: 545–549. п. 547.
  71. ^ Касс, Виктория Б. (1982), «[Обзор] Граней даосизма: Очерки китайской религии Холмса Уэлча и Анны К. Зайдель», Китайская литература: очерки, статьи, обзоры 4.1: 91–93. стр. 92-3.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бокенкамп, Стивен Р. (2009), «Даосские пантеоны», в книге «Ранняя китайская религия», часть вторая: период разделения (220–589 гг. Н.э.) , изд. Джона Лагервея и Пенчжи Лю, Брилл, 1179–1214 гг.
  • Прегадио, Фабрицио (2012), Путь золотого эликсира: введение в даосскую алхимию , Golden Elixir Press.
  • Тернер, Брайан С. (2009), «Благочестие, долголетие и вечность: последствия вечной жизни», Медицина, религия и тело , изд. Элизабет Бернс Коулман и Кевин Уайт, Брилл, 79–104.
  • Джонсон, Обед С., Исследование китайской алхимии, стр. Шанхай, Commercial, 1928. rpt. Нью-Йорк: Арно П., 1974.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 861fdf06614c9d9fd33964bb98016559__1720540980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/59/861fdf06614c9d9fd33964bb98016559.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese alchemical elixir poisoning - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)