Порошок для холодных блюд
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июль 2024 г. ) |
Порошок для холодного питания ( китайский : 寒食散 ; пиньинь : ханшисон ; Уэйд-Джайлз : хан-ши-сан ) или порошок пяти минералов ( китайский : 五石散 ; пиньинь : ушисонг ; Уэйд-Джайлз : у-ши-сан ) был ядовитый психоактивный препарат, популярный во времена Шести Периоды династии (220–589) и Тан (618–907) в Китае.
Терминология
[ редактировать ]Оба китайских названия ханшисан и ушисан имеют суффикс -сан ( 散 , букв. «разваливаться; разбрасываться»), что в традиционной китайской медицине означает «лекарство в порошкообразной форме» . Уши (букв. «пять камней») относится к компонентам минеральных препаратов, обычно: флюорит , кварц , красная глина , сталактит и сера . Ханши (букв. «холодная еда») означает употребление холодной пищи и купание в холодной воде, чтобы противодействовать гипертермии, вызванной лекарствами, вызываемой пиретиновым порошком. Ханши также может относиться к традиционному китайскому празднику Ханши цзе ( 寒食節 « Фестиваль холодной еды »), который длится три дня в начале апреля, когда разжигание огня запрещено и едят только холодные продукты.
Синсан ( 行散 , букв. «Порошок для ходьбы»), что означает «идти после приема порошка» (ср. « уйти » ), [ 1 ] Это терапевтическая практика, которая, как полагали, распространяла ядовитые неорганические вещества по всему телу, тем самым усиливая психоактивные эффекты и предотвращая побочные эффекты. Мэзер утверждает, что практика синсан «ходить по порошку» была заимствована из сианьского даосизма , «культа бессмертия» позднего периода Хань. [ 2 ]
Хотя некоторые авторы транслитерируют китайские термины У Ши Сан и Хан Ши Сан (например, Хан-ши Сан ), [ 3 ] многие их переводят. Сравните эти изображения усисан и/или ханшисан :
- порошок пяти минералов и холодный порошок, который можно проглотить [ 4 ]
- пятиминеральный порошок и порошок для холодных блюд [ 5 ] [ 6 ]
- Порошок пяти камней и порошок для холодной еды [ 7 ]
- Пятиминеральный порошок [ 8 ]
- Порошок из пяти минералов и порошок, который можно принимать с холодной пищей. [ 9 ]
- Холодный пищевой порошок [ 10 ]
- пятиминеральный порошок [ 11 ] [ 12 ]
- порошок для холодного приема пищи [ 13 ]
- Холодный пищевой порошок [ 14 ]
- Порошок пяти минералов и порошок для холодных блюд [ 15 ]
- Порошок для холодных блюд [ 16 ]
Эти английские варианты обычно объясняются небольшими различиями в написании заглавных букв и переносах.
История
[ редактировать ]Порошок пяти минералов использовался в медицинских целях во 2 веке до нашей эры, стал популярным рекреационным энтеогеном и стимулятором , известным как порошок для холодной еды, среди выдающихся контркультуры литераторов в 3 веке, а после 10 века считался аморальным и осуждался.
династия Хань
[ редактировать ]В текстах времен династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) упоминается использование пяти минералов Уши для лечения лихорадки и продления жизни.
, ок. 216–147 до н. э.) (109–91 до н. э.) Биография Шиджи врача Чуньюй И ( 淳于意 содержит самое раннее упоминание о «Пяти минералах», согласно Джозефу Нидхэму , выдающемуся британскому историку науки и техники в Китае . [ 17 ] Эта история включает в себя 25 сообщений о случаях заболевания Чуньюя, в том числе один, в котором он лечил доктора Суя ( 遂 ) от отравления около 160 г. до н.э.
Суй, будущий врач принца [Ци], заболел. Он сам приготовил препараты из пяти минералов и употребил их [ 自練五石服之 ]. Тогда твой слуга пришел навестить его и сказал: «Я недостоин и у меня какая-то болезнь; не будете ли вы так любезны осмотреть меня? Я так и сделал, а затем обратился к нему такими словами: «Ваша болезнь — это лихорадка [ 中熱 ]. В Обсуждениях говорится, что при наличии центральной лихорадки, а также запора и подавления мочеиспускания нельзя принимать Пять Минералов. Минеральные вещества, считающиеся наркотиками, являются жестокими и сильнодействующими, и именно из-за их приема вам несколько раз не удалось эвакуироваться. Их не следует принимать поспешно. Судя по цвету, формируется абсцесс». … Я предупредил его, что через сто или более дней над грудной областью соберется абсцесс, который проникнет (в плоть) через ключицу, и что он умрет. ( 扁鵲倉公列傳 ) [ 18 ]
Нидэм описывает фармацевтическое использование пяти минералов как «первое хорошо задокументированное свидетельство употребления неорганических веществ» в Китае. [ 19 ]
(ок. 1 века до н.э.) В биографии Лисянь Чжуань легендарной династии Чжоу (ок. 1046–256 до н.э.) даосского сянь «бессмертного» или «трансцендентного» Цюн Шу ( 雛书 ) упоминаются Пять минералов. В ней говорится, что Цюн был . назывался Шичжонгру ( каменный сталактит , букв. «молоко из каменного колокола», «сталактит»), жарил и ел сталактиты ( каменный мозг ), спал на каменной кровати и несколько сотен лет жил на горе Сун , получив Восемь вкусных продуктов. и Пять минералов, которые обеспечивают долголетие и превращают свою сущность в пельмени. Таким образом, человек может дожить до ста лет, иметь легкое тело, спать среди горных вершин и странствовать с даосскими бессмертными [ Цюн Шужэ, Чжоу Фэн Ши. Он также может распространять ци и очищать тело. Он кипятит каменный мозг и принимает его, который называется сталактитом. В течение сотен лет он ходил на гору Тайши и спал на каменной кровати с подушкой. Восемь сокровищ способствуют долголетию. , и пять камней продлевают жизнь. Цюн Шу получил его и очистил сущность костного мозга и приманки. Через сто лет человек может ходить с легким весом. Он спит посреди горы и бродит по сказочному саду .
Ханьский учёный и алхимик Чжэн Сюань (127–200) указывал, что для изготовления ханьшисана необходимы медицински активные минералы халькантит ( шидан ), киноварь ( даньша , красный сульфид ртути), реальгар (сульфид мышьяка сюнхуан или сюнши ) и магнетит ( циши ). следует поместить в глиняный сосуд, непрерывно нагреваемый в течение трех суток. Полученное из смеси лекарство затем можно было наносить на пораженные участки больного тела. [ 20 ]
Шесть династий
[ редактировать ]
Исторический термин « Шесть династий » в совокупности относится к Троецарствию (220–280), династии Цзинь (266–420), а также Южной и Северной династиям (420–589). Источники этого периода разобщенности после падения Хань описывают как медицинское, так и рекреационное использование порошка пяти минералов или порошка для холодной еды.
Ученый и врач Трех Королевств Хуанфу Ми (215–282) принимал этот «вызывающий экстази препарат», чтобы вылечиться от инсульта, но пострадал и, вероятно, умер от пагубных побочных эффектов. [ 21 ] Его клык Лунь Ханьшисан ( 論寒食散方 «О рецепте порошка для холодного питания»; Цао Си написал еще одну книгу с тем же названием) описывает его катастрофическое самолечение , которое привело к «болям, общему онемению и слабости тела». ". [ 22 ] Хуанфу сказал: «Самая долгая жизнь, на которую можно рассчитывать, принимая препарат, составляет десять лет или около того; для некоторых это всего лишь пять или шесть лет. Хотя я сам все еще могу видеть и дышать, мои слова напоминают громкий смех человека, который в настоящее время тонет». [ 23 ]
В «Книге Цзинь» говорится, что Хуанфу Ми использовал отравление Ханьшисан как предлог для отказа от должности, предложенной императором У (годы правления 265–290). Порошок для холодной еды «не соответствовал его природе, и каждый раз его била в конвульсиях от мучительной боли. Однажды в ярости страданий он молился о мече, которым можно было бы убить себя, но его тетя возражала ему и заставила его остановиться». [ 24 ] Хуанфу сказал, что мода на употребление порошка для холодной еды началась с из государства Цао Вэй ученого и политика (220–265) Хэ Яня (ок. 195–249), который использовал этот препарат для достижения большей духовной ясности и физической силы. [ 25 ] Хэ Ян и его друг Ван Би (226–249), соучредители даосской школы Сюаньсюэ , пропагандировали употребление наркотика в своих философских кругах. Французский китаевед Поль Демьевиль описал Хэ Яня: «Его считали образцом красоты, элегантности и утонченности, парящим цветком ( фу-хуа ), как говорили его враги, или денди. Он «любил Лао-Хуана » и блистал в « чистой беседе ». Его отсутствие ограничений навлекло на него недоброжелательность ортодоксальных традиционалистов. Говорят, что он даже ввел в моду наркотик, вызывающий состояние наркотического опьянения. экстази, а многие из его друзей и эпигонов были наркоманами». [ 26 ]
Сообщается, что многие другие известные литераторы, такие как Семь мудрецов бамбуковой рощи , особенно музыкант Жуань Цзи (210–263), алхимик Цзи Кан (223–262) и каллиграф Ван Сичжи (ок. 303–361), как сообщается, были активными потребителями препарата. «Подобно снисходительному образу жизни, полному алкогольных излишеств, употребление этого наркотика стало отличительной чертой свободомыслящих людей того времени». [ 25 ] Ливия Кон описывает художественное выражение Руан Цзи:
Его друзья и коллеги-поэты вызывали экстатические переживания с помощью музыки, вина и наркотиков, особенно пресловутого порошка для холодной еды, который создавал психоделические состояния и заставлял тело чувствовать себя очень горячим, заставляя людей снимать одежду и прыгать в бассейны. Вернувшись в свою обычную жизнь, они писали стихи о свободе и побеге, применяя концепцию Чжуанцзы о свободном и легком странствии в смысле ухода от всего этого и продолжая традицию текста в своем отчаянном поиске лучшего внутреннего мира. [ 27 ]
В дошедших до нас каллиграфических надписях, приписываемых Вану Сичжи, о приеме ханьшисана упоминается , например, в двух письмах к его другу Чжоу Фу ( 周撫 , ум. 365), региональному инспектору префектуры Ичжоу. В благодарственном письме Чжоу просят прислать жунянь ( 戎鹽 «каменная соль»): «Туркестанская соль — еще одна вещь, которая мне нужна. Она мне нужна, когда я принимаю порошок для холодной еды»; и в скорби по поводу их 26-летней разлуки говорится: «В последнее время я скучаю по тебе больше, чем могу сказать. Я уже давно принимаю порошок для холодного питания, но я все еще слаб». [ 28 ]
Книга даосского ученого династии Цзинь Гэ Хуна (ок. 320 г.) «Баопузы» («[Книга] Мастера, принимающего простоту») содержит бесценные подробности о порошках наркотических веществ. Три из эзотерических «внутренних глав» (1–20) относятся к приему порошка для холодной еды и использованию пяти минералов для изготовления чудодейственных эликсиров «внешней алхимии» вайдана и волшебных кинжалов. Одна из экзотерических «Внешних глав» (21–52) критикует использование порошка пяти минералов во время траура.
В «Фармакопее джинна» (глава 11) нефрит и порошок для холодного питания сравниваются с лекарствами, вызывающими лихорадку.
Нефрит, взятый маленькими фрагментами или разжиженный и выпитый, делает человека бессмертным. Однако оно уступает золоту тем, что часто вызывает лихорадку, поскольку напоминает Хань-ши-сан . При приеме нефрита небольшими фрагментами следует принимать по лопаточке реальгара и киновари один раз в десять дней. Тогда у вас не будет лихорадки во время путешествия против ветра после того, как вы распустите волосы, вымоете их и примите ванну. [ 29 ]
Сравните перевод Сейли, согласно которому после приема препарата человек «распускает волосы и принимает ванну: [использовав] холодную воду, он приветствует ветерок и идет гулять. Таким образом, у него не поднимается температура». [ 30 ]
В двух других Баопузи внутренних орденах упоминается уси . Во-первых, в «Золоте и киновари» (гл. 4) есть несколько упоминаний. Пять минералов используются для производства эликсира Цзюгуандань (九光丹), который предположительно воскрешает мертвых.
Существует также Эликсир девятикратного сияния, в котором используется метод, аналогичный, но не совсем похожий на метод Эликсира девяти циклов. Различные ингредиенты смешиваются и обжигаются отдельно с каждым из пяти минералов: киновари, реальгара, арсенолита, пластинчатого малахита и магнетита [ 五石者, 丹砂, 雄黃, 白礜, 曾青, 慈石也 ]. Каждый минерал проходит пять циклов и принимает пять оттенков, так что всего получается двадцать пять оттенков. Отдельные контейнеры заполнены по одной унции каждого оттенка. Если вы хотите воскресить тело, которое не было мертвым в течение полных трех дней, омойте труп раствором одной лопаточки синего эликсира, откройте ему рот и вставьте полную другую лопаточку; оно немедленно оживет. [ 31 ]
Пять минералов также являются ингредиентами для создания: «Эликсира Тай-И для вызова грубого и эфирного дыхания» ( 太乙招魂魄丹法 ), который может оживить труп в течение четырех дней после смерти, а также «Эликсира Мо Ти». ( 墨子丹法 ), «Эликсир Чи-ли» ( 綺裏丹法 ) и «Эликсир герцога Ли» ( 李公丹法 ), которые лечат болезни и, если принимать их в течение длительного периода времени, делают человека бессмертным. [ 32 ]
Во-вторых, «В горы: Через ручьи» (глава 17) рассказывается, как сделать защитный амулет из пяти минералов, который обеспечит безопасность путешествия по воде.
Чин Чиен Чи [ 金簡記 ] читает; «В полдень дня пин-у пятой луны смешайте пестиком Пять минералов. Пять минералов — это реальгар, киноварь, аурипигмент, квасцы и пластинчатый малахит [ 五石者, 雄黃, 丹砂, 雌黃, 礬石,曾青也 ]. Когда они все сводятся к Порошок, промойте его растворителем «Золотой цветок» и поместите в тигель Six-One, нагрейте на коричных дровах с помощью мехов. Когда смесь будет готова, очистите ее древесным углем, попросив молодых девушек и мальчиков подойти к огню. из мужской смеси сделайте мужской кинжал; из женского сделайте женский кинжал, каждый из них длиной 5,5 дюймов (число Земли 5 используется для подавления сил потока). Носите их. кинжалы, путешествуя по воде, и никакие крокодилы, драконы, большие рыбы или водные боги не осмелятся приблизиться к вам». [ 33 ]
По сравнению с предыдущим Баопузи списком пяти минералов , в этом списке «арсенолит» (白礜 ) заменен на «аурипигмент» ( 雌黃 ), а «магнетит» ( 慈石 ) на логографически похожий «квасцы» ( 礬石 ).
В одной внешней главе, «Осуждение бестолковости» (глава 26), усисан сокращается до сисан ( 石散 ), критикуя скорбящих, употребляющих этот наркотик.
Я также слышал, что дворяне, находясь в «великой скорби» [оплакивая смерть родителя] или когда они принимают [у-]ши-сан , едят несколько раз [чтобы лекарство циркулировало в организме]. Люди пьют огромное количество вина так, как будто от этого зависит их жизнь. Когда их болезнь достигла критической стадии, они не могут переносить ветер и холод [от лихорадки]. … «Доходит до того, что они сильно напиваются. Они говорят: «Таковы традиции в столице Лояне». Разве это не печально? [ 34 ]
Друг Гэ Хуна, Цзи Хан ( 嵇含, ок. 262–306), написал фу «рапсодию; поэтическое изложение» порошка для холодного питания, в котором утверждается, что «он вылечил его больного сына, когда другие методы лечения не помогли». [ 35 ]
(554) В Книге Вэй записано, что и Северной Вэй императоры Даову (годы правления 386–409), и Минъюань (годы правления 409–423) часто принимали порошок для холодной еды, и «в конце концов они «не смогли справиться с этим». государственные дела» и в конце концов умер от отравления эликсиром». [ 36 ] Вагнер отметил, что «варварские» правители Северной Вэй считали этот наркотик «символом статуса». [ 37 ] [ 38 ]
Династия Лю Сун (420–479). «Новый рассказ о сказках мира» ( Шишуо синьюй 世說新語 ), составленный Лю Ицином ( 劉義慶 , 403–444), содержит современные упоминания об употреблении этого наркотика. В тексте синсан используется четыре раза, один раз ушисан , один раз фузань ( 服散 «принимать порошок») и два раза упоминаются вредные побочные эффекты.
Шишуо синьюй напрямую ссылается на ушисан только в цитате Хэ Яня (см. выше): «Каждый раз, когда я принимаю порошок из пяти минералов, он не только исцеляет любую болезнь, которая у меня может быть, но я также осознаю, что мой дух и разум становятся восприимчивыми. и ясный» [ 服五石散, 非唯治病, 亦覺神明開朗 ]. [ 39 ] В комментарии Лю Синя ( 劉峻 , 462–521) объясняется:
Хотя рецепт порошка для холодной еды ( хан-ши сан ) возник в период Хань, его пользователей было немного, и о них не сохранилось никаких отчетов. Именно президент Вэйского совета гражданской службы Хо Йен первым обнаружил его божественные свойства, и с тех пор он пользовался широкой популярностью в мире, и те, кто его использовал, искали друг друга. [ 39 ]
Два контекста относятся к Ван Чену ( 王忱 , ум. 392), сыну чиновника Восточного Цзинь Ван Таньчжи . Во-первых, Ван Чэнь наслаждался занятиями ушисан со своим давним другом Ван Гуном ( 王恭 , ум. 398), братом императрицы династии Цзинь Ван Фахуэй . [ 40 ]
Ван Гун сначала очень любил Ван Чэня, но позже, столкнувшись с отчуждением Юань Юэ, они в конечном итоге стали взаимно подозрительными и отдалились друг от друга. Однако всякий раз, когда кто-либо из них сталкивался с каким-либо волнующим опытом, неизбежно наступали моменты, когда они скучали друг по другу. Однажды Кун шел, приняв порох ( син-сан ), по дороге в зал для стрельбы из лука в Цзин-коу (недалеко от Цзянь-кан). В это время в свете раннего утра блестели прозрачные капли росы, а новые листья павловнии только начинали раскрываться. Кун посмотрел на них и сказал: «Ван Чэнь, несомненно, такой же ясный и сияющий, как они!» [ 41 ]
Ванов Кейт МакМэхон приводит дух товарищества усисан как историческую аналогию с опиумными наркоманами XIX века.
В одном старом анекдоте двое друзей четвертого века, обладающие значительным статусом, с любовью думают друг о друге всякий раз, когда у них возникает эйфорический опыт. Один из друзей берет порошок и, увидев красивую сцену, сразу же вспоминает о гениальности своего отсутствующего друга. Не обязательно, чтобы люди принимали порошок вместе одновременно, но люди с одинаковыми интересами и статусом наслаждались особыми эффектами этого препарата и делали это без смущения или чувства позорной снисходительности. [ 42 ]
Во-вторых, когда Хуань Сюань был вызван в столицу в 387 году для службы наследному принцу Сыма Дэцзуну , его друг Ван Чэнь приехал в гости, [ 43 ] и был «слегка пьян после того, как принял порошок [ фусан 服散 ]»… Хуан подал ему вино, но, поскольку он не мог пить его холодным (из-за порошка), Хуан бездумно сказал своим слугам: « Пусть они согреют ( вэнь ) вино и принесут его обратно». он расплакался и от вскрикнул После » этого задыхаясь горя , . "теплый").
В двух контекстах Сишуо синьюй упоминаются медицинские проблемы, которые комментаторы называют побочными эффектами усисан . Когда Инь Цзи ( 殷覬 , ум. 397 — «видимо, от передозировки наркотиков») [ 44 ] узнав, что его двоюродный брат Инь Чжункань ( 殷仲堪 ) готовил государственный переворот, он отказался участвовать, принял ушисан и ушел в отставку со своего поста. «Когда болезнь Инь Чи стала критической [ бинкун 病困 ], когда он смотрел на человека, он видел только половину его лица», [ 45 ] со ссылкой на Ю Цзися [ 46 ] что «временное ухудшение зрения» было одним из вредных последствий. Когда Бянь Фаньчжи ( 卞範之 ) был столичным интендантом Хуань Сюаня в 402 году, его друг Ян Фу ( 羊孚 , ок. 373–403) обратился за помощью из-за плохой реакции на ушисан . [ 47 ] Ян пошел в дом Бяня и сказал: «Моя болезнь обостряется [ чжидун 疾動 ], и я не могу сидеть». Биан уложил его на большую кровать и «сидел бодрствуя рядом с ним с утра до вечера».
Династия Тан
[ редактировать ]Эпоха династии Тан (618–908) была последним периодом расцвета для потребителей наркотиков, употребляющих порошки для холодного питания . По словам Сунь Сымяо (ок. 670 г.) Цяньцзинь Ифана ( 千金要方 «Дополнение к тысяче золотых средств»), порошок «содержал пять минеральных лекарств — флюорит, кварц, красную глину, сталактит и серу, одно животное лекарство, и девять растительных препаратов, которые, как утверждалось, эффективны в лечении многих болезней и повышении жизнеспособности, но также говорили, что у них есть несколько побочных эффектов». [ 25 ]
Нидхэм и Лу ссылаются на рецепты Суня на ушисан и ханшисан («порошок пяти минералов» и «проглоченный холодный порошок»), а также на уси гэншэн сан ( 五石更生散 «порошок воскрешения из пяти минералов») и уси хумум. сан ( 石護命散 «порошок, сохраняющий жизнь из пяти минералов»), «все для использования в случаях сексуального насилия». дебильность». [ 48 ] Сунь Сымяо приписал одну формулу, циши ханшисан ( 紫石寒食散 «фиолетовый минеральный холодный порошок»), доктору династии Хань Чжан Чжунцзину и заметил: «Были также те, кто приобрел пристрастие к препаратам пяти минералов на из-за их жажды удовольствий в спальне», а именно даосских сексуальных практик . Они заключают: «Китай, конечно, был не единственной цивилизацией, верившей в то, что мышьяк обладает свойствами афродизиака; такая точка зрения долгое время преобладала на Западе». Нидэм и Лу цитируют Фань Синцзюня ( 范行準 ) об историческом развитии китайских афродизиаков . [ 49 ]
По его словам, древние времена Чжоу и Хань полагались на благовония ( сян ), вино и обольщения ( чиу , ю хо ); минеральные смеси (типа Ханьшисан в Цинь и Северной Вэй славились ); Люди Тан и Северная Сун особенно употребляли алхимические эликсиры ( чин тан ), как правило, ртутные и часто, несомненно, мышьяковые. Затем в Южной Сун началось регулярное выделение смесей стероидных половых гормонов ( чиу ши , хун чхиен ), которые широко использовались в Юань и Мин, в то время как Цин впоследствии поддался опиуму ( яфиен ). [ 50 ]
Хотя китайские историки традиционно считали, что практика употребления ханшисана сохранилась во времена династии Тан и почти исчезла впоследствии, считает Обринджер, «может быть, правильнее было бы сказать, что затмилось название препарата, а не привычка к его приему. " [ 51 ] Доказывая исчезновение названия усисан , Обринджер сравнивает параллельные описания одних и тех же методов лечения и неприятностей для пациентов, употребляющих наркотики. [ 9 ] В (752) Вайтай бияо ( 外台秘要 «Основы тайной деятельности из Императорской библиотеки»), составленный Ван Тао ( 王焘 ), цитируются правила для усисан пользователей ; (992) Тайпинский клык шэнхуэй ( 太平聖惠方 «Формулятор императорской благодати эпохи тайпинов [976–983]»), медицинский сборник, в котором не упоминаются усисан или ханьшисан , цитирует их как руши ( 乳石 «сталактит и кварц»). ) пользователи.
Династия Сун
[ редактировать ]Энглхардт говорит: « В период правления династии Сун (960–1279 гг.) «Порошок для холодного питания был этически осужден и стал синонимом неортодоксальной идеологии и аморального образа жизни. Это может объяснить, почему название препарата было запрещено после династии Тан, тогда как использование идентичных фармацевтических препаратов продолжается под разными названиями». [ 25 ]
Су Ши (1060 г.) Дунпо жилин («Воспоминания о Су Дунпо» [ 52 ] ) иллюстрирует моральное осуждение этого наркотика в эпоху Сун: «Мода принимать сталактит и аконит, опускаться до алкогольных и сексуальных развратов, чтобы добиться долгой жизни, началась во времена Хэ Яна. Этот человек в юности был богатым и благородного происхождения: он принимал ханшисан , чтобы поддерживать свое похоть. Неудивительно, что этой привычки было достаточно, чтобы день за днем убивать себя и свой клан».
Дикёттер и все говорят, что «начиная с Песни, минеральные порошки стали более разнообразными, включая все большее количество лечебных трав, имбиря, женьшеня и экстракта устриц, таким образом меняя свой характер от алхимических веществ к формальным лекарствам ( яо )». [ 20 ]
Ингредиенты
[ редактировать ]

Точные компоненты ханшисана или усисана неизвестны. Сейли описывает трудности с идентификацией ингредиентов.
Препарат не производился со времен Тан; конечно, если бы ученые верили, что смогут это сделать, они бы попытались. Кроме того, существует проблема, заключающаяся в том, что термин chih 脂 (паста) подразумевает добавление других материалов для застывания, материалов, которые не идентифицированы. … Однако, возможно, самой большой проблемой является тот факт, что производители лекарств традиционно тщательно охраняют свои секреты, а упоминание основных ингредиентов по цвету приводит читателя к неизбежному выводу, что используется эзотерическая формула, намекающая, скорее, на чем явно указано содержание смеси. [ 53 ]
По оценкам Нидэма, «по меньшей мере полдюжины» совершенно разных списков ингредиентов, «все из авторитетных источников». [ 54 ]
В Баопузи записаны два разных списка Пяти минералов (приведенные ниже в буквальном значении). В главе 4 перечислены даньша ( 丹砂 букв. «красный песок»), сюнхуан ( 雄黃 «мужской желтый»), байфан ( 白礬 букв. «белые квасцы»), цэнцин ( 曾青 букв. «когда-то зеленый») и циши ( 慈石 горит «сострадательный камень», ср. ci 磁 «магнит»). Английские переводы включают:
- киноварь , реальгар , пай-фан (синоним фан-ши 礬石 , калийно-алюминиевые квасцы ), малахит и цзу-ши (магнитная железная руда, магнетит , черный оксид железа) [ 55 ]
- киноварь, реальгар, арсенолит , пластинчатый малахит и магнетит. [ 31 ]
- киноварь, реальгар, очищенные калийно-алюминиевые квасцы, слоистый малахит и магнетит. [ 56 ]
Нидхэм переводит байфан ( 白礜 ) как «очищенные калийные квасцы», а не как «арсенолит». В главе 17 перечислены сюнхуан , даньша , цихуан ( 雌黃 букв. «Женский желтый»), фанши ( 礬石 букв. «квасцовый камень») и цэнцин . [ 17 ]
- реальгар, киноварь, аурипигмент, квасцы и пластинчатый малахит. [ 33 ]
Обратите внимание на контраст «мужского и женского желтого» между оранжево-красным сюнхуаном ( 雄黃 « реальгар ») и желто-красным цихуаном ( 雌黃 « аурипигмент »). По сравнению со списком пяти минералов в главе 4, в этой версии три ингредиента (киноварь, реальгар и слоистый малахит) перераспределены и заменены два: байфан ( 白礬 «арсенолит») на цихуан ( 雌黃 «аурипигмент») и циши ( 慈石 »магнетит) . ") с графически похожим фанши ( 礬石 "квасцы"). В традиционной теории усунь «пяти фаз/элементов» соответствующими усу ( 五色 «пять цветов») являются синий, желтый, красный, белый и черный ( 青, 赤, 黄, 白 и 黑 ). Нидэм говорит:
Серия [глава 4] киноварь, реальгар, квасцы, малахит и магнетит наиболее созвучны цветам (красному, желтому, белому, лазурному и черному), требуемым в традиционных пятиэлементных символических корреляциях, поэтому, возможно, это был один из самый ранний. Юй ши ([ 礜石 ] арсенолит), также белый, из-за сходства его орфографии, имел тенденцию заменяться фан ши ([ 礬石 ] квасцами), но последний гораздо чаще встречается в алхимических текстах - возможно, здесь был настоящая ловушка для неосторожного экспериментатора. [ 54 ]
Ингредиенты, перечисленные в вышеупомянутой династии Тан Цяньцзинь Ифан, включают «пять минеральных препаратов ( флюорит , кварц , красная глина , сталактит и сера ), одно животное лекарство (раковина Cyclina sinensis , разновидность моллюска) и девять растительных лекарств ( Sapashnikovia divaricata , Trichosanthes kirilowii , Atractylodes macrocephala , Panax ginseng , Platycodon grandiflorus , Asarum sieboldii , Zingiber officinale , Cinnamomum cassia и Aconitum sp.). [ 57 ] Помимо подробного описания формулы ханшисана , Цяньцзиньфан иронично предупреждает, что токсичность «была настолько велика, что приходилось сжигать любые записи с ее формулой». [ 52 ] Мэзер переводит пять минеральных веществ как: сталактит (ши-чжун-цзю [ камень сталактит ]), сера (ши-люхуан [ каменная сера ]), молочный кварц (пай-ши-ин [ белый кварц ]), аметист (цзы- ши-ин [ фиолетовый кварц ]), а также красный ствол или охра (чи-ши-чи [ красный каменный жир ])». [ 2 ]
основанной на многочисленных рецептах ханшисан В книге Вагнера «Das Rezept des Ho Yen», , перечислены 13 ингредиентов: во-первых, 2,5 лян ( 两 « таэль ») из шести ингредиентов: чжунру ( 丝瓜 «сталактит»), байшиин ( белый кварц «молочный кварц»), хайге ( морской моллюск «раковина устрицы»), цзышиин ( пурпурный кварц «аметист»), фанфэн ( бурелом «Сапошниковия дивариката») и гуалоу ( 栝楼 « Trichosanthes kirilowii плод »). Во-вторых, 1,5 лян из двух: ганцзян ( . Zingiber «) officinale ; сушеный имбирь») и байшу ( 白草 « Atractylis ovata»). В-третьих, 5 фенов ( fen « кандарин ») из двух ингредиентов: джигэн ( Platycodon ) grandiflorus ; китайский колокольчик») и сиксин ( 香香 « Asarum sieboldi ». ; китайский дикий имбирь"). Четвертый, 3 фэня из трёх: жэньшен ( ; монашество Panax ginseng женьшень), Aconitum lycoctonum ; фузи (аконит " " ) и гуйсинь ( 香心 " Cinnamomum cassia ; корица; кора дерева кассии"). . [ 58 ] Сейли критикует «ряд трудностей» в попытках Вагнера идентифицировать ингредиенты препарата. [ 53 ] Шиппер резюмирует рецепт Вагнера как «сталактитовое молоко и кварц, а также немного реальгара и аурипигмента, а также смесь улучшающих кровообращение лекарственных растений, таких как женьшень и имбирь». [ 59 ]
Некоторые из этих ингредиентов, такие как платикодон и корица, обладают тонизирующим действием и могут использоваться в медицинских целях. Другие ингредиенты высокотоксичны. Киноварь — это руда для ртути . Реальгар, аурипигмент и арсенолит содержат мышьяк , но магнетит удаляет мышьяк из воды. Элемент Фтор очень реактивен и ядовит, а его кальциевая соль, минерал флюорит, таковым не является. Виды Aconitum входят в число самых токсичных растений в мире. Голландский историк Франк Дикёттер предполагает: «Напоминающий свежую кровь, реальгар, вероятно, был одним из первых ингредиентов в алхимических попытках создать эликсир бессмертия». [ 20 ]
Использование
[ редактировать ]Китайские источники предоставляют мало достоверной информации о том, как ханшисан готовился и использовался .
Есть лишь несколько дискуссий о том, как именно принимался препарат. Судя по всему, его принимали в три приема, иногда во время еды. В многочисленных источниках упоминается, что препарат запивали вином, иногда подогретым, иногда холодным. Это, несомненно, должно было усилить действие препарата, но, несомненно, должно было сделать его более опасным для организма. Нам также рассказывают, что после употребления препарата необходимо было «циркулировать порошок» ( син-сан 行散 ), то есть передвигаться, чтобы препарат циркулировал в кровотоке. (Сейли 1978:427)
«Вино» — это распространенный английский перевод китайского цзю ( 酒 « Китайские алкогольные напитки »), что включительно означает «пиво», «вино» и «ликер».
Сэйли отмечает, что ранние лекарства, безусловно, различались по чистоте и качеству, и «этот фактор, безусловно, должен был повлиять на эффективность хан-ши сан ». [ 60 ]
Эффекты
[ редактировать ]Порошок для холодной еды имел как положительные, так и отрицательные эффекты, которые иногда могли быть неуместными, например, иметь «одновременно транквилизирующие и бодрящие свойства». [ 2 ]
Обринджер классифицирует 52 симптома, описанных Хуанфу Ми. [ 61 ]
- Боль: Различные боли появлялись очень часто и возникали почти во всех частях тела: голове, пояснице, сердце, горле, конечностях, руках и ногах, коже и глазах.
- Расстройства пищеварения: вздутие живота, диарея, отсутствие аппетита, запор.
- Проблемы с мочеиспусканием: странгурия, частые мочеиспускания.
- Симптомы лихорадки: лихорадка, озноб, ощущение холода с непроизвольной дрожью.
- Легочные расстройства: обратный поток ци 氣 (жизненного дыхания) в грудную клетку, кашель.
- Сенсорные проблемы: они в основном касаются глаз и зрения: боль в глазах, проблемы со зрением, приступы головокружения, а также жужжание в ушах и потеря обоняния.
- Проблемы с кожей: Эта категория очень важна. Упоминаются две великие группы: первая состоит из всякого рода «гнилости» плоти; вторая группа кожных заболеваний, таких как абсцессы, язвы, особенно на ногах и спине.
- Поведенческие расстройства: Хуанфу Ми в одном отрывке описывает свой собственный опыт депрессии и суицидальных наклонностей после приема препарата. Также описан шлейф таких неприятностей, как бессонница, тревога, печаль, растерянность и испуг.
- Состояния шока. Сообщается, что после приема порошка иногда возникают случаи серьезных нарушений, таких как потеря сознания, остановка дыхания или впадение в коматозное состояние.
Обрингер отмечает, что острое или хроническое отравление мышьяком может вызывать многие из этих симптомов: «боли в животе, диарея, заложенность носа и глаз, кожные расстройства, боли в конечностях, проблемы со зрением (в связи, как мы знаем, с невритом зрительного нерва)». [ 62 ]
Сэйли резюмирует слова Юй Цзяси. [ 63 ] комплексный анализ китайского языка.
Он подчеркивает идею о том, что эффективность препарата заключается в его способности создавать тепло. Если берущий зайдет слишком далеко, у него поднимется температура, а если он остынет слишком быстро, это будет крайне опасно. Ю утверждает, что наибольшая опасность возникнет (1) если лекарство будет приниматься слишком часто, (2) если оно будет приниматься просто для стимуляции, а не для лечения серьезного заболевания, или (3) если тепло попадет в костный мозг. В последнем случае, полагает Ю, могут возникнуть хронические заболевания и даже смерть. Сравнивая этот наркотик с опиумом, он отмечает, что он может оказывать еще более вредное воздействие, но предполагает, что он не вызывает привыкания, если принимать его с интервалом в двадцать или тридцать дней. Ю считает, что препарат «вызвал смерть или, по крайней мере, хроническое заболевание, которое в конечном итоге не удалось вылечить». [ 64 ]
отмечается В переводе Сэйли Баопузи , что ханшисан оказывал «разное воздействие на разные типы людей и даже воздействовал на одного и того же человека по-разному в зависимости от его настроения, когда он принимал наркотик. [ 22 ] В некоторых случаях это приводило к депрессии, самоубийству или безумию; у других это приводило к гневу, вялости, изменению аппетита или пренебрежению обычаями». Сейли также говорит: «Первоначально его использовали в качестве лекарства для лечения тяжелых заболеваний, но его расширяющие сознание свойства, по-видимому, были обнаружены и использованы в середине 2000-х гг. третий век, который ознаменовал высшую точку в разработке всевозможных лекарств и лекарств, изготовленных из органических и неорганических веществ». [ 60 ]
Шиппер дает подробное описание эффективности порошка.
Одним из непосредственных эффектов этого препарата было резкое повышение температуры тела, заставляющее потребителя много пить и есть холодную пищу; отсюда и его название. Среди полезных эффектов этого препарата чаще всего упоминают седативный эффект, повышение эстетической чувствительности, зрения и сексуальной энергии, а также большую физическую сопротивляемость. Наркотик также мог быть галлюциногенным. Помимо неумеренного повышения температуры тела, к другим недостаткам относились постепенное снижение умственных способностей, частичный паралич, ломота и воспаление суставов, язвы, межреберные боли и, с течением времени, общее ухудшение состояния организма. Чрезвычайно важно было соблюдать предписания относительно того, когда и в каком количестве принимать препарат. Порошок смешивали с теплым вином и оказывали, как опиум и героин, немедленный эффект. Но если кто-то допустил ошибку в дозе или времени, или если он был не в хорошем психологическом настроении (то есть был слишком нервным, обеспокоенным, грустным и т. д.), препарат «поднимался» слишком быстро, вызывая не только депрессия, но и невыносимая боль. [ 59 ]
Влияние на общество и культуру
[ редактировать ]Для устаревшего препарата, который был популярен всего несколько столетий в средневековом китайском обществе, порошок для холодного питания имел большое влияние.
Лу Синь утверждал, что «большинство известных людей [Вэй-Чиня] употребляли наркотики». [ 65 ] [ 66 ] Основываясь на исторических свидетельствах потребителей ханшисана , ученые обычно связывают этот наркотик с социальным классом ученых и дворянства. Однако Акахори Акира предлагает провести различие по экономическому классу между потребителями двух популярных наркотиков в период Троецарствия. Только «богатые и влиятельные» могли позволить себе редкие китайские алхимические ингредиенты для дан эликсиров бессмертия (丹 «киноварь»). , вызовет большее количество смертей)». [ 67 ] Кроме того, Лу Синь сравнил употребление порошка ханшисан с зависимостью от опиума в Китае девятнадцатого века. [ 68 ]
В период Шести династий китайское общество в целом некритически относилось к ханшисану , что Сейли называет «неожиданным молчанием».
Мы слышим, как ученые осуждают употребление препарата только по двум причинам: его опасность для здоровья и, как в случае с Ко Хунгом, его употребление в период траура и в моменты, когда прием стимуляторов неуместен или неуважителен. Употребление наркотиков, таких как хан-ши сан, очевидно, никогда не считалось незаконным, аморальным или по сути неправильным. Эта «наркотическая культура» хан-ши сан , по-видимому, как предполагает Вагнер, интегрировалась в деятельность любителей вина и охотников за юбками. Любопытно, что это могло привести к его упадку во времена Тан, поскольку оно не могло конкурировать с предположительно менее опасными формами развлечений. [ 69 ]
Гэ Хуна Баопузи Это относится к приведенной выше (26) критике в адрес «дворян» из Лояна , которые нарушили правила траура, приняв ушисан и напившись. [ 34 ] Ге, который восхваляет многие другие наркотики как неотъемлемую часть достижения хсианского бессмертия, осуждает только этот «мощный галлюциногенный» препарат как способствующий «упадку приличия и морали» и «беспорядку в обществе». [ 70 ] Кроме того, Сэйли предполагает, что южане, такие как Гэ Хун, выступали против ханшисана, потому что он, вероятно, возник в Северном Китае и не получил широкого распространения на Юге до падения Лояна в 317 году. [ 38 ] «Потребители наркотика составляли, по крайней мере, в их собственных глазах, элитную группу. Это вызывало зависть у некоторых других людей». Во времена Гэ Хун «должно было существовать связь между наркотиком, с одной стороны, и имиджем северян как оккупантов, дискриминирующих ученых Юга в отношении занятия высоких постов, с другой».
Немецкий китаевед Рудольф Г. Вагнер , которого цитирует Сейли, предположил, что ханшисан , который был связан с «большей умственной осведомленностью и проницательностью», использовался некоторыми китайскими буддистами . [ 71 ] [ 72 ] Например, Хуэйи ( 慧義 , 372–444), который позорно снискал расположение императора У Лю Сун и генерала Фань Тай .
Одри Спиро предполагает, что усисан изменил китайскую моду на одежду в период Вэй-Цзиня.
Этот временный восстановитель жизненных сил оказал важное влияние на моду того времени. Чтобы обеспечить эффективность и избежать негативных последствий, пользователю приходилось употреблять подогретое вино и заниматься спортом после его употребления. Возникшая лихорадка потребовала ношения тонкой, свободной одежды. Поражения кожи, среди многих негативных последствий этого препарата (который, возможно, содержал мышьяк), также диктовали необходимость носить свободную одежду. По этой же причине нельзя было носить тесную обувь или тапочки, усугубившие поражение, и их заменяли сабо. Очевидно, что применение пятиминерального порошка требовало особого режима, явно не подходящего для присутствия в суде. Гуляли в сабо и пили вино, в широком халате, свободно подпоясанном — некоторые мужчины одевались и вели себя так, потому что принимали порошок. Другие представители их класса, избегавшие порошка, тем не менее, переняли этот образ жизни. Короче говоря, это стало модой. [ 73 ]
Использование наркотических порошков было связано с китайской поэзией . Хуан Цзюньцзе и Эрик Цюрхер рассказывают, что когда Семь Мудрецов Бамбуковой Рощи принимали ушисан , «им приходилось пить холодные напитки и совершать пешие прогулки, чтобы избежать отравления мышьяком. Опьяняющее очарование красотой природы привело к тому, что они начали писать стихи о пейзажах и таким образом, они положили начало жанру «Поэзии природы». [ 74 ]
См. также
[ редактировать ]- Отравление китайским алхимическим эликсиром
- Список традиционных китайских лекарств
- Реальгарское вино
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэзер 1976 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Мэзер 1976 , с. 20.
- ^ Сэйли 1978 .
- ^ Нидхэм и Лу 1974 .
- ^ Мэзер 1976 .
- ^ Акахори 1989 .
- ^ Шиппер 1993 .
- ^ Хуанг и Цюрхер 1995 .
- ^ Jump up to: а б Обрингер 1995 .
- ^ Деклерк 1998 .
- ^ Спиро 1990 .
- ^ МакМахон 2002 .
- ^ Дикёттер, Лааманн и Сюнь 2004 .
- ^ Кон 2008 .
- ^ Энглхардт 2008 .
- ^ Рихтер 2011 .
- ^ Jump up to: а б Нидэм, 1976 год .
- ^ Нидхэм 1976 , с. 47.
- ^ Нидхэм 1976 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Дикёттер, Ламанн и Сюнь 2004 , с. 30.
- ^ Деклерк 1998 , с. 168
- ^ Jump up to: а б Сейли 1978 , с. 428.
- ^ Шиппер 1993 , с. 181.
- ^ Деклерк 1998 , с. 188
- ^ Jump up to: а б с д Энглхардт 2008 , с. 473.
- ^ Демьевиль 1986 , с. 829.
- ^ Кон 2008 , с. 44.
- ^ Рихтер 2011 , стр. 388, 400.
- ^ Уэр 1981 , с. 189.
- ^ Сейли 1978 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б Уэр 1981 , с. 82.
- ^ Ware 1981 , стр. 87–88.
- ^ Jump up to: а б Уэр 1981 , с. 294.
- ^ Jump up to: а б Сэйли 1978 , стр. 159–160.
- ^ Лагервей и Лю 2010 , с. 358.
- ^ Лагервей и Лю 2010 , с. 246.
- ^ Вагнер 1973 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Сейли 1978 , с. 431.
- ^ Jump up to: а б Мэзер 1976 , с. 36.
- ^ Мазер 1976 , стр. 75, 143.
- ^ Мэзер 1976 , с. 246.
- ^ МакМахон 2002 , с. 117.
- ^ Мэзер 1976 , с. 390.
- ^ Мэзер 1976 , с. 604.
- ^ Мэзер 1976 , с. 287.
- ^ Yu 1963 .
- ^ Мэзер 1976 , с. 370.
- ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 288.
- ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 42.
- ^ Нидхэм и Лу 1974 , с. 289–290.
- ^ Обрингер 1995 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б Обрингер 1995 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Сейли 1978 , с. 425.
- ^ Jump up to: а б Нидэм 1976 , с. 96.
- ^ Фейфель 1944 , с добавленными сносками.
- ^ Нидхэм 1976 , с. 86.
- ^ Обрингер 1995 , с. 216.
- ^ Вагнер 1973 , стр. 111–113.
- ^ Jump up to: а б Шиппер 1993 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Сейли 1978 , с. 430.
- ^ Обрингер 1995 , с. 216–217.
- ^ Обрингер 1995 , с. 217.
- ^ Yu 1963 , p. 59.
- ^ Сейли 1978 , с. 429.
- ^ Прочтите 1973 , с. 111.
- ^ Сэйли 1978 , с. 424.
- ^ Акахори 1989 , с. 93.
- ^ Лу 1973 .
- ^ Сейли 1978 , с. 432.
- ^ Сейли 1978 , с. 338.
- ^ Вагнер 1973 .
- ^ Сэйли 1978 , стр. 431–432.
- ^ Спиро 1990 , стр. 79–80.
- ^ Хуанг и Цюрхер 1995 , с. 256.
- Источники
- Акахори, Акира (1989). «Прием наркотиков и бессмертие». В Коне, Ливия; Сакаде, Ёсинобу (ред.). Даосские техники медитации и долголетия . Мичиганский университет. стр. 73–98. ISBN 9780892640843 .
- Деклерк, Доминик (1998). Написание против государства: политическая риторика в Китае третьего и четвертого веков . Брилл. ISBN 9789004103764 .
- Демьевиль, Поль (1986). «Философия и религия от Хань до Суй». Кембриджская история Китая, Том 1, Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521243278 .
- Дикёттер, Франк; Лааманн, Ларс; Сюнь, Чжоу (2004). Наркотическая культура: история наркотиков в Китае . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226149059 .
- Энглхардт, Ют (2008). «Ханши сан» холодный пищевой порошок [Порошок для холодного питания]. В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. п. 473. ИСБН 9780700712007 .
- Фейфель, Юджин (1944). «Пао-пу цзы нэй-пянь, Глава IV». Памятник Серике . 9 : 1–33. дои : 10.1080/02549948.1944.11745184 .
- Хуан, Цзюньцзе; Цурхер, Эрик (1995). Время и пространство в китайской культуре . Брилл. ISBN 9789004102873 .
- Кон, Ливия (2008). Знакомство с даосизмом . Рутледж. ISBN 9780415439978 .
- Лагервей, Джон; Лю, Пэнчжи (2010). Ранняя китайская религия: период разделения (220–589 гг. н.э.) . Том. Часть вторая, Том 1. Брилл. ISBN 9789004179431 .
- Лу, Сюнь (1973) [1927]. «Вэй-Цзинь фэндуцзи вэньчжан юй яо цзи цзю чжи гуаньси» Связь между стилями Вэй и Цзинь, изделиями и лечебным вином. Взаимодействие художественной литературы, винопития и наркомании эпохи Вэй-Цзинь. Лу Синь Цюаньцзи Полное собрание сочинений Лу Синя Жэньминь чубанше. стр. 100-1 487–507.
- Мазер, Ричард Б. (1976). Новый отчет о сказках о мире Лю И-цина с комментариями Лю Чуня . Университет Миннесоты. ISBN 9780816607600 .
- МакМахон, Кейт (2002). Падение бога денег: курение опиума в Китае девятнадцатого века . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742518025 .
- Нидэм, Джозеф ; Лу, Гвей-Джен (1974). Наука и цивилизация в Китае . Том. 5, Химия и химическая технология. Часть 2, Спагирические открытия и изобретения: Магистерства золота и бессмертия. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521085717 .
- Нидэм, Джозеф (1976). Наука и цивилизация в Китае . Том. 5, Химия и химическая технология. Часть 3. Исторический обзор спагирических открытий и изобретений: от эликсиров киновари до синтетического инсулина. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521210287 .
- Обрингер, Фредерик (1995). «Отравление и токсикомания в средневековом Китае: физиологическая реальность или политические обвинения?». В Хашимото, Кейзо; Джами, Кэтрин ; Скар, Лоуэлл (ред.). Восточноазиатская наука: традиции и не только . Издательство Университета Кансай. стр. 215–220. ОСЛК 35273013 .
- Рихтер, Антье (2011). «За пределами каллиграфии: чтение писем Ван Сичжи». Тунг Пао . 96 (4): 370–407. дои : 10.1163/156853210X544880 .
- Сейли, Джей (1978). Мастер, осознающий простоту: исследование философа Ко Хунга, 283–343 гг. н.э. Китайский центр материалов. ISBN 9780896445222 .
- Шиппер, Кристофер М. (1993). Даосское тело . Перевод Дюваля, Карен К. Калифорнийский университет Press. ISBN 9780520082243 .
- Спиро, Одри (1990). Созерцая древних: эстетические и социальные проблемы ранней китайской портретной живописи . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520065673 .
- Вагнер, Рудольф Г. (1973). «Образ жизни и наркотики в китайском средневековье». Тунг Пао (на немецком языке). 59 (1–5): 79–178. дои : 10.1163/156853273X00037 . ПМИД 11636855 .
- Уэр, Джеймс Р. (1981) [1966]. Алхимия, медицина и религия в Китае 320 года нашей эры: Нэй Пьен Ко Хунга . Дувр. ISBN 9780486240886 .
- Ю, Цзяси ( 元佳丝 ) (1963) «Ханьшисан као». Ханши Санкао [Исследование порошка для холодной еды] . Разные научные работы Юй Цзяси . Чжунхуа Шуцзюй OCLC 68316537 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вагнер, Рудольф Г. (1981). «Порошок Ханьши — «современное» лекарство в средневековом Китае». В Волгере, Г. (ред.). Опьянение и реальность (на немецком языке). Том 1. стр. 320–23, Фольклорный музей Раутенштраух-Йост. ISBN 9783923158003 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Хан Си» . ТрипСит вики . 01.03.2019 . Проверено 22 октября 2020 г.