Хэ Ян
Хэ Ян | |
---|---|
Хэ Ян | |
Секретарь кадров | |
В офисе в. 240-е — 5 февраля 249 | |
Монарх | Цао Фан |
Личные данные | |
Рожденный | в. 195 Наньян , Хэнань |
Умер | [а] Лоян , Хэнань | 9 февраля 249 г.
Супруг | Принцесса Цзиньсян |
Родители |
|
Родственники |
|
Занятие | Философ, политик |
Любезное имя | Пиншу (дядя Пин) |
Хэ Ян ( ок. 195 – 9 февраля 249), [а] любезное имя Пиншу , был китайским философом и политиком государства Цао Вэй в период Троецарствия в Китае. Он был внуком Хэ Цзинь , генерала и регента династии Восточная Хань . Его отец, Хэ Сянь, рано умер, поэтому его мать, госпожа Инь, снова вышла замуж за военачальника Цао Цао . Таким образом, Хэ Ян вырос пасынком Цао Цао. Он приобрел репутацию умного и образованного человека в раннем возрасте, но был непопулярен и критиковался за высокомерие и распутство. Он был отвергнут на правительственные должности обоими императорами Цао Пи и Цао Жуем , но стал министром во время правления Цао Шуана . Когда семья Сыма взяла под свой контроль правительство в результате в государственного переворота 249 году, он был казнен вместе со всеми другими чиновниками, лояльными Цао Шуану.
Хэ Янь был вместе с Ван Би одним из основателей даосской школы Сюаньсюэ . Он синтезировал философские школы даосизма и конфуцианства , считая, что эти две школы дополняют друг друга. Он написал знаменитый комментарий к « Даодэ Цзин» , оказавший большое влияние в его время, но ни одна копия не сохранилась. Его комментарий к « Аналектам» считался стандартным и авторитетным в течение почти 1000 лет, пока его интерпретация не была вытеснена комментарием Чжу Си в 14 веке.
Жизнь
[ редактировать ]Хэ Ян родился в Наньяне , Хэнань . [2] Его прадед был мясником, а дед, Хэ Цзинь , был генералом и регентом династии Восточная Хань . Его двоюродной бабушкой была императрица Хэ , жена императора Лина из династии Восточная Хань. [3] [4] Отец Хэ Яня, Хэ Сянь ( 何咸 ), умер в раннем возрасте. [2] Политическая власть семьи Хэ была разрушена, когда военачальник Дун Чжо оккупировал ханьскую столицу Лоян . Мать Хэ Яна сбежала и родила Хэ Яня в изгнании. [5]
Когда Хэ Янь было около шести лет, его мать была взята в наложницы военачальником Цао Цао , после чего она стала известна как «Леди Инь». После усыновления Цао Цао он воспитывался вместе с другими принцами Вэй , включая возможного преемника Цао Цао, Цао Пи ( годы правления 220–226). Цао Пи возмущался тем, что Хэ вел себя так, как если бы он был наследным принцем, и называл его «ложным сыном», а не настоящим именем. Позже он женился на одной из дочерей Цао Цао, принцессе Цзиньсян, которая, возможно, была одной из сводных сестер Хэ. [6] В результате усыновления Хэ Ян в детстве проводил много времени с Цао Цао. [7]
В юном возрасте Хэ Ян приобрел репутацию чрезвычайно одаренного человека: «умного и умного, как бог». [8] У него была страсть к чтению и учебе. Цао Цао консультировался с ним, когда не знал, как интерпретировать Сунь Цзы » «Искусство войны , и был впечатлен интерпретацией Хэ Яня. [7] Современники Хэ Яня (как при Цао Вэй, так и при династии Цзинь ) не любили его и писали, что он был женоподобен, любил макияж, распутен и эгоистичен. Второй император Вэй Цао Жуй ( годы правления 226–239) отказался нанять его, потому что считал его «плавающим цветком», хорошо известным своей яркой и распутной жизнью. Сообщается, что он любил « пятиминеральный порошок », галлюцинаторный наркотик. [8]
Хэ Ян не смог добиться политической известности ни при Цао Пи, ни при Цао Жуе. Когда Цао Жуй умер в 239 году, он оставил на троне своего приемного сына Цао Фана , тогда еще ребенка. Цао Шуан , родственник семьи Цао, взял на себя управление правительством в качестве регента. Хэ Ян снискал расположение ближайшего окружения Цао Шуана, в конечном итоге получив повышение до министра кадров ( 吏部尚書 ) и приведя многих своих друзей и знакомых на важные должности. Одним из друзей Хэ Яня, получившего должность в этот период, был влиятельный философ Ван Би . [8]
Смерть
[ редактировать ]Хэ Ян сохранял контроль над большинством официальных назначений до 249 года, когда семья Сыма взяла под свой контроль правительство в результате переворота государственного . Взяв под свой контроль правительство, семья Сыма казнила Цао Шуана и всех членов его фракции, включая Хэ Яня. [8]
Согласно « Хроникам кланов Вэй» , Сыма И поручил Хэ Яню председательствовать в качестве судьи на суде над Цао Шуаном. Хэ Янь, который хотел быть оправданным, очень строго осудил Цао Шуана, чтобы завоевать расположение Сыма И, но Сыма И добавил имя Хэ Яня в список преступников, которые должны быть казнены в последний момент.
На момент смерти Хэ Яня у него был пятилетний сын, которого Сыма И отправил солдат арестовать. До прибытия солдат мать Хэ Яня, госпожа Инь, которая была еще жива, спрятала внука и отдалась на милость Сыма И во дворце. В конце концов она убедила Сыма И помиловать внука, и сын Хэ Яня выжил.
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
даосизм |
---|
наслаждался и хорошо разбирался в работах даосских философов Лао-цзы и Чжуанцзы , а также в «Книге перемен» Согласно династическим историям Вэй, Хэ Янь с раннего возраста . Он написал знаменитый комментарий, оказавший большое влияние в его время, « Комментарий к Даодэ Цзин» ( Даодэ Лунь ), но ни одна копия не сохранилась. Он планировал написать более подробный подстрочный комментарий к « Даодэ Цзин» ; но, сравнив свой проект с аналогичным проектом более молодого Ван Би, он решил, что его интерпретация была хуже, а комментарий , который он в конечном итоге подготовил, был более общим и широким. [9]
Хэ Янь был членом комитета, который подготовил влиятельный и авторитетный комментарий к конфуцианской теории, « Собрание объяснений аналектов» ( Лунь Юй Цзе Цзе), в котором были собраны, отобраны, обобщены и рационализированы наиболее проницательные из всех предыдущих комментариев к аналектам , которые имели написанное его временем. Он подготовил комментарий как член комитета из пяти человек (остальными четырьмя членами комитета были Сунь Юн, Чжэн Чун, Цао Си и Сунь И), но последующие китайские ученые удостоили его почти исключительного признания как основного автора. а во времена династии Тан (618–907) имя Хэ Яня было единственным автором, связанным с « Собранием объяснений» . Современные ученые не уверены в том, какие доказательства заставили средневековых китайских ученых поверить в то, что Он был единственным автором, или же он написал « Собрание объяснений» из интереса или по приказу суда Вэй, но продолжают считать Хэ Яня основным автором. автор вне конвенции. После того, как Хэ Ян представил его императорскому двору, «Собрание объяснений» было быстро признано авторитетным и оставалось основным текстом, используемым китайскими читателями для интерпретации « Аналектов» в течение почти 1000 лет, пока его не вытеснил комментарий Чжу Си в 14 веке. [10]
Хэ Янь считал, что даосизм и конфуцианство дополняют друг друга, так что, правильно изучая их обоих, ученый может прийти к единой, единой истине. Приводя доводы в пользу полной совместимости даосских и конфуцианских учений, Он утверждал, что «Лао-цзы [фактически] был согласен с Мудрецом» (так в оригинале). [11] Содействуя синтезу даосских и конфуцианских концепций, он стал главным защитником неодаосской школы Сюаньсюэ (вместе со своим другом и современником Ван Би). [12] Как ученый Сюаньсюэ, он был известен изучением теории увэй . [13] Он был плодовитым писателем стихов и написал множество разных эссе по философии, политике, литературе и истории, некоторые из которых сохранились до сих пор. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б В биографии Цао Фана в « Саньгочжи» записано, что Цао Шуан и его соратники — Дин Ми (丁謐), Дэн Ян , Хэ Янь, Би Гуй , Ли Шэн и Хуань Фань — были казнены вместе со своими большими семьями в день усу 1-го числа. месяц 1-го года эпохи Цзяпин правления Цао Фана. [1] Эта дата соответствует 9 февраля 249 года по григорианскому календарю.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ([В первом месяце весны первого года Цзяпина] Усюй появился отчет министра о принятии Чжана из Хуанмэня в качестве Тинвэя. Он проверил свои слова и узнал, что Шуан был против этого плана. Там совершили прелюбодеяние и вступили в заговор с Шуаном, а три племени И были убиты. были также министры Дин Ми, Дэн Ян, Хэ Янь, Сили Сяовэй Би Гуй и губернатор Цзинчжоу Ли Шэн и Да Синонг Хуанфан оба
- ^ Jump up to: а б Хроники Трех Королевств - Династия Цзинь, написанные Чэнь Шоу, переводы Ли Пинфу и У Чжана, Книжная компания Чжунхуа, стр. 2-52 Вэй Ди Ди Цзи № 1 , Справочник Трех Королевств И Аня, Китайское издательство древних книг P186-191, Хронология основных событий Цао Цао.
- ^ Гарднер 10
- ^ Сяньюньехе Ван Динчжан, издательство Sichuan Education Press P129
- ↑ В конце династии Вэй «жена Яня, принцесса Цзиньсян, является той же матерью и сестрой Яня».
- ^ Гарднер 10-11
- ^ Jump up to: а б Фан Шимин, (2006) Фан Шимин о персонажах Трех Королевств, Шанхайское издательство древних книг, стр. 225-226. ISBN 7-5325-4485-0
- ^ Jump up to: а б с д Гарднер 11
- ^ Гарднер 13
- ^ Гарднер 8-10, 15, 17.
- ^ Гарднер 13-14
- ^ Сяньюнь Ехе и Ван Динчжан, издательство Sichuan Education Press, стр. 129-130.
- ^ Сяньюнь Ехе и Ван Динчжан, издательство Sichuan Education Press, стр. 130-133, « Новый трактат о метафизике Вэй и Цзинь», автор: Сюй Бинь, Шанхайское издательство древних книг, стр. 122-124,128-135
- ↑ Сочинения Хэ Яня о Као Гао Хуапине, Литература (ежеквартально), выпуск 4, октябрь 2003 г., страницы 69-80.
Библиография
[ редактировать ]- Чен, Шоу (3 век). Записи Трех Королевств ( Саньгожи ).
- Гарднер, Дэниел К. (2003). Чтение Аналектов Чжу Си: канон, комментарий и классическая традиция . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12865-0 .
- Пей, Сунчжи (V век). Аннотации к «Записям трех королевств» ( Саньгожи чжу ).