Jump to content

Три сокровища (традиционная китайская медицина)

« Три сокровища» или «Три драгоценности» ( китайский : 三寶 ; пиньинь : санбо ; Уэйд-Джайлс : сан-пао ) являются теоретическими краеугольными камнями традиционной китайской медицины и практик, таких как нэйдань , цигун и тай-чи . Они также известны как цзин, ци и шэнь ( китайский : 精氣神 ; пиньинь : цзин-ци-шэнь ; Уэйд-Джайлс : цзин ци шэнь ; «сущность, дыхание и дух»).

Французский китаевед Деспе резюмирует:

Цзин , ци и шэнь — три основных понятия, разделяемые как даосизмом, так и китайской культурой. Их часто называют «Три сокровища» ( санбао 三寶 ), и это выражение сразу же раскрывает их важность и тесную связь между ними. Идеи и практики, связанные с каждым термином и с тремя терминами в целом, сложны и значительно различаются в разных контекстах и ​​исторических периодах.

Этимология и значение

[ редактировать ]

Это китайское имя санбао первоначально относилось к даосским « Трём сокровищам » из Даодэцзин , глава 67: «жалость», «бережливость» и «отказ быть «первым из всего сущего под небом»». [1] Впоследствии оно также использовалось для обозначения цзин , ци и шэнь , а также буддийских Трех драгоценностей (Будды, Дхармы и Сангхи). Однако последнее использование вводит в заблуждение, поскольку «Три драгоценности» в буддизме — это совершенно другая философия. Будда – это учитель, Дхарма – это учение, а Сангха – это сообщество. Три драгоценности буддизма — это внешняя опора для достижения реализации, тогда как Три сокровища даосизма — это внутренние качества или отношения, которые необходимо развивать .

В давно устоявшихся китайских традициях «Три сокровища» — это основные энергии, поддерживающие человеческую жизнь:

  • Цзин ( ) «питательная сущность, сущность; дух, сперма, семя; экстракт; очищенный, совершенный инь в природе, нижняя часть брюшной полости»
  • Ци ( ) «жизненная энергия, жизненная сила; дыхание, воздух, пар; жизненная сила, энергия; отношение, брюшная полость»
  • Шэнь ( ) «дух; душа, разум; бог, божество; сверхъестественное существо и Ян в действии, верхняя грудная полость»

Этот порядок цзин-ци-шэнь используется чаще, чем варианты ци-цзин-шэнь и шэнь-ци-цзин .

Деревянная иллюстрация «Большого и малого котла и печи» из «Указания на духовную природу и телесную жизнь Синмин гуйчжи» , даосского текста о внутренней алхимии, опубликованного в 1615 году. На образном языке нэйдань «котел» ( дин ) относится к голове. и «печь» ( лу ) — в живот; «великий котел» — место совершенствования цзинь, ци и шэнь.
Деревянная иллюстрация практики, известной как «Совершенствование формы в истинной пустоте» ( чжэньконг ляньсин ), 1615 год, Синмин гуйчжи.
Встреча трех жизней. Встреча трех жизней, 1615 г. Синмин Гуйчжи.

Даосское «Писание печати разума Возвышенного Нефритового Владыки» ( Гаошан юхуан синьинь цзин ( 高上玉皇心印經 ), или «Отпечаток сердца» ( Синьинь цзин ) — ценный ранний источник о Трех Сокровищах. . [2] [3]

Этот анонимный текст, вероятно, датируемый династией Южная Сун (1127–1279 гг.), представляет собой простое и краткое обсуждение внутренней алхимии ( нэйдан 內丹 ). В частности, здесь подчеркивается так называемое «Три сокровища» ( санбао 三寶 ), а именно жизненная сущность ( цзин ), тонкое дыхание ( ци ) и дух ( шэнь ).

Краткое эссе Фредерика Х. Бальфура 1884 года об «Отпечатке сердца» ( Синьинь цзин ) содержит самое раннее известное западное упоминание о Трех Сокровищах: [4]

«Существует три степени Высшего Эликсира – Дух, Дыхание и Основная Энергия».

Четыре этапа

[ редактировать ]

В практике нэйдан («внутренняя алхимия») трансмутация Трех Сокровищ выражается через последовательность: [5] [6]

  1. Чжуцзи ( фундамент здания )
    «закладываем фундамент»
  2. Ляньцзин Хуаци ( lianjinghuaqi )
    «переработка сущности в дыхание»
  3. Ляньци Хуашен ( бог цепного газа )
    «очищение дыхания в дух»
  4. Ляньшэнь Хуаньсюй ( Lian Shen Huanxu )
    «очищение духа и возвращение к пустоте »

Саньюань

[ редактировать ]

И нэйдань , и неоконфуцианство , и традиционная китайская медицина различают «до рая» ( xiantian 先天 ), имея в виду то, что является врожденным или естественным, и «после рая» ( houtian 後天 ), имея в виду то, что приобретено в течение жизни. . [7] [8]

Первые — это «три начала» ( Саньюань 三元 ): [6]

  1. «Изначальная сущность» ( юаньцзин 元精 )
  2. «Первородное дыхание» ( юаньци 元氣 )
  3. «Первородный дух» ( юаньшэнь 元神 )

Хуайнаньцзы («форма ; ( ок. 2 век до н.э. ) связывает ци и шэнь с син форма; тело»): [9]

Телесная форма [ син ] — это обитель жизни; ци шэнь наполняет эту жизнь, а управляет ею. Если кто-то из них потеряет свое подобающее положение, они все пострадают.

Китайская культура

[ редактировать ]

В романе «Путешествие на Запад» (конец XVI века н.э.) упоминаются «Три сокровища», когда просвещенный даосский патриарх наставляет Сунь Укуна («Обезьяну») стихотворением, которое начинается так:

Хорошо знайте эту тайную формулу, чудесную и истинную:
Берегите и лелейте жизненные силы, это и ничего больше.
Вся сила заключена в семени [ цзин ], дыхании [ ци ] и духе [ шэнь ];
Бережно и надежно охраняйте их, чтобы не произошла утечка.
Чтобы не было утечки!
Держитесь внутри тела!

  1. ^ Уэйли (1958) , с. 225.
  2. ^ Олсон (1993) .
  3. ^ Комджати (2004) , с. 29.
  4. ^ Бальфур (1880) , с. 380-381.
  5. ^ Деспе (2008) , с. 563.
  6. ^ Jump up to: а б Ван (2011) , с. 13.
  7. ^ Despeux (2008) , стр. 564–565.
  8. ^ Мачоча, Джованни (1996). Три сокровища . Пион Пресс. ISBN  9780952574576 .
  9. ^ Энгельхардт (2000) , с. 99.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бальфур, Фредерик Х. (1880). «Три кратких эссе» (PDF) . Обзор Китая . 9 : 380–382.
  • Деспе, Катрин (2008). « Цзин , ци , шэнь ; 精氣神 ; сущность, пневма (дыхание, энергия, жизненная сила), дух». В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. стр. 562–565.
  • Энгельхардт, Юте (2000). «Методы долголетия и китайская медицина». В Коне, Ливия (ред.). Справочник по даосизму . Брилл. стр. 74–108.
  • Комджати, Луи (2004). Даосские тексты в переводе (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2005 г.
  • Олсон, Стюарт Алве (1993). Классическая печать разума Нефритового императора: даосское руководство по здоровью, долголетию и бессмертию . Святой Павел: Публикации Dragon Door.
  • Уэйли, Артур (1958). Путь и его сила: исследование Дао Дэ Цзин и его место в китайской мысли . Гроув Пресс. ISBN  0802150853 .
  • Ван, Му (2011). Основы внутренней алхимии: даосская практика Нейдана . Перевод Прегадио, Фабрицио. Золотой Эликсир Пресс. ISBN  9780984308255 . .
  • Путешествие на Запад . Перевод Ю, Энтони. Издательство Чикагского университета. 1977.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 595aeaf5cb76f155fe0256eb0ec26469__1719758220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/69/595aeaf5cb76f155fe0256eb0ec26469.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Three Treasures (traditional Chinese medicine) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)