Три сокровища (традиционная китайская медицина)
Часть серии о |
даосизм |
---|
![]() |
« Три сокровища» или «Три драгоценности» ( китайский : 三三寶 ; пиньинь : санбо ; Уэйд-Джайлс : сан-пао ) являются теоретическими краеугольными камнями традиционной китайской медицины и практик, таких как нэйдань , цигун и тай-чи . Они также известны как цзин, ци и шэнь ( китайский : 精氣神 ; пиньинь : цзин-ци-шэнь ; Уэйд-Джайлс : цзин ци шэнь ; «сущность, дыхание и дух»).
Французский китаевед Деспе резюмирует:
Цзин , ци и шэнь — три основных понятия, разделяемые как даосизмом, так и китайской культурой. Их часто называют «Три сокровища» ( санбао 三寶 ), и это выражение сразу же раскрывает их важность и тесную связь между ними. Идеи и практики, связанные с каждым термином и с тремя терминами в целом, сложны и значительно различаются в разных контекстах и исторических периодах.
- Деспе 2008 , с. 562
Этимология и значение
[ редактировать ]Это китайское имя санбао первоначально относилось к даосским « Трём сокровищам » из Даодэцзин , глава 67: «жалость», «бережливость» и «отказ быть «первым из всего сущего под небом»». [1] Впоследствии оно также использовалось для обозначения цзин , ци и шэнь , а также буддийских Трех драгоценностей (Будды, Дхармы и Сангхи). Однако последнее использование вводит в заблуждение, поскольку «Три драгоценности» в буддизме — это совершенно другая философия. Будда – это учитель, Дхарма – это учение, а Сангха – это сообщество. Три драгоценности буддизма — это внешняя опора для достижения реализации, тогда как Три сокровища даосизма — это внутренние качества или отношения, которые необходимо развивать .
В давно устоявшихся китайских традициях «Три сокровища» — это основные энергии, поддерживающие человеческую жизнь:
- Цзин ( 精 ) «питательная сущность, сущность; дух, сперма, семя; экстракт; очищенный, совершенный инь в природе, нижняя часть брюшной полости»
- Ци ( 氣 ) «жизненная энергия, жизненная сила; дыхание, воздух, пар; жизненная сила, энергия; отношение, брюшная полость»
- Шэнь ( 神 ) «дух; душа, разум; бог, божество; сверхъестественное существо и Ян в действии, верхняя грудная полость»
Этот порядок цзин-ци-шэнь используется чаще, чем варианты ци-цзин-шэнь и шэнь-ци-цзин .
Нейдан
[ редактировать ]


Даосское «Писание печати разума Возвышенного Нефритового Владыки» ( Гаошан юхуан синьинь цзин ( 高上玉皇心印經 ), или «Отпечаток сердца» ( Синьинь цзин ) — ценный ранний источник о Трех Сокровищах. . [2] [3]
Этот анонимный текст, вероятно, датируемый династией Южная Сун (1127–1279 гг.), представляет собой простое и краткое обсуждение внутренней алхимии ( нэйдан 內丹 ). В частности, здесь подчеркивается так называемое «Три сокровища» ( санбао 三寶 ), а именно жизненная сущность ( цзин 精 ), тонкое дыхание ( ци 氣 ) и дух ( шэнь 神 ).
- Комджати 2004 , с. 29
Краткое эссе Фредерика Х. Бальфура 1884 года об «Отпечатке сердца» ( Синьинь цзин ) содержит самое раннее известное западное упоминание о Трех Сокровищах: [4]
«Существует три степени Высшего Эликсира – Дух, Дыхание и Основная Энергия».
Четыре этапа
[ редактировать ]В практике нэйдан («внутренняя алхимия») трансмутация Трех Сокровищ выражается через последовательность: [5] [6]
- Чжуцзи ( фундамент здания )
- «закладываем фундамент»
- Ляньцзин Хуаци ( lianjinghuaqi )
- «переработка сущности в дыхание»
- Ляньци Хуашен ( бог цепного газа )
- «очищение дыхания в дух»
- Ляньшэнь Хуаньсюй ( Lian Shen Huanxu )
- «очищение духа и возвращение к пустоте »
Саньюань
[ редактировать ]И нэйдань , и неоконфуцианство , и традиционная китайская медицина различают «до рая» ( xiantian 先天 ), имея в виду то, что является врожденным или естественным, и «после рая» ( houtian 後天 ), имея в виду то, что приобретено в течение жизни. . [7] [8]
Первые — это «три начала» ( Саньюань 三元 ): [6]
- «Изначальная сущность» ( юаньцзин 元精 )
- «Первородное дыхание» ( юаньци 元氣 )
- «Первородный дух» ( юаньшэнь 元神 )
Син
[ редактировать ]Хуайнаньцзы («форма ; ( ок. 2 век до н.э. ) связывает ци и шэнь с син 形 форма; тело»): [9]
Телесная форма [ син ] — это обитель жизни; ци шэнь наполняет эту жизнь, а управляет ею. Если кто-то из них потеряет свое подобающее положение, они все пострадают.
- Хуайнаньцзы 1, перевод Энгельхардта 2000 , с. 99
Китайская культура
[ редактировать ]В романе «Путешествие на Запад» (конец XVI века н.э.) упоминаются «Три сокровища», когда просвещенный даосский патриарх наставляет Сунь Укуна («Обезьяну») стихотворением, которое начинается так:
Хорошо знайте эту тайную формулу, чудесную и истинную:
Берегите и лелейте жизненные силы, это и ничего больше.
Вся сила заключена в семени [ цзин ], дыхании [ ци ] и духе [ шэнь ];
Бережно и надежно охраняйте их, чтобы не произошла утечка.
Чтобы не было утечки!
Держитесь внутри тела!— Путешествие на Запад , перевод Ю. 1977 , с. 88
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэйли (1958) , с. 225.
- ^ Олсон (1993) .
- ^ Комджати (2004) , с. 29.
- ^ Бальфур (1880) , с. 380-381.
- ^ Деспе (2008) , с. 563.
- ^ Jump up to: а б Ван (2011) , с. 13.
- ^ Despeux (2008) , стр. 564–565.
- ^ Мачоча, Джованни (1996). Три сокровища . Пион Пресс. ISBN 9780952574576 .
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 99.
Библиография
[ редактировать ]- Бальфур, Фредерик Х. (1880). «Три кратких эссе» (PDF) . Обзор Китая . 9 : 380–382.
- Деспе, Катрин (2008). « Цзин , ци , шэнь ; 精氣神 ; сущность, пневма (дыхание, энергия, жизненная сила), дух». В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. стр. 562–565.
- Энгельхардт, Юте (2000). «Методы долголетия и китайская медицина». В Коне, Ливия (ред.). Справочник по даосизму . Брилл. стр. 74–108.
- Комджати, Луи (2004). Даосские тексты в переводе (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2005 г.
- Олсон, Стюарт Алве (1993). Классическая печать разума Нефритового императора: даосское руководство по здоровью, долголетию и бессмертию . Святой Павел: Публикации Dragon Door.
- Уэйли, Артур (1958). Путь и его сила: исследование Дао Дэ Цзин и его место в китайской мысли . Гроув Пресс. ISBN 0802150853 .
- Ван, Му (2011). Основы внутренней алхимии: даосская практика Нейдана . Перевод Прегадио, Фабрицио. Золотой Эликсир Пресс. ISBN 9780984308255 . .
- Путешествие на Запад . Перевод Ю, Энтони. Издательство Чикагского университета. 1977.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Существенная материя, жизненное дыхание и дух [ постоянная мертвая ссылка ] , Даосский культурно-информационный центр
- 3 СОКРОВИЩА ЖИЗНИ: Цзин/Ци/Шэнь , Фрэнсис Гандер