Яншэн (даосизм)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Яншэн | |||
---|---|---|---|
![]() 168 г. до н.э. Реконструированные рисунки из Даоинь ту (Таблица направления и вытягивания [ циркуляции Ци ]) в Шелковых текстах Мавандуи. | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | здравоохранение | ||
Упрощенный китайский | здравоохранение | ||
Буквальный смысл | заботливая жизнь | ||
| |||
Корейское имя | |||
хангыль | лечение | ||
Ханджа | здравоохранение | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | здравоохранение | ||
Хирагана | Удачи | ||
|
В религиозном даосизме [ сломанный якорь ] и традиционная китайская медицина , яншэн ( китайский : 養生 ; букв. «питающая жизнь»), относится к различным практикам самосовершенствования , направленным на улучшение здоровья и долголетия. Техники Яншэн включают художественную гимнастику , самомассаж , дыхательные упражнения , медитацию , внутреннюю и внешнюю даосскую алхимию , сексуальную активность и диетологию .
Большинство методов Яншэн предназначены для увеличения продолжительности жизни, некоторые - для достижения «бессмертия» - в специализированном даосском смысле превращения в сяня («трансцендентного», который обычно умирает через несколько столетий, что в широком смысле переводится как «бессмертный»). В то время как обычные практики долголетия (такие как здоровое питание или физические упражнения) могут увеличить продолжительность жизни и благополучие, некоторые эзотерические практики трансцендентности (например, диеты «избегания зерна» , когда адепт ест только ци / дыхание вместо продуктов питания или часто пьет) ядовитые даосские алхимические эликсиры жизни ) по иронии судьбы могут быть смертельными.
Терминология
[ редактировать ]Слово яншэн представляет собой лингвистическое соединение двух распространенных китайских слов. Юн (養) означает
- Воспитание; вырастить, вырастить, воспитать; питать; ухаживать, заботиться, присматривать.
- Поддержка путем предоставления предметов первой необходимости; обеспечивать; поддерживать, содержать в хорошем состоянии; сохранять; следить.
- Тренироваться; жених; обучать правильному выполнению своих обязанностей; культивировать.
- Медсестра; лечить так, чтобы помочь в выздоровлении. [1]
Помимо обычного третьего тона чтения юнь, у этого персонажа есть необычное альтернативное четвертого тона произношение ян (養), что означает «поддерживать и заботиться (особенно о своих родителях)». Например, yàngshēng встречается в конце 4-го века до нашей эры, в Мэнцзы : «Сохранение родителей, пока они живы [養生者], не заслуживает того, чтобы его считали важным; именно достойное обращение с ними, когда они умирают, заслуживает такого описания. ." [2] Обратите внимание, что обычные символы и символы печати (например, 養) сочетают в себе ян (羊, «овца», первоначально изображающая голову барана) фонетический компонент и ши (食, «еда, корм»), радикал обозначающий «кормить животных», тогда как древний оракул и бронзовые иероглифы (например, 䍩) сочетают в себе ян (羊, «овца») и пу (攵, «слегка ударить; постучать»), обозначая «пастух»; пасти овец».

Шэн (生) означает
- Живи, будь живым, существуй; жизнь; живое существо; акт жизни; жизнь, продолжительность жизни.
- Заставить жить, привести к существованию; родить, родить; возникать; выйти, появиться; расти, развиваться.
- Свежий; зеленый; незрелый, сырой; сырой; незнакомый; незнакомый; неумелый, неуклюжий, неумелый, неловкий, неотесанный.
- Природа, природный инстинкт, врожденный характер, внутренние качества. [3]
Древние символы шэн (生) представляли собой пиктограммы , изображающие растение, растущее из земли (土).
Полный китайско-китайский Hanyu Da Cidian («Всеобъемлющий словарь китайских слов»), лексикографически сопоставимый с Оксфордским словарем английского языка , дает пять определений yengshēng (養生):
- [Заботиться о своем здоровье, сохранить продолжительность жизни]
- Питайте тело и разум для долголетия [Питайте тело и разум для долголетия].
- Выращивайте животных. [Выращивайте животных]
- Это означает находиться в здоровом месте с обильным производством [Находиться в здоровом месте с обильным производством].
- Родить [Родить; поднять]
Специализированное четвертое значение цитирует комментарий Чжан Юя (張預) к «Искусству войны» , в котором говорится: «Армия обычно любит высоту и не любит глубину, ценит яркость и пренебрегает тьмой, питается жизненной силой и ставит себя на прочность. Таким образом, она не будет стать жертвой множества недугов и может быть объявлен «непобедимым». [4] Ханьюй Да Цидиан также дает определение яншэна (養生), см. Мэн-цзы выше:
- Относится к поддержке родителей [Поддерживать и заботиться о своих родителях]. [5]
Идея ян (養, «питание») занимает видное место в китайской мысли. Существует семантическое поле , включающее яншэн (養生, «питать жизнь»), янсин (養形, «питать тело»), яншэнь (養身, «питать всего человека»), янсин (養性, «питать внутренний мир») . природа»), янчжи (養志, «питать волю») и янсинь (養心, «питать разум»). [6]
Переводы
[ редактировать ]«Питательная жизнь» — общепринятый английский перевод слова « яншэн » . Некоторые примеры других переводов включают «иметь хорошее здоровье; питать свои жизненные принципы», [7] «воспитание жизненной силы», «питание жизненной силы», [8] техники долголетия», [9] и «воспитание жизни», «взращивание жизни». [10]
Некоторые китаеведы переводят яншэн и янсин (養性) как «макробиотик», используя английское слово «макробиотика» в его первоначальном значении «склонный или имеющий тенденцию к продлению жизни; относящийся к продлению жизни» вместо более знакомого значения макробиотической диеты : «относящийся к или относящийся к дзен-буддийская диетическая система, предназначенная для продления жизни, включающая чистые растительные продукты, коричневый рис и т. д.». ( ОЭД 2009). Первым примером был перевод Альфредом Форком в 1907 году « » Ван Чуна 80 г. н. э. Луньхэна , упомянутый ниже. В автобиографии Вана говорится, что ближе к концу своей жизни «он написал книгу по макробиотике [養性] из шестнадцати глав. Чтобы сохранить себе жизнь, он лелеял жизненную жидкость [養氣]». [11] Джозеф Нидэм и Лу Гвей-джен говорят:
Макробиотика — удобный термин для обозначения веры в то, что с помощью ботанических, зоологических, минералогических и, прежде всего, химических знаний можно приготовить лекарства или эликсиры [ дан 丹], которые продлят человеческую жизнь после старости [ shoulao 壽老], омолаживая тело и его духовные части, чтобы адепт [ чжэньжэнь 真人] мог прожить столетия долголетия [ чаншэн 長生], наконец, достигнув статуса вечной жизни и возродившись с эфирным телом истинным Бессмертным [ шэнсянь 升仙]. [12]
Дональд Харпер переводит яншэн и чаншэн (長生, «долгая жизнь») в « Шелковых текстах Мавандуи» как «макробиотическая гигиена» (2009). Чаншэн используется в медицинских рукописях Мавандуи для обозначения «соматической формы гигиены, основанной главным образом на контролируемом дыхании в сочетании с йогическими упражнениями», сравнимой с классическими греческими гимнософами . [13]
Исторические события
[ редактировать ]Информация о культивировании здоровья Яншэн, «питающей жизнь», традиционно ограничивалась полученными текстами , включая китайскую классику , пока этот корпус не был дополнен некоторыми медицинскими рукописями второго века до нашей эры, обнаруженными в 1970-х годах.
Из рукописей
[ редактировать ]

В гробницах династии Западная Хань (202 г. до н. э. – 9 г. н. э.) китайские археологи раскопали рукописные копии древних текстов, некоторые из которых ранее были неизвестны, включая несколько исторически важных медицинских книг, которые стали известны как «медицинские руководства». Писцы иногда копировали тексты на ценном шелке , но обычно на бамбуковых и деревянных пластинках , которые были обычным средством написания документов в Китае до широкого распространения бумаги во времена Восточной Хань (25 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Пятнадцать медицинских рукописей, входящих в число « Шелковых текстов Мавандуи» , были раскопаны в 1973 году на археологическом памятнике Мавандуй (современный Чанша , Хунань ). Два других, среди бамбуковых текстов Чжанцзяшань-хань , были обнаружены в 1983 году у горы Чжанцзя (張家山) ( уезд Цзянлин , Хубэй ). эпохи Хань Оба места находились в королевстве Чанша (202 г. до н.э. – 33 г. н.э.). [14]
Рукописи Мавангдуи были найдены в гробнице, датируемой 168 годом до нашей эры, а Харпер относит редакцию рукописей к третьему веку до нашей эры. [15] Шесть из пятнадцати текстов могут быть напрямую связаны с Яншэн медицинской традицией питания жизни . Два, Хэ иньян (合陰陽, «Соединение Инь и Ян») и Тянься чжидао тан (天下至道谈, «Обсуждение идеального пути во всем Поднебесной»), в основном сосредоточены на методах сексуального совершенствования. В двух других, « Яншэнфан» (養生方, «Рецепты для полноценной жизни») и « Шивэнь» (十問, «Десять вопросов»), также есть разделы, посвященные сексологии, но также обсуждаются техники дыхания, пищевая терапия и лекарства. [16] Кэгу шици (卻穀食氣, «Отказ от зерна и поглощение ци ») посвящен в основном методам исключения из рациона зерновых и обычных продуктов питания и замены их лекарственными травами и ци посредством специального фуци (服氣, «прием через дыхание»). ) упражнения В тексте неоднократно противопоставляются «тех, кто ест ци » с «тех, кто ест зерно» и объясняется это в космологических терминах : «Те, кто ест зерно, едят то, что квадратное; те, кто ест ци, едят то, что круглое. Круглое небо; квадрат — это земля». [17] Приведенная выше Даоинь ту (導引圖, «Таблица гимнастики») содержит цветные иллюстрации человеческих фигур, выполняющих лечебную гимнастику. Некоторые из узнаваемых подписей относятся к названиям упражнений, таких как сюнцзин (熊經, «медвежий вис») и няошэнь (鳥伸, «птичья растяжка»), упомянутые в « Чжуанцзы» и других текстах ниже. [18]
Тайник с рукописями, написанными на бамбуковых пластинках, в Чжанцзяшане был раскопан в гробнице, датируемой 186 годом до нашей эры, и содержал две медицинские книги. Майшу включает в себя несколько текстов, в которых перечисляются недуги и описываются одиннадцать (не современные двенадцать) каналов меридианов . Сборник тесно связан с текстами о меридианах Мавандуй, и оба кратко описывают практики Яншэна по питанию жизни. Иньшу (引書, «Книга о вытягивании») описывает ежедневный и сезонный режим здоровья, включая гигиену , диетологию и сон; затем подробно описаны пятьдесят семь профилактических и лечебных гимнастических упражнений и приемов массажа; и завершается этиологией и профилактикой заболеваний. В тексте рекомендуются различные методы лечения, такие как дыхательные упражнения, растяжка тела и бережное обращение с внутренней ци . Там говорится: «Если вы сможете правильно формировать свою ци и поддерживать энергию инь в полноте, тогда от этого выиграет весь человек». Иньшу считали, что методы долголетия доступны только аристократии и высшим классам, и проводят различие между «людьми из высшего класса», которые заболевают из-за неконтролируемых эмоций, таких как крайняя радость или ярость, и менее удачливыми людьми, чьи болезни, как правило, вызваны чрезмерный труд, голод и жажда. Поскольку последние не имеют возможности научиться основным дыхательным упражнениям, они заболевают и умирают ранней смертью. [19] Рукопись Иньшу представляет собой «самое раннее известное систематизированное описание лечебных упражнений в Китае и, возможно, где-либо в мире». [20]
Он пишет
[ редактировать ]
Классики династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) впервые упомянули Яншэн техники . У даосского Чжуанцзы есть ранние описания Яншэна , в частности глава 3 под названием Яншэн чжу (養生主, «Основы воспитания жизни»), которая находится в доханьских «Внутренних главах», приписываемых Чжуан Чжоу (ок. 369-286 до н.э.). . В басне о господине Вэньхуэй (文惠君), который пришел к пониманию Дао, наблюдая, как повар Дин (庖丁) разделывает быка, он восклицает, как чудесно, «что мастерство может достигать таких высот!»
Повар отвечает: «Твой слуга любит Путь, который выходит за рамки простого мастерства. Когда я впервые начал резать быков, я видел только целых быков. Спустя три года я больше не видел целых быков. Сегодня я встречаю быка своим духом, а не смотрю на него глазами. Мои органы чувств перестают функционировать, и мой дух движется так, как ему заблагорассудится. через огромные полости. Следуя присущей ему структуре, я никогда не встречаю ни малейшего препятствия, даже там, где соединяются вены и артерии или где соединяются связки и сухожилия, не говоря уже о очевидных больших костях». ...» «Замечательно!» — сказал господин Вэньхуэй. «Услышав слова повара, я научился питать жизнь [養生]». [21]
В двух других главах «Чжуанцзы» упоминается Яншэн . В первом контексте герцог Вэй (威公), младший брат короля Чжоу Као (годы правления 440–426 до н.э.), спросил Тянь Кайчжи (田開之), чему он научился у своего хозяина Чжу Шэня (祝腎, «Достойный призыватель»), который ответил: «Я слышал, как мой хозяин сказал: «Тот, кто хорошо заботится о жизни [善養生者], подобен пастырю [牧羊]. Если он видит, что одна из его овец отстает, он хлестает вперед». Чтобы объяснить, что это значит, Тиан противопоставил бережливого даосского отшельника по имени Одинокий Леопард (單豹), который жил в скалах, пил только воду и был здоров до семидесяти лет, пока его не убил тигр, с богатым бизнесменом по имени Чан И (張毅), который метался в поисках прибыли, но умер от брюшного тифа в сорокалетнем возрасте. «Леопард питал свое внутреннее существо, а тигр съел его внешнее существо. Йи питал свое внешнее существо, и болезнь атаковала его внутреннее существо. Им обоим не удалось подтолкнуть своих отстающих вперед». [22] Эта пастушеская игра слов напоминает древние иероглифы, обозначающие ян (養, «питать»), такие как 䍩, сочетающий ян (羊, «овца») и пу (攵, «слегка ударять; постукивать»), обозначающий «пастух; пасти овец», обсуждаемый выше.
Последняя история касается господина Лу (魯君), который услышал, что даос Ян Хэ (顏闔) достиг Пути, и отправил для него гонца с подарками. Ян «ждал у деревенских деревенских ворот, одетый в конопляную одежду и сам кормил корову». Когда гонец попытался передать подарки, Ян сказал: «Боюсь, вы неправильно расслышали и что тот, кто послал вас с подарками, будет винить вас. Лучше проверьте». Посланник вернулся к правителю, и ему было велено вернуться с подарками, но он больше никогда не мог найти Яна Хэ, который не любил богатство и честь. «Судя по этому, достижения императоров и королей — это остатки дел мудрецов, а не то, что наполняет человека или питает жизнь [完身養生]. Большинство мирских джентльменов сегодня подвергают свою личность опасности и отказываются от жизни в своей жадности. для вещей. Разве это не грустно?» [23]
В трех главах Чжуанцзы упоминается Янсин (養形, «питание тела»). Есть самое раннее китайское упоминание о способах контроля и регулирования дыхания. [24] В нем описывается гимнастика даоинь («направление и вытягивание [ ци ]»), которая обычно включает в себя сгибание, растягивание и имитацию движений животных. [6]
Дуть и дышать, выдыхать и вдыхать, выбрасывать старое и принимать новое, медвежьи шаги и птичьи потягивания — все это лишь свидетельствует о стремлении к долголетию. Но его предпочитают ученые, которые направляют жизненное дыхание и тренируют мышцы и суставы, люди, которые питают физическую форму [養形], чтобы подражать седому веку Прародителя Пэна . [25]
Хотя Чжуанцзы считают, что физическая гимнастика уступает более медитативным техникам, это очень подробное описание. [26]
Другая глава «Чжуанцзы» описывает ограничения янсин (養形, «питание тела»); [27] «Как печально, что люди мира думают, что питания физической формы [養形] достаточно для сохранения жизни! Но когда оказывается, что питания физической формы [養形] недостаточно для сохранения жизни, что, черт возьми, мир может быть сделан, и этого достаточно?» [28]
139 г. до н.э. Хуайнаньцзы представляет собой эклектичный сборник, приписываемый Лю Аню , из различных ста школ мысли , особенно Хуан-Лао религиозного даосизма . Глава 7 «Хуайнаньцзы» перекликается с «Чжуанцзы» 15, пренебрежительно относящимися к техникам яншэн , поскольку они требуют внешней поддержки.
Если вы вздыхаете и пыхтите, выдыхаете и вдыхаете, выдуваете старое и втягиваете новое, практикуйте «Медвежий вис», «Птичье потягивание», «Утиный всплеск», «Прыжок обезьяны», «Взгляд совы» и «Взгляд тигра». практикуют те, кто заботится о теле [養形]. Это не практики тех, кто полирует ум [например, Совершенных, 至人]. Они заставляют свой дух переполняться, не теряя при этом своей полноты. Когда днем и ночью, не причиняя вреда, они приносят весну внешним вещам [物], они соединяются с временами года и порождают их в своем собственном сознании. [29]
критика «даёт захватывающий взгляд на сходство», замеченное ещё во втором веке до Эта н . сидение, чем активное движение». [30]
Хуайнаньцзы . использует термин янсин (養性, «питание внутренней природы») для обозначения техник разума и тела, таких как диетические режимы, дыхательная медитация и макробиотическая йога «Поскольку природа является контролирующим механизмом как сознания, так и жизненной силы, «питание своей природы» приводит как к возвышенным состояниям сознания, так и к благотворным условиям телесного здоровья и долголетия». [31] Например,
Спокойствие и покой — вот то, чем питается природа [養性]. Гармония и пустота — это то, благодаря чему питается Могущество [養德]. Когда внешнее не возмущает внутреннего, тогда наша природа достигает того, что ей подходит. Если гармония природы не нарушена, тогда Потенция будет надежно оставаться на своем месте. Воспитание жизни [養生] для того, чтобы упорядочить возраст, принятие Могущества для завершения наших лет — это можно назвать способностью воплощать Путь. [32]
В другом контексте Хуайнаньцзы сравниваются пять техник ян – «питать; воспитывать».
Управляя собой, лучше всего воспитывать дух [ яншэнь 養神]. Следующее лучшее — это заботиться о теле [ янсин 養形]. Управляя государством, лучше всего способствовать трансформации [ янхуа 養化]. Следующее лучшее — исправить законы. Ясный дух и уравновешенная воля, сто суставов в хорошем состоянии составляют основу жизненной силы [ янсин 養性]. Утолщение мускулов и кожи, наполнение кишечника и живота, удовлетворение похотей и желаний составляют ветви питающей жизненной силы [ яншэн 養生]». [33]
») , живший примерно в первом веке до нашей эры, Хуанди Нэйцзин («Внутренняя классика Желтого императора обсуждает различные методы лечения, включая медицинское иглоукалывание, прижигание и лекарства, а также питательную гимнастику, массажи и регулирование питания. Основная посылка практик долголетия, которая «красной нитью» пронизывает весь текст, — избегать болезней, сохраняя жизненные силы как можно дольше. [34] » Раздел «Сувэнь (素問, «Основные вопросы») перекликается с ранним культом бессмертия и говорит, что древние мудрецы, которые регулировали жизнь в соответствии с Дао, могли легко прожить сто лет, но жаловались, что «эти хорошие времена уже прошли». , и люди сегодня не знают, как улучшить свою жизнь». [35]
Астроном, натуралист и философ-скептик Ван Чун ок. 80 г. н. э. Лунхэн («Критические очерки») критикует многие даосские верования, особенно Янсин (養性, «питание внутренней природы»). [36] Лунхэн использует только Яншэн один раз; глава «Все о призраках» (訂鬼) объясняет, как небесная ци (тр. «жидкость») развивается в призраков и живые организмы: «Когда жидкость гармонична сама по себе, она производит и развивает вещи [養生], когда она нет, оно причиняет вред. Сначала оно принимает форму на небесах, затем спускается и становится телесным на земле. Следовательно, когда появляются призраки, они состоят из этой звездной жидкости». [37]
Глава Ван Чуна «Даосская неправда» (道虛) разоблачает несколько практик яншэн , особенно прием лекарств «бессмертия», отказ от зерна бигу и даосские йогические дыхательные упражнения. [38]
Даосские алхимики- вайдан часто составляли эликсиры «бессмертия» , некоторые из которых содержали смертельные ингредиенты, такие как ртуть и мышьяк , которые могли вызвать отравление эликсиром или смерть. В одном отрывке Лунхэна, направленном против наркотиков, повторяется фраза туняо янсин (吞藥養性, «глотай наркотики и питай свою природу») в ботаническом примере естественного старения.
Человеческие волосы и борода, а также разные цвета вещей в молодости и старости служат еще одним сигналом. Когда растение выходит наружу, оно имеет зеленый цвет, когда созревает, оно выглядит желтым. Пока человек молод, его волосы черные, когда он стареет, они становятся белыми. Желтый – признак зрелости, белый – старости. После того как растение пожелтело, его можно поливать и ухаживать сколько угодно, чтобы оно снова не стало зеленым. Когда волосы поседели, ни употребление наркотиков, ни забота о своей природе [吞藥養性] не смогут снова сделать их черными. Черное и зеленое не возвращаются, как можно отбросить старость и дряхлость? ... Небеса в развитии вещей могут сохранить их бодрыми до осени, но не далее, до следующей весны. Принимая лекарства и питая свою природу [吞藥養性], можно избавиться от болезней, но нельзя продлить свою жизнь и стать бессмертным. [39]
Признавая, что, хотя некоторые лекарства могут улучшить здоровье, Ван Чун отрицал, что какое-либо из них может превратить человека в хсианского трансцендента.
Даосы иногда используют лекарства [服食藥物] с целью сделать свое тело более гибким и усилить жизненную силу, надеясь таким образом продлить свои годы и войти в новое существование. Это тоже обман. Есть много примеров того, что благодаря использованию лекарств тело становилось более гибким, а жизненная сила - сильнее, но мир не дает примеров продления жизни и последующего нового существования. …Разная физика лечит всевозможные болезни. Когда они излечены, жизненная сила восстанавливается, и тогда тело снова становится гибким. Согласно изначальной природе человека, его тело само по себе гибкое, и его жизненная сила сохраняется долго сама по себе. …Поэтому, когда с помощью лекарств изгоняются различные болезни, тело становится гибким, а жизненная сила продлевается, они просто возвращаются в исходное состояние, но прибавить число лет невозможно, не говоря уже о переходе в другое существование. . [40]
В главе «Даосская неправда» описываются даосские беззерновые диеты с точки зрения бигу (辟穀, «избегание зерновых») и шици (食氣, «есть/глотать дыхание»). В нем говорится, что Ванцзи Цяо (王子喬), сын короля Чжоу Лина (571-545 гг. до н.э.), практиковал бигу , как и Ли Шаоцзюнь (ок. 133 г. до н.э.).
Преобладает идея, что те, кто воздерживается от употребления зерна [辟穀], являются людьми, хорошо сведущими в искусстве Дао. Они говорят, например, что [Ванцзы Цяо] и ему подобные, поскольку они не прикасались к зерну и питались другой пищей, чем обычные люди, прожили не такую же продолжительность жизни, как обычные люди, поскольку они прошли сто лет. они перешли в другое состояние бытия и стали бессмертными. Это еще одна ошибка. Еда и питье – это естественные побуждения, которыми мы наделены от рождения. Следовательно, верхняя часть тела имеет рот и зубы, а нижняя часть — отверстия. Ртом и зубами человек жует и ест, отверстия предназначены для выделений. Находясь в согласии со своей природой, человек следует закону небесному, идя против него, нарушает свои естественные склонности и пренебрегает своим природным духом перед небом. Как можно таким образом добиться долгой жизни? … Для человека не есть — все равно, что не одевать тело. Одежда согревает кожу, а еда наполняет желудок. С теплым эпидермисом и сытым животом дух животных яркий и возвышенный. Если человек голоден и ему нечего есть, или он чувствует холод и ему нечем согреться, он может замерзнуть или умереть от голода. Как могут замерзшие и голодные люди жить дольше других? Более того, в течение своей жизни человек черпает свою жизненную силу из пищи, так же, как растения и деревья — из земли. Выдерните корни растения или дерева и отделите их от почвы, и растение засохнет и вскоре погибнет. Закрой человеку рот, чтобы он не мог есть, и он будет голодать, но не проживет долго. [41]
описывается В другом отрывке шици (食氣, «поедание/глотание дыхания», т. е. «поедание жидкости») как средство избежать употребления зерновых.
Даосы, превознося могущество друг друга, утверждают, что «чистый человек» [真人] питается жидкостью [食氣], что жидкость — это его пища. Поэтому в книгах говорится, что жидкостиеды живут долго и не умирают, что хотя они и не питаются злаками, но от жидкости становятся толстыми и сильными. Это тоже ошибочно. Какую жидкость понимают под жидкостью? Если иметь в виду жидкость Инь и Ян, то эта жидкость не может насытить людей. Они могут вдыхать эту жидкость, так что она наполняет их желудок и кишечник, но они не могут чувствовать себя сытыми. Если иметь в виду жидкость, присущую медицине, человек может использовать и съесть коробку, полную сухих лекарств, или проглотить около десяти таблеток. Но действие лекарства очень сильное. Они причиняют сильную боль в груди, но не могут накормить человека. Смысл, несомненно, должен заключаться в том, что пожиратели жидкости дышат, вдыхая и выдыхая, выпуская старый воздух и поглощая новый. В давние времена Пэн Цзу практиковал это. Тем не менее он не смог жить бесконечно и умер от болезни. [42]
Помимо шици («поедание ци /дыхания»), упомянутого выше, Лунхэн также называет даосскую дыхательную йогу даоци ( 導氣, «направлять ци /дыхание»).
Многие даосы считают, что, регулируя дыхание, можно питать свою природу [導氣養性], перейти в другое состояние бытия и стать бессмертным. Их идея состоит в том, что если кровеносные сосуды в организме не всегда находятся в движении, расширяются и сужаются, возникает непроходимость. Поскольку свободного прохода нет, следствием этого является запор, вызывающий болезнь и смерть. Это тоже без всякого основания. Тело человека подобно телу растений и деревьев. … Когда растения и деревья во время роста сильно трясутся, они повреждаются и чахнут. Почему же тогда человек, переводя дыхание и двигая телом, должен обрести долгую жизнь и не умереть? Кровеносные артерии пересекают тело, как ручьи и реки, протекающие по земле. При таком течении последние теряют прозрачность и мутнеют. Когда кровь движется, она также становится возбужденной, что вызывает беспокойство. Беспокойство похоже на невзгоды, которые человеку приходится терпеть без лекарств. Как это может способствовать долгой жизни? [43]
Ханьский конфуцианский моралист Сюнь Юэ (148–209) Шэньцзянь (申鋻, «Расширенные размышления») придерживается точки зрения, сходной с интерпретацией Ван Чуна о культивировании жизненного принципа. Следует стремиться к умеренности и гармонии и избегать любых излишеств, а дыхание должно циркулировать так, чтобы избежать блоков и застоя, точно так же, как это сделал мифический Юй Великий , когда ему удалось подавить потоки воды. [36]
Тексты шести династий
[ редактировать ]Во время Шести династий (222–589 гг.) Яншэн продолжал развиваться и диверсифицироваться в даосских кругах, Сюаньсюэ («Тайное обучение») и медицинских кругах.
Эрудит Цзи Кан (223–262), один из семи даосских мудрецов Бамбуковой рощи , написал текст под названием Яншэн лунь (飬生論, «Очерки о питательной жизни»). Ранний Чжуанцзы комментатор Сян Сю (227–272) написал критику с тем же названием, а Цзи ответил в своем «Данан Яншэн лунь» (答難飬生論, «Ответ на опровержение [Сян Сю] «Очерков о питательной жизни»» ). Цзи Кан считал, что достижение бессмертия достижимо, но только для тех, кто обладает необычайной ци , однако даже те, у кого ее нет, кто практикует методы долголетия, могут достичь продолжительности жизни в несколько сотен лет. [35]
Даосский ученый Гэ Хун » 318 г. н.э. в своей книге «Баопузи («Мастер, принимающий простоту») описывает множество техник яншэн (養生) и чаншэн (長生, «долголетие»), которые Уэр переводит как «забота о жизни» и «полнота жизни». ". [44] Методы нэйсю (內修, «внутреннее совершенствование») включают тунца (吐納, «дыхательные техники»), тайси (胎息, «эмбриональное дыхание»), даоинь (導引, «гимнастика») и синци (行氣). «циркуляция дыхания/энергии»), которые являются старыми формами того, что сегодня известно как цигун (氣功). Методы вайян (外養, «внешнее питание») включают сяньяо (仙藥, «травы бессмертия»), бигу (辟穀, «избегание зерен»), фанчжуншу (房中術, «опочивальное искусство»), цзиньчжоу (禁咒, «проклятия и заклинания») и фулу (符籙, «талисманические регистры»). [45]
Гэ Хун цитирует Хуанди цзюдин шэньдан цзин (黄帝九典神丹经, « Руководство Желтого императора по магическому эликсиру девяти сосудов»).
Желтый Император поднялся в небо и стал джинном после принятия этого эликсира. Он добавляет, что, просто выполняя дыхательные упражнения, художественную гимнастику и принимая лекарственные травы, можно продлить себе жизнь, но не предотвратить окончательную смерть. Однако прием божественного эликсира обеспечит бесконечное долголетие и сделает человека ровесником неба и земли; он позволяет путешествовать вверх и вниз по Раю, катаясь на облаках или управляя драконами. [46]
Баопузи dìxiān проводит четкое различие между долголетием и бессмертием, перечисляя три типа бессмертных : небесные ( tiānxiān ,天仙), земные ( ,尸解仙 ,地仙) и освобожденные от трупов ( shījiě xiān ).Энгельхардт говорит: «Основой бессмертия в любой форме, таким образом, является здоровая жизнь. Это означает, что нужно избегать всех излишеств и предотвращать или лечить все болезни». Занимая принципиально прагматическую позицию в отношении практик яншэн и чаншэн , Гэ Хун утверждает, что «совершенство любого одного метода может быть достигнуто только в сочетании с несколькими другими». [47]
Прием лекарств [服藥] может быть первым требованием для наслаждения полнотой жизни [長生], но сопутствующая практика циркуляции дыхания [行氣] значительно ускоряет достижение цели. Даже если лекарства [神藥] недостижимы и практикуется только циркуляция дыхания, при условии, что схема будет реализована полностью, можно будет достичь нескольких сотен лет, но нужно также знать искусство полового акта [房中之術], чтобы достичь такие дополнительные годы. Если незнание сексуального искусства приводит к частым потерям спермы, будет трудно обеспечить достаточную энергию для циркуляции дыхания. [48]
Существует неизбежная опасность для адептов, которые слишком специализируются на изучении определенной техники.
Во всем, что касается воспитания жизни [養生], нужно многому научиться и сделать самое необходимое своим собственным; Смотри широко и умей выбирать. Не может быть никакой опоры на какую-то одну конкретную специальность, поскольку всегда существует опасность, что кормильцы будут подчеркивать свои личные особенности. Вот почему те, кто знает рецепты полового акта [房中之術], говорят, что только эти рецепты могут привести к джинну. Те, кто знает дыхательные процедуры [吐納], утверждают, что только циркуляция дыхания [行氣] может продлить наши годы. Те, кто знает методы сгибания и растягивания [屈伸], говорят, что только художественная гимнастика может изгнать старость. Знающие рецепты трав [草木之方] говорят, что только принимая лекарства, можно избавиться от истощения. Неудачи в изучении божественного процесса происходят из-за такой специализации. [49]
Ге Хун советует, как избежать болезней.
Если вы собираетесь сделать все возможное, чтобы улучшить свою жизнь [養生], вы будете принимать божественные лекарства [神藥]. Кроме того, вы никогда не устанете дышать [行氣]; утром и вечером вы будете заниматься гимнастикой [導引], чтобы обеспечить циркуляцию крови и дыхания и следить за тем, чтобы они не застаивались. В дополнение к этому вы будете правильно практиковать половые сношения; вы будете есть и пить умеренно; вы избежите сквозняков и сырости; вы не будете беспокоиться о вещах, которые не входят в вашу компетенцию. Делайте все это, и вы не заболеете. [50]
В библиографии Баопузи указан несуществующий Яншэншу (養生書, «Книга для воспитания жизни») в 105 цзюанях (卷, «свитки; пучки; тома»). [51]

Чиновник династии Восточная Цзинь и комментатор Лиецзы Чжан Чжань張湛 (эт. 370) написал одно из самых влиятельных произведений периода Шести династий - Яншэн яоцзи (養生要集, «Основы питательной жизни»). для яншэнских Говорят, что искателей здоровья и бессмертия этот текст столь же важен, как и «Даодецзин» и «Хуантинцзин» (黃庭經, « Классика Желтого суда »), он был «широко доступным источником информации для образованных, но не обязательно инициированных читателей», пока он был утерян в восьмом веке. [36] « Яоцзи Яншэн» важен в истории техник Яншэн по трем причинам: он цитирует несколько более ранних работ, которые в противном случае были бы утеряны, он представляет стандартную модель учебника для многих более поздних работ и является самым ранним известным текстом для систематизации и классификации. различные практики долголетия в одну интегрированную систему. [52] В наши дни текст сохранился в многочисленных фрагментах и цитатах, особенно в « Яньсин лу» (養性延命錄, «О питании внутренней природы и продлении жизни»), приписываемом Тао Хунцзину (456–536), Сунь Сымяо . 652 Клык Цяньцзинь (千金方, «Рецепты на тысячу золотых [кусков]»), а также в ранних японских медицинских текстах, таких как 984 Ишинпо («Методы из сердца медицины»). [53]
Во времена Северной и Южной династий (420–589 гг.) Яншэн включал в себя китайские буддийские техники медитации (особенно Анапанасати «осознанное дыхание») и индийские гимнастические упражнения. Даосские медитации цзуован («сидеть и забывать») и цинцзин (清静, «ясность и спокойствие») находились под влиянием буддийских практик. [36]
Тексты Суй и Тан
[ редактировать ]Во времена династий Суй (561–618) и Тан (618–907) даосские и медицинские круги передавали основные техники Яншэн для гимнастики и дыхания. [36] Число медицинских текстов значительно увеличилось с 36 в Каталоге Императорской библиотеки Хань до 256 в Каталоге Императорской библиотеки Суй. [54]


610 года «Чжубин юаньхоу лунь» (諸病源候論, «Трактат о происхождении и симптомах болезней») был составлен по императорскому приказу редакционной комиссией под руководством суйского врача и писателя-медика Чао Юаньфана . Эта работа имеет «беспрецедентный масштаб» и является первым систематическим трактатом по этиологии и патологии китайской медицины. Он классифицирует 1739 заболеваний в соответствии с различными причинами и клиническими симптомами, и большинство статей цитируют анонимный текст под названием «Яншэн клык» четвертого века (養生方, «Рецепты для питательной жизни»), который очень напоминает Яншэн яоцзи . Чжубин Юаньхоу Лунь не предписывает стандартную терапию травами или иглоукалыванием для клинических случаев, а скорее специфические янсинские (養性) методы гигиенических мер, диеты, гимнастики, массажа, дыхания и визуализации. [55]
Знаменитый врач Сунь Сымяо посвятил две главы (26 «Диетика» и 27 «Техники долголетия») своего 652-го клыка Цяньцзинь (千金方, «Рецепты на тысячу золотых [кусков]», см. выше) методам поддержания жизни. « Клык Цяньцзинь» — это огромный сборник всех медицинских знаний периода Тан, старейший источник китайской терапии, который сохранился полностью и до сих пор используется для обучения традиционных врачей. [56] Сунь также написал, что « Клык Шэян чжэньчжун» (攝養枕中方, «Книга-подушка с методами поддержания жизни») разделен на пять частей: благоразумие, запреты, гимнастика даоинь , управление ци и защита Единого ( shouyi 守一). В тексте главной причиной болезней названо чрезмерное баловство любого рода. [57] Сунь Сымяо также приписывают некоторые более короткие тексты, в том числе « Яньсин Яньмин Лу» (養性延命錄, «О питании внутренней природы и продлении жизни»), « Фушоу лунь» (福壽論, «Очерк счастья и долголетия») и Баошэн Мин (保生銘, «Надпись о защите жизни»). [58]
Патриарх даосской школы Шанцин Сыма Чэнчжэнь (司馬承禎, 647–735) составил 730 « Фуци цзинъи лунь» (服氣精義論, «Очерк о сущностном значении дыхания»), в которых представлены интегрированные схемы оздоровительных практик, как традиционных, так и традиционных. Китайские физические техники и вдохновленная буддизмом практика Гуань (觀, «медитация прозрения») как предварительные меры для достижения и реализации Дао. [59] Работа опирается как на религиозные источники Шанцина, так и на основные медицинские справочники, такие как Хуанди Нэйцзин , и группирует все различные методы долголетия вокруг центрального понятия поглощения ци . Практические инструкции по конкретным упражнениям дополняются теоретическими медицинскими знаниями, такими как пять сфер , исцеление болезней и осознание симптомов. [56]
Тексты из песен в Цин
[ редактировать ]

(960–1279) практики Яншэна претерпели значительные изменения Со времен династии Сун . Они объединили многие элементы, заимствованные из практик нейдан («внутренняя алхимия»), и вызвали интерес ученых. Только по династии Сун на эту тему написано около двадцати книг. Важным автором того времени был Чжоу Шоучжун (周守中), написавший « Яншэн лэйцзуань» (養生類纂, «Классический сборник по питанию жизни»), « Яншэн Юэлань» (養生月覽, «Ежемесячные чтения по питанию жизни») и другие. книги. [58] Известные литераторы и поэты эпохи Сун, такие как Су Ши (1007–1072) и Су Дунпо (1037–1101), много писали о своих практиках долголетия. » автора песни Чэнь Чжи (陳直) Книга «Янглао Фэнцинь Шу (養老奉親書, «Книга о старости и заботе о родителях») была первой китайской работой, посвященной исключительно гериатрии . [60] По мере развития неоконфуцианства и роста синкретизма среди даосизма, буддизма и конфуцианства в периоды Мин (1368–1644) и Цин был включен ряд этических элементов (1644–1912) в яншэн . [58]
В период Мин появились различные сборники и сборники сочинений о долголетии. Ху Вэньхуань (胡文焕), редактор издания 1639 года «Цзюхуан Бэнцао» («Трава для помощи голодающим»), написал основной труд о Яншэне , ок. 1596 г. Шоуян конгшу (壽養叢書, «Сборник о долголетии и питании [жизни]»), который включает Яншэн шиджи (養生食忌, «Запреты на пищу для поддержания жизни») и Яншэн даойинь фа (養生導引法). « Методы Даоинь для питания жизни»). Некоторые работы представляют собой комплексное рассмотрение различных техник долголетия, например, драматурга Гао Ляня (1573–1581 гг.) Цзуньшэн Бацзянь (遵生八笺, «Восемь эссе о пребывании в согласии с жизнью») описал яншэнскую диету, дыхание методы и лекарства. Другие работы полностью сосредоточены на одном методе, например, «Тяоси фа» (調息法, «Методы регулирования дыхания») неоконфуцианского философа Ван Цзи (1498–1582). [60] Еще одним новым событием эпохи Мин является усиление интеграции и легитимизации техник Яншэн в медицинскую литературу. Например, обширная книга Ян Цзичжоу (楊繼洲) 1601 года Чжэньцзю дачэн» (針灸大成, «Большой сборник по иглоукалыванию и прижиганию»), которая остается классикой и по сей день, представляет гимнастические упражнения для различных ци меридианов « . [61]
В отличие от династии Мин, династия Цин не произвела важных работ по Яншэну . В двадцатом веке яншэн превратился в современную западную науку вэйшэн (衛生, «гигиена, здоровье, санитария»), с одной стороны, и в цигун — с другой. [58]
Антропологическое исследование популярности и коммерциализации Янсгэна в Китае в начале двадцать первого века Дира контрастирует с цигун лихорадкой , китайским социальным явлением 1980-х и 1990-х годов, когда практика цигун достигла необычайной популярности, достигшей, по оценкам, пикового числа людей. практикующих от 60 до 200 миллионов. В то время как лихорадка цигун имела «несколько суровый и спасительный аспект», более поздняя лихорадка Яншэн, «которая охватывает во многом ту же тему в поисках здоровья и идентичности, имеет в себе определенный сдержанный упадок». Например, использование термина Яншэн для рекламы роскошных вилл в пригородах, роскошных оздоровительных спа-центров, экстравагантно упакованных дорогих лекарств, таких как чунцао (蟲草, Ophiocordyceps sinensis ), и туризма к естественным красивым пейзажам «являются одними из маркеров нового Яншэна . " [62]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кролл (2017) , с. 533, сокращенно.
- ^ тр. Лау (1970) , стр. 130, 1.13.
- ^ Кролл (2017) , с. 408, сокращенно.
- ^ тр. Майр (2007) , с. 109, 9: Марширующая армия.
- ^ НЕИЗВЕСТНЫЙ (1984). НЕИЗВЕСТНЫЙ . стр. 12, 522. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Деспе (2008) , с. 1148.
- ^ ДеФрэнсис (1996) .
- ^ Нидхэм и Лу (2000) , стр. 72, 115.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 74.
- ^ Дорогой (2012) , с. 1.
- ^ тр. Форк (1907) , с. 348.
- ^ Нидхэм и Лу (1974) , с. 11.
- ^ Коллинз и Керр (2001) , с. 14.
- ^ Энгельхардт (2000) , стр. 85–86.
- ^ Харпер (1998) , с. 4.
- ^ Харпер (1998) , стр. 22–30.
- ^ Харпер (1998) , с. 130.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 86.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 88.
- ^ Ян (2022) , с. 110.
- ^ тр. Майр (1994) , стр. 26–27, 3: Основы воспитания жизни.
- ^ тр. Майр (1994) , с. 179, 19: Понимание жизни.
- ^ тр. Майр (1994) , стр. 287–288, 28: Отречение от королевской власти.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 101.
- ^ тр. Майр (1994) , с. 145, 15: Укоренившиеся мнения.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 75.
- ^ Масперо (1981) , стр. 107-1. 420–421.
- ^ тр. Майр (1994) , стр. 174–175, 19: Понимание жизни.
- ^ Майор и др. (2010) , с. 250, 7.8.
- ^ Майор и др. (2010) , с. 236.
- ^ Майор и др. (2010) , с. 907.
- ^ Майор и др. (2010) , с. 103, 2.13.
- ^ Майор и др. (2010) , с. 815, 20.18.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Энгельхардт (2000) , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и Деспе (2008) , с. 1149.
- ^ тр. Форк (1907) , с. 241.
- ^ тр. Форк (1907) , стр. 332–350.
- ^ тр. Форк (1907) , с. 337.
- ^ тр. Форк (1907) , с. 349.
- ^ тр. Форк (1907) , с. 347.
- ^ тр. Форк (1907) , стр. 347–348.
- ^ тр. Форк (1907) , стр. 348–349.
- ^ тр. Уэр (1966) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Теобальд (2010) .
- ^ тр. Уэр (1966) , с. 75, 4. Золото и киноварь.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 77.
- ^ тр. Уэр (1966) , с. 105, 5. Окончательная система.
- ^ тр. Уэр (1966) , с. 113, 6. Значение слова «Тонкий».
- ^ тр. Уэр (1966) , с. 252, 15. Сборник.
- ^ тр. Уэр (1966) , с. 383, Даосская библиотека.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 91.
- ^ Барретт и Кон (2008) , с. 1151.
- ^ Ян (2022) , стр. 111–112.
- ^ Энгельхардт (2000) , стр. 79, 91–92.
- ^ Jump up to: а б Энгельхардт (2000) , с. 93.
- ^ Энгельхардт (1989) , стр. 280, 294.
- ^ Jump up to: а б с д Деспе (2008) , с. 1150.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Энгельхардт (2000) , с. 81.
- ^ Энгельхардт (2000) , с. 82.
- ^ Дорогой (2012) , с. 29.
Источники
[ редактировать ]- Барретт, Техас; Кон, Ливия (2008). « Яншэн яоцзи ». В Фабрицио Прегадио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. стр. 1151–1152.
- Коллинз, Рой; Керр, Дэвид (август 2001 г.). «Этимология слова «макробиотик: s» [ sic ] и его использование в современной китайской науке» (PDF) . Китайско-платонические статьи (113).
- Дорогой Дэвид (2012). «Китайский Яншэн: самопомощь и самооценка» . Азиатская медицина . 7 : 1–33. дои : 10.1163/15734218-12341242 .
- ДеФрэнсис, Джон, изд. (1996). Китайско-английский словарь ABC . Гавайский университет Press.
- Деспе, Катрин (2008). «Яншэн養生 Питательная жизнь». В Фабрицио Прегадио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. стр. 1148–1150.
- Энгельхардт, Юте (1989). «Ци для жизни: долголетие в Тан». В Коне, Ливия (ред.). Даосские техники медитации и долголетия . Мичиганский университет. стр. 263–296.
- Энгельхардт, Юте (2000). «Методы долголетия и китайская медицина». В Коне, Ливия (ред.). Справочник по даосизму . Э. Дж. Брилл. стр. 74–108.
- Форк, Альфред тр. (1907). Лунь-хэн, Часть 1, Философские очерки Ван Чуна . Лейпциг: Отто Харрасовиц.
- Харпер, Дональд (1998) [2009]. Ранняя китайская медицинская литература: медицинские рукописи Мавандуи . Кеган Пол.
- Кон, Ливия, изд. (1989). Даосские техники медитации и долголетия . Мичиганский университет.
- Кролл, Пол К. (2017). Студенческий словарь классического и средневекового китайского языка (пересмотренное издание). Брилл.
- Лау, округ Колумбия тр. (1970). Мэнций . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-044228-1 .
- Маир, Виктор Х. тр. (1994). Странствуя в пути, ранние даосские сказки и притчи Чжуан-цзы . Петух. ISBN 0-553-37406-0 .
- Маир, Виктор Х. тр. (2007). Искусство войны: военный метод Сунь Цзы . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231133821 .
- Майор Джон С.; Королева Сара; Мейер, Эндрю; Рот, Гарольд Д., ред. (2010). Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике управления в раннем ханьском Китае . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14204-5 .
- Масперо, Анри (1981). Даосизм и китайская религия . Перевод Фрэнка А. Кирмана. Издательство Массачусетского университета.
- Нидэм, Джозеф; Лу, Гвей-джен (1974). Наука и цивилизация в Китае , Том 5, Химия и химическая технология , Часть 2: Спагирические открытия и изобретения: Магистрии золота и бессмертия . Издательство Кембриджского университета.
- Нидэм, Джозеф; Лу, Гвей-джен (2000). Наука и цивилизация в Китае , Том 6, Биология и биологические технологии , Часть 6: Медицина . Издательство Кембриджского университета.
- Теобальд, Ульрих (2010). «Баопузи 抱朴子» . Китайские знания .
- Уэр, Джеймс Р. тр. (1966). Алхимия, медицина и религия в Китае 320 года нашей эры: Нэй Пьен Ко Хунга . Дувр.
- Ян, Долли (2022). «Терапевтические упражнения в медицинской практике Суйского Китая (581–618 гг. Н. Э.)». Ин Ло, Вивьен; Стэнли-Бейкер, Майкл; Ян, Долли (ред.). Справочник Рутледжа по китайской медицине . Рутледж. стр. 109–119. ISBN 9781135008963 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Даосское совершенствование здоровья , FYSK: Центр даосской культуры, 19 сентября 2009 г.