Бигу (избегание зерна)
Бигу ( упрощенный китайский : 辟谷 ; традиционный китайский : 辟穀 ; пиньинь : bìgϔ ; Уэйд-Джайлс : пи-ку ; букв. «избегание зерен») — даосская техника поста , связанная с достижением сяньского «трансцендентности; бессмертия». Избегание зерна связано с многогранными китайскими культурными верованиями. Например, пост бигу был распространенным медицинским средством для изгнания санши 三尸 « Трех трупов », злобных духов, питающихся зерном, которые живут в человеческом теле (наряду с душами хун и по ), сообщают небесам о грехах своего хозяина. каждые 60 дней и осуществлять наказания в виде болезни и ранней смерти. Избегание «зерновых» по-разному интерпретировалось как отказ от употребления определенных продуктов питания ( пищевое зерно , хлопья , пять зерен , угу или основные продукты питания ) или отказ от употребления какой-либо пищи ( индия ). В историческом контексте традиционной китайской культуры, в рамках которого развивалась концепция бигу , существовало большое символическое значение, связанное с пятью зернами и их важностью для поддержания человеческой жизни, что подтверждается различными мифами и легендами древнего Китая и всей последующей истории. Концепция бигу развился как реакция на эту традицию и в контексте даосской философии .
Терминология
[ редактировать ]Китайское слово бигу состоит из би 辟 «правитель; монарх; избегать; отгонять; держаться подальше» и гу 穀 или 谷 «зерновые; зерно; ( 穀子 ) просо». бигу bixie — Значение bi辟 в это вариант китайского иероглифа bi 避 « избегать; избегать; уклоняться; держаться подальше» (например, 辟邪 или 避邪 « оберегать злых духов; талисман; амулет»). Альтернативное произношение pi 辟 «открыть; развивать; опровергнуть; устранить» является вариантом символа 闢 . Сложный 14-строчный традиционный китайский иероглиф гу 穀 «зерно» имеет 7-строчный упрощенный китайский иероглиф гу 谷 «долина; ущелье». Хотя несколько китайских словарей [1] придайте блеск произношению bigu 辟穀 как pigu , окончательный Hanyu Da Cidian (1997) дает bigu .
английские лексикографические переводы бигу В этой таблице сравниваются .
Китайско-английский словарь | Определение бигу / голодания |
---|---|
Джайлз [2] | «Отказаться от употребления пяти злаков ради бессмертия. А также отказаться от еды — и умереть с голоду» |
Мэтьюз [3] | «воздерживаться от злаков, чтобы достичь бессмертия; голодать» |
Лян и Чанг [4] | «не есть злаки, чтобы обрести бессмертие» |
Лин [5] | «Откажитесь даже от вегетарианской еды, как от способа стать даосским бессмертным» |
ДеФрэнсис [6] | «избегайте употребления злаков, чтобы обрести бессмертие» |
Kleeman & Yu [7] | «откажусь есть зерно» |
Катрин Деспе [8] перечисляет синонимы для бигу «воздержание от зерновых»: дуангу 斷穀 «отказ от зерновых» (с дуань 斷 «отрезать; отрезать; ломать; отказаться»), цзюэгу 絕穀 «отказ от зерновых» ( цзюэ 絕 »отрезать; отрезать; отказываться); quegu 卻穀 «воздерживаться от зерновых» ( que 卻 «отступать; отказываться; отвергать; отказываться») и xiuliang 修糧 «остановка зерна» (с xiu 修 «ремонтировать; обрезать; обрезать» культивировать» и liang 糧 «зерно; еда»).
Цзюэгу , в отличие от других альтернативных выражений, имел значения, выходящие за рамки даосских диетических практик. Например, Хуайнаньцзы (ок. 139 г. до н. э.) использует дзюэгу в традиционной поговорке: [9] «Теперь, отказ от учебы из-за того, что у тех, кто учится, есть недостатки, это все равно, что взять один случай удушья, чтобы отказаться от зерна и не есть, или взять одну проблему с спотыканием, чтобы перестать идти и не идти [куда-нибудь]». Примерно столетие спустя Лю Сян в книге Шуоюань 說苑 «Сад историй» перефразирует это сравнение о том, как однажды поперхнуться и отказаться от зерна.
Сельскохозяйственная мифология
[ редактировать ]Китайский фольклор и мифология связывали несколько божеств с сельским хозяйством и зерном.
- Суйрен «Человек, разжигающий огонь» была трехглазым мудрецом, который научился добывать огонь и изобрел кулинарию. Этот суй 燧 означает « кремень ; луковое сверло ; горящее зеркало ».
- Шэннун «Бог-земледелец», также известный как Угусянди 五穀先帝 «Император пяти зерен», обучал людей методам ведения сельского хозяйства и фитотерапии. Шэннуну приписывают то, что он научил людей выращивать и есть пять зерен. По словам Лихуэй Яна, списки зерновых, которые учитывались, различались, но в различные списки обычно входят бобовые соевые бобы. [10] (139 г. до н.э.) Хуайнаньцзы описывает Шэннун, преобразовавший человеческое общество из охотника-собирателя в сельское хозяйство .
В древние времена люди питались травянистыми растениями и пили [только] воду, собирали плоды с кустарников и деревьев и ели мясо устриц и моллюсков. Они часто страдали от лихорадочных болезней и вредных ядов. Следовательно, Божественный земледелец первым научил людей сажать и выращивать пять зерен. Он оценивал пригодность земли, [отмечая] была ли она сухая или влажная, плодородная или бесплодная, высокая или низкая. Он попробовал вкус и аромат ста растений, а также сладость или горечь ручьев и источников, издавая указания, чтобы люди знали, чего следует избегать, а что принимать. В то время [он делал это] он подвергался отравлению [до] семидесяти раз в день. (19) [11]
- Ходзи «Лорд Миллет» — бог или богиня земледелия и предок народа Чжоу . Поэма Шицзин . Шэнминь «Рождение народа [Чжоу]» восхваляет Ходзи за изобретение сельского хозяйства и жертвоприношений [12]
- Хоу Ту «Господь Земли» был богом или богиней почвы и предположительно прародителем гиганта Куа Фу . Поклоняются на алтарях шеджи .
В то время как традиционная китайская мифология изображала кулинарию и сельское хозяйство как ключевые элементы цивилизации, даосы создали «контрнарратив». [13] чтобы оправдать идею отказа от зерна. Например, конфуцианец Сюньцзы и законник Ханфэйцзы описывают Суйжэня как культурного народного героя .
В древнейшие времена... люди питались фруктами, ягодами, мидиями и моллюсками – продуктами, которые иногда становились настолько неприятными и зловонными, что болели желудки людей, и многие заболевали. Затем появился мудрец, который создал сверление дерева, чтобы добыть огонь, чтобы преобразить гнилую и гнилую пищу. Люди были так довольны этим, что сделали его правителем мира и назвали его Человеком-пожарным (Суйрен 燧人 ). ( Ханфэйцзы 49) [14]
Напротив, в главе Чжуанцзы «Исправление природы» Суйжэнь упоминается первым в списке мифических мудрецов-правителей — Фу Си , Шэннун, Желтый император , Тан из Шаня и Юй Великий , которым традиционно приписывают развитие цивилизации, — но изображает их злодеями. который начал разрушение изначальной гармонии Дао. Кампани называет это «упадком власти и все большим отходом от естественного Дао к системам социального принуждения и тому, что считается культурой». [13]
Древние посреди хаоса были спокойны вместе со всем миром. В то время Инь и Ян находились в гармонии, призраки и духи не вызывали беспокойства; четыре времени года пришли вовремя; мириады вещей остались невредимыми; множество живых существ избежало преждевременной смерти. ... Это состояние сохранялось до тех пор, пока целостность не ухудшилась до такой степени, что Факел [Суйжэнь] и Фуси поднялись, чтобы управлять всем под небом, после чего возникло согласие, но больше не было единства. Целостность далее падала, пока Божественный Фермер и Желтый Император не восстали, чтобы управлять всем под небом, после чего наступил покой, но больше не было согласия. Честность еще больше снизилась, пока Тан и Ю не восстали, чтобы управлять всем под небом. Они положили начало моде на управление посредством трансформации, в результате чего чистота была разбавлена, а простота исчезла. [15]
Зерно в китайском сельском хозяйстве и культуре
[ редактировать ]Традиционным китайским символом цивилизации и государства было гу «зерно; злаки» (синекдоха «сельскохозяйственная продукция»).
Глава Ванчжи «Королевские правила» Лицзи использует приготовление пищи и употребление зерна для культурной классификации китайского «Срединного царства», граничащего с «Четырьмя варварами» (восточный И , южный Мань , западный Жун и северный Ди ).
Таким образом, люди пяти регионов... каждый имел свою собственную природу, которую они не могли изменить. Жителей востока звали Йи; они носили распущенные волосы и делали татуировки на теле, а некоторые из них ели пищу, не готовя ее. [Людей] юга звали Ман; они делали татуировки на лбу и поворачивали ноги друг к другу, а некоторые из них ели пищу, не готовя ее. [Людей] запада звали Ронг; они носили распущенные волосы и носили шкуры, и некоторые из них не ели зерна. [Людей] севера звали Ди; они носили перья и меха и жили в пещерах, а некоторые из них не ели зерна. [16]
Кван-чжи Чанг интерпретирует этот контекст Лицзи следующим образом: «Можно есть зерно, но также есть и сырое мясо, или можно есть приготовленное мясо, но не есть зерно. Ни один из них не является полностью китайцем. Китайец по определению ест зерно и готовит мясо». [17]
Во времена первых династий Цинь и Хань, когда даосизм одновременно стал массовым движением, в китайской сельскохозяйственной технике произошла революция. Применяя методы ирригационной системы Дуцзянъянь (256 г. до н. э.) , пахотные земли были преобразованы в рисовые поля, где ежегодно собиралось два или более урожаев, что привело к повсеместному вырубке лесов.
Нонг «крестьянин ; 農 фермер» был вторым по величине из четырех занятий в традиционной китайской феодальной системе . Кристофер Шиппер говорит:
Крестьяне целиком зависели от сельского хозяйства и были навсегда привязаны к своей земле посредством всевозможных фискальных и административных мер. В результате сельские общины стали легкой добычей всех бед оседлой цивилизации: все более высоких налогов, порабощения правительства посредством барщинного труда и военного призыва, эпидемий, периодической нехватки и голода, а также войн и набегов некитайцев. племена из-за границы. [18]
Когда происходили природные или антропогенные катастрофы, крестьяне могли укрыться в непахотных районах гор и выжить, питаясь дикой пищей, кроме зерна.
Шеджи « 社稷, алтари богам земли и зерна », были ритуальным центром китайского государства. Первоначально она дзи была «богом земли», а — « богом урожая» (ср. Ходзи выше), а составное слово « шедзи » «боги почвы и зерна» метафорически означает «государство; нация». Шиджи говорят , что для создания новой династии необходимо было ликвидировать алтари шеджи предыдущей династии и воздвигнуть свои собственные. [19]
Приношения зерна, спиртных напитков ( зерновых продуктов ) и мяса были необходимы не только для шеджи жертвоприношений , но и для жертвоприношений предков . Обязанность кормить умерших предков была фундаментальной для китайского общества. Кампани резюмирует культурную важность принесения в жертву «зерен» для кормления как природных духов, так и духов предков.
Короче говоря, зерно было символом и суммой самой культуры или, скорее, аккультурированной природы, а также всего человеческого сообщества. Зерно , являющееся естественным локусом питательной «эссенции» ( цзин ), тем не менее, требовало совместных, коллективных и дифференцированных стадий производства — посадки, ухода, сбора урожая, хранения, обмолота, помола, смешивания и приготовления пищи — чтобы превратить его в пищу. В таком преобразованном виде это была, пожалуй, самая знаменитая в культурном отношении пища людей (как живых, так и мертвых) и богов. [20]
Китайский иероглиф цзин «дух ; 精 сущность жизни; энергия» пишется с рисовым радикалом 米 .
Ранние текстовые ссылки
[ редактировать ]Первые текстовые упоминания об «избегании зерна / круп» встречаются в китайской классике периода Воюющих царств (475–221 гг. До н.э.), династии Цинь (221–206 гг. до н.э.) и династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
(ок. 3 века до н. э.) В главе Чжуанци описывается шэньрен 神人, «божественный человек», который не ест зерна, но таинственным образом помогает им расти.
Далеко на горе Куйе обитает человек-дух, чья кожа подобна застывшему снегу и нежен, как девственница. Он не ест ни одного из пяти зерен, а вдыхает ветер и пьет росу. Он ездит на облаках, управляет летающим драконом и странствует за четыре моря. Его дух сконцентрирован, спасая вещи от порчи и принося каждый год обильный урожай. (1) [21]
В этом отрывке Масперо признает основные даосские практики, которые были распространены в период Шести династий : [22] «(1) воздержание от злаков, (2) дыхательные упражнения и (3) концентрация и медитация. «Путешествие за четыре моря » (4) соответствует способу управления экстазом», напоминающему астральную проекцию .
(168 г. до н.э.) Рукопись Quegu shiqi 卻穀食氣 «Устранение зерна и употребление ци », которая была обнаружена в 1973 году среди шелковых текстов Мавандуи , является старейшей задокументированной диетой, избегающей зерновых. [23] В этом китайском медицинском руководстве описан метод замены зерновых с помощью циркуляции ци , а также употребление лекарственных трав, в частности папоротника шивэй 石韋 « Pyrrosia lingua », в качестве мочегонного средства для лечения задержки мочи, возникающей в результате отказа от зерновых. Этот текст [24] дихотомизирует диету с помощью модели квадратной земли и круглого неба из китайской космографии и фэншуй : «Те, кто ест зерно, едят то, что квадратное; те, кто ест ци, едят то, что круглое. Круглое небо; квадратное — земля».
(139 г. до н.э.) Глава Хуайнаньцзы о топографии (4) [25] коррелирует диета и продолжительность жизни. «Те, кто питаются плотью, храбры и смелы, но жестоки. Те, кто питаются ци , [достигают] духовного просветления и долго живут. Те, кто питаются зерном, знающи и умны, но недолговечны. все не умирает и является духами».
Сыма Цяня (ок. 91 г. до н.э.) Записи великого историка (26) [26] упоминает бигу в связи с Чжан Ляном (262–189 до н.э.) или маркизом Лю, который служил учителем и стратегом ханьского императора Гаозу (годы правления 202–195 до н.э.). Чжан официально попросил «отложить дела этого мира и присоединиться к Мастеру Красной Сосны в бессмертном спорте» (имеется в виду Чисунцзы 赤松子 «Мастер Красной Сосны», легендарный сянь , который, как и Гуйгузи , воздерживался от зерновых), и император разрешил это. Чжан Лян «приступил к практике диетических ограничений, дыхательных упражнений и упражнений на растяжку для достижения левитации» (а именно бигу , даоинь и циншэнь 輕身 «облегчение тела»). После смерти Гаозу императрица Люй Чжи призвала Чжана поесть, сказав: «Жизнь человека в этом мире так же коротка, как появление белого жеребенка, мелькнувшего сквозь трещину в стене. Почему ты должен так себя наказывать?» Чжану «не оставалось другого выхода, кроме как прислушаться к ее совету и снова начать есть. Восемь лет спустя он умер». Основываясь на этом отчете (который также можно найти в Лунхэне ), Кампани заключает, что к концу II и I веков до н. э. «идея о том, что некоторые практикующие воздерживались от зерна, практикуя методы потребления, управления и выращивания Ци как альтернативное питание было повсеместным и обычным явлением». [27]
(около 111 г. н.э.) В Книге Хань упоминается бигу в контексте с « алхимиком ; магом» фанши Ли Шаоцзюнем, обучающим императора У Хань (годы правления 141–87 до н.э.) «методу поклонения печи и воздержания от зерновых, чтобы предотвратить старость». [28] Поскольку зерна готовились на плите, в логике сырого/приготовленного зерна отказ от зерна традиционно был связан с поклонением Цзаошену 灶神, Богу-печи . [29] В отличие от отказа от употребления пяти зерен для достижения бессмертия, в «Книге Хань» также записано, что в 10 году нашей эры узурпатор Ван Ман заплатил фанши Су Ло 蘇樂 , который утверждал, что знает хсианские секреты долголетия, чтобы тот посадил немного «Пяти зерен» для достижения бессмертия. зерно бессмертия». [30]
[T] Пять зерен были посажены во дворце на участках, обращенных в соответствии с цветом каждого из них. Семена были пропитаны (жидкостью, полученной из) костного мозга костей журавлей, панциря черепахи ( тумао ), носорога (рога) и нефрита, всего более двадцати компонентов. Один бушель этого зерна стоил один кусок золота. Это называлось зерновым методом Хуан-ди для того, чтобы стать святым бессмертным. [31]
Ученый-конфуцианец Лю Сян (79–8 до н.э.) отредактировал несколько классических текстов, в том числе Гуаньцзи (ок. 26 г. до н.э.), в котором неоднократно восхваляется употребление зерна. Первая глава « Нэйе » «Внутренняя тренировка» начинается со сравнения «сущности» цзин 精 в зернах и звездах.
Жизненная сущность всех вещей: именно она оживляет их. Он порождает пять зерен внизу и становится созвездиями звезд наверху. Текущее среди небес и земли мы называем его призрачным и сверхъестественным. Когда они хранятся в сундуках людей, мы называем их мудрецами. [32]
Кампани не знает «никакого текста, который бы превозносил зерна более высоко или настаивал на их важности более сильно, чем Гуаньцзы ». [33] Сравните: «Пять зерен и употребление риса — это народный управляющий отведенной продолжительностью жизни» (т. е. Сымин) и «Во всех случаях пять зерен контролируют все вещи» (это означает, что рыночная цена зерна влияет на все экономические ценности). ).
Лю Сяна В агиографии даосского сяня , Лиэсиан Чжуань «Собрание биографий бессмертных», рассказывается знаменитая легенда о «Волосатой женщине» с точки зрения избегания зерна.
Во время правления ханьского императора Чэна охотники в горах Чжуннань увидели человека без одежды, тело которого было покрыто черными волосами. Увидев этого человека, охотники хотели преследовать и поймать его, но человек перепрыгивал овраги и долины, как в полете, и поэтому его не удалось догнать. Затем охотники украдкой наблюдали за местом проживания человека, окружили и схватили его, после чего определили, что это была женщина. На допросе она сказала: «Изначально я была женщиной из дворца Цинь. Когда я услышала, что прибыли захватчики с востока, что король Цинь выйдет и сдастся, и что дворцовые постройки будут сожжены, я сбежала. в страхе отправился в горы.Голодный, я был на грани голодной смерти, когда старик научил меня есть смолу и сосновые орехи. Сначала они были горькими, но постепенно я к ним привык. не чувствовать ни голода, ни жажды; зимой мне не было холодно, летом мне не было жарко». Расчеты показали, что женщина, будучи членом династии Цинь, Гарему Цзыин , должно быть, более двухсот лет в настоящее время императора Чэна. Охотники забрали женщину обратно и предложили ей зерно. Когда она впервые почувствовала запах зерна, ее вырвало, и только через несколько дней она смогла его вытерпеть. Спустя немногим более двух лет этой [диеты] у нее выпали волосы на теле; она состарилась и умерла. Если бы ее не поймали мужчины, она стала бы трансцендентной. [34]
Кампани утверждает: «Немногие рассказы более кратко резюмируют аргумент о том, что обычные продукты или «зерна» блокируют путь к трансцендентности». Гэ Хуна (3-й век) Шэньсянь чжуань дает другую версию, включая имя Волосатой женщины Юй Цян и не упоминая, что ее поймали или кормили зерном. Согласно даосской традиции, трансцендент из династии Цинь Хань Чжун (ок. 215–210 до н. э.) в течение тринадцати лет ел аир Acorus (сладкий флаг), и у него на теле появились густые волосы, которые защищали его от холода зимой.
Две главы Ван Чуна книги «Луньхэн» ( ок. 80 г. н. э.) критикуют практику отказа от зерновых как ошибочную. В главе «Даосская неправда» используется Ли Шао Цзюнь, который «знал несколько умных маневров и некоторых прекрасных трюков, которые не преминули произвести чудесный эффект». [35] чтобы проиллюстрировать путаницу даосских техник бессмертия с естественным долголетием. [36]
Нет ни одного случая, чтобы кто-то обрел Дао, но были люди, живущие очень долго. Люди, отмечающие, что эти люди, изучая Дао и искусство бессмертия, достигают возраста более ста лет, не умирая, называют их бессмертными, как покажет следующий пример. Во времена Хань У Ди жил некий Ли Шао Чунь, который утверждал, что, принося жертву «Очагу» и [ бигу ] воздерживаясь от употребления зерна, он может отогнать старость. Он увидел императора, который оказал ему высокие почести. [37]
В этом контексте также упоминается Ван Цзыцяо 王子僑 , сын короля Чжоу Лина (годы правления 571–545 до н.э.).
Преобладает мнение, что те, кто [ бигу ] воздерживается от употребления зерна, — это люди, хорошо сведущие в искусстве Дао. Они говорят, например, что Ван Цзе Цяо и им подобные, поскольку они не прикасались к зерну и питались другой пищей, чем обычные люди, прожили не такую же продолжительность жизни, как обычные люди, поскольку они прошли сто лет. они перешли в другое состояние бытия и стали бессмертными. Это еще одна ошибка. Еда и питье – это естественные побуждения, которыми мы наделены от рождения. Следовательно, верхняя часть тела имеет рот и зубы, нижняя часть — отверстия. Ртом и зубами человек жует и ест, отверстия предназначены для выделений. Находясь в согласии со своей природой, человек следует закону небесному, идя против него, нарушает свои естественные склонности и пренебрегает своим природным духом перед небом. Как можно таким образом добиться долгой жизни? [38]
« В главе Лунхэна Значение жертвоприношения» цзюэгу упоминается в критике традиции приносить в жертву еду и вино духам предков.
Приверженцы даосизма, изучающие искусство бессмертия, с целью очищения воздерживаются от употребления злаков и принимают пищу, отличную от других людей. Призраки и духи, однако, все же более эфирны, чем бессмертные, почему же тогда они должны употреблять ту же пищу, что и человек? Предполагают, что после смерти человек теряет сознание и душа его не может стать духом. Но предположим, что он это сделал, тогда он употреблял бы другую пищу, а употребляя другую пищу, ему не пришлось бы есть человеческую пищу. Не вкушая человеческой пищи, он не просил бы ее у нас, а не имея ничего просить из рук человека, он не мог подарить ни удачу, ни несчастье. [39]
Лу Цзя 陸賈 (ок. 191 г. до н.э.) Синьюй 新語 «Новые высказывания» критикуют бигу среди других ранних даосских сианьских трансцендентальных практик.
[Если человек] горько и сурово обращается со своим телом и уходит глубоко в горы в поисках бессмертия Сянь , [если он] оставляет своих родителей, бросает своих родственников, воздерживается от пяти зерен, отказывается от классического обучения, бегая таким образом вопреки тому, что лелеют Небо и Земля в поисках пути «без смерти», тогда он никоим образом не может общаться с этим миром или предотвращать то, что неправильно. [40]
(ок. 190–220 гг. Н. Э.) В комментарии Сянъэр к «Даодэцзин» противопоставляются едоки ци и пожиратели зерна.
Выдающиеся дворяне ( сяньши 仙士 ) отличаются от простых людей тем, что они не ценят славу, звание или богатство. Они ценят только «получение средств к существованию от матери», то есть [из] собственного тела. Внутри тела «матерью» является желудок, который управляет ци пяти внутренних органов. Простолюдины едят зерно, а когда зерно заканчивается, они умирают. Выдающиеся дворяне едят зерно, когда оно у них есть, а когда его нет, они потребляют ци . Ци возвращается в желудок, который представляет собой многослойный мешок кишечника. [41]
Гэ Хуна (ок. 320 г. н.э.) В книге «Баопузи» содержатся классические обсуждения техник бигу . Например, глава 6 «Значение «тонкого » » ( 微旨 ) приравнивает избегание зерна к сверхъестественным способностям хсианского трансцендента .
Следовательно, отказавшись от крахмала, можно стать невосприимчивым к оружию, изгонять демонов, нейтрализовать яды и лечить болезни. Войдя в гору, он может обезвредить диких зверей. Когда он пересечет ручьи, драконы не причинят ему никакого вреда. Когда разразится чума, не будет страха; и когда внезапно возникнет кризис или трудность, вы будете знать, как с ними справиться. (6) [42]
Глава 15, «Разное» ( 雜應 ), описывает «избегание зерновых» в терминах, которые, по словам Кампани, «равносильны полному отказу от еды» и «простому глотанию слюны и ци и приему лекарственных препаратов для подавления аппетита и укрепления тела». " [43] Глава начинается с вопроса собеседника о дуангу «срезании зерен» и чаншэн 長生 «долголетии» (что в даосской терминологии означает «вечная жизнь»). «Я хотел бы узнать, может ли человек достичь полноты жизни, просто отказавшись от крахмала. Сколько всего существует способов для этого и какой из них лучший?» Ге Хун дает пространный ответ, ссылаясь как на личные наблюдения, так и на текстовые записи. Практикующие в лечебных целях использовали хуанцин 黃精 «желтую эссенцию» (« полигонатум ; печать Соломона») и юйю 禹餘糧 «остатки зерна Юя» (« лимонит »).
Отказавшись от крахмала, человек может лишь перестать тратить деньги на зерно, но только этим он не сможет достичь Полноты Жизни. Когда я спросил людей, которые долгое время обходились без крахмала, они ответили, что их здоровье лучше, чем когда они ели крахмал. Когда они принимали чертополох и грызли ртуть, а также когда они принимали таблетки бурого гематита два раза в день, это тройное лекарство вызывало увеличение дыхания, так что у них появлялись силы переносить грузы в дальних поездках, ибо их тела становились чрезвычайно легкими по весу. . Одно такое полное лечение защищало внутренние органы пациентов на пять-десять лет, но когда они заглатывали дыхание, принимали амулеты или пили рассол, это приводило только к потере аппетита, и у них не оставалось сил на тяжелую работу. В даосских писаниях можно сказать, что если человек желает полноты жизни, кишечник должен быть чистым, а если желательно бессмертие, кишечник должен быть без фекалий; но еще говорят, что те, кто будет есть зелень, будут хорошими ходоками, но в то же время и глупыми; что те, кто ест мясо, будут очень сильными и храбрыми. Те, кто ест крахмал, будут мудры, но они не доживут до старости, а те, кто ест дыхание, будут иметь внутри себя богов и духов, которые никогда не умирают. Последнее, однако, является лишь предвзятым утверждением, выдвинутым школой, обучающей циркуляции дыхания. Никто не имеет права претендовать на использование исключительно этого метода. Если вы хотите принять великие лекарства из золота или киноварь , они подействуют быстрее, если вы поститесь в течение предшествующих ста дней или около того. Если вы не можете поститься так долго, принимайте их немедленно; большого вреда это не принесет, но потребуется больше времени, чтобы обрести джинна. (15) [44]
Предупреждая, что отказаться от зерновых сложно – «Если вы считаете неудобным порвать с миром, отказаться от домашнего хозяйства и жить высоко на пике, у вас точно ничего не получится», – отмечает Ге Хун популярность альтернативных диетических методик.
Если вы не хотите себя утомлять, лучше не отказываться от крахмала, а просто регулировать диету, для чего существует около сотни способов. Иногда утверждается, что после приема нескольких десятков таблеток внутренних средств аппетит пропадает на сорок-пятьдесят дней. (В других случаях заявляется одна или двести дней, или таблетки следует принимать в течение нескольких дней или месяцев.) Очищенные сосна и кипарис, а также чертополох также могут защитить внутренние органы, но они уступают великим лекарствам и действуют только десять лет или меньше. В других случаях сначала готовят и употребляют вкусную пищу до полного насыщения, а затем принимают лекарства, чтобы питать съеденное, чтобы оно не переварилось. Утверждается, что оно будет действовать в течение трех лет. Если вы затем захотите вернуться к употреблению в пищу крахмала, то необходимо начать с проглатывания мальвы и сала, чтобы вкусная пища, которую вы приготовили, вышла из вас непереваренной. (15) [45]
Ге Хун ведет хронику последствий отказа от зерна.
Я лично наблюдал в течение двух или трех лет мужчин, которые питались крахмалом, и в целом их тела были стройными, а цвет лица хорошим. Они могли противостоять ветру, холоду, жаре или сырости, но среди них не было ни одного толстого. Признаюсь, я еще не встречал никого, кто не ел бы крахмал в течение нескольких десятилетий, но если некоторые люди, отрезанные от крахмала всего на пару недель, умирают, в то время как другие выглядят так же хорошо, как и спустя годы, почему мы должны сомневаться в этом? (преднамеренное) голодание может быть продлено еще больше? Если те, кто отрезан от крахмала, становятся все слабее до смерти, обычно можно было бы опасаться, что такая диета просто не может быть продлена, но исследование тех, кто следует этой практике, показывает, что сначала все они замечают уменьшение сил, но позже они постепенно Становитесь сильнее месяц за месяцем и год за годом. Таким образом, нет никаких препятствий для возможности продления. Все те, кто нашел божественный процесс достижения Полноты Жизни, добились успеха, принимая лекарства и глотая дыхание; в этом они все совершенно согласны. Однако момент кризиса обычно наступает на ранней стадии, когда принимаются лекарства и отказываются от крахмала, и только после сорока дней постепенного ослабления, когда человек использует только святую воду и питается исключительно дыханием, человек восстанавливает силы. (15) [46]
Эта «святая вода» относится к даосскому фу талисману « » , растворенному в воде. Гэ Хун далее приводит исторический пример Восточной У, чтобы показать, что употребление святой воды не может предотвратить смерть. Когда император У Цзин (годы правления 258–264) услышал о Ши Чуне 石春 , даосском целителе, «который не ел, чтобы ускорить выздоровление, когда лечил больного человека», он воскликнул:
«Через короткое время этот человек умрет от голода». Затем он велел запереть его и охранять, а все, что просил Ши Чунь, — это две или три кварты воды для приготовления святой воды. Так продолжалось больше года, при этом цвет его лица становился все свежее, а силы оставались нормальными. Тогда император спросил его, как долго он сможет продолжать так, и Ши Чунь ответил, что предела нет; возможно, несколько десятков лет, и он боялся только того, что умрет от старости, но не от голода. Затем император прекратил эксперимент и отослал его. Обратите внимание, что утверждение Ши Чуня показывает, что отказ от крахмала не может продлить годы жизни. Некоторые сегодня владеют методом Ши Чуня. (15) [47]
В « Баопузи » Гэ Хун критикует современных шарлатанов, утверждающих, что дуангу «отрезал зерна».
Я также часто видел невежественных переработчиков, которые, желая похвастаться, поразить и завоевать репутацию человека, который не ест, хотя на самом деле ничего не знали о таких процедурах, просто заявляли, что не едят кашу. Между тем, они выпивали более галлона вина в день, а сушеное мясо, пудинги, мармелад, каштаны или яйца никогда не выходили у них изо рта. Иногда они съедали большое количество мяса – несколько десятков фунтов в день, глотая его соки и выплевывая все неприятное. Однако это на самом деле пиршество. Любители вина будут есть сушеное мясо с вином, но не с крахмалом, и они могут сохранять это в течение шести месяцев-года, не спотыкаясь и не падая. Никогда, однако, они не утверждали, что это «отрезано от крахмалов!» (15) [48]
(ок. 4–5 веков) В книге Тайшан Линбао Уфусюй 太上靈寶五符序 «Объяснения пяти божественных талисманов-сокровищ», приписываемой ханьскому даосу Лецзычану 樂子長 , даны инструкции по практике бигу , глотанию слюны и проглатыванию «пять чудо-растений» (сосновая живица, кунжут, перец, имбирь и аир). Этот текст «Пояснений» включает в себя (около 280 г.) Линбао уфу цзин 靈寶五符經 «Писание о пяти сверхъестественных талисманах-сокровищах», в котором говорится:
Третий Бессмертный Король сказал Императору: «В прежние времена я следовал диетическому режиму и достиг бессмертия. Мой учитель заставил меня увеличить сладкий источник во рту и проглотить его в соответствии со следующим заклинанием: «Белые камни, твердые и каменистые, катятся все дальше и дальше. и достигните долгой жизни – долголетия навсегда!" Эти двадцать два слова — вам следует им следовать! Если вы действительно сможете сделать это и питаться Истинным, не останавливаясь, непрерывно глотая из своего цветочного пруда, тогда ваша внутренняя энергия будет расти и оставаться сильной, никогда не ослабляясь. Вы достигаете Дао, избегая всех зерен. Вам больше никогда не придется следовать ритму луны, сажать растения или собирать урожай. Теперь, люди загадочной древности, они достигли старости, потому что оставались в досуге и никогда не ели никаких зерен. Как говорится в « Даю чжан» [ 大有章 ] («Стих о Великом Существовании»): «Пять зерен — это долота, отрезающие жизнь, заставляющие пять органов вонять и сокращающие нашу продолжительность жизни. Попав в наш желудок, у нас больше нет шанса жить спокойно». долго, чтобы полностью избежать смерти, держите свой кишечник свободным от экскрементов!» [49]
Кампани использует интернализм и экстернализм , чтобы проанализировать, насколько ранние тексты оправдывают идею о том, что шици 食氣 «поедание ци » лучше, чем шигу «поедание зерна». Например, [50] «Мы едим X, потому что X позволяет нам жить долго» — это интерналистское обоснование, основанное на существенных свойствах или преимуществах; «Мы едим X, а не Y, как едят другие люди» — это экстерналистское утверждение, основанное на культурных стереотипах. После всестороннего анализа того, как ранние тексты описывают избегание «зерна» (то есть «основной пищи»), от Чжуанцзы (ок. 320 г. до н.э.) до Баопузи (ок. 280 г. н.э.). (ок. 320 г. н.э.), Кампани приходит к выводу о Лингбао Уфу-цзин — это самый ранний отрывок, «в котором зерновые подвергаются нападкам как источнику пищи на основании того, что мы могли бы назвать негативными интерналистскими причинами, то есть на том основании, что они причиняют реальный вред организму конкретными теоретическими способами». [51] До III века китайские классические тексты не утверждали, что «зерна» на самом деле вредят организму, они утверждали, что « ци и другие более очищенные вещества, когда их принимают и циркулируют эзотерически предписанными способами, дают превосходство и (по крайней мере, для некоторых текстов) Питание, способствующее долголетию».
Одна из поразительных особенностей рассмотренных нами текстов заключается в том, что большинство из них предлагают очень мало интерналистской критики зерна или других повседневных продуктов питания. То есть все они рекомендуют избегать зерновых и предлагают то, что они рекламируют как лучшую альтернативу, но по вопросу о том, почему зерновые являются таким плохим питанием, они мало или вообще ничего не могут сказать. Та небольшая интерналистская критика, которую мы находим, появилась довольно поздно - по-видимому, самое раннее в Восточной Хань - и не кажется хорошо развитой: обычная пища, описываемая как гнилая и вонючая, оскверняет тело, которое необходимо привести в резонанс, основанный на ци, с небесами. Эта примесь находится именно в кишечнике. [...] Таким образом, в большинстве дискуссий дело не в том, что врачи и практики трансцендентного искусства изображают обычную еду вредной; скорее, у них было то, что они считали лучшими альтернативами. [... Но] почему эти диеты, содержащие ци или редкие травы и минералы, следует рассматривать как превосходящие диету из обычной пищи, - это вопрос, который очень часто остается без ответа; нам просто, но неоднократно и разными способами, говорят что они превосходят. [52]
Вторя Клоду Леви-Стросу , Кампани предполагает, что зерновые, неразрывно связанные со всей своей культурной и институциональной символикой, «хорошо противостоять», а не воспринимаются как «плохие в употреблении». Одной из основных причин употребления дикорастущих растений и экзотических продуктов был естественный контраст с повседневным употреблением «зерн». [53]
Даосский отказ от зерна
[ редактировать ]Часть серии о |
даосизм |
---|
Избегание «зерна» означает даосский отказ от общепринятых социальных практик. По словам Кона, «это возвращение к временам на заре человечества, когда еще не было зерна; это также возвращение к более примитивному и простому способу питания». [54]
Даосские практики бигу создавали оправдания для выхода из аграрного китайского общества, в котором зерно было необходимо для производства основных продуктов питания, жертвоприношений предков и налоговых выплат.
«Отсечение» зерна, которое было основным продуктом питания крестьян, было также отказом от их оседлой жизни и крестьянского положения как такового. Этот отказ следует интерпретировать не только в свете страданий, которые переживают фермеры, но и в гораздо более фундаментальном смысле. Земледелие, начиная со времен неолита, привело к радикальному разрыву с образом жизни, преобладавшим почти на протяжении всей предыстории человечества. Сельское хозяйство также было главным виновником дисбаланса человеческой цивилизации за последние десять тысяч лет или около того: систематическое разрушение природной среды, перенаселение, капитализация и другие пороки, возникающие в результате оседлого образа жизни. [55]
Воздержание от зерна было предпосылкой даосской практики янсин 養性, «питания внутренней природы». Масперо объясняет.
Питание Жизненного Начала состоит в подавлении причин смерти и создании в себе бессмертного тела, которое заменит смертное тело. Причинами смерти являются главным образом Дыхание Зерна и Дыхание Кровавой Пищи: отсюда и режимы питания, обозначаемые общим названием Воздержание от Зерна. Нужно преуспеть в замене обыденной пищи Пищей Дыхания, подобно аэрофагии , состоящей в том, чтобы вдыхать воздух, удерживать его как можно дольше, не позволяя ему выйти наружу, и, пока он удерживается, заставлять его проходить идентичным образом. глотки и большие глотки воды из трахеи в пищевод, чтобы ее можно было отправить в желудок, как настоящую пищу. Тело состоит из Дыханий, как и все сущее; но оно состоит из грубых дыханий, тогда как воздух — это легкое, тонкое и чистое Дыхание. Обычная пища после переваривания снабжает тело Дыханиями Пяти Вкусов, обычными и нечистыми Дыханиями, которые делают его тяжелым. Напротив, Пища Дыхания мало-помалу заменяет грубую материю тела легким, чистым Дыханием; и когда трансформация завершена, тело становится бессмертным. [56]
Некоторые версии «избегания зерна» могут привести к проблемам со здоровьем, как обсуждал Масперо.
Эта очень суровая диета не обошлась без болезненных моментов. Без зерна и мяса тот, кто практикует это, недоедает; Даосские авторы признают, что в начале у человека могут возникнуть многочисленные неприятности, некоторые из них общие (головокружение, слабость, сонливость, затруднения при движении), другие местные (понос, запор и т. д.). Тем не менее, они советуют настойчиво настаивать на том, чтобы через несколько недель они исчезли и чтобы тело вскоре почувствовало себя как прежде, и даже лучше: более спокойно и непринужденно. Они также советуют практиковать это только постепенно и рекомендуют ряд препаратов на период перехода и адаптации, который, по их словам, длится тридцать-сорок дней. Рецепты препаратов, помогающих в практике воздержания от злаков, многочисленны: преобладающую роль в них играют женьшень, корица, пахима-кокос [т. е. Фу Лин ], кунжут, наперстянка, солодка и все традиционные китайские тонизирующие средства. [57]
Китайский буддизм принял даосское воздержание от зерна как подготовку к самосожжению . Например, монах Хуэйи 慧益 (ум. 463), который поклялся сжечь свое тело в жертвоприношении Будде, начал подготовку с кели, «воздерживаясь от зерновых» (ел только кунжут и пшеницу) в течение двух лет, а затем потреблял только масло. тимьяна и в конце концов ел только таблетки из благовоний. Хотя император Сяову из Лю Сун (годы правления 453–464) пытался отговорить Хуэйи, он публично принес себя в жертву в котле, полном масла, надев пропитанную маслом шапку, которая служила фитилем, во время пения Лотосовой сутры . [58]
Три трупа или черви
[ редактировать ]Отказ от зерновых был основным лекарством для уничтожения санши 三尸 «Три трупа» или санчонг 三蟲 «Три червя», которые, как полагают, являются злыми духами, живущими в человеческом теле и ускоряющими смерть. Ливия Кон описывает Три Трупа как «демонических сверхъестественных существ, которые питаются разложением и жаждут полной смерти тела, чтобы они могли его сожрать. Таким образом они не только сокращают продолжительность жизни, но и наслаждаются разлагающейся материей, производимой зернами». поскольку они перевариваются в кишечнике, если кто-то хочет достичь долгой жизни, трех червей нужно морить голодом, и единственный способ сделать это — избегать употребления зерна». [59]
Традиционная китайская медицина связывает мифологических Трех трупов/червей с кишечными цзючун 九蟲 «Девять червей», которые «соответствуют паразитам, таким как круглые черви или ленточные черви, ослабляют тело хозяина и вызывают различные физические симптомы». [60]
Три трупа предположительно входят в человеческое тело при рождении и обитают в «Полях киновари» Верхнего, Среднего и Нижнего Даньтяня в мозге, сердце и брюшной полости соответственно. После смерти хозяина они становятся призраками и могут свободно бродить и воровать жертвенные подношения. Эти вредоносные трупные черви стремятся нанести вред как телу, так и судьбе своего хозяина. Во-первых, они ослабляют телесные энергетические центры Даньтянь. Во-вторых, Три Трупа ведут записи о проступках своего хозяина, возносятся на Тянь «небеса» раз в два месяца в китайский шестидесятилетний цикл цикла гэншэнь 庚申 « 57-й из 60» и передают отчеты Сымин 司命 , «Управителю судеб», который назначает наказания. сократить продолжительность жизни хозяина. Во времена Гэнсеня (IV век) Хуантинцзин 黃庭經 «Желтое судебное писание». [61] говорит: «Не спи ни днем, ни ночью, и ты станешь бессмертным».
В дополнение к Трем Трупам, которые раз в два месяца отчитываются перед Управителем Судьбы, Баопузи записывает, что Бог Дома делает такой отчет.
Также сказано, что в наших телах есть Три Трупа, которые, хотя и не телесны, но на самом деле подобны нашему внутреннему, эфирному дыханию, силам, призракам и богам. Они хотят, чтобы мы умерли преждевременно. (После смерти они становятся призраками человека и по своему желанию перемещаются туда, где приносятся жертвы и возлияния.) Поэтому каждый пятьдесят седьмой день шестидесятидневного цикла они поднимаются на небеса и лично докладывают о наших проступках Распорядителю судеб. . Далее, в ночь на последний день месяца бог домашнего очага также возносится на небо и устно сообщает о проступках человека. За более важные проступки вычитается целый срок в триста дней. За малолетних отнимают один расчет, расчет составляет три дня. Лично я еще не смог определить, так ли это на самом деле или нет, но это потому, что пути небесные неясны, а призраки и боги трудны для понимания. (6) [62]
Воздержание бигу от зерновых и злаков, которое якобы приводит к истощению Трех Трупов, является основой многих даосских диетических режимов, которые также могут исключать вино, мясо, лук и чеснок. В « Цзинцзянь юзи цзин» 金簡玉字經 «Классика нефритовых персонажей на золотых пластинках» уточняется: [63] «Те, кто в своей пище отсекают злаки, не должны употреблять ни вина, ни мяса, ни растений пяти сильных вкусов; они должны купаться, стирать свою одежду и сжигать благовония». Практика бигу сама по себе не может уничтожить Три Трупа, но ослабит их до такой степени, что их можно будет убить с помощью алхимических препаратов, особенно киновари . [64]
Ранние даосские тексты и традиции изображают Три трупа как в «зооморфных, так и в бюрократических метафорах». [51] (4 век н.э.) Цзыян чжэньжэнь нэйчжуань 紫陽真人內傳 «Внутренняя биография истинной личности Пурпурного Ян» [65] описал их, живущих на Трех киноварных полях.
- Цингу 青古 «Старый Синий» обитает во Дворце Грязных Пеллетов в Верхнем Даньтяне: «Это он делает людей слепыми, глухими или лысыми, заставляет выпадать зубы, затыкает нос и дает неприятный запах изо рта. "
- Бай гу 白姑 «Белая дева» обитает в Багровом дворце в Срединном поле. «Она вызывает учащенное сердцебиение, астму и меланхолию».
- Сюэ ши 血尸 «Кровавый труп» обитает в Нижнем Даньтяне, «Именно из-за него болезненно скручивается кишечник, сохнут кости, сохнет кожа, возникают ревматизмы конечностей...»
(IX век) Сравните описание Чу саньши цзючун баошэн цзин «Писание об изгнании трех трупов и девяти червей для защиты жизни».
- Верхний труп, Пэн Цзюю 彭琚 , живет в голове. Симптомы его приступа включают чувство тяжести в голове, затуманивание зрения, глухоту, обильное выделение слез и слизи.
- Средний труп, Пэн Цзань 彭瓚 , находится в сердце и желудке. Он поражает сердце и заставляет своего хозяина жаждать чувственных удовольствий.
- Нижний труп, Пэн Цзио 彭矯 , находится в желудке и ногах. Он вызывает утечку Океана Пневмы и заставляет его хозяина жаждать женщин. [66]
На гравюрах на дереве в этом тексте верхний труп изображен в виде ученого, средний - в виде невысокого четвероногого, а нижний труп - в виде «монстра, похожего на ногу лошади, с рогатой человеческой головой». [67]
Японская народная традиция Косин (а именно, японское произношение гэншен 庚申 «57-й») сочетает в себе даосские «Три трупа» с синтоистскими и буддийскими верованиями, включая верования в «Трех мудрых обезьян » . Люди посещают мероприятия Косин-Мачи 庚申待 «57-й день ожидания», чтобы не спать всю ночь и не дать Санси 三尸 «Три трупа» покинуть тело и сообщить о проступках на небеса.
Голодные продукты
[ редактировать ]Пищевые растения, которые обычно не считаются сельскохозяйственными культурами , потребляются во времена крайней бедности, голода или голода. Диета бигу была связана с горными дикими районами, где люди полагались на незерновые продукты, включая голодающие продукты и недостаточно используемые сельскохозяйственные культуры . Деспе сказал: «Отказ от зерновых также должен рассматриваться в историческом контексте социальных волнений и голода». [68]
Во введении Моузи Лихуолунь описываются люди, бежавшие из Китая после смерти императора Хань Лин и переехавшие на юг, в Цанву в Цзяочжоу (современный Тонкин ).
Случилось так, что после смерти императора Линя (189 г. н.э.) в мире воцарился беспорядок. Поскольку только Цзяо-чжоу [колониальный район на крайнем юге] оставался относительно мирным, туда массово приезжали и селились потусторонние люди с севера. Многие из них практиковали методы бессмертных духов, воздерживаясь от зерновых, чтобы продлить жизнь. Эти методы были тогда популярны, но Моу-цзы постоянно опровергал их, используя «Пять классических учений», и никто из даосских адептов или магов не осмелился вступить с ним в дискуссию. (1) [69]
Эти опровержения отказа от зерна можно найти в статье 30 Музи Лихуолун . [70]
Обсуждение Баопузи , воздержания от зерна отмечает
Если вы отправитесь в горы и леса во время политических неурядиц, вы избежите смерти от голода, соблюдая правило о крахмале. В противном случае не спешите заниматься этой практикой, поскольку спешка не может принести большой пользы. Если вы обходитесь без мяса, живя среди других, вы обнаружите, что не можете не желать его глубоко в своем сердце, когда почувствуете запах его жира или свежести. (15) [45]
Китайцы опубликовали старейшую книгу о продуктах голодания: Цзюхуан Бэньцао 救荒本草 «Материа медика для помощи голодающим». Чжу Су 朱橚 (1361–1425), пятый сын императора Хунву , составил этот трактат, описывающий 414 растений, питающихся голодом. Бернард Рид (1946) перевел Цзюхуан Бэнкао на английский язык. [71]
Современные интерпретации
[ редактировать ]Древняя даосская практика отказа от зерна бигу перекликается с современными тенденциями, такими как некоторые диеты с низким содержанием углеводов , беззерновые диеты и циклические кетогенные диеты.
Шиппер использует медицинскую терминологию, чтобы объяснить отказ от зерновых.
Можно дать положительные объяснения этому убеждению и вытекающей из него практике, если подумать, например, об относительном изобилии фекалий, вырабатываемых зерновыми, по сравнению с тем, что образуется при мясной диете. Выводы недавних исследований о вредном влиянии чрезмерного количества углеводов в виде сахара и хлеба привели некоторых к тому, что некоторые стали рассматривать даосское воздержание от злаков как результат древнего эмпиризма в вопросах диеты. [64]
Некоторые современные исследователи [72] клинически исследуют голодание бигу .
См. также
[ редактировать ]- Аньци Шэн
- Китайская пищевая терапия
- Китайская философия
- Лунхэн
- Макробиотическая диета
- Нейдан
- Яншэн (даосизм)
Ссылки
[ редактировать ]- Кампани, Роберт Форд (2005). «Значения трансцендентной кухни в позднем классическом и раннем средневековом Китае». Тунг Пао . 91 (1): 1–57. дои : 10.1163/1568532054905124 .
- Кук, Теодор А. (2008). « Саньши и цзючун 三尸・九蟲 , три трупа и девять червей». В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Два тома. Рутледж. стр. 844–846. ISBN 9780700712007 .
- Деспе, Катрин (2008). «Бигу 辟榖 воздержание от круп». В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Два тома. Рутледж. ISBN 9780700712007 .
- Лунь-хэн, Часть 1, Философские очерки Ван Чуна . Перевод Форка, Альфреда. Харрасовиц. 1907.
- Кинан, Джон П. (1994). Как мастер Моу развеивает наши сомнения: исследование ответов читателей и перевод Моу -цзы Ли-хо лунь . СУНИ Пресс . ISBN 9780791422045 .
- Кон, Ливия (1993). Даосский опыт: Антология . СУНИ Пресс . ISBN 9780791415795 .
- Лян, Ши-цю; Чанг, Фан-чи, ред. (1971). Дальневосточный китайско-английский словарь . Дальневосточной книжной компании ISBN 9789576122309 .
- Линь, Ютан, изд. (1972). Китайско-английский словарь современного употребления Линь Ютана . Китайский университет Гонконга.
- Чжуан Цзы (1994). Странствуя по пути: ранние даосские сказки и притчи Чжуан-цзы . Перевод Мэйра, Виктора Х. Бэнтама Букс. ISBN 9780824820381 .
- Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике управления в раннем ханьском Китае . Перевод Майора Джона С.; Королева Сара; Мейер, Эндрю; Рот, Гарольд Д. Издательство Колумбийского университета . 2010. ISBN 9780231142045 .
- Масперо, Анри (1981). Даосизм и китайская религия . Перевод Кирмана-младшего, издательство Фрэнка А. Массачусетского университета. ISBN 9780870233081 .
- Прочтите, Бернард Э. (1946). Продукты голодания, перечисленные в « Чиу хуан пен цао 救荒本草» : их идентичность, пищевая ценность и примечания по их приготовлению . Институт медицинских исследований Генри Лестера.
- Шиппер, Кристофер (1978). «Даосское тело». История религий . 17 (3/4): 355–386. дои : 10.1086/462798 . S2CID 224808223 .
- Шиппер, Кристофер (1993). Даосское тело . Перевод Дюваля, Карен К. Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520082243 .
- Алхимия, медицина и религия в Китае 320 года нашей эры: Нэй Пьен Ко Хунга . Перевод Уэра, Джеймса Р. MIT Press . 1966. ISBN 9780262230223 .
- Ю, Ин-ши (1965). «Жизнь и бессмертие в сознании ханьского Китая». Гарвардский журнал азиатских исследований . 25 : 80–122. дои : 10.2307/2718339 . JSTOR 2718339 .
Сноски
- ^ Например, Лян и Чанг 1971 , Линь 1972 .
- ^ Джайлз, Герберт А., изд. (1912). Китайско-английский словарь (2-е изд.). Келли и Уолш.
- ^ Мэтьюз, Роберт Х., изд. (1931). Китайско-английский словарь Мэтьюза . Пресвитерианская миссионерская пресса.
- ^ Лян и Чанг 1971 .
- ^ Лин 1972 .
- ^ ДеФрэнсис, Джон, изд. (2003). Китайско-английский большой словарь ABC . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824827663 .
- ^ Климан, Джули; Ю, Гарри, ред. (2010). Оксфордский китайский словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199207619 .
- ^ Despeux 2008 , с. 233.
- ^ Тр. Мейджор и др. 2010 , с. 775.
- ^ Ян, Лихуэй; и др. (2005). Справочник китайской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 70, 191–2. ISBN 9780195332636 .
- ^ Тр. Мейджор и др. 2010 , стр. 766–7.
- ^ Кампани 2005 , стр. 10–3.
- ^ Перейти обратно: а б Кампания 2005 г. , с. 16.
- ^ Тр. Кампания 2005 г. , с. 15.
- ^ Тр. Майр 1994 , с. 149 .
- ^ Тр. Кампани 2005 , стр. 7–8.
- ^ Чанг, КЦ (1977). «Древний Китай». В Чанг Кван-чи (ред.). Еда и китайская культура: антологические и исторические перспективы . Издательство Йельского университета . п. 42 (25–52). ISBN 978-0300019384 .
- ^ Шиппер 1993 , с. 168.
- ^ Кампания 2005 г. , с. 21.
- ^ Кампания 2005 г. , с. 24.
- ^ Тр. Майр 1994 , стр. 6-7 .
- ^ Масперо 1981 , с. 417
- ^ Тр. Харпер, Дональд Дж. (1998). Ранняя китайская медицинская литература: медицинские рукописи Мавандуи . Кеган Пол Интернэшнл. стр. 305–9. ISBN 9780710305824 .
- ^ Тр. Кампания 2005 г. , с. 31.
- ^ Тр. Мейджор и др. 2010 , с. 161.
- ^ Тр. Записи великого историка Сыма Цяня . (два тома). Перевод Уотсона, Бертона . Издательство Колумбийского университета . 1993. вып. 1 стр.113. См. Ю 1965 , с. 92.
- ^ Кампания 2005 г. , с. 37.
- ^ Тр. Деспе 2008 , с. 233.
- ^ Прегадио 2008. [ нужна полная цитата ]
- ^ Ю 1965 , с. 115.
- ^ Тр. Нидэм, Джозеф ; и др. (1976). Наука и цивилизация в Китае . Том. 5: Химия и химическая технология. Часть 3, Спагирические открытия и изобретения: исторический обзор, от эликсиров киновари до синтетического инсулина . Издательство Кембриджского университета . п. 37. ИСБН 9780521210287 .
- ^ Тр. Рот, Гарольд Д. (2004). Первоначальное Дао: внутреннее обучение ( Нэй-е ) и основы даосского мистицизма . Издательство Колумбийского университета. 1:01. ISBN 9780231115650 .
- ^ Кампания 2005 г. , с. 18.
- ^ Тр. Кампания 2005 г. , с. 38.
- ^ Тр. Форк 1907 , с. 344 .
- ^ Ю 1965 , с. 111.
- ^ Тр. Форк 1907 , с. 344 .
- ^ Тр. Форк 1907 , с. 347.
- ^ Тр. Форк 1907 , с. 524 .
- ^ Тр. Ю 1965 , с. 93.
- ^ Тр. Кампания 2005 г. , с. 37.
- ^ Ware 1966 , стр. 114–5.
- ^ Кампания 2005 г. , с. 39.
- ^ Ware 1966 , стр. 243–4.
- ^ Перейти обратно: а б Уэр 1966 , с. 244.
- ^ Ware 1966 , стр. 246–7.
- ^ Ware 1966 , стр. 248–9.
- ^ Уэр 1966 , стр. 248.
- ^ Тр. Кон 1993 , стр. 149–50.
- ^ Кампания 2005 г. , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Кампания 2005 г. , с. 43.
- ^ Кампания 2005 г. , с. 48.
- ^ Кампания 2005 г. , с. 50
- ^ Кон 1993 , с. 149.
- ^ Шиппер 1993 , с. 170.
- ^ Масперо 1981 , стр.255 .
- ^ Масперо 1981 , стр.335 .
- ^ Бенн, Джеймс А. (2007). Сожжение за Будду: самосожжение в китайском буддизме . Издательство Гавайского университета. стр. 36-7 . ISBN 9780824829926 .
- ^ Кон 1993 , с. 148.
- ^ Кук 2008 , с. 844.
- ^ Тр. Шиппер 1993 , с. 372.
- ^ Ware 1966 , стр. 115–6.
- ^ Тр. Масперо 1981 , стр.334 .
- ^ Перейти обратно: а б Шиппер 1993 , с. 167.
- ^ Тр. Масперо 1981 , стр.332 .
- ^ Тр. Кук 2008 , с. 846.
- ^ Тр. Масперо 1981 , стр.333 .
- ^ Despeux 2008 , с. 234.
- ^ Тр. Кинан 1994 , с. 52.
- ^ Кинан 1994 , стр. 151–3.
- ^ Читать 1946 год .
- ^ Например , Ян, Синь; Трейнор-Каплан, Алексис; Ли, Хунмэй; Ван, Цзюнь; Шен, Хуа; Ся, Чжэнь-Цинь (2002). «Исследования фундаментальной теории бигу (пищевого воздержания) — предварительные экспериментальные наблюдения за клеточным бигу» (PDF) . Бюллетень науки, технологий и общества . 22 (5): 392–396. дои : 10.1177/027046702236892 . S2CID 144580143 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кампани, Роберт Форд (2001). «Поглощение чудесного: отношение практикующего к природе по мнению Гэ Хонга». В Жирардо, штат Нью-Джерси; и др. (ред.). Даосизм и экология . Издательство Гарвардского университета. стр. 125–147.
- Кампани, Роберт Форд (2002). Жить до тех пор, пока небо и земля: традиции божественной трансцендентности Гэ Хун . Издательство Калифорнийского университета.
- Кампани, Роберт Форд (2009). Создание трансцендентов: аскетика и социальная память в раннесредневековом Китае . Издательство Гавайского университета.
- Леви, Жан (1982). «Воздержание от зерновых у даосов]» (PDF) . Китайские исследования (на французском языке). Я : 3–47.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Привязанные к Земле: Трактат о трупах-демонах и Бигу. Архивировано 14 октября 2020 г. в Wayback Machine , Фредерик Р. Даннауэй (2009).
- Китайский бигу ( 避谷 ) для Ян Шэна , Мартина Эйзена (2011)
- Что для меня значит Бигу , Ева Адессо (2000)
- Отчет конференции , Первая национальная конференция по проявлению бигу, влиянию на здоровье и научным исследованиям Янь Синь цигун, Университет штата Пенсильвания , 24–25 июня 2000 г.