Вэй Боян

Часть серии о |
даосизм |
---|
![]() |
Вэй Боян ( традиционный китайский : 魏伯陽 ; упрощенный китайский : 魏伯阳 ; пиньинь : Вэй Боян ) был китайским писателем и даосским алхимиком династии Восточная Хань . Он является автором книги «Родство трёх» (также известной как Кантун Ци ) и известен как первый человек, задокументировавший химический состав пороха в 142 году нашей эры . [1] [2]
Вэй Боян считается полулегендарной фигурой, олицетворявшей «коллективное единство». Его Кантун Ци , вероятно, писался поэтапно, начиная с династии Хань, пока не приблизился к своей нынешней форме до 450 года нашей эры. [3]
Биография
[ редактировать ]Вэй Боян родился в знатной семье. Одна теория утверждает, что он был сыном министра по имени Вэй Лан ( китайский : 魏朗 ). На втором году правления Цзяньнина (169 г. н. э.) Вэй Лан был убит из-за политических проблем. Вэй Боян был вынужден скрыться в горах, там он сосредоточился на изучении даосизма и очистке эликсиров . [4]
Вэй Боян умер на втором году правления Хуанчу Цао Пи (221 г. н. э.). [5]
Легенда
[ редактировать ]Согласно агиографическому отчету в «Шэньсянь чжуань» ( китайский : 神仙传 ; букв. «Биографии божественных бессмертных»), работе, приписываемой Гэ Хуну (283–343), он и трое учеников удалились на гору и приготовили эликсир. для бессмертия : [6] [7]
[...]Сердца его учеников не успокоились. [Они пытаются проверить эликсир на собаке, чтобы увидеть его эффект.] Затем Вэй Боян уходит и возвращается с белой собакой. Белой собаке дают таблетку, и она тут же умирает. Несмотря на это, Вэй Боян утверждает: «Страху нет места в практике алхимии. Собака умерла, потому что у нее не было ясного ума. Если принять таблетку, будучи напуганным, как собака, разве это не приведет к такому же результату?»
Затем ученики спрашивают, примет ли их учитель это или нет, после чего Вэй Боян говорит: «Мы пошли против обычаев общества и покинули свои дома, чтобы практиковать в горах, не найдя пути к бессмертию, мы клянемся никогда не возвращаться. [. ..]» Он проглатывает таблетку и тут же умирает.
Ученики обсуждают, почему практикуют алхимию для долголетия, если человек умирает после принятия эликсира, тогда как без него можно было бы прожить еще несколько десятилетий. Затем один из них отказывается принимать таблетку. Второй ученик упрекает, что Вэй Боян не обычный человек, что принятие эликсира и смерть, должно быть, были преднамеренными. Затем второй ученик принимает таблетку и умирает.
Оставшийся ученик уходит с горы, чтобы купить дрова для гроба. После этого Вэй Боян вскакивает и снова оживает. Он дал эликсир в рот мертвому ученику и собаке, и они тоже ожили. [...] Таким образом Вэй Боян и его верный ученик обрели бессмертие. Осознав это, другой ученик полон сожаления.
Учения
[ редактировать ]Что касается сочинений Вэй Бояна, Гэ Хун написал в « Шэньсянь чжуань» : «Боян выпустил Кантун Ци (参同契) и Усянлэй (五相类) в двух томах».
Вэй Боян считал, что выращивание эликсиров и создание неба и земли основано на одних и тех же принципах.
Исторические места работы Вэй Бояна в китайской алхимии расположены в горах Фэнмин ( китайский : 凤鸣山 ), расположенных в 4 километрах к юго-востоку от Фэнхуэй ( китайский : 丰惠 ) и в 17 километрах от города Шанъюй .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пэн, Йок Хо. [2000] (2000). Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае. Публикации Курьера Дувра. ISBN 0-486-41445-0
- ^ Нидэм, Джозеф. Каллен, К. [1976] (1976). Наука и цивилизация в Китае. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-21028-3
- ^ Прегадио 2011 , с. 27.
- ^ zh: Южная династия Сун zh: », том 34 «Даошу Вторая глава « Кантун ци » Цзэн Чжэня, содержит записи о семье Вэй: «Вэй Ао, любезное имя Боян, ханьский китаец, самозванец Юнь Язи». Также «юн» Язи путешествовал по горам Чанбайшань и встретил реального человека, который рассказал ему о принципах свинца и ртути и тайнах драконов и тигров, поэтому он написал книгу из десяти или восьми глав, объясняя великую истину.
- ^ zh: Хоу Шу zh: В предисловии к «Книге перемен» Пэн Сяо «Шэнь Тунци, разделенной на главы, чтобы понять истинный смысл», говорится: «Согласно «Легенде о бессмертных»: настоящий человек Вэй Боян был из Шанъюя в Куайцзи. Шпилька и шлейф передаются по наследству, только государственные чиновники не являются официальными... Получив "Гувэнь Лунху Цзин" и получив все замечательные идеи, он попросил "Чжоуи" написать три главы "Шэнь Тунци"... Он. тайно сообщил Сюю из Цинчжоу о своей работе, но Сюй все же анонимно комментировал ее в более поздней династии Хань. Он снова научил ей Чуньюй Шутун из того же уезда, и она распространилась по всему миру».
- ^ Кампани, Роберт Ф. (08 апреля 2002 г.). Жить до тех пор, пока небо и земля . Беркли: Университет Калифорнии Пресс. ISBN 0-520-92760-5 .
- ^ Стерджен, Дональд (1 апреля 2024 г.). «Легенда о бессмертных: Том 2: Вэй Боян» . Китайский текстовый проект (на китайском языке) . Проверено 1 апреля 2024 г. .
Библиография
[ редактировать ]- Прегадио, Фабрицио (2011), Печать единства трех