Останес
Останес (от греческого Ὀστάνης ), также пишется Хостанес и Останес , — легендарный персидский маг и алхимик . [1] [2] Это был псевдоним, который использовали несколько псевдоанонимных авторов греческих и латинских произведений, начиная с эллинистического периода . Вместе с Псевдо-Зороастром и Псевдо-Гистаспом Останес принадлежит к группе псевдоэпиграфических «эллинистических магов», [n 1] то есть длинный ряд греческих и других эллинистических писателей, писавших под именем знаменитых «магов». В то время как Псевдо-Зороастр считался «изобретателем» астрологии, а Псевдо-Гистасп стереотипно воспринимался как апокалиптический пророк, Останес считался мастером-колдуном. [3]
Настоящие Останес?
[ редактировать ]В отличие от «Зороастра» и «Гистаспа», которые имеют хорошо засвидетельствованные иранские языковые аналоги, для «Останеса» «нет свидетельств существования фигуры с таким же именем в иранской традиции ». [4] [5] В в Энциклопедии Ираника статье об Останесе Мортон Смит Юсти цитирует Namensbuch в качестве примера имени, которое относится к реальным людям. Смит: «Какая [из этих ссылок на] Останеса (...), если таковая имеется, породила легенду о маге, неизвестно». [6]
Смит продолжает реконструировать древнеиранское имя как * (H) uštāna. [6] Записи Джасти [7] Смит намекает на Диодора 17.5.5 и Плутарха Артакса. 1.1.5 (цит. Ктесий ) для Ὀστάνης как имени одного из сыновей Дария Нотоса , и упоминание у Арриана ( Ан. 4.22) некоего Αὐστάνης из Параэтакены, северо-восточнее Бактрии, взятого в плен Александром генерал Кратерос , а затем увезен в Индию. Αὐστάνης Арриана - это Гаустан в Курции 8.5. Ктесий называет Άρτόστης сыном Дария Нофа, а Юсти предполагает, что Плутарх перепутал Артоста с Останесом. [8]
Псевдо-Останы
[ редактировать ]Истоки фигуры «Останеса», вернее, того, кем его представляли себе греки, лежат в рамках «чужой мудрости», которую греки (а позднее и римляне) приписывали знаменитым иностранцам, многие из которых были знамениты до Греки еще до того, как стали авторами тайн. Одним из этих имен было имя (псевдо-)Зороастра , которого греки считали основателем магов и их магических искусств. Другое имя было (псевдо-) Гистасп , покровитель Зороастра. Третий из les Mages Hellénisés [с] был Останес, [9] 2) в IV веке до нашей эры образно описан Гермодором (apud Diogenes Laërtius Prooemium как магом в длинной линии магов, восходящей к Зороастру.
Как только волхвы стали ассоциироваться с «магией» (по-гречески magikos ), то, что греческий образ Зороастра превратился в мага, было лишь естественным развитием. [10] в I веке нашей эры, Плиний Старший, живший называет «Зороастра» изобретателем магии ( Естественная история XXX .2.3), но «принцип разделения труда, по-видимому, избавил Зороастра от большей части ответственности за представление темных искусств грекам». и римских миров, эта сомнительная честь досталась другому сказочному магу, Останесу, которому приписывалась большая часть псевдоэпиграфической магической литературы». [10] Таким образом, хотя «всеобщий консенсус» – как скептически относился Плиний – заключался в том, что магия началась с (псевдо)Зороастра (xxx.2.3), насколько Плиний, по его словам, мог определить, «Останес» был первым дошедшим до нас автором этой магии (xxx.2.3). .2.8).
Этот «Остан», как утверждает Плиний, был персидским магом, который сопровождал Ксеркса во время его вторжения в Грецию и который затем ввел магию , [n 2] «самое мошенническое из искусств» в эту страну. Но фигура Останеса была такова, что Плиний счел «необходимым дополнить свою историю двойниками»; Итак, Останес не только появляется как современник Ксеркса начала V века до нашей эры, но он также современник Александра конца IV века до нашей эры и его спутник . [12] Плиний далее отмечает, что знакомство Останеса с «чудовищным ремеслом» среди греков породило у этих людей не только «жажду» ( aviditatem ) к магии, но и прямое «безумие» ( rabiem ) к ней, и многие из их философов, такие как Пифагор , Эмпедокл , Демокрит и Платон путешествовали за границу, чтобы изучить его, а затем вернулись, чтобы преподавать его (xxx.2.8-10). [13] [14]
Плиний также передает определение магии, данное Останесом: «Как сказал Останес, существует несколько различных ее видов; он утверждает, что предсказывает ( diva promittit ) из воды, шаров, воздуха, звезд, ламп, бассейнов и топоров и многими другими методами. а кроме того, общаться с призраками и обитателями подземного мира» (xxx.2.8-10). [15] К концу I века нашей эры «Останес» считается авторитетом в области алхимии , некромантии , гадания, а также мистических свойств растений и камней. [13] И его легенды, и приписываемые ему литературные произведения со временем увеличивались, и к 4 веку «он стал одним из величайших авторитетов в алхимии», и «под его именем распространялось много средневековых алхимических материалов». [13]
Этот «авторитет» продолжился в арабской и персидской алхимической литературе, такой как арабский трактат под названием «Китаб аль-Фусул аль-исней 'ашар фи 'илм аль-хаджар аль-мукаррам» ( «Книга двенадцати глав о Почетном камне »). [16] [17]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Les Mages hellénisés ( «Эллинистические маги ») — название Биде и Кюмона монументальной коллекции зороастрийских псевдоэпиграфов .
- ^ Для Плиния Magicis была одновременно волшебницей и магом; для римлянина они были одним и тем же. [11]
- Цитаты
- ^ Лайтман, Бернард (2019). Спутник истории науки . Чичестер (Великобритания). п. 65. ИСБН 9781119121145 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гарднер, Иэн; Д. Бедун, Джейсон; Дилли, Пол (2015). Мани при дворе персидских царей: исследования Кодекса Кефалайи Честера Битти . Лейден, Нидерланды. п. 104. ИСБН 9789004282629 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бек 1991 , стр. 491 и далее.
- ^ Кольпе 1983 , с. 828.
- ^ см . Смит 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2003 .
- ^ Джусти 1884 , «Остан», с. 52б.
- ^ Justi 1884 , «Артостис», с. 40а.
- ^ Бидез и Кюмон 1938 , стр. И.168–212
- ^ Перейти обратно: а б Бек 2003 , параграф. 7.
- ^ Бек 1991 , с. 516, н.56.
- ^ Бек 1991 , с. 516, н. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2003 .
- ^ Бек 1991 , с. 516.
- ^ Бек 1991 , стр. 516–517.
- ^ Ульманн 1972 , с. 184.
- ^ Анавати 1996 , с. 862.
- Цитируемые работы
- Анавати, Жорж К. (1996), «Арабская алхимия», в Рашиде, Рошди (редактор), Энциклопедия истории арабской науки , том. 3, Лондон: Рутледж .
- Бек, Роджер (1991), «Так не говорил Заратуштра: зороастрийские псевдоэпиграфы греко-римского мира», в Бойсе, Мэри; Грене, Франц (ред.), История зороастризма , Handbuch der Orientalistik, Abteilung I, Band VIII, Abschnitt 1, vol. 3, Лейден: Брилл, стр. 491–565 .
- Бек, Роджер (2003), «Зороастр в восприятии греков» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: Ираника онлайн
- Байден, Джозеф; Кюмон, Франц (1938), Эллинизированные волхвы , Le Muséon 512, 1939, 188, Париж: Société d'Éditions Les Belles Lettres .
- Колпе, Карстен (1983), «Развитие религиозной мысли», в Яршатер, Эхсан (редактор), Кембриджская история Ирана , том. 3, Кембридж: Кембриджский университет, стр. 819–865 .
- Юсти, Фердинанд (1884), Иранская книга имен , Марбург: Н.Г. Эльверт .
- Смит, Мортон (2003), «Останес» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: Ираника онлайн
- Ульманн, Манфред (1972), Естественные и тайные науки в исламе , Справочник по востоковедению, раздел I, дополнительный том VI, раздел 2, Лейден: Brill .