Алхимия в искусстве и развлечениях
Алхимия имеет давнюю связь с искусством, что можно увидеть как в алхимических текстах, так и в массовых развлечениях. Литературная алхимия проявляется на протяжении всей истории английской литературы от Шекспира до современных авторов фэнтези . Здесь персонажи или структура сюжета следуют алхимическому выдающемуся произведению . В четырнадцатом веке Чосер положил начало тенденции алхимической сатиры, которую до сих пор можно увидеть в последних фэнтезийных произведениях, таких как работы Терри Пратчетта .
У художников-визуалистов были схожие отношения с алхимией. В то время как некоторые из них использовали алхимию как источник сатиры, другие работали с самими алхимиками или интегрировали алхимические мысли или символы в свою работу. Музыка также присутствовала в творчестве алхимиков и продолжает оказывать влияние на популярных исполнителей. За последние сто лет алхимиков изображали в магических и спагирических (т. е. лечебных) ролях в фэнтезийных произведениях, фильмах, телевидении, комиксах и видеоиграх.
Визуальное искусство
[ редактировать ]Ян Бэклунд и Якоб Вамберг делят алхимическое искусство на следующие четыре группы:
- изображения, созданные в рамках собственно алхимической культуры;
- жанровые изображения, изображающие алхимиков и их окружение;
- религиозные, мифологические или жанровые образы, которые присваивают алхимические идеи или мотивы как своего рода панофскианский «замаскированный символизм»; и
- изображения, которые демонстрируют структурное сходство с алхимией, но не иконографически намекают на нее. [1]
К первой группе относятся изображения и эмблемы, встречающиеся в самих алхимических текстах. Иллюстрации появлялись в ранних произведениях, таких как « Хрисопея Клеопатры», но практически отсутствовали в средневековых произведениях до середины тринадцатого века. В начале пятнадцатого века важные графические элементы начали появляться в алхимических произведениях, таких как «Свиток Рипли» и « Mutus Liber» . [2] Эта тенденция получила дальнейшее развитие в эмблемах XVI века . Вдохновленная работами Гораполлона , эта аллегорическая форма искусства была принята алхимиками и использована в гравюрах Маттеуса Мериана , Лукаса Йенниса , Иоганна Теодора де Бри , Эгидия Саделера и других. [3]
Тенденция изображения алхимиков в жанровых произведениях началась с Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525–1569) и получила продолжение в творчестве Яна Стена (1626–1679) и Давида Тенирса Младшего (1610–1690).
Алхимия также сыграла роль в эволюции красок. Алхимики и производство пигментов пересекаются еще в Лейденском папирусе X и Стокгольмском папирусе , а также в книге Роберта Бойля « Происхождение форм и качеств» (1666 г.). На рецепты пигментов таких художников, как Ченнино Ченнини и Теофил, повлияли как практические, так и теоретические аспекты алхимии, и они содержали некоторые аллегорические и магические элементы. [4]
Современное искусство и выставки
[ редактировать ]Некоторые современные художники используют алхимию как вдохновляющую тему или используют алхимические символы в своих работах. Хотя алхимия занимает второстепенное место в современном изобразительном искусстве, алхимическое мышление остается центральным. Некоторые менее известные художники, такие как Бретт Уайтли , Кшиштоф Глищинский и Тереза Оултон , открыто используют алхимические символы. С другой стороны, алхимические влияния в творчестве таких известных художников, как Джексон Поллок , Марсель Дюшан и Сальвадор Дали, могут быть более поверхностными, а не первостепенными по важности произведения. На этих художников повлияла скорее идея алхимии, чем сама алхимия. [5] Другие примеры алхимии в современном искусстве включают:
- Майкл Пирс , Фама и мечта авиатора .
- Адам Маклин
- Макс Эрнст [6]
- Странный Нердрум
- Мэттью Барни , Рен (2008), Страж завесы (2007) и Ху (2010).
- Ансельм Кифер
- Майкл Машка , Алхимик (1995), Гермафродит (2016)
- Рубен Кадиш , Диссертация по алхимии (1937). Фреска в Сан-Франциско.
Романы и пьесы
[ редактировать ]Подобно алхимии в изобразительном искусстве, пересечение алхимии и литературы можно разделить на четыре категории:
- Сами алхимические тексты;
- Сатирические нападки на алхимиков;
- Истории, включающие алхимическую иконографию; и
- Произведения, структурно алхимические, известные как литературная алхимия .
К первой категории относятся сочинения алхимиков. Начиная с Зосимы Панопольского (300 г. н. э.). [7] На протяжении всей истории алхимии в алхимическом корпусе появляются тексты, которые носят скорее аллегорический, чем технический характер. Гораздо более поздний пример этого можно найти в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» (1616).
Ко второй категории относится критика алхимического шарлатанства. Начиная с четырнадцатого века, некоторые писатели высмеивали алхимиков и использовали их как объект сатирических нападок. Некоторые ранние и хорошо известные примеры:
- Данте Алигьери , Инферно (ок. 1308–1321).
- Уильям Ленгленд , Пирс Плауман (ок. 1360–1387).
- Джеффри Чосер , «Рассказ Йомена Канона» (ок. 1380 г.).
- Бен Джонсон , Алхимик (ок. 1610 г.). В нем дворецкому оставляют отвечать за дом, и он использует его для совершения преступлений и становится мошенником, в какой-то момент пьесы его просят помочь добыть философский камень .
- Уильям Годвин , Сент-Леон (1799 г.).
Ряд работ XIX века включал в себя алхимию, в том числе:
- Мэри Шелли , Франкенштейн; или «Современный Прометей» (1818).
- Владимир Одоевский , Саламандра (1828).
- Виктор Гюго , «Горбун из Нотр-Дама» (1831).
- Гете Фауст , часть 2 (1832). [8]
- Фридрих Хальм , Адепт , (1836)
В примерах двадцатого и двадцать первого веков алхимики обычно представлены в более романтическом или мистическом свете, и часто не проводится большого различия между алхимией, магией и колдовством. Алхимия стала распространенной темой в фэнтези .
- Лавкрафт , «Алхимик» (1916) и «Дело Чарльза Декстера Уорда» (1927).
- Тея фон Харбу , Метрополис (1925).
- Эрик П. Келли , Краковский трубач (1928).
- Антал Серб , Легенда о Пендрагоне (1934).
- Маргерит Юрсенар , «Бездна» (1968).
- Колин Уилсон , Философский камень (1969)
- Умберто Эко , Маятник Фуко (1988).
- Линдси Кларк , «Химическая свадьба» (1989).
- Тереза Эдгертон , «Дитя Сатурна» (1989), «Луна в укрытии » (1989) и «Работа Солнца» (1990).
- Терри Пратчетт , романы о Плоском мире (1983–2015), «Люди по оружию» (1993).
- Джон Кроули , Египет (1987–2007).
- Макс Маккой, Индиана Джонс и философский камень (1995).
- Ричард Гарфинкл , «Небесные дела» (1996).
- Джоан Роулинг » «Гарри Поттер : Гарри Поттер и философский камень (1997), «Гарри Поттер и тайная комната» (1998), «Гарри Поттер и узник Азкабана» (1999), «Гарри Поттер и Кубок огня» (2000), «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2003), «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2005), «Гарри Поттер и дары смерти» (2007).
- Грегори Киз , серия «Эпоха безумия» (1998–2001).
- Нил Стивенсон , Цикл барокко (2003–2004).
- Мартин Бут , Доктор Иллюминат: Сын алхимика (2003).
- Маргарет Мэхи , Алхимия (2004).
- Дин Кунц , «Блудный сын» (роман) (2005), «Город ночи» (2005), «Живые и мертвые» (2009), «Потерянные души» (2011) и «Мертвый город» (2011).
- Майкл Скотт , Тайны бессмертного Николаса Фламеля (2007)
- Сидни Сейдж в Райшель Мид . сериалах «Академия вампиров» и « Родословные »
- Роман Хилари Мэнтел 1989 года «Фладд» [9]
Литературная алхимия
[ редактировать ]Термин «литературная алхимия» появился как минимум в 1971 году, когда Дженнифер Р. Уолтерс использовала его в качестве названия своего эссе «Литературная алхимия» в журнале Diacritics. Стэнтон Дж. Линден в своей книге «Тёмные иероглифы» 1996 года; «Алхимия в английской литературе от Чосера до Реставрации» применяет этот термин как к рассказам, в которых подробно говорится об алхимиках и процессе алхимии (самым ранним из которых является « Рассказ каноника Йомена» Чосера ), так и к рассказам, которые включают алхимические аллегории или образы (из которых самая обширная и известная — « Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» ). Джон Грейнджер , изучающий литературную алхимию в Джоан Роулинг серии романов о Гарри Поттере , объясняет:
Если вспомнить вашего Аристотеля о том, что происходит в настоящей трагедии, публика идентифицирует себя с героем в его агонии и разделяет его страсть. Это отождествление и общая страсть фактически совпадают с переживанием события; зрители переживают катарсис или «очищение» в переписке с актерами. Шекспир и Джонсон, среди прочих, использовали алхимические образы и темы, потому что они понимали, что работа театра в трансформации человека параллельна, если не идентична работе алхимии в той же самой трансформации. Утверждалось, что алхимическая работа превосходит воображаемый опыт в театре, но идея очищения путем идентификации или соответствия с объектом и его трансформациями была одинаковой в обоих случаях. [10]
В своем раннем примере сэр Томас Мэлори использует алхимию как мотив, лежащий в основе личного, психологического и эстетического развития сэра Гарета Оркнейского в «Смерти д'Артура» . [11] Поиски сэра Гарета аналогичны процессу алхимии в том смысле, что он сначала проходит фазу нигредо , победив черного рыцаря и надев его доспехи. После этого Гарет побеждает рыцарей, представляющих четыре стихии, тем самым подчиняя их силу. Сражаясь и побеждая Красного Рыцаря (общая цель его поисков), он проходит фазу рубедо . Ближе к концу своих поисков Гарет принимает кольцо от своей возлюбленной Лайонесс, которое превращает его доспехи в разноцветные. Это намек на панхроматический философский камень, и пока он в разноцветных доспехах, он непобедим.
«Буря» оказала наибольшее алхимическое влияние Из всех произведений Уильяма Шекспира , поскольку она пропитана алхимическими образами (умирающие короли и сыновья, Ариэль как дух Меркурия и т. д.) с Просперо как архетипическим магом. Главному герою пьесы «Спокойной ночи, Дездемона» («Доброе утро, Джульетта») Анны -Мари Макдональд удается определить алхимию шекспировского Отелло . [12] Литературная алхимия по-прежнему популярна в таких романах, как Пауло Коэльо » «Алхимик (1988).
Дэвид Микин в своей книге «Герметические вымыслы» 1995 года; «Алхимия и ирония» в романе необычна тем, что истории относят к алхимическим, даже если они не упоминают алхимиков или алхимию и не включают алхимические аллегории или образы, если они включают элементы, которые косвенно напоминают ему лично об алхимии. Например, любую книгу о писателе он считает алхимией, потому что «письмо — это своего рода алхимия». Подводная лодка капитана Немо «Наутилус» является «алхимической», поскольку представляет собой «герметично закрытую камеру» (все подводные лодки герметичны, следовательно, «герметично закрыты»). Игра из » Германа Гессе посвящена «Игры в бисер стремлению к совершенству знаний, поэтому Микин считает ее «интеллектуальной алхимией». В список авторов, которые не упоминают алхимию или алхимиков и не используют алхимические аллегории или образы, но используют идеи, косвенно напоминающие Микину об алхимии, входят Чарльз Уильямс , [13] Уильям Годвин , Перси Биши Шелли , Эмиль Золя , Жюль Верн , Марсель Пруст , Томас Манн , Герман Гессе , Джеймс Джойс , Густав Майринк , Линдси Кларк , Маргерит Юрсенар , Умберто Эко , Мишель Бутор , Аманда Квик , Габриэль Гарсиа Маркес и Мария Сепеш . [14]
Музыка
[ редактировать ]Некоторые алхимики эпохи Возрождения выражали свои идеи через музыку. Похожая тенденция сохраняется и сегодня, поскольку некоторые музыканты выражают себя с помощью алхимии.
Книга Генриха Кунрата « Amphitheatrum Sapientiae Aeternae» содержит иллюстрации музыкальных инструментов рядом с текстом «Священная музыка рассеивает печаль и злых духов», что позволяет предположить, что музыка, возможно, играла роль в алхимической практике. Самый яркий пример музыки в алхимии можно найти в работах Михаэля Майера семнадцатого века . Его Atalanta Fugiens включала пятьдесят фуг . Фуги были составлены на три голоса, символизируя философский камень , преследующего адепта и препятствия на его пути. [15] Их также интерпретировали как соответствующие алхимическому триа прима . «Это первый алхимический Gesamtkunstwerk , объединяющий музыку, образы, поэзию и прозу в одном произведении. Как подчеркивается на фронтисписе книги, при соприкосновении с этим трактатом задействованы все чувства: partim oculis et inteflectui... partim auribus et Recreationi... videnda, Legenda, Meditanda, intelligenda, dijudicanda, canenda et audienda . В этом отношении «Аталанта» — книга, требующая довольно созерцательного упражнения». [16] Текст «Cantilenae Intelectuales de Phoenice Redivivo» Майера организован аналогичным образом, в трех музыкальных голосах. Майер пишет:
Все вещи в этой Вселенной, все формы, небесные или земные, созданы в ЧИСЛЕ, ВЕСЕ и МЕРЕ, между ними существует точная и чудесная пропорция частей, сил, качеств, количеств и эффектов, так что вместе они кажутся похожими на чрезвычайно гармоничную Музыку , и между духовными существами, среди которых следует причислить Разум , или интеллект в человеке, существует подобное музыкальное согласие. [...] То же самое и со скрытым предметом философов-герметиков: своего рода философский микромир, естественно разделенный на три упорядоченные части: бас, тенор и сопрано, точно так же, как молоты, которые Пифагор слышал в кузнице. играли приятную гармонию благодаря своему разнообразному и пропорциональному весу. [17]
Алхимия продолжает влиять на музыкантов. В последнее время концептуальные альбомы создаются на основе алхимических мотивов. Алхимия может быть включена в структуру песни или альбома, обложку и тексты песен. Вот некоторые примеры:
- Хорхе Бен Хор , «Изумрудная скрижаль»
- Мануэль Фрейре , Философский камень (1969)
- Брюс Дикинсон , «Химическая свадьба» (1998)
- Dire Straits , Алхимия
- Сусуму Хирасава , Пропеллер философа (2000)
- Кейт Буш , «Ты хочешь алхимию» (1993)
- Home (британская группа) , The Alchemist
- Ингви Мальмстин , Алхимия (1999)
- Мэрилин Мэнсон , Holy Wood
- Моргана Лефей , Великая Материя (2005)
- Ван Моррисон , Философский камень (1998)
- Мадвейн , Конец всего грядущего
- Pink Floyd , Блюдце, полное тайн
- Разбивающие тыквы , Машина/Машины Бога (2000)
- Трижды , Индекс Алхимии
- Инструмент , Латерал (2001)
Кино, телевидение и веб-сериал
[ редактировать ]Литературная алхимия распространилась на кино и телевидение. Алхимические поиски ясно видны зрителям в таких фильмах, как «Святая гора» (1973). [18] и «Секрет Милтона» (2016). «Исчезновение» (1988) — менее яркий пример. В этом фильме, основанном на «Золотом яйце» , показаны прямые алхимические приемы, такие как появление Mutus Liber . Что еще более важно, сюжет можно рассматривать с алхимической точки зрения, поскольку злодей завершает извращенную интерпретацию великого алхимического произведения. В американском ремейке « Исчезновения» (1993) алхимические элементы были лишены. [19]
Алхимическое влияние можно также увидеть в экранизациях мифов и легенд. Свидетельства алхимической интерпретации Иасона и Золотого руна можно найти еще в трудах Иоанна Антиохийского (седьмой век). [20] Алхимические связи с этим (и другими) мифами продолжались вплоть до алхимиков эпохи Возрождения, особенно в алхимической книге пятнадцатого века Aureum vellus ( «Золотое руно »), приписываемой Соломону Трисмосину . Новые воплощения этих историй, такие как «Ясон и аргонавты» (фильм 1963 года), способны перенести алхимическую аллегорию в кино. Такие фильмы, как серия фильмов о Гарри Поттере, выполняют ту же функцию для более поздней художественной литературы.
Как и другие виды развлечений двадцатого века, фильмы и шоу, посвященные алхимии, часто включают элементы магии и фэнтези. Иногда это распространяется на магический реализм , как в «Параше Патаре» (1958) и «Гудзонском ястребе» (1991). Такое же изображение можно найти в научно-фантастических фильмах, таких как «9» (2009), или в фэнтезийных фильмах, таких как «Темный кристалл» (1982). В фэнтезийном фильме ужасов 2014 года «Как вверху, так и внизу» эти концепции также представлены.
Экспериментальный фильм
[ редактировать ]- Режиссер-экспериментатор Джеймс Уитни запланировал серию из четырех алхимических фильмов в середине 1970-х годов. Из них был снят только один, под названием «Двиджа» (1976). [21] описан Уильямом Уисом как «алхимический сосуд, растворяющийся и материализующийся снова и снова в пульсирующем потоке цветного света». [22]
- Джордан Белсон [21] и Гарри Эверетт Смит [23] также ссылались на алхимические идеи и образы в своих экспериментальных фильмах.
- Немецкий режиссер-экспериментатор Юрген Ребле ссылался на алхимические процессы в своих физических и химических манипуляциях с диафильмом, описывая одну конкретную работу, «Алхимию» , как преодоление разрыва между «обработкой и фиксацией» пленки. [24]
- В 2010 году художник движущихся изображений Ричард Ашроуэн создал видеоинсталляцию «Алхимик» , в которой использовались тексты алхимика двенадцатого века Майкла Скотта и включались перформансы, связанные с алхимическими темами.
Графический роман и анимация
[ редактировать ]Алхимия и алхимические концепции появляются в комиксах, а также в японской манге и аниме в стиле фэнтези двадцатого века. Вот несколько примеров, в которых широко используется алхимия:
- Сказочный философский камень (1955)
- Индиана Джонс и Железный Феникс (1994)
- Киберкоманда в Акихабаре (1998)
- Серия «Стальной алхимик» : серия японской манги , написанная и опубликованная в период с июля 2001 по июнь 2010 года. Действие происходит в начале вымышленного 20-го века, в основном стилизованного под европейскую промышленную революцию, с технологиями стимпанк и где алхимия является широко практикуемой наукой. путешествие двух братьев-алхимиков, Эдварда и Альфонса Элриков, которые ищут философский камень, чтобы восстановить свои тела после неудачной попытки вернуть свою мать к жизни с помощью алхимии. Также есть два аниме-сериала; Стальной алхимик (2003) и Стальной алхимик: Братство (2009).
- Шум! (2003)
- Buso Renkin (2003–2006)
- Анимамунди: Темный алхимик (2004)
- Семья Арканов (2012)
- Симфомеханика (2012–2019)
Видеоигры
[ редактировать ]Алхимия является элементом многих игр жанра фэнтези. Персонажей можно изображать или играть как алхимиков. Трансмутация, спагирических приготовление зелий, гомункулы и предметы, созданные алхимически, могут быть включены в игровой процесс. Игры, включающие алхимические концепции, включают:
- Хроники Айдына: Первый маг
- История Arcana Famiglia
- Ателье Серия
- Code Realize (серия визуальных новелл)
- Каслвания Серия
- Чакан: Вечный человек (1992)
- Темные земли (1992)
- Дьявол может заплакать
- «Квест дракона» Серия
- The Elder Scrolls Серия
- ЭверКвест (1998–)
- «Последняя фантазия» Серия
- Стальной алхимик 2: Проклятие багрового эликсира
- Fate/Stay Night : Алхимия появилась как форма Тауматургии.
- Геншин Импакт
- Золотое Солнце Серия
- ГримГримуар
- Гарри Поттер и философский камень
- Призрачная земля
- ICO
- Индиана Джонс и гробница императора
- Королевство пришло: Избавление
- Королевства Амалура: Расплата (2012)
- Скрытый ужас
- Мабиноги
- Мана Хемия: алхимики Аль-Ревиса
- Марвел: Альянс Мстителей (2012)
- Шахтерское ремесло
- Серия Neverwinter Nights и Neverwinter (видеоигра)
- Ведьма (2019)
- Отличная работа
- Чумная история: Невинность
- Покемон Сан и Покемон Мун
- Зелье Крафт
- Рагнарёк Онлайн
- Комната (2012) и ее продолжения
- Рунескейп
- Тайна Эвермора
- Тень судьбы
- Тень Колосса
- Лопата Рыцарь
- Молчащий Холм
- Море звезд
- Зачарованный
- Звездный океан: До конца времен
- Последний страж
- Симс 3: Сверхъестественное
- Расхитительница гробниц: Ангел тьмы
- Расхитительница гробниц: Хроники
- Ультима Онлайн (1997)
- Ведьмак (2007) и его продолжения
- Мир Тьмы
- Мир Варкрафта
- Зорк Немезида (1996)
См. также
[ редактировать ]- «Скрытый Христос» — мраморная скульптура Джузеппе Санмартино 1753 года, ошибочно считается, что она была создана с помощью алхимии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейкоб Вамберг. Музей искусства и алхимии Tusculanum Press, 2006. стр.13.
- ^ Барбара Обрист. Визуализация в средневековой алхимии HYLE - Международный журнал философии химии, Vol. 9, № 2 (2003), стр. 131-170.
- ^ Станислас Клоссовский де Рола. «Золотая игра. Алхимические гравюры семнадцатого века». Темза и Гудзон. 1988. стр.13-15.
- ^ Филип Болл. Яркая Земля: искусство и изобретение цвета. Издательство Чикагского университета, 2003. стр. 80-82.
- ^ Джеймс Элкинс. «Четыре способа измерения расстояния между алхимией и современным искусством» HYLE - Международный журнал философии химии , Vol. 9, № 1 (2003), стр. 105-118.
- ^ См. М. Е. Уорлик. Макс Эрнст и алхимия
- ^ Клэр Гудрик-Кларк. Алхимическая медицина 21 века: спагирики для детоксикации, исцеления и долголетия. 2010. стр.16
- ^ см. Алису Рафаэль: Гете и философский камень, символические узоры в «Притче» и второй части «Фауста», Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1965.
- ^ Клара Нири (2023) «[E] все, что должно быть сделано целостным, сначала должно быть сломано»: Религия, метафора и повествовательная алхимия в «Фладде» Хилари Мантел (1989), «Английские исследования», DOI: 10.1080/0013838X.2023.2233310
- ^ Джон Грейнджер (25 ноября 2001 г.). «Архивы Пробного камня: Рассказ алхимика» . Touchstonemag.com . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Бонни Уилер, «Мастерство рук»: Психология алхимии в «Повести о сэре Гарете» Мэлори, в книге «Культура и король: Социальные последствия легенды о короле Артуре», изд. Мартин Б. Шихтман и Джеймс П. Карли (Олбани: State University of New York Press, 1994), стр. 180–95.
- ^ Сёни, Дьёрдь Э. (1 декабря 2012 г.). « «Борьба с капризным элементом»: Шекспир и (гендерная) великая цепь бытия» . Гендерные исследования (на немецком языке). 11 (1): 1–22. дои : 10.2478/v10320-012-0025-6 .
- ^ Рукема, Арен (01 января 2018 г.). Трансмутация Чарльза Уильямса: духовная и литературная алхимия . Брилл. ISBN 978-90-04-36911-5 .
- ^ Дэвид Микин. Герметические художественные произведения: алхимия и ирония в романе . Издательство Кильского университета, 1995.
- ^ Джон Рид. От алхимии к химии. Courier Dover Publications, 1957. стр. 72-73.
- ^ «Алкимия оперативная и алкимия спекулятива. Некоторые современные споры по историографии алхимии» . ученый.google.com .
- ^ Майк Дикман. Интеллектуальные кантилены в «Девяти триадах после воскрешения Феникса» Майкла Майера. стр.35-36. Глазго. 1992. АСИН: B001ACAK7U.
- ^ Кобб, Бен (17 августа 2007 г.). Анархия и алхимия: фильмы Алехандро Ходоровски . Книги творения. п. 125. ИСБН 978-1-84068-145-1 .
- ^ Карен Пинкус. Алхимическая ртуть: теория амбивалентности. Издательство Стэнфордского университета, 2009. стр. 66-68.
- ^ Морис П. Кросленд. Исторические исследования на языке химии. Courier Dover Publications, 2004. стр.8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мориц, Уильям. «Бесобъективный фильм: Второе поколение», 1979 г.
- ^ Уис, Уильям. «Свет, движущийся во времени». Издательство Калифорнийского университета, 1992 г.
- ^ Секстон, Джейми. «Алхимические трансформации: абстрактные фильмы Гарри Смита». Чувства кино, 2005.
- ^ Ребле, Юрген. «Химия и алхимия цвета». Киножурнал тысячелетия, 1 997