Jump to content

Алхимия в искусстве и развлечениях

Дэвид Гаррик в роли Абеля Друггера в «Алхимике» Джонсона , ок. 1770 г., Иоганн Цоффани .

Алхимия имеет давнюю связь с искусством, что можно увидеть как в алхимических текстах, так и в массовых развлечениях. Литературная алхимия проявляется на протяжении всей истории английской литературы от Шекспира до современных авторов фэнтези . Здесь персонажи или структура сюжета следуют алхимическому выдающемуся произведению . В четырнадцатом веке Чосер положил начало тенденции алхимической сатиры, которую до сих пор можно увидеть в последних фэнтезийных произведениях, таких как работы Терри Пратчетта .

У художников-визуалистов были схожие отношения с алхимией. В то время как некоторые из них использовали алхимию как источник сатиры, другие работали с самими алхимиками или интегрировали алхимические мысли или символы в свою работу. Музыка также присутствовала в творчестве алхимиков и продолжает оказывать влияние на популярных исполнителей. За последние сто лет алхимиков изображали в магических и спагирических (т. е. лечебных) ролях в фэнтезийных произведениях, фильмах, телевидении, комиксах и видеоиграх.

Визуальное искусство

[ редактировать ]
Алхимическая гравюра, опубликованная Лукасом Дженнисом в Майкла Майера книге Tripus Aureus (1618 г.)

Ян Бэклунд и Якоб Вамберг делят алхимическое искусство на следующие четыре группы:

  1. изображения, созданные в рамках собственно алхимической культуры;
  2. жанровые изображения, изображающие алхимиков и их окружение;
  3. религиозные, мифологические или жанровые образы, которые присваивают алхимические идеи или мотивы как своего рода панофскианский «замаскированный символизм»; и
  4. изображения, которые демонстрируют структурное сходство с алхимией, но не иконографически намекают на нее. [1]

К первой группе относятся изображения и эмблемы, встречающиеся в самих алхимических текстах. Иллюстрации появлялись в ранних произведениях, таких как « Хрисопея Клеопатры», но практически отсутствовали в средневековых произведениях до середины тринадцатого века. В начале пятнадцатого века важные графические элементы начали появляться в алхимических произведениях, таких как «Свиток Рипли» и « Mutus Liber» . [2] Эта тенденция получила дальнейшее развитие в эмблемах XVI века . Вдохновленная работами Гораполлона , эта аллегорическая форма искусства была принята алхимиками и использована в гравюрах Маттеуса Мериана , Лукаса Йенниса , Иоганна Теодора де Бри , Эгидия Саделера и других. [3]

Тенденция изображения алхимиков в жанровых произведениях началась с Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525–1569) и получила продолжение в творчестве Яна Стена (1626–1679) и Давида Тенирса Младшего (1610–1690).

Алхимия также сыграла роль в эволюции красок. Алхимики и производство пигментов пересекаются еще в Лейденском папирусе X и Стокгольмском папирусе , а также в книге Роберта Бойля « Происхождение форм и качеств» (1666 г.). На рецепты пигментов таких художников, как Ченнино Ченнини и Теофил, повлияли как практические, так и теоретические аспекты алхимии, и они содержали некоторые аллегорические и магические элементы. [4]

Современное искусство и выставки

[ редактировать ]

Некоторые современные художники используют алхимию как вдохновляющую тему или используют алхимические символы в своих работах. Хотя алхимия занимает второстепенное место в современном изобразительном искусстве, алхимическое мышление остается центральным. Некоторые менее известные художники, такие как Бретт Уайтли , Кшиштоф Глищинский и Тереза ​​Оултон , открыто используют алхимические символы. С другой стороны, алхимические влияния в творчестве таких известных художников, как Джексон Поллок , Марсель Дюшан и Сальвадор Дали, могут быть более поверхностными, а не первостепенными по важности произведения. На этих художников повлияла скорее идея алхимии, чем сама алхимия. [5] Другие примеры алхимии в современном искусстве включают:

Романы и пьесы

[ редактировать ]
Алхимик Иоганн Георг Фауст вдохновил легенду о Фаусте , изображенную в романах, пьесах и операх.

Подобно алхимии в изобразительном искусстве, пересечение алхимии и литературы можно разделить на четыре категории:

  1. Сами алхимические тексты;
  2. Сатирические нападки на алхимиков;
  3. Истории, включающие алхимическую иконографию; и
  4. Произведения, структурно алхимические, известные как литературная алхимия .

К первой категории относятся сочинения алхимиков. Начиная с Зосимы Панопольского (300 г. н. э.). [7] На протяжении всей истории алхимии в алхимическом корпусе появляются тексты, которые носят скорее аллегорический, чем технический характер. Гораздо более поздний пример этого можно найти в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» (1616).

Ко второй категории относится критика алхимического шарлатанства. Начиная с четырнадцатого века, некоторые писатели высмеивали алхимиков и использовали их как объект сатирических нападок. Некоторые ранние и хорошо известные примеры:

Ряд работ XIX века включал в себя алхимию, в том числе:

В примерах двадцатого и двадцать первого веков алхимики обычно представлены в более романтическом или мистическом свете, и часто не проводится большого различия между алхимией, магией и колдовством. Алхимия стала распространенной темой в фэнтези .

Литературная алхимия

[ редактировать ]

Термин «литературная алхимия» появился как минимум в 1971 году, когда Дженнифер Р. Уолтерс использовала его в качестве названия своего эссе «Литературная алхимия» в журнале Diacritics. Стэнтон Дж. Линден в своей книге «Тёмные иероглифы» 1996 года; «Алхимия в английской литературе от Чосера до Реставрации» применяет этот термин как к рассказам, в которых подробно говорится об алхимиках и процессе алхимии (самым ранним из которых является « Рассказ каноника Йомена» Чосера ), так и к рассказам, которые включают алхимические аллегории или образы (из которых самая обширная и известная — « Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» ). Джон Грейнджер , изучающий литературную алхимию в Джоан Роулинг серии романов о Гарри Поттере , объясняет:

Если вспомнить вашего Аристотеля о том, что происходит в настоящей трагедии, публика идентифицирует себя с героем в его агонии и разделяет его страсть. Это отождествление и общая страсть фактически совпадают с переживанием события; зрители переживают катарсис или «очищение» в переписке с актерами. Шекспир и Джонсон, среди прочих, использовали алхимические образы и темы, потому что они понимали, что работа театра в трансформации человека параллельна, если не идентична работе алхимии в той же самой трансформации. Утверждалось, что алхимическая работа превосходит воображаемый опыт в театре, но идея очищения путем идентификации или соответствия с объектом и его трансформациями была одинаковой в обоих случаях. [10]

В своем раннем примере сэр Томас Мэлори использует алхимию как мотив, лежащий в основе личного, психологического и эстетического развития сэра Гарета Оркнейского в «Смерти д'Артура» . [11] Поиски сэра Гарета аналогичны процессу алхимии в том смысле, что он сначала проходит фазу нигредо , победив черного рыцаря и надев его доспехи. После этого Гарет побеждает рыцарей, представляющих четыре стихии, тем самым подчиняя их силу. Сражаясь и побеждая Красного Рыцаря (общая цель его поисков), он проходит фазу рубедо . Ближе к концу своих поисков Гарет принимает кольцо от своей возлюбленной Лайонесс, которое превращает его доспехи в разноцветные. Это намек на панхроматический философский камень, и пока он в разноцветных доспехах, он непобедим.

«Буря» оказала наибольшее алхимическое влияние Из всех произведений Уильяма Шекспира , поскольку она пропитана алхимическими образами (умирающие короли и сыновья, Ариэль как дух Меркурия и т. д.) с Просперо как архетипическим магом. Главному герою пьесы «Спокойной ночи, Дездемона» («Доброе утро, Джульетта») Анны -Мари Макдональд удается определить алхимию шекспировского Отелло . [12] Литературная алхимия по-прежнему популярна в таких романах, как Пауло Коэльо » «Алхимик (1988).

Дэвид Микин в своей книге «Герметические вымыслы» 1995 года; «Алхимия и ирония» в романе необычна тем, что истории относят к алхимическим, даже если они не упоминают алхимиков или алхимию и не включают алхимические аллегории или образы, если они включают элементы, которые косвенно напоминают ему лично об алхимии. Например, любую книгу о писателе он считает алхимией, потому что «письмо — это своего рода алхимия». Подводная лодка капитана Немо «Наутилус» является «алхимической», поскольку представляет собой «герметично закрытую камеру» (все подводные лодки герметичны, следовательно, «герметично закрыты»). Игра из » Германа Гессе посвящена «Игры в бисер стремлению к совершенству знаний, поэтому Микин считает ее «интеллектуальной алхимией». В список авторов, которые не упоминают алхимию или алхимиков и не используют алхимические аллегории или образы, но используют идеи, косвенно напоминающие Микину об алхимии, входят Чарльз Уильямс , [13] Уильям Годвин , Перси Биши Шелли , Эмиль Золя , Жюль Верн , Марсель Пруст , Томас Манн , Герман Гессе , Джеймс Джойс , Густав Майринк , Линдси Кларк , Маргерит Юрсенар , Умберто Эко , Мишель Бутор , Аманда Квик , Габриэль Гарсиа Маркес и Мария Сепеш . [14]

Некоторые алхимики эпохи Возрождения выражали свои идеи через музыку. Похожая тенденция сохраняется и сегодня, поскольку некоторые музыканты выражают себя с помощью алхимии.

Книга Генриха Кунрата « Amphitheatrum Sapientiae Aeternae» содержит иллюстрации музыкальных инструментов рядом с текстом «Священная музыка рассеивает печаль и злых духов», что позволяет предположить, что музыка, возможно, играла роль в алхимической практике. Самый яркий пример музыки в алхимии можно найти в работах Михаэля Майера семнадцатого века . Его Atalanta Fugiens включала пятьдесят фуг . Фуги были составлены на три голоса, символизируя философский камень , преследующего адепта и препятствия на его пути. [15] Их также интерпретировали как соответствующие алхимическому триа прима . «Это первый алхимический Gesamtkunstwerk , объединяющий музыку, образы, поэзию и прозу в одном произведении. Как подчеркивается на фронтисписе книги, при соприкосновении с этим трактатом задействованы все чувства: partim oculis et inteflectui... partim auribus et Recreationi... videnda, Legenda, Meditanda, intelligenda, dijudicanda, canenda et audienda . В этом отношении «Аталанта» — книга, требующая довольно созерцательного упражнения». [16] Текст «Cantilenae Intelectuales de Phoenice Redivivo» Майера организован аналогичным образом, в трех музыкальных голосах. Майер пишет:

Все вещи в этой Вселенной, все формы, небесные или земные, созданы в ЧИСЛЕ, ВЕСЕ и МЕРЕ, между ними существует точная и чудесная пропорция частей, сил, качеств, количеств и эффектов, так что вместе они кажутся похожими на чрезвычайно гармоничную Музыку , и между духовными существами, среди которых следует причислить Разум , или интеллект в человеке, существует подобное музыкальное согласие. [...] То же самое и со скрытым предметом философов-герметиков: своего рода философский микромир, естественно разделенный на три упорядоченные части: бас, тенор и сопрано, точно так же, как молоты, которые Пифагор слышал в кузнице. играли приятную гармонию благодаря своему разнообразному и пропорциональному весу. [17]

Алхимия продолжает влиять на музыкантов. В последнее время концептуальные альбомы создаются на основе алхимических мотивов. Алхимия может быть включена в структуру песни или альбома, обложку и тексты песен. Вот некоторые примеры:

Кино, телевидение и веб-сериал

[ редактировать ]

Литературная алхимия распространилась на кино и телевидение. Алхимические поиски ясно видны зрителям в таких фильмах, как «Святая гора» (1973). [18] и «Секрет Милтона» (2016). «Исчезновение» (1988) — менее яркий пример. В этом фильме, основанном на «Золотом яйце» , показаны прямые алхимические приемы, такие как появление Mutus Liber . Что еще более важно, сюжет можно рассматривать с алхимической точки зрения, поскольку злодей завершает извращенную интерпретацию великого алхимического произведения. В американском ремейке « Исчезновения» (1993) алхимические элементы были лишены. [19]

Алхимическое влияние можно также увидеть в экранизациях мифов и легенд. Свидетельства алхимической интерпретации Иасона и Золотого руна можно найти еще в трудах Иоанна Антиохийского (седьмой век). [20] Алхимические связи с этим (и другими) мифами продолжались вплоть до алхимиков эпохи Возрождения, особенно в алхимической книге пятнадцатого века Aureum vellus ( «Золотое руно »), приписываемой Соломону Трисмосину . Новые воплощения этих историй, такие как «Ясон и аргонавты» (фильм 1963 года), способны перенести алхимическую аллегорию в кино. Такие фильмы, как серия фильмов о Гарри Поттере, выполняют ту же функцию для более поздней художественной литературы.

Как и другие виды развлечений двадцатого века, фильмы и шоу, посвященные алхимии, часто включают элементы магии и фэнтези. Иногда это распространяется на магический реализм , как в «Параше Патаре» (1958) и «Гудзонском ястребе» (1991). Такое же изображение можно найти в научно-фантастических фильмах, таких как «9» (2009), или в фэнтезийных фильмах, таких как «Темный кристалл» (1982). В фэнтезийном фильме ужасов 2014 года «Как вверху, так и внизу» эти концепции также представлены.

Экспериментальный фильм

[ редактировать ]
  • Режиссер-экспериментатор Джеймс Уитни запланировал серию из четырех алхимических фильмов в середине 1970-х годов. Из них был снят только один, под названием «Двиджа» (1976). [21] описан Уильямом Уисом как «алхимический сосуд, растворяющийся и материализующийся снова и снова в пульсирующем потоке цветного света». [22]
  • Джордан Белсон [21] и Гарри Эверетт Смит [23] также ссылались на алхимические идеи и образы в своих экспериментальных фильмах.
  • Немецкий режиссер-экспериментатор Юрген Ребле ссылался на алхимические процессы в своих физических и химических манипуляциях с диафильмом, описывая одну конкретную работу, «Алхимию» , как преодоление разрыва между «обработкой и фиксацией» пленки. [24]
  • В 2010 году художник движущихся изображений Ричард Ашроуэн создал видеоинсталляцию «Алхимик» , в которой использовались тексты алхимика двенадцатого века Майкла Скотта и включались перформансы, связанные с алхимическими темами.

Графический роман и анимация

[ редактировать ]

Алхимия и алхимические концепции появляются в комиксах, а также в японской манге и аниме в стиле фэнтези двадцатого века. Вот несколько примеров, в которых широко используется алхимия:

Видеоигры

[ редактировать ]

Алхимия является элементом многих игр жанра фэнтези. Персонажей можно изображать или играть как алхимиков. Трансмутация, спагирических приготовление зелий, гомункулы и предметы, созданные алхимически, могут быть включены в игровой процесс. Игры, включающие алхимические концепции, включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джейкоб Вамберг. Музей искусства и алхимии Tusculanum Press, 2006. стр.13.
  2. ^ Барбара Обрист. Визуализация в средневековой алхимии HYLE - Международный журнал философии химии, Vol. 9, № 2 (2003), стр. 131-170.
  3. ^ Станислас Клоссовский де Рола. «Золотая игра. Алхимические гравюры семнадцатого века». Темза и Гудзон. 1988. стр.13-15.
  4. ^ Филип Болл. Яркая Земля: искусство и изобретение цвета. Издательство Чикагского университета, 2003. стр. 80-82.
  5. ^ Джеймс Элкинс. «Четыре способа измерения расстояния между алхимией и современным искусством» HYLE - Международный журнал философии химии , Vol. 9, № 1 (2003), стр. 105-118.
  6. ^ См. М. Е. Уорлик. Макс Эрнст и алхимия
  7. ^ Клэр Гудрик-Кларк. Алхимическая медицина 21 века: спагирики для детоксикации, исцеления и долголетия. 2010. стр.16
  8. ^ см. Алису Рафаэль: Гете и философский камень, символические узоры в «Притче» и второй части «Фауста», Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1965.
  9. ^ Клара Нири (2023) «[E] все, что должно быть сделано целостным, сначала должно быть сломано»: Религия, метафора и повествовательная алхимия в «Фладде» Хилари Мантел (1989), «Английские исследования», DOI: 10.1080/0013838X.2023.2233310
  10. ^ Джон Грейнджер (25 ноября 2001 г.). «Архивы Пробного камня: Рассказ алхимика» . Touchstonemag.com . Проверено 16 февраля 2012 г.
  11. ^ Бонни Уилер, «Мастерство рук»: Психология алхимии в «Повести о сэре Гарете» Мэлори, в книге «Культура и король: Социальные последствия легенды о короле Артуре», изд. Мартин Б. Шихтман и Джеймс П. Карли (Олбани: State University of New York Press, 1994), стр. 180–95.
  12. ^ Сёни, Дьёрдь Э. (1 декабря 2012 г.). « «Борьба с капризным элементом»: Шекспир и (гендерная) великая цепь бытия» . Гендерные исследования (на немецком языке). 11 (1): 1–22. дои : 10.2478/v10320-012-0025-6 .
  13. ^ Рукема, Арен (01 января 2018 г.). Трансмутация Чарльза Уильямса: духовная и литературная алхимия . Брилл. ISBN  978-90-04-36911-5 .
  14. ^ Дэвид Микин. Герметические художественные произведения: алхимия и ирония в романе . Издательство Кильского университета, 1995.
  15. ^ Джон Рид. От алхимии к химии. Courier Dover Publications, 1957. стр. 72-73.
  16. ^ «Алкимия оперативная и алкимия спекулятива. Некоторые современные споры по историографии алхимии» . ученый.google.com .
  17. ^ Майк Дикман. Интеллектуальные кантилены в «Девяти триадах после воскрешения Феникса» Майкла Майера. стр.35-36. Глазго. 1992. АСИН: B001ACAK7U.
  18. ^ Кобб, Бен (17 августа 2007 г.). Анархия и алхимия: фильмы Алехандро Ходоровски . Книги творения. п. 125. ИСБН  978-1-84068-145-1 .
  19. ^ Карен Пинкус. Алхимическая ртуть: теория амбивалентности. Издательство Стэнфордского университета, 2009. стр. 66-68.
  20. ^ Морис П. Кросленд. Исторические исследования на языке химии. Courier Dover Publications, 2004. стр.8.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мориц, Уильям. «Бесобъективный фильм: Второе поколение», 1979 г.
  22. ^ Уис, Уильям. «Свет, движущийся во времени». Издательство Калифорнийского университета, 1992 г.
  23. ^ Секстон, Джейми. «Алхимические трансформации: абстрактные фильмы Гарри Смита». Чувства кино, 2005.
  24. ^ Ребле, Юрген. «Химия и алхимия цвета». Киножурнал тысячелетия, 1 997
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 511592ae87c3447f33726c40b8a7ad45__1717528740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/45/511592ae87c3447f33726c40b8a7ad45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alchemy in art and entertainment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)