Jump to content

Тея фон Харбоу

Тея фон Харбоу
фон Харбу, ок. 1928 год
Рожденный
Тея Габриэле фон Харбу

( 1888-12-27 ) 27 декабря 1888 г.
Умер 1 июля 1954 г. ) ( 1954-07-01 ) ( 65 лет
Занятия
  • Кинорежиссер
  • актриса
  • автор
Годы активности 1905–1954
Супруг (а) Рудольф Кляйн-Рогге (1914–1920)
Фриц Ланг (1922–1933)
Айи Тендулкар (ок. 1933–??)

Тея Габриэле фон Харбу (27 декабря 1888 — 1 июля 1954) — немецкая писательница, писательница, кинорежиссёр и актриса. Ее помнят как сценариста научно-фантастического фильма классического «Метрополис» (1927) и романа 1925 года, на котором он был основан. фон Харбоу сотрудничала в качестве сценариста с кинорежиссером Фрицем Лангом , ее мужем, в период перехода от немого к кино звуковому .

Ранняя жизнь, семья и образование

[ редактировать ]

Тея фон Харбу родилась в Тауперлице (ныне часть Дёлау ), Бавария , в 1888 году. [1] в семью мелкого дворянства и государственных чиновников, что давало ей уровень изысканного комфорта. В детстве она получила образование в монастыре у частных репетиторов, которые научили ее нескольким языкам, а также игре на фортепиано и скрипке. Она была вундеркиндом. [2]

Ее первые работы - рассказ, опубликованный в журнале, и сборник стихов, опубликованный частным образом, - были посвящены восприятию искусства - темам, которые считались необычными для тринадцатилетней девушки. Несмотря на свое привилегированное детство, фон Харбу хотела зарабатывать на жизнь самостоятельно, что привело ее к тому, что она стала актрисой, несмотря на неодобрение отца. [3]

От романиста до сценариста

[ редактировать ]

После своего дебюта в 1906 году фон Харбу познакомилась с актером Рудольфом Кляйн-Рогге и вышла за него замуж во время Первой мировой войны. К 1917 году она и Кляйн-Рогге переехали в Берлин, где фон Харбу посвятила себя построению своей карьеры писательницы. Ее тянуло к написанию эпических мифов и легенд с откровенно националистическим тоном. [3] По оценке одного историка: «Ее романы стали патриотическими и поднимающими моральный дух, призывая женщин к самопожертвованию и исполнению долга, одновременно продвигая вечную славу отечества». [3]

Ее первое тесное знакомство с кино произошло, когда немецкий режиссер Джо Мэй решил адаптировать отрывок из ее художественного произведения « Die heilige Simplizia» . С этого момента «ее художественная продукция замедлилась. Вскоре она стала одним из самых знаменитых кинописателей Германии не только благодаря своему партнерству с Фрицем Лангом, но и благодаря написанию сценариев для Ф. В. Мурнау , Карла Дрейера , Э. А. Дюпона». и другие немецкие светила». [3]

Ее брат, Хорст фон Харбу, работал в Universum Film и начал тесно сотрудничать с Теей и Фрицем Ланг над многими из их самых известных постановок. фотографом [4]

Партнерство с Лангом

[ редактировать ]

Первое сотрудничество Теи фон Харбу с Фрицем Лангом ознаменовалось общим интересом к Индии. Пока фон Харбу работала над адаптацией своего романа Das indische Grabmal ( «Индийская гробница» , 1918), Джо Мэй поручил Лэнгу помочь ей написать сценарий и проработать детали постановки. [5] Высоко оценивая навыки Харбу, Эрих Кеттельхут вспоминал: «Она не только нравилась коллегам, но и была такой же творческой силой, такой же высокомотивированной и эффективной, как и ее муж. Ее любящая личность имела решающее значение для профессиональной командной работы». фон Способность Харбу обращаться к людям и находить компромисс в самых худших ситуациях была жизненно важным ресурсом». [6]

Фриц Ланг и Тея фон Харбу в своей берлинской квартире, 1923 или 1924 год.

В это время у фон Харбу и Ланга завязался роман; она развелась с Кляйн-Рогге в 1920 году. [7] После успеха доктора Мабузе дер Шпилера ( «Доктор Мабузе-игрок ») и смерти первой жены Ланга пара поженилась в 1922 году. [8] Они работали над сценарием « Нибелунги» (1924), который отразил бы их гордость за свое немецкое наследие и укрепил бы репутацию фон Харбу как кинописателя. Она стала известна своей уникальной привычкой носить одно и то же платье во время съемок, даже когда поздно вечером готовила для съемочной группы горячую еду. [9] Посетители вспомнили, как Харбу брал на себя все домашние и социальные обязанности, когда посещал квартиру пары. [10] В это время бедности в Германии 1920-х годов Харбу стала активно закупать еду для своей съемочной группы, как вспоминает одна подруга: «Она даже смогла уговорить УФА взять на себя расходы, чтобы съемочная группа могла получать еду бесплатно… она часами стояла на грубом полу этого продуваемого сквозняками сарая и была не против чистить картошку или овощи вместе с другими женщинами. Таков был дух жертвенности». [9]

фон Харбу часто превращала свои сценарии в полноценные романы, публикация которых приурочивалась к выходу фильма, хотя в «Метрополисе » (1927) этого не произошло. [11] фон Харбоу сыграл центральную роль в создании «Метрополиса» , и эта эпопея стала значительной. Помимо написания романа и сценария, а также разработки четкого морального финала « Метрополиса» , она открыла для себя Густава Фрелиха , сыгравшего главную роль Фредера Фредерсена. [12]

Следующим ее крупным сотрудничеством с Лэнгом стал «М» фильм (1931) об убийце детей. Оно было написано с исключительным вниманием к точности. Ланг и фон Харбу были в восторге от освещения в новостях Петера Кюртена , известного как Дюссельдорфский монстр, в конце 1920-х годов. Она использовала газетные статьи при разработке сценария и «поддерживала регулярные контакты с штаб-квартирой полиции на Александерплац, а также получила доступ к коммуникациям и секретным публикациям берлинских сил». [13] Вспоминая сценарий, секретарь фон Харбу Хильда Гутманн позже сказала: «Я видела много других рукописей фильма, но ни одной, которая могла бы сравниться с рукописью к «М» . Две ленты пишущей машинки были склеены вместе, чтобы дать нам три цвета: черный и красный, и другой синий: операторская работа и действие были напечатаны черным, диалоги — синим, а звук, если он синхронизирован, — красным». [14] Харбу не получил признания как автор сценария фильма М. « [15]

Германии Она также занималась политикой, присоединившись к кампании против параграфа 218 , который объявлял аборт преступлением. [16] На массовом митинге в 1931 году она сказала:

Наша главная цель — найти новую форму предотвращения беременности и, следовательно, сделать все 218 ненужными. Однако этот параграф должен быть немедленно исключен, поскольку женщины больше не признают его с моральной точки зрения. Это больше не закон. Нам нужен новый сексуальный кодекс, потому что старый был создан мужчинами, и ни один мужчина не в состоянии понять агонию женщины, вынашивающей ребенка, которого, как она знает, она не сможет прокормить. Этот закон, вытекающий из мужской психологии, принуждающий женщину к рождению ребенка, создает, пусть и не намеренно, конституционную неполноценность женщины по отношению к мужчине, что служит защитой от активности женщин в экономической и политической жизни. [16]

Вскоре после того, как фон Харбу женился на Ланге, у него появилась привычка открыто преследовать более молодых женщин, но они, тем не менее, представляли себя счастливой парой с довольным домом, который для обычного гражданина показался бы небольшим музеем экзотического искусства. [17] Затем, во время постановки «Завета доктора Мабузе» , Ланг обнаружила фон Харбу в постели с Айи Тендулкар , индийской журналисткой и студенткой, которая была на 17 лет моложе ее. [18]

После того, как развод Ланга и фон Харбу стал окончательным 20 апреля 1933 года, пара постепенно потеряла контакт друг с другом. [19] Вскоре после развода фон Харбу и Айи Тендулкар заключили тайный брак, поскольку нацистское государство не позволяло кому-то ее общественного положения выходить замуж за темнокожего индейца. [20] [21] [22]

Под властью нацистов

[ редактировать ]

С приходом к власти Адольфа Гитлера в 1933 году немецкую киноиндустрию начали использовать в пропагандистских целях. Фон Харбу был лоялен новому режиму. Примерно в 1934 году, через год после прихода к власти нацистской партии , она по собственной инициативе написала и сняла два фильма: «Элизабет унд дер Нарр» и «Ханнелес Химмельфарт» . Однако опыт режиссуры она не нашла удовлетворительным и все это время оставалась плодовитым сценаристом. «При режиме, когда каждый фильм был« государственным фильмом », Тея фон Харбу накопила авторские права примерно на двадцать шесть фильмов, одновременно оказав не указанную в титрах помощь в бесчисленном количестве других, включая несколько с бесспорным национал-социалистическим мировоззрением». [23]

Когда в 1939 году разразилась война, ее муж был вынужден покинуть Германию, и их брак распался. С благословения фон Харбоу он ухаживал, а затем женился на индийской женщине, которая навестила ее после войны (в 1953 году). [22]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]
Памятник в ее родном городе Тауперлиц.

С июля по октябрь 1945 года Тея фон Харбу содержалась в Штаумюле, британском лагере для военнопленных. Хотя многие утверждали, что она имела значительные симпатии к нацистам, фон Харбу утверждала, что она присоединилась к нацистской партии только для того, чтобы помогать индийским иммигрантам в Германии, как и ее муж. Биограф Лэнг, Патрик Макгиллиган, писал: «Ее непосредственная работа от имени правительства состояла, как она утверждала, полностью в волонтерской сварке, изготовлении слуховых аппаратов и оказании неотложной медицинской помощи. Фактически, она получила медаль за заслуги перед спасением людей в двух воздушные налеты». [24] В тюрьме она поставила спектакль « Фауст» , а после освобождения работала Trümmerfrau (женщиной из завалов) в 1945 и 1946 годах.

К концу жизни фон Харбоу боли от высокого кровяного давления, мигрени и невралгии ослабили ее, хотя она продолжала писать или диктовать, лежа в постели. [25] После посещения показа Der müde Tod ( Судьба , 1921)Будучи почетным гостем в июне 1954 года, она упала и получила серьезные внутренние повреждения бедра. 1 июля 1954 года, пять дней спустя, она умерла в больнице в возрасте шестидесяти пяти лет. [26]

Через несколько лет после ее смерти Ланг снял фильм «Индийская гробница» (1959), основанный на одном из романов фон Харбу.

Фильмография

[ редактировать ]

Некоторые из самых выдающихся фильмов Харбу:

Некоторые из самых известных книг Харбу:

  1. ^ «Тея фон Харбу (1888–1954)» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 5 августа 2014 г.
  2. ^ Макгиллиган 1997 , стр. 62–63.
  3. ^ Jump up to: а б с д Макгиллиган 1997 , с. 63.
  4. ^ Макгиллиган 1997 , с. 62.
  5. ^ Макгиллиган 1997 , с. 64.
  6. ^ Макгиллиган 1997 , с. 92.
  7. ^ Эдер, Брюс. «Обзор: Рудольф Кляйн-Рогге» . Всефильм . Проверено 28 апреля 2015 г.
  8. ^ Макгиллиган 1997 , с. 87.
  9. ^ Jump up to: а б Макгиллиган 1997 , с. 97.
  10. ^ Макгиллиган 1997 , с. 91.
  11. ^ Макгиллиган 1997 , с. 109.
  12. ^ Макгиллиган 1997 , с. 113.
  13. ^ Макгиллиган 1997 , с. 150.
  14. ^ Макгиллиган 1997 , с. 152.
  15. ^ Стивенс, Дана. «Письмо, царапины и политика от М до Мабузе». Куи Парле 7.1 1993 (63)
  16. ^ Jump up to: а б Петро, ​​Патрис. Безрадостные улицы: женщины и мелодраматическое представление в Веймарской Германии. Нью-Джерси: Принстон, 1989 (26)
  17. ^ Макгиллиган 1997 , стр. 90–91.
  18. ^ Макгиллиган 1997 , с. 168.
  19. ^ Макгиллиган 1997 , с. 181.
  20. ^ Макгиллиган 1997 , с. 184.
  21. ^ Лакшми Тендулкар Дхаул, В тени свободы: три жизни в Германии Гитлера и Индии Ганди , Zubaan Books, 2013
  22. ^ Jump up to: а б Падгаонкар, Дилип (8 марта 2013 г.). «Необычная судьба Айи Тендулкара» . Таймс оф Индия . Проверено 18 августа 2014 г.
  23. ^ Макгиллиган 1997 , с. 185.
  24. ^ Макгиллиган 1997 , с. 330.
  25. ^ Макгиллиган 1997 , с. 413.
  26. ^ Макгиллиган 1997 , с. 414.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тея фон Харбу - Путеводитель по фильмам AMC
  • «Безрадостные улицы: женщины и мелодраматические образы в Веймарской Германии» , Патрис Петро
  • Письмо, царапины и политика от М до Мабузе в Qui Parle Даны Стивенс
  • В тени свободы , дочь Айи Тендулкар Лакшми Тендулкар Дхаул, урожденная Лакшми Тея Тендулкар
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b899839c9ca44a16b2d8c6f22b737b7__1722304920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/b7/3b899839c9ca44a16b2d8c6f22b737b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thea von Harbou - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)