Тея фон Харбоу
Тея фон Харбоу | |
---|---|
![]() фон Харбу, ок. 1928 год | |
Рожденный | Тея Габриэле фон Харбу 27 декабря 1888 г. |
Умер | 1 июля 1954 г. | ( 65 лет
Занятия |
|
Годы активности | 1905–1954 |
Супруг (а) | Рудольф Кляйн-Рогге (1914–1920) Фриц Ланг (1922–1933) Айи Тендулкар (ок. 1933–??) |
Тея Габриэле фон Харбу (27 декабря 1888 — 1 июля 1954) — немецкая писательница, писательница, кинорежиссёр и актриса. Ее помнят как сценариста научно-фантастического фильма классического «Метрополис» (1927) и романа 1925 года, на котором он был основан. фон Харбоу сотрудничала в качестве сценариста с кинорежиссером Фрицем Лангом , ее мужем, в период перехода от немого к кино звуковому .
Ранняя жизнь, семья и образование
[ редактировать ]Тея фон Харбу родилась в Тауперлице (ныне часть Дёлау ), Бавария , в 1888 году. [1] в семью мелкого дворянства и государственных чиновников, что давало ей уровень изысканного комфорта. В детстве она получила образование в монастыре у частных репетиторов, которые научили ее нескольким языкам, а также игре на фортепиано и скрипке. Она была вундеркиндом. [2]
Ее первые работы - рассказ, опубликованный в журнале, и сборник стихов, опубликованный частным образом, - были посвящены восприятию искусства - темам, которые считались необычными для тринадцатилетней девушки. Несмотря на свое привилегированное детство, фон Харбу хотела зарабатывать на жизнь самостоятельно, что привело ее к тому, что она стала актрисой, несмотря на неодобрение отца. [3]
От романиста до сценариста
[ редактировать ]После своего дебюта в 1906 году фон Харбу познакомилась с актером Рудольфом Кляйн-Рогге и вышла за него замуж во время Первой мировой войны. К 1917 году она и Кляйн-Рогге переехали в Берлин, где фон Харбу посвятила себя построению своей карьеры писательницы. Ее тянуло к написанию эпических мифов и легенд с откровенно националистическим тоном. [3] По оценке одного историка: «Ее романы стали патриотическими и поднимающими моральный дух, призывая женщин к самопожертвованию и исполнению долга, одновременно продвигая вечную славу отечества». [3]
Ее первое тесное знакомство с кино произошло, когда немецкий режиссер Джо Мэй решил адаптировать отрывок из ее художественного произведения « Die heilige Simplizia» . С этого момента «ее художественная продукция замедлилась. Вскоре она стала одним из самых знаменитых кинописателей Германии не только благодаря своему партнерству с Фрицем Лангом, но и благодаря написанию сценариев для Ф. В. Мурнау , Карла Дрейера , Э. А. Дюпона». и другие немецкие светила». [3]
Ее брат, Хорст фон Харбу, работал в Universum Film и начал тесно сотрудничать с Теей и Фрицем Ланг над многими из их самых известных постановок. фотографом [4]
Партнерство с Лангом
[ редактировать ]Первое сотрудничество Теи фон Харбу с Фрицем Лангом ознаменовалось общим интересом к Индии. Пока фон Харбу работала над адаптацией своего романа Das indische Grabmal ( «Индийская гробница» , 1918), Джо Мэй поручил Лэнгу помочь ей написать сценарий и проработать детали постановки. [5] Высоко оценивая навыки Харбу, Эрих Кеттельхут вспоминал: «Она не только нравилась коллегам, но и была такой же творческой силой, такой же высокомотивированной и эффективной, как и ее муж. Ее любящая личность имела решающее значение для профессиональной командной работы». фон Способность Харбу обращаться к людям и находить компромисс в самых худших ситуациях была жизненно важным ресурсом». [6]

В это время у фон Харбу и Ланга завязался роман; она развелась с Кляйн-Рогге в 1920 году. [7] После успеха доктора Мабузе дер Шпилера ( «Доктор Мабузе-игрок ») и смерти первой жены Ланга пара поженилась в 1922 году. [8] Они работали над сценарием « Нибелунги» (1924), который отразил бы их гордость за свое немецкое наследие и укрепил бы репутацию фон Харбу как кинописателя. Она стала известна своей уникальной привычкой носить одно и то же платье во время съемок, даже когда поздно вечером готовила для съемочной группы горячую еду. [9] Посетители вспомнили, как Харбу брал на себя все домашние и социальные обязанности, когда посещал квартиру пары. [10] В это время бедности в Германии 1920-х годов Харбу стала активно закупать еду для своей съемочной группы, как вспоминает одна подруга: «Она даже смогла уговорить УФА взять на себя расходы, чтобы съемочная группа могла получать еду бесплатно… она часами стояла на грубом полу этого продуваемого сквозняками сарая и была не против чистить картошку или овощи вместе с другими женщинами. Таков был дух жертвенности». [9]
фон Харбу часто превращала свои сценарии в полноценные романы, публикация которых приурочивалась к выходу фильма, хотя в «Метрополисе » (1927) этого не произошло. [11] фон Харбоу сыграл центральную роль в создании «Метрополиса» , и эта эпопея стала значительной. Помимо написания романа и сценария, а также разработки четкого морального финала « Метрополиса» , она открыла для себя Густава Фрелиха , сыгравшего главную роль Фредера Фредерсена. [12]
Следующим ее крупным сотрудничеством с Лэнгом стал «М» фильм (1931) об убийце детей. Оно было написано с исключительным вниманием к точности. Ланг и фон Харбу были в восторге от освещения в новостях Петера Кюртена , известного как Дюссельдорфский монстр, в конце 1920-х годов. Она использовала газетные статьи при разработке сценария и «поддерживала регулярные контакты с штаб-квартирой полиции на Александерплац, а также получила доступ к коммуникациям и секретным публикациям берлинских сил». [13] Вспоминая сценарий, секретарь фон Харбу Хильда Гутманн позже сказала: «Я видела много других рукописей фильма, но ни одной, которая могла бы сравниться с рукописью к «М» . Две ленты пишущей машинки были склеены вместе, чтобы дать нам три цвета: черный и красный, и другой синий: операторская работа и действие были напечатаны черным, диалоги — синим, а звук, если он синхронизирован, — красным». [14] Харбу не получил признания как автор сценария фильма М. « [15]
Германии Она также занималась политикой, присоединившись к кампании против параграфа 218 , который объявлял аборт преступлением. [16] На массовом митинге в 1931 году она сказала:
Наша главная цель — найти новую форму предотвращения беременности и, следовательно, сделать все 218 ненужными. Однако этот параграф должен быть немедленно исключен, поскольку женщины больше не признают его с моральной точки зрения. Это больше не закон. Нам нужен новый сексуальный кодекс, потому что старый был создан мужчинами, и ни один мужчина не в состоянии понять агонию женщины, вынашивающей ребенка, которого, как она знает, она не сможет прокормить. Этот закон, вытекающий из мужской психологии, принуждающий женщину к рождению ребенка, создает, пусть и не намеренно, конституционную неполноценность женщины по отношению к мужчине, что служит защитой от активности женщин в экономической и политической жизни. [16]
Развод
[ редактировать ]Вскоре после того, как фон Харбу женился на Ланге, у него появилась привычка открыто преследовать более молодых женщин, но они, тем не менее, представляли себя счастливой парой с довольным домом, который для обычного гражданина показался бы небольшим музеем экзотического искусства. [17] Затем, во время постановки «Завета доктора Мабузе» , Ланг обнаружила фон Харбу в постели с Айи Тендулкар , индийской журналисткой и студенткой, которая была на 17 лет моложе ее. [18]
После того, как развод Ланга и фон Харбу стал окончательным 20 апреля 1933 года, пара постепенно потеряла контакт друг с другом. [19] Вскоре после развода фон Харбу и Айи Тендулкар заключили тайный брак, поскольку нацистское государство не позволяло кому-то ее общественного положения выходить замуж за темнокожего индейца. [20] [21] [22]
Под властью нацистов
[ редактировать ]С приходом к власти Адольфа Гитлера в 1933 году немецкую киноиндустрию начали использовать в пропагандистских целях. Фон Харбу был лоялен новому режиму. Примерно в 1934 году, через год после прихода к власти нацистской партии , она по собственной инициативе написала и сняла два фильма: «Элизабет унд дер Нарр» и «Ханнелес Химмельфарт» . Однако опыт режиссуры она не нашла удовлетворительным и все это время оставалась плодовитым сценаристом. «При режиме, когда каждый фильм был« государственным фильмом », Тея фон Харбу накопила авторские права примерно на двадцать шесть фильмов, одновременно оказав не указанную в титрах помощь в бесчисленном количестве других, включая несколько с бесспорным национал-социалистическим мировоззрением». [23]
Когда в 1939 году разразилась война, ее муж был вынужден покинуть Германию, и их брак распался. С благословения фон Харбоу он ухаживал, а затем женился на индийской женщине, которая навестила ее после войны (в 1953 году). [22]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]
С июля по октябрь 1945 года Тея фон Харбу содержалась в Штаумюле, британском лагере для военнопленных. Хотя многие утверждали, что она имела значительные симпатии к нацистам, фон Харбу утверждала, что она присоединилась к нацистской партии только для того, чтобы помогать индийским иммигрантам в Германии, как и ее муж. Биограф Лэнг, Патрик Макгиллиган, писал: «Ее непосредственная работа от имени правительства состояла, как она утверждала, полностью в волонтерской сварке, изготовлении слуховых аппаратов и оказании неотложной медицинской помощи. Фактически, она получила медаль за заслуги перед спасением людей в двух воздушные налеты». [24] В тюрьме она поставила спектакль « Фауст» , а после освобождения работала Trümmerfrau (женщиной из завалов) в 1945 и 1946 годах.
Смерть
[ редактировать ]К концу жизни фон Харбоу боли от высокого кровяного давления, мигрени и невралгии ослабили ее, хотя она продолжала писать или диктовать, лежа в постели. [25] После посещения показа Der müde Tod ( Судьба , 1921)Будучи почетным гостем в июне 1954 года, она упала и получила серьезные внутренние повреждения бедра. 1 июля 1954 года, пять дней спустя, она умерла в больнице в возрасте шестидесяти пяти лет. [26]
Через несколько лет после ее смерти Ланг снял фильм «Индийская гробница» (1959), основанный на одном из романов фон Харбу.
Фильмография
[ редактировать ]Некоторые из самых выдающихся фильмов Харбу:
- «Страсти Инге Краффт» , режиссёр Роберт Динесен (1921, по идее Теи фон Харбу)
- Дом доктора. «Гаудеамус» , режиссёр Фридрих Фехер (1921, по роману «Дом без двери и окна »)
- «Индийская гробница» , режиссёр Джо Мэй (1921, по роману Das indische Grabmal )
- «Каменный всадник» , режиссер Фриц Вендхаузен (1923, по идее Теи фон Харбу)
- «Метрополис» , режиссёр Фриц Ланг (1927, по роману «Метрополис» )
- Спион , режиссёр Фриц Ланг (1928, по роману «Спионе» )
- «Женщина на Луне» , режиссёр Фриц Ланг (1929, по роману «Ракета на Луну »)
Книги
[ редактировать ]Некоторые из самых известных книг Харбу:
- Индийская гробница , 1918 год.
- Метрополис , 1925 год (у Гутенберга )
- Фрау им Монд (Женщина на Луне), 1928 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тея фон Харбу (1888–1954)» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 5 августа 2014 г.
- ^ Макгиллиган 1997 , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б с д Макгиллиган 1997 , с. 63.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 62.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 64.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 92.
- ^ Эдер, Брюс. «Обзор: Рудольф Кляйн-Рогге» . Всефильм . Проверено 28 апреля 2015 г.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Макгиллиган 1997 , с. 97.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 91.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 109.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 113.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 150.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 152.
- ^ Стивенс, Дана. «Письмо, царапины и политика от М до Мабузе». Куи Парле 7.1 1993 (63)
- ^ Jump up to: а б Петро, Патрис. Безрадостные улицы: женщины и мелодраматическое представление в Веймарской Германии. Нью-Джерси: Принстон, 1989 (26)
- ^ Макгиллиган 1997 , стр. 90–91.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 168.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 181.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 184.
- ^ Лакшми Тендулкар Дхаул, В тени свободы: три жизни в Германии Гитлера и Индии Ганди , Zubaan Books, 2013
- ^ Jump up to: а б Падгаонкар, Дилип (8 марта 2013 г.). «Необычная судьба Айи Тендулкара» . Таймс оф Индия . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 185.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 330.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 413.
- ^ Макгиллиган 1997 , с. 414.
Библиография
[ редактировать ]- Макгиллиган, Патрик (1997). Фриц Ланг: Природа зверя . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0-312-19454-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тея фон Харбу - Путеводитель по фильмам AMC
- «Безрадостные улицы: женщины и мелодраматические образы в Веймарской Германии» , Патрис Петро
- Письмо, царапины и политика от М до Мабузе в Qui Parle Даны Стивенс
- В тени свободы , дочь Айи Тендулкар Лакшми Тендулкар Дхаул, урожденная Лакшми Тея Тендулкар
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Теи фон Харбу в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Тея фон Харбу на IMDb
- Тея фон Харбу в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Тея фон Харбу на проекте Women Film Pioneers Project
- Немецкие актрисы 20 века
- Немецкие сценаристы XX века
- Немецкие писательницы XX века.
- 1888 рождений
- 1954 смерти
- Баварское дворянство
- Кинолюди из Баварии
- Немецкие киноактрисы
- Немецкие писатели-фантасты
- Немецкие актрисы немого кино
- Актрисы немецкого театра
- Немецкие женщины-сценаристы
- нацистские пропагандисты
- Дворянство в нацистской партии
- Немецкое дворянство 20 века
- Люди из Хофа (район)
- Люди из Королевства Бавария
- Женщины-пионеры кинематографа
- Женщины в нацистской Германии
- Женщины-писатели-фантасты и фэнтези
- Случайные смерти в Германии
- Случайная смерть от падений